► ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 37.015.3-053.6(045) ББК 88.6
РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШ ЕКЛАССНИКОВ1
THE DEVELOPMENT OF VALUE-SEMANTIC COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF SENIOR PUPILS
Кондратьева Наталья Павловна
Доцент кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, кандидат психологических наук
E-mail: [email protected]
Дементьева Мария Сергеевна
Магистрант 2 курса факультета психологии и дефектологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева E-mail: [email protected]
Kondratyeva Natalia P.
Assistant Professor at the Department of Psychology, Mordovia M. E. Evsevyev State Pedagogical Institute, PhD in Psychology, Associate Professor E-mail: [email protected]
Dementieva Maria S.
2nd-year student in the master's program at the Faculty of Psychology and Defectology, Mordovia M. E. Evsevyev State Pedagogical Institute, PhD in Psychology E-mail: [email protected]
Аннотация. Современное образование направлено не только на обучение, воспитание, но и на формирование личности обучающихся, поэтому проблема исследования психологической культуры подрастающего поколения становится все более актуальной. В статье обоснована значимость
Abstract. Modern education is directed not only at teaching, education, but also at forming the learner's personality. Therefore, the problem of research of psychological culture of younger generation is becoming more acute. The article substantiates the significance of the development of value-semantic component
1 Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева) по теме «Развитие ценностно-смыслового компонента психологической культуры юношества».
развития ценностно-смыслового компонента психологической культуры старшеклассников. Представлены результаты исследования указанного компонента психологической культуры у старшеклассников и данные изменений, вызванных апробацией тренинга.
Ключевые слова: психологическая культура, ценностно-смысловой компонент психологической культуры, программа тренинга, смысложизненные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, старшеклассники.
of psychological culture of senior pupils. The results of the study of this component of psychological culture in senior pupils and the data of changes caused by approbation of the training are described.
Keywords: psychological culture, value-semantic component of psychological culture, training program, meaningful orientations, terminal values, instrumental values, senior pupils.
На современном этапе развития общества в целом и модернизации системы образования в частности особенно актуальной становится проблема исследования психологической культуры подрастающего поколения. Значимость изучения особенностей, становления и развития психологической культуры в онтогенезе обусловлена ее ведущей ролью в процессах социализации, внутриличностного и межличностного взаимодействия, общения, формирования человека как личности в целом [1-3].
Исследование психологической культуры является сравнительно новым направлением психологической науки. В настоящее время различные содержательные аспекты психологической культуры изучаются как в научно-теоретическом, так и методическом плане.
В психолого-педагогической литературе по рассматриваемой проблематике представлены многочисленные труды исследователей относительно концепции понимания, структурно-содержательных характеристик психологической культуры, а также научно-методические подходы и модели формирования психологической культуры на разных этапах онтогенеза. Несмотря на это на данный момент не создана единая концепция понимания и формирования психологической культуры личности. При этом в связи с внедрением компетентностно-ориентированных ФГОС актуализируется проблема ценностно-смысловых аспектов личности, особенностей их развития у обучающихся на различных возрастных этапах, а также эффективных условий и обеспечения их формирования в образовательном процессе [4].
В научной литературе недостаточно изучены проблемы становления и возможности развития ценностно-смыслового компонента психологической культуры старшеклассников, хотя именно на данном возрастном этапе происходит определение жизненных планов; формируются система ценностей, мировоззрение, смысл жизни, и в целом происходит профессиональное, личностное и жизненное самоопределение человека [5; 6].
В рамках настоящего научного исследования мы придерживаемся концепции понимания психологической культуры, предложенной К. М. Романовым. В одной из своих работ он пишет следующее: «В самом общем виде психологическую культуру можно определить
как систему психических процессов и свойств человека, благодаря которым осуществляется понимание себя и других людей как субъектов и личностей, эффективное воздействие на других людей и на самого себя, адекватное отношение к людям (включая и самого себя) как к личностям» [3, с. 61].
Психологическая культура представляет собой системное образование личности и структурно состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов, которые у разных исследователей фигурируют под разнообразными названиями при большом содержательном и функциональном сходстве. В контексте данного исследования наше внимание акцентировано на ценностно-смысловом компоненте психологической культуры старшеклассников.
Согласно воззрению Л. С. Колмогоровой, ценностно-смысловой компонент психологической культуры представлен «совокупностью, системой личностно значимых и лич-ностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими». Автор отмечает, что «это некие "духовные опоры", придающие человеку смысл жизни, ориентирующие его в жизни, способствующие противостоянию разрушительным и негативным влияниям» [5, с. 38].
К. М. Романов определяет ценностно-смысловой (духовно-нравственный) компонент психологической культуры через «устойчивое отношение человека к другим людям и самому себе». Данные взаимоотношения, по его мнению, зависят от того, какое место в системе ценностей личности занимают люди: как себе подобные и равноправные личности, как инструменты решения личных или каких-то иных проблем и др. [3, с. 69].
В аспекте понимания ценностно-смыслового компонента психологической культуры старшеклассников мы ориентируемся на концепции Л. С. Колмогоровой и К. М. Романова, выделяем и исследуем следующие основные элементы в структуре данного компонента: ценности и ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, характер отношений с окружающим миром (включая сферу межличностных отношений) и самим собой как личностью [7, с. 36].
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, фундаментальные и современные труды, мы пришли к выводу о том, что особенности и технологии развития ценностно-смыслового компонента психологической культуры старшеклассников изучены недостаточно, соответственно, существует потребность в реализации данного исследования. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов на базе МОУ «Лицей № 26» г. о. Саранск. В нем приняли участие 32 старшеклассника в возрасте 16-17 лет.
На этапе констатирующего эксперимента, целью которого являлось выявление особенностей ценностно-смыслового компонента психологической культуры старшеклассников, нами был подобран соответствующий диагностический инструментарий: методика «Неоконченные предложения» (модификация Л. С. Колмогоровой), тест «Смысложизнен-ные ориентации» (Д. А. Леонтьев), методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). Полученные в ходе проведения данных методик результаты представим далее.
Согласно данным методики «Неоконченные предложения» (модификация Л. С. Колмогоровой), у большинства старшеклассников (59,4%) преобладает нейтральный характер
отношений. Положительный характер отношений констатировался у 28,1% испытуемых. Отрицательный характер отношений выявлен у 12,5% старших школьников. Тот или иной характер отношений испытуемых диагностировался в сфере отношения к семье, к друзьям и сверстникам, к учителям, к человеку, к себе и жизни в целом; выражался в соответствующих высказываниях старшеклассников при завершении неоконченных предложений (например: «Я уважаю родителей за то, что они мои родители», «Каждый человек талантлив», «Я считаю, что мои друзья временно важные для меня люди» и др.).
Данные испытуемых по тесту «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев) демонстрируют, что большинство старшеклассников (68,8%) обладают средним уровнем развития смысложизненных ориентаций. У 25% испытуемых выявлен высокий уровень развития смысложизненных ориентаций. Низкий уровень развития смысложизненных ориентаций обнаружен у 6,3% старших школьников.
Данные показатели свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников имеют в жизни цели, реально оценивают возможность их достижения и подкрепляют все это собственной ответственностью, однако живут сегодняшним днем и лишь мечтают о достижении чего-либо. Другая часть испытуемых имеет четкие цели в жизни, придает последней осмысленность, направленность и временную перспективу. Следующей части старшеклассников соответствует убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю; человек не придает жизни эмоционально-насыщенный характер, не ставит долгосрочных целей.
Анализируя индивидуальные показатели испытуемых по отдельным шкалам теста, можно сделать вывод о том, что при наличии целей в жизни большинство старшеклассников четко не осознают путей их реализации. Отмечается тенденция возложения ответственности и управления жизнью на внешние обстоятельства, неверие в свои силы контролировать события собственной жизни, насыщать ее определенными целями.
Из данных, полученных в результате проведения методики «Ценностные ориентации» (М. Рокич), следует, что наиболее значимыми для большинства старшеклассников являются такие терминальные ценности, как: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, свобода, уверенность в себе, развитие, а также следующие инструментальные ценности -честность, воспитанность, образованность, независимость, жизнерадостность, широта взглядов (ранги 1-6 соответственно). Средними по важности терминальными ценностями для испытуемых выступают: творчество, интересная работа, счастье других, жизненная мудрость, активная деятельная жизнь, познание, а также следующие инструментальные ценности - самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, исполнительность, ответственность, твердая воля, рационализм (ранги 7-12 соответственно). К наименее значимым для старшеклассников относятся следующие терминальные ценности: материально обеспеченная жизнь, продуктивная жизнь, удовольствия, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, красота природы и искусства, а также такие инструментальные ценности, как чуткость, эффективность в делах, терпимость, аккуратность, непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы (ранги 13-18 соответственно).
Проанализировав результаты констатирующего этапа исследования, мы сделали вывод о том, что большинство старшеклассников имеют средний и низкий уровень
развития ценностно-смыслового компонента психологической культуры. В связи с этим возникла потребность в реализации формирующего эксперимента по повышению уровня сформированности данного компонента психологической культуры у обучающихся старшего школьного возраста.
Для нахождения наиболее оптимального варианта решения обозначенной проблемы мы разработали программу тренинга, целью которого является развитие ценностно-смыслового компонента психологической культуры старшеклассников. В соответствии с целью были определены следующие задачи тренинга:
1) способствовать развитию у старшеклассников положительного отношения к окружающим и себе как личности;
2) благоприятствовать осознанию старшеклассниками собственных приоритетных ценностей в жизни и акцентировать внимание на гуманные аспекты ценностных ориентаций;
3) содействовать развитию смысложизненных ориентаций старшеклассников.
Тренинг реализуется в течение двух месяцев, при частоте два занятия в неделю; всего 13 занятий, при этом длительность одного занятия составляет 1,5 часа. Задачи каждого тренингового занятия соответствуют задачам программы и направлены на достижение цели тренинга. Рассмотрим их далее.
Задачами первого занятия в рамках разработанного тренинга являются: знакомство и установление психологического контакта с участниками тренинга; информирование группы о целях и задачах тренинга; создание мотивационной готовности к участию в работе; установление и принятие участниками тренинга правил группового взаимодействия. Методами и средствами решения данных задач выступают: упражнения «Ладошка», «Доска правил и пожеланий», «Послание самому себе» и пр.; беседа, тематическая зарисовка и др.
В качестве задач второго занятия тренинга и последующих (до 8-го включительно) определены следующие: развитие взаимопонимания между участниками тренинга; развитие положительного отношения в группе; развитие положительного отношения участников тренинга к себе как личности; развитие положительного отношения к семье и учителям; развитие положительного отношения к человеку и жизни в целом; содействие осознанию участниками тренинга собственных приоритетных ценностей и ценностных ориентаций в жизни; содействие осознанию собственной жизненной позиции участниками тренинга и др. Методами и средствами решения указанных задач являются: упражнения «Угадай, кто ты?», «Представление-ассоциация», «Путешествие», «Качества», «Смысложизненные ориентации»; беседа, анализ видеоматериалов, арт-терапевтические техники и др.
Задачами занятий с 9-го по 12-е в рамках спроектированной программы тренинга являются: развитие у участников тренинга целостного представления о себе и своей жизни; содействие осознанию и принятию ответственности за свою жизнь; развитие навыков планирования своих будущих жизненных целей. Методами и средствами решения данных задач выступают: упражнения «Хочу-могу-надо», «Стрела жизни», «Мой жизненный путь», «Достижение цели» и пр.; беседа, арт-терапевтические техники и др.
Наконец, задачами 13-го занятия являются: совместное подведение итогов и обобщение полученных результатов в ходе участия в тренинге; создание условий для положительного завершения тренинговых занятий. Методами и средствами решения указанных
задач выступают: упражнения «Послание самому себе, часть вторая», «Два полюса», «Солнышко» и пр.; беседа, арт-терапевтические техники.
В программе тренинга соблюдены следующие принципы психологии и формирования психологической культуры:
• принцип учета индивидуально-психологических особенностей участников тренинга;
• принцип учета объема и содержания материалов тренинга;
• деятельностный принцип;
• принцип активности;
• принцип ориентации на возрастные социокультурные нормы;
• принцип организации порождающих содействий;
• принцип соблюдения психологических технологий;
• принцип опоры на индивидуальный житейский психологический опыт человека;
• принцип личностного подхода;
• принцип возрастного подхода [3].
Таким образом, придерживаясь определения понятия «технология», представленного в работе Р. В. Овчаровой [8], разработанный нами тренинг выступает как технология развития ценностно-смыслового компонента психологической культуры старшеклассников. Каждое занятие тренинга, включенное в тренинговую программу, структурно состоит из следующих элементов: ритуал приветствия, разминка, основная часть, рефлексия, ритуал прощания. Рассмотренная структура тренинговых занятий, на наш взгляд, наиболее оптимальна в связи с тем, что каждый компонент данной структуры, имея определенные задачи, «подготавливает почву» для решения последующих задач занятия, задач тренинга и достижения цели тренинга в целом.
Реализация тренинга, направленного на развитие ценностно-смыслового компонента психологической культуры старшеклассников, осуществлялась с экспериментальной группой (группой № 1) в количестве 16 человек. Остальные испытуемые (16 старшеклассников) вошли в контрольную группу (группу № 2). Экспериментальная и контрольная группы были определены заранее, не имели статистически значимых различий по большинству показателей сформированности ценностно-смыслового компонента психологической культуры (исключения составили терминальные ценности - общественное признание и уверенность в себе на р < 0,05; инструментальные ценности - аккуратность, жизнерадостность, независимость на р < 0,05 и непримиримость к недостаткам в себе/других на р < 0,01, характерные для испытуемых группы № 1). Математическая обработка данных исследования проводилась посредством применения следующих критериев: и-критерий Манна-Уитни, ф* - угловое преобразование Фишера [9].
Оценка эффективности апробированной программы тренинга осуществлялась с помощью повторной диагностики испытуемых экспериментальной и контрольной групп. Для этого был использован диагностический инструментарий констатирующего этапа исследования (согласно выделенным параметрам диагностики) и ранее примененные критерии статистико-математической обработки данных. Результаты контрольного эксперимента представим далее в виде таблиц и соответствующей их интерпретации.
Описание результатов исследования начнем с анализа данных табл. 1, показывающей особенности характера отношений старшеклассников экспериментальной и контрольной групп после формирующего эксперимента (по методике «Неоконченные предложения» в модификации Л. С. Колмогоровой).
Таблица 1
Особенности характера отношений старшеклассников экспериментальной и контрольной групп на этапе контрольного эксперимента
Результаты
Характер отношений ЭГ/Группа № 1 КГ/Группа № 2 Ф
абс. % абс. %
Положительный 13 81,3 5 31,3 2,998**
Нейтральный 2 12,5 9 56,3 2,754**
Отрицательный 1 6,3 2 12,5 0,611
Уровень значимости: ** р < 0,01 (2,31).
Из данных табл. 1 следует, что у большинства (81,3%) старшеклассников экспериментальной группы преобладает положительный характер отношений в сфере отношений к себе и окружающему миру, в то время как у контрольной группы - нейтральный характер отношений (56,3%). У 12,5% испытуемых группы № 1 выявлен нейтральный характер отношений, а у группы № 2 (в том же процентном соотношении) - отрицательный характер отношений к окружающему миру / людям и самим себе как личностям. Наконец, у 6,3% старшеклассников экспериментальной группы наблюдался отрицательный характер отношений, а у 31,3% испытуемых контрольной группы - положительный.
Как было отмечено ранее, характер отношений старшеклассников диагностировался в нескольких сферах отношений: к семье, к друзьям и сверстникам, к учителям, к людям, к себе и к жизни в целом; высказывания испытуемых экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, при завершении неоконченных предложений стали носить более корректный, доброжелательный и гуманный характер. Данные табл. 1 также показывают, что статистически значимые различия между старшеклассниками обеих групп обнаружены по показателям «положительный характер отношений» и «нейтральный характер отношений» на высоком уровне значимости.
Далее рассмотрим данные табл. 2, демонстрирующей особенности смысложизненных ориентаций старшеклассников экспериментальной и контрольной групп после формирующего эксперимента (по тесту «Смысложизненные ориентации», автор - Д. А. Леонтьев).
Из данных табл. 2 следует, что у большинства (75%) старшеклассников экспериментальной группы преобладает высокий уровень развития смысложизненных ориентаций, в то время как у испытуемых контрольной группы - средний уровень осмысленности жизни (62,5%). У 18,8% испытуемых группы № 1 и у 31,3% старшеклассников группы № 2 выявлены средний и высокий уровни осмысленности жизни соответственно. Низкий уровень
Таблица 2
Особенности смысложизненных ориентации старшеклассников экспериментальной и контрольной групп на этапе контрольного эксперимента
Уровни развития смысложизненных ориентаций (СЖО) Результаты
ЭГ/Группа № 1 КГ/Группа № 2 Ф
абс. % абс. %
Высокий 12 75 5 31,3 2,565**
Средний 3 18,8 10 62,5 2,619**
Низкий 1 6,3 1 6,3 0
Уровень значимости: ** р < 0,01 (2,31).
развития смысложизненных ориентаций наблюдался у 6,3% испытуемых экспериментальной и контрольной групп. Данные показатели свидетельствуют о том, что старшеклассники экспериментальной группы имеют более четкие представления о собственных жизненных целях, адекватно оценивают личностные ресурсы по их достижению и возлагают ответственность на себя, свои возможности. Это обстоятельство подтверждается индивидуальными показателями испытуемых группы № 1 по отдельным шкалам теста, это прежде всего «цели» и «Локус контроля Я». Данные табл. 2 также показывают, что статистически значимые различия между испытуемыми группы № 1 и группы № 2 обнаружены по показателям «высокий уровень развития СЖО» и «средний уровень развития СЖО» на высоком уровне значимости.
Представим данные табл. 3, показывающей особенности ценностных ориентаций (терминальных ценностей) старшеклассников экспериментальной и контрольной групп после формирующего эксперимента (по методике «Ценностные ориентации», автор - М. Рокич).
Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что статистически значимые различия между показателями испытуемых экспериментальной и контрольной групп выявлены по следующим терминальным ценностям: «активная деятельная жизнь», «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание», «продуктивная жизнь», «развитие», «счастливая семейная жизнь», «счастье других», «уверенность в себе» на низком уровне значимости.
Наиболее значимыми для большинства старшеклассников экспериментальной группы являются такие терминальные ценности, как здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, активная деятельная жизнь, развитие; для контрольной группы - здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, свобода, уверенность в себе, развитие (ранги 1-6 соответственно).
Средними по важности терминальными ценностями для испытуемых группы № 1 выступают: продуктивная жизнь, уверенность в себе, интересная работа, общественное признание, счастье других, познание; для группы № 2 - творчество, интересная работа, счастье других, жизненная мудрость, активная деятельная жизнь, познание (ранги 7-12 соответственно).
Таблица 3
Особенности терминальных ценностей старшеклассников экспериментальной и контрольной групп на этапе контрольного эксперимента
Терминальные ценности Суммы рангов и
ЭГ/Группа № 1 КГ/Группа № 2
Активная деятельная жизнь 212 316 76*
Жизненная мудрость 250 278 114
Здоровье 251 277 115
Интересная работа 209,5 318,5 73,5*
Красота природы и искусства 289,5 238,5 102,5
Любовь 291 237 101
Материально обеспеченная жизнь 229,5 298,5 93,5
Наличие хороших и верных друзей 217,5 310,5 81,5*
Общественное признание 316,5 211,5 75,5*
Познание 280 248 112
Продуктивная жизнь 210,5 317,5 74,5*
Развитие 215 313 79*
Удовольствия 235 293 99
Свобода 266,5 261,5 125,5
Счастливая семейная жизнь 216 312 80*
Счастье других 212,5 315,5 76,5*
Творчество 247,5 280,5 111,5
Уверенность в себе 209 319 73*
Уровень значимости: * р < 0,05 (83).
К наименее значимым для старшеклассников группы № 1 относятся следующие терминальные ценности: творчество, свобода, удовольствия, материально обеспеченная жизнь, красота природы и искусства, жизненная мудрость; для группы № 2 - материально обеспеченная жизнь, продуктивная жизнь, удовольствия, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, красота природы и искусства (13-18-й ранги соответственно).
Рассмотрим данные табл. 4, демонстрирующей особенности ценностных ориентаций (инструментальных ценностей) старшеклассников экспериментальной и контрольной групп после формирующего эксперимента (по методике «Ценностные ориентации», автор - М. Рокич).
Данные табл. 4 свидетельствуют о том, что статистически значимые различия между показателями испытуемых экспериментальной и контрольной групп выявлены по следующими инструментальным ценностям: «аккуратность», «жизнерадостность»,
Таблица 4
Особенности инструментальных ценностей старшеклассников экспериментальной и контрольной групп на этапе контрольного эксперимента
Инструментальные ценности Суммы рангов и
ЭГ/Группа № 1 КГ/Группа № 2
Аккуратность 322 206 70*
Воспитанность 279 249 113
Высокие запросы 276 252 116
Жизнерадостность 214,5 313,5 *
Исполнительность 304,5 87,5 223,5
Независимость 218,5 309,5 82,5*
Непримиримость к недостаткам в себе и других 334,5 193,5 57,5**
Образованность 260 268 124
Ответственность 213,5 314,5 7 01 *
Рационализм 208 320 72*
Самоконтроль 284,5 107,5 243,5
Смелость в отстаивании своего мнения 218 310 82*
Твердая воля 257,5 270,5 121,5
Терпимость 209 319 73*
Широта взглядов 275 253 117
Честность 272,5 255,5 119,5
Эффективность в делах 212,5 315,5 76,5*
Чуткость 210,5 317,5 74,5*
Уровень значимости: * р < 0,05 (83); ** р < 0,01 (66).
«независимость», «ответственность», «рационализм», «смелость в отстаивании своего мнения», «терпимость», «эффективность в делах», «чуткость» на низком уровне значимости и «непримиримость к недостаткам» на высоком уровне значимости.
Наиболее значимыми для большинства старшеклассников группы № 1 являются такие инструментальные ценности, как ответственность, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, терпимость, эффективность в делах, чуткость; для группы № 2 -честность, воспитанность, образованность, независимость, жизнерадостность, широта взглядов (ранги 1-6 соответственно).
Средними по важности инструментальными ценностями для испытуемых экспериментальной группы выступают: жизнерадостность, независимость, аккуратность, воспитанность, честность, образованность; для контрольной группы - самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, исполнительность, ответственность, твердая воля, рационализм (ранги 7-12 соответственно).
К наименее значимым для старшеклассников группы № 1 относятся следующие инструментальные ценности: широта взглядов, самоконтроль, твердая воля, исполнительность, высокие запросы, непримиримость к недостаткам; для группы № 2 - чуткость, эффективность в делах, терпимость, аккуратность, непримиримость к недостаткам, высокие запросы (ранги 13-18 соответственно).
Исходя из вышеизложенных результатов экспериментального исследования, можно сделать вывод о том, что реализация специально разработанной программы тренинга, включающей упражнения на развитие положительного отношения к окружающим и себе как личности, смысложизненных ориентаций старшеклассников, осознание ими приоритетных ценностей и ценностных ориентаций в жизни, способствует развитию ценностно-смыслового компонента психологической культуры учащихся старшего школьного возраста.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные данные дополняют научные представления об особенностях ценностно-смыслового компонента психологической культуры старшеклассников.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что специально разработанная тренинговая программа, направленная на развитие ценностно-смыслового компонента психологической культуры, может использоваться педагогами-психологами в работе с учащимися старшего школьного возраста.
Список литературы
1. Абдурахманов Р. А. Психологическая культура как актуальная проблема современной школы // Науч. Вестн. Волгоградского филиала РАНХиГС. - 2015. - № 2. - С. 35-39.
2. Дементьева Е. В, Алаева М. В. Понимание психического состояния как элемент практического компонента психологической культуры будущего специалиста // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - № 4. - С. 78-82.
3. Романов К. М. Психологическая культура: проблемы и перспективы исследования // Психологическая культура человека: теория и практика: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием, 27-28 февраля 2012 г. / отв. ред. К. М. Романов. - Саранск, 2012. - С. 59-76.
4. Замкин П. В, Мовсесян Ж. А. Технологии тьюторского сопровождения формирования ценностно-смысловых компетенций у младших школьников // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 3 (19). - С. 23-26.
5. Колмогорова Л. С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2001. - 471 с.
6. Вдовина Н. А. Модель развития профессионально-ценностных ориентаций субъекта психологической безопасности в образовательной среде // Российский науч. журн. - 2012. - № 27. - С. 142-147.
7. Дементьева М. С., Кондратьева Н. П. Исследование ценностно-смыслового компонента психологической культуры старшеклассников // Евсевьевские чтения. Сер.: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сб.
науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. «53-и Евсевьевские чтения», 9-10 февраля 2017 г. / под науч. ред. Ю. В. Варданян. - Саранск, 2017. - С. 35-39.
8. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов психол. фак. ун-тов. - М.: Академия, 2003. - 448 с.
9. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 350 с.
References
1. Abdurakhmanov R. A. Psikhologicheskaya kultura kak aktualnaya problema sovre-mennoy shkoly. Nauch. Vestn. Volgogradskogo filiala RANKHiGS. 2015, No. 2, pp. 35-39.
2. Dementieva E. V, Alaeva M. V. Ponimanie psikhicheskogo sostoyaniya kak element prakticheskogo komponenta psikhologicheskoy kultury budushchego spetsialista. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2010, No. 4, pp. 78-82.
3. Romanov K. M. Psikhologicheskaya kultura: problemy i perspektivy issledovaniya. In: Psikhologicheskaya kultura cheloveka: teoriya i praktika. In: Proceedings of All-Russian scientific-practical conference, 27-28 feb. 2012. Saransk, 2012. Pp. 59-76.
4. Zamkin P. V, Movsesyan Zh. A. Tekhnologii tyutorskogo soprovozhdeniya formirovaniya tsennostno-smyslovykh kompetentsiy u mladshikh shkolnikov. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2014, No. 3 (19), pp. 23-26.
5. Kolmogorova L. S. Vozrastnye vozmozhnosti i osobennosti stanovleniya psikhologicheskoy kultury uchashchikhsya. ScD dissertation (Psychology). Moscow, 2001. 471 p.
6. Vdovina N. A. Model razvitiya professionalno-tsennostnykh orientatsiy subyekta psikhologicheskoy bezopasnosti v obrazovatelnoy srede. Rossiyskiy nauch. zhurn. 2012, No. 27, pp. 142-147.
7. Dementieva M. S., Kondratieva N. P. Issledovanie tsennostno-smyslovogo kompo-nenta psikhologicheskoy kultury starsheklassnikov. In: Evsevyevskie chteniya. Ser.: Nauka i obrazovanie: actualnye psikhologicheskie problemy i opyt resheniya. Proceedings of International scientific-practical conference "53-i Evsevyevskie chteniya:, 9-10 feb. 2017. Saransk, 2017. Pp. 35-39.
8. Ovcharova R. V. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya: ucheb. posobie dlya studentov psikhol. fak. un-tov. Moscow: Akademiya, 2003. 448 p.
9. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii. St. Petersburg: Rech, 2003. 350 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 4