Научная статья на тему 'Сравнительный анализ ценностных ориентаций учащихся школ Монголии и России'

Сравнительный анализ ценностных ориентаций учащихся школ Монголии и России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / ЦЕННОСТИ / VALUES / ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ ЦЕННОСТИ / PREFERRED VALUES / ПРИЕМЛЕМЫЕ ЦЕННОСТИ / ACCEPTABLE VALUES ARE REJECTED VALUES / ОТВЕРГАЕМЫЕ ЦЕННОСТИ / ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ / PECULIARITIES OF VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Энхмаа Баасанхуу

В статье рассмотрены проблемы ценностных ориентаций и их особенностей. Для их определения была применена методика «Определение ценностных ориентаций учащихся» Э. Ф. Зеера и О. А. Рудей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF SCHOOLS OF MONGOLIA AND RUSSIA

This article deals with the challenges of value orientations and their features. To determine the characteristics, the following technique was used: Determining the value orientations of students E. F. Zeer and O. A. Rudey.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ ценностных ориентаций учащихся школ Монголии и России»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ МОНГОЛИИ И РОССИИ

COMPARATIVE ANALYSIS OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF SCHOOLS OF MONGOLIA AND RUSSIA

Энхмаа Баасанхуу

В статье рассмотрены проблемы ценностных ори-ентаций и их особенностей. Для их определения была применена методика «Определение ценностных ори-ентаций учащихся» Э. Ф. Зеера и О. А. Рудей.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценности, предпочитаемые ценности, приемлемые ценности, отвергаемые ценности, особенности ценностных ориентации.

Enkhmaa Baasankhuu

This article deals with the challenges of value orientations and their features. To determine the characteristics, the following technique was used: "Determining the value orientations of students" E. F. Zeer and O. A. Rudey.

Keywords: value orientations, values, preferred values, acceptable values are rejected values, peculiarities of value orientations.

Изучение ценностных ориентаций у учащихся старших классов остается актуальным, потому что, с одной стороны, нет единого подхода к искомому понятию, с другой стороны, кардинальные изменения в нашем обществе влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у подростков. И. Г. Шамсут-динова подчеркивает, что изменение сущности профессии связано с изменением ценностных ориентаций оптантов, «изменений эталонов и содержания профессиональной деятельности» [1, с. 12]. А. Н. Леонтьев отмечал: «Ценностные ориентации... это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обособляет человека, а сливает его жизни с жизнью людей, их благом. такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни» [2, с. 17].

Сравнение

Ценностные ориентации представляют собой сложную сеть взаимодействий различных ценностей, где одни доминируют, являются ведущими для данного человека, другие служат для их достижения, определяют содержательную сторону направленности личности и составляют основу мировоззрения, основу ее взглядов на окружающий мир, отношений к другим людям, к себе, к социальной действительности.

Основываясь на вышеизложенные мнения ученых, мы провели исследование, в котором приняли участие 248 респондентов. Из них 198 учащихся 10-11-х классов средней школы Монголии и 50 учащихся школ России. Предлагаемая методика «Определение ценностных ориентаций учащихся» Э. Ф. Зеера и О. А. Рудей [3] позволяет выявить ценности, на которые ориентирована личность. Учащимся было предложено 24 карточки, в которых написано ценностное качество и порядковый номер. После обработки ответов мы проанализировали, какие ценно-

Таблица 1

ценностей учащихся (в %)

№ Ценности Ценности, соответствующие ответам 11-й класс (Монголия) 10-й класс (Монголия)

1 Предпочитаемые ценности Уверенность в себе 15,2 16

Здоровье 62,7 41,7

Доброта, чуткость, заботливость 15,2 8,9

Интересная работа 4,7 16,9

2 Приемлемые ценности Ответственность 15,1 8

Жизнерадостность, оптимизм и аккуратность 14,1 22,3

Доброта, чуткость, заботливость и физическая сила 26,7 14,1

Воспитанность 4,7 13,3

3 Отвергаемые ценности Аккуратность 17,4 0

Непримиримость к недостаткам в себе и непримиримость к недостаткам в людях 27,9 23,2

Обладание модными и престижными вещами 41,8 26,7

Таблица 2

Сравнение ценностных ориентаций учащихся Монголии и России

№ Ценности Ценности, соответствующие ответам 11-й класс (Монголия) 11-й класс (Россия)

1 Предпочитаемые Уверенность в себе 15,2 14

ценности Здоровье 62,7 28

Доброта, чуткость, заботливость 15,2 8

Хорошие друзья 13,9 18

Любовь 8 22

2 Приемлемые Ответственность 15,1 2

ценности Жизнерадостность, оптимизм и аккуратность 14,1 18

Доброта, чуткость, заботливость и физическая сила 26,7 2

Сдержанность, самоконтроль 2 16

Воспитанность 4,7 0

3 Отвергаемые Аккуратность 17,4 10

ценности Непримиримость к недостаткам в себе и непримиримость к недостаткам в людях 27,9 32

Высокая зарплата 10,5 20

Обладание модными и престижными вещами 41,8 58

сти чаще всего входят в первый блок (1-8) - предпочитаемые ценности; во второй (9-16) - приемлемые ценности; в третий (17-24) - отвергаемые ценности.

Результаты представлены в табл. 1.

В результате исследования получено следующее соотношение ценностных ориентаций для учащихся школ Монголии: из учащихся 10-го класса 41,7% выбрали «здоровье», 16,9% остановили свой выбор на «интересной работе» и 16% выбрали «уверенность в себе».

В 11-м классе 62,7% выбрали «здоровье», 15,2% -«уверенность в себе» и 15,2% - «доброту, чуткость, заботливость».

Ведущие ранги среди приемлемых ценностей в 10-м классе в основном занимают такие, как «жизнерадостность, оптимизм» и «аккуратность» - 22,3%; несколько меньше доля ориентированных на «воспитанность» -13,3%. А в 11-м классе ведущими ценностями являются: «ответственность» - 15,1%, «доброта, чуткость, заботливость и физическая сила» - 26,7%.

Ориентации на отвергаемые ценности учащихся связаны с «обладанием модными и престижными вещами»: 26,7% в 10-м классе и 41,8% - в 11-м. Ценность «непримиримости к недостаткам в себе» и «непримиримости к недостаткам в людях» показало 23,2% в 10-м классе и 27,9% в 11-м классе. Ценность «аккуратности» - 17,4% в 11-м классе.

Таким образом, в системе предпочитаемых ценностей наиболее высокий ранг значимости для учащихся 10-х классов занимает «здоровье», «уверенность в себе» и «интересная работа». Такие ценности, как «обладание модными и престижными вещами», «непримиримость к недостаткам в себе» и «непримиримость к недостаткам в людях» занимают в иерархии ценностей последние места.

В следующей таблице показана сравнительная статистика ответов на определение ценностных ориентаций

учащихся 11-х классов средней школы Монголии и России (табл. 2).

Как видно из табл. 2, наиболее предпочитаемой ценностью для учащихся России является «здоровье» - 28% и 62,7% для учащихся Монголии. Ценность «любовь» занимает 22% в России, а для монгольских учащихся всего 8%. Выбрали ценность «хорошие друзья» - 18% учащихся России, и 13,9% Монголии.

Из блока приемлемых ценностей «жизнерадостность, оптимизм» и «аккуратность» выбрали 18% учащихся России и 14,1% Монголии.

В 11-х классах Монголии ведущие ранги принадлежат таким ценностям, как «ответственность» - 15,1%, «доброта, чуткость, заботливость и физическая сила» - 26,7%, а для российских школьников - «сдержанность, самоконтроль» - 16%.

Ориентация на отвергаемые ценности «обладать модными и престижными вещами» - 58% в России и 41,8% в Монголии. «Непримиримость к недостаткам в себе» и «непримиримость к недостаткам в людях» выбрали 32% учащихся в России и 27,9% в Монголии. «Аккуратность» выбрали 17,4% учащихся Монголии и 10% школьников из России. «Высокая зарплата» интересовала 20% российских и всего 10,5% монгольских школьников.

Становление профессионально важных качеств личности - процесс длительный, требующий от человека адекватно оценивать собственные возможности, знать о своих сильных сторонах и личностных затруднениях, развивать исследовательский потенциал. Именно поэтому, как считает Л. С. Подымова, важно развивать «способность к творческому решению профессиональных задач в условиях изменений и ситуаций неопределенности», в том числе учитывать изменения мотивационно-потребностной сферы учащихся при выборе профессии [4, с. 36].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шамсутдинова И. Г. Психологический, соци-ально-компетентностный, нормативно-институциональный аспекты профессии // Пед. образование и наука.2012.№ 8. С. 10-13.

2. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.

3. Зеер Э. Ф, Рудей О. А. Психология профессиональ-

ного самоопределения в ранней юности: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та. Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2008. С. 191-193 с.

4. Подымова Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности как механизм обновления педагогического образования в условиях реализации Болонского процесса // Пед. образование и наука. 2011. № 8. С.33-37.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE SOFTWARE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL COMPETENCE OF THE YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

С. Б. Серякова, О. В. Галакова

В статье представлен вариант организации процесса развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Особенностью развития социальной компетентности младших школьников является сопряжение усилий педагогического коллектива, членов семьи младших школьников, старшеклассников и младших школьников. Рассматривается содержание деятельности со всеми субъектами взаимодействия.

S. B. Seryakova, O. V. Galakova

The article presents a version of the organization of the process of the development of social competence of the younger students in extracurricular activities. Feature of the development of social competence of young schoolchildren is paired efforts of the teaching staff, family members primary school, high school and elementary school students. The content of activities with all the subjects of interaction is considered.

Ключевые слова: программа, социальная компетентность, младший школьник, внеурочная деятель ность.

Keywords: software, social competence, junior schoolchildren, extracurricular activities.

Социальная компетентность младших школьников как интегративная характеристика личности отражает признание ценности социального взаимодействия, знание и принятие норм и правил взаимодействия с людьми разных возрастов, способность к оцениванию социальной ситуации и конструктивному решению возникающих социальных проблем и задач [1]. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, приобретают значение личностные результаты освоения основной образовательной программы [2], следовательно, развитие социальной компетентности личности становится одной из задач в практике школы. В соответствии с требованиями стандарта в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время на изучение отдельных обязательных учебных предметов; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, и на внеурочную деятельность. На наш взгляд, внеурочная деятельность является значимым ресурсом развития социальной компе-

тентности младших школьников. Но следует отметить, что развитие социальной компетентности младших школьников «не может быть локализовано» в одном из видов «образовательной деятельности, а должно охватывать и пронизывать собой все виды учебной (в границах разных образовательных программ) и внеурочной (художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой, трудовой и др.) деятельности» [3]. Внеурочная деятельность осуществляется по различным направлениям. Так, спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности (спортивные секции), способствует не только поддержанию и укреплению здоровья учащихся, но и развивает умение чувствовать, видеть и поступать в соответствии с психологическим состоянием другого человека; учит работать в команде, анализировать свою деятельность, искать пути решения в трудных ситуациях. В рамках художественно-эстетического направления (секции танцев, секции прикладного искусства, выставки, экскурсии, фестивали) формируются представления об общечеловеческой культуре, нравственных образцах и нормах; фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.