Научная статья на тему 'Исследование ценностных ориентаций студентов 6 курса лечебного факультета РязГМУ'

Исследование ценностных ориентаций студентов 6 курса лечебного факультета РязГМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
377
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ 6 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА РЯЗГМУ / VALUE ORIENTATIONS / TERMINAL AND INSTRUMENTAL VALUES / 6TH YEAR STUDENTS OF MEDICAL FACULTY OF RYAZAN STATE MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леонов Геннадий Александрович, Соломатина Анастасия Сергеевна

Современные социальные условия предъявляют особые требования к формированию системы ценностей личности. Целью исследования послужила оценка особенностейценностных ориентаций студентов 6 курса лечебного факультета РязГМУ по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, который различал два класса ценностей:терминальные и инструментальные. Такое деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. В опросеприняли участие 60 студентов 6 курса лечебного факультета в возрасте от 22 до 25 лет. В результате исследования установлено, что для студентов медиков наиболее значимыми терминальными ценностями стали здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, отсутствие материальных затруднений, интересная работа, развитие и активная деятельная жизнь.Индифферентное отношение респонденты проявили к наличию хороших и верных друзей, познанию, свободе, общественному признанию, продуктивной жизнии жизненной мудрости. Счастье других занимает самую низкую позицию в иерархии терминальных ценностей. Лидирующие места в списке инструментальных ценностей заняли честность, образованность, жизнерадостность, ответственность, воспитанность, независимость иширота взглядов. Индифферентно отношение участников опроса к аккуратности, эффективности в делах, рационализму, твердой воле, самоконтролю и смелости в отстаивании своего мнения, взглядов.Высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе и других замыкают список инструментальных ценностей. В целом, у студентов РязГМУ сложилась система профессиональных ценностей. В то же время более половины ценностей находятся в состоянии внутреннего конфликта. Полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять большее внимание профессиональной этике в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Леонов Геннадий Александрович, Соломатина Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF THE 6TH COURSE IN RYAZANSTATEMEDICAL UNIVERSITY

Modern social conditions impose special requirements for the formation of a system of personal values. The aim of the study was to assess the features of value orientations of 6th year students of the medical faculty of Ryazan state medical University by The method of "Value orientations" M. Rokich, who distinguished two classes of values: terminal and instrumental. This division corresponds to the traditional division into values-goals and values-means. The survey involved 60 students of 6 course of medical faculty at the age of 22 to 25 years. As a result of research it is established that for medical students the health, happy family life, love, lack of financial difficulties, interesting work, development and active life became the most significant terminal values. The respondents showed an indifferent attitude to the presence of good and faithful friends, knowledge, freedom, public recognition, productive life and life wisdom. The happiness of others occupies the lowest position in the hierarchy of terminal values. The leading places in the list of instrumental values were taken by honesty, education, cheerfulness, responsibility, good breeding, independence and breadth of views. Indifferent attitude of the survey participants to accuracy, efficiency in business, rationalism, strong will, self-control and courage in defending their opinions and views. High demands and intransigence to the shortcomings in themselves and others close the list of instrumental values. In General, students of Ryazan state University have a system of professional values. At the same time, more than half of the values are in a state of internal conflict. The findings indicate the need to pay more attention to professional ethics in the educational process.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностных ориентаций студентов 6 курса лечебного факультета РязГМУ»

DOI:10.23888/humJ20184683-695

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 6 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА РЯЗГМУ

ЛеоновГ.А., Соломатина А.С.

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Аннотация.Современные социальные условия предъявляют особые требования к формированию системы ценностей личности. Целью исследованияпослу-жила оценка особенностейценностных ориентаций студентов 6 курса лечебного факультета РязГМУ по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, который различал два класса ценностей:терминальные и инструментальные. Такое деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. В опросеприняли участие 60 студентов 6 курса лечебного факультета в возрасте от 22 до 25 лет.

В результате исследования установлено, что для студентов - медиковнаибо-лее значимыми терминальными ценностями стали здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, отсутствие материальных затруднений, интересная работа, развитие и активная деятельная жизнь.Индифферентное отношение респонденты проявили к наличию хороших и верных друзей, познанию, свободе, общественному признанию, продуктивной жизнии жизненной мудрости. Счастье других занимает самую низкую позицию в иерархии терминальных ценностей.

Лидирующие места в списке инструментальных ценностей заняли честность, образованность, жизнерадостность, ответственность, воспитанность, независимость иширота взглядов. Индифферентно отношение участников опроса к аккуратности, эффективности в делах, рационализму, твердой воле, самоконтролю и смелости в отстаивании своего мнения, взглядов.Высокие запросы и непримири-

мость к недостаткам в себе и других замыкают список инструментальных ценностей.

В целом, у студентов РязГМУ сложилась система профессиональных ценностей. В то же время более половины ценностей находятся в состоянии внутреннего конфликта. Полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять большее внимание профессиональной этике в образовательном процессе.

Ключевые слова:ценностные ориентации, терминальные и инструментальные ценности, студенты 6 курса лечебного факультета РязГМУ.

STUDY OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF THE 6TH COURSE IN RYAZANSTATEMEDICAL UNIVERSITY

Leonov G. A., Solomatina A. S.

RyazanStateMedical University

Abstract.Modern social conditions impose special requirements for the formation of a system of personal values. The aim of the study was to assess the features of value orientations of 6th year students of the medical faculty of Ryazan state medical University by The method of "Value orientations" M. Rokich, who distinguished two classes of values: terminal and instrumental. This division corresponds to the traditional division into values-goals and values-means. The survey involved 60 students of 6 course of medical faculty at the age of 22 to 25 years.

As a result of research it is established that for medical students the health, happy family life, love, lack of financial difficulties, interesting work, development and active life became the most significant terminal values. The respondents showed an indifferent attitude to the presence of good and faithful friends, knowledge, freedom, public recog-

nition, productive life and life wisdom. The happiness of others occupies the lowest position in the hierarchy of terminal values.

The leading places in the list of instrumental values were taken by honesty, education, cheerfulness, responsibility, good breeding, independence and breadth of views. Indifferent attitude of the survey participants to accuracy, efficiency in business, rationalism, strong will, self-control and courage in defending their opinions and views. High demands and intransigence to the shortcomings in themselves and others close the list of instrumental values.

In General, students of Ryazan state University have a system of professional values. At the same time, more than half of the values are in a state of internal conflict. The findings indicate the need to pay more attention to professional ethics in the educational process.

Keywords:value orientations, terminal and instrumental values, 6th year students of medical faculty of Ryazan state medical University.

Актуальность исследования. В РязГМУ исследовались физиологические и психологические детерминанты успешности обучения студентов [1,3]. На сегодня противостояние между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития определяет актуальность проведенного исследования.

Цель исследования - оценить особенности ценностных ориентаций у студентов 6 курса лечебного факультетаРязГМУ.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе кафедры неврологии и нейрохирургии. В нём приняли участие 60 студентов (22 мужчины и 38 женщин) 6 курса лечебного факультета, давших информированное согласие на анонимное анкетирование, последующую обработку и интерпретацию количест-

венного и качественного анализа полученных результатов. Возраст испытуемых студентов составлял от 22 до 25 лет (23,4±3,2 года).

М. Рокич различает два класса ценностей:

- терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального

существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или

свойство личности является предпочтительным в любой ситуации [2].

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели ицен-ности-средства. Респондентам предъявлялись два списка ценностей по 18 в каждом. В списках испытуемый присваивал каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявлялся набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей [3].

Результаты исследования. Результаты диагностики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Результаты исследования ценностных ориентаций у респондентов по мето-

дике «Ценностные ориентации» М. Рокича (терминальные ценности)

Номер п/п Список А (терминальные ценности): Ранговое место (%)

1 - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 6 (15%)

2 - жизненнаямудрость (зрелость сужденийи здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 12 (13,3%)

3 - здоровье (физическое и психическое); 1 (31,6%)

4 - интересная работа; 4 (16,6%)

5 - красота природы и искусства (переживаниепрекрасно-гов природе и в искусстве); 17 (13,3%)

6 - любовь (духовная и физическая близость слюбимым человеком); 2 (13,3%)

7 - материально обеспеченная жизнь (отсутствиематери-альных затруднений); 3 (15%)

8 - наличие хороших и верных друзей; 7 (11,6%)

9 - общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); 10 (по 10%)

10 - познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 8 (13,3%)

11 - продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 11 (11,6%)

12 - развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 5 (10%)

13 - развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); 13 и 15 (по 11,6%)

14 - свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 9 (11,6%)

15 - счастливая семейная жизнь; 1 (18,3%)

16 - счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); 18 (25%)

17 - творчество (возможность творческой деятельности); 16 (18,3%)

18 - уверенность в себе (внутренняя гармония,свобода от внутренних противоречий, сомнений). 2 (18,3%)

Как видно из табл. 1, в спискетерминальных ценностейреспонденты выбрали в качестве предпочитаемых, наиболее значимых ценностей следующие: первое место - здоровье (физическое и психическое) -31,6% и счастливая семейная жизнь - 18,3%; второе место - любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) - 13,3% и уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) - 18,3%;третье место - материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)- 15%; четвертое место -интересная работа - 16,6%; пятое место - развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) - 10%; шестое место - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)- 15%.

Потребность в счастливой семейной жизни и любви у испытуемых объясняется тем, что большую часть респондентов составляют девушки -будущие хранительницы семейного очага, у некоторых из них есть свои семьии дети, а другие только задумываются о создании семьи, соответственно, для них это является наиболее важным в жизни.Высокое место в иерархии терминальных ценностей молодых людей и девушек занимает интересная работа, удовлетворяющая потребность в профессиональной реализации и материальном благополучии.Стоит отметить стремление молодежи жить активной жизнью и развиваться.

Индифферентное отношение респонденты проявили в отношении следующих ценностей: седьмое место - наличие хороших и верных друзей - 11,6%; восьмое место - познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) - 13,3%;девятое место - свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) -11,6%;десятое место - общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) - 10%;одиннадцатое место - продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) -11,6%;двенадцатое место - жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)-13,3%.

Вызывает беспокойство индифферентное отношение студентов-медиков к процессу расширения своего образования, кругозора, общей культуры и низкая жизненная продуктивность (нежелание максимально использовать свои силы и способности).Как известно, эти качества крайне важны для будущего врача.

Отвергаемыми, незначимыми ценностямипо результатамтестирования стали: тринадцатое и пятнадцатое места -развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)- 11,6%;шестнадцатое место -творчество (возможность творческойдеятельности) - 18,3%;семнадцатое место -красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

- 13,3%;восемнадцатое место - счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) - 25%.

Счастье других занимает самую низкую позицию в иерархии терминальных ценностей, таким образом, для респондентов личное благополучие является более ценным, чем развитие и совершенствование общества в целом.

Таблица 2

Результаты исследования ценностных ориентаций у респондентов по мето-

дике «Ценностные ориентации» М. Рокича (инструментальные ценности)

Номер п/п СписокБ (инструментальные ценности): Ранговое место (%)

1 - аккуратность (чистоплотность), умение содержать впорядке вещи, порядок в делах; 7 и 11 (по 10%)

2 - воспитанность (хорошие манеры); 4 (15%)

3 - высокие запросы (высокие требования к жизни ивы-сокие притязания); 18 (20%)

4 - жизнерадостность (чувство юмора); 2 (13,3%)

5 - исполнительность (дисциплинированность); 14 (15%)

6 - независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 5 (10%)

7 - непримиримость к недостаткам в себе и других; 18 (26,6%)

8 - образованность (широта знаний, высокая общаякуль-тура); 1 (18,3%)

9 - ответственность (чувство долга, умение держатьсвое слово); 3 (13,3%)

10 - рационализм (умение здраво и логично мыс-лить,принимать обдуманные, рациональные решения); 9 (11,6%)

11 - самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); 10 (15%)

12 - смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; 10 (15%)

13 - твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); 9 (11,6%)

14 - терпимость (к взглядам и мнениям других, умение- 16

прощать другим их ошибки и заблуждения); (10%)

15 - широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); 6 (по 10%)

16 - честность (правдивость, искренность); 1 (31,6%)

17 - эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 8 (13,3%)

18 - чуткость (заботливость). 17 (10%)

Как видно из табл. 2, в списке инструментальных ценностей респонденты выбрали в качестве предпочитаемых, наиболее значимых ценностей следующие: первое место - честность (правдивость, искренность) - 31,6% и образованность (широта знаний, высокая общая культура) - 18,3%; второе место- жизнерадостность (чувство юмора) - 13,3%;третье место- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) - 13,3%;четвертое место - воспитанность (хорошие манеры) - 15%;пятое место - независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) - 10%;шестое место - широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) - 10%.

Лидирующие места в списке инструментальных ценностей занимают чест-ность(правдивость, искренность), образованность (широта знаний, высокая общая культура),жизнерадостность(чувство юмора), ответственность(чувство долга, умение держать свое слово), воспитанность(хорошие манеры), независи-мость(способность действовать самостоятельно, решительно), широта взгля-дов(умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) - эти качества крайне важны в становлении будущих медиков, так как актуализация этих потребностей составляет основную базу медицинской профессии.

Индифферентное отношение респонденты проявили к следующим ценностям: седьмое и одиннадцатое места - аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах) - по 10%; восьмое место - эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) - 13,3%;девятое место - ра-

ционализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) - 11,6 % и твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) - 11,6%;десятое место - самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) - 15% и смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов - 15%.

Индифферентное отношение к вышеперечисленным ценностям позволяет выявитьопределенную долю незрелости в профессиональном поведении наших респондентов, обусловленную психологически. Это порождает среди студентов-социальный и профессиональный инфантилизм.

Отвергаемыми, незначимыми ценностями по результатам тестирования стали: четырнадцатое место - исполнительность (дисциплинированность) - 15%; шестнадцатое место-терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) - 10%;семнадцатое место - чуткость (заботливость) - 10%; восемнадцатое место - высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) - 20% и непримиримость к недостаткам в себе и других - 26,6%.

Исполнительность, высокие требования к жизни и высокие притязания, непримиримость к недостаткам в себе и других - эти качества оказались в списке незначимых ценностей по результатам тестирования.

Выводы:

1. Сравнительный анализ результатов исследования показал, что такиеценно-сти как потребность в независимости (способность действовать самостоятельно, решительно), образованность (широта знаний, высокая общая культура); ответственность (чувство долга, умение держать свое слово), жизнерадостность (чувство юмора), воспитанность (хорошие манеры) и честность (правдивость, искренность) занимают важное место в становлении будущих медиков,так как актуализация этих потребностей составляет основную базу медицинской профессии.

2. Однако, определенная доля незрелости в профессиональномповедениина-ших респондентов, обусловлена психологически, что порождает среди нихсоци-

альный и профессиональный инфантилизм. Отметим, что, такие ценностикак развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), чуткость (заботливость), высокие запросы (высокие требования кжизни и высокие притязания), непримиримость к недостаткам в себе и других,активная деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей; а также познание - оказались для испытуемых студентов менее значимыми.

3. В целом, у студентов-медиков РязГМУ сложилась система профессиональных ценностей. В то же время более половины ценностей находятся в состоянии внутреннего конфликта.

4. Полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять большее внимание профессиональной этике в образовательном процессе.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лапкин М.М. Исследование психологических и физиологическихдетерми-нант успешности обучения студентов в медицинском вузе [Электронный ресурс] / М.М. Лапкин, Н.В. Яковлева, В.Д. Прошляков // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 1 (4).Режим доступа: http://humjoumaLrzgmu.ru/art&id=69. (дата обращения 05.05.2015).

2. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. - Т.1. - М., 2000.-С. 25 -

3. Леонов Г.А. Исследование ценностных ориентаций студентов Ряз-ГМУ [Электронный ресурс] / Г.А. Леонов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2015. № 3 (10). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=162(дата обращения: 21.11.2018).

REFERENCES:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Lapkin M.M. Issledovanie psihologicheskih i fiziologicheskih determinant us-peshnosti obuchenija studentov v medicinskom vuze [Research of psychological and physiological determinants of success of training of students in medical University] [Electronic resource] / M.M. Lapkin, N.V. Yakovleva, V.D. Proshlyakov // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal]. 2014.No. 1 (4). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=69 (accessed 5.05.2015). (in Russian)

2. Psihologicheskie testy [Psychological tests] / edited by A. A. Karelin. - Vol.1. -M., 2000.-P. 25 - 29. (in Russian)

3. Leonov G.A. Issledovanie cennostnyh orientacij studentov RjazGMU [The study of value orientations of students of the Russian Academy of Sciences] [Electronic resource]. / G.A. Leonov // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2015. No. 3 (10). Mode of access: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=162 (date accessed: 21.11.2018). (inRussian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Леонов Геннадий Александрович - доктор медицинских наук, доцент кафедры неврологии и нейрохирургии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации,390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, email: genady-leonov@yandex.ru

Соломатина Анастасия Сергеевна - студентка 6 курса лечебного факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени

академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9,

e-mail : nastya.solomatina2017 @yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Leonov Gennady Aleksandrovich -doctor of medical Sciences, associate Professor of the Department of neurology and neurosurgery of the Federal state budgetary educational institution of higher education "Ryazan state medical University named after academician I. p. Pavlov" of the Ministry of health of the Russian Federation, 390026 Ryazan, ul. high-Voltage, d. 9, e-mail: genady-leonov@yandex.ru

Solomatina Anastasia Sergeevna-6th year student of the medical faculty of the Federal state budgetary educational institution of higher education "Ryazan state medical University named after academician I. p. Pavlov" of the Ministry of health of the Russian Federation, 390026, Ryazan, ul. high-Voltage, d. 9, e-mail: nastya.solomatina2017@yandex.ru

Дата поступления: 02.12.2018г.

Дата принятия в печать: 24.12.2018г.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Леонов Г.А., Соломатина А.С. Исследование ценностных ориентаций студентов 6 курса лечебного факультета РязГМУ [Электронный ресурс] Г.А. Леонов, А.С. Соломатина // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №4 (23). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=348 (дата обращения: чч.мм.гггг).

REFERENCE FOR CITING:

Leonov G.A., Solomatina A.S. Issledovaniye tsennostnykh oriyentatsiy studentov 6 kursa lechebnogo fakul'teta RyazGMU[Study of value orientations of students of the 6th course in Ryazan statemedical university] [Electronic resource]/G.A. Leonov, A.S. Solomatina // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №4 (23). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=348 (date of reference: hh.mm.yyyy).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.