Научная статья на тему 'Духовно-нравственное здоровье студентов образовательных организаций среднего профессионального образования республики Тыва'

Духовно-нравственное здоровье студентов образовательных организаций среднего профессионального образования республики Тыва Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будукоол Лариса Кара-саловна, Дада Долаана Чигир-ооловна, Лопсан Алдынай Данзын-ооловна

Проведено исследование духовно-нравственного здоровья студентов средних профессиональных образовательных организаций Республики Тыва. Показаны различия ценностных ориентаций по образовательным организациям и по полу. Выявлено, что студенты высоко ранжируют такие терминальные ценности, как здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливая жизнь. Наименее значимыми оказались такие ценности, как счастье других, независимость, непримиримость к недостаткам в себе и других. Среди инструментальных ценностей на первом месте воспитанность, аккуратность, образованность, жизнерадостность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное здоровье студентов образовательных организаций среднего профессионального образования республики Тыва»

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

УДК 377(571.52)+37.025

Будук-оол Лариса Кара-Саловна

Доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет, [email protected], Кызыл

Дада Долаана Чигир-ооловна

Аспирант кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет, [email protected], Кызыл

Лопсан Алдынай Данзын-ооловна

Аспирант кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет, [email protected], Кызыл

духовно-нравственное здоровье студентов образовательных организаций среднего профессионального образования республики тыва

Аннотация. Проведено исследование духовно-нравственного здоровья студентов средних профессиональных образовательных организаций Республики Тыва. Показаны различия ценностных ориентаций по образовательным организациям и по полу. Выявлено, что студенты высоко ранжируют такие терминальные ценности, как здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливая жизнь. Наименее значимыми оказались такие ценности, как счастье других, независимость, непримиримость к недостаткам в себе и других. Среди инструментальных ценностей на первом месте - воспитанность, аккуратность, образованность, жизнерадостность.

Ключевые слова: духовно-нравственное здоровье, ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности.

Система ценностей человека занимает важное место в структуре личности. Ценности являются одним из источников мотивации поведения. Отталкиваясь от культурных стандартов, люди определяют благо, добродетель и красоту, которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе [3].

Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида [2].

Ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей

в стимулы и мотивы практического поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения [5]. По доминирующим в обществе ценностям можно определить уровень культурного развития общества, степень его цивилизованности, интересы, превалирующие в обществе [7].

Духовное здоровье достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, а также умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. Какие цели и средства для их достижения выбирает молодой человек - от этого зависит его будущая счастливая жизнь, а также развитие общества в целом.

На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. Выделяют два направления ценностных ориентаций молодежи. Первое - это направление духовности, характеризующееся господством нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление, которое распространяется в последнее десятилетие, нацелено на индивидуализм, приоритет материального над духовным.

По результатам исследования В. Е. Семенова выделены следующие главные жизненные ценности молодежи: семья, наличие хороших и верных друзей, здоровье, затем следуют интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает) [6].

Отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, является причиной хаотичного характера развития ценностных ориентаций молодежи, из-за этого они находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска [1]. Поэтому необходимо понять, что для молодых людей сегодня является важным, каковы их жизненные ценности и что необходимо сделать для того, чтобы направить эти ориентиры в нужное русло.

Цель исследования - изучение духовно-нравственного здоровья студентов образовательных организаций среднего профессионального образования Республики Тыва.

В исследовании приняли участие первокурсники Тувинского техникума жилищно-коммунального хозяйства и сервиса (ТТЖКХиС) (г. Кызыл), Ак-Довуракского горного техникума (АДГТ) (г. Ак-Довурак) и Тувинского строительного техникума (ТСТ) (г. Кызыл). Всего - 132 студента, из них 64 юноши и 68 девушек. Средний возраст обследуемых составил 16,4 года. Обследование проводилось в трех образовательных организациях по методике оценки ценностных ориентаций М. Рокича, основанной на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей, соответствующих традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства:

1) терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования состоит в стремлении к ней;

2) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Респондентам предъявлялись два списка ценностей, в каждом - 18 пунктов. В списках испытуемый присваивал каждой

ценности ранговый номер. Вначале предъявлялся набор терминальных ценностей, а затем - набор инструментальных. Результаты исследования подвергались статистической обработке с использованием пакета статистических программ «^аЙБЙса 6.0». В качестве сравнения выборок использовался непараметрический критерий Ман-на-Уитни (в независимых выборках). Описательная статистика количественных признаков представлена медианами и квартилями (Ме; Q1; Q3). Различия считались значимыми при р < 0,05.

Анализ терминальных ценностей студентов всех исследуемых учебных заведений показал, что самый высокий ранг среди ценностей имеет «здоровье»: юноши - 1 [1; 4], девушки - 2 [2; 6]; затем «любовь»: юноши -6 [4; 8], девушки - 5 [3; 8]; на третьем месте - «активная деятельная жизнь»: юноши -6,5 [2; 10]; девушки - 5 [3; 10] (табл. 1).

Интересным является то, что «счастье других» студенты ставят на последнее место: юноши - 16 [13; 17], девушки - 15 [12; 17]. Это может свидетельствовать о том, что данная категория студентов в ходе своего развития и воспитания не получила таких важных нравственных и духовных установок, как помощь и забота о близких и незнакомых людях.

Студенты невысоко оценивают «творчество» - у юношей и девушек эта ценность занимает 15-е место. Возможно, нашим респондентам пока не важна свобода профессиональных и жизненных функций человека, широта взглядов и насыщенность жизнью. Вероятно, это можно объяснить техническим профилем обучения, где больше всего важна технологичность в работе, чем творческие изыскания.

Из предложенных терминальных ценностей достоверные различия показали следующие:

- ТСТ: учащиеся независимо от пола ценят «жизненную мудрость»; девушки из предложенных терминальных ценностей высоко ставят - «здоровье» и «развлечение»; юношам очень важны «красота природы и искусства», «максимально полно использовать свои возможности, силы и способности для достижения поставленной цели»;

- АДГТ: ценность «жизненная мудрость» и для юношей, и для девушек более значима; девушки считают важным «познание»;

UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

Таблица 1

Структура терминальных ценностей (Me; Q1-Q3)

Ценности ТТЖКХиС (1) АДГТ (2) ТСТ (3) Р

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Активная деятельная жизнь 7 [6; 10] 6 [4; 9] 8 [3,5; 9] 7 [4; 12] 3 [2; 7] 3,5 [1; 8]

Жизненная мудрость 10 [7; 12] 9,5 [5; 12] 3 [3; 4] 8 [5; 12] 6 [3; 10] 4 [2; 7] Р1-2; 1-3; 2-3

Здоровье 2 [1; 5] 1 [1; 3] 1 [1; 4] 5 [1; 7] 1 [1; 2] 2 [1; 5] Р1-2

Интересная работа 6 [4; 8] 6 [4; 10] 6 [3,5; 9] 9 [7; 14] 7 [4; 16] 12 [7; 16] Р1-3

Красота природы и искусства 12 [9; 14] 11 [9; 13] 7 [5; 14] 13 [6; 14] 8 [5; 10] 9 [5; 13] Р1-3

Любовь 5 [3; 7] 6 [4; 9] 8 [5; 8] 4 [3; 8] 6 [5; 13] 4,5 [3; 8] Р1-3

Материально обеспеченная жизнь 8 [4; 11] 7 [4; 10] 11 [8; 5] 11 [3; 14] 8 [7; 9] 8,5 [6; 11]

Наличие хороших и верных друзей 5 [3; 8] 6,5 [4; 9] 10 [8,5; 10] 7 [4; 9] 8 [7; 9] 5 [4; 8] Р1-2

Общественное признание 13 [9; 15] 11 [7; 15] 7 [4; 7] 9 [6; 10] 10 [9; 11] 11 [8; 14] Р1-2

Познание 12 [8; 14] 12 [8; 15] 11 [7; 11] 5 [3; 9] 10 [4; 11]* 10 [7; 13] Р1-3 Р1-2; 2-3

Продуктивная жизнь 13 [10; 15] 10 [9; 12] 11 [10; 12] 9 [6; 13] 12 [7; 13] 10,5 [7; 13] Р1-3

Развлечение 12 [8; 14] 13 [11; 15] 13 [10,5; 14] 14 [13; 17] 13 [11; 16] 12 [9; 15] Р2-3

Счастливая семейная жизнь 4 [2; 11] 3 [2; 6] 14 [9,5; 16] 7 [2; 13] 11 [6; 16] 11 [7; 15] Р1-2; 2-3; 1-3

Счастье других 16 [14; 17] 16 [15; 17] 16 [14,5; 16] 14 [10; 17] 11 [13; 18] 15[12; 17] Р1-2

Творчество 16 [10; 18] 16 [14; 17] 13 [3,5; 16] 14 [11; 16] 15 [12; 17] 15 [14; 16]

Уверенность в себе 9 [6; 11] 7 [5; 12] 14 [6; 14] 8 [5; 12] 14 [6; 17] 12,5 [6; 14]

Примечание: * — достоверность между юношами и девушками ТСТ.

- ТТЖКХиС: «счастливая семейная жизнь» высоко оценена и юношами, и девушками; девушки первостепенными выбрали «здоровье»; юноши - «духовная и физическая близость с любимым человеком», «наличие хороших и верных друзей», «возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры и интеллектуальное развитие».

По полученным результатам можно судить о том, что для юношей и девушек ТТЖКХиС зрелость суждений и здравый смысл, приобретаемые с жизненным опытом, менее значимы; девушкам ТТЖКХиС и ТСТ очень важно быть физически и психологически здоровыми; высокая оценка ценности «развлечение» девушками ТСТ, вероятно, объясняется местонахождением образовательных организаций: ТСТ находится в столице, где больше развлекательных мест, чем в других городах республики.

Инструментальные ценности - те ценности, с помощью которых строится жизнь человека, его духовное здоровье. Как юноши,

так и девушки считают, что самой главной ценностью для человека является «воспитанность» (3 [2; 7] и 2 [1; 5]), «аккуратность» (4 [2; 8] и 3 [1; 6]) и «жизнерадостность» (4 [3; 10] и 5 [4; 10]). «Непримиримость к недостаткам в себе и других» девушки ставят на 15-е место, а юноши на 11-е место. Юноши более критично относятся к недостаткам в себе и других (табл. 2).

«Аккуратность», «воспитанность», «непримиримость к недостаткам в себе и других», по данным Т. Н. Дашнитской с соавтором [4], можно отнести к так называемой группе интравертированных ценностей, а «жизнерадостность» и «образованность» -к экстравертированным. Исследуемые нами студенты предпочитают ценности, направленные на внешнюю оценку своего поведения.

Исследование инструментальных ценностей по разным образовательным учреждениям показало, что юноши ТТЖКХиС больше ценят «широту знаний и высокую общую культуру», а девушки - «чувство долга

Таблица 2

Структура инструментальных ценностей (Ме; Q1-Q3)

Ценности ТТЖКХиС (1) АДГТ(2) ТСТ(3) Р

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Аккуратность 6 [3; 9] 3 [3; 8] 6 [4; 16] 3 [2; 14] 2 [1; 3] 1,5 [1; 3] Р1-3; 2-3

Воспитанность 4 [2; 8] 2 [2; 5] 6 [4,5; 12] 3 [1; 5] 2 [2; 4] 2 [1; 4] Р2-3

Высокие запросы 14 [9; 18] 12 [10; 16] 14 [9; 14] 14 [12; 16] 4 [3; 5]* 7 [3; 15] Р1-3; 2-3

Исполнительность 12 [6; 16] 14 [10; 17] 10 [5; 12] 7 [4; 12] 6 [4; 7] 7 [4; 12] Р1-3;1-2

Независимость 12 [7; 15] 10 [6; 13] 15 [10; 15] 11 [7; 15] 6 [5; 10] 12 [6; 15] Р1-3; 2-3

Непримиримость к недостаткам в себе и других 15 [12; 17] 16 [13; 18] 8 [3; 9] 15 [10; 18] 7 [5; 10] 13 [7; 16] Р1-2; 1-3

Образованность 4 [2; 6] 5 [3; 7] 14 [4; 18] 5 [3; 10] 8 [7; 9] 5,5 [5; 8] Р1-2; 1-3

Ответственность 7 [6; 11] 6 [4; 8] 10 [8; 10] 10 [7; 13] 9 [8; 11] 7 [4; 9] Р1-2

Рационализм 13 [7,5; 13] 12 [9; 16] 9 [6,5; 9] 13 [9; 16] 11 [9; 13] 12 [10; 16] Р1-2; 2-3

Смелость в отстаивании своего 8 [4; 12] 9 [6; 11] 7 [5,5; 10] 11 [8; 14] 12 [11; 13] 10 [8; 13] Р1-3; 2-3

Твердая воля 8 [4,5; 11] 10 [7; 14] 7 [4,5; 11] 9 [7; 12] 13 [11; 15] 12 [8; 14] Р1-3; 2-3

Терпимость 12 [8,5; 15] 10 [8; 14] 7 [5; 8] 11 [8; 14] 14 [11; 16] 11 [7; 14] Р2-3

Широта взглядов 12 [8,5; 14] 13 [11; 15] 9 [6; 13] 11 [8; 13] 14 [13; 16] 14 [11; 15] Р1-3; 2-3

Честность 6 [3; 9] 6 [4; 13] 10 [6; 14] 7 [4; 12] 14 [9; 16] 10 [7; 14] Р1-2; 1-3

Эффективность в делах 11 [8,5; 14] 10 [8; 12] 4 [6; 12] 12 [8; 14] 16 [13; 17] 12 [9; 15] Р1-3

Чуткость 11 [6,5; 13] 9 [7; 14] 13 [7; 17] 9 [7; 13] 16 [9; 18] 12 [10; 16] Р2-3

Примечание: * - достоверность по полу одной образовательной организации.

и умение держать слово» по сравнению с другими исследуемыми группами (табл. 2). Юноши АДГТ и ТСТ «непримиримость к недостаткам в себе и других» считают более важной ценностью, чем юноши ТТЖКХиС. Девушкам АДГТ «дисциплинированность» важнее, чем девушкам ТТЖКХиС и ТСТ. Юноши и девушки ТСТ считают, что «чистоплотность», «умение содержать в порядке вещи, порядок в делах», а также «высокие требования к жизни» и «высокие притязания» очень важны для них. «Хорошие манеры», «дисциплинированность», «способность действовать самостоятельно, решительно», «непримиримость к недостаткам в себе и других» предпочтительны юношам ТСТ.

По результатам проведенного тестирования были выделены следующие наиболее высокозначимые у студентов среднего профессионального образования терминальные ценности (ценности-цели): «здоровье» (50 % юношей и 50,7 % девушек), «любовь» (22,5 % юношей и 20,8 % девушек), «активная деятельная жизнь» (20,9 % юношей и 20,5 % девушек). Ценность «счастливая семейная жизнь» чаще выбирали студенты

ТСТ (33,3 % юношей и 22,7 % девушек). Из инструментальных ценностей (ценности-средства) студенты обоих полов на первые места поставили «воспитанность», «аккуратность», «жизнерадостность». Возможно, ведущую роль в этом выборе сыграли родители и школа.

Таким образом, студенты среднего профессионального образования Республики Тыва считают, что для благополучной жизни важны не только физическое здоровье, хорошее образование и профессиональные навыки, кроме того, необходимо быть воспитанным, аккуратным, жизнерадостным, вести активный здоровый образ жизни, в котором есть место любви и счастливой семейной жизни.

Библиографический список

1. Асмолов А. Г., Цветкова Н. А., Цветков А. В. Психологическая модель Интернет-зависимости личности // Мир психологии. - 2004. - № 1. -С. 179-192.

2. Волосков И. В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социол. исследования. -2009. - № 6. - С. 107-109.

3. ГаврилюкВ. В., ТрикозН. А. Динамика цен-

UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS

ностных ориентаций в период социальной трансформации // Социол. исследования. - 2002. -№ 1. - С. 96-100.

4. Дашнитская Т. Н., Холманский А. С. Соци-обиологические факторы духовной эволюции // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. - URL: www.science-education.ru/101-5451 (дата обращения: 06.02.12).

5. Лебедева Н. М, Татарко А. Н., Чирков В. И., Лю Ц. Культура и отношение к здоровью: Россия, Канада, Китай: монография. - М.: РУДН, 2007. -314 с.

6. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопр. психологии. - 2001. - № 1. -С. 58-65.

7. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социол. исследования. -2007. - № 4. - С. 37-43.

8. Huynh Van Son, Nguyen Thi Diem My. The Selection of the Morality - Humanity Values of the Student of the Universities in Ho Chi Minh City -Vietnam now // International Journal of Social Science and Humanities Research. - 2014. - Vol. 2, Issue 2. - Р. 32-37.

Buduk-ool Larisa Kara-Salovna

Dr. Sci. (Biolog.), Prof. of the Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, Tuvan State University, [email protected], Kyzyl

Dada Dolana Chigir-oolovna

Graduate Student, Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, Tuvan State University, [email protected], Kyzyl

Lopsan Aldynay Danzin-oolovna

Graduate Student, Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, Tuvan State University, [email protected], Kyzyl

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

spiritual-moral health of students of educational institutions of secondary vocational education of republic tyva

Annotation. The study of the spiritual and moral health of students of average professional educational institutions of the Republic of Tyva. The differences of value orientations were shown in educational institutions and on the floor. It was found that students rank high terminal values such as health, love, the presence of good and loyal friends, a happy life. The least significant values were the values of the happiness of others, independence, intolerance of shortcomings in themselves and others. Among the instrumental values in the first place - good manners, neatness, education, cheerfulness. Keywords: spiritual and moral health, value orientations, terminal values, instrumental values.

Поступила в редакцию 12.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.