Научная статья на тему 'Исследование ценностных ориентаций студентов РязГМУ'

Исследование ценностных ориентаций студентов РязГМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2408
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / TERMINAL AND INSTRUMENTAL VALUES / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / MEDICAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леонов Г.А.

Проведено исследование 32 студентов медиков по методике «ценностные ориентации» М. Рокича. В целом, у студентов-медиков РязГМУ сложилась система профессиональных ценностей. В то же время более половины ценностей находятся в состоянии внутреннего конфликта. Полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять большее внимание профессиональной этике в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS RYAZSMU

A study of 32 medical students on the methodology of "value orientations" by M. Rokich. In General, the medical students Ryazgmu developed a system of professional values. At the same time more Polo-fault values are in a state of internal conflict. The data indicate the need to pay more attention to professional ethics in the educational process.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностных ориентаций студентов РязГМУ»

УДК 159.9.07 © Леонов Г.А., 2015 ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ РЯЗГМУ

© Leonov G.A., 2015 THE STUDY OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS

RYAZSMU

Аннотация: проведено исследование 32 студентов - медиков по методике «ценностные ориентации» М. Рокича. В целом, у студентов-медиков Ряз-ГМУ сложилась система профессиональных ценностей. В то же время более половины ценностей находятся в состоянии внутреннего конфликта. Полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять большее внимание профессиональной этике в образовательном процессе.

Abstract: a study of 32 medical students on the methodology of "value orientations" by M. Ro-kich. In General, the medical students Ryazgmu developed a system of professional values. At the same time more Polo-fault values are in a state of internal conflict. The data indicate the need to pay more attention to professional ethics in the educational process.

Keywords: terminal and instrumental values, medical students.

Ключевые слова: терминальные и инструментальные ценности, студенты-медики.

Актуальность исследования. В РязГМУ исследовались физиологические и психологические детерминанты успешности обучения студентов [1]. На сегодня противостояние между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориен-таций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития определяет актуальность проведенного исследования.

Цель исследования - оценить современные особенности ценностных ориентаций у студентов медицинского ВУЗа.

Исследование проводилось на базе кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики. В исследовании приняли участие 32 студента (11 мужчин и 21 женщина) различных факультетов (лечебного, стоматологического и клинической психологии), давших информированное согласие на анонимное анкетирование и последующую обработку и интерпретацию количественного и качественного анализа полученных результатов (пола, курса и факультета). Возраст испытуемых студентов составлял от 18 до 22 лет.

М. Рокич различает два класса ценностей:

- терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации [2].

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респондентам предъявлялись два списка ценностей по 18 в каждом. В списках испытуемый присваивал каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявлялся набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Результаты исследования. Результаты диагностики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича представлены в табл. 1,2.

Таблица 1

Результаты исследования ценностных ориентаций у респондентов по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича

(терминальные ценности)

Номер п/п Список А (терминальные ценности): Ранговое место (%)

1 - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 8 (18,8) 13 (12,5) 7 (9,4)

2 - жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 7 (15,6> 8 и 10 (по 9,4)

3 - здоровье (физическое и психическое); 1 (40,6) 3 (15,6) б (9,4)

4 - интересная работа; 5 (18,8> 3 и 9 (по 12,5) 7,12 и 14 (по 9,4)

5 - красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 17 (18,8) 15 и 16 (по 12,5) 12 (9,4)

6 - любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 1 и 4 (по 9,4)

7 - материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 8 (18,8) 4 (12,5) 6, 9 и 15 (по 9,4)

8 - наличие хороших и верных друзей; 6 (21,9) 11 (12,5) 3,4,7,16 (по 9,4)

9 - общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); 16 (18,8) 7,15,18 (по 12,5)

10 - познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 9 (15,6) 11,13 (по 12,5) 2,4,6,14 (по 9,4)

11 - продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 10 (15,6) 8,11 (по 12,5) 7,14 (по 9,4)

12 - развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 10 (15,6) 9 (12,5) 1,3,18 (по 9,4)

13 - развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); 15 (21,9) 18 (15,6)

11 и 14 (по 12,5) 10 (9,4)

14 - свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 5 (18,8) 12 (15,6) 13 (12,5)

15 - счастливая семейная жизнь; 3 (18,8) 4 (15,6) 2 (12,5) 1 (9,4)

16 - счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); 18 (21,9) 17 (18,8) 16 (15,6) 15 (12,5)

17 - творчество (возможность творческой деятельности); 14 (21,9) 17 (15,6) 13 (12,5) 16 и 18 (по 9,4)

18 - уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 4 (12,5) 7,9,11 (по 9,4)

Таблица 2

Результаты исследования ценностных ориентаций у респондентов по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича (инструментальные ценности)

Номер п/п Список Б (инструментальные ценности): Ранговое место (%)

1 - аккуратность (чистоплотность), умение содержать в 17 (12,5)

порядке вещи, порядок в делах; 6,14 (9,4)

2 - воспитанность (хорошие манеры); 5 (15,6) 2,3 (по 12,5) 6,12 (по 9,4)

3 - высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); 17 (28,1) 13 (12,5) 8 (9,4)

4 - жизнерадостность (чувство юмора); 4 (18,8) 1,5,6,15 (по 9,4)

5 - исполнительность (дисциплинированность); 7 (25)

14 (15,6) 3,6,12 (по 9,4)

6 - независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 1 (15,6) 6,10,14,16 по (9,4)

7 - непримиримость к недостаткам в себе и других; 18 (53,1;

8 - образованность (широта знаний, высокая общая культура); 1 и 2 (по 12,5) 5,7,11,13 (по 9,4)

9 - ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); 3 (15,6) 8 (12,5)

10 - рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); 9 (18,8) 15 (15,6)

11 - самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); 7 (12,5)

12 - смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; 3 и 10 (по 12,5)

13 - твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); 4 и 14 (по 15,6)

14 - терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); 18 (40,6)

15 - широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); 18 (12,5)

16 - честность (правдивость, искренность); 1 и 5 (по 15,6)

17 - эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 7,14 (по12,5)

18 - чуткость (заботливость). 1,9,15,16,17 (по 12,5)

Как видно из табл. 1, из иерархии терминальных ценностей респонденты поставили: на первое место здоровье (40,6%); на третье - счастливую семейную жизнь (18,8%). Потребность в счастливой семейной жизни у испытуемых объясняется тем, что большую часть респондентов составляют девушки -будущие хранительницы семейного очага, у некоторых из них есть свои семьи и дети, а другие только собираются создать свою семью и, соответственно, это для них является наиболее важным в жизни); на четвёртое - уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений

(12,5%); на пятое - свободу (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) и интересную работу (по 18,8%); на шестое - наличие хороших и верных друзей (21,9%); на седьмое место - жизненную мудрость (15,6%); на восьмое - материально обеспеченную жизнь (отсутствие материальных затруднений) (18,8%); на девятое - познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) (15,6%); на 10 - продуктивную жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); и развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) (по 15,6%); на 14 -творчество (возможность творческой деятельности) (21,9%); на 15 - развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (21,9%); на 16 место - общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) (18,8%); на 17 - красоту природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (18,8%); на 18 место - счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) (21,9%). Остальные, предложенные в списке ценности оказались для испытуемых студентов в равной степени менее значимыми.

Как видно из табл. 2, из иерархии инструментальных ценностей, респонденты поставили: на первое место независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) (15,6%); на второе - образованность (широта знаний, высокая общая культура) (12,5%); на третье - ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (15,6%); на четвертое - жизнерадостность (чувство юмора) (18,8%); на пятое - воспитанность (хорошие манеры) и честность (правдивость, искренность) (по 15,6%); на седьмое - исполнительность (дисциплинированность) (25%); на девятое место - рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) (18,8%); на 10 - смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов (12,5%); на 14 - твердую волю (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

(15,6%); на 16 - чуткость (заботливость) (12,5%); на 17 - высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) (28,1%); на 18 место - непримиримость к недостаткам в себе и других (53,1%). Остальные, предложенные в списке ценности оказались для испытуемых студентов в равной степени менее значимыми.

Выводы.

1. Сравнительный анализ результатов исследования показал, что такие ценности как потребность в независимости (способность действовать самостоятельно, решительно), образованность (широта знаний, высокая общая культура); ответственность (чувство долга, умение держать свое слово), жизнерадостность (чувство юмора), воспитанность (хорошие манеры) и честность (правдивость, искренность) занимают важное место в становлении будущих медиков, так как актуализация этих потребностей составляет основную базу медицинской профессии.

2. Однако, определенная доля незрелости в профессиональном поведении наших респондентов, обусловлена психологически, что порождает среди них социальный и профессиональный инфантилизм. Отметим, что, такие ценности как «развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)», чуткость (заботливость), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) непримиримость к недостаткам в себе и других, активная деятельная жизнь; наличие хороших и верных друзей; а также познание - оказались для испытуемых студентов менее значимыми.

3. В целом, у студентов-медиков РязГМУ сложилась система профессиональных ценностей. В то же время более половины ценностей находятся в состоянии внутреннего конфликта.

4. Полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять большее внимание профессиональной этике в образовательном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лапкин М.М. Исследование психологических и физиологических детерминант успешности обучения студентов в медицинском вузе [Электронный ресурс] / М.М. Лапкин, Н.В. Яковлева, В.Д. Прошляков // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 1 (4). Режим доступа: http: //humj ournal. rz gmu. ru/ art&id=6 9. (дата обращения 5.05.2015)

2. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. - Т.1. - М., 2000.-С. 25 - 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.