Научная статья на тему 'Ценностные ориентации студентов, осваивающих профессию в сфере физического воспитания и спорта'

Ценностные ориентации студентов, осваивающих профессию в сфере физического воспитания и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
565
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНТЫ / ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ЦіННіСНі ОРієНТАЦії / СТУДЕНТИ / ФАКУЛЬТЕТ ФіЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ / MORAL PRIORITIES / STUDENTS / DEPARTMENT OF PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Honchar G. I., Гончар Галина Ивановна

Приводятся данные исследования ценностных ориентаций студентов факультета физического воспитания по методике М. Рокича. Раскрыто понятие "ценностные ориентации". В исследовании приняли участие 164 студенты І ІV курсов факультета физического воспитания. Отмечается изменение иерархии терминальных и инструментальных ценностей от І к ІV курсу, что связано с условиями учебно-воспитательного процесса в вузе. Определено интегральные ранговые места значимых ценностей. Доказано, что терминальные ценности студента изменяются в зависимости от жизненных приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral priorities of students in the sphere of physical training and sport

These researches over of the valued orientations of students of faculty of physical education are brought on methodology of M. Rokich. A concept "moral priorities" is exposed. In research took part 164 students of І ІV courses of faculty of physical education. The change of hierarchy of terminal and instrumental values is marked from І to the ІV course, that it is related to the terms of educational-educative process in institution of higher learning. The integral grade locations of meaningful values are determined. It is well-proven that the terminal values of student change in dependence.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации студентов, осваивающих профессию в сфере физического воспитания и спорта»

І ПЕДАГОГІКА I

ПСИХОЛОГІЯ

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

Ценностные ориентации студентов, осваивающих профессию в сфере физического воспитания и спорта

Гончар Г.И.

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины

Аннотации:

Приводятся данные исследования ценностных ориентаций студентов факультета физического воспитания по методике М. Рокича. Раскрыто понятие “ценностные ориентации”. В исследовании приняли участие 164 студенты I - IV курсов факультета физического воспитания. Отмечается изменение иерархии терминальных и инструментальных ценностей от I к IV курсу, что связано с условиями учебно-воспитательного процесса в вузе. Определено интегральные ранговые места значимых ценностей. Доказано, что терминальные ценности студента изменяются в зависимости от жизненных приоритетов.

Ключевые слова:

ценностные ориентации, студенты, факультет физического воспитания.

Гончар Г.І. Ціннісні орієнтації студентів, що освоюють професію у сфері фізичного виховання і спорту. Наводяться дані дослідження ціннісних орієнтацій студентів факультету фізичного виховання за методикою М. Рокича. Розкрито поняття «ціннісні орієнтації». У дослідженні взяли участь 164 студенти І - IV курсів факультету фізичного виховання. Відзначається зміна ієрархії термінальних і інструментальних цінностей від І до IV курсу, що пов'язано з умовами учбово-виховного процесу у ВНЗ. Визначено інтегральні рангові місця значимих цінностей. Доведено, що термінальні цінності студента змінюються в залежності від життєвих пріоритетів.

ціннісні орієнтації, студенти, факультет фізичного виховання.

Honchar G.I. Moral priorities of students in the sphere of physical training and sport. These researches over of the valued orientations of students of faculty of physical education are brought on methodology of M. Rokich. A concept “moral priorities” is exposed. In research took part 164 students of I - IV courses of faculty of physical education. The change of hierarchy of terminal and instrumental values is marked from I to the IV course, that it is related to the terms of educational-educative process in institution of higher learning. The integral grade locations of meaningful values are determined. It is well-proven that the terminal values of student change in dependence.

moral priorities, students, the department of physical training.

Введение.

Изучение ценностных ориентаций студентов осваивающих педагогическую профессию - преподаватель физического воспитания, необходимо, т.к. через их призму они будут воспитывать подрастающее поколение. Кроме этого ценностные ориентации формируют мотивационные структуры личности, стимулирующие ее к реальному воплощению в поведении [1].

Несмотря на различие точек зрения на природу ценностей, авторы приходят к мнению, что это многофакторный феномен, выражающийся в многокаче-ственности, многосторонности и образующийся в результате субъект - объектных отношений [1].

Тесно связанное с понятием “ценность” понятие “ценностные ориентации” рассматриваются авторами как элементы мотивационной структуры личности, лежащие в основе выбора цели и мотива конкретной деятельности [1,7,8]

На поведенческий характер ценностной ориентации обращают внимание многие авторы [4,5,6]. Ценностная ориентация как - будто пронизывает психику человека - от потребностей до идеалов. А. Маслоу призывает к пониманию и изучению ценностей как регуляторов поведения человека, говоря при этом что единственным известным способом предотвращения преломления нашего восприятия природы, общества и самих себя является постоянное осмысление ценностей, благодаря которому осуществляется коррекция поведения.

Изучая ценностные ориентации студентов, занимающихся и не занимающихся спортом, О.Ю. Марченко [5] отмечает, что на I месте терминальных ценностей находится “здоровье”, а далее рейтинг ценностей у студентов отличается. Автор делает вывод о влиянии занятий спортом на иерархию приоритетов молодежи.

© Гончар Г.И., 2012

При исследовании формирования профессионального мастерства студентов на основе личност-но - ориентированной технологии образования, А.А Зиннатурова [2] обращает внимание на понятие “профессиональная направленность”, которая определяется как система активных отношений личности к избранной деятельности. Характеризуется эта система интересом, жизненными установками, связанными с профессией учителя, интересом к психолого - педагогическим наукам, самостоятельностью, успешностью деятельности, удовлетворенностью ею.

Исследований динамики формирования ценностных ориентаций у студентов I - IV курсов, осваивающих профессию преподавателя физического воспитания в доступной нам литературе обнаружено не было.

Тема выполняется согласно Сводного плана НИР в сфере физической культуры и спорта 3.1. “Усовершенствование программно - нормативных основ физического воспитания в учебных заведениях”, № гос-регистрации: 0ШШ01733.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - изучить изменение структуры ценностных ориентаций студентов I -IV курсов факультета физического воспитания в условиях учебновоспитательного процесса в Вузе.

Результаты исследований.

В исследовании приняли участие 164 студенты I -IV курсов факультета физического воспитания Уман-ского государственного педагогического университета им. Павла Тычины.

Для исследования ценностных ориентаций студентов мы использовали методику М. Рокича, позволяющую выделить структуру терминальных ценностей (Т-ценности), которые позволяют прогнозировать долговременную жизненную перспективу человека и то, что для него особенно важно и ценно. Инструмен-

32012

и

тальные ценности отражают средства, при помощи которых достигаются жизненные цели.

Согласно методике, мы просчитали средний результат рейтинга по группе и определили интегральные ранговые места значимых ценностей (табл.1).

Сравнительный анализ показывает, что на I месте у студентов всех курсов находится ценность “здоровье”. Однако величина среднего ранга и сигмальное отклонение свидетельствуют о большем единодушии в ответах студентов I курса (х=3,24, 5=3,61), затем IV курса (х=3,71, 5=4,91) и в меньшей степени II (х=4,9, 5=5,5) и III курсов (х=4,41, 5=5,64). Далее рейтинг ценностей от курса к курсу меняется. На I курсе II место занимает ценность “любовь” (х=5,49, 5=4,34), приоритет которой отдали 27% студентов (1-2 место). На III - “активная жизненная позиция” (х=6,39, 5=5,19), которая не слишком отличается от среднего рейтинга II места, и на 2 и 3 место ее поставили 49% студентов. Согласно данным Н. А. Антоновой [1] первые три ценности считаются “ядром”, а последние три “хвостом” ценностной иерархии. На последних ранговых местах на I курсе оказались такие ценности как: творчество, счастье других и развлечения.

На II курсе в ядро ценностных ориентаций входят “наличие друзей” (II м.) и “интересная работа” (III м.). Эти две ценности по средним рейтингам не имеют чётких различий (х=6,4, 5=4,06 и х=7,08, 5=4,48), “Наличие верных друзей ” поставили на 2-3 место 27% студентов, а “интересную работу” также 27% студентов. Весьма близко по среднему рейтингу подходят такие ценности как “любовь” (х=7,43) и “счастливая семейная жизнь” (х=7,5). 28% студентов поставили “любовь” на 1-3 места, но 36% отдали этой ценности 10-18 места.

Аналогичная ситуация и с ценностью “счастливая семейная жизнь” - 34% студентов отдали ей 1-3 места, а 34% - поставили на 10-18 места.

Характерно то, что нет прямой зависимости между выбором ценности любви и счастливой семейной жизни. Те студенты, которые поставили любовь на 1-3 места (28%), “счастливой семейной жизни ” выделили в среднем 8-е место. На последних трёх местах по рейтингу у студентов II курса такие ценности как “счастье других”, “творчество” и “красота природы”. Кроме этого близко к ним по рейтингу находятся такие ценности как “развлечения” (х=11,5), “общественное признание” (х=11,08).

На III курсе иерархия приоритетных ценностей меняется и выражена более четко, чем на II курсе, о чём свидетельствует разница в средних рейтингах между 3 и 4 местом (х3 =6,44, х4=8,2). На II место после “здоровья” выходит ценность “активная жизненная позиция” (х=6,17, 5=4,71). 32% студентов выделили ей 1-2 место и 24% - 10-16 место.

Третий ранг занимает ценность “любовь” (х=6,44, 5=3,91), что по среднему рейтингу не намного отличается от II места. 27% студентов поставили её на 1-3 места, и 22% - на 10-17 место. Следующие 4-е и 5-е рейтинговые места отличаются на 2 пункта и достоверность различий составляет р<0,05.

“Хвост” ценностей состоит из шести непризнанных жизненных ориентиров, имеющих средний рейтинг от 11 до 13. Сюда относятся: “творчество”, “развлечения”, “познание”, “красота природы”, “счастье других”, “общественное признание”.

На IV курсе ядро ценностей состоит из трёх явно выраженных приоритетов - “здоровье” (х=3,71), “наличие друзей” (х=6,44), “любовь”(х=6,61). Последние места по рейтингу занимают “творчество” (х=12,61), “развлечения” (х=12,59), “красота природы” (х=12,37), “счастье других” (х=12,34) и “познание” (х=11,15).

Изучая структуру терминальных ценностей студентов разных курсов можно отметить изменение их жизненных приоритетов. Ядро терминальных ценностей составляют на I, III и IV курсах три явно выраженных приоритета, а на II - пять. Среди типичных для всех курсов ценностных ориентиров является здоровье, а далее иерархия меняется. На II месте по рейтингу у студентов I курса выходит “любовь”, что весьма характерно для юношеского возраста, кроме того основная масса студентов проживает в общежитии, вдали от опеки родителей. Но на П-ГУ курсах при всей актуальности для молодёжи “любовь” перемещается на ПНУ места. II и IV курс больше начинает ощущать необходимость иметь верных друзей (II место по рейтингу). Такой ценностный ориентир как “активная жизненная позиция” присутствует в приоритетах только I курса (III место) и III курса (II место). На II курсе это ценное качество отодвигается на X место, а на IV курсе занимает 4-е место в рейтинге и входит в ценности среднего статуса.

Согласно трактовке Н. А. Антоновой [1] ценности среднего статуса входят в “структурный резерв”, который может быть использован при меняющейся ситуации. У четверокурсников такой ситуацией оказывается профессиональная деятельность, которая может стимулировать изменения иерархии ценностей. Однако, к сожалению, у выпускников не входит даже в средних статус такое личностное качество как “жизненная мудрость”, хотя на ЫН курсах студенты ставят его на V место.

В терминальные ценности “структурного резерва” у студентов всех курсов кроме II входит “интересная работа” (на II курсе она входит в “ядро”), “материальная обеспеченность”, “счастливая семейная жизнь”, т.е. то, что потенциально может в будущем быть приоритетом. Различия в признании ценностей проявляется у студентов относительно “общественного признания”, рейтинг повышается до VШ уровня на

IV курсе. Стремление к развитию своих способностей только на II курсе занимает средний ранг, на других курсах оно находится на Х-ХПместах. “Свобода выбора” оценивается студентами только на I курсе, вероятно, по сравнению со школьным образованием, а на старших курсах “свобода” воспринимается как само разумеющееся явление.

Рассматривая терминальные ценности как смыслообразующие на данный период жизни, можно их соотнести с потребностями, т.е. с тем, что еще не удовлетворено и поэтому в иерархии занимает первое

IV курс III курс II курс I курс

место 3 а XI место в а МІ место в а ИІ место 3 а МІ Стати- стиче- ские величи- ны

< 0,62 3,89 7,39 И 0,74 4,71 6,17 0,65 4,11 9,75 И 0,82 5,19 6,39 - активная жиз. позиция

0,74 4^ <1 Ъо < О Ъо 5,15 8,39 0,77 4,88 8,98 < о Ъо ^1 5,49 <1 О ю жизненная мудрость

- 0,78 4,91 3,71 - 0,89 5,64 4,41 - О Ъо ^1 уі 4*. 'ю - 0,57 3,61 3,24 и> здоровье

3 0,82 5,19 9,37 3 0,66 4,15 8,63 И 0,71 4,48 7,08 3 0,84 5,29 <1 Ъо 4^ интересная работа

XVI 0,82 5,21 12,37 XV 0,73 4,61 11,56 XVI 0,75 4,73 11,83 XV 0,69 4,34 11,78 иу красота природы и тртво мистец.

И 0,77 4,84 6,61 И 0,62 3,91 6,44 < 0,75 4,77 7,43 И 0,69 4,34 5,49 СЛ любовь

0,79 5,02 8,15 3 0,66 4,17 8,34 О Ъо 5,09 9,13 0,66 4*. К) 00 К) <1 материально обесп. жизнь

н 0,71 6,44 VIII 0,71 4,51 9,02 И 0,64 4,06 сл V < 0,57 3,58 6,95 00 наличие друзей

VIII 0,68 4,28 9,44 XIII 0,63 3,98 11,34 Й 0,73 4^ 11,08 0,61 3,87 10,37 V© общественное признание

XIV 0,64 4,05 11,15 XVI 0,53 3,35 11,93 XIV 0,72 4,56 11,4 XIV 0,59 3,75 11,73 о познание

Я 0,65 4,14 9,49 0,66 4,18 10,66 XIII 0,73 4,59 11,15 0,67 4,23 - - продукта вная-жизнь

Й 0,68 4^ О Ъо 0,63 3,96 10,2 VIII 0,72 4,56 0,63 3,98 10,12 ю развитие

XVII О Ъо 5,08 12,59 XVII 0,79 5,01 12,22 XV 0,78 4,96 11,5 XVI О <1 4,43 12,34 и) развлечения

XIII 0,71 4,51 О Ъо 0,72 4,58 6Г0І О <1 4^ V 10,78 VIII 0,72 4,57 'ю 4^ свобода

< О Ъо и> 5,24 <1 Ъо < 0,91 5,79 00 К) < О Ъо 5,09 <1 я 0,82 5,17 9,98 иу счастливая семейная життя

XV 0,67 4,22 12,34 XIV 0,85 5,38 11,32 XVIII 0,72 4,55 12,28 ІІЛХ 0,56 3,53 и> СЛ счастье других

XVIII 0,61 3,86 12,61 ІІІЛХ О Ъо 5,11 13,02 ІІЛХ 0,73 4,64 11,83 ІІІЛХ 0,64 4,06 13,93 <1 творчество

0,68 9,66 я 0,75 4,77 9,27 я 0,74 4,66 9,38 XIII 0,72 4,59 11,41 00 уверенность в себе

і)

СГ

Ж

СГ

0

1

О/

X

З

о

оь

о

О

оь

Н

С\

Й

з

й

£2

Лісіоиз і ьшнеаохиа

О-ЮНЬїИЕіф ИІЛЮІ^ОСІЦ

шниоиодд-охиНэш еі

киоігохюи

І ухио-іуіїзйі

32012

и

место. В исследуемом юношеском возрасте основными потребностями являются здоровьесберегающие и потребности в любви и общении с друзьями. Потребность в интересной работе, общественном признании, продуктивной работе, саморазвитии еще не сформирована даже у студентов IV курсов, что свидетельствует об их низкой мотивации к производственной деятельности. К ценностям низшего ранга относятся студентами “красота природы”, “познание”, “развитие”, “счастье других”, “творчество”, “уверенность в себе”.

Структура инструментальных ценностей представлена на табл.2.

Анализ полученных результатов даёт возможность выявить приоритетное качество, особо ценимое студентами всех курсов - воспитанность. При одинаковом общем рейтинге (1м.) у студентов 1,11, и ^курсов средние значения и сигмальные отклонения отличаются. Так, наиболее единодушны в выборе приоритета студенты I курса (х=4,15, 5=3,63). 27% студентов поставили это качество на I место, 22% на II, и 17% отодвинули на 10-14 места. На II курсе (х=6,46, 5=5,19) на I место “воспитанность” поставили 24% студентов, на II - 7%, а от 10 до 18 места - 36% студентов.

На ГУкурсе (х=5,76, 5=4,98) также как и на I - 27% студентов выбрали “воспитанность” главным приоритетом, 7% - выделили ей II место, а 22% не признают ценность этого личностного качества.

Таким образом при среднестатистическом преимуществе ценностной ориентации на “воспитанность” между I и II, I и IV курсами есть достоверные различия по критерию Стьюдента на уровне р<0,05.

У студентов I курса в ядро инструментальных ценностей входит “опрятность” (II место) и “жизнерадостность”. Их среднестатистические рейтинги (х2=5,44, х3=7,05) достоверно отличны. 39% студентов определило “опрятности” 1-2 места и 19% - 10-15 места. Относительно “жизнерадостности”, согласно мнениям 29% студентов, это личностное свойство находится на 1-3 местах, а 27% студентов не считают его важным для себя. Незначимыми для студентов I курса являются такие качества как “нетерпимость к недостаткам”, “отзывчивость”, “эффективность в делах”, “широта взглядов”

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На II курсе “ядро” инструментальных ценностей представлено четырьмя характеристиками личности: воспитанность^ м., х=6,46), “аккуратность” (III м., х=7,78) и “ответственность” (IV м., х=7,88). Между среднестатистическим рейтингом, II и IV мест нет достоверных различий, хотя “жизнерадостность” на 1-4 месте поставили 39% студентов, “аккуратность”-24%, “ответственность”- 27% студентов.

Близко по среднестатистическим значениям рангов находятся такие качества личности как “осведомленность” (х=8,1), “честность” (х=8,1), “самоконтроль” (х=8,29), “сила воли” (х=8,34), “старательность” (х=8,59). Они занимают от V по IX места в рейтинге. Явно не признанными качествами являются “нетерпимость к недостаткам”, “высокие запросы”, “эффективность в делах”, “чуткость”.

На III курсе у студентов на I месте по среднестатистическом рангу инструментальная ценность “аккуратность”. 34% студентов выдвинули её на 1-2 место и 17% отодвинули на 10-15 места. На II месте - “воспитанность”, на III - “жизнерадостность”. Однако, по поводу третьего качества у студентов нет единого мнения. Только 12% студентов поставили эту ценность на 1-3 места, а 37% выделили ей места на уровне 10-18 рангов. На III курсе отмечается разброс мнений, поэтому среднестатистические ранги “размыты”. Только в двух качествах “нетерпимость к недостаткам” и “широта взглядов”(ХУШ и XVII места) мы находим 34% студентов, выставивших низкий рейтинг. А ценности, находящиеся на XVI, XV, XIV местах имеют как 20-25% низких оценок, так и 14-20% оценок высокого уровня (1-4 места).

На IV курсе иерархия инструментальных ценностей несколько меняется. На II место выходит “жизнерадостность” (х=6,85), а далее очень близко друг к другу располагаются такие качества как: “старательность” (III м., х=7,32), “аккуратность” (х=7,46), “сила воли” (х=7,76), “образованность” (х=7,76).Это свидетельствует о том, что “структурный резерв”, который был на ЫП курсах вплотную подходит к “ядру” ценностей, которые формируются в процессе обучения в вузе, а также при занятиях спортом. Однако ценностями низшего ранга опять остаются такие качества как: “рационализм”, “чувствительность”, “эффективность в делах”, “нетерпимость к недостаткам”.

Анализ структуры инструментальных ценностей студентов ЫУ курсов позволяет выделить ценности высшего ранга, среднего и низшего рангов. К безусловно приоритетным ценностям относится “воспитанность”, что вполне согласуется с осваиваемой педагогической профессией “физическое воспитание”. На II месте “аккуратность”, что опять-таки зависит от специфики длительных занятий спортом, хотя на IV курсе это качество заменяет “старательность”. К “ядру” ценностей также относится “жизнерадостность”, что также связано с занятием любимым видом спорта. Кроме всего, это свидетельствует о том, что студенты не обременены занятиями и не подавлены.

К рангам среднего уровня на МП курсах относятся “старательность”, которая на I курсе находится на V месте, на И-на IX месте, на Ш-на XIместе, на IV курсе переходит в ядро ценностей, что связано с необходимостью приложения усилий к окончанию образования.

Стремление к независимости в большей степени характерно для студентов I курса, по мере обучения в ВУЗе на это студенты обращают меньше внимания. “Образованность” плавно перемещается с повышением рейтинга к IV курсу. Такая характеристика как “ответственность” не стабильна и занимает на I курсе VII место, на II-IV,наIII-XII, на IV-VIII место, что все-таки свидетельствует о повышении рейтинга.

“Самоконтроль” не пользуется популярностью у студентов и на IV курсе продвигается по рейтингу ближе к “хвосту” ранговой структуры.

“Смелость в отстаивании собственных взглядов” имеет динамику характерную для студенческой мо-

IV курс III курс II курс I курс

место 3 а XI место 3 а XI место 3 а XI место 3 а XI Статисти- ческие величины

< 0,76 4,83 7,46 - о СЛ и> Ъо 5,02 И 0,67 4,22 7,78 И о <1 4,41 5,44 - аккуратность

- 0,79 4,98 5,76 И 0,84 5,33 6,68 - 0,82 5,19 6,46 - 0,57 3,63 4,15 ю воспитанность

XIV О Ъо ^1 5,53 11,76 XIII 0,71 4,46 10,37 XVII 0,77 4,87 12,29 Й О Ъо и> 5,25 10,24 и> высокие запросы

н 0,78 4,94 6,85 м 0,65 4,11 00 И 0,73 4^ сл 7,34 И 0,77 4,88 7,05 жизнерадо стно сть

И 0,61 3,83 <1 ю Й 0,74 4,68 9,54 Я О Ъо 5,07 8,59 < 0,73 4,62 8,39 иу старательность

Я 0,82 5,21 9,24 Я О Ъо 5,07 9,51 Й 0,74 4,66 10,54 3 0,77 4,84 8,66 СЛ независимость

XV 0,86 5,45 11,66 ІІІЛХ О Ъо 5,09 12,46 ІІІЛХ О 'ю 5,71 12,8 XVIII 0,73 4,64 12,93 <1 нетерп. к недостаткам

3 0,72 4,54 7,76 VIII 0,75 4,77 9,22 < 0,92 5,84 00 Я 0,79 9,49 00 образованость

VIII О Ъо о 5,53 9,24 0,85 5,35 9,76 < 0,79 4,99 7,88 < 0,79 4,99 8,68 V© ответственно сть

XVIII 0,65 4,08 12,07 XV О Ъо 5,08 11,41 XIII 0,72 4,53 10,85 XVI 0,66 4,17 12,2 О рационализм

Й 0,67 4,26 9,95 < 0,67 4,25 8,98 3 0,72 4,54 8,29 0,69 4,36 9,54 - самоконтроль

0,71 4,48 9,66 0,79 5,01 0,78 4,92 9,49 XIII 0,68 4,27 10,71 ю смелость в отстаивании собств. взглядов

< 0,73 4,64 7,76 < 0,74 4,68 8,37 VIII О Ъо 5,44 8,34 VIII 0,69 4,36 8,95 и> сила воли

0,76 4,84 10,24 < 0,75 4,72 8,34 0,71 4,52 9,71 0,72 4,57 10,59 терпение

XIII 0,69 4,38 11,2 ІІЛХ 0,72 4,54 12,17 XIV 0,73 4,59 10,95 XIV 0,72 4,57 11,37 иу широта взглядов

3 О Ъо 5,06 9,02 О Ъо ^1 5,51 9,51 3 О Ъо 5,12 00 < 0,84 'и) 7,88 СЛ честность

XVI 0,76 4,83 11,83 XVI 0,77 4,89 11,73 XVI 0,62 3,93 12,12 XV 0,74 4,68 12,1 <1 еффективн. в делах

XVII 0,75 4,74 11,83 XIV О Ъо 5,46 10,63 XV 0,69 4,39 11,12 XVII 0,73 4,64 12,37 00 отзывчивость

і)

£

00

1

сг

Ж

сг

ж

X

о

Гі

з

»

О/

Ж

з

о

оь

о

о

оь

н

С\

й

з

й

р

ю

Лісіоиз! ьшнеаохиа О-Юньиєдф иілюї^осіи шниоиодд-охиНэш еі

киоігохюи

І ухио-іуіїзйі

32012 if

лодёжи разных годов обучения. На I курсе студенты остерегаются высказывать собственное мнение (XIII место), на II курсе становятся смелее (X место), на

III - это становится уже необходимым (VII место), а на VI курсе возникает опять настороженность, т.к. это может повлиять на выпускную оценку.

Необходимость в проявлении “силы воли”, как в процессе тренировочных занятий, так и в процессе обучения в ВУЗе осознают студенты от I, II курсов, ставя это качество на VIII место, а студенты III, IV курсов повышают рейтинг на 3 пункта (V место). Студенты III курса ассоциируют проявление силы воли с “терпением” и уделяют ему IV место, в то время как на других курсах он занимает ХЬХП позиции.

Характерным является выделение студентами качества честности. На I курсе оно занимает IV место в рейтинге, на II - уже VI место, на Ш-Х место, а на IV рейтинг повышается на четыре пункта (VI место).

Выводы.

Анализ структуры терминальных ценностей студентов I и IV позволяет отметить смещение ценностных ориентиров студентов даже в “ядре”, т.е. в ценностях высшего звена, однако основные перемещения происходят в среднем звене. Невостребованными на IV курсе становятся “жизненная мудрость” и “интересная работа”, а большей значимостью для студентов становится “счастливая семейная жизнь”,

“общественное признание”, “продуктивная жизнь”, “уверенность в себе”.

Такая же картина отмечается и в динамике инструментальных ценностей. Ядро ценностей становится менее выраженным по единодушию мнений студентов

IV курса, в среднем звене невостребованными качествами становятся “честность”, “независимость”, “ответственность”, но в то же время повышается рейтинг “старательности”, “силы воли” и “образованности”.

Таким образом, подтверждается теория “структурного резерва” ценностей. При соответствующих условиях учебно-воспитательного процесса студентов их ценностные ориентиры к IV курсу перемещаются рангами выше, приближаясь к “ядру” структуры. Однако не отмечается перехода из ценностей низшего статуса к среднему. “Хвостом” структуры так и остаются “нетерпимость к недостаткам”, “рационализм”, “широта взглядов”, “эффективность в делах” и “отзывчивость”. Низкий рейтинг качества “отзывчивость” особенно негативно сказывается на подготовке к профессиональной педагогической деятельности, которая связана с физическим воспитанием детей. В связи с этим необходимо обратить внимание на создание условий для формирования этой ценности у будущих педагогов.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем формирования ценностей у будущих педагогов.

Литература

1. Aнтонова RA. Ценностные ориентации в системе личностных качеств студентов высшего педагогического учебного заведения; дис... канд. псих. наук.; спец. 19.00.07. - К., 2003. - 203 с.

2. Зиннатнурова A.A. К вопросу формирования профессиональных навыков студентов в процессе профильной подготовки //“Теория и практика физической культуры”, 2008, №9. - С. 58 - 60.

3. Круцевич Т.Ю., Марченко О.Ю., Багрий Т.В. Формирование по-требностно - мотивационной структуры личности студентов в процессе физического воспитания. STIINTA CULTURII FIZICE. Chisinau: Editura UZEFS, - 2011.№8/2. - С.123 - 128.

4. Макурина A.C Повышение мотивации учебной деятельности студентов физкультурного вуза: дис. канд.пед.наук. - М.: РГБ, 2006. - 160с.

5. Марченко О.Ю. Формування ціннісних категорій особистої фізичної культури у студентської молоді. Aвтореф. дис. на здоб. канд. наук з фіз. вих. і спорту: 24.00.02 - Дніпропетровськ., 2010: - 20с.

6. Маслоу A. Мотивация и личность. - [3-е изд-е]. - СПб.: Питер,2006. -352с.

7. Любимова Ю.В. Мотивация и ценностные ориентации в педагогическом общении на занятиях по физической культуре: дис. канд. пед. наук: 13.00.04. - М.:РГБ, 2003, - 273с.

8. Смакула О.І. Формування ціннісного ставлення майбутніх учителів фізичної культури.: дис. канд. пед. наук: 13.00.04. -К.: ЦІППО AПН України., 2004. - 220с.

Информация об авторе: Гончар Галина Ивановна

[email protected] Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины ул. Садовая, 2, г. Умань, Черкасская область, 20300, Украина

Поступила в редакцию 12.01.2012г.

References:

1. Antonova N.A. Cennostnye orientacii v sisteme lichnostnykh kachestv studentov vysshego pedagogicheskogo uchebnogo zavedeniia [The valued orientations are in the system of personality internalss of students of higher pedagogical educational establishment], Cand. Diss., Kiev, 2003. -203c.

2. Zinnatnurova A.A. Teoriia i praktika fizicheskoj kul’tury [Theory and practice of physical culture], 2008, vol.9, pp. 58 - 60.

3. Krucevich T.Iu., Marchenko O.Iu., Bagrij T.V. Stiinta Culturii Fizice, Chisinau, Editura UZEFS Publ., 2011, vol.8/2, pp.123 - 128.

4. Makurina A.S. Povyshenie motivacii uchebnoj deiatel’nosti studentov fizkulturnogo vuza [Increase of motivation of educational activity of students of athletic institution of higher learning], Cand. Diss., Moscow, RSL Publ., 2006, 160p.

5. Marchenko O.Iu. Formuvannia cinnisnikh kategorij osobistoyi fizichnoyi kul’turi u students’koyi molodi [Forming valued categories of the personal physical culture of student young people], Cand. Diss., Dnepropetrovsk, 2010, 20 p.

6. Maslou A. Motivaciia i lichnost’ [Motivation and personality], Saint Petersburg, Peter, 2006, 352p.

7. Liubimova Iu.VMotivaciia i cennostnye orientacii vpedagogicheskom obshchenii na zaniatiiakh po fizicheskoj kul ’ture [Motivation and valued orientations in a pedagogical commonunication on employments on a physical culture], Cand. Diss., Moscow, RNL Publ., 2003, 273 p.

8. Smakula O.I. Formuvannia cinnisnogo stavlennia majbutnikh uchitelivfizichnoyi kul’turi [Forming of the valued relation of future teachers of physical culture], Cand. Diss., 2004, 220 p.

Information about the author: Honchar G.I.

[email protected] Uman State Pedagogical University Garden str., 2, Uman, Cherkasskaya area, 20300, Ukraine.

Came to edition 12.01.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.