Научная статья на тему 'Профессиональные ценностные ориентации специалиста аграрной сферы'

Профессиональные ценностные ориентации специалиста аграрной сферы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2327
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СПЕЦИАЛИСТ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ И ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васильева Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «профессиональные ценностные ориентации». Выявлено, что профессиональные ценностные ориентации являются базовой характеристикой личности специалиста, основным содержанием которой является система отношений к ценностям профессии и готовность реализоваться в профессиональной деятельности в соответствии с ценностями значимыми для общества. Учитывая особенности сельского хозяйства и специфику сельскохозяйственного производства, автором определены ценности входящие в структуру профессиональных ценностных ориен-таций специалиста аграрной сферы. В целях изучения профессиональных ценностных ори-ентаций будущих специалистов сельскохозяйственного производства представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций студентов инженерного факультета и факультета аграрных технологий Кемеровского государственного сельскохозяйственного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные ценностные ориентации специалиста аграрной сферы»

УДК 378:316.6

Васильева Татьяна Владимировна

Старший преподаватель, Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт, sledding@yandex.ru, Кемерово

профессиональные ценностные ориентации

специалиста аграрной сферы

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «профессиональные ценностные ориентации». Выявлено, что профессиональные ценностные ориентации являются базовой характеристикой личности специалиста, основным содержанием которой является система отношений к ценностям профессии и готовность реализоваться в профессиональной деятельности в соответствии с ценностями значимыми для общества. Учитывая особенности сельского хозяйства и специфику сельскохозяйственного производства, автором определены ценности входящие в структуру профессиональных ценностных ориен-таций специалиста аграрной сферы. В целях изучения профессиональных ценностных ори-ентаций будущих специалистов сельскохозяйственного производства представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций студентов инженерного факультета и факультета аграрных технологий Кемеровского государственного сельскохозяйственного института.

Ключевые слова: профессиональные ценностные ориентации, сельское хозяйство, специалист, инструментальные и терминальные ценности, качества личности

Vasilieva Tatiana Vladimirovna

Senior Lecturer of Kemerovo State Agricultural Institute, sledding@yandex.ru, Kemerovo

professional value orientations of the specialist of the agrarian sphere

Abstract. The article discusses the concept of «professional value orientations». Defined values embedded in the structure of professional value orientations specialist agrarian sphere. The results of research of professional value orientations of agricultural high school students.

Keywords: professional value orientations, agriculture, specialist, instrumental and terminal values, qualities of the personality

Ценностные ориентации, являясь важнейшими элементами внутренней структуры личности, опреде-ляют функционирование и развитие человека и проявляются во всех сферах человеческой деятельности.

В процессе подготовки специалиста в вузе мировоззренческий аспект формирования системы ценност-ных ориентаций проявляется в освоение общечеловеческих идеалов и ценностей, мотивационный аспект - в создании положительной установки на освоение профессионально-образовательной программы; профессиональный аспект - в формировании ценностного отношения к профессиональной деятельности; социальный аспект - в освоении социально значимой информации; гражданско-нрав-

ственный аспект - в формировании гражданских качеств, нравственного сознания и поведения [4].

В процессе обучения формируется ценностное отношение к профессиональной деятельности, выражающееся в профессиональных ценностных ориентациях, происходит качественный скачок в профессиональном развитии студентов. Именно в студенческом возрасте формируются основные идентификационные характеристики, выражающие принадлежность человека к определенной профессии.

Профессиональные ценностные ориентации - это ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они

характеризуются степенью доминирования, определенным знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости.

Профессиональные ценностные ориентации могут быть показателем приобщения будущего специалиста к методологическим, теоретическим и прикладным знаниям о профессиональных ценностях, их природе, механизмах развития, способах функционирования, в том числе и о ценностях, характеризующих профессиональное становление и самосовершенствование личности современного специалиста.

В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова подчеркивают, что профессионально-ценностные ориентации являются ядром целостности личности и выражают качественную характеристику смысловой структуры сознания специалиста, служат критерием реализации социальной и профессиональной активности [9].

Профессиональные ценностные ориентации составляют базовую характеристику личности профессионала, основным содержанием которой является система отношений к ценностям профессии и готовность реализоваться в профессиональной деятельности в соответствии с ценностями значимыми для общества и личности в сфере реализации профессиональной деятельности, а также для различных сторон профессиональной деятельности, к которой у субъекта формируется отношение.

По мнению К. А. Абульхановой-Славской, профессиональные ценности являются основой жизни че-ловека, через которую реализуется личность; основные значимые ценности - это материальное вознаграждение за труд, средства удовлетворения потребности личности через общественное признание, способы самовыражения, признание обществом индивидуальности личности [1].

По мнению Н. А. Долгушиной, профессиональные ценностные ориентации являются личностным образованием и отражают систему установок, характеризующих отношение личности к профессиональной деятельности как значимой для неё [5].

За основу мы взяли опреление Е. Л. Рудневой, которая под профессиональными ценностными ориентациями студента понимает «элементы внутренней структуры личности, выражающие ее субъективное отноше-ние

к общественно значимым ценностям труда и компонентам будущей профессиональной деятельности» [8, с. 130].

Формирование профессиональных ценностных ориентаций происходит именно в студенческом возрасте, когда актуальными становятся ценности, определяющие отношение к профессии; ценности, определяющие характер взаимодействия с другими субъектами профессиональной деятельности; ценности, в которых закреплено отношение к себе как к будущему профессионалу и которые выступают в качестве эталона в про-цессе профессионально-личностного самосовершенствования [10].

Мы согласны с Т. Н. Духиной, которая отмечает, что «профессия предполагает овладение определен-ным видом труда, на основе которого осуществляется материальная или духовная деятельность человека. Профессиональный труд всегда творческий, требующий активности, эффективности, совершенствования. Человек, соответствующий этим требованиям, является специалистом, профессионалом» [6, с. 89].

Таким образом, профессиональные ценностные ориентации составляют базовую характеристику личности специалиста, основным содержанием которой является система отношений к ценностям профессии и готовность реализоваться в профессиональной деятельности в соответствии с ценностями значимыми для общества и личности в сфере реализации профессиональной деятельности.

В современных условиях, когда профессии аграрной сферы стали не престижны в нашем обществе, в контексте реформирования агропромышленного комплекса особую актуальность приобрёл вопрос форми-рова-ния профессиональных ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственных вузов.

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продо-воль-ственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Агропромышленный комплекс играет исключительную роль в экономике страны, невозможно переоце-

нить его социальное значение для сельских и городских жителей, благополучие и достаток которых напрямую зависят от доступности отечественного продовольствия.

Традиционные черты российской мен-тальности, духовно-нравственные ценностные ориентации российского общества аккумулировались прежде всего в сельском образе жизни. Именно на селе родилась и развивалась уникальная духовная культура России. Но сегодня сельский социум оказался в ситуации, когда привычных жизненных ориентиров и социальных опор уже нет [3].

Происходящие в Российской федерации экономические преобразования, имеющие целью - повышение конкурентоспособности и эффективности российской экономики, охватывают все сферы общественного произ-водства.

Коренные изменения, происходящие и в агропромышленном комплексе, затронули все стороны жизнедеятельности сельского социума: отношения собственности, сферу труда, материальной и духовно-нравственной жизни, культуру, социальную структуру и образ жизни, продовольственную и национальную безопасность. Разрешена купля-продажа земли, расширяется социальная база аграрных преобразований в лице фермеров, сельских предпринимателей. Наряду с этим произошел спад сельскохозяйственного производства, ухудшилась демографическая ситуация в сельской местности (падает рождаемость, увеличивается удельный вес людей пенсионного возраста, снижается численность трудоспособного населения и т.д.). Ключевыми проблемами являются трудоустройство сельских жителей, сокращение числа безработных, обеспеченность сельскохозяйственных предприятий специалистами [7].

В формировании сельских трудовых ресурсов имеются диспропорции, препятствующие инновационному развитию агропромышленного комплекса, которые связаны с сокращением численности сельского населения, низким качеством жизни на селе, слабой доступностью социальных услуг в сферах здравоохранения и образования и т.д. [2].

Возрождение сельского хозяйства протекает медленно, и эффективность процессов модернизации находится на достаточно низком уровне. Это обусловлено многими

причинами, в числе которых ключевым фактором является низкая обеспеченность сельхозпредприятий высококвалифицированными кадрами. В связи с этим агропромышленной комплекс нуждается в постоянном притоке молодых квалифицированных специали-стов, с устойчивой системой профессиональных ценностных ориентаций, готовых к сельскому труду.

Осуществляя подготовку специалистов аграрной сферы, нельзя не учитывать специфику сельского хозяйства. Главной особенностью сельскохозяйственного производства является его существенная зависимость от погодно-климатических условий, вызывающих неустойчивость развития отрасли, изменчивость затрат ограниченных ресурсов для ее нормального функционирования. Процесс производства в аграрной сфере во многом зависим от естественных факторов, так как в качестве основных предметов и средств труда здесь используются земля, растения и животные. К тому же в сельском хозяйстве существует сезонность производства продукции, в связи с этим значительный объем работ необходимо выполнять в сжатые сроки с неравномерным использованием рабочей силы и средств производства. Трудовые отношения в сельском хозяйстве характеризуются: сложностью принятия оперативных решений в случае изменения производственной ситуации из-за проведения работ на большой территории; необходимостью прикладывания усилий для сохранения выращенного урожая; трудностями привлечения и управления сезонной рабочей силы; ненормированным графиком работы в случаях выполнения важных технологических операций в сжатые сроки.

Принимая во внимание специфику профессиональной деятельности в сельском хозяйстве в систему профессиональных ценностных ориентаций специалистов аграрной сферы, мы включили следующие ценности: здоровье, труд, земля, ценности профессиональной самореализации (активная деятельная жизнь, интересная работа, общественное признание, продуктивная жизнь, развитие). Это так называемые терминальные ценности (ценности-цели), то есть ценности, определяющие смысл жизни человека.

Система профессиональных ценностных ориентаций специалистов аграрной сфе-

ры включает, по нашему мнению, следующие инструментальные ценности (ценности-средства, то есть средства достижения жизненных целей): аккуратность, инициативность, исполнительность, наблюдательность, ответственность, самостоятельность, рационализм, эффективность в делах, гибкость и самостоятельность мышления.

Таким образом, специалисты сельскохозяйственного производства обладают знаниями, умениями и навыками для жизни в условиях сельского социума; они уважительно относятся к земле и сельскохозяйственному труду; осознают социальную значимость своей профессии на современном этапе развития общества; имеют мотивацию к самореализации в условиях села; стремятся внести свой вклад в возрождение села.

В целях изучения профессиональных ценностных ориентаций будущих специалистов сельскохозяйственного производства мы анализировали ценностные ориентации студентов инженерного факультета и факультета аграрных технологий Кемеровского государственного сельскохозяйственного института (КемГСХИ). Выборочная совокупность характеризуется тем, что 67,5% студентов являются приезжими из небольших горо-дов, поселков, сёл и деревень Ке-

меровской области; 32,5% студентов являются жителями г. Кемерово. Не смотря на то, что большинство студентов являются представителями сельской молодежи работа родителей и близких родственников 80,5% опрошенных не связана с сельским хозяйством.

В таблице 1 представлены проранжиро-ванные студентами КемГСХИ инструментальные ценности.

Из таблицы видно, что в иерархии инструментальных ценностей студенты КемГСХИ на первые места по значимости ставят: воспитанность, ответственность, образованность, аккуратность, жизнерадостность, исполнительность.

Иерархия инструментальных ценностей студентов КемГСХИ характеризуется ориентацией на соци-ально одобряемые ценности. В системе ценностных ориентаций высокое значение имеют ценности дела (обра-зован-ность, аккуратность), ценности общения (воспитанность, жизнерадостность) имеют место этические ценности (ответственность). Низкий ранг имеют такие ценности, как широта взглядов (9,5), высокие запросы (9,5), непримиримость к недостаткам в себе и других (9,8).

Таким образом, среди ценностей, которые мы включаем в структуру профессиональ-

Таблица 1 - Инструментальные ценности студентов КемГСХИ

Место Ценность Среднеарифметическое значение ранга

1 Воспитанность 4,1

2 Ответственность 5,2

3 Образованность 5,7

4 Аккуратность 5,8

5 Жизнерадостность 6,3

6 Исполнительность 6,5

7 Независимость 6,8

8 Самоконтроль 7,5

9 Смелость в отстаивании своего мнения 7,5

10 Терпимость 7,9

11 Честность 8,0

12 Чуткость 8,1

13 Рационализм 8,2

14 Твердая воля 8,3

15 Эффективность в делах 9,0

16 Широта взглядов 9,5

17 Высокие запросы 9,5

18 Непримиримость к недостаткам в себе и других 9,8

ных ценностных ориентаций, на втором, четвертом и шестом месте в рейтинге инструментальных ценностей находятся ответственность, аккуратность и исполнительность соответственно.

Также студентам было предложено оценить качества личности, которыми, по их мнению, необходимо обладать специалисту аграрию по семибальной системе от 0 до 6 баллов (Таблица 2). Интересным представляется тот факт, что оценки качеств значительно различаются по тендерному признаку. Так, юноши практически все предложенные качества оценили выше, чем девушки.

Юноши наиболее высокий балл (5,3) присвоили такому качеству как ответственность при принятии решений. На втором месте умения и навыки аграрной деятельности (5,1), на третьем месте интерес к сельскому хозяйству (4,8) и активность в накоплении знаний по профессии (4,8). Необходимо отметить, что все предложенные качества юноши оценили выше среднего балла, однако, не одному из предложенных качеств личности не присвоили высшую оценку в шесть баллов.

Исследовательский интерес вызывали у нас мотивы поступления студентов в сельскохозяйственный вуз. Для выяснения основных мотивов поступления в КемГСХИ студентам был задан вопрос: «Почему Вы вы-брали именно это учебное заведение?». Ответы на данный вопрос представлены в таблице 3.

Из таблицы видно, что основными мотивами и факторами выбора абитуриентами сельскохозяйственного вуза являются не любовь к земле и сельскому хозяйству, а совет родных, друзей, знакомых; невысокий конкурс при поступлении. Только 18,2% опрошенных студентов поступили в КемГСХИ для получения, как они считают, перспективной профессии.

Следующей исследовательской задачей было выяснение вопроса о планах студентов по поводу работы после окончания вуза. 45,5% респондентов ответили, что планируют работать по выбранной специальности (механизация сельского хозяйства и агрономия) после окончания института, 26,0% не собираются работать по специальности и 28,5% пока об этом не думали.

Таблица 2 - Оценка качеств личности специалиста сельскохозяйственного производства

Качества личности Средний балл

юноши девушки

Ответственность при принятии решений 5,3 2,0

Умения и навыки аграрной деятельности 5,1 2,1

Интерес к сельскому хозяйству 4,8 2,3

Активность в накоплении знаний по профессии 4,8 2,8

Умение проектировать и планировать деятельность 4,7 1,8

Организаторские и профессиональные способности 4,5 2,6

Ценностные ориентации на приобретение аграрной профессии 4,4 1,7

Аграрная направленность жизненной позиции 4,2 1,8

Самостоятельность взглядов, суждений, оценок 4,2 1,7

Таблица 3 - Мотивы и факторы поступления студентов в КемГСХИ, (%)

Ответы Процент от числа опрошенных

Совет родных, друзей, знакомых 31,2

Невысокий конкурс при поступлении 22,1

Получение перспективной профессии 18,2

Затрудняюсь ответить 15,6

Интерес к сельскохозяйственной деятельности 13,0

Хорошая материально-техническая база вуза 5,2

Наличие общежития 2,6

Близкое расположение к месту жительства 1,3

Невысокая стоимость обучения 1,3

Этот вуз сотрудничал с нашей школой (лицеем) 1,3

Всего 5,0% из числа опрошенных студентов КемГСХИ после окончания института собираются работать в селе; 3,0% - в рабочем поселке; 18,0% еще не задумывались о том, где хотели бы работать и 74,0% респондентов хотят работать в городе. Однако, выпускнику с квалификацией «агроном» найти работу в городе такого промышленного региона, каким является Кузбасс трудно. В связи с этим молодые специалисты вынуждены трудоустраиваться в других сферах деятельности. Вследствие чего аграрный сектор экономики испытывает дефицит квалифицированных кадров, и этот дефицит увеличивается с каждым годом.

Очевиден тот факт, что у большинства студентов КемГСХИ не в достаточной мере сформированы профессиональные ценностные ориентации, соответствующие профессиональной деятельности в аграрной сфере. Студенты плохо осознают перспективу своего будущего профессионального развития. Исследование показало, что ценности профессиональной самореализации студенты не считают необходимыми, либо значимыми, что, по нашему мнению, свидетельствует о несформированности профессиональных ценностных ориентаций и возможных трудностях реализации себя как специалиста сельскохозяйственного производства.

Профессиональные ценностные ориентации невозможно сформировать без специально организованных условий педагогической деятельности. Содержание и методы сельскохозяйственного образования должны ориентировать будущего специалиста на рациональное ведение хозяйства, уважительное отношение к земле и сельскохозяйственному труду, осознание социальной значимости сельскохозяйственной профессии на совре-менном этапе развития общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в результате формирования профессиональных ценностных ориен-таций специалиста аграрной сферы студен-

ты должны осознавать сущность и миссию выбранной профессии, обладать определенными знаниями в данной профессиональной сфере и уметь применять их на практике. Студенты должны иметь мотивацию к самореализации в условиях села, стремиться внести свой вклад в возрождение села.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности - М.: Наука, 1980. - 335 с.

2. Блинова Т. В., Потапов А.П. Трудовой потенциал модернизации российского села // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2011. - Т. 2. - № 1. - С. 313-323.

3. Голошумова Г. С., Мичкина А.С., Черем-ных С.А. Формирование ценностных ориентаций учашцхся в условиях сельского социума // Образование и наука. - 2009. - № 2. - С. 71-77.

4. Григорьева Н. Г. Проблема формирования ценностей в системе профессионального образования // Высшее образование сегодня. - 2012. -№ 4. - С. 37-40.

5. Долгушина Н. А. Теоретическое исследование профессионально-ценностных ориентаций // Альманах современной науки и образования. -2009. - № 11-2. - С. 86-87.

6. Духина Т. Н. Социологический анализ социокультурной составляющей содержательности труда сельского труженика // Вестник АПК Ставрополья. - 2011. - №3(3). - С. 87-90.

7. Ильин И. Е. Человеческий капитал российского села на рубеже XX-XXI веков: состояние, проблемы, перспективы // Вестник Чувашского университета. - 2012. - №2. - С. 36-39.

8. Руднева Е. Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи : дис. ... д-ра пед. наук. -Кемерово, 2002. - 443 с.

9. Сластёнин В. А. Педагогическая аксиология: монография. - Красноярск: СибГТУ -2008. - 293 с.

10. Шилагина Т. А. Стадия исследования как период формирования профессионально-ценностных ориентаций специалиста // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 10. -С. 61-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.