УДК 378 : 316.6 Кузьмина Виолетта Михайловна
кандидат исторических наук,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии и педагогики
Курского института социального образования
(филиал)
Российского государственного социального
университета
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СЕЛЬСКОЙ И ГОРОДСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ, ОБУЧАЮЩЕЙСЯ В КУРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ
Kuzmina Violetta Mikhaylovna
PhD in History, PhD in Psychology, Assistant Professor of the Psychology and Educational Science Department, Kursk Institute of Social Education, branch of Russian State Social University [email protected]
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS
FROM COUNTRYSIDE AND CITIES,
WHO STUDY IN KURSK STATE AGRICULTURE ACADEMY
Аннотация:
В статье раскрываются особенности ценностных ориентаций сельских и городских студентов, связанных со спецификой обучения в негуманитарном вузе (на примере ГОУ ВПО «Курская государственная сельскохозяйственная академия»).
Ключевые слова:
студенчество, ценностные ориентации, адаптация.
The summary:
The article deals with peculiarities of values orientations of students from villages and cities, in accordance with specific character of education in a scientific higher educational institution (basing on the case study of Kursk State Agriculture Academy).
Keywords:
students, value orientations, adaptation.
Сегодня студенческая молодежь является предметом изучения многих социальных наук. Философия, психология, педагогика, социология, демография, политика, право, история - вот основной перечень наук, где «молодежь» входит в понятийный и терминологический аппарат. Естественно, в каждой из этих наук в понятие «студенческая молодежь» вкладывается свое содержание. Это связано с особенностями предмета науки и традиционностью употребления в них данного понятия.
Исследование ценностных ориентаций в России велось с середины 1960-х гг., когда появились теоретические работы психолога Б.Г. Ананьева, социологов А.Г. Здравомыс-лова, В.А. Ядова и др., а также эмпирические исследования, крупнейшим из которых стало социологическое и социально-психологическое исследование ценностных ориентаций рабочих (в том числе и молодых), выполненное ленинградскими учеными под руководством В.А. Ядова в начале 1970-х гг. В советское время изучение ценностных ориентаций молодежи в значительной мере было направлено на выявление их соответствия коммунистическому идеалу, социалистическому образу жизни. В период перестройки (1985-1991) поле проблем заметно расширилось за счет исследований неформальных молодежных объединений (фактически это был путь к переходу к изучению молодежных субкультур). Наконец, в последние 15 лет ценностные ориентации российской молодежи стали исследоваться немалым числом отдельных ученых и научных коллективов. Ситуация смены общественного строя и «переоценки ценностей» в масштабе целой страны подтолкнула ученых к осмыслению трансформаций ценностных ориентаций россиян.
Большое научное значение имеет крупное исследование динамики ценностных ориентаций россиян, проведенное под руководством Н.И. Лапина. В последние 15 лет в России проведены десятки эмпирических исследований, защищены несколько сотен диссертаций по проблемам ценностных ориентаций молодежи. Правда, нередко масштабы таких исследований, их методическая корректность и возможности сопоставления данных остаются предметом критики.
Мы рассмотрим тенденции изменений в ценностных ориентациях студенческой молодежи, которые зафиксированы на эмпирическом уровне. Однако для начала установим, в чем теоретический смысл исследования ценностных ориентаций, в чем суть ценностного аспекта молодежных исследований.
Система ценностей современной молодежи достаточно противоречива (И.Ю. Мен-шикова, А.В. Капцов, О.В. Ковалевская и др.), а в ее динамике наметились новые аспекты, связанные с освоением ценностей рыночного общества. Но применительно к студентам сельскохозяйственных вузов хотелось бы добавить, что именно этой категории свойственна традиционность и преемственность в ценностях и именно сельская молодежь тяжелее всего переживает утрату или деформацию жизненных ценностей. Наблюдается утрата индивидуальных проявлений личности, происходит угасание творческой активности студентов, так как в программах сельскохозяйственных вузов в меньшей степени уделяется место гуманитарным предметам, которые бы способствовали развитию личности. Анализируя ценностные ориентации современной учащейся молодежи по широкому кругу проблем, связанных с современной Россией, можно выделить ряд значимых факторов, активно влияющих на эти ориентации.
Во-первых, молодежь, получившая первичную социализацию в семье и школе, затем вторично проходит ее в условиях действительности России.
Во-вторых, немаловажным фактором вторичной социализации являются российские ментальные ценности и социальные представления, также оказывающие существенное влияние на сознание учащихся молодых людей.
Кроме того, их социализация осуществляется в условиях не только кризиса, но и угрожающе низкого достатка, что отражается на всех сторонах жизни, в том числе и системе ценностей.
Особое же влияние на процесс изменения ценностных ориентаций в условиях современной нестабильности оказывает социальная идентичность [1, с. 3]. Молодежи, особенно сельской, очень трудно противостоять негативной стороне жизни в городе, как в провинциальном, так в мегаполисе. Город для приезжих сельских студентов является новым социокультурным пространством, которое им предстоит освоить. При поступлении в вуз молодой человек оказывается на стыке двух культур: городской - модернизированной и сельской - традиционной. Привлекательность города как образовательного центра студенты объясняют многими причинами, но самой главной, как правило, является материальная: «Я хотела поступать в другой город, родители не разрешили, дорого это»; «В другой город поступать не было возможностей». Часто выбор места учебы обусловливается и такой причиной: «Здесь учились мои родители». Также в легче найти место проживания для студента (как правило, предоставляется общежитие) и молодым ребятам обеспечивается помощь родственников.
Первые трудности, испытываемые абитуриентами - мигрантами из села, связаны со знакомством с городом и устройством на жительство. При миграции в город сельский студент обретает новую идентичность - идентичность горожанина. В связи с тем, что идентичность объективно определяется как размещение в определенном мире, иметь данную идентичность - значит занимать особое место в мире.
Ежедневно сталкиваясь с проблемами, которые не связаны с образованием, и вынужденными их решать, студенты оказываются в определенной стрессогенной ситуации, когда угасает их жизненный оптимизм, организм на уровне психике не справляется с нахлынувшими проблемами, что приводит к появлению депрессии и суициду.
Определение жизненного пути сельской молодежи - это в свою очередь выбор социально-профессионального статуса и социально-территориальные перемещения с целью реализации жизненных планов. Особую важность, как видно из реальной практики, проблема адаптации приобретает в условиях вуза, в процессе образования, транслирующего не только профессиональные знания, но и воспроизводящего культурный пласт общества. От позитивной адаптации сельского студента зависит формирование его личности. При поступлении в вуз важнейшие социокультурные условия жизнедеятельности человека резко меняются: он попадает в новую среду, меняется содержание учебной деятельности, создается новое коммуникативное пространство не только во время аудиторных занятий, но и во внеурочное время. В студенческой группе сосредоточиваются ранее незнакомые друг другу молодые люди, между которыми начинают формироваться межличностные отношения. Полностью меняется среда проживания: часть студентов начинает жить в общежитии или на частных квартирах, другая - в «семье» родственников.
Проблемой повышения активности студентов за счет развития их самостоятельности занимаются П.В. Лебедчук, Н.А. Фаллиев, А.Е. Родионова и др. [2, с. 28-31]. Профильное обучение само по себе исходит из утилитарных целей общества, оставляя в стороне ценностные аспекты человеческой деятельности. И в этой ситуации сельская молодежь оказывается наименее защищенной категорией.
В связи с активным навязыванием средствами массовой информации «западного, американского» стиля жизни, у молодежи появились такие ценности, как «достижение карьерного успеха», «материальная обеспеченность» и др. Это своего рода рыночные ценности, за которыми ощущается потеря традиционных национальных ценностей и интересов, таких как дружба, духовность, сопереживание, стремление помочь окружающим.
Изучение трансформации ценностных ориентацией сельской и городской молодежи в условиях гуманитарного и негуманитарного вузов особенно важно, так как это будет являться показателем изменения ценностного отношения человека к окружающей действительности и к своей жизнедеятельности. Перед началом исследования необходимо учитывать, что в новых социальных группах, какими являются студенческие группы, собираются юноши и девушки из разных слоев населения, из разных семей, имеющих самые различные ценностные установки и традиции, и в процессе обучения, взаимодействия друг с другом, по мере становления референтных для каждого человека групп будет происходить трансформация этих ценностей. Важную роль в изменении ценностных ориентаций играет вуз. И здесь важна не только та атмосфера, которая царит в вузе, во взаимоотношениях между студентами и преподавателями, - важен сам уровень культурноэтической подготовки преподавателей, и важны предметы, преподаваемые студентам, которые могли бы влиять на их мировоззрение. Для нас это очень существенно, поскольку социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников мотивации ее поведения.
Изучение ценностных ориентаций проведено нами по методике Рокича. Студентам 1, 3, 5-го курсов ветеринарного факультета КГСХА были предложены списки А и Б, представлявшие собой перечни терминальных и инструментальных ценностей.
В категорию терминальных ценностей входили: активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная и содержательная работа, красота, любовь, ма-
термальное обеспечение, хорошие и верные друзья, счастье других, общественное признание, познание, равенство, свобода, счастливая семейная жизнь, творчество, уверенность в себе, удовольствие, справедливость.
В категорию инструментальных ценностей входили: аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность, независимость, образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, смелость, твердая воля, терпимость, широта взглядов, честность, успехи в делах, чуткость.
Таблица 1
Терминальные ценности студентов ветеринарного и зооинженерного факультетов КГСХА
Терминальные ценности Распред еление по значимости
1 курс 3 курс 5 курс
Активная деятельная жизнь 4 8 7
Жизненная мудрость 3 14 5
Здоровье 1 7 3
Интересная и содержательная работа 5 1 8
Красота 13 12 16
Любовь 7 6 11
Материальная обеспеченность 2 13 1
Хорошие и верные друзья 10 9 4
Счастье других 16 15 18
Общественное признание 8 2 9
Познание 17 5 17
Равенство 11 16 12
Свобода 12 18 14
Счастливая семейная жизнь 10 10 2
Творчество 6 17 13
Уверенность в себе 9 3 6
Удовольствие 15 11 15
Справедливость 14 4 10
По таблице 1 мы можем наблюдать процесс трансформации терминальных ценностей у студентов ветеринарного факультета. С учетом того, что в группах подавляющее большинство сельских студентов, то для нас это является показательным еще и в плане получения результатов по изменению ценностных ориентаций сельской молодежи в негуманитарном вузе.
Здоровье как ценность является традиционной для сельской молодежи, которая выросла в таких условиях, когда благополучие семьи зависит в прямом смысле от здоровья отца и матери, так как они выполняют тяжелую физическую работу по дому, по хозяйству. На третьем курсе данная ценность сдала свои лидирующие позиции, но все же студенты по окончании вуза поняли, что независимо от того, где тебе придется работать или жить, необходимо стремиться к поддержанию хорошего, крепкого здоровья.
Материальная обеспеченность важна практически для всех студентов, и это являлось одной из побудительных причин для поступления в вуз, но к третьему курсу ребята поняли, что есть гораздо более важные ценности, чем достаток, деньги, но, к сожалению, к 5-му курсу возобладала прагматичная тенденция, и они считают самым необходимым в жизни достижение материального благополучия. Стоит сказать о том, что именно этой цели будет подчинена их дальнейшая жизнь, поскольку именно с такой иерархией ценностей они покидают вуз.
Хочется отметить резкую смену позиции «счастливая семейная жизнь», которая на 1-м и 3-м курсе занимала всего лишь 10-е место, а на 5-м стала занимать 2-е, что свиде-
тельствует о том, что большинство студентов готовы к созданию семейной жизни, а девушки из сельской местности считают это следующим этапом в их жизни после окончания учебы.
Такая ценность, как «уверенность в себе», также сменила свои позиции в лучшую сторону, поскольку студенты, в том числе и сельские ребята, в процессе обучения в вузе поняли, что для достижения каких-либо успехов в жизни надо быть уверенным в себе человеком, иначе в условиях жесткой конкуренции, особенно на рынке труда, они не смогут «продвинуться» и занять хорошую должностью. У студентов ветеринарного факультета также появилось понимание, что в жизни без друзей будет очень сложено, правда, их беспокоит тот факт, что друзья большинству нужны для того, чтобы найти хорошо оплачиваемую работу в городе, особенно этим отличаются ребята из села, для которых важно остаться в городе и не возвращаться в село.
К сожалению, такие ценности, как «справедливость, свобода, равенство, счастье других», так и не заняли своих ведущих позиций в личностных ценностях студенческой молодежи ветеринарного факультета, но здесь и не их вина, поскольку эти качества воспитываются на примерах из жизни разных людей, разных поколений, это очень серьезные философские категории и, для того чтобы они стали значимой ценностью для студентов, необходимо познавать их. Процессу познания способствую предметы гуманитарного цикла в вузе, такие как история, культурология, философия, психология, педагогика, социология и другие. К сожалению, гуманитарный компонент в негуманитарных вузах сокращен до минимума, поэтому происходит в определенном плане деформация ценностей молодежи.
Для нас в проводимом исследовании важно было изучить также трансформацию инструментальных ценностей, то есть тех средств, с помощью которых студенты будут достигать поставленных целей.
Таблица 2
Инструментальные ценности студентов ветеринарного и зооинженерного факультетов КГСХа
Инструментальные ценности Распределение по значимости
1 курс 3 курс 5 курс
Аккуратность 5 11 17
Воспитанность 3 10 14
Высокие запросы 1 15 5
Жизнерадостность 4 8 10
Исполнительность 2 3 4
Независимость 6 1 2
Образованность 10 4 7
Ответственность 12 12 15
Рационализм 11 5 1
Самоконтроль 8 6 11
Смелость 17 9 3
Твердая воля 14 14 13
Терпимость 13 16 18
Широта взглядов 18 17 16
Честность 15 18 12
Непримиримость 7 7 9
Успехи в делах 16 13 8
Чуткость 9 2 6
Можно отметить следующие негативнее тенденции в трансформации инструментальных ценностей:
- рационализм к концу выпуска студентов занял лидирующие позиции (с 11-го на 1-е место). Само по себе это очень неплохое качество, но мы понимаем, что человек в
своих действиях не всегда должен полагаться только на разум, разумность, рациональность, но и прислушиваться к своим чувствам, эмоциям, что способствует только расширению эмоционально-чувственной сферы студентов. При этом не надо забывать, что перед нами молодежь, которой должна быть свойственна буря эмоций, и это возраст хорош именно тем, что чувства, их многообразие очень значимы для юношей и девушек;
- жизнерадостность потеряла свое значение, но ведь мы понимаем, что без такого качества молодежи будет очень трудно переносить все трудности, которые на них обрушатся после окончания вуза, им будет не хватать оптимизма, а это значит, что их психическое здоровье находится под угрозой;
- воспитанность, которая была значимой для первокурсников, стала практически незначимой для пятикурсников, а это значит, что в большую жизнь выходят люди, для которых проявлять свою воспитанность, хорошие манеры в обществе не только не нужно, но и не значимо;
- ответственность для студентов имеет очень малое значение, и это плохо, потому что студенты становятся взрослыми людьми и должны нести ответственность за все, что с ними происходит, за свою работу, за любимого человека, за друзей, за родителей, но они этого так и не поняли, они не хотят этой тяжелой ноши;
- терпимость - это то качество, о воспитании которого сегодня очень много говорится, так как без этого личностного качества невозможно жить во все усложняющемся мире. Толерантность должна присутствовать как во взаимоотношениях людей в семье, на улице, на работе, в политике и т. д.
К положительным аспектам можно отнести следующие результаты исследования:
- смелость с 17-й позиции перешла на 3-ю, что свидетельствует о повышении уверенности в себе студентов;
- образованность важна для студентов, но наличие этого качества не подкрепляется такой ценностью, как широта взглядов, поэтому мы говорим об исключительно рациональном подходе к образованию - как о возможности получить более престижную, высокооплачиваемую работу, как о возможности дальнейшего карьерного роста. Собственно говоря, этим и объясняется факт получения студентами второго высшего образования в процессе получения первого;
- чуткость стала достаточно важной ценностью для студентов к 5-му курсу, вероятно, они стали замечать проблемы окружающих людей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гуманитарный компонент в вузе в процессе трансформации ценностей играет значительную роль, и это особенно важно для сельской молодежи, которой очень трудно разобраться в истинных и ложных ценностях.
В целом же рассмотрение понятия «молодость» как социальной категории, определяемой не только возрастными границами, но и специфическим социальным статусом, особенностями сознания и поведения молодых людей, способствовало более углубленному осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу к молодежи как к внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе. Выделение в ее составе различных слоев, выявление на основе исследований специфики их социального облика, особенностей сознания и поведения отдельных категорий молодых людей имело большое значение для научного обоснования дифференцированного подхода к учебно-воспитательной работе со студенческой молодежью.
Ссылки:
1. Волков Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педвуза : авто-реф. дис. ... канд. псих. наук. М., 1983. 24 с.
2. Лебедчук П.В. Саморегуляция произвольной активности как фактор успешной учебной деятельности студентов // Реалии и перспективы психологической науки и практики в российском обществе / под ред. Р.А. Ахмерова. Набережные Челны, 2005. С. 28-31.
References (transliterated):
1. Volkov E.S. Psikhologicheskie osobennosti razvitiya tsennostnykh orientatsiy u studentov pedvuza : avtoref. dis. ... kand. psikh. nauk. M., 1983. 24 p.
2. Lebedchuk P.V. Samoregulyatsiya proizvol'noy aktivnosti kak faktor uspeshnoy uchebnoy deyatel'nosti studentov // Realii i perspektivy psikhologicheskoy nauki i praktiki v rossiyskom obshchestve / pod red. R.A. Akhmerova. Na-berezhnie Chelny, 2005. P. 28-31.