ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ -
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК
В.А. Семыкин, В.И. Серебровский, П.В. Лебедчук, О.В. Чернышова
Аннотация. Исследованы психологические особенности студентов, влияющие на их профессиональное становление, характеризуются профессионально важные качества специалистов и задачи психолого-педагогического сопровождения их развития.
Ключевые слова: подготовка конкурентоспособных специалистов, профессиональное становление, ценностные ориентации, профессионально-важные качества, профессиональное развитие.
В современном обществе актуальна проблема подготовки высококвалифицированных специалистов, обусловленная стремительным развитием научно-технического прогресса, конкуренцией на рынке труда и возросшими современными требованиями работодателей. Перед высшей школой стоит задача подготовить специалистов, способных коренным образом изменить научно-техническую, экономическую и интеллектуальную основу нашего общества путем внедрения новейших технологий.
Центральным звеном повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов выступает проблема совершенствования учебно-профессиональной деятельности студентов. Теоретический анализ и практический поиск средств повышения успешности учебно-профессиональной деятельности поможет преодолеть растущее отчуждение обучаемых от потока усложняющихся знаний, предупредить отставание темпов индивидуальной профессиональной подготовки студентов от современных требований к высокому уровню профессионализма.
Проблема профессионального становления и развития студентов в высшей школе широко представлена в трудах отечественных психологов Г.В. Акопова, Б.Г. Ананьева, В.В. Балашова, М.Р. Гинзбурга, А.Л. Журавлева, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Е.А. Климова, Д.А. Леонтьева, А.В. Петровского, Н.С. Пряжнико-ва, Е.Ю. Пряжниковой, С.Н. Чистяковой и других.
В работах отечественных авторов выделяются основные направления личностно-профессионального развития студентов: развитие профессиональной направленности и соответствующих способностей; формирование психологической готовности к профессиональной деятельности, профессионально важных качеств, профессиональных компетенций и т.д. В новых социально-экономических условиях, затрагивающих в первую очередь потребности и интересы молодого поколения, возможности саморазвития, самосовершенствования в профессиональной подготовке выдвигаются на первый план. Требуется современный анализ психологических особенностей будущих специалистов, их отношения к учебно-профессиональной деятельности и определение подходов к включению механизмов самовоспитания в процесс профессионализации.
Психологические исследования [1] показали, что на первом курсе у студентов происходит активная социализация, освоение новой социальной роли «студента» как субъекта учебной деятельности, продолжает формироваться образ будущей профессии, формируется учебная группа, складываются дружеские и товарищеские отношения. На втором курсе происходит формирование учебно-академической деятельности, происходит дальнейшее формирование студенческой группы, накапливается опыт студенческой жизни. На третьем
курсе у студентов начинает активно развиваться профессиональные навыки и умения, актуализируется образ будущей профессиональной деятельности. На четвертом и пятом курсе под влиянием производственной практики у студентов складывается профессиональная идентичность, развиваются профессиональные знания, умения, навыки, профессиональная мотивация становится ведущим фактором внутренней активности личности.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления, формирования профессионально важных качеств студентов необходимо осуществлять с учетом их профессиональных склонностей и способностей, индивидуально-типологических особенностей саморегуляции деятельности, типа темперамента и характера, интеллектуальных способностей, ценностных ориентаций и мотивационных характеристик деятельности. Психолого-педагогическую поддержку процесса личностного и профессионального становления студентов - будущих специалистов в негуманитарных вузах осуществляют сотрудники кафедр педагогики и психологии. Так, кафедрой педагогики и психологии профессионального обучения ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА» (КГСХА) и преподавателями кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет» (ЮЗГУ) научно-исследовательская работа, направленная на изучение особенностей профессионального становления обучающихся, ведется в нескольких направлениях (начиная с обследования абитуриентов) на протяжении всего образовательного процесса.
В целях координации совместных исследований по проблемам психологии высшего профессионального образования организовано взаимодействие с учеными из Татарстана по научным и методическим вопросам в рамках лаборатории теоретических и прикладных проблем психологии саморегуляции при кафедре педагогики и психологии профессионального обучения КГСХА. По результатам научно-исследовательской и научно-методической работы, проведенной в рамках научного сотрудничества, изданы две коллективные монографии [2; 3].
Учеными рассматриваются многочисленные проблемы, связанные с профессиональным становлением студентов в образовательном процессе. В частности, большое внимание уделяется вопросам изучения и формирования личностных особенностей студентов, межличностных и межгрупповых отношений; составляются проекты профессиограмм на основе экспертных исследований профессионально важных качеств различных специальностей КГСХА и ЮЗГУ; ведется просветительская и консультационная работа со студентами.
Остановимся более подробно на изучении психологических особенностей студентов. С помощью сертифицированных психодиагностических методик было проведено комплексное исследование личностного становления студентов ЮЗГУ. В процессе исследования были использованы следующие методики: «Опросник профессиональных предпочтений» (Д. Холланд), «Изучение самооценки», методика Е. Фанталовой «Ценностные ориентации учащихся» и др.
Рассмотрим динамику ценностных ориентаций студентов первого и третьего курсов. Исследование жизненных ценностей студентов первого курса выявило, что
самое значимое для большинства студентов - это здоровье, второй ранг занимает любовь и счастливая семейная жизнь, третий ранг - наличие хороших и верных друзей, четвертый ранг - материально обеспеченная жизнь. К третьему курсу у респондентов происходит изменение ценностей. У студентов-третьекурсников доминируют такие ценности, как здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, третий ранг занимает - интересная работа, затем материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей. Менее значимые ценности: творчество, красота природы и искусства, активная деятельная жизнь.
Результаты исследования показывают, что для студентов значимы общечеловеческие ценности: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей. На третьем курсе студенты более ценят хорошую работу и материальное благополучие. Это можно объяснить тем, что примерно половина студентов совмещает учебу и работу, многие из них создают свою семью.
В результате перехода России на рыночную экономику в нашем обществе произошли существенные социальные изменения, которые отмечаются многими исследователями (Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлин-ский, В.П. Бабинцев и др.). Увеличение значимости материально обеспеченной жизни, финансового благополучия характерно для разных групп населения. Для студентов эти ценности также являются значимыми.
Психологами установлено, что вверху иерархии терминальных ценностей больших изменений, как правило, не происходит. Первые места в ней устойчиво занимают «здоровье», «любовь», «материальная обеспеченность». У студентов младших курсов в эту группу чаще попадает ценность «хорошие и верные друзья», а у старшекурсников - «счастливая семейная жизнь». Обращает на себя внимание тот факт, что у студентов ЮЗГУ ценность «активная деятельная жизнь» занимает в иерархии ценностей одно из последних мест. У студентов КГСХА (а это в основном сельская молодежь) эта терминальная ценность вошла в пятерку основных. По-видимому, молодые люди из сельской местности более отчетливо осознают, что без активной деятельной работы добиться чего-либо в жизни невозможно.
В то же время у студенческой молодежи из города преобладает созерцательная позиция в стремлении обеспечить свою жизнь, не всегда осознается, что в современной социальной ситуации жизненное благополучие есть результат собственных усилий. Появление ценностей, связанных с активным участием в профессиональной и социальной жизни, характеризует тенденцию развития ценностной системы личности в соответствии с изменениями в обществе.
Психологическую характеристику ценностных ори-ентаций студентов дополнило исследование, проведенное в КГСХА. Оно показало, что в иерархии терминальных ценностей «уверенность в себе», «жизненная мудрость», «общественное признание» занимают более высокие места у студентов 1-3 курсов (среди инструментальных ценностей - это «независимость», «ответственность», «честность»). После первой производственной практики на 4 курсе данные качества опускаются на более низкие места, где собраны ценности, отношение к которым не очень устойчиво. Возможно, это свидетельствует о том, что в ходе производственной практики нетвердая субъективная установка на профессиональную деятельность, имевшаяся у части студентов, подвергается деформации, возникают альтернативы будущей профессии.
Заставляет задуматься еще одна тенденция, которая выявилась в ходе исследования: «творчество» в иерархии ценностей стабильно занимает последние места. В исследованиях воронежских социологов данный факт также был зафиксирован. По их данным, творчество, как важную жизненную ценность, рассматривают 31% «гуманитариев», около 18% «естественников» и 14 % студентов технического профиля. Одним из объяснений снижения интереса к творческой деятельности можно считать недостаточное внимание к вузовской студенческой науке, имеющая место ее формальная организация, однообразие форм и т.д. [4].
Сравнительный анализ системы инструментальных ценностей студентов показал, что такие ценности, как «образованность», «воспитанность», «независимость», сохраняют свою актуальность. Обращает на себя внимание тот факт, что «жизнерадостность» все чаще оказывается сегодня вверху иерархии ценностей студентов. В такой форме может выражаться стремление противостоять психологическому давлению, которое оказывает на молодого человека социальная среда. В верхней части иерархии находятся также «ответственность», «самоконтроль», «твердая воля», «честность». Не произошло серьезных изменений в нижней части иерархии инструментальных ценностей. По-прежнему там находятся «непримиримость», «высокие запросы», «чуткость». Наряду с преобладанием эгоцентрических терминальных ценностей это говорит о том, что молодой человек стремится занять нейтральную, несколько отстраненную позицию во взаимодействии с людьми. Хотя по отношению к качеству «чуткость» может иметь место описанная психологами позиция, когда человек замечает его в себе, а других упрекает в недостаточной чуткости.
Подводя итоги сравнительного анализа ценностных ориентаций студентов, необходимо отметить, что большинство базовых ценностей сохранили свою значимость. Необходимое развитие системы ценностей определяется общественной потребностью в инициативных, активных, высококвалифицированных специалистах. В связи с этим возникает вопрос, как должен меняться процесс вузовской подготовки специалистов.
Очевидно, что от раскрытия системы личностных ценностей студентов и установления механизма ее взаимодействия с осознанием профессионально важных качеств профессионала во многом зависит правильное понимание психологических механизмов становления системы профессиональных ценностей и их активной роли в формировании профессионального самосознания будущих специалистов.
На наш взгляд, существенным недостатком подготовки студентов к профессиональной деятельности является то, что предлагаемые знания не "проводятся", не преломляются через систему личностных ценностей, качеств, свойств, вследствие чего они остаются внешними, недостаточно интериоризованными в качестве осознанных личностных детерминант целенаправленного поведения. Вместе с тем, как свидетельствуют результаты исследований, успешность будущей профессиональной деятельности, темп профессионального роста в большей степени зависит от развития личностных ценностей, качеств, свойств, от уровня развития сознания и самосознания профессионала.
Мы полагаем, что одной из главных задач высшей школы становится учет системы личностных ценностей, которая оказывает существенное влияние на степень снятия субъективной неопределенности относительно своего профессионального будущего и может служить для преподавателей вуза средством коррекции
в процессе формирования профессионального самосознания студентов - будущих специалистов.
Профессиональное развитие происходит успешнее, если студенты имеют соответствующие профессиональные склонности и способности. С помощью методики Д. Холланда были изучены эти качества. Результаты исследования показали, что около половины студентов имеют склонности к предпринимательской, коммерческой деятельности. Для данного типа личности наиболее эффективными сферами деятельности являются профессии: директор предприятия, фирмы, начальник отдела, предприниматель, коммерсант и менеджер. К тому же, это престижные и высокооплачиваемые современные профессии. Например, у студентов экономического факультета ЮЗГУ преобладает предпринимательский и конвенциональный профессиональные типы (классификация Д. Холланда). 18% респондентов имеют конвенциональный тип, соответствующий профессиям «экономист, бухгалтер, делопроизводитель, секретарь-референт». 11% имеют склонности к социальной работе, что соответствует специальностям «менеджер», «государственный служащий».
Для респондентов строительного факультета значимы предпринимательский и реалистический профессиональные типы. 12% имеют артистические склонности и способности. Им подходят профессии «архитектор», «дизайнер». У студентов факультета инноваций и управления доминируют предпринимательский, реалистический и исследовательский профессиональные типы. Это соответствует профессиям: начальник отдела, подразделения, инженер, инженер-конструктор, предприниматель, научный сотрудник, исследователь.
К третьему курсу происходит изменение в профессиональных предпочтениях, студенты более серьезно, осмыслено относятся к профессии, их выбор, как правило, соответствует профилю обучения. Во время производственной практики они имеют возможность лучше изучить свою профессию.
Для менеджера, руководителя важно быть общительным, коммуникабельным, иметь организаторские способности. С помощью методики КОС-1 были изучены эти качества. У большинства студентов первого курса экономического факультета ЮЗГУ выявлен выше среднего и средний уровень коммуникативных способностей и средний уровень развития организаторских способностей. К третьему курсу у студентов произошли определенные изменения. У большинства из них был выявлен высокий и выше среднего уровень развития коммуникативных способностей и выше среднего уровень организаторских способностей. Таким образом, наблюдается тенденция развития коммуникативных и организаторских склонностей студентов от первого к третьему курсу.
С помощью методики «Изучение самооценки» было проведено изучение особенностей самооценки у студентов-третьекурсников трех факультетов. Результаты исследования показали, что большинство студентов имеют адекватную самооценку. Адекватная самооценка способствует успешному общению, коммуникации, учебной и профессиональной деятельности. В то же время 10,1% студентов факультета строительства и архитектуры имеют завышенную самооценку, 9,1% -заниженную самооценку. У 9,5% студентов экономического факультета завышенная самооценка и у 7,9% -заниженная. 11,3% студентов факультета инноваций и управления имеют завышенную самооценку, 8,8% -заниженную самооценку. С этими категориями студентов целесообразно вести коррекционную работу.
С целью изучения возможностей повышения конкурентоспособности будущих специалистов в условиях современного рынка труда нами были изучены представления студентов и экспертов о профессионально важных качествах (ПВК) специалистов на примере специальностей «Финансы и кредит», «Государственное управление» и «Физическая химия» (в ЮЗГУ), составлены проекты профессиограмм этих специальностей.
Исследование ПВК специалистов включало опрос экспертов и студентов с помощью «Методики экспертного выявления профессионально важных качеств». Экспертами были выделены такие качества, как вербальные способности, интеллектуальные способности, внимание, коммуникативные и волевые качества. Студенты выделяют те же самые качества, но иначе их ранжируют: интеллектуальные способности, вербальные способности, наблюдательность, коммуникативные качества, волевые качества и внимание. Вербальные способности включают в себя: умение связно и логично излагать свои мысли, давать четкие, ясные формулировки, вести научную беседу, диалог, аргументировать, доказывать свою точку зрения и т.д. Интеллектуальные способности: умение проникать в сущность сложных вопросов, способность разобраться, проанализировать новую ситуацию, обдумать и принять правильное решение. Внимание включает способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций и задач. Наибольшее расхождение между экспертами и студентами выявлено при оценке качеств: наблюдательность (соответственно, 8 и 2,5 ранг), коммуникативные качества (4,5 и 2,5 ранг), в более низкой ранговой группе: эмоциональность (9 и 7 ранг), волевые качества (4,5 и 3,5 ранг). Это может быть связано с оценкой значимости межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности.
Исследование эмоционально-ценностного отношения к будущей профессии у студентов КГСХА показало, что от первого к третьему курсу увеличивается количество студентов, которые хотят быть профессионалами и уверены, что у них есть способности по выбранной специальности. На четвертом курсе после производственной практики их доля существенно уменьшается. При этом увеличивается доля тех, кто не планирует работать по специальности. Это свидетельствует о том, что одним из важнейших средств для снятия субъективной неопределенности относительно своих перспектив в профессиональной деятельности является производственная практика. Студентам с безальтернативной субъективной установкой на выбранную профессию практика дает основу для самовоспитания и саморазвития субъективно необходимых и ценимых ими профессиональных качеств.
Приведенные факты заставляют предположить, что в процессе получения высшего образования акцент должен быть сделан на то, чтобы студент научился осознавать и реально оценивать свои возможности, а также максимально реализовывать их в профессиональной деятельности. Создание для этого необходимых условий будет, на наш взгляд, осуществлением личностно-ориентированного подхода в вузовском обучении.
Выявленные в исследовании типологические особенности студентов должны способствовать созданию в вузе развивающей социальной среды для успешного развития профессиональных склонностей и способностей. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости психолого-педагогического сопровождения профессионального развития студентов, направленного
на формирование профессионально важных качеств личности, профессиональных компетенций, развитие у студентов способности адаптироваться к различным социальным изменениям, формирование у них мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию.
Подводя итоги, необходимо отметить, что преподавателям в вузе необходимо больше внимания уделять индивидуальному, субъектному, творческому развитию обучающихся. Педагог высшей школы, независимо от преподаваемой дисциплины, должен помочь студенту в объективации результатов самопознания профессионально важных качеств и дать рекомендации для личностного и профессионального роста. Благодаря этому у студентов будет стимулироваться заинтересованная и адекватная самооценка своих психических особенностей и возможностей и их сопоставление с требованиями профессиональной деятельности. Такое сопоставление, в свою очередь, даст необходимую информационную основу для активности будущего специалиста, направленной на самовоспитание субъективно необходимых и ценимых им профессиональных качеств. В процессе профессиональной подготовки молодой человек максимально реализуется при этом как активный субъект самоподготовки и саморазвития, подчиненных принятым им личностным ценностям будущей профессиональной деятельности [5].
В задачу психолого-педагогического сопровождения входит решение проблемы построения такой системы образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности как профессионального становления специалиста, так и развития студента как личности. Это обусловлено тем, что именно в ходе первичного освоения профессии на этапе обучения в вузе происходит личностное самоопределение студентов, формируется их жизненная и мировоззренческая позиция. В этой связи всё более актуальным становится вопрос выявления взаимосвязи и взаимообусловленности процессов личностного и профессионального развития студентов.
Особенно важна реализация принципа сочетания фундаментального и прикладного в подготовке будущего специалиста, чтобы приобретаемые студентами знания взаимодействовали с жизнью, применялись на практике, использовались для преобразования окружающих процессов и явлений. Практика становится новым источником познания и областью приложения теоретических результатов обучения; практикой подтверждается, проверяется и направляется качество обучения, обеспечивается сознательность обучения и интерес к нему [5].
Необходимо также освоение умения саморегуляции и обеспечивающего его регуляторного опыта. Параллельно, как отмечает А.К. Осницкий, студент освоит и соответствующие умения работы в определенной предметной области, которые помогут в освоении новых теоретических и практических знаний, приобретении навыков привычной активизации своих усилий [2]. В итоге деятельность студента, по словам С.Л. Рубинштейна, будет представлять собой не строгую формализованную структуру, а превратится в «творческую самодеятельность», становящуюся принципом его личностного развития [6].
Список использованных источников
1 Воробьев А.Н., Певень А.В. Планирование профессиональной карьеры. - Курск, 2006. - С. 60-63.
2 Осницкий А.К. Средства активизации личностного потенциала и самостоятельности студентов в обучении // Психология и педагогика высшей школы: Теория. Эксперимент. Практика: коллективная монография /под ред. В.А. Се-
мыкина, П.В. Лебедчука. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак.,
2011. - С.97-103.
3 Лебедчук П.В. Развитие осознанной саморегуляции как одна из актуальных проблем психологии высшей школы // Теоретические и прикладные исследования психологии саморегуляции: коллективная монография / под ред. Г.С. Прыгина, П.В. Лебедчука. - Курск, Набережные Челны, 2011. - С.110-134.
4 Вербицкий А.А. Противоречия образования и культуры // Психология образования: проблемы и перспективы: материалы I Международной научно-практической конференции. - М.: Смысл, 2004. - С. 17.
5 Семыкин В.А., Серебровский В.И., Лебедчук П.В. Интеграция фундаментального и прикладного знания в подготовке конкурентоспособного специалиста АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. -
2012. - № 3. - С. 2-5.
6 Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. - 1986. - № 4.
Информация об авторах
Семыкин Владимир Анатольевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».
Серебровский Владимир Исаевич, доктор технических наук, профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», е-mail: [email protected]
Лебедчук Петр Васильевич, кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального обучения ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», е-mail: lebedchuk@mail. ru
Чернышова Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», е- mail: [email protected]