Научная статья на тему 'Саморазвитие личности преподавателя аграрного вуза как основа становления его профессионализма'

Саморазвитие личности преподавателя аграрного вуза как основа становления его профессионализма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семыкин Владимир Анатольевич, Лебедчук Петр Васильевич

В статье рассматривается влияние саморазвития личности преподавателя аграрного вуза на его профессиональное становление, формирование творческой индивидуальности, сделан акцент на личностно ориентированной подготовке кадров для высшей школы и их психологической поддержке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семыкин Владимир Анатольевич, Лебедчук Петр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саморазвитие личности преподавателя аграрного вуза как основа становления его профессионализма»

САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АГРАРНОГО ВУЗА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

В.А. Семыкин, П.В. Лебедчук

Аннотация. В статье рассматривается влияние саморазвития личности преподавателя аграрного вуза на его профессиональное становление, формирование творческой индивидуальности, сделан акцент на лич-ностно ориентированной подготовке кадров для высшей школы и их психологической поддержке.

Ключевые слова: саморазвитие личности, профессиональное саморазвитие, профессионализм, личностное и профессиональное саморазвитие преподавателя высшей школы.

В понятии «саморазвитие», как считают психологи, акцентируется значимость субъектности индивида, его активности, достижения нового состояния и новых свойств. По мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, саморазвитие - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [1].

Саморазвитие происходит в процессе жизнедеятельности, когда человек начинает осознанно ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации. Для взрослого человека характерен личностно-продуктивный или личностно-творческий уровень саморазвития, когда посредством своей деятельности он создает что-то новое или усовершенствует старое. Кроме того саморазвивающейся личности присуща способность к самопознанию своих актуальных и потенциальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими людьми и т.п. [2].

С точки зрения деятельностного подхода в психологии, развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития как профессионализма, так и личностного развития. Личностное пространство, безусловно, шире профессионального, лежит в его основе. Однако профессионализация, в свою очередь, может выступать фактором личностного саморазвития.

Как отмечает Н.Р. Битянова, настоящий глубокий и широкий профессионализм не может вырастать у человека только из занятий одной той деятельностью, которой он посвятил себя, особенно если эта деятельность сложна по своему характеру. Важнейшим условием достижения такого профессионализма является мощное развитие у человека общих способностей, превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность его личности [3].

Профессионал - прежде всего человек, выполняющий ту или иную работу и наполняющий свою деятельность реальным этическим содержанием. В какой бы профессии ни реализовывал себя человек, ему как созидателю присущи те или иные ценности, качества или черты личности. По мнению многих педагогов, главная составляющая любой профессии - всегда быть Человеком. Как отмечает И.В. Дубровина (2010), компетентности - конечно, дело необходимое, но главное - сам человек, владеющий этими компетентностями. Очень важно понимать, как человек пришел в ту или иную профессию, где и чему учился, чего ждет от нее, как относится не только к ней, но и к жизни в целом, в ас-

пекте которой осуществляет свою профессиональную деятельность.

Профессионализм не приходит к человеку одновременно с дипломом или занесением его фамилии в штатное расписание. Многие ученые сходятся во мнении, что время, необходимое для подготовки профессионала, зависит, при прочих равных условиях, от природных данных человека (к примеру, темперамента, типа саморегуляции), от уровня развития его способностей, от системы личностных ценностей, от осознания профессионально важных качеств, а также особенностей «мотивационной сферы профессионализма». А.Н. Леонтьев (1975) подчеркивал, что мотивы неотделимы от сознания даже тогда, когда не сознаются, когда человек не отдает себе отчета о том, что побуждает его совершать те или иные действия, они все же находят свое психическое отражение, но в особой форме - в форме эмоциональной окраски действий.

Рассматривая профессионализм как категорию человеческого бытия, представляющую систему личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных, моральных и нравственных качеств, В.А. Понома-ренко (2007) отмечает, что ведущими профессиональными качествами выступают интеллект, духовный мир, нравственный потенциал. И мотивом к нравственной организации поступков выступают не столько профессиональный долг, юридическая ответственность, страх наказания и потери профессии, сколько духовная субстанция в виде доверия, которое люди оказали тебе. По мнению автора, утрата профессионализма начинается не столько с ослабления профессиональных навыков, сколько с распада личности профессионала. В любой профессии некомпетентность, эгоизм, равнодушие всегда приносят несчастье другим.

Как отмечает М.Р. Битянова (2008), все свои действия профессионал совершает не по наитию, а сознательно, рефлексируя и совершенствуя свои возможности. Профессионал знает, что он мастер своего дела и этот факт является предметом его самоуважения, так как результаты особого рода труда вызывают огромное уважение со стороны и удовлетворение - «изнутри». Профессионалы, характеризующие высоко свою способность ставить цели и добиваться их реализации, обнаруживают более высокий уровень субъективного благополучия. Следовательно, исследование личности профессионала актуально и, прежде всего, в контексте её индивидуальности и неповторимости.

Каждый профессионал обладает своим индивидуальным почерком. Индивидуальность мы рассматриваем как личность в её своеобразии, реализующую себя в творческих видах деятельности. По утверждению В.Д. Шадрикова, индивидуальность есть сплав генотипа и культуры, выражаемый в творческих силах и способностях человека, организации его жизни и деятельности, отношениях с другими людьми, жизненных целях, желаниях и переживаниях [4].

Как правило, профессионал всегда демонстрирует высокую степень совершенства исполнения, он безупречен в своём деле, в профессии. Поэтому у мастера своего дела практически всегда наблюдается прорыв к индивидуальному, неповторимому. Все свои действия профессионал осуществляет в определенной ценностной рамке, руководствуясь профессиональным этическим кодексом и личной системой ценностей.

Профессионализм педагога - это умение формировать человека труда, обладающего совокупными спе-

циальными, личностными, деловыми и нравственными качествами. Методологически крайне важно создавать живую преемственность между педагогикой образования и педагогикой действия, так как многое зависит от педагогов, причем преподавателей разного уровня системы образования - школ, колледжей, вузов.

Образ профессии и профессионала - первичный ориентир, запускающий механизмы личностного и профессионального саморазвития. Образ современного преподавателя аграрного вуза сочетает в себе целый ряд характеристик: гармоничное сочетание способностей к научно-исследовательской, профессионально-педагогической и научно-методической работе; способность к самоизменению и самодостраиванию, к осознанной саморегуляции; владение искусством обучения научному творчеству; коммуникативные и организаторские способности и т.д.

Расширение поля профессиональной деятельности преподавателя сельскохозяйственного вуза предъявляет все более высокие требования к личности профессионала, к уровню его профессиональной педагогической подготовки, общей и психологической культуры.

Результаты исследований, проводимых специалистами в области педагогики и психологии высшего профессионального образования, свидетельствуют об изменениях, которые происходят в представлениях студентов об авторитетном преподавателе. Возрастает значимость личностных свойств при соответственном уменьшении «инструментальных» качеств, необходимых для деятельности преподавателя. Более всего современные студенты аграрного вуза ценят в преподавателе широкий кругозор, увлеченность преподаваемым предметом и знание его, интерес к личности студента, уважение, терпимость, понимание, доброжелательность, справедливость. В перечень качеств, отвергаемых студентами, входят низкий уровень культуры, невежество, нетерпимость, фальшь, унижение достоинства студента, высокомерие, жестокость, злость, агрессивность.

Отзываясь о своих преподавателях-наставниках, будущие специалисты, обучающиеся в Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова, не задумываясь, называют их социально-ценные качества: трудолюбие и целеустремлённость, работоспособность и способность созидать, открытость и доброту, принципиальность и сердечность, вежливость и тактичность, честность и обязательность, а также чувство юмора и умение слушать собеседника. Студенты указывают на важность того, чтобы у современного молодого человека был пример личности, которую отличает «искренность, благородство, душевность и воля к решению любых проблем», «надежный человек, с которым приятно работать и у которого есть чему учиться».

Профессионализм преподавателя высшей школы состоит в том, что педагог четко представляет стратегическую цель своей профессиональной педагогической деятельности, умеет видеть эту цель в конкретных условиях, формулируя соответствующие задачи. Масштаб личности профессионала должен соответствовать масштабу профессиональных педагогических задач, которые ставят перед ним современная жизнь и общество. Именно профессионалу свойственно время от времени определять и переопределять свои цели в профессиональной педагогической деятельности, решая педагогические задачи, отвечая самому себе на разные непростые вопросы.

Несомненно, личность преподавателя - его профессионализм как педагога, так и учёного, отношение к дисциплине, к студентам, жизненная позиция - имеет большое значение в формировании будущих специали-

стов агропромышленного комплекса. Поэтому подготовка кадров для высшей школы должна быть лично-стно ориентированной.

Профессионализм растет с опытом работы в вузе, в ходе профессиональной педагогической деятельности компетентность (грамотность в профессиональных действиях) самосовершенствуется, «шлифуется» и «оттачивается». Основу для саморазвития профессионализма необходимо заложить на первом курсе аспирантуры, например, при освоении таких спецкурсов, как «Психология высшей школы», «Педагогика высшей школы».

Данные, полученные нами в ходе исследования становления профессионала, говорят о необходимости активно содействовать формированию профессионального мировоззрения у будущего педагога сельскохозяйственного вуза, создавая для этого благоприятные условия по развитию его отношения к педагогической деятельности, выражающегося в «живом знании» (С.Л. Франкл), «единстве переживания и знания» (С.Л. Рубинштейн), «значении и личностном смысле» (А.Н. Леонтьев).

В настоящее время мы предпринимаем попытку формирования такого «действующего профессионального педагогического мировоззрения» у аспирантов первого и второго курса и студентов - активистов научного кружка «Психея». В условиях одновременного изучения дисциплин «Психология высшей школы» и «Педагогика высшей школы» и сотрудничества с творческой студенческой группой по психологии у будущего преподавателя аграрной сферы формируются основы профессионального мировоззрения в отношении педагогической деятельности.

Личностное развитие лежит в основе формирования профессионально важных качеств у будущего преподавателя и его становления как профессионала. Поэтому на профессиональное становление аспирантов -будущих педагогов значительный отпечаток накладывают их личностные характеристики [5]. В то же время связь между устойчивыми личностными свойствами и продуктивностью деятельности опосредована субъективным отношением к деятельности. В напряженных условиях деятельности достижение новых результатов становится возможным за счет регулирующего и компенсирующего влияния динамических перестроек субъективно-оценочного компонента на устойчивые свойства личности [3].

Следует отметить, что развитие осознанной регуляции произвольной активности является одной из главных задач формирования профессионального мастерства, поэтому обучение саморегуляции - основа дальнейшего становления педагога высшей школы. Как пишет О.В. Белоус, именно при наличии и активном совершенствовании системы саморегуляции возникает тенденция к более осознанному проявлению себя, пониманию себя как субъекта деятельности, в результате чего уменьшается конфликтность человека, повышается уверенность в себе, улучшается профессиональное самочувствие, что и является качествами преподавателя-профессионала [6].

Основным средством воздействия педагога высшей школы становится он сам как личность, а не только как специалист, владеющий специальными знаниями и профессиональными умениями.

Необходимо отметить, что идеи сотворчества, сотрудничества исключают авторитарность и схему контроля деятельности обучающегося по принципу «знаешь - не знаешь». Сотрудничество преподавателя и студента обогащает их обоих. Преподаватель располагает знаниями, опытом, владеет приемами организации совместной деятельности. Студент обладает энтузиаз-

мом, запасом физических и душевных сил, обучаемостью и не обременен стереотипами мышления. Наибольший учебный и воспитательный эффект достигается в таких ситуациях, когда преподаватель и студент вместе решают задачу, ответ на которую не знает ни тот ни другой. В этом случае феномен партнерства и сотрудничества выражен максимально. Следовательно, особую важность в профессиональной подготовке специалиста приобретает «личностно -развивающий подход», по Л.М. Митиной, в котором происходит обогащение личности как обучающегося, так и преподавателя.

Успешность профессионального становления преподавателя сельскохозяйственного вуза, рост его мастерства, объективная результативность его деятельности и субъективная удовлетворенность трудом зависят от многих факторов и прежде всего от того, выработался ли у него индивидуальный стиль деятельности. Это такой стиль, который позволяет максимально использовать свои сильные стороны и, по возможности, компенсировать слабые стороны характера, способностей, личности в целом.

Профессиональная педагогическая деятельность относится к разряду творческих (Ю.Н. Кулюткин, Н.Д. Никандров, В.А. Кан-Калик, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская и др.), так как преподавателю приходится видеть, формулировать и решать педагогические задачи в неисчерпаемом разнообразии педагогических ситуаций. Как и в любом виде творчества, в педагогической деятельности сочетаются нормативные и эвристические действия, поэтому в ходе профессионального развития необходимо сформировать творческую индивидуальность педагога - высшую характеристику его деятельности, связанную с личностью.

Обеспечение высокой эффективности, творческо-сти преподавателя сельскохозяйственного вуза как субъекта саморазвития ставит задачу его психологической поддержки. Подобная психологическая помощь необходима прежде всего преподавателям негуманитарных вузов, в частности сельскохозяйственных, так как в связи с отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки они могут испытывать затруднения в профессиональной самореализации. Задачу оказания соответствующей психологической поддержки решает центр психологической помощи созданный при кафедре педагогики и психологии профессионального обучения.

Психологическая поддержка может включать в себя обеспечение преподавателя (особенно начинающего) объективной информацией об индивидуальных особенностях его личности с точки зрения того, в какой мере они способствуют или препятствуют эффективной профессиональной педагогической деятельности. Важно, чтобы психологическая информация раскрывала возможности преподавателя, давала объективные знания о его конкурентоспособности и путях ее повышения.

Психологическая поддержка предполагает тренин-говые занятия по запросу преподавателя с целью коррекции и развития способностей самооценки, самоконтроля и самодиагностики для расширения возможностей самосовершенствования. Необходимо оказать действенную помощь в выработке индивидуального стиля жизни, деятельности и общения, чтобы преподаватель нашел для себя область успешного самоутверждения.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на стремительную информатизацию образования, влияние личности преподавателя на обучающихся усиливается [7]. Современные студенты говорят о том, что преподаватели в отличие от электронных носителей и

передатчиков информации формируют профессиональные умения, приобщают к культуре. Студент перенимает не только определенные алгоритмы выполнения заданий, но и систему этических норм, академических традиций, духовных идеалов и принципов профессиональной деятельности, что повышает нравственную ценность взаимодействия с преподавателем, а соответственно и требования к личностному саморазвитию педагога высшей школы.

Список использованных источников

1 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000.

2 Студент как субъект саморазвития и отношения к учебно-профессиональной деятельности / В.Г. Маралов, О.А. Воронина, Е.П. Киселева и др. / Под ред. В.Г. Маралова. - М.: Академический Проект; Мир, 2011.

3 Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.

4 Шадриков В.Д. О некоторых проблемах индивидуальности // Психология индивидуальности: материалы II Все-рос. конф., г. Москва, 12-14 нояб. 2008 г. / отв. ред. А.К. Болотова; Гос. ун-т - Высшая школа экономики; Рос. гуманитарный науч. фонд. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008. - С.65-67.

5 Лебедчук П.В. Профессионализм как цель высшего профессионального образования // Наука и инновации в сельском хозяйстве (материалы Международной научно-практической конференции, 26-28 января 2011 г., г. Курск, ч. 4). - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2011. - С.168- 170.

6 Белоус О.В. Методологические проблемы саморегуляции субъектов образовательного процесса // Теоретические и прикладные исследования психологии саморегуляции: коллективная монография / под ред. Г.С. Прыгина, П.В. Ле-бедчука. - Курск - Набережные Челны, 2011. - С.9-29.

7 Семыкин В.А. Обогащение личности преподавателя и студента в процессе сотрудничества // Психология и педагогика высшей школы: Теория. Эксперимент. Практика // Коллективная монография / под ред. В.А. Семыкина, П.В. Лебедчука. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2011.

Информация об авторах

Семыкин Владимир Анатольевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712) 53-13-30.

Лебедчук Петр Васильевич, кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального обучения, ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712) 53-12-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.