ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ
В РОССИИ
О.В. Маслова, Буй Дык Туан
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье представлены результаты лонгитюдного исследования терминальных и инструментальных ценностей городских и сельских вьетнамских студентов, обучающихся в России.
Ключевые слова: изменение ценностей, терминальные ценности вьетнамских студентов, инструментальные ценности вьетнамских студентов, городские и сельские студенты.
Наше время, как отметил академик В. А. Лекторский, приветствуя выход в свет первого номера журнала «Ценности и смыслы», — время глобальных перемен не только в материальном мире, но в первую очередь в мире духовном. Он подчеркнул, что сегодня особенно важно осознание этих перемен — в науке, технике, социальной жизни, а главное — в человеке, а это уже соприкосновение с ценностями и смыслами [3]. Проблема осмысления ценностей человеческого бытия и их трансформаций в современном мире выходит сегодня на первый план научного познания, знаменуя тем самым современный, аксиологический этап развития науки [5].
Система ценностных ориентаций иностранных студентов, в частности вьетнамских, приехавших учиться в Россию, является, на наш взгляд, хорошей моделью для изучения феномена аккультурации и тех изменений, которые происходят в их сознании под влиянием межкультурного взаимодействия и «погружения» в новую культуру. Студенты отличаются особой сензитивностью к социальным воздействиям, так как именно в юношеском возрасте возникает проблема выбора жизненных ценностей и процессы аккультурации проходят наиболее динамично и интенсивно.
Цель данной статьи — провести сопоставительный анализ выявленных в эмпирическом исследовании изменений в структуре ценностей у городских и сельских студентов из Вьетнама в период их обучения в России.
В проведенном нами лонгитюдном исследовании приняли участие 100 вьетнамских студентов разных московских вузов в возрасте от 18 до 24 лет. Среди респондентов было 52 городских и 48 сельских студентов. Все они были обследованы дважды: первый раз, когда их опыт жизни в России составлял в среднем 4 месяца, и второй раз спустя год, когда они прожили в России уже 1 год и 4 месяца. В соответствии с целями исследования нами была модифицирована методика изучения ценностей М. Рокича, в основной список которых дополнительно были включены ценности, наиболее выраженные во вьетнамском обществе. Из них 15 ценностей (гуманность, гармония, следование традициям, трудолюбие, береж-
ливость и т.д.) являются для него традиционными, а 5 ценностей (справедливость, равенство, самоуважение и т.д.) условно можно назвать «современными» [1; 2; 7; 8; 11]. Для получения более дифференцированных ответов нами был применен вариант методики с карточками. Испытуемому предлагалось проранжиро-вать два набора карточек, один из которых включал терминальные, а другой — инструментальные ценности. Методика проводилась с каждым испытуемым индивидуально. Исследование в среднем длилось 30—40 минут [4].
После реформ 1990-х гг. процесс урбанизации во Вьетнаме идет быстрыми темпами. Вместе с большими изменениями в экономике и политике система иерархии ценностей во вьетнамском обществе быстро меняется. Экономическая структура и образ жизни в городах способствуют снижению эмоциональной привязанности между людьми и появлению ряда социальных пороков. Ценности городских жителей отдаляются от традиционных ценностей, они меньше ориентированы на следование традициям. Эти закономерности особенно заметны в среде молодежи и студентов [9].
Проблема изменения ценностей была исследована рядом вьетнамских авторов. М.А. Фам показал, что в обществе возникли новые ценности, некоторые традиционные ценности расширились в содержании, а значимость многих других заметно понизилась. Более приоритетными для населения стали материальные ценности, ценности образования и индивидуальные ценности [9]. Т.Д. Зыонг, В.К.Л. Данг, З.Т. Тхай, изучая изменение ценностных ориентаций студентов, выявили снижение значимости социально-политических, традиционных духовных ценностей и ценностей, выражающих интересы коллектива, а также рост значимости экономических ценностей и ценностей, выражающих личные интересы [1; 8; 11]. Т.М.Х. Фан, исследуя ценностные ориентации сельской молодежи, выявила, что установки и правила, называемые в народе обычаями деревни, имеют тенденцию к своему ослаблению. Одновременно растет направленность на индивидуальные ценности и снижается значимость общественных ценностей [10].
Результаты нашего исследования дают возможность рассмотреть изменения ценностных ориентаций в процессе аккультурации к новой (российской) культуре. На рис. 1 представлены средние значения, ранги, а также результаты статистического сравнения терминальных ценностей городских и сельских студентов во время их обучения на подготовительном факультете.
Сравнительный анализ двух групп с помощью ^-критерия Манна—Уитни показал, что городские студенты значимо выше, чем сельские, оценивают гуманность; следование традициям и красоту природы и искусства < 0,05). В свою очередь, сельские студенты больше ценят на уровне тенденции свободу ^ < 0,1).
Самыми высокоранговыми (первые 6 мест) ценностями-целями как для городских, так и для сельских студентов были здоровье, счастливая семейная жизнь и познание. Включение ценности познание в число приоритетных выражает специфику исследуемой выборки: учиться в Россию приезжают обычно самые способные, любознательные, мотивированные на познавательную деятельность молодые люди. Наряду с общими приоритетами у сельских и у городских студентов были выявлены различия в структуре наиболее важных ценностей.
ы
а
г ю
40
I 15
и
20
25
1 Гор од ские ■ Сельские
4-+]
—Ь-
14
*о 7
13
9 18.98
1012 И
12
13
10 11 1814 151716 15 16
16 I -»7 ■ 17 18 ^п 201 | 21 20
лУ л4 ло ^ ^ ^ ^ ^ А* ^¡г „о л у А* .с
V'
.Г
^ ^
Л
С?
/ ^
Ак
у
Рис. 1. Сравнение терминальных ценностей городских и сельских студентов на подготовительном факультете Примечание: Выделены ценности, в отношении которых между группами городских и сельских студентов выявлены статистически значимые различия, пунктиром выделена ценность, в отношении которой обнаружено различие на уровне тенденций.
Я
О)
о н к я я
и
^
я
о
П> §
к
а
^
К |
ы о
к
В число главных ценностей городских студентов наряду с вышеуказанными вошли гуманность; любовь и мир, в то время как сельские студенты отнесли к ним свободу; уверенность в себе и наличие хороших и верных друзей.
Для нас стал неожиданным такой выявленный в исследовании факт: городские студенты оказались в большей степени «традиционалистами» (сторонниками традиционных ценностей), чем сельские. Они значимо больше ценят следование традициям. В их ценностной иерархии более высокие позиции, чем в сельской выборке, занимают также мир и любовь. Возможно, это проявление влияния ностальгии родителей по коллективистской жизни в деревне.
На рис. 2 представлены средние значения, ранги, а также результаты статистического сравнения терминальных ценностей тех же самых студентов, но спустя год, когда они уже учились на 1 курсе.
Спустя год в составе самых важных ценностей-целей у обеих выборок остались здоровье, счастливая семейная жизнь и познание. В числе главных ценностей городских студентов осталась гуманность, которую они, как и раньше, ценят значимо выше, чем сельские (р < 0,05). У сельских студентов в числе главных ценностей сохранились свобода и наличие хороших и верных друзей. Однако, несмотря на приведенные факты, свидетельствующие об устойчивости ценностных приоритетов, в структуре ценностных ориентаций у респондентов обеих подгрупп произошли изменения. Так, у городских студентов снизились позиции таких ценностей, как любовь и мир (их ранги были 5-м и 6-м, а стали 9-м и 13-м соответственно), а их место заняли ценности развлечения (ранг изменился с 10-го на 4-й) и активная деятельная жизнь (ранг изменился с 9-го на 5-й). Изменилась структура ценностных приоритетов и у сельских студентов. Из числа наиболее важных ценностей сельских студентов через год выпала ценность уверенность в себе (она переместилась на 10-е место) и повысилась значимость любви (ранг изменился с 13-го на 6-й). Появились различия в отношении ценности справедливость: сельские студенты стали оценивать ее через год значимо выше, чем городские & < 0,05).
На рис. 3 представлены средние значения, ранги, а также результаты статистического сравнения инструментальных ценностей городских и сельских студентов во время их обучения на подготовительном факультете.
Самыми важными ценностями-средствами и для городских, и для сельских студентов на первом этапе исследования (когда они учились подготовительном факультете) были образованность; воспитанность; дух сообщества, солидарности, взаимная любовь, взаимосвязь; жизнерадостность и ответственность. Было выявлено лишь одно различие в структурах главных ценностных приоритетов респондентов двух групп: приехавшие из города больше ценят скромность, а приехавшие из села — аккуратность.
Значимых различий в оценке инструментальных ценностей между городскими и сельскими студентами на этом этапе исследования не было выявлено. На уровне тенденций обнаружено одно-единственное различие: сельские студенты больше ценят созерцательность ^ < 0,1).
К) оо
О
'Городские Сельские
г 10
| 15
20
25
2
2 3
_5_6
^ ^ ^ & С?
¿Г ^ ^ / ^
> О* ЛР ¿Г V
20гд21,_5 21,^ ¿О „
Рис. 2. Сравнение терминальных ценностей городских и сельских студентов на 1 курсе Примечание: Выделены ценности, в отношении которых между группами городских и сельских студентов выявлены статистически значимые различия.
Рис. 3. Сравнение инструментальных ценностей городских и сельских студентов на подготовительном факультете Примечание: пунктиром выделены ценности, по которым между группами выявлены различия на уровне тенденции
КГ
о §
0 Ье
1 ^
К
О)
Й О)
О)
ж
В
о
>8 §
Кс
I
о
2 ЙЛ
о
К
ю чо
0777887888877
о
Рис. 4. Сравнение инструментальных ценностей городских и сельских студентов на 1 курсе. Примечание: пунктиром выделены ценности, по которым между группами выявлены различия на уровне тенденции
На рис. 4 представлены средние значения и ранги инструментальных ценностей тех же самых студентов, но уже через год, когда они учились на 1 курсе.
Сопоставительный анализ полученных нами данных по результатам двух этапов исследований показывает, что в числе самых важных ценностей-средств и у городских, и у сельских студентов по-прежнему остались образованность; воспитанность; жизнерадостность; ответственность. Однако через год из числа наиболее важных ценностей у обеих этих групп студентов выпала ценность дух сообщества, солидарности, взаимная любовь, взаимосвязь: ее ранг стал соответственно 14-м (у городских) и 18-м (у сельских). У городских студентов в числе приоритетных не стало скромности, которая на подготовительном факультете занимала 5-ю позицию, а через год оказалась лишь на 22-м месте в иерархии ценностей. В то же время в число приоритетных вошли независимость и аккуратность. В главных структурах инструментальных ценностей двух групп есть только одно различие: у городских студентов в главные ценности входит коллективизм, а у сельских — трудолюбие. Теперь мы были вынуждены расширить число приоритетных ценностей с первых 6 рангов до 7, так как средние значения двух ценностей (коллективизм и независимость) получились равными по средним значениям (12,63).
Статистически значимых различий между городскими и сельскими студентами по оценке ими инструментальных ценностей по-прежнему нет. На уровне тенденций есть единственное различие — оно опять касается созерцательности, но теперь уже городские студенты значимо сильнее ее ценят, чем сельские (28-й и 30-й ранг соответственно) (рис. 4).
Интересно отметить, что наряду со снижением ранга ценности дух сообщества, солидарности, взаимная любовь, взаимосвязь у городских студентов растет ранг ценности коллективизм, а это значит, что взаимодействие, сплоченность, поддержка становятся более ценимыми, но это не полная взаимосвязь, не полное единство духа, а скорее помощь и поддержка при необходимости.
Для выявления значимых сдвигов мы применили Т-критерий Вилкоксона. На рис. 5 показаны статистически значимые сдвиги.
о
а, ">
Рис. 5. Статистически значимые сдвиги ценностей у городских и сельских студентов Примечание: пунктиром выделены ценности, в отношении которых обнаружены изменения на уровне тенденций
Как видно на рис. 5, городские студенты через год начинают значимо выше ценить развлечения (p < 0,05), продуктивную жизнь (p < 0,1), при этом у них снижается значимость ценности мир (p < 0,1). У приехавших из села растет ценность материально обеспеченной жизни (p < 0,01) и счастливой семейной жизни (p < 0,1), при этом снижается значимость общественного признания (p < 0,05). В отношении ценностей-средств тоже произошли изменения. У городских студентов выявлен достоверный сдвиг: спустя год для них более значимыми становятся аккуратность (p < 0,05) и ответственность (p < 0,05), т.е. ценности, связанные с отношением к делу. У сельских студентов выявлены тенденции к росту бережливости (p < 0,1) и жизнерадостности (p < 0,1), т.е. ценности, связанные со стилем жизни.
Таким образом, в условиях проживания в новой культуре происходит изменение ценностных ориентаций и у городских, и у сельских вьетнамских студентов. Содержание этих изменений различается у городских и сельских студентов. Городские студенты становятся более ориентированы на развлечения, продуктивную жизнь, в качестве ценностей-средств они начинают больше ценить ответственность и аккуратность. Сельские студенты становятся более направлены на материально обеспеченную жизнь и счастливую семейную жизнь, в качестве инструментов достижения целей они начинают больше ценить бережливость и жизнерадостность.
Аккультурация сельских и городских студентов протекает по-разному. Городские и сельские студенты замечают и «впитывают» (присваивают) разные ценности. Городское или сельское происхождение является одним из факторов, опосредствующих аккультурацию.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Зыонг Т.Д. Ценностные ориентации студенческой молодежи в период перестройки во Вьетнаме: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1996. [Zyong T.D. Cennostnye orientacii studencheskoj molodezhi v period perestrojki vo Vetname: Diss. ... kand. psihol. nauk. — M., 1996.]
[2] Ле К.Ш. Психологические особенности ценностных ориентаций современной вьетнамской молодежи: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1998. [Le K. Sh. Psihologicheskie oso-bennosti cennostnyh orientacij sovremennoj v'etnamskoj molodezhi: Diss. ... kand. psihol. nauk. — M., 1998.]
[3] Лекторский В.А. Вступительное слово // Ценности и смыслы. — 2009. — № 1. — C. 4. [Lektorskij V.A. Vstupitelnoe slovo // Cennosti i smysly. — 2009. — № 1. — S. 4.]
[4] Маслова О.В., Буй Дык Туан. Динамика ценностей вьетнамских студентов в России // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика. — 2014. — № 1. — C. 49—55. [Maslova O.V., Buj Dyk Tuan. Dinamika cennostej vetnamskih studentov v Rossii // Vestnik RUDN. Seriya «Psikhologiya i pedagogika. — 2014. — № 1. — C. 49—55.]
[5] Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. — М., 2000. [Yanickij M.S. Tcennostnye orientacii lichnosti kak dinamicheskaya sistema. — M., 2000.]
[6] Maslova О. V., Tapia López J.M. Cambio de valores de la persona en el proceso de adaptacion intercultural // International Journal of Developmental and Educational Psychology. IN-FAD Revista de Psicologia. — 2012. — № 1. — Vol. 2. — P. 593—596.
[7] Huynh Van San. Thuc trang lua chon cac gia tri dao duc nhân van trong lôi sông cua sinh viên Thanh phô Hô Chi Minh hiên nay // Tap chi tâm ly hoc, sô 5, 2009, trang 7—9.
[В] Dang Vu Canh Linh. Mot sô chi bao vê dinh huóng gia tri cua sinh viên cac Truàng dai hoc hiên nay // Tap chi tâm ly hoc, sô 5, 200В, tr. 42—46.
[9] Pham Minh Anh. Dinh huóng gia tri cua thanh niên à nhùng vùng dô thi hoa trong thói ky hoi nhâp va phat trien- mot huóng nghiên cuu chuyên nganh // Tap chi xa hoi hoc. 2012, sô 5, tr. 45—47.
[10] Phan Thi Mai Huang. Dinh huóng giá tri sông cùa nguoi dân nông thôn hiên nay trong bôi cành dô thi hóa // Tap chí tâm ly, 2013, sô 1, tr. 20—25.
[11] Thái Duy Tuyên. Su thay dôi dinh huóng gia tri cua thanh niên Viêt Nam trong thoi ky kinh tê thi truong// tap chi triêt hoc, 1995, sô 1, tr. 35—45.
VALUE ORIENTATIONS IN URBAN AND RURAL VIETNAMESE STUDENTS AND THEIR CHANGES IN RUSSIA
O.V. Maslova, Bui Duc Tuan
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article presents the results of a longitudinal study of terminal and instrumental values of urban and rural Vietnamese students getting a university education in Russia.
Key words: change in values, terminal values of urban and rural Vietnamese students, instrumental values of urban and rural Vietnamese students, urban and rural students.