ДИНАМИКА ЦЕННОСТЕЙ ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ
О.В. Маслова, Буй Дык Туан
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье представлены результаты лонгитюдного исследования терминальных и инструментальных ценностей вьетнамских студентов, обучающихся в России.
Ключевые слова: изменение ценностей, вьетнамские студенты, терминальные ценности, инструментальные ценности, аккультурация.
С каждым годом число вьетнамских студентов, обучающихся в России, растет. Сегодня их около пяти тысяч. Студенты отличаются особой сензитивностью к социальным воздействиям, именно в юношеском возрасте возникает проблема выбора жизненных ценностей. В связи с этим важно выявить те изменения в духовном потенциале вьетнамских студентов, которые происходят при погружении в другую культуру, под воздействием новых традиций и новых ценностей российского общества. Важно определить, как жизнь в новой культуре и новом обществе отражается на системе ценностей вьетнамских студентов, какие новые ценности у них появляются, какое место отводится при этом традиционным ценностям в сознании студентов. Также необходимо выяснить, связаны ли происходящие изменения ценностей с половой принадлежностью респондентов и с их происхождением (из сельской местности или из города).
Целью нашего исследования было выявление динамики ценностей вьетнамских студентов. В исследовании приняли участие 100 вьетнамских студентов разных московских вузов в возрасте от 18 до 24 лет. Средний возраст студентов на момент начала исследования составил 21 год. Среди респондентов было 54 девушки и 46 юношей, 52 человека приехали из города, 48 — из села. Все респонденты были исследованы дважды: когда они учились на подготовительном факультете (тогда их опыт жизни в России составлял от 3 до 6 месяцев) и через год, когда они были студентами первого курса.
Специально для целей исследования мы модифицировали методику изучения ценностей Рокича. Модификация методики заключалась в том, что в нее были включены традиционные вьетнамские ценности, выделенные Ле Куанг Шоном [1], а также ценности вьетнамцев, выявленные в более поздних исследованиях вьетнамских студентов [5; 6; 7]. Нами был применен вариант методики с карточками. Испытуемому предлагалось проранжировать набор карточек, на которых были написаны ценности. Респондентам предлагалась следующая инструкция: «Вам будет предъявлен набор карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить карточки по степени значимости для Вас принципов, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке.
Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет последнее место». Методика проводилась с каждым испытуемым индивидуально. Исследование в среднем длилось 30—40 минут.
В табл. 1 представлены результаты исследования терминальных ценностей исследованной группы вьетнамских студентов на подготовительном факультете и на 1 курсе. Как видим, изменились средние баллы и ранги оцениваемых ценностей. Нас интересовало, являются ли эти изменения статистически значимыми. Применение Т-критерия Вилкоксона показало, что произошел статистически значимый «сдвиг» в отношении двух терминальных ценностей: материально обеспеченная жизнь ^ = 0,004) и продуктивная жизнь ^ = 0,015). Через год они стали для респондентов более значимыми ^ < 0,05).
Таблица 1
Изменение терминальных ценностей вьетнамских студентов
№ Терминальные ценности Подгот. ф-т (п = 100) 1 курс (п = 100) Т-критерий Вилкоксона
Сред. балл Ранг Сред. балл Ранг Т эмп. г Р
1 Здоровье 5,56 1 6,07 1 1 643 0,511 0,609
2 Познание 9,68 2 9,93 3 2 400,5 0,624 0,526
3 Счастливая семейная жизнь 10,04 3 8,69 2 1 903,5 -1,242 0,214
4 Свобода 10,59 4 11,35 6 2 680,5 0,904 0,366
5 Отечество 11,65 5 12,41 10 2 336 0,391 0,696
6 Гуманность 11,72 6 12,03 9 2 180,5 0,162 0,872
7 Мир 11,77 7 13,02 13 2 782 1,661 0,097
8 Любовь 11,78 8 11,37 7 2 004,5 -0,351 0,726
9 Уверенность в себе 11,85 9 12,49 11 2 266 0,685 0,493
10 Активная деятельная жизнь 12,06 10 11,23 4,5 2 101,5 -0,99 0,322
11 Наличие хороших и верных друзей 12,1 11 11,84 8 2 139,5 -0,351 0,726
12 Удовольствия 12,74 12 12,74 4,5 1 849 -1,75 0,080
13 Справедливость 12,94 13 13,42 15 2 362 0,305 0,761
14 Гармония 13,16 14 13,66 16 2 452,5 0,274 0,784
15 Интересная работа 13,44 15 12,99 12 2 124 -0,236 0,814
16 Равенство 13,65 16 14,56 18 2 663 1,225 0,220
17 Общественное признание 14,02 17 15,04 20 2 450 1,414 0,157
18 Творчество 14,26 18 15,63 21 2 780 1,653 0,098
19 Развитие 15,19 19 16,02 23 2 473 0,408 0,364
20 Счастье других 15,25 20 14,81 19 2 332,5 -0,33 0,742
21 Продуктивная жизнь 15,61 21 13,27 14 1 662 -2,435 0,015
22 Следование традициям 15,83 22 16,12 24 2 033,5 0,506 0,613
23 Жизненная мудрость 15,96 23 15,71 22 2 066 -0,458 0,647
24 Материально обеспеченная жизнь 16,57 24 13,88 17 1 339 -2,853 0,004
25 Красота природы и искусства 17,59 25 18,23 25 2 045,5 0,956 0,339
Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые изменения.
На уровне тенденций можно говорить также о росте значимости ценности удовольствия и о снижении значимости ценностей мир и творчество.
Нас интересовал вопрос о том, есть ли различия в динамике ценностей в зависимости от половой принадлежности студентов и от того, откуда приехал студент — из города или из сельской местности. Поэтому мы рассмотрели динамику ценностей дифференцированно, сравнив ценности различных категорий респондентов на разных этапах их жизни в России.
Сравнение динамики терминальных ценностей в группах девушек (п = 54) и юношей (п = 46) показало, что изменения произошли только в ценностях юношей, а у девушек этих изменений не выявлено. Юноши стали считать более важной материально обеспеченную жизнь = 0,006), на уровне тенденций у них выросла значимость продуктивной жизни (^ = 0,058) и счастливой семейной жизни (у = 0,054). Полученные нами результаты исследования вьетнамских студентов согласуются с полученными ранее при исследовании межкультурной адаптации латиноамериканских студентов, где было выявлено существование гендерных различий в адаптации и большей приверженности девушек традиционным ценностям [2—4; 8].
При сравнении изменений ценностей респондентов, приехавших из города, и из сельской местности, также выявлены различия. Городские студенты через год начинают больше стремиться к удовольствиям ^ = 0,039), на уровне тенденций для них становится более значимой продуктивная жизнь (а = 0,069), а у приехавших из деревни растет ценность материально обеспеченной жизни ^ = 0,004) и снижается значимость общественного признания ^ = 0,040). На уровне тенденций у студентов, приехавших из деревни, растет ценность счастливой семейной жизни = 0,092).
В табл. 2 представлены результаты исследования инструментальных ценностей вьетнамских студентов на подготовительном факультете и на первом курсе.
Таблица 2
Изменение инструментальных ценностей вьетнамских студентов
№ Инструментальные ценности Подгот. ф-т (п = 100) 1 курс (п = 100) Т-критерий Вилкоксона
Сред. балл Ранг Сред. балл Ранг Т эмп. г Р
1 Образованность 8,6 1 8,53 1 1 910 -0,554 0,580
2 Воспитанность 10,24 2 10,88 5 2 414 0,685 0,493
3 Дух сообщества, солидарности 10,52 3 15,26 17 2 441 0,236 0,814
4 Жизнерадостность 11,56 4 10,17 4 1 955 -1,207 0,227
5 Ответственность 11,62 5 9,52 2,5 1 866 -1,689 0,091
6 Аккуратность 11,95 6 9,52 2,5 1 495,5 -2,374 0,018
7 Скромность 12,17 7 14,22 11 2 488 0,773 0,440
8 Трудолюбие 12,89 8 13,07 8 2 367,5 0,325 0,745
9 Широта взглядов 13,08 9 15,3 18 2 105 0,048 0,962
10 Благодарность 13,24 10 14,15 9 2 535 0,757 0,449
11 Смелость в отстаивании своего мнения 13,3 11 18 24 2 412 0,49 0,624
Окончание
№ Инструментальные ценности Подгот. ф-т (п = 100) 1 курс (п = 100) Т-критерий Вилкоксона
Сред. балл Ранг Сред. балл Ранг Т эмп. Т Р
12 Коллективизм 14,09 12 12,87 7 2 104 -0,979 0,327
13 Независимость 14,13 13 11,82 6 2 432 1,142 0,254
14 Простота 14,8 14 16,55 22 2 264,5 1,073 0,283
15 Верность 14,97 15 15,32 19 2 608 1,024 0,306
16 Чуткость 15,11 16 15,25 16 2 251,5 -0,45 0,653
17 Честность 15,26 17 14,17 10 2 412,5 0,87 0,384
18 Эффективность в делах 15,5 18 15,06 15 2 093,5 -0,524 0,600
19 Рационализм 15,53 19 19,82 25 2 295 -0,121 0,904
20 Твердая воля, 15,56 20 15,57 20 2 394 0,423 0,672
21 Терпимость 16,12 21 15,9 21 2 411 -0,051 0,959
22 Бережливость 17,01 22 14,72 14 1 653,5 -2,185 0,029
23 Созерцательность 17,65 23 23,89 29 1 822,5 -0,565 0,572
24 Самоуважение 18,07 24 14,36 13 2 725,5 1,654 0,098
25 Революционные идеалы 19,95 25 20,21 26 2 046 -0,869 0,385
26 Высокие запросы 21,09 26 21,21 27 2 060,5 0,052 0,958
27 Самоконтроль 21,29 27 17,63 23 2 280,5 -0,346 0,730
28 Почитание старших 22,77 28 14,34 12 2 380 -0,332 0,740
29 Непримиримость к недостаткам в себе и других 23,13 29 24,4 30 2 359,5 1,257 0,209
30 Построение отношений и действий на основе личных эмоциональных предпочтений и революционных идеалов 23,8 30 23,19 28 2 1 42 0,381 0,703
Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые изменения.
Анализируя полученные данные (см. табл. 2), мы видим, что за год изменилась структура инструментальных ценностей исследованной группы вьетнамских студентов. Произошел статистически значимый «сдвиг» в отношении двух инструментальных ценностей: аккуратность и бережливость. Через год они стали более значимыми для исследованной группы респондентов ^ < 0,05).
Сравнение динамики инструментальных ценностей в группах девушек и юношей показало, что изменения произошли в ценностях и юношей, и девушек. Через год девушки стали считать более важной аккуратность ^ = 0,018) и бережливость (^ = 0,040, а у юношей выросла ценность ответственности (^ = 0,015). Вероятно, эти качества помогают адаптироваться к новой культуре.
При сравнении изменений инструментальных ценностей респондентов, приехавших из города, и респондентов из сельской местности также были выявлены различия. Городские студенты спустя год начинают больше ценить аккуратность (А = 0,013) и ответственность (а = 0,036), а у приехавших из деревни не выявлено достоверных сдвигов. У них выявились лишь тенденции к росту бережливости = 0,071) и жизнерадостности = 0,089).
Итак, структура ценностей вьетнамских студентов за год в процессе аккультурации в России трансформировалась. Достоверные изменения произошли как
в терминальных, так и в инструментальных ценностях. В исследованной группе вьетнамских студентов ценности-цели изменились в сторону усиления ценностей материально обеспеченная жизнь и продуктивная жизнь, т.е. индивидуальных ценностей. Произошло это изменение преимущественно за счет «вклада» юношей. В процессе аккультурации произошел «сдвиг» в инструментальных ценностях: стали более значимыми аккуратность и бережливость, которые могут быть отнесены к традиционным ценностям—средствам вьетнамцев. Эти изменения произошли преимущественно за счет девушек.
Таким образом, выявлены гендерные различия в динамике ценностей вьетнамских студентов. У юношей произошли изменения в терминальных ценностях: усилились индивидуальные ценности-цели. У девушек выявлены изменения инструментальных ценностей: девушки стали больше ценить традиционные вьетнамские средства (способы) достижения цели. Образно говоря, у юношей изменилась жизненная стратегия (направленность), а у девушек — жизненная тактика. И направление этих изменений противоположно. У юношей изменения ценностей-целей направлены от традиционных вьетнамских ценностей, в сторону новых, западных ценностей, а у девушек изменения инструментальных ценностей обращены к традиционным ценностям, в сторону их усиления.
ЛИТЕРАТУРА
[ 1 ] Ле К.Ш. Психологические особенности ценностных ориентации современной вьетнамской молодежи: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1998. [Le K.Sh. Psikhologicheskie osobennosti cennostnyh orientacii sovremennoi vietnamskoi molodezy: Diss. ... kand. psikhol. nayk. — M., 1998.]
[2] Маслова О.В. Проблема гендерных различий в межкультурной адаптации // Личность в межкультурном пространстве. — М.: РУДН, 2009. — C. 131—135. [Maslova O.V. Problema gendernych razlichiy v mezkulturnoy adaptacii // Lichnost v mezkulturnom prostranstve. — M.: RUDN, 2009. — S. 131—135.]
[3] Маслова О.В. Особенности межкультурной адаптации латиноамериканских студентов в России // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2012. — № 2. — C. 50—59. [Maslova O.V. Osobennosti mezkulturnoy adaptacii latinoamerikanskich studen-tov v Rossii // Vestnik RUDN. Seriya "Psyckhologia i pedagogika". — 2012. — No 2. — S. 50—59.]
[4] Маслова О.В., Тапия Лопес Д.М. Ценностные ориентации латиноамериканских студентов и их изменение в процессе межкультурной адаптации в России // Комплексные исследования личности: методология, теория, практика. — М.: РУДН, 2012. — C. 200—204. [Maslova O. V., Tapia Lopes D.M. Cennostnye orientacii latinoamerikanskich studentov i ih izmenenie v processe mezkulturnoy adaptacii v Rossii // Kompleksnye issledovaniya lichnosti: metodologiya, teoriya, praktika. — M.: RUDN, 2012. — S. 200—204.]
[5] Dang Vu Canh Linh. Mot so chi bao ve dinh huóng gia tri cua sinh vien cac Truang dai hoc hien nay // Tap chi tam ly hoc, so 5, 2008, tr. 42—46.
[6] Pham Minh Anh. Dinh huóng gia tri cua thanh nien ö nhung vung do thi hoa trong thai ky hoi nhap va phat trien- mot huóng nghien cúu chuyen nganh // Tap chi xa hoi hoc. 2012, so 5, tr. 45—47.
[7] Huynh Van San. Thuc trang lua chon cac gia tri dao dúc nhan van trong loi song cua sinh vien Thanh pho Ho Chi Minh hien nay // Tap chi tam ly hoc, so 5, 2009, trang 7—9.
Вестннк Py^H, cepua Псuхоnогuн u nедагогика, 2014, № 1
[8] Maslova O. V., Tapia López J.M. Cambio de valores de la persona en el proceso de adaptación intercultural // International Journal of Developmental and Educational Psychology. INFAD Revista de Psicologia. — 2012. — No 1. — Vol. 2. — P. 593—596.
DYNAMICS OF VALUES IN VIETNAMESE STUDENTS IN RUSSIA
O.V. Maslova, Bui Duc Tuan
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article presents the results of a longitudinal study to identify the dynamics of the terminal and instrumental values of Vietnamese students.
Key words: change of values, Vietnamese students, terminal values, instrumental values, acculturation.