Научная статья на тему 'Динамика ценностей вьетнамских студентов в России'

Динамика ценностей вьетнамских студентов в России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
219
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / CHANGE OF VALUES / ВЬЕТНАМСКИЕ СТУДЕНТЫ / VIETNAMESE STUDENTS / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / TERMINAL VALUES / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / INSTRUMENTAL VALUES / АККУЛЬТУРАЦИЯ / ACCULTURATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маслова Ольга Васильевна, Буй Дык Туан

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования терминальных и инструментальных ценностей вьетнамских студентов, обучающихся в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of Values in Vietnamese Students in Russia

The article presents the results of a longitudinal study to identify the dynamics of the terminal and instrumental values of Vietnamese students.

Текст научной работы на тему «Динамика ценностей вьетнамских студентов в России»

ДИНАМИКА ЦЕННОСТЕЙ ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ

О.В. Маслова, Буй Дык Туан

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования терминальных и инструментальных ценностей вьетнамских студентов, обучающихся в России.

Ключевые слова: изменение ценностей, вьетнамские студенты, терминальные ценности, инструментальные ценности, аккультурация.

С каждым годом число вьетнамских студентов, обучающихся в России, растет. Сегодня их около пяти тысяч. Студенты отличаются особой сензитивностью к социальным воздействиям, именно в юношеском возрасте возникает проблема выбора жизненных ценностей. В связи с этим важно выявить те изменения в духовном потенциале вьетнамских студентов, которые происходят при погружении в другую культуру, под воздействием новых традиций и новых ценностей российского общества. Важно определить, как жизнь в новой культуре и новом обществе отражается на системе ценностей вьетнамских студентов, какие новые ценности у них появляются, какое место отводится при этом традиционным ценностям в сознании студентов. Также необходимо выяснить, связаны ли происходящие изменения ценностей с половой принадлежностью респондентов и с их происхождением (из сельской местности или из города).

Целью нашего исследования было выявление динамики ценностей вьетнамских студентов. В исследовании приняли участие 100 вьетнамских студентов разных московских вузов в возрасте от 18 до 24 лет. Средний возраст студентов на момент начала исследования составил 21 год. Среди респондентов было 54 девушки и 46 юношей, 52 человека приехали из города, 48 — из села. Все респонденты были исследованы дважды: когда они учились на подготовительном факультете (тогда их опыт жизни в России составлял от 3 до 6 месяцев) и через год, когда они были студентами первого курса.

Специально для целей исследования мы модифицировали методику изучения ценностей Рокича. Модификация методики заключалась в том, что в нее были включены традиционные вьетнамские ценности, выделенные Ле Куанг Шоном [1], а также ценности вьетнамцев, выявленные в более поздних исследованиях вьетнамских студентов [5; 6; 7]. Нами был применен вариант методики с карточками. Испытуемому предлагалось проранжировать набор карточек, на которых были написаны ценности. Респондентам предлагалась следующая инструкция: «Вам будет предъявлен набор карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить карточки по степени значимости для Вас принципов, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке.

Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет последнее место». Методика проводилась с каждым испытуемым индивидуально. Исследование в среднем длилось 30—40 минут.

В табл. 1 представлены результаты исследования терминальных ценностей исследованной группы вьетнамских студентов на подготовительном факультете и на 1 курсе. Как видим, изменились средние баллы и ранги оцениваемых ценностей. Нас интересовало, являются ли эти изменения статистически значимыми. Применение Т-критерия Вилкоксона показало, что произошел статистически значимый «сдвиг» в отношении двух терминальных ценностей: материально обеспеченная жизнь ^ = 0,004) и продуктивная жизнь ^ = 0,015). Через год они стали для респондентов более значимыми ^ < 0,05).

Таблица 1

Изменение терминальных ценностей вьетнамских студентов

№ Терминальные ценности Подгот. ф-т (п = 100) 1 курс (п = 100) Т-критерий Вилкоксона

Сред. балл Ранг Сред. балл Ранг Т эмп. г Р

1 Здоровье 5,56 1 6,07 1 1 643 0,511 0,609

2 Познание 9,68 2 9,93 3 2 400,5 0,624 0,526

3 Счастливая семейная жизнь 10,04 3 8,69 2 1 903,5 -1,242 0,214

4 Свобода 10,59 4 11,35 6 2 680,5 0,904 0,366

5 Отечество 11,65 5 12,41 10 2 336 0,391 0,696

6 Гуманность 11,72 6 12,03 9 2 180,5 0,162 0,872

7 Мир 11,77 7 13,02 13 2 782 1,661 0,097

8 Любовь 11,78 8 11,37 7 2 004,5 -0,351 0,726

9 Уверенность в себе 11,85 9 12,49 11 2 266 0,685 0,493

10 Активная деятельная жизнь 12,06 10 11,23 4,5 2 101,5 -0,99 0,322

11 Наличие хороших и верных друзей 12,1 11 11,84 8 2 139,5 -0,351 0,726

12 Удовольствия 12,74 12 12,74 4,5 1 849 -1,75 0,080

13 Справедливость 12,94 13 13,42 15 2 362 0,305 0,761

14 Гармония 13,16 14 13,66 16 2 452,5 0,274 0,784

15 Интересная работа 13,44 15 12,99 12 2 124 -0,236 0,814

16 Равенство 13,65 16 14,56 18 2 663 1,225 0,220

17 Общественное признание 14,02 17 15,04 20 2 450 1,414 0,157

18 Творчество 14,26 18 15,63 21 2 780 1,653 0,098

19 Развитие 15,19 19 16,02 23 2 473 0,408 0,364

20 Счастье других 15,25 20 14,81 19 2 332,5 -0,33 0,742

21 Продуктивная жизнь 15,61 21 13,27 14 1 662 -2,435 0,015

22 Следование традициям 15,83 22 16,12 24 2 033,5 0,506 0,613

23 Жизненная мудрость 15,96 23 15,71 22 2 066 -0,458 0,647

24 Материально обеспеченная жизнь 16,57 24 13,88 17 1 339 -2,853 0,004

25 Красота природы и искусства 17,59 25 18,23 25 2 045,5 0,956 0,339

Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые изменения.

На уровне тенденций можно говорить также о росте значимости ценности удовольствия и о снижении значимости ценностей мир и творчество.

Нас интересовал вопрос о том, есть ли различия в динамике ценностей в зависимости от половой принадлежности студентов и от того, откуда приехал студент — из города или из сельской местности. Поэтому мы рассмотрели динамику ценностей дифференцированно, сравнив ценности различных категорий респондентов на разных этапах их жизни в России.

Сравнение динамики терминальных ценностей в группах девушек (п = 54) и юношей (п = 46) показало, что изменения произошли только в ценностях юношей, а у девушек этих изменений не выявлено. Юноши стали считать более важной материально обеспеченную жизнь = 0,006), на уровне тенденций у них выросла значимость продуктивной жизни (^ = 0,058) и счастливой семейной жизни (у = 0,054). Полученные нами результаты исследования вьетнамских студентов согласуются с полученными ранее при исследовании межкультурной адаптации латиноамериканских студентов, где было выявлено существование гендерных различий в адаптации и большей приверженности девушек традиционным ценностям [2—4; 8].

При сравнении изменений ценностей респондентов, приехавших из города, и из сельской местности, также выявлены различия. Городские студенты через год начинают больше стремиться к удовольствиям ^ = 0,039), на уровне тенденций для них становится более значимой продуктивная жизнь (а = 0,069), а у приехавших из деревни растет ценность материально обеспеченной жизни ^ = 0,004) и снижается значимость общественного признания ^ = 0,040). На уровне тенденций у студентов, приехавших из деревни, растет ценность счастливой семейной жизни = 0,092).

В табл. 2 представлены результаты исследования инструментальных ценностей вьетнамских студентов на подготовительном факультете и на первом курсе.

Таблица 2

Изменение инструментальных ценностей вьетнамских студентов

№ Инструментальные ценности Подгот. ф-т (п = 100) 1 курс (п = 100) Т-критерий Вилкоксона

Сред. балл Ранг Сред. балл Ранг Т эмп. г Р

1 Образованность 8,6 1 8,53 1 1 910 -0,554 0,580

2 Воспитанность 10,24 2 10,88 5 2 414 0,685 0,493

3 Дух сообщества, солидарности 10,52 3 15,26 17 2 441 0,236 0,814

4 Жизнерадостность 11,56 4 10,17 4 1 955 -1,207 0,227

5 Ответственность 11,62 5 9,52 2,5 1 866 -1,689 0,091

6 Аккуратность 11,95 6 9,52 2,5 1 495,5 -2,374 0,018

7 Скромность 12,17 7 14,22 11 2 488 0,773 0,440

8 Трудолюбие 12,89 8 13,07 8 2 367,5 0,325 0,745

9 Широта взглядов 13,08 9 15,3 18 2 105 0,048 0,962

10 Благодарность 13,24 10 14,15 9 2 535 0,757 0,449

11 Смелость в отстаивании своего мнения 13,3 11 18 24 2 412 0,49 0,624

Окончание

№ Инструментальные ценности Подгот. ф-т (п = 100) 1 курс (п = 100) Т-критерий Вилкоксона

Сред. балл Ранг Сред. балл Ранг Т эмп. Т Р

12 Коллективизм 14,09 12 12,87 7 2 104 -0,979 0,327

13 Независимость 14,13 13 11,82 6 2 432 1,142 0,254

14 Простота 14,8 14 16,55 22 2 264,5 1,073 0,283

15 Верность 14,97 15 15,32 19 2 608 1,024 0,306

16 Чуткость 15,11 16 15,25 16 2 251,5 -0,45 0,653

17 Честность 15,26 17 14,17 10 2 412,5 0,87 0,384

18 Эффективность в делах 15,5 18 15,06 15 2 093,5 -0,524 0,600

19 Рационализм 15,53 19 19,82 25 2 295 -0,121 0,904

20 Твердая воля, 15,56 20 15,57 20 2 394 0,423 0,672

21 Терпимость 16,12 21 15,9 21 2 411 -0,051 0,959

22 Бережливость 17,01 22 14,72 14 1 653,5 -2,185 0,029

23 Созерцательность 17,65 23 23,89 29 1 822,5 -0,565 0,572

24 Самоуважение 18,07 24 14,36 13 2 725,5 1,654 0,098

25 Революционные идеалы 19,95 25 20,21 26 2 046 -0,869 0,385

26 Высокие запросы 21,09 26 21,21 27 2 060,5 0,052 0,958

27 Самоконтроль 21,29 27 17,63 23 2 280,5 -0,346 0,730

28 Почитание старших 22,77 28 14,34 12 2 380 -0,332 0,740

29 Непримиримость к недостаткам в себе и других 23,13 29 24,4 30 2 359,5 1,257 0,209

30 Построение отношений и действий на основе личных эмоциональных предпочтений и революционных идеалов 23,8 30 23,19 28 2 1 42 0,381 0,703

Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые изменения.

Анализируя полученные данные (см. табл. 2), мы видим, что за год изменилась структура инструментальных ценностей исследованной группы вьетнамских студентов. Произошел статистически значимый «сдвиг» в отношении двух инструментальных ценностей: аккуратность и бережливость. Через год они стали более значимыми для исследованной группы респондентов ^ < 0,05).

Сравнение динамики инструментальных ценностей в группах девушек и юношей показало, что изменения произошли в ценностях и юношей, и девушек. Через год девушки стали считать более важной аккуратность ^ = 0,018) и бережливость (^ = 0,040, а у юношей выросла ценность ответственности (^ = 0,015). Вероятно, эти качества помогают адаптироваться к новой культуре.

При сравнении изменений инструментальных ценностей респондентов, приехавших из города, и респондентов из сельской местности также были выявлены различия. Городские студенты спустя год начинают больше ценить аккуратность (А = 0,013) и ответственность (а = 0,036), а у приехавших из деревни не выявлено достоверных сдвигов. У них выявились лишь тенденции к росту бережливости = 0,071) и жизнерадостности = 0,089).

Итак, структура ценностей вьетнамских студентов за год в процессе аккультурации в России трансформировалась. Достоверные изменения произошли как

в терминальных, так и в инструментальных ценностях. В исследованной группе вьетнамских студентов ценности-цели изменились в сторону усиления ценностей материально обеспеченная жизнь и продуктивная жизнь, т.е. индивидуальных ценностей. Произошло это изменение преимущественно за счет «вклада» юношей. В процессе аккультурации произошел «сдвиг» в инструментальных ценностях: стали более значимыми аккуратность и бережливость, которые могут быть отнесены к традиционным ценностям—средствам вьетнамцев. Эти изменения произошли преимущественно за счет девушек.

Таким образом, выявлены гендерные различия в динамике ценностей вьетнамских студентов. У юношей произошли изменения в терминальных ценностях: усилились индивидуальные ценности-цели. У девушек выявлены изменения инструментальных ценностей: девушки стали больше ценить традиционные вьетнамские средства (способы) достижения цели. Образно говоря, у юношей изменилась жизненная стратегия (направленность), а у девушек — жизненная тактика. И направление этих изменений противоположно. У юношей изменения ценностей-целей направлены от традиционных вьетнамских ценностей, в сторону новых, западных ценностей, а у девушек изменения инструментальных ценностей обращены к традиционным ценностям, в сторону их усиления.

ЛИТЕРАТУРА

[ 1 ] Ле К.Ш. Психологические особенности ценностных ориентации современной вьетнамской молодежи: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1998. [Le K.Sh. Psikhologicheskie osobennosti cennostnyh orientacii sovremennoi vietnamskoi molodezy: Diss. ... kand. psikhol. nayk. — M., 1998.]

[2] Маслова О.В. Проблема гендерных различий в межкультурной адаптации // Личность в межкультурном пространстве. — М.: РУДН, 2009. — C. 131—135. [Maslova O.V. Problema gendernych razlichiy v mezkulturnoy adaptacii // Lichnost v mezkulturnom prostranstve. — M.: RUDN, 2009. — S. 131—135.]

[3] Маслова О.В. Особенности межкультурной адаптации латиноамериканских студентов в России // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2012. — № 2. — C. 50—59. [Maslova O.V. Osobennosti mezkulturnoy adaptacii latinoamerikanskich studen-tov v Rossii // Vestnik RUDN. Seriya "Psyckhologia i pedagogika". — 2012. — No 2. — S. 50—59.]

[4] Маслова О.В., Тапия Лопес Д.М. Ценностные ориентации латиноамериканских студентов и их изменение в процессе межкультурной адаптации в России // Комплексные исследования личности: методология, теория, практика. — М.: РУДН, 2012. — C. 200—204. [Maslova O. V., Tapia Lopes D.M. Cennostnye orientacii latinoamerikanskich studentov i ih izmenenie v processe mezkulturnoy adaptacii v Rossii // Kompleksnye issledovaniya lichnosti: metodologiya, teoriya, praktika. — M.: RUDN, 2012. — S. 200—204.]

[5] Dang Vu Canh Linh. Mot so chi bao ve dinh huóng gia tri cua sinh vien cac Truang dai hoc hien nay // Tap chi tam ly hoc, so 5, 2008, tr. 42—46.

[6] Pham Minh Anh. Dinh huóng gia tri cua thanh nien ö nhung vung do thi hoa trong thai ky hoi nhap va phat trien- mot huóng nghien cúu chuyen nganh // Tap chi xa hoi hoc. 2012, so 5, tr. 45—47.

[7] Huynh Van San. Thuc trang lua chon cac gia tri dao dúc nhan van trong loi song cua sinh vien Thanh pho Ho Chi Minh hien nay // Tap chi tam ly hoc, so 5, 2009, trang 7—9.

Вестннк Py^H, cepua Псuхоnогuн u nедагогика, 2014, № 1

[8] Maslova O. V., Tapia López J.M. Cambio de valores de la persona en el proceso de adaptación intercultural // International Journal of Developmental and Educational Psychology. INFAD Revista de Psicologia. — 2012. — No 1. — Vol. 2. — P. 593—596.

DYNAMICS OF VALUES IN VIETNAMESE STUDENTS IN RUSSIA

O.V. Maslova, Bui Duc Tuan

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article presents the results of a longitudinal study to identify the dynamics of the terminal and instrumental values of Vietnamese students.

Key words: change of values, Vietnamese students, terminal values, instrumental values, acculturation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.