Научная статья на тему 'Ценности вьетнамских студентов: гендерный аспект'

Ценности вьетнамских студентов: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
264
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМСКИЕ СТУДЕНТЫ / ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ / ДЕВУШКИ / ЮНОШИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / VIETNAMESE STUDENTS / GENDER DIMENSION / GIRLS / BOYS / TRADITIONAL VALUES / INDIVIDUAL VALUES / TERMINAL VALUES / INSTRUMENTAL VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фунг Тхе Донг, Буй Дык Туан

В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению терминальных и инструментальных ценностей вьетнамских студентов в России. Также авторов интересовало, есть ли различие в ценностях между юношами и девушками. В исследовании приняли участие 100 вьетнамских студентов разных московских вузов, среди них было 54 девушки и 46 юношей. Все респонденты были исследованы дважды: когда они учились на подготовительном факультете (далее ПФ), и когда их срок жизни в России составил от 3 до 6 месяцев. Специально для целей исследовании, авторами была модифицирована методика Рокича. Модификация методики состояла в том, что в неё были включены традиционные вьетнамские ценности, выделенные Ле Куанг Шоном [2], а также ценности, выявленные в современных исследованных вьетнамских студентов [1],[3],[4]. Был применен, вариант с карточками. Испытуемому предлагалось проранжировать набор карточек, на которых были написаны ценности. Работа проводилась с каждым испытуемым индивидуально. Исследование в среднем длилось 30-40 минут. Инструкция: «Вам будет предъявлен набор карточек с обозначением ценностей. Ваша задача разложить карточки по степени значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в их жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки, и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет последнее место».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values of Vietnamese students: the gender dimension

This paper presents empirical research was to identify the terminal and instrumental values of Vietnamese students in Russia. We are also interested in whether there is a difference in values between boys and girls. The study involved 100 Vietnamese students from different universities in Moscow, among them there were 54 girls and 46 boys. All respondents were examined twice: when they were at the preparatory faculty, when their term of life in Russia ranged from 3 to 6 months. Specifically for the purposes of the study, we modified the procedure Rokeach. Modification techniques was that it included traditional Vietnamese values marked Le Quang Son [2], and values ​​identified in modern Vietnamese students studied [1 ],[3],[4]. We used a variant with cards. Subjects were asked to rank a set of cards, on which were written value. Technique was carried out with each subject individually. The study lasted for an average of 30-40 minutes. Instructions: "You will be presented a set of cards with the symbol values. Your task to spread the cards in order of importance to you as the principles that guide you in their lives. Each value is written on a separate card. Carefully read the cards, and selecting one that is most meaningful to you, put it in the first place. Then select the second highest value and place after the first. Then do the same with all the remaining cards. The least important will last and take the last place".

Текст научной работы на тему «Ценности вьетнамских студентов: гендерный аспект»

УДК 159.9

Фунг Тхе Донг

Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Россия, Москва.

Аспирант, кафедра Экономической теории и инвестирования,

E-Mail: pthedong@gmail.com

Ценности вьетнамских студентов: гендерный аспект

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению терминальных и инструментальных ценностей вьетнамских студентов в России. Также авторов интересовало, есть ли различие в ценностях между юношами и девушками.

В исследовании приняли участие 100 вьетнамских студентов разных московских вузов, среди них было 54 девушки и 46 юношей. Все респонденты были исследованы дважды: когда они учились на подготовительном факультете (далее ПФ), и когда их срок жизни в России составил от 3 до 6 месяцев. Специально для целей исследовании, авторами была модифицирована методика Рокича. Модификация методики состояла в том, что в неё были включены традиционные вьетнамские ценности, выделенные Ле Куанг Шоном [2], а также ценности, выявленные в современных исследованных вьетнамских студентов [1],[3],[4].

Был применен, вариант с карточками. Испытуемому предлагалось проранжировать набор карточек, на которых были написаны ценности. Работа проводилась с каждым испытуемым индивидуально. Исследование в среднем длилось 30-40 минут. Инструкция: «Вам будет предъявлен набор карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить карточки по степени значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в их жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки, и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет последнее место».

Ключевые слова: Вьетнамские студенты; гендерный аспект; девушки; юноши; традиционные ценности; индивидуальные ценности; терминальные ценности; инструментальные ценности.

Буй Дык Туан

Российский университет дружбы народов (РУДН)

Россия, Москва.

Аспирант, кафедра Социальной и дифференциальной психологии,

E-Mail: ductamsang79@gmail.com

Идентификационный номер статьи в журнале 106PVN613

Phung The Dong

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

Russia, Moscow E-mail: pthedong@gmail.com

Bui Duc Tuan

Peoples' Friendship University of Russia

Russia, Moscow E-mail: ductamsang79@gmail.com

Values of Vietnamese students: the gender dimension

Abstract: This paper presents empirical research was to identify the terminal and instrumental values of Vietnamese students in Russia. We are also interested in whether there is a difference in values between boys and girls.

The study involved 100 Vietnamese students from different universities in Moscow , among them there were 54 girls and 46 boys. All respondents were examined twice: when they were at the preparatory faculty, when their term of life in Russia ranged from 3 to 6 months. Specifically for the purposes of the study, we modified the procedure Rokeach. Modification techniques was that it included traditional Vietnamese values marked Le Quang Son [2] , and values identified in modern Vietnamese students studied [1 ],[3],[4].

We used a variant with cards. Subjects were asked to rank a set of cards, on which were written value. Technique was carried out with each subject individually. The study lasted for an average of 30-40 minutes. Instructions: "You will be presented a set of cards with the symbol values. Your task - to spread the cards in order of importance to you as the principles that guide you in their lives. Each value is written on a separate card. Carefully read the cards , and selecting one that is most meaningful to you , put it in the first place. Then select the second highest value and place after the first. Then do the same with all the remaining cards. The least important will last and take the last place".

Keywords: Vietnamese students; the gender dimension; girls; boys; traditional values; individual values; terminal values; instrumental values.

Identification number of article 106PVN613

Реализация расчетов была осуществлена с помощью табличного редактора EXCEL, пакета прикладных статистических программ IBM SPSS Version 21.

Сравнение терминальных ценностей юношей и девушек

Авторов интересовало, существует ли гендерные различия в ценностях. В таблице 1 представлены результаты сравнения терминальных ценностей девушек и юношей.

Таблица 1

Сравнение терминальных ценностей вьетнамских девушек и юношей

~ тт

ПФ Критерий U манна Уитни

Терминальных

пп Девушек Юношей

ценностей Сред. балл Ранг Сред. балл Ранг U Р-level

1 Активная деятельная жизнь 11,85 9 11,79 8 1275 0,819

2 Гармония 13,81 15 11,88 9 1100,5 0,327

3 Г уманность 11,83 8 11,10 б 1188,5 0,711

4 Жизненная мудрость 16,70 24 14,46 18 1143,5 0,491

5 Здоровье 5,22 1 5,71 1 1215 0,848

б Интересная работа 13,96 16 12,29 10 1114 0,375

7 Красота природы и искусства 16,89 25 18,41 25 1390,5 0,303

8 Любовь 12,19 10 11,30 7 1153 0,538

9 Материально обесп.жизнь 16,67 23 16,46 24 1156,5 0,553

10 Мир 10,61 5 13,13 15 1504 0,070

11 Наличие хороших и верных друзей 13,02 13 11,02 5 979,5 0,069

12 Общественное признание 14,35 17 13,63 17 1157,5 0,558

13 Отечество 10,22 4 13,33 16 1537 0,041* *

14 Познание 9,39 2 10,02 3 1321,5 0,582

15 Равенство 12,70 12 14,76 19 1486 0,091

16 Продуктивная жизнь 15,98 22 15,17 21 1176,5 0,650

17 Развитие 14,63 18 15,85 23 1410 0,245

18 Свобода 14,44 7 9,59 2 1054 0,193

19 Справедливость 13,26 14 12,57 12 1154 0,542

20 Следование традициям 15,87 21 15,78 22 1144 0,497

21 Счастливая семейная жизнь 9,54 3 10,63 4 1344 0,480

22 Счастье других 15,54 20 14,91 20 1148,5 0,517

23 Творчество 15,44 19 12,87 13 946 0,040* *

24 Уверенность в себе 11,43 б 12,35 11 1327 0,556

25 Удовольствия 12,44 11 13,87 14 1310 0,638

(Примечание: * уровень значимость < 0,05)

25

20

Е

I 15

о.

10

I Девушки ■ Юноши

23

24 24

ЛЗ-

200

11

117

16

й1||

10

о

ПН

КГГИIII I I

Ж

Ж

<?

/

г<Г

Л“

■& * л? *> Л* Л?

-СГ Л Л л'' А ^ ^ Х>°

^

<2Г >

& * •*

« .V /V

(У' -Сг Су 'Г*

е.*° ^ /

^ <9

&

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

$

Рис. 1. Сравнение терминальных ценностей вьетнамских девушек и юношей

Как видим из табл.1 и на рис. 1 для исследуемых девушек, и для юношей, самыми важными ценностями - целями для девушек и юношей были: И для девушек, и для юношей наиболее важными оказались ценности: здоровье (ранги 1 и 1 соответственно); счастливая семейная жизнь (ранги 3 и 4 соответственно) и познание (ранги 2 и 3 соответственно). Наряду с общими приоритетами у юношей и девушек есть некоторые различия в структуре наиболее важных ценностей.

Девушки гораздо сильнее, чем юноши ценят: Отечество (у девушек ранг 4, а у ранг 16, эти различия являются статистически значимыми, Р<0,05), мир (у девушек ранг 5, а у юношей ранг 15, Р < 0,1 ) и уверенность в себе (у девушек ранг 6, а у юношей ранг 11).

Для юношей гораздо сильнее, чем для девушек значимы ценности: свобода (у девушек ранг 2, а у юношей ранг 7); наличие хороших и верных друзей (у девушек ранг 5, а у юношей ранг 13, Р < 0,1 ) и гуманность (у девушек ранг 6, а у юношей ранг 8).

Применение и - критерия Манна - Уитни для независимых выборок выявило, что юноши значимо сильнее, чем девушки, ценят: творчество (у юношей 13, а у девушек 19 ранги, Р < 0,05). Для девушек сильнее, чем для юношей значимо равенство (у девушек ранг 12 и у юношей ранг 20, Р < 0,1), мир (у девушек ранг 10, а у юношей ранг 16, Р < 0,1).

Самыми неважными ценностями - целями с точки зрении девушек и юношей считаются, и для девушек и для юношей являются неважными: красота природы и искусства; материально обеспеченная жизнь; счастье других; следование традициям и продуктивная жизнь.

Для девушек менее важна, чем для юношей жизненная мудрость (у девушек ранг 24, а у юношей ранг 18). А юноши считают менее важным, чем девушки развитие (ранги 23 и 18 соответственно).

Таким образом, для девушек и для юношей самыми важными традиционными ценностями были: здоровье и счастливая семейная жизнь; познание. Девушки сильнее ценят традиционные ценности: Отечество; мир, а также для девушек более важными является индивидуальная ценность: уверенность в себе. Юноши сильнее ценят традиционные ценности: гуманность; наличие хороших и верных друзей. Также для юношей важной является индивидуальная ценность: свобода.

И для девушек и для юношей являются неважными индивидуальных ценностей: красота природы и искусства; материально обеспеченная жизнь, продуктивная жизнь и традиционная ценность: следование традициям и счастье других. Для девушек менее важная индивидуальная ценность: жизненная мудрость, а для юношей менее важная индивидуальная ценность: развитие.

Сравнение инструментальных ценностей юношей и девушек

Нас интересовало, есть ли гендерные различия в ценностях. В таблице 1 и на рисунке 2 представлены результаты сравнения инструментальных ценностей девушек и юношей.

Таблица 2

Сравнение инструментальных ценностей девушек и юношей

Критерий U манна Уитни

ПФ

пп Инструментальных ценностей

Девушек Юношей U Р- ^єі

Сред. балл Ранг Сред. балл Ранг

1 Аккуратность 12,17 7 11,70 4 1154 0,542

2 Бережливость 18,00 23 15,85 20 1034 0,151

3 Благодарность 14,52 13 11,74 5 986 0,076

4 Коллективизм 14,96 14 13,07 11 1003,5 0,099

5 Верность 13,96 11 16,15 22 1059,5 0,206

6 В оспитанность 9,46 2 11,15 3 1427 0,200

7 Высокие запросы 21,65 27 20,43 25 1227 0,917

8 Жизнерадостность 10,39 3 12,93 10 1428 0,198

9 Трудолюбие 12,59 9 13,24 12 1313,5 0,621

10 Независимость 15,26 17 12,80 8 1165,5 0,596

11 Дух сообщества, солидарности, взаимная любовь, взаимосвязь 10,65 4 10,37 2 1449 0,152

12 Непримиримость к недостаткам в себе и других 23,28 28 22,96 29 1140 0,477

13 Образованность 7,69 1 9,67 1 1493,5 0,081

14 Ответственность 11,30 5 12,00 6 1347 0,467

15 Почитание старших 23,67 29 21,72 27 1379 0,343

16 Простота 14,04 12 15,70 18 1309,5 0,640

17 Рационализм 15,19 16 15,93 21 1321,5 0,582

18 Революционные идеалы 19,15 25 29,89 26 1335 0,519

19 Самоконтроль 20,33 26 22,41 28 1257,5 0,914

20 Самоуважение 17,94 22 18,22 24 1295,5 0,711

21 Скромность 11,72 6 12,70 7 1429 0,195

22 Смелость в отстаивании своего мнения 12,24 8 14,54 13 1086,5 0,281

23 Созерцательность 18,59 24 16,54 23 1215 0,851

24 Построение отношений и действий на основе личных эмоциональных предпочтений 23,93 30 23,65 30 986 0,075

25 Чуткость 15,02 15 15,22 16 1208,5 0,817

26 Терпимость 16,37 21 15,83 19 1202 0,782

27 Широта взглядов 13,24 10 12,89 9 1191,5 0,727

28 Твердая воля 15,78 19 15,30 17 1252 0,945

29 Честность 15,65 18 14,80 15 1207 0,809

30 Эффективность в делах 16,28 20 14,59 14 1080,5 0,264

■ Девушки Ш Юноши

35

Рис.2. Сравнение инструментальных ценностей вьетнамских девушек и юношей

Сопоставление ценностных ориентаций юношей и девушек показывает следующее: Самыми важными ценностями - средствами для девушек и для юношей в качестве главных названых были: И для девушек, и для юношей самыми важными ценностями были: образованность (у девушек ранг 1 и у юношей ранг 1); воспитанность (у девушек ранг 2 и у юношей ранг 3); дух сообщество солидарности, взаимная любовь, взаимосвязь (ранги 4 и 2 соответственно) и ответственность (ранги 5 и 6 соответственно). Наряду с общими для юношей и девушек, есть некоторые различия в структуре наиболее важных ценностей -средств. Девушки выше ценят такое качество как: жизнерадостность (ранги 3 и 10 соответственно); скромность (ранги 6 и 7 соответственно). А юноши выше оценивают: аккуратность (у ранги 4 и у юношей ранг 9); благодарность (у ранги 5 и у юношей ранг 13).

Относительно неважных инструментальных ценностей мнения девушек и юношей совпадают. К наименее значимым они относят: построение отношений и действий на основе личных эмоциональных предпочтений (ранги 30 и 30 соответственно); непримиримость к недостаткам в себе и других (ранги 28 и 29 соответственно); почитание старших (ранги 29 и 27 соответственно); высокие запросы (ранги 27 и 25 соответственно); самоконтроль (ранги 26 и 28 соответственно) и революционные идеалы (ранги 25 и 26 соответственно).

Таким образом, для девушек и для юношей самыми важными традиционными ценностями были: образованность, воспитанность; ответственность; дух сообщества,

солидарности, взаимная любовь, взаимосвязь. Но девушки сильнее ценят индивидуальные ценности: жизнерадостность. Также для девушек важной является традиционными ценности: скромность. А юноши сильнее ценят традиционные ценности аккуратность и благодарность.

И для девушек и для юношей являются неважными индивидуальные ценности: непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы и самоконтроль и они также являются неважными традиционными ценности: почитание старших; построение отношений и действий на основе личных эмоциональных предпочтений и революционные идеалы.

Вывод: Вьетнамские студенты наиболее значимыми ценностями - целями и ценностями - средствами являются традиционные ценности. Разница в выборе ценностей между юношами и девушками существует, однако различие в этом не существенны.

Вьетнамских студентов невысоко ценят материальные ценности, они признают простую жизнь, но реалистичную, что типична для психологий вьетнамца и типична для сегодняшней жизни студентов, когда в основном они живут в общежитиях. Однако невысокая оценка ценности развитие является нехорошим по отношению к студентам, развитие должно быть важной ценностью для того, чтобы каждый студент смог непрерывно совершенствоваться и достичь большое в жизни.

Неважные ценности для вьетнамских студентов относительно одинаковы, и типичны для психологий вьетнамцев. Однако, имеются отклонения в выборе ценностей по отношению к предыдущему поколению вьетнамских студентов и по сравнению с результатами других авторов вьетнамских [1], [2], [3], [4]. Мы видим, что они ценят менее следование традиционные, счастье других и революционные идеалы. Они настроены на познание, как путь (средство) достижение этой ценности - цели. Они называют современны ценности

образованность, воспитанность, независимость и свобода....Данный факт показывает, что во

вьетнамских студентах наблюдается подходящее изменение по отношению к учебной деятельности не в стране для адаптаций и улучшения учебы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данг Ву Кань Линь. Ряд индикаторов ориентации ценностей студентов в вузах ныне//Журнал социологии, № 5, 2008. - С. 42-46.

2. Ле Куанг Шон, Канд. диссертация на тему: Психологические особенности ценностных ориентаций современной вьетнамской молодежи, Москва, 1998.

3. Фам Минь Ань. Ориентирование ценности молодежи в условий глобализаций и развития//Журнал социологии, № 5, 2012. - С. 45-47

4. Хунь Ван Шон. Ситуация выбора моральных-гуманитарных ценностей в жизненном стиле студентов г. Хошимина на данный момент//Журнал психологи, № 1, 2009. - С. 7-9;

5. Буй Дык Туан, О.В. Маслова. Некоторые особенности коммуникативного поведения вьетнамцев//Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии. Материалы III Международной научной конференции 24-25 мая 2012г. Том II. Проблемы межкультурного взаимодействия. Смоленск: Маджента, 2012. - С. 26-29.

6. Буй Дык Туан, О.В. Маслова. Изменение представлений о себе у вьетнамских студентов в процессе адаптации в России//научные труды студентов и молодых ученых. Серия « Психология и педагогика». Выпуск 16. Личность в природе и обществе. РУДН 2013. - С.104-107 .

7. Маслова О.В.Проблема гендерных различий в межкультурной адаптации // Личность в межкультурном пространстве. Материалы IV Международной конференции, посвященной 50-летию Российского университета дружбы народов 19-20 ноября 2009. М., РУДН, 2009. - С. 131-135.

8. Маслова О.В., Тапия Лопес Д.М. Ценностные ориентации латиноамериканских студентов и их изменение в процессе межкультурной адаптации в России//Комплексные исследования личности: методология, теория, практика. Материалы международной научно-практической конференции. М., РУДН, 2012. - С. 200-204.

9. Маслова О.В.Особенности межкультурной адаптации латиноамериканских студентов в России//Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. №2, 2012. -С. 50-59.

10. Ле Хуй Ай, Чан Куанг Ань. Проблема воспитания культурных ценностей для студентов в сегодняшней ситуации в Вьетнаме// Журнал социологии, № 5, 2008.

- С. 118-123.

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Dang Vu Kan' Lin'. Rjad indikatorov orientacii cennostej studentov v vuzah nyne//Zhurnal sociologii, № 5, 2008. - C. 42-46.

Le Kuang Shon, Kand. dissertacija na temu: Psihologicheskie osobennosti cennostnyh orientacij sovremennoj v'etnamskoj molodezhi, Moskva, 1998.

Fam Min' An'. Orientirovanie cennosti molodezhi v uslovij globalizacij i razvitija//Zhurnal sociologii, № 5, 2012. - S. 45-47

Hun' Van Shon. Situacija vybora moral'nyh-gumanitarnyh cennostej v zhiznennom stile studentov g. Hoshimina na dannyj moment//Zhurnal psihologi, № 1, 2009. - S. 7-

Buj Dyk Tuan, O.V. Maslova. Nekotorye osobennosti kommunikativnogo povedenija v'etnamcev//Teoreticheskie problemy jetnicheskoj i kross-kul'turnoj psihologii. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 24-25 maja 2012g. Tom II. Problemy mezhkul'turnogo vzaimodejstvija. Smolensk: Madzhenta, 2012. - C. 26-29.

Buj Dyk Tuan, O.V. Maslova. Izmenenie predstavlenij o sebe u v'etnamskih studentov v processe adaptacii v Rossii//nauchnye trudy studentov i molodyh uchenyh. Serija « Psihologija i pedagogika». Vypusk 16. Lichnost' v prirode i obshhestve. RUDN 2013.

- S.104-107 .

Maslova O.V.Problema gendernyh razlichij v mezhkul'turnoj adaptacii // Lichnost' v mezhkul'turnom prostranstve. Materialy IV Mezhdunarodnoj konferencii, posvjashhennoj 50-letiju Rossijskogo universiteta druzhby narodov 19-20 nojabrja 2009. M., RUDN, 2009. - C. 131-135.

Maslova O.V., Tapija Lopes D.M. Cennostnye orientacii latinoamerikanskih studentov i ih izmenenie v processe mezhkul'turnoj adaptacii v Rossii//Kompleksnye issledovanija lichnosti: metodologija, teorija, praktika. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M., RUDN, 2012. - C. 200-204.

Maslova O.V.Osobennosti mezhkul'turnoj adaptacii latinoamerikanskih studentov v Rossii//Vestnik RUDN. Ser. Psihologija i pedagogika. №2, 2012. - S. 50-59.

Le Huj Aj, Chan Kuang An'. Problema vospitanija kul'turnyh cennostej dlja studentov v segodnjashnej situacii v V'etname//Zhurnal sociologii, № 5, 2008. - S. 118-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.