УДК 316.35-057.875:331.548
Е.Ю. Бикметов, С.В. Голиков, С.А. Ли
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ОТНОШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На основе данных прикладного социологического исследования раскрываются особенности формирования ценностных ориентаций студентов вуза в отношении профессиональной управленческой деятельности. Доказывается, что в процессе социально-профессиональной социализации индивида в период обучения в вузе ключевое значение имеют ценностные и профессиональные ориентации, которые актуализируются в сознании студенчества как будущего субъекта управления, и впоследствии оказывают влияние на качества руководителя, на характер управленческой деятельности. Рассматривается соотношение понятий «ценности», «ценностные ориентации», «ценностные представления», философская, психологическая, социологическая трактовка данных понятий, ценностной подход к исследуемой проблеме.
Рассматривается соотношение понятий «ценности», «ценностные ориентации», «ценностные представления», философская, психологическая, социологическая трактовка данных понятий, ценностный подход к исследуемой проблеме. Показана роль образования в формировании ценностного мировоззрения, ценностных ориентаций студентов. Дана характеристика ценностных предпочтений студентов управленческих направлений подготовки специалистов. Определены тенденции изменения ценностных ориентаций студентов, их рейтинг; влияние ценностных ориентаций студентов на отношение их к профессиональной управленческой деятельности; уровень стремлений студентов к личностным ценностям в процессе обучения. Проанализирована удовлетворенность студентов уровнем обучения избранной профессии и формированием у них творческого потенциала.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации студентов, управленческая деятельность.
Эффективность современного социального управления и менеджмента организаций все больше зависит от уровня развития профессионально и нравственно подготовленного управляющего. Подготовку нового поколения управляющих, восприимчивых к инновациям, умеющих обеспечить стратегическое развитие общества, его подсистем, организаций необходимо основывать на принципиально иной культуре управления и кадровой политике. Создание в системе высшего профессионального образования интеллектуально ориентированной среды, способствующей конструированию управленческой культуры моло-
© Бикметов Е.Ю., Голиков С.В., Ли С.А., 2016
Бикметов Евгений Юрьевич - д-р социол. наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Института экономики и управления ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», е-mail: [email protected].
Голиков Сергей Владимирович - канд. социол. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Института экономики и управления ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», е-mail: [email protected].
Ли Сергей Александрович - руководитель центра довузовской подготовки ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», е-mail: [email protected].
дежи, является первостепенной задачей для нашего общества [1, с. 33]. Для этого необходимо особое внимание уделить ценностным ориентациям студентов в отношении профессиональной управленческой деятельности, которые во многом формируются и развиваются в процессе обучения в высшем учебном заведении. Исследование выбранной нами предметной области невозможно вне осмысления ценностей и ценностных ориентаций личности.
Понятия «ценностные ориентации» и «ценности» в научной литературе часто смешивают: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. Они направляют, организуют, ориентируют поведение человека на определенные цели и в то же время детерминируют когнитивную работу с информацией. Ценности выступают для индивида как некоторые критерии оценки действительности, самого себя, других людей, окружающих его социальных объектов и ситуаций, тем самым становятся основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира. Д. А. Леонтьев предлагает термин «ценностные представления», выделяя целый ряд категорий («ценностные ориентации», «ценностные стереотипы», «ценностные идеалы» и т.д.). Ценностные ориентации он определяет «как осознанные представления субъекта о собственных ценностях», разделяя систему ценностей индивида и социальной группы, к которой индивид принадлежит. При этом индивид способен репрезентировать нормативные (социально желательные) ценности группы или общества [2, с. 13-25].
Ценностные ориентации людей, выступающие как рефлексия над ценностями, с одной стороны, позволяют людям рефлексировать над своей духовной деятельностью, а с другой - над формой понимания своего внутреннего мира. В данном отношении ценностная ориентация выступает в качестве своеобразного временного вектора, направленного от феноменального мира к духовному миру личности и общества. Специфика ценностного мировоззрения определяется в первую очередь способностью ценности выступать в роли нормативно-оценочного регулятора общественного сознания. Каждое проявление ценностного мировоззрения несет в себе нормативность, характеризуя «лицо» как общества в целом, так и отдельной личности, потому что только такое ценностное мировоззрение всегда стимулирует начало развития общественной и личной нравственности в конкретно-исторических и культурных условиях. Целенаправленное формирование ценностного мировоззрения личности, соответствующего общественно значимым ценностям, позволяет выработать единый направляющий стержень моральной и социально-творческой позиции личности. При этом важную роль играет образование, которое обеспечивает освоение и производство индивидом социального опыта. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценност-
ные ориентации. Ценности и ценностные ориентации личности постоянно являются предметом исследования ученых фундаментальных областей научного знания: социологии, психологии и философии.
Проблему ценностей затрагивали в своих работах Ж. Бодрийяр, М. Вебер, Э. Гуссерль, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, М. Рокич, М. Фуко. Одной из первых «стройных» теорий стала «ценностная философия культуры» Г. Риккерта, по которой «центральным понятием, позволяющим человеку ориентироваться в жизни, является понятие ценности как жизненной практической установки» [3, с. 4]. На наш взгляд, наиболее точно разделил проблемы ценностей, которые изучаются различными фундаментальными науками, известный отечественный социолог, автор «диспозиционной концепции саморегуляции и прогнозирования социального поведения личности» В. А. Ядов. По его мнению, «в философии или ее специальном разделе, занимающемся проблемой ценностей, - аксиологии - это область рассмотрения объективной истинности и отношения к ней человека; в социологии - это проблема общесоциальных регулятивных механизмов, где ценности общества рассматриваются как элементы общественного сознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции; в психологии - это сфера исследования адаптации индивида групповым нормам и требованиям и изучение высших мотивационных структур жизнедеятельности» [4, с. 26-27].
Отечественной социологической школой проблематика ценностного подхода разрабатывалась в трудах П.А. Сорокина, А.Г. Спиркина, С.С. Фролова,
A.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, В.П. Тугаринова, Н.А. Аитова, В.С. Магуна и ряда других исследователей. Ценностные ориентации молодежи и, в частности, студенчества раскрывались в работах С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского,
B.Д. Голикова, В.Г. Немировского, В.Н. Шубкина [5-9].
Освоение знаний, умений, навыков профессиональной управленческой деятельности у студентов происходит в процессе социально-профессиональной социализации индивида и закладывается в период обучения в вузе. При этом ключевое значение имеют мотивы, ценностные и профессиональные ориентации, актуализирующиеся в сознании студенчества как будущего субъекта управления, которые впоследствии окажут влияние на качества руководителя, а значит, на характер, цели и задачи управленческой деятельности. Развитые ценностные и профессиональные ориентации выступают признаком социальной зрелости личности, важным фактором мотивации действий и поступков. Профессиональная ориентация является элементом системы ценностных ори-ентаций и формируется на основе общих жизненных ценностей. Критерии выбора желаемого социального статуса, вида труда и профессии содержатся в ценностных представлениях о личном успехе, уровне образования, трудовой деятельности в целом, о качествах, которые необходимы для успешной деятельности в определенной профессиональной области.
Необходимо изучать и анализировать ценностные предпочтения студентов управленческих направлений подготовки, что можно сделать только с помощью эмпирического исследования. В последние годы во многих вузах страны ведется социологический мониторинг изменения ожиданий и предпочтений студентов за долгосрочный период (за 5, 10, а иногда и 20 лет). Исследователи отмечают общие тенденции изменения системы ценностных ориента-ций студентов в пользу индивидуального благополучия и личного успеха в противоположность интересам общества и коллективизму [10, с. 124-129], стремления к прагматичным и меркантильным ценностям (деньги, материальные блага, бизнес), трансформации социально-коммуникативного пространства. Образование рассматривается как средство перспективного конкурентоспособного положения на рынке труда и лишь затем как способ приобретения знаний [11, с. 58-68]. В последнее время профессиональные ориентации молодежи из ценностей терминальных (интересная работа, общественная деятельность) сдвигаются в сферу ценностей инструментальных - средство заработка или карьерного продвижения. Утрачивается ценность образования как условие развития научного потенциала общества и средства формирования личности [12, с. 66-70]. Наше исследование, результаты которого мы приведем ниже, тоже подтверждает данный тезис.
В качестве индикатора измерения предпочтений были выбраны ценностные ориентации студентов 2-го и 4-го курсов, обучающихся в Институте экономики и управления Уфимского государственного авиационного технического университета. Объем выборочной совокупности (УУ) - 290 чел. В качестве метода исследования, проведенного в сентябре 2015 года, был использован метод анкетирования. Главной целью опроса было выявление уровня взаимосвязи ценностных ориентаций студентов и их отношения к профессиональной управленческой деятельности.
Исследование влияния ценностных ориентаций на отношение студентов к профессиональной управленческой деятельности лучше начать с анализа их ответов на вопрос о выборе высшего образования как пути получения профессиональной подготовки. Рейтинговое распределение ответов на данный вопрос дает следующую картину (рис. 1).
Для подавляющего большинства опрошенных наиболее ценными результатами обучения в вузе являются тесно взаимосвязанные между собой признаки успешного трудоустройства (84,3 %) и приобретения профессиональных знаний (73,1 %). Приоритет указанных ценностей указывает на то, что преобладающее количество опрошенных студентов хорошо представляют себе цель и смысл получения высшего профессионального образования. Он состоит в реализации важнейшей для любого человека социальной потребности - стать востребованным профессионалом. Примечательно, что следующие по рангу три ответа органично дополняют указанный вывод. Ло-
гично, что успешное трудоустройство и высокий уровень профессиональной подготовки могут обеспечить столь же высокий заработок, который гарантирует «материальный достаток в будущем» (69,4 %). Столь же утилитарным выглядит и ответ «получение диплома» (60,2 %). Ведь современный уровень требований к соискателям высокооплачиваемых профессий и должностей обязательно предполагает наличие диплома. Причем не любого, а полученного в вузе, обладающем высокой репутацией, завоеванной в общественном мнении и экспертном сообществе.
Возможность дальнейшего трудоустрйоства Приобретение профессиональных знаний Материальный достаток в будущем Получение диплома Стать высокообразованным, культурным... Приятно провести время в студенческие годы Приобретение соответ. соц. статуса Настояли родители (родственники) Дальнейшая карьера преподавателя Занятие научно-исследовательской... Возможность не служить в армии
1
69,4
60,2 7
8
■ ^
■ 6 5
■ 5, 6
■ 3,7
0,9
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Рис. 1. Рейтинг ценностных ориентиров студентов, повлиявших на решение получить высшее образование (в %)
Пятый по рангу ответ, собравший более 50 % мнений всех респондентов, может показаться слишком банальным - «стать высокообразованным, культурным человеком» (53,7 %). В данном случае мы имеем дело с устоявшимся стереотипом общественного сознания, который предполагает формирование высокообразованной культурной личности в процессе получения высшего образования. Другое дело, что данный признак в настоящее время вряд ли можно считать доминирующим в числе приоритетных целей получения высшего образования. Скорее его нужно рассматривать как бонус, возможность личностного совершенствования в дополнение к профессиональной подготовке. Подобное отношение к указанному личностному признаку является одной из примет сегодняшнего дня, в противовес его значению в 60-70-х годах прошлого века. К сожалению, на основе личного опыта авторов следует признать (и проведенное исследование это косвенно подтверждает), что большая масса нынешних студентов стремится к шаблонному решению учебных заданий, не развивая свои интеллектуальные способности и, соответственно, не совершенствуясь в своем культурном и интеллектуальном
развитии. Социально поощряемой моделью поведения стала установка на индивидуализацию жизненных, духовных, интеллектуальных алгоритмов.
Рассматривая влияние конкретных ценностей на отношение студентов к профессиональной управленческой деятельности, нельзя избежать структурного анализа системы ценностных ориентаций опрошенных. Распределение полученных ответов дает достаточно пеструю картину, представленную на рис. 2.
Стремление к ценностям: ничего не развивает, главное получить диплом
Стремление к профессиональным ценностям: (только профессиональные знания и навыки)
Стремление к морально-этическим (общечеловеческим) ценностям
Стремление к духовно-культурным ценностям (самообразование, творческая самореализация)
Стремление к материальным ценностям (карьера, высокая заработная плата)
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
■ 1 балл (очень низкий уровень) ■ 2 балла (низкий уровень)
3 балла (средний уровень) ■ 4 балла (уровень выше среднего)
■ 5 баллов (высокий уровень)
Рис. 2. Оценка уровня формирования стремления студентов к личностным ценностям в процессе обучения (в %)
Наибольшее число самых высоких оценок набрали ответы «Стремление к материальным ценностям (карьера, высокая заработная плата)» (42,6 %) и «Стремление к профессиональным ценностям (только профессиональные знания и навыки)» (26,2 %). Ответ «Стремление к духовно-культурным ценностям (самообразование, творческая самореализация)» (21,3 %) занимает лишь третье по частоте упоминания место.
Все указанные распределения свидетельствуют о том, что представления опрошенных о материальном благополучии и духовно-культурном развитии неразрывно связаны с получением качественного профессионального образования, без которого трудно реализовать эти ожидания. Все это позволяет нам сделать вывод о достаточно позитивном отношении студентов к избранной профессии, поскольку именно с ней опрошенные связывают свои надежды на материальное благосостояние и духовное личностное развитие. Отметим, что данные результаты подтверждают тезис о преобладании инструментальных ценностей среди студенчества.
Еще один измеряемый параметр - оценка удовлетворенности уровнем обучения избранной профессии (рис. 3).
71,8 8,74,96,8 7,8
,9 24,3 17,8 29,9 26,2
8,3 26,9 22,2 25,0 17,6
4,6 13,9 24,1 36,1 21,3
8,3 7,4 18,5 23,1 42,6
.........
Рис. 3. Оценка удовлетворенности студентами уровнем обучения избранной профессии (в %)
Анализируя представленные на рис. 3 данные, следует отметить, что свыше 85 % опрошенных указали, что они в той или иной степени удовлетворены уровнем обучения избранной профессии. Это значит, что подавляющее большинство респондентов лояльно относятся к качеству образовательного процесса, в ходе которого происходит формирование основных профессиональных навыков и знаний будущих специалистов. Тем не менее стоит отметить, что свыше половины опрошенных (54,6 %) указали на недостаточно высокий уровень качества профессиональной подготовки, что говорит о наличии слабых мест в организации и обеспечении образовательного процесса в целом и профессиональной подготовки в частности.
Важным качеством успешного менеджера являются его креативные способности. В работе современного управленца это крайне необходимо, так как динамизм коммуникационной среды, развитие информационных технологий требуют ускоренной адаптивности ко всем изменениям, происходящим в системе управления. Творческие способности и умения позволяют применять нестандартные методы для достижения наибольшего эффекта. Поэтому в ходе исследования измерялась оценка студентами уровня формирования творческого потенциала личности в процессе обучения. Результаты измерения представлены на рис. 4.
Результаты рейтингового распределения позволяют сделать вывод о положительной оценке большинством опрошенных студентов (88 %) изучаемого признака. Причем, как и в случае с оценкой уровня профессионального обучения, большая часть студентов, отвечая на вопрос «Способствует ли образовательный процесс в УГАТУ развитию творческого потенциала студентов?», дала ответ «Способствует, но не в полной мере» (46,3 %), а несколько меньшая -ответ «Да, в полной мере» (41,7 %). Численный разрыв между выбравшими
указанные ответы невелик и составляет менее 5 %. В схожих ответах на предыдущий вопрос об удовлетворенности уровнем профессионального обучения численное различие составляет 24 %. Сравнивая эти показатели, можно сделать вывод, что у респондентов в целом оценка удовлетворенности формированием творческого потенциала выше, чем удовлетворенность уровнем профессионального обучения. Данный вывод свидетельствует уже о качественных характеристиках учебного процесса. В частности о том, что творческая составляющая обучения оценивается студентами несколько выше, чем традиционные формы профессиональной подготовки. Приведенный вывод можно использовать в повышении уровня эффективности профессиональной подготовки в дальнейшем путем более активного внедрения в учебный процесс методов и форм, инициирующих творческое мышление студентов.
Рис. 4. Оценка студентами уровня формирования творческого потенциала в процессе обучения в вузе (в %)
Подводя итоги нашему исследованию влияния образовательного процесса на формирование ценностных ориентаций студентов в отношении профессиональной управленческой деятельности, можно сделать несколько обобщающих выводов.
Важнейшим мотивом для поступления в вуз и выбора конкретного направления у опрошенных является перспектива успешного трудоустройства.
Подавляющее большинство опрошенных студентов в качестве доминирующих ценностей, которые формируются у них в процессе обучения в вузе, выделили следующие: стремление к материальным (карьера, высокая заработная плата) и профессиональным ценностям (только профессиональные знания и навыки). Однако было отмечено и стремление к духовно-культурным (само-
образование, творческая самореализация) ценностям, что свидетельствует о достаточно высокоорганизованном уровне воспитательной работы в вузе. Анализ полученных данных позволяет предполагать, что ценностные ориентации опрошенных студентов формируют в целом позитивное отношение к профессиональной управленческой деятельности.
Большое значение для современного управления имеет создание адекватной социокультурной среды для максимальной реализации профессиональных, творческих, интеллектуальных возможностей и саморазвития выпускников вузов, получивших и управленческое, и инженерно-техническое образование.
На наш взгляд, деятельность вуза по формированию профессиональных и ценностных ориентаций, в том числе и управленческих, у студентов необходимо включить в процесс воспроизводства управленческих кадров. Этот процесс базируется на научно обоснованном управлении через оптимальное коммуникативное, интеллектуальное, социально-экономическое взаимодействие между государством, рынком труда, бизнесом, профессиональным образованием, семьями абитуриентов и студентов. Эта многогранная проблема требует не только теоретического переосмысления, но и мобилизации и интеграции различных социальных агентов, заинтересованных в профессионализации менеджмента, а также экономических, политических, социальных действий как со стороны общественности, так и государства.
Список литературы
1. Бикметов Е.Ю., Кунгурцева Г.Ф., Галиханова Ю.Р. Воспроизводство управленческих кадров в вузе: социокультурные проблемы и перспективы // Педагогический журнал Башкортостана. - 2015. - № 4. - С. 33-39.
2. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. - 1998. - № 1. - С. 13-25.
3. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // ЛОГОС (Международный ежегодник по философии культуры). - 1912-1913. - Кн. I, II. -С.3-37.
4. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / ЦСПиМ. - 2-е изд., расш. - М., 2013.
5. Иконникова С.Н. Социология о молодежи. - Л., 1985. - 32 с.
6. Лисовский В.Т. Социология молодежи. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 1996. - 361 с.
7. Голиков В.Д. Ожидания и предпочтения молодежи. - Уфа: Изд-во УГАТУ, 2005. - 172 с.
8. Немировский В.Г. Молодежь восьмидесятых: потребности, ценности, идеалы. - Красноярск: Краснояр. кн. изд-во, 1989. - 184 с.
9. Шубкин В.Н., Константиновский Д.Л. Молодежь и образование. - М.: Наука, 1977. - 159 с.
10. Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов // Вестник ТГПУ. -2011. - № 6. - С. 124-129.
11. Банникова Л.Н., Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р. Новые явления в ценностных ориентациях уральского студенчества // Социологические исследования. - 2013. - № 2. - С. 58-68.
12. Личность в информационно-инновационном обществе: моногр. / под ред. проф. В.Н. Стегния. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. поли-техн. ун-та, 2015. - 448 с.
References
1. Bikmetov E.Iu., Kungurtseva G.F., Galikhanova Iu.R. Vosproizvodstvo upravlencheskikh kadrov v vuze: sotsiokul'turnye problemy i perspektivy [Reproduction of administrative staff in higher school: the socio-cultural problems and prospects]. Pedagogicheskii zhurnalBashkortostana, 2015, no. 4, pp. 33-39.
2. Leont'ev D.A. Tsennostnye predstavleniia v individual'nom i gruppovom soznanii: vidy, determinanty i izmeneniia vo vremeni [Values representation in individual and group consciousness: Forms, determinants and changes in time]. Psikhologicheskoe obozrenie, 1998, no. 1, pp. 13-25.
3. Rikkert G. Tsennosti zhizni i kul'turnye tsennosti [Life and cultural values]. LOGOS (Mezhdunarodnyi ezhegodnikpo filosofii kul'tury). 1912-13, vol. 12, pp. 3-37.
4. Samoreguliatsiia i prognozirovanie sotsial'nogo povedeniia lichnosti: Dispozitsionnaia kontseptsiia [Self-control and prediction of social personality behavior: dispositional concept]. 2nd ext. ed., Moscow, TSSPIM, 2013.
5. Ikonnikova S.N. Sotsiologiia o molodezhi [Sociology about youth]. Saint-Petersburg, 1985.32 p.
6. Lisovskii V.T. Sotsiologiia molodezhi [Sociology of youth]. Saint-Petersburg, 1996.361 p.
7. Golikov V.D. Ozhidaniia i predpochteniia molodezhi [Expectations and preferences of young people]. Ufa, USATU, 2005. 172 p.
8. Nemirovskii V.G. Molodezh' vos'midesiatykh: Potrebnosti, tsennosti, ideally [The youth of the eighties: The needs, values and ideals]. Krasnoiarsk, Krasnoiarskoe Publ., 1989. 184 p.
9. Shubkin V.N., Konstantinovskii D.L. Molodezh' i obrazovanie [Youth and education]. Moscow, Nauka Publ., 1977. 159 p.
10. Buravleva N.A. Tsennostnye orientatsii studentov [Value orientations of students]. Vestnik TSPU, 2011, no. 6, pp. 124-129.
11. Bannikova L.N., Boronina L.N., Vishnevskii Iu.R. Novye iavleniia v tsennostnykh orientatsiiakh ural'skogo studenchestva [New developments in the values of students of the Ural]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2013, no. 2, pp.58-68.
12. Lichnost' v informatsionno-innovatsionnom obshchestve [Personality in the information-innovation society]. Ed by Prof. V.N. Stegniy. Perm, PNRPU, 2015.448 p.
Получено 25.03.2016
E.Yu. Bikmetov, S.V. Golikov, S.A. Li
FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS' VALUE ORIENTATIONS WITH RESPECT TO PROFESSIONAL MANAGEMENT
The peculiarities of forming value orientations in relation to managerial activities is presented in the article on the basis of the data applied in course of sociological research. The article proves that professional values orientations play a major role in the process of individuals' professional socialization in the period of university studies, and later become actual for students as future management entities, influencing their managerial qualities and activities. The interrelation of such notions as values, value system and value representations is considered as well as philosophical, psychological and sociological interpretation of these concepts in terms of axiological approach to the research problem. The role of education in shaping students' axiological mindset is explored in the paper, along with the characteristics of axiological preferences of the students majoring in management field. The authors explore the influence of students' value orientations upon their attitude to management, analyzing the level of students' aspirations towards personal values in the education process and their satisfaction with educational standards in the chosen field of studies and creative potential formation.
Keywords: values, students' value orientations, management.
Bikmetov Evgeny Yurevich - Doctor of Social Sciences, Professor, Dept. of Management and Marketing, Institute of Economics and Management, Ufa State Aviation Technical University, e-mail: [email protected].
Golikov Sergey Vladimirovich - Candidate of Social Sciences, Associate Professor, Dept. of Management and Marketing, Institute of Economics and Management, Ufa State Aviation Technical University, e-mail: [email protected].
Li Sergey Aleksandrovich - Head of Preparatory Department, Ufa State Aviation Technical University, e-mail: [email protected].