педагогические науки
Фролова Елена Вячеславовна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ...
УДК 378.1
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© 2017
Фролова Елена Вячеславовна, аспирант
Югорский государственный университет (628012, Россия, Ханты-Мансийск, улица Чехова, 16, e-mail: [email protected]) Аннотация. Научная статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза. Профессиональные ценностные ориентации рассматриваются как актуальная педагогическая проблема, от решения которой зависит уровень профессиональной самореализации будущих специалистов, так как она является результатом сформированности у студентов профессиональных ценностных ориентаций. Как показал проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы, на сегодняшний день не сложилось четкого определения понятия «профессиональные ценностные ориентации». Поэтому мы разработали свое определение понятию «профессиональные ценностные ориентации», под содержанием которого понимаем систему устойчивых установок, отражающих субъективное отношение личности к социально значимым культурным ценностям, которые проявляются и реализуются в профессиональной деятельности. В статье представлена разработанная систематизация профессиональных ценностных ориентаций, которые на наш взгляд, необходимо формировать у студентов в процессе профессиональной подготовки в высшей школе, а также выделяются критерии и уровни сформированности профессиональных ценностных ориентаций студентов, позволяющие отслеживать результативность их формирования. В результате проведенного теоретического анализа были определены некоторые пути, способствующие формированию профессиональных ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: ценностные ориентации, профессия, профессиональные ценностные ориентации, студенты, будущие специалисты, образовательный процесс, вуз, педагогическая проблема, педагогические условия.
PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS FORMATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
© 2017
Frolova Elena Vyacheslavovna, Post-Graduate Student
Yugra State University
(628012, Russia, Khanty-Mansiysk, Street Chekhov, 16, e-mail: [email protected]) Abstract. The scientific article is devoted to the topical problem of professional value orientations formation of students in the educational process of the University. The issue of professional value orientations is of high importance in Pedagogy, and its solution depends on the level of professional self-realization of future specialists, as it is the result professional value orientations formation of students. As shown by the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, a clear definition of "professional value orientations" has not been developed yet. Therefore, we developed our own definition of "professional value orientations", under which we understand a system of sustainable installations that reflect the subjective attitude of the person toward socially significant cultural values that are manifested and realized in a professional activity. The article presents the developed systematization of professional value orientations, which, in our opinion, is necessary to form among students in the process of professional training at higher school and also highlights the criteria and levels of professional value orientations formation of students, allowing tracking the performance of their formation. The performed theoretical analysis has identified some ways, promoting professional value orientations formation of students in the educational process of the University.
Keywords: Value Orientations, Profession, Professional Value Orientations, Students, Future Professionals, The Educational Process, University, Pedagogical Issue, Pedagogical Conditions.
На сегодняшний день модернизация системы российского образования требует новых подходов к формированию личности будущего специалиста. В этой связи приобретает особую актуальность поиск и нахождение путей, способствующих формированию профессиональных ценностных ориентаций студентов. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что теоретические аспекты проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций представителей различных профессий рассматривали такие исследователи, как: К. А. Абульханова-Славская [1, с.335], Н. А. Долгушина [7, с.24], А. В. Лысенко [8, с.54-60], Т. В. Михайлова [9, с.105-107], В. А. Сластенин [13, с.293], Е. Л. Руднева [11, с.443], Г. И. Чижакова [15, с.90-95], Е. В. Бондаревская [3, с.29] и ряд других. В своих научных трудах авторы подчёркивают важность аксиологического аспекта в профессиональном образовании, уделяя особое внимание становлению профессиональных ценностных ориентаций будущих специалистов. Состояние научной разработанности проблемы позволяет понять значимость профессиональных ценностных ориентаций на этапе профессионального становлении студентов.
Понятие «профессиональные ценностные ориентации» нередко используется в психолого-педагогической литературе, однако, на данный момент не сложилось четкого определения представленному термину. В связи с этим мы разработали свое определение исследуемому понятию. Под профессиональными ценностными ориен-
тациями мы понимаем систему устойчивых установок, отражающих субъективное отношение личности к социально значимым культурным ценностям, которые проявляются и реализуются в профессиональной деятельности.
В. А. Сластенин, исследуя профессионально-ценностные ориентации педагога, предлагает следующую классификацию профессиональных ценностей [12, с.192]:
-понимание социальной роли и функции специалиста в обществе;
-наличие общественно значимых мотивов выбора профессии;
-профессионального идеала; -ценностное отношение к деятельности; -профессиональный долг и честь; -гордость за профессию; -культура общения;
-потребности в профессиональном самообразовании и самовоспитании.
На наш взгляд, представленные профессиональные ценности в данной классификации отражают содержательную сторону любой профессии и потому являются достаточно значимыми для изучения профессиональных ценностных ориентаций будущих специалистов.
Вместе с тем, мы также выделяем свою систематизацию профессиональных ценностных ориентаций, которые на наш взгляд, необходимо формировать у сту-
Фролова Елена Вячеславовна педагогические
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ... науки
дентов в процессе профессиональной подготовки в вузе, включающую в себя:
\)Духовно-нравственные ценностные ориентации, их в свою очередь мы подразделяем на следующие:
а) личностно-профессиональные ценностные ориентации (честность, ответственность, честь, справедливость, толерантность);
б) социально-профессиональные ценностные ориентации (патриотизм, гражданская позиция, сотрудничество, миссия профессии).
2)Профессионально-прагматические ценностные ориентации, к которым мы также относим:
а) личностно-профессиональные ценностные ориентации (личностное развитие, профессиональный рост, творческий аспект деятельности, независимость, интересная работа);
б) социально-профессиональные ценностные ориентации (социально-профессиональный статус, образование, материальное вознаграждение за труд, престижность профессии).
Для формирования профессиональных ценностных ориентаций студенческий возраст является сенситивным периодом, поскольку в процессе обучения в высшей школе происходит становление личности профессионала [10, с.302]. Базовым компонентом личности профессионала являются профессиональные ценностные ориентации, развитие которых обусловлено с одной стороны, организацией образовательного процесса в вузе и с другой стороны, личностными особенностями студента (например, мотивы обучения).
Однако, абитуриент, приходя в вуз, зачастую уже имеет свою систему ценностных ориентаций, которая у него сложилась за период обучения в школе, но еще в большей мере вследствие влияния со стороны семьи, выступающей как один из важнейших институтов социализации. Вместе с тем данные ценностные ориентации зачастую носят лишь только личностный характер [5, с.60].
Именно поэтому, разрабатывая содержание образования, важно развивать у обучающихся интерес к будущей профессии, способности к творчеству и их профессиональное мышление. В связи с этим образовательный процесс вуза, направленный на формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов должен включать в себя системную и последовательную реализацию целей и задач, также следующих взаимосвязанных компонентов:
а) целевого (цели и задачи обучения, основные идеи);
б) содержательного (учебные (рабочие) программы, разработанные на основе личностно-деятельного и коммуникативно-ориентированного подходов в образовании и т.д.);
в) процессуального (этапы процесса формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов, а также методы, принципы и средства взаимодействия педагога и обучающихся);
г) диагностико - результативного (критерии и уровни сформированности профессиональных ценностных ори-ентаций студентов).
Вместе с тем критериями и уровнями сформирован-ности профессиональных ценностных ориентаций студентов, позволяющими отслеживать результативность их формирования выступают следующие [2, с.32]:
1. Когнитивный критерий, определяющий сформи-рованность у будущих специалистов системы знаний о профессиональных ценностных ориентациях, осознание их значимости для своего профессионального самосовершенствования. Основными показателями когнитивного критерия являются:
-объем усвоенного понятия (профессиональные ценностные ориентации) и оперирование им;
-полнота знаний о содержании профессиональных ценностных ориентаций;
-умение определять место профессиональных цен-
ностных ориентаций в их иерархии (ранжирование по значимости) и аргументировать свой выбор;
2. Оценочно-эмоциональный критерий, позволяет оценить отношение (чувства), выражающиеся в эмоциональной оценке индивида профессиональных ценностных ориентаций (переживание значимости профессиональных ценностных ориентаций, их принятие или отвержение; эмоционально-ценностное отношение к профессии, к себе как личности и будущему профессионалу) и как следствие обеспечивает их перевод в мотивы поведения. К основным показателям этого критерия относят:
-положительное отношение студентов к профессиональным ценностным ориентациям и осознание их как личностно значимых;
-положительного отношения к будущей профессии, понимание ее социального назначения и т.д.;
3. Мотивационно - поведенческий критерий, характеризуется наличием у студентов интересов, потребностей и мотивов к получению знаний, умений, владений (ЗУВ) в процессе профессиональной подготовки и стремления к их применению в будущей профессиональной деятельности. Выделяют основные показатели данного критерия:
- сформированность мотивов поведения;
-готовность к применению усвоенных знаний, умений, владений в процессе профессиональной деятельности (например, в период прохождения учебной и производственной практик);
-способность обучающихся производить самооценку, самоконтроль с позиции профессиональных ценностных ориентаций и т.д.
Следует подчеркнуть важность изучения гуманитарных наук, выступающих в качестве базовых дисциплин в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Ценностное наполнение имеют учебные материалы (визуальные, текстовые и т.д.), которые в своем содержании отражают страноведческую информацию (историю, обычаи, традиции народов и т.д.), раскрывают идеи труда как источника нравственности человека и современного общества и ряд других. Процесс обучения должен проходить в некотором сопоставлении, диалоге, что в результате должно привести студентов к осмыслению профессиональных ценностей ориентаций [4, с.7].
Вместе с тем, хотелось бы отметить, необходимость применения кейс-методов, предполагающих самостоятельную деятельность студентов в искусственно созданной профессиональной среде, что в свою очередь даёт им возможность соединить воедино теоретические знания и практические умения, необходимые для применения творческого аспекта деятельности в профессиональной области (например, способность нетрадиционно подходить к решению профессиональных задач), который мы в свою очередь рассматриваем в представленной выше систематизации, как одну из профессиональных ценностных ориентаций. Сущность кейс-методов заключается в том, что обучающимся предлагается осмыслить заранее разработанные педагогом ситуации, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности, предусматривающие необходимость решения поставленной проблемы, в процессе чего студенты будут руководствоваться профессиональными ценностными ориентациями, значимыми для каждого из них (например, честность, ответственность, справедливость, гражданская позиция и т.д.), а также смогут актуализировать необходимый для этого комплекс полученных знаний.
Подводя итог проведенному анализу, можно заключить, что формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза рассматривается нами как специально планируемая, организованная и управляемая самой личностью педагога и обучающегося познавательная деятельность по инте-риоризации определенной системы приоритетных профессиональных ценностных ориентаций. Именно поэто-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
педагогические науки
Фролова Елена Вячеславовна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ...
му в процессе обучения педагогам важно применять те педагогические условия [14, с.445-451], которые будут обеспечивать эффективное формирование у студентов положительного отношения к выбранной профессии и профессионально значимых качеств личности, что в результате приведет к формированию готовности будущих специалистов реализовать себя в профессиональной деятельности. Так, еще Л.С. Выготский писал, что следует «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования» [6, с.55].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст]: / К. А. Абульханова-Славская.
- М.: Наука, 1980. - с. 335
2. Ахматов, А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование [Текст]: / А.Ф.Ахматов// Педагогика.2003.
- № 8. - с.32
3. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания лич-ностно-ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - №4. - с.29
4. Бондаревская, Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании [Текст]: / Е.В.Бондаревская // Педагогика. 2012. - №7 - с.7
5. Боровиков, Л.И. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи [Текст]: методическое пособие для организаторов педагогического процесса/ Л.И.Боровиков. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО,2009.-с.60
6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций [Текст]: М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - с. 55
7. Долгушина, Н.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих бакалавров профессионального обучения [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08/Наталья Аркадьевна Долгушина. -Красноярск, 2012. - с.24
8. Лысенко, А.В. Структурные компоненты профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки [Текст] / А.В. Лысенко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 3 (123). - с. 54-60
9. Михайлова, Т. В. Профессиональные ценностные ориентации: к вопросу о содержании понятия [Текст] / Т.В. Михайлова // Казанская наука. - 2012. -№ 8. - с. 105-107
10. Руднева, Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ори-ентаций студентов: монография [Текст] / Е.Л. Руднева; под общ. ред. Б.П. Невзорова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2002. - с.302
11. Руднева, Е.Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Руднева Елена Леонидовна. - Кемерово, 2002. - с.443
12. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижаков. М.: Академия, 2003. -с.192
13. Сластенин, В.А. Педагогическая аксиология [Текст]: монография / отв. ред. В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. Красноярск: СибГТУ. - 2008. - с.293
14. Фролова, Е.В. Ведущие педагогические условия формирования ценностей студентов в образовательном процессе вуза // Современное образование: векторы развития // Сборник материалов международной конференции. 21-22 апреля 2016. Московский педагогический государственный университет. г. Москва. № 2. - с. 445-451
15. Чижакова, Г.И. Проблема формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы [Текст]: Г.И. Чижакова, С.А. Коваль // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2011.
- № 4. - с. 90-95