Научная статья на тему 'Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза'

Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2235
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / VALUES / VALUABLE ORIENTATIONS / STUDENTS / PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шалова Светлана Юрьевна

В статье рассматривается проблема ориентации студентов педвуза на профессиональные ценности. Раскрываются понятия «ценности» и «ценностные ориентации». Представлены материалы эмпирического исследования, направленного на выявление содержания ценностных ориентаций студентов педвуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional values in system of valuable orientations of students of pedagogical higher school

Problem of orientation of students of pedagogical higher school on professional values is considered in the article. The concepts "values" and "valuable orientations" are analyzed. Materials of the empirical research directed on detection of the content of valuable orientations of students of pedagogical higher school are presented.

Текст научной работы на тему «Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза»

Шалова Светлана Юрьевна

Shalova Svetlana Y.

Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова

Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute доцент кафедры социальной педагогики и психологии Associate professor of the Chair of Social Pedagogy and Psychology,

candidate of Pedagogical Sciences Кандидат педагогических наук / доцент E-Mail: [email protected]

13.00.08 Теория и методика профессионального образования

(педагогические науки)

Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций

студентов педвуза

Professional values in system of valuable orientations of students of

pedagogical higher school

Аннотация: В статье рассматривается проблема ориентации студентов педвуза на профессиональные ценности. Раскрываются понятия «ценности» и «ценностные ориентации». Представлены материалы эмпирического исследования, направленного на выявление содержания ценностных ориентаций студентов педвуза.

The Abstract: Problem of orientation of students of pedagogical higher school on professional values is considered in the article. The concepts "values" and "valuable orientations" are analyzed. Materials of the empirical research directed on detection of the content of valuable orientations of students of pedagogical higher school are presented.

Ключевые слова: Ценности, ценностные ориентации, студенты, педагогический вуз.

Keywords: Values, valuable orientations, students, pedagogical higher school.

***

Одним из основных направлений социализации человека является профессиональная самореализация. А каждая профессия обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление деятельности специалистам, работающим в той или иной сфере. Поэтому важным моментом профессиональной подготовки педагоги считают ориентацию будущих специалистов на профессиональные ценности. Этим обусловлена актуальность нашего исследования, направленного на выявление содержания и сформированности ориентации на профессиональные ценности у студентов педагогического вуза.

Сначала обратимся к основным понятиям.

В исследованиях современных отечественных философов (С.Ф. Анисимов, А.В. Архангельский, Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, И.Т. Фролов и др.) дается анализ отдельных аспектов теории ценностей и формируется ее категориальный аппарат, который включает понятия «ценность», «ценностное отношение», «ценностные ориентации».

Анализ понятия «ценность» показал, что большинство ученых определяет его содержание через выделение характеристик, так или иначе свойственных формам

общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость,

целесообразность. Например, М. Рокич определяет ценность как «стойкое предпочтение личностью или обществом определенного образа поведения или конечного состояния, в противоположность другому типу поведения или состоянию» [6].

Целый ряд аспектов, которые включены в понятие «ценность», приводит в своей работе Х. Лэйси [4, с. 65]. Следует заметить, что указание хотя бы на один из аспектов может свидетельствовать о ценностном отношении.

В отечественной науке ценность большинством ученых рассматривается как многомерное образование. Как отмечает Г.П. Выжлецов, ценность несводима ни к значимости как своему основанию, ни к норме либо идеалу, а является единством значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала. Она представляет собой не просто необходимую и должную, а желаемую цель, становящуюся идеалом и участвующую тем самым в обратном нормативно-регулирующем воздействии на межчеловеческие отношения, а через них и на социальную практику [2, с. 58].

Возникновение ценности связывается, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, способными удовлетворить определенные потребности общества или человека. С другой стороны, ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета или явления. Таким образом, ценность - это форма проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом.

Природу ценностного отношения как одного из видов духовной деятельности раскрывает М. С. Каган и выделяет два аспекта его изучения - внутренний и внешний. Рассматриваемое изнутри, ценностное отношение образуется связью предмета, который является носителем ценности, и человека, который оценивает данный предмет и придает ему смысл. Таким образом, «ценность есть значение объекта для субъекта - благо, добро, красота и т. п., а оценка есть эмоционально-интеллектуальное выявление этого значения субъектом -переживание блага, приговор совести, суждение вкуса и т.д.» [3, с. 68].

На основании проведенного теоретического анализа нами были выделены наиболее существенные черты ценности:

• Ценность объективна по своему содержанию, так как связана с определенными

предметами, явлениями или их свойствами, которые могут удовлетворить потребности человека. В связи с этим любой предмет, социальное или природное явление, сам человек или его личностные качества могут стать ценностью.

• Ценность может иметь разное содержание, зависящее от содержания

потребностей человека. В связи с этим выделяются ценности витальные, социальные, нравственные, интеллектуальные, эстетические и т. д.

• Ценность субъективна по своему выражению, так как включает в себя

рациональный и эмоциональный компоненты и проявляется в личностном суждении по поводу предмета или явления.

• Ценность оказывает нормативно-регулирующее воздействие на поведение

человека, его деятельность, на межличностные отношения. Степень выраженности ценностного отношения может быть различна: от явного предпочтения человеком какого-либо предмета или явления (такие ценности условно можно назвать эксплицитными) до неосознанного выбора, сделанного по причинам, неочевидным для самого человека (условно назовем такие ценности имплицитными).

• Ценность может иметь разную степень значимости для человека: это может быть, с одной стороны, ценность-цель (идеал, к достижению которого человек стремится), а с другой стороны, это может быть ценность-средство, которое обеспечит достижение желаемой цели [5].

Понятие «ценностные ориентации» используется в различных науках: философии, социологии, педагогике и т.д. Каждая наука выделяет особый аспект изучения данного феномена. В педагогике изучается проблема формирования ценностных ориентаций личности, их содержательное наполнение и технологический аспект процесса формирования.

Согласно концепции З.И. Васильевой, понятие «ориентация» следует рассматривать в двух аспектах: как интегративное личностное образование и как процесс его формирования. В ряде исследований (С.В. Старшинина, Е.И. Казакова, Л.И. Лапочкина, С.Ю. Гуревич, Т.В. Бондарук и др.) представлена структура данного качества, возможности, условия и методы его формирования.

В прямом смысле ориентация определяется как умение разбираться в окружающей обстановке. В переносном значении ориентация - это направленность какой-либо деятельности.

З. И. Васильева определяет ценностные ориентации как сложное интегральное и динамичное качество личности, которое «выражает индивидуальное, избирательное отношение человека к духовным и материальным ценностям, к жизни общества, науке, культуре, труду, образованию и к самому себе» [1, с. 12].

Основными структурными компонентами ценностных ориентаций являются:

• когнитивный компонент (осознание объективной ценности);

• мотивационный компонент (переживание ценности как потребности);

• поведенческий (выражающийся в определенных поступках);

• прогностический (программирование будущего).

Такой подход к структурному составу ценностных ориентаций основывается, с одной стороны, на теории ценностей, с другой стороны, на системном подходе к анализу личности и ее формированию. Сформировавшись под воздействием обстоятельств жизнедеятельности человека, ценностные ориентации преобразуют и окружающую действительность, и саму личность. При этом обеспечивается внутренняя детерминация поведения не только в настоящем, но и устремленность человека в будущее.

Для человека принадлежность к определенной профессии означает, с одной стороны, принятие ее общественно признанных ценностей, а с другой - очерчивает некое ценностное пространство, определяющее нормы и принципы профессиональной деятельности и поведения.

С целью определения места профессионально-педагогических ценностей в системе ценностных ориентаций студентов нами было проведено диагностическое исследование на факультете психологии и социальной педагогики ТГПИ имени А.П. Чехова. В массовом опросе приняло участие 150 студентов 1 - 3 курсов.

На первом этапе исследования перед нами стояла задача - изучить содержание ценностных ориентаций студентов. Для этого была использована методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал, так и инструкции.

Студентам было предложено, во-первых, определить ранговое место каждой ценности; во-вторых, сделать то же самое, но с точки зрения идеального человека.

Путем подсчета среднего арифметического были определены ранговые места каждой ценности в целом. Результаты приведены в таблице № 1.

Таблица 1

Содержание ценностных ориентаций студентов

Ранг Т ерминальные ценности Ранг Инструментальные ценности

1 Здоровье 1 Воспитанность

2 Материально-обеспеченная жизнь 2 Образованность

3 Уверенность в себе 3 Независимость

4 Наличие хороших и верных друзей 4 Ответственность

5 Любовь 5 Честность

6 Интересная работа 6 Самоконтроль

7 Свобода 7 Смелость в отстаивании своего мнения и взглядов

8 Счастливая семейная жизнь 8 Жизнерадостность

9 Активная деятельная жизнь 9 Исполнительность

10 Продуктивная жизнь 10 Терпимость

11 Жизненная мудрость 11 Твердая воля

12 Развитие 12 Аккуратность

13 Познание 13 Эффективность в делах

14 Общественное признание 14 Рационализм

15 Красота природы и искусство 15 Чуткость

16 Творчество 16 Непримиримость к недостаткам

17 Развлечения 17 Широта взглядов

18 Счастье других 18 Высокие запросы

Анализ терминальных ценностей показал, что большинство студентов (60 %) на первое место ставит здоровье. И даже те, кто на первое место поставил другие ценности, здоровью отвели достаточно высокое ранговое место: 2 - 4, самое низкое - 8. Интересно, что такое единодушие больше нигде не наблюдается.

Высокое ранговое место студенты отводят материально-обеспеченной жизни. Примерно 40% респондентов указали этот пункт в числе первых 5 ценностей. Но и в ответах других студентов этот пункт не занимал места ниже 10-го. В ответах юношей и девушек большой разницы не наблюдалось.

Интерес, на наш взгляд, представляет отношение студентов к счастливой семейной жизни. Если в ответах девушек наблюдается относительное единодушие: от 3 до 7 места; то у

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

юношей - серьезные разногласия (от 4 до 14 места).

Самый большой разброс мнений при определении ранговых мест (с 1 по 18) таких ценностей как жизненная мудрость и уверенность в себе.

К сожалению, таким ценностям, как творчество, познание, развитие, которые отражают высшие духовные потребности человека, многие студенты отвели весьма скромные места.

Но самое удивительное то, что на последнем месте из всех ценностей для будущих педагогов оказалось счастье других. К тому же ни у одного студента эта ценность не попала в первую десятку.

Что касается инструментальных ценностей, то здесь, как и ожидалось, у студентов мнения по поводу отдельных ценностей еще реже совпадают. Кроме, пожалуй, высоких запросов, которые у большинства студентов занимают одно из последних мест в списке. Большой разброс мнений, на наш взгляд, связан и с личностными качествами, которые у студентов уже сформировались, и с их прежним опытом деятельности, который имеет серьезные отличия у разных студентов.

Безусловно, положительным является тот факт, что первые два места в списке занимают воспитанность и образованность. Хотя и здесь нет особого единодушия. Воспитанности разные студенты отвели с 1 по 13 места, а образованности - с 1 по 18.

А вот то, что чуткости будущие педагоги отводят весьма скромные места (с 9 по 17), заставляет задуматься.

Далее мы проанализировали ранжированные списки ценностей с точки зрения идеального человека. Здесь наблюдается относительное единодушие студентов, как в отношении терминальных, так и в отношении инструментальных ценностей. Наиболее значимыми терминальными ценностями являются:

1. Активная деятельная жизнь

2. Любовь

3. Счастье других

4. Здоровье

5. Свобода

Первые 5 мест среди инструментальных ценностей получили:

1. Воспитанность

2. Образованность

3. Честность

4. Жизнерадостность

5. Чуткость

Полученные данные, по нашему мнению, свидетельствуют о том, что у большинства студентов уже сложился определенный идеал, близкий к общепринятому. Это результат влияния и семьи, и школы, и вуза, и многих других факторов.

Интерес представляют результаты сравнения двух позиций: то, как студент сам проранжировал список ценностей, и то, как сделал бы, с его точки зрения идеальный человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, можно отметить, что при оценке инструментальных ценностей различия

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

незначительные. Исключение, пожалуй, составляет отношение к чуткости. В «идеальном» варианте - 5 место. Со своей собственной позиции студенты оценили чуткость гораздо ниже (15 место).

А вот ранжированные списки терминальных ценностей сильно отличаются в «реальном» и «идеальном» вариантах. Сравним первые 5 ценностей из списков:

«Реальный» список

Здоровье

Материально-обеспеченная жизнь Уверенность в себе Наличие хороших и верных друзей Любовь

«Идеальный» список

Активная деятельная жизнь

Любовь

Счастье других

Здоровье

Свобода

Такое расхождение, на наш взгляд, свидетельствует о наличии у студентов серьезных внутренних противоречий между должным и желаемым. Что, в свою очередь, можно объяснить разнонаправленным влиянием отдельных факторов.

Анализ полученных данных позволил сделать некоторые выводы:

Ценностные ориентации студентов педагогического вуза имеют преимущественно нравственный характер. У большинства студентов уже сложился определенный идеал, близкий к общепринятому.

Вместе с тем, треть испытуемых отдает предпочтение какой-либо одной стороне (области) жизнедеятельности, а именно: семье или работе.

Обеспокоенность вызывает тот факт, что ценности, выбранные студентами -будущими педагогами, отражают в большинстве случаев ориентацию на удовлетворение собственных потребностей, а не потребностей других людей.

На втором этапе диагностического исследования мы изучали ориентацию студентов на профессиональные ценности. Чтобы изучить различные компоненты ценностных ориентаций, мы использовали несколько методик.

Для изучения профессиональных намерений студентов было проведено анкетирование. Студентам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Если бы Вы снова стали выбирать профессию, то повторили бы свой выбор?

2. Довольны ли Вы выбранным учебным заведением?

3. Как Вы учитесь?

4. Когда Вы завершите образование, какой жизненный путь представляется Вам предпочтительным?

5. Какую работу Вам бы хотелось иметь?

На первый вопрос ответы распределились следующим образом:

«Да» - 45 %; «Нет» - 24 %, «Не знаю» - 31 %.

Меньше половины студентов уверены в том, что они сделали правильный профессиональный выбор. Однако даже те, кто ошибся в выборе, продолжают учиться в вузе. Мы сравнили ответы юношей и девушек. Полученные данные представлены в таблице № 2.

Таблица 2

Уверенность студентов в выборе профессии

Ответы Юноши Девушки

«Да» 47% 40%

«Нет» 22% 26%

«Не знаю» 31% 34%

Из приведенных данных можно сделать вывод, что количество юношей и девушек, не определивших свое отношение к выбору профессии, приблизительно одинаково. А среди уверенных в правильности своего профессионального выбора больше юношей.

Об удовлетворенности выбранным учебным заведением студенты высказались следующим образом:

«Вполне доволен» - 22 %;

«Да, частично» - 55%;

«Нет» - 23%.

Следующий вопрос касался успехов в учебе. Были получены такие ответы:

«На отлично» - 7 %:

«На хорошо и отлично» - 35%;

«На хорошо и удовлетворительно» - 29%;

«На удовлетворительно» - 23%;

«Не всегда успевают» - 6%.

Нас удивил тот факт, что между ответами на эти два вопроса нет никакой корреляции. Среди «довольных» учебным заведением есть и отличники, и те, кто учится на «удовлетворительно», и даже те, кто «не всегда успевает». Среди «недовольных» учебным заведением также студенты с разной успеваемостью. Это свидетельствует о том, что оценки, полученные на экзамене, являются не единственным фактором, влияющим на удовлетворенность или неудовлетворенность студентов своим обучением. Большую роль играет уверенность в выборе профессии.

Ответы на вопрос о дельнейших жизненных планах мы анализировали отдельно для юношей и девушек.

Ответы девушек представляют следующую иерархию вариантов предпочтительного жизненного пути:

1. Работать по полученной специальности - 29%;

2. Удачно выйти замуж - 22%;

3. Учиться дальше - 17%;

4. Искать место, где хорошо платят - 13%;

5. Иметь собственное дело - 11%;

6. Другие планы - 8%.

Ответы юношей демонстрируют другую картину:

1. Искать место, где хорошо платят - 39%

2. Иметь собственное дело - 27%;

3. Учиться дальше - 13 %;

4. Работать по специальности - 11%;

5. Другие планы - 10%.

Что касается других планов, то многие студенты их не захотели уточнять, но все же в некоторых анкетах мы нашли варианты: «найти работу за границей», «уехать из России», «жить, как получится».

Ответы на вопрос о том, какую бы работу хотелось иметь дают возможность выявить отношение студентов к труду в целом, и к выбранной специальности. Анализ ответов представлен в таблице № 3.

Таблица 3

Отношение студентов к желательной работе

Определение желательной работы %

Хорошая оплата без особого напряжения 64

Работа по специальности 50

Творческая 40

Чистая, интеллигентная 40

Любая работа с высокой оплатой 30

Руководящая 27

Подавляющее большинство студентов стремится побольше заработать, не прилагая для этого особых усилий. Даже творческий характер работы привлекает меньшее количество опрошенных. К сожалению, работа по выбранной специальности интересует только половину из опрошенных студентов. А вот, то, что руководящая работа привлекает так мало студентов, даже удивительно. Это, вероятно, связано с тем, что руководители несут большую ответственность, причем не только за себя, но и за работу подчиненных.

Обобщая итоги опроса, можно констатировать, что большинство студентов ориентированы на материальные ценности, труд для них не является потребностью, он только средство, позволяющее заработать деньги. И даже те, кто предпочитает работать по специальности, в большинстве своем выбрали профессию, руководствуясь тем, что она «чистая и интеллигентная», «не требующая особого напряжения».

Для выявления мотивов профессионального выбора нами была использована методика К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» в модификации А. А. Реана. Данная методика основана на теории внутренней и внешней мотивации. С ее помощью определяется мотивационный комплекс личности, который представляет собой характер соотношения трёх видов мотивации: внутренней мотивации, внешней положительной мотивации, внешней отрицательной мотивации. Этот комплекс и будет свидетельствовать об общей направленности профессиональной мотивации студентов.

В результате анализа и интерпретации эмпирических данных были получены результаты, которые свидетельствуют о том, что особых отличий в направленности мотивации на профессиональную деятельность у юношей и девушек не наблюдается.

Анализируя результаты диагностики по всей выборке испытуемых, можно сделать вывод о том, что только половина студентов ориентирована непосредственно на педагогическую профессию, которой они обучаются. Около 40% испытуемых показали нестабильность профессиональной мотивации (не уверены в правильности своего выбора), и 7% студентов обнаружили низкий уровень мотивации по отношению к выбранной профессии (считали свой выбор профессии ошибочным на момент диагностики).

В результате анализа полученных данных были сделаны следующие выводы:

Большинство студентов, обучающихся в педагогическом вузе, ориентированы на материальные ценности, труд для них не является потребностью, он только средство, позволяющее заработать деньги. И даже те, кто предпочитает работать по специальности, в большинстве своем выбрали профессию, руководствуясь тем, что она «чистая и интеллигентная», «не требующая особого напряжения».

Студенты 1-3 курсов недостаточно ориентированы на выбранную профессию педагога. Об этом свидетельствуют фрагментарные представления о ее сущности и характере, а также слабая осознанность мотивов профессионального выбора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева З.И. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е гг.

ХХ в. Россия). - СПб., 2003.

2. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996.

3. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Петрополис, 1997.

4. Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание /под ред. В. А. Яковлева. - М.: Логос, 2001.

5. Шалова С.Ю. Системно-ориентационный подход к анализу научно-

педагогического творчества // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7 (19). - С. 204 - 207

6. Rokeach M. The nature of human values. - N.Y., 1976

Рецензент: Федоров А.В., проректор по научной работе ТГПИ имени А.П. Чехова, доктор педагогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.