УДК 316.477 А.В. Халудорова
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
В статье приведены результаты эмпирического исследования взаимосвязей ценностных и карьерных ориентаций современных студентов. Выявлены тесные связи терминальных и инструментальных ценностей с такими карьерными ориентациями, как профессиональная компетентность, менеджмент, служение, интеграция стилей жизни. Выявлена специфика ценностных и карьерных ориентаций студентов в зависимости от курса обучения, гендерных различий и этнической принадлежности.
Ключевые слова: ценностные ориентации, карьерные ориентации, студенческий возраст.
А.У. Khaludorova
interaction between value and career orientations of modern students
The article considers the results of empirical research regarding interconnection between value and career orientations ofmodern students. It demonstrates that there are close connections between terminal and instrumental values and career orientations such as «professional competence», «management», «service», «integration of life styles». It is identified that there is specifics of value and career orientations of students depending on education course, gender differences and ethnicity.
Key words: value orientations, career orientation, student age.
Проблема изучения ценностных ориентаций личности в условиях постоянных изменений общественного сознания приобретает особую важность как сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
В современном образовательном пространстве является актуальным изучение ценностных ориентаций как личностных свойств и критериев выбора определенных, желаемых действий индивидуума через построение профессиональной карьеры. Поэтому планирование построения карьеры должно исходить не только от требований рыночной экономики, но в первую очередь от личностных качеств, субъективных позиций, системы ценностных ориентаций.
По мнению Т.Л. Мироновой, изучающей взаимосвязь между карьерными ориентациями и мотивацией трудовой деятельностью менеджеров, на разных этапах жизни и карьеры человека происходят изменения в личности, его мотивация, интересы, ценности постоянно развиваются, изменяются склонности и убеждения, чувства о себе и о других. Меняются внешние обстоятельства, способы, которыми он предпочитает работать и отдыхать. Успешная карьера зависит не только от побуждений и мотиваций личности, но и от его способностей, уровня общего интеллектуального и личностного развития [2, с. 36].
Карьерные ориентации на этапе профессиональной подготовки выступают как система по-
веденческих отношений в ходе самореализации личности и развития ее профессиональной направленности. На основе профессионализации осуществляется совершенствование психических процессов и состояний; формирование качеств, необходимых для будущей деятельности; происходит выработка жизненной позиции, конкретизация жизненных планов.
Студенческий возраст является наиболее сенситивным периодом для развития ценностных ориентаций, когда формируются личностная позиция, смысложизненные ориентиры, уровень притязаний и самооценка. Профессиональная направленность студента характеризуется способностью выстраивать стратегию собственного обучения посредством ценностных и карьерных ориентаций, которые претерпевают определенные изменения в процессе обучения в вузе. Так, по мнению В.Н. Мясищева, ценностные ориентации являются центром духовного развития личности, ценностной системой сознательных отношений личности к обществу, группе, самой себе [3]. С.Л. Рубинштейн понимал, что находящиеся в определенной иерархии жизненные ценности и потребности оказывают влияние на человека, детерминируя его поведение, а также рассматривая проблемы смысла, значения явлений, людей, событий в жизни человека, видел функцию ценностей в регуляции поведения [4]. Другой известный ученый Б.Г. Ананьев рассматривает ценности и ценностные ориентации как базальные, «первичные» свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер [1]. Согласно мнению М. Рокича ценностные ориентации понимаются
как «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях», как «... устойчивое убеждение в том, что такая-то цель индивидуального существования, что какой-то образ действий являются с личной и общественной точек зрения предпочтительными в любых ситуациях» [5, с. 5].
Исходя из вышеизложенного, под ценностными ориентациями понимается система личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям, ставшим совокупностью убеждений, которые индивид принимает как свои собственные, внутренние ориентации. Усваиваемые в ходе формирования личности ценностные представления служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение. Основной функцией ценностных ориентаций является регуляция социального поведения и жизнедеятельности человека.
Нами проведено исследование с целью изучения особенностей ценностных и карьерных ориентаций современных студентов, их взаимосвязей. Эмпирическую базу исследования составили студенты I-IV курсов, в количестве 260 человек, студенты Бурятского государственного университета и Байкальского филиала гуманитарного института (г. Москва). Средний возраст испытуемых составил 19,5 лет. Согласно поставленным задачам, общая выборка была дифференцирована в зависимости от курса обучения, фактора гендера и этнической принадлежности испытуемых. В соответствии с целями и задачами исследования взаимосвязи ценностных и карьерных ориентаций были применены следующие методики: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; опросник Э. Шейна «Якоря карьеры», адаптированный Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. Для статистической обработки полученных эмпирических данных использовался программный продукт Microsoft Excel 2007; вычислялась значимость различий на уровне исследуемого признака с помощью t-критерия Стьюдента и коэффициента линейной корреляции Пирсона.
Согласно проведенным исследованиям по методике М. Рокича из полученных среднегрупповых значений в системе терминальных ценностей среди студентов наиболее значимыми являются «здоровье», «активная, деятельная жизнь», «жиз-
ненная мудрость», а также «любовь», «наличие хороших и верных друзей». Менее значимы для современных студентов ценности «творчество», «счастье других».
При сравнении результатов исследования в зависимости от курса обучения испытуемых на первом месте среди студентов младших курсов стоит традиционная ценность «здоровье». Второй по значимости терминальной ценностью является «жизненная мудрость», что говорит о желании студентами постичь окружающий мир через призму своего жизненного опыта. Для них ценным является зрелость суждений и здравый смысл. «Активная, деятельная жизнь» является третьей по значимости ценностью. Мы считаем, что полученные результаты по данным ценностям среди студентов младших курсов говорят о характерном в данном возрасте продолжении процесса социализации. Благодаря полной и эмоциональнонасыщенной, активной жизни студента происходит изменение структуры социальных ролей, развитие основных возможностей человека, выработка жизненных позиций, переоценка личностных качеств и социальное самоопределение.
Несколько иные результаты получены при ранжировании терминальных ценностей среди студентов старших курсов. Такая ценность, как «активная, деятельная жизнь», находящаяся на первом месте, характерная для старшекурсников в данных условиях, представляется как процесс взаимодействия личности с окружающей средой, приспособления индивида и успешному функционированию в ней, активного освоения окружающего пространства с целью жизненного, профессионального, социального саморазвития личности. Также важным для старшекурсников остается физическое, психическое здоровье, которое занимает второе место. На третьем и четвертом местах сохраняются такие традиционные ценности, как «любовь» и «семья», которые характерны на данном возрастном этапе. Наименее значимы в обеих выборках ценности «творчество», «счастье других». Дальнейший анализ полученных результатов исследования между младшими и старшими курсами выявил статистически значимые различия терминальных ценностей, которые утверждают, что такой ценности, как «жизненная мудрость» (р<0,05) больше придерживаются студенты младших курсов. Для старшекурсников приоритетными являются ценности: «материально обеспеченная жизнь» (р<0,01), «счастливая семейная жизнь (р<0,05).
Таблица 1
Среднегрупповые показатели терминальных ценностей студентов
Терминальные ценности Млад. курсы Старш. курсы ^крит. Стьюд. Юноши Девушки Русск. этнос Бурят. этнос ^крит. Стьюд.
М ч М ч М ч М М ч М ч
1. Активная, деятельная жизнь 3 8,09 1 6,94 3 7,21 2 7,73 2 7,68 2 7,4
2. Жизненная мудрость 2 7,09 7 8,77 2,398* 2 6,81 4 8,24 4 8,18 1 7,17
3. Здоровье 1 6,23 2 7,02 1 6,11 1 6,77 1 5,97 3 7,46
4. Интересная работа 6 8,95 8 8,89 7 9 8 8,89 7 8,66 8 9,38
5. Красота природы и искусства 13 9,98 15 10,68 15 11,3 11 9,89 15 10,73 11 9,71
6. Любовь 5 8,27 3 7,49 4 7,66 3 8,03 3 8,02 4 7,68
7. Материально обеспеченная жизнь. 11 9,89 5 7,8 2,635** 10 9,36 7 8,81 8 8,96 7 8,69
8. Наличие хороших и верных друзей 4 8,18 6 8,41 5 7,77 5 8,49 6 8,62 5 8,08
9. Общественное признание 8 9,41 11 10,09 8 9,26 11 9,89 10 9,71 12 9,88
10. Познание 12 9,97 12 10,24 13 10,74 9 9,83 11 9,91 14 10,42
11. Продуктивная жизнь 16 11,06 13 10,27 14 10,94 16 10,61 16 10,79 14 10,42
12. Развитие 14 10,31 13 10,27 12 10,36 14 10,27 14 10,65 10 9,69
13. Развлечения 15 10,64 10 10,06 11 10,17 15 10,47 13 10,6 13 10,22
14.Свобода 10 9,85 9 9,79 9 9,32 13 10,03 12 9,98 9 9,68
15. Счастливая сем-я жизнь 7 9,32 4 7,56 2,469* 6 8,42 6 8,59 5 8,52 6 8,62
16.Счастье других 18 12,11 18 12,94 18 12,87 18 12,32 18 12,4 17 12,54
17. Творчество 17 11,81 17 12,9 17 12,32 17 12,28 17 12,07 17 12,54
18. Увер-ть в себе 9 9,83 16 10,87 16 11,38 10 9,86 9 9,55 16 11,45 2,330*
Примечание - значимо на уровне р< 0,05; ** - значимо на уровне р< 0,01; *** - значимо на уровне р<0,001
Анализ гендерных различий показал (табл. 1), что для юношей и девушек младших и старших курсов ведущей терминальной ценностью является «здоровье». На втором месте для юношей - «жизненная мудрость», на третьем месте - «активная, деятельная жизнь», свидетельствующая, что данная поведенческая установка ориентирована на присвоение широкого круга ценностей общества личностью, создание ценностного «образа мира». Девушки также стремятся к активной и деятельной жизни, данная ценность-цель расположена на втором месте; на третьем - «любовь», по всей видимости, данная ценность остается наиболее значимой и характерной для девушек.
При рассмотрении полученных результатов, учитывающих показатели этнической принадлеж-
ности студентов, необходимо отметить, что для студентов русской национальности актуальными являются такие ценности-цели, как «здоровье», «активная, деятельная жизнь», «любовь», «жизненная мудрость», студентам бурятской национальности также важны «жизненная мудрость», «активная, деятельная жизнь», «здоровье». Критическое различие показывает, что «уверенность в себе» (р<0,05) в большей степени является необходимой ценностью для студентов русской национальности в отличие от студентов-бурят.
Следует отметить, что ценностные ориентации студентов в зависимости от гендерной и национальной принадлежности показывают схожесть выбора личностных установок, они ориентированы как на традиционные ценности, так и
на развитие ценностного отношения к явлениям окружающей действительности, становление и развитие ценностных ориентаций личности во всех сферах жизнедеятельности.
Изучение результатов ранжирования инструментальных ценностей в целом среди студентов показало, что ведущими являются такие ценности, как «воспитанность», «аккуратность», «жизнерадостность», «независимость», «исполнительность». Наименее значимыми почти для всех студентов являются такие ценности-средства, как «честность», «терпимость к взглядам и мнениям других», «непримиримость к недостаткам в себе и в других» (табл. 2).
Необходимо отметить, что важными остаются для студентов старших курсов ценности «независимость», «образованность», «ответственность», что говорит о достаточно зрелой жизненной позиции. Можно также пронаблюдать, что для юношей не менее важную роль играет ценность «смелость в отстаивании своих позиций», а для девушек -«исполнительность».
Выявлены статистически значимые различие в показателях инструментальных ценностей, согласно которым ценность-средство «широта взглядов» (р<0,01) является более важной для студентов-бурят, чем для студентов русской национальности.
Среднегрупповые показатели инструментальных ценностей студентов
Таблица 2
Инструментальные ценности Млад. курсы Старш. курсы Юноши Девушки Русск. этнос Бурят. этнос ^крит. Стьюд.
М ч М ч М ч М ч М ч М ч
1. Аккуратность 2 7,38 2 7,24 2 7,7 2 7,17 2 7,11 2 7,8
2. Воспитанность 1 6,65 1 6,66 1 7,36 1 6,37 1 6,21 1 7,45
3. Высокие запросы 13 10,02 15 10,44 18 10,98 9 9,89 13 10,32 15 10,48
4. Жизнерадостность 3 7,83 3 8,23 3 8,26 3 7,9 3 7,63 3 8,43
5. Исполнительность 4 8,43 7 9,15 10 9,4 5 8,48 5 8,56 4 8,83
6. Независимость 6 8,84 4 8,27 5 9,04 4 8,41 4 8,16 5 8,89
7. Непримиримость к недостаткам в себе и в других 17 11,44 14 10,37 15 10,55 17 11,13 16 11,24 15 10,48
8. Образованность 8 9,51 5 8,84 7 9,25 7 9,2 6 8,73 13 10,12
9. Ответственность 11 9,99 5 8,84 14 10,47 6 9,08 9 9,89 6 9,11
10. Рационализм 10 9,85 8 9,89 7 9,25 13 10,12 14 10,46 7 9,15
11. Самоконтроль 12 10,01 12 10,13 13 10,3 11 9,97 11 10,08 12 9,94
12. Смелость в отстаивании своих позиций 7 9,18 11 10,07 4 8,72 10 9,92 7 9,15 10 9,78
13. Твердая воля 14 10,21 9 9,94 9 9,28 14 10,42 10 9,96 14 10,14
14. Терпимость к взглядам и мнениям других 16 11 17 11,1 17 10,85 16 11,12 15 11,12 17 10,65
15. Честность 18 11,48 18 11,29 16 10,74 18 11,66 18 11,4 18 11,63
16. Чуткость 5 8,77 9 9,94 6 9,13 8 9,35 8 9,52 9 9,23
17. Широта взглядов 15 10,79 12 10,13 12 9,92 15 10,73 17 11,38 8 9,22 2,798**
18. Эффективность в делах 9 9,64 16 10,48 11 9,81 12 10,09 12 10,1 11 9,68
** - значимо на уровне р< 0,01; *** - значимо на уровне р<0,001
Примечание - значимо на уровне р< 0,05
Следующим этапом исследования был анализ результатов, полученных по методике Э. Шейна «Якоря карьеры». Карьерная ориентация - важный составляющий элемент профессиональной
Я-концепции, который возникает в процессе социализации на основе и в результате накопления профессионального опыта в начальные годы развития карьеры, и служит для управления, стаби-
лизации и интеграции индивидуальной карьеры на протяжении всей жизни [6]. Анализ распределения средних значений испытуемых позволил выделить основные карьерные ориентации как устойчивые образования на этапе профессионального самоопределения. Так, для большинства студентов ведущей карьерной ориентацией является «стабильность работы» (7,96), затем «интеграция стилей жизни» (7,19), «менеджмент» (7,12), «служение» (7,11), «предпринимательство» (6,76), «автономия» (6,76), «вызов» (6,3), «профессиональная компетентность» (5,76) и на последнем месте - «стабильность места жительства» (4,67).
На наш взгляд, высокое значение карьерной ориентации «стабильность работы» может быть связано с несколько прагматическим отношением студентов к учебному процессу, что говорит о формировании определенной социальностатусной составляющей мотивации получения высшего образования и ее превалировании над профессиональным компонентом. При этом студенты, возможно, рассматривают высшее обра-
зование как средство для определения будущего социального положения.
Сопоставляя выборы карьерных ориентаций между студентами младших и старших курсов, мы исходили из общепринятых представлений, что на ранних этапах получения профессионального образования студенты младших курсов больше ориентированы на максимальную удовлетворенность будущей профессией, поэтому для них имеет значение развитие определенных профессиональных качеств. Это подтверждено достоверно значимыми различиями по показателю «профессиональная компетентность» (р<0,05) и в желании продолжать обучение в выбранном направлении по показателю «служение» (р<0,01), тогда как на последних курсах профессионального обучения наблюдается тенденция к снижению удовлетворенности выбранной профессией, которое может быть связано как с системой подготовки, так и с современными обстоятельствами, противоречиво сказывающимися на студенчестве (табл. 3).
Таблица 3
Среднегрупповые показатели карьерных ориентаций студентов
Якоря карьеры младш. курсы старш. курсы ^критерий Стьюдента юноши девушки ^критерий Стьюдента русск. этнос бурятс. этнос ^критерий Стьюдента
1.Профессиональн. компетентность 5,99 5,47 1,892* 5,43 5,9 1,634 5,86 5,46 24,243***
2.Менеджмент 7,03 7,23 0,780 7,08 7,13 1,182 7,14 7,15 4 799***
3.Автономия 6,73 6,78 0,237 7,01 6,65 1,536 6,65 6,97 0,649
4.Стабильность работы 8 7,92 0,300 7,39 8,19 2,481* 8,14 7,74 3,982***
5.Стабильность местажительства 4,81 4,5 0,968 4,91 4,57 1,017 4,73 4,56 11,853***
6.Служение 7,42 6,73 2,676** 7,06 7,14 0,306 7,11 7,11 8,038***
7.Вызов 6,45 6,1 1,480 6,56 6,19 1,478 6,21 6,32 3,041**
8. Интерпретация стилей жизни 7,29 7,06 1,056 7 7,27 1,028 7,29 7,12 3,708***
9.Предприн-во 6,92 6,55 1,358 6,85 6,72 0,439 6,63 6,97 1,222
Примечание - значимо на уровне р< 0,05; ** - значимо на уровне р< 0,01; *** - значимо на уровне р<0,001
Исследование гендерных особенностей показало, что девушки в отличие от юношей больше ориентированы на «стабильность работы» (р<0,01), на «интеграцию стилей жизни» (т.е. на интеграцию различных сторон образа жизни) и не хотят, чтобы в жизни доминировала только семья, или только карьера, или только саморазвитие, а стремятся к тому, чтобы все было сбалансирова-
но. Они больше ценят жизнь в целом - то, где живут, как совершенствуются, нежели конкретную работу, карьеру или организацию. Что касается результатов исследования карьерных ориентаций студентов различной этнической принадлежности, то выявлены высокие значимые различия в таких карьерных ориентациях, как «профессио-
нальная компетентность», «менеджмент», «стабильность работы», «стабильность места жительства», «служение», «интеграция стилей жизни», «вызов» (р<0,01; р<0,001), при этом данные карьерные установки более выражены у русских студентов.
Таким образом, как показало проведенное исследование, формирование ценностных и карьерных ориентаций на этапе обучения в вузе зависит от особенностей первичной профессиональной подготовки, карьерные ориентации студентов имеют свою специфику в зависимости от курса обучения, факторов гендера и этнической принадлежности.
Дальнейший этап нашего исследования связан с задачей рассмотрения корреляционных связей между ценностными и карьерными ориентациями, обнаружены значимые корреляционные связи между терминальной ценностью «здоровье» и карьерной ориентацией «профессиональная компетентность» (г=-0,138; р<0,05). Очевидно, студенты не связывают успехи в профессиональной сфере с физическим и психическим здоровьем; по мнению студентов, основным мотивом развития таких карьерных ориентаций, как «менеджмент» (г=0,166; р<0,05), «стабильность работы» (г=0,164; р<0,05), связано с ценностью «общественное признание»; современные студенты также связывают такую ценность, как «продуктивная жизнь» (т.е. полное использование своих возможностей), с карьерной ориентацией «стабильность места жительства» (г=139; р<0,05). Карьерная ориентация на «служение» связана в большей степени с ценностью «материально обеспеченная жизнь» (г=0,139; р<0,05) и в меньшей мере с ценностями «здоровье» (г=-0,138; р<0,05) и «развитие» (г=-0,149; р<0,05). Обнаружена отрицательная связь между ценностью «любовь» и такой карьерной ориентацией, как «интеграция стилей жизни» (г=-0,173; р<0,05). По всей видимости, близкие и тесные отношения не являются главными для человека, ориентированного на интеграцию различных сторон образа жизни. Главной целью человека с такой карьерной ориентацией, как «предпринимательство», является ценность «материально обеспеченная жизнь» (г=0,186; р<0,01), для которого не так уж важно познание духовного начала - ценность «красота природы и искусства» (г=-0,175; р<0,05).
Анализ корреляционных связей между инструментальными ценностями и карьерными ориентациями показал значимые связи между ценностью
«высокие запросы» и карьерными ориентациями «профессиональная компетентность» (г=0,151; р<0,05), «менеджмент» (г=0,146; р<0,05), «служение» (г=0,219; р<0,01); между ценностью «непримиримость к недостаткам в себе и в других» и карьерными ориентациями «служение» (г=0,230; р<0,01), «интеграция стилей жизни» (г=0,165; р<0,05). Обнаружены отрицательные корреляционные связи между ценностью «чуткость» и карьерными ориентациями «профессиональная компетентность» (г=-0,188; р<0,01), «автономия» (г=-0,183; р<0,01), «служение» (г=-0,206; р<0,01), «вызов» (г=-0,236; р<0,01), «интеграция стилей жизни» (г=-0,174; р<0,05); «широта взглядов» не свойственна такой карьерной ориентации, как «служение» (г=-0,160; р<0,05).
Таким образом, корреляционный анализ показал, что терминальные и инструментальные ценности тесно связаны с такими карьерными ориентациями, как «профессиональная компетентность», «менеджмент», «служение», «интеграция стилей жизни» и «предпринимательство».
Выводы.
1. Выявлено, что для большинства современных студентов остаются актуальными такие терминальные ценности-цели, как «здоровье», «активная, жизненная позиция», «любовь», «жизненная мудрость». Среди инструментальных ценностей для студентов характерны такие ценности-средства, как «воспитанность», «аккуратность», «жизнерадостность».
2. Наименее значимы для современных студентов такие инструментальные ценности, как «творчество», «счастье других», и инструментальные ценности «терпимость к взглядам и к мнениям других», «честность».
3. Ведущими карьерными ориентациями среди студентов являются «стабильность работы», «интеграция стилей жизни», «менеджмент».
4. Формирование ценностных и карьерных ориентаций на этапе обучения в вузе зависит от особенностей первичной профессиональной подготовки, при этом карьерные ориентации студентов имеют свою специфику в зависимости от курса обучения, фактора гендера и этнической принадлежности.
5. Выявлены наиболее тесные корреляционные связи между терминальной ценностью «материально обеспеченная жизнь» и карьерной ориентацией «предпринимательство»; а также между инструментальными ценностями «высокие запросы», «непримиримость к недостаткам в себе
и других» и такой карьерной ориентацией, как «служение»; между инструментальной ценностью «чуткость» и такими карьерными ориентациями, как «профессиональная компетентность», «служение», «вызов» и «автономия».
Литература
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекоз-нания. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
2. Миронова Т. Л. Карьерные ориентации и мотивация трудовой деятельности менеджеров // Вестник
Бурятского госуниверситета. - Вып.5. Психология. Социальная работа. - Улан-Удэ, 2008. - С. 35-50.
3. Мясищев В.Н. Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалевич. - М., 1998. - 368 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии; -СПб.: Питер, 1999. - 720с.
5. Rokeach, M. Beliefs, attitudes and values // A theory of organization and change. - San Francisco, 1972.
6. Schein E.H. The individual, the organization, and the career: A conceptual scheme // J.Appl. Behav. Sci. 1971. V. 7. P. 401-426.
Халудорова Арюна Викторовна - аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета (Улан-Удэ). E-mail: aryuna80@mail.ru
Khaludorova Aryuna Victorovna - post-graduate student of department of age and pedagogical psychology of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: aryuna80@mail.ru