Научная статья на тему 'Взаимосвязь ценностных ориентаций и карьерных предпочтений городских и сельских школьников'

Взаимосвязь ценностных ориентаций и карьерных предпочтений городских и сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
732
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТРУКТУРА ЦЕННОСТЕЙ / КАРЬЕРА / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / VALUE ORIENTATIONS / THE STRUCTURES OF THE VALUES / CAREER / CAREER ORIENTATIONS / SENIOR AGE AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бескова Татьяна Викторовна

В статье приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению межфункциональных связей между ценностными ориентациями и карьерными предпочтениями; изучаются структуры ценностных ориентаций учащихся старших классов, проживающих в городской и сельской местностях; выделяются общие и частные системообразующие ценности, а также рассматриваются особенности карьерных ориентаций в данных выборках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the results of empirical research in revealing of inter-functional communications between the value orientations and the career preferences; explores the structures of the value orientations of the seniors, leaving in the cities and countries districts; points out the general and the particular system forming values; examines the peculiarities of the career orientations in such excerpts.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь ценностных ориентаций и карьерных предпочтений городских и сельских школьников»

линарную ответственность в профессиональных взаимодействиях.

Развитость профессиональных компетенций преподавателей высшей школы в основном зависит от структуры субъективно значимых для личности условий деятельности, входящих в подсистему профессионально обусловленных свойств. Индивидуально-психические особенности оказывают влияние на выраженность компетенций только в случае недостаточного развития у личности процессов саморегуляции поведения и деятельности.

Примечания

1 Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. Новокузнецк, 2005. Вып.8. С.26-44.

2 Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11. С.3-13.

3 Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопр. психологии. 1986. №2. С.21-30.

4 Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

5 Розенова М. Профессиональная компетентность и гуманитарные дисциплины // Высшее образование в России. 2004. №11. С.169-170.

6 Матяш Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя: Дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 1994.

7 Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

8 Скокк Г.Б., Зотова Е.А., Сурнина Т.Ю. Управление психолого-педагогическим блоком компетенций современного преподавателя университета // Университетское управление: практика и анализ. 2006. №2. С.51-56.

УДК [316.6:159.923]

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И КАРЬЕРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Т.В. Бескова

Институт социального образования (филиал)

Российского государственного социального университета в г. Саратове

E-mail: tatbeskova@yandex.ru

В статье приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению межфункциональных связей между ценностными ориентациями и карьерными предпочтениями; изучаются структуры ценностных ориентаций учащихся старших классов, проживающих в городской и сельской местностях; выделяются общие и частные системообразующие ценности, а также рассматриваются особенности карьерных ориентаций в данных выборках. Ключевые слова: ценностные ориентации, структура ценностей, карьера, карьерные ориентации, старший школьный возраст.

Intercommunication of the Value Orientations and the Career Preferences of the Cities' and Countries' Pupils

T.V. Beskova

The article contains the results of empirical research in revealing of inter-functional communications between the value orientations and the career preferences; explores the structures of the value orientations of the seniors, leaving in the cities' and countries' districts; points out the general and the particular system forming values; examines the peculiarities of the career orientations in such excerpts. Key words: value orientations, the structures of the values, career, career orientations, senior age at school.

В современной ситуации весьма актуальной для социальной психологии становится проблема, связанная с построением субъектом деятельности карьерной стратегии, ведь именно этот процесс позволяет ему в полной мере реализовать свои способности, возможности и потребности. В.А. Чикер подчеркивает, что для любого человека характерны личностная концепция, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не может поступиться, осуществляя выбор карьеры. Прошлый жизненный опыт формирует определенную систему ценностных ори-ентаций, социальных установок по отношению к карьере, поэтому в профессиональном плане субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельно-

сти1.

Иерархия карьерных так же, как и ценностных ориентаций формируется у человека на протяжении многих лет. Данные структурные изменения происходят не сразу и зависят от множества макро- и микросоциальных факторов, уровня образования, социально-демографических и от собственно психологических факторов. В диссертационном исследовании О.П. Терновской представлена психологическая составляющая, которая определяет выбор карьерной ориентации, в ней выделяются: адекватная «Я-концепция», личностная зрелость, индивидуальные способности, высокий уровень саморегуляции, ген-дерные характеристики, мотивация достижения, особенности эмоционально-волевой сферы , но характер влияния структуры ценностей на карьерные ориентации человека не исследуется.

Цель настоящей работы — выявление межфункциональных связей между ценностными ориентациями и карьерными предпочтениями.

В качестве инструментария использовались методика М. Рокича и опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна. Статистическая обработка результатов исследования производилась при помощи 1>критерия Стьюдента и корреляционного анализа. Выборка состояла из учащихся 11 классов сельских и городских школ. Всего в исследовании приняли участие 127 человек, из них 61 - обучающихся в сельских школах (34 девушки и 27 юношей) и 66 - в городских (39 девушек и 27 юношей).

В структурах ценностей сельских и городских старшеклассников системообразующими являются различные ценности (рис. 1).

Наиболее многочисленная плеяда ценностей обнаруживается у городских школьников. Ядро структуры образуют ценности «любовь» и «продуктивная жизнь», которые имеют по пять статистически значимых связей. Причем ценность «любовь» имеет четыре положительных связи с ценностями: «здоровье» (г = 0,36), «материально обеспеченная жизнь» (г = 0,25), «наличие хороших и верных друзей» (г = 0,3), «счастливая семейная жизнь» (г = 0,28) и лишь одну отрицательную

а) Город

Рис. 1. Ядерные компоненты структуры ценностных ориентаций городских и сельских старшеклассников: 3 - здоровье, 6 - любовь, 7 - материально обеспеченная жизнь, 8 - наличие хороших и верных друзей, 10 - познание, 11 - продуктивная жизнь, 12 - развитие, 15 -счастливая семейная жизнь

с ценностью «продуктивная жизнь» (г = —0,42). Что касается ценности «продуктивная жизнь», то стоит отметить, что все связи с ней имеют отрицательный характер. Данная ценность коррелирует с ценностями «здоровье» (г = = —0,46), «любовь» (г = —0,42), «материально обеспеченная жизнь» (г = —0,34), «наличие хороших и верных друзей» (г = = —0,25), «счастливая семейная жизнь» (г = = —0,32).

У сельских старшеклассников также обнаруживается большое число корреляционных связей. Основную их часть составляют ценности «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «счастливая семейная жизнь», которые связаны попарно положительной связью. Данные ценности имеют по четыре статистически значимых связи и из них две являются положительными, а две -отрицательными. Отрицательные связи во всех случаях обнаруживаются с ценностями «познание» и «развитие».

Таким образом, можно констатировать, что в структурах ценностей сельских и городских старшеклассников системообразующими являются как общие («любовь», «наличие хороших и верных друзей», «счастливая семейная жизнь»), так и частные. У городских школьников кроме вышеперечисленных системообразующими являются «здоровье», «материально обеспеченная жизнь» и «продуктивная жизнь», а у сельских - «познание» и «развитие».

Анализ полученных результатов ставит вопрос: имеются ли гендерные особенности в структуре ценностных ориентаций сельских и городских школьников? Чтобы ответить на него, рассмотрим структуры ценностей девушек и юношей, проживающих в городской и сельской местностях (рис. 2).

У юношей, проживающих в селе, ценности образуют в основном парные связи, что свидетельствует о слабости структуры и несогласованности ценностей. Выделенные нами ядерные компоненты ценностных ори-ентаций показывают, что системообразующими в данном случае являются ценности «уверенность в себе» и «познание». Причем положительные связи образуются только в двух парах: «уверенность в себе» - «свобода» и «познание» - «продуктивная жизнь».

Рассматривая структуру терминальных ценностей сельских девушек, мы видим, что ядро ценностной структуры образует ценность «наличие хороших и верных друзей», которая и является венцом плеяды из четырех других: «здоровье», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «познание».

Таким образом, если для девушек-старшеклассниц, проживающих в селе, системообразующими являются ценности межличностных отношений, общечеловеческие ценности личного счастья, то для юношей характерна слабая согласованность ценностной структуры. «Уверенность в себе» у них коррелирует с ценностью «свобода», «познание» - с ценностью «продуктивная жизнь», а между собой эти пары связаны отрицательной связью, т.е. можно предположить, что одна пара ценностей противопоставляется другой.

а) Село (юноши)

б) Село (девушки)

в) Город (юноши)

г) Город (девушки)

Рис. 2. Ядерные компоненты структуры ценностных ориентаций сельских и городских юношей и девушек: 1 - активная деятельная жизнь, 3 - здоровье, 4 -интересная работа, 6 - любовь, 8 - наличие хороших и верных друзей, 10 - познание, 11 - продуктивная жизнь, 14 - свобода, 15 - счастливая семейная жизнь, 18 - уверенность в себе

В процессе анализа группы ценностей городских девушек было выявлено, что у них системообразующими выступают те же ценности, что и у сельских сверстниц, с той лишь разницей, что наблюдается меньшее количество связей с ядерной ценностью «наличие хороших и верных друзей», т.е. и в

данном случае ценности межличностных отношений являются определяющими.

Что касается юношей, проживающих в городе, то основная часть корреляций в плеяде приходится на ценности «активная деятельная жизнь» и «здоровье», которые связаны в свою очередь с ценностями «интересная работа» и «любовь». Можно сказать, что ядро структуры занимают два класса ценностей: практические ценности «делового человека» и ценности отношений. Представляется необходимым отметить, что ценность «счастливая семейная жизнь» у городских старшеклассников не имеет ни одной корреляционной связи, тогда как ценность «любовь» является системообразующей.

Таким образом, максимальные различия в структуре ценностных ориентаций выявлены у сельских и городских юношей. Как уже отмечалось, юноши, проживающие в селе, демонстрируют слабо структурированные ценности. Немногочисленные взаимосвязи, образующие ядерные компоненты, являются в основном отрицательными, что в целом затрудняет выявление действительно значимого центра. Совсем иначе обстоит дело со структурой ценностей у городских старшеклассников, «ценностное ядро» которых построено по принципу «прямой значимости».

Анализ рангов ценностных ориентаций позволяет говорить о существовании универсальных ценностей, значимость которых высока во всех рассматриваемых группах. Ими являются ценности «здоровье», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей». Выделяются и общие ценности, находящиеся в «основании» иерархических структур, - «красота природы и искусства», «творчество», «счастье других». В целом в выборках наблюдается небольшое количество различий рангов. Статистически значимые различия рангов обнаружены у ценностей «творчество», «продуктивная жизнь», «свобода» и «уверенность в себе». Первая более значима у сельских юношей, а менее - у сельских девушек. Ценности «продуктивная жизнь» и «свобода» наиболее значимы в выборке городских девушек, а менее значимы у городских юношей. И, наконец, ценность «уверенность в себе» в целом у сельских школьников (неза-

висимо от пола) имеет более высокий ранг, нежели чем у городских.

Далее перейдем к рассмотрению особенностей карьерных ориентаций в выборках сельских и городских старшеклассников. Ранжирование «якорей карьеры» показало, что максимальный показатель как у городских, так и у сельских старшеклассников принадлежит карьерной ориентации «стабильность места жительства». Можно сказать, что школьники в будущем связывают себя с определенным географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, и готовы искать другую работу, если стабильность места жительства ставится под угрозу. Минимальный показатель имеет карьерная ориентация «стабильность места работы». Соответственно, для школьников не является важным поиск работы в такой организации, которая гарантирует определенный срок службы, имеет хорошую репутацию. Таким образом, они готовы взять на себя ответственность за управление карьерой, а не перекладывать ее на работодателя.

Выпускники городских школ ориентированы также на «служение» (8,04). Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям». Человек, ориентированный таким образом, не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям. У сельских же школьников данная ориентация находится на четвертом месте (6,77), а более предпочтительным для них являются «интеграция стилей жизни» (7,03) и «менеджмент» (6,97). Таким образом, выпускники сельских школ, стремясь к стабильности места жительства, не хотят, чтобы в их жизни доминировала либо семья, либо работа, а предпочитают сбалансированность (данная ориентация в городской выборке находится на третьем месте). Особого внимания заслуживает тот факт, что карьерная ориентация «профессиональная компетентность» занимает лишь предпоследнее место в ранжированных рядах как у городских, так и у сельских выпускников.

Стоит отметить, что показатели всех без исключения карьерных ориентаций у городских школьников выше. Городские старше-

классники статистически значимо превосходят сельских по следующим карьерным ори-ентациям: «профессиональная компетентность» (1 = 2,64, р < 0,01), «автономия (независимость)» (1 = 2,51, р < 0,05), «стабильность места работы» (1 = 2,52, р < 0,05), «стабильность места жительства» (1 = 2,79, р < < 0,01), «служение» ^ = 3,68, р < 0,001) и «интеграция стилей жизни» (1 = 2,71, р < 0,01).

Данные различия имеют и гендерные особенности. Показатели девушек, проживающих в городе, превосходят показатели своих сельских сверстниц лишь по карьерной ориентации «стабильность места жительства» (1=3,1, р<0,01). Высокий уровень значимости различий по данной ориентации объясняется ситуацией, сложившейся в российских деревнях. Большинство сельских девушек в настоящее время стремятся «вырваться» из деревни в город, получить образование, найти работу по специальности, выйти замуж, и, ставя перед собой все перечисленные цели, они смену места жительства воспринимают как должное и необходимое.

Показатели юношей, обучающихся в городских школах, более высокие по семи из девяти карьерных ориентаций: «профессиональная компетентность» (1 = 3,78, р < 0,001), «менеджмент» (1 = 2,15, р < 0,05), «автономия» (1 = 2,34, р < 0,05), «стабильность места работы» (1 = 2,8, р < 0,01), «служение» (1 = 4,81, р < 0,001), «вызов» (1 = 2,77, р < 0,01) и «интеграция стилей жизни» (1 = 2,98, р < 0,01).

Привлекает внимание тот факт, что существуют лишь незначительные различия в выраженности карьерных ориентаций юношей и девушек, проживающих в одной среде (городе или селе). Так, показатели сельских девушек превосходят показатели юношей, живущих в селе только по стремлению к профессиональной компетентности (1 = 2,77, р < 0,01) и интеграции стилей жизни (1 = 2,09, р < 0,05). В городской же выборке различий в карьерных ориентациях у юношей и девушек вовсе не обнаружено. Таким образом, различия в выборе карьерных ориентаций в большей степени зависят от условий социализации (в частности среды проживания) и проявляются больше в юношеской выборке.

Корреляционное исследование взаимосвязи ценностных и карьерных ориентаций позволило нам выявить глубинные связи между ними. Для девушек, проживающих в городе, определяющими становятся две ценности: «свобода», которая положительно связана с выбором карьерных ориентаций «профессиональная компетентность» (0,42, р < 0,01), «вызов» (0,47, р < 0,01), «интеграция стилей жизни» (0,46, р < 0,01) и «предпринимательство» (0,47, р < 0,01), и «развлечения», имеющая положительную связь с ори-ентациями «служение» (0,51, р < 0,001), «вызов» (0,32, р < 0,05), «предпринимательство» (0,37, р < 0,05). Необходимо отметить, что структура межфункциональных связей интегрирована, что позволяет говорить об ее устойчивости и целостности. Опираясь на полученные данные, представляется возможным утверждать, что для городских девушек более значимыми с точки зрения будущей карьеры являются их свобода, предполагающая полную самостоятельность, независимость в суждениях и поступках, а также развлечения и отсутствие любых обязанностей.

В выборке юношей, проживающих в городе, структура межфункциональных связей разрозненна и в ней представлены только три парные корреляции, две из которых отрицательные, т.е. в данном случае можно говорить об отсутствии какой-либо структуры.

В группе девушек, проживающих в сельской местности, также имеется большое число лишь парных корреляций, в основном отрицательных. Можно выделить две ценности в качестве значимых для выбора карьерных ориентаций: «творчество» является значимой для карьерной ориентации «стабильность места жительства» (0,372, р < 0,05) и «предпринимательство» (0,4, р < 0,05); а «уверенность в себе» отрицательно связана с карьерными ориентациями «служение» (-0,41, р < 0,05) и «вызов» (-0,38, р < 0,05).

В группе сельских юношей определяющей различные виды карьерных ориентаций является ценность «познание». Её значимость в данной выборке имеет достоверную положительную связь с карьерными ориен-тациями «менеджмент» (0,44, р < 0,05) и «автономия» (0,43, р < 0,05), а отрицательную -

с карьерными ориентациями «профессиональная компетентность» (-0,38, р < 0,05) и «служение» (-0,42, р < 0,05). Еще три ценности можно рассматривать как определяющие для выбора карьерных ориентаций: «интересная работа» положительно связана с «автономией» (0,4, р < 0,05) и «интеграцией стилей жизни» (0,41, р < 0,05); «продуктивная жизнь» - с «менеджментом» (0,41, р < 0,05) и «автономией» (0,43, р < 0,05), а «свобода» - с «профессиональной компетентностью» (0,47, р < 0,05) и «служением» (0,59, р < 0,01). Таким образом, с точки зрения будущей карьеры для сельских юношей являются значимыми познание, выражающееся, скорее всего, в желании получить высшее образование; максимальное использование своих возможностей как в жизни вообще, так и при построении своей карьеры, и что немаловажно - свобода, выражающаяся в желании быть самостоятельными и не зависеть от родителей.

Таким образом, в рассматриваемых группах одинаковые карьерные ориентации имеют связи с различными ценностями. В этом и могут проявляться дифференцирующие признаки при построении карьеры юношами и девушками, проживающими в сельской и городской местностях.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

структуры ценностей у представителей городской и сельской молодежи имеют различия по критериям содержания, тесноты и объема. Ядерные компоненты включают как общие, так и частные ценности. К общим относятся «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «счастливая семейная жизнь». У городских школьников системообразующими являются также ценности «здоровье», «материально обеспеченная жизнь» и «продуктивная жизнь», а у сельских - «познание» и «развитие»;

максимальные различия в структуре ценностей выявлены у сельских и городских юношей. Юноши, проживающие в селе, демонстрируют слабо структурированные ценностные ориентации. У городских старше-

классников ядро структуры занимают два класса ценностей: практические ценности «делового человека» и отношений. У девушек, проживающих в городе, системообразующими являются те же ценности, что и у сельских;

универсальными ценностями, значимость которых высока во всех группах, являются «здоровье», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей». Значимые различия рангов обнаруживаются по отношению к ценностям «творчество», «продуктивная жизнь», «свобода» и «уверенность в себе»;

средний балл карьерных ориентаций «профессиональная компетентность», «автономия», «стабильность места работы», «стабильность места жительства», «служение» и «интеграция стилей жизни» у городских школьников статистически значимо выше, чем у сельских;

различия в выборе карьерных ориента-ций в большей степени зависят от условий социализации (в частности, среды проживания) и сильнее проявляются в юношеской выборке. Гендерный аспект в выборе карьерных ориентаций для старшеклассников, проживающих в одной среде, имеет меньшее значение;

в рассматриваемых группах одинаковые карьерные ориентации имеют связи с различными ценностями: у городских девушек системными факторами карьеры являются ценности «свобода» и «развлечения»; у сельских девушек - «творчество» и «уверенность в себе»; у сельских юношей - «познание», «интересная работа», «продуктивная жизнь» и «свобода»; в выборке юношей, проживающих в городе, структура межфункциональных связей разрозненна.

Примечания

1 Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб., 2004. С.86.

2 Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. С.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.