УДК 159.922.6 doi: 10.21702/rpj.2016.4.4
ВЕДУЩИЕ КОМПОНЕНТЫ КАРЬЕРНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Анна В. Курилова1*, Александр Л. Енин2
1 Центр занятости населения города Таганрога, г. Таганрог, Российская
Федерация
2 Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
* E-mail: tagszn@itt.net.ru
В статье отражены результаты научного исследования представлений о карьерной перспективе старших школьников, находящихся на этапе окончания общеобразовательной школы.
Обосновывается актуальность исследования особенностей планирования карьерной перспективы старшими школьниками.
В работе предложено понимание карьерной перспективы с точки зрения системного подхода. Охарактеризована структура и обозначены компоненты карьерной перспективы старших школьников.
С опорой на базовые положения системного подхода и содержание дефиниции «жизненная перспектива» авторами структурно выделены ведущие компоненты карьерной перспективы - когнитивный, аффективный, моти-вационный, ценностный, поведенческий.
В статье представлена модель карьерной перспективы, основным критерием развития/наличия которой выступает степень сформированности ее компонентов. Анализ характера представлений респондентов о карьерной перспективе позволил теоретически выделить 4 базовых типа карьерной перспективы: полностью сформированная, частично сформированная, недостаточно сформированная, несформированная карьерная перспектива.
Представлен анализ результатов эмпирического исследования, позволивший качественно и количественно описать особенности компонентов карьерной перспективы старших школьников, находящихся на этапе окончания общеобразовательной школы. Так, было доказано, что продолжительность индивидуального планирования карьерной перспективы школьниками выражается в трех этапах: этапе ближней карьерной перспективы (составляет от 3 месяцев до полугода), этапе средней карьерной перспективы (составляет от 3 до 5 лет) и этапе дальней карьерной перспективы (составляет от 5 до 10 лет).
По результатам исследования в группе старшеклассников были выделены ведущие факторы карьерной перспективы: «конкретные жизненные
ценности», «социальная активность к достижению статуса», «альтруизм», «потребность в коммуникации».
Ключевые слова: будущее, жизненная перспектива, карьерная перспектива, карьера, образ карьеры, планирование карьеры, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, старшие школьники, карьерные цели, карьерные ценности.
Для цитирования: Курилова А. В., Енин А. Л. Ведущие компоненты карьерной перспективы старших школьников // Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 13. - № 4. - С. 68-83.
Материалы статьи получены 06.07.2016
UDC 159.922.6 doi: 10.21702/rpj.2016.4.4
THE PRINCIPAL COMPONENTS OF THE CAREER PROSPECTS OF SENIOR SCHOOLCHILDREN
Anna V. Kurilova1*, Aleksandr L. Enin2
1 Center of Employment of the Population of the City of Taganrog, Taganrog,
Russian Federation
2 Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation
* Correspondence author. E-mail: tagszn@itt.net.ru
The paper brings forward the results of the scientific study of senior schoolchil-dren's (at the stage of graduation from secondary school) representations of their career prospects.
The study of features of senior schoolchildren's career planning is the urgent problem of scientific studying.
The authors (a) suggested understanding career prospects from the point of view of the system approach, (b) described the structure and designated the components of career prospects in senior schoolchildren.
Being based on fundamental provisions of the system approach and the content of the "life prospects" definition, the authors distinguished principal structural components of career prospects: cognitive, affective, motivational, value, and behavioral.
The paper presents a model of career prospects; the degree of the formation of components of this model was the main criterion for determining its development/ presence. The analysis of the respondents' representations of their career prospects enabled authors to distinguish four basic types of career prospects: fully formed, partially formed, insufficiently formed, and unformed ones.
The analysis of the results of the empirical study made it possible to quantitatively and qualitatively describe the features of the components of career prospects in senior schoolchildren at the stage of graduation from secondary school. The duration of senior schoolchildren's individual planning of career prospects manifested itself in three stages: the stage of nearest career prospects (from three months to six months), stage of medium career prospects (from three to five years), and the stage of distant career prospects (from five to ten years).
The results of the study showed the following principal factors of career prospects in the group of senior schoolchildren: "concrete life values", "social activity to achieve status", "altruism", "need for communication".
Keywords: future, life prospects, career prospects, career, career image, career planning, personal self-determination, professional self-determination, senior schoolchildren, career goals, career value.
For citation: Kurilova A. V., Enin A. L. Vedushchie komponenty kar'ernoi perspektivy starshikh shkol'nikov [The principal components of the career prospects of senior schoolchildren]. Rossiiskiipsikhologicheskiizhurnal - Russian Psychological Journal, 2016, V. 13, no. 4, pp. 68-83.
Original manuscript received 06.07.2016
Введение
На этапе окончания общеобразовательной школы старшеклассники сталкиваются с непростой задачей - дальнейшим профессиональным выбором, построением будущей карьеры. В условиях подготовки современных школьников остается своевременным психологическое направление работы, способствующее формированию личностного самоопределения обучающихся [4].
Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. Как отмечает ряд авторов (М. Р. Гинзбург, А. К. Маркова, Н. С. Пряжников [5, 16, 17]), профессиональное самоопределение тесно связано с личностным самоопределением и является его неотъемлемой частью. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование карьерных ценностей, построение эталонов в виде идеального образа профессионала, планирование карьеры в целом [16].
В связи с этим перед педагогами-психологами стоят четкие цели, направленные на активизацию рефлексии и формирование навыков при планировании индивидуальной карьеры обучающимися [9].
Поэтапное карьерное планирование дает возможность старшекласснику
более эффективно выстраивать свою карьерную траекторию, планомерно претворяя свои карьерные цели, начиная со школьной скамьи [2, 14].
Актуальность исследования
К исследованиям, результаты которых позволяют предположить влияние тех или иных психологических переменных на планирование профессиональной карьеры, можно отнести исследования формирования жизненной и профессиональной перспективы сквозь призму профессионального самоопределения (И. А. Демина, А. А. Кроник, Д. А. Леонтьев, Н. Н. Толстых [7, 10, 13, 21]). Также описаны результаты исследований различных особенностей жизненной перспективы представителей юношеского возраста (О. В. Белановская, И. С. Бубнова, Ф. Г. Ловпаче, Н. И. Трубникова, Е. Л. Щербакова [2, 3, 14, 22, 23, 24]).
Несмотря на наличие публикаций, рассматривающих вопросы планирования карьеры, жизненных перспектив, проблема исследования психологического понятия «карьерная перспектива» на этапе окончания средней школы остается малоизученной [9].
В рамках настоящего исследования карьерную перспективу можно рассматривать как многомерное образование, отражающее представления карьерного будущего, интеграцию первоочередных и второстепенных планов профессионально-личностного развития и альтернативные пути их достижения в процессе развития карьеры субъекта [9, 11].
Исходя из основ системного подхода (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов), карьерная перспектива формируется в соответствии с особенностями жизненной перспективы (локализация, структура, качественные характеристики, структурные компоненты, параметры) и является ее проявлением.
В работах О. С. Гуровой жизненная перспектива личности представляет собой многоуровневое системное образование, основными составляющими которого выступают эмоциональный (переживание, отношение к собственному будущему), когнитивный (знание, планирование будущих событий своей жизни) и поведенческий (влияние жизненных перспектив на реальное поведение человека в настоящем) компоненты [8].
Е. И. Головаха выделяет следующие основные параметры оценки жизненной перспективы: согласованность, реалистичность, продолжительность, дифференцированность, оптимистичность [6, 7].
Являясь проявлением жизненной перспективы, карьерная перспектива структурно сформирована компонентами.
Рассмотрим ведущие компоненты карьерной перспективы: - когнитивный (характеризуется представлениями о профессионально-
релевантных качествах, профессиональной самоэффективности, карьере
и трудовом процессе, профессиональной востребованности, а также образом себя как профессионала) [29, 30, 31];
- ценностный (определяет избирательную направленность на планирование будущих событий в профессиональной деятельности; компонент выражается в направленности личности на нормы и ценности карьеры) [15];
- мотивационный (совокупность потребностей, мотивов, мотивационных образований и направленности личности на решение конкретных профессиональных будущих задач в области карьеры). Данный компонент карьерной перспективы включает доминирующий мотив профессиональной деятельности, смыслы профессионального продвижения и установку работать по специальности, карьерное кредо [28];
- аффективный (система оценок себя как профессионала (профессиональная самооценка)). В этот компонент также включают ощущение профессиональной востребованности и эмоциональное отношение к планированию карьерного будущего; доминирующие настроения профессионала, связанные с профессией и профессиональной деятельностью; эмоциональную окрашенность представлений о карьерном будущем;
- поведенческий компонент карьерной перспективы определяется как совокупность действий и установок личности на деятельность по ее профессиональному становлению; он непосредственно формируется на основе всех вышеперечисленных компонентов карьерной перспективы [25]. На основании данного подхода содержание компонентов карьерной
перспективы в данном исследовании определено через: высокий/низкий уровень мотивации к достижению успеха, мотивации избегания неудач, в силу того, что карьера всегда представлена движением вперед, развитием субъекта (мотивационный); наличие/отсутствие ценностных ориентаций в карьере (ценностный); представления о карьерной перспективе и способности к ее планированию во времени, направленность на будущее (когнитивный); личностную ориентацию «на дело» по Б. Бассу (поведенческий); ведущие эмоции при планировании карьерной перспективы (аффективный).
Теоретико-методологической основой описания компонентов карьерной перспективы выступают: психологическая теория личности и деятельности С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, концепция личности как субъекта жизнедеятельности К. А. Абульхановой-Славской [1], концепция отношений личности (В. Н. Мясищев, Н. И. Сарджвеладзе), иерархическая модель потребностей А. Маслоу, а также теория фундаментальных эмоций К. Э. Изарда.
Можно предположить, что основным критерием наличия представлений о карьерной перспективе выступает степень сформированности ее компонентов. Таким образом, возможным видится выделение типов карьерной перспективы (рисунок 1).
РОССИИСКИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ • 2016 ТОМ 13 № 4
Рисунок 1. Типы карьерной перспективы Figure 1. The types of the career prospects
Методы и методики исследования
Анкетирование (авторская анкета, направленная на изучение содержания компонентов карьерной перспективы субъектов деятельности (С. Т. Джанерьян, И. Ф. Демидова, А. В. Курилова).
Психологическое тестирование (опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZPTI) [30, 31], методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методика диагностики на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса, методика диагностики направленности личности (ориентационная анкета) Б. Басса, методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубнова).
Метод контент-анализа для обработки полученной информации на «открытые» вопросы анкеты.
Методы статистической обработки данных (непараметрические методы математической статистики: U-критерий Манна - Уитни, коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена; факторный анализ с помощью метода главных компонент (varymax-вращение) с нормализацией Кайзера.
Респондентами выступили учащиеся 11-х классов МАОУ гимназии «Мариинская» (г. Таганрог, Ростовская область) в количестве
50 человек (п = 50), в возрасте от 17 до 18 лет (согласно международной возрастной периодизации данный период является юношеским возрастом), образование - неоконченное среднее.
Таким образом, целью исследования является изучение компонентов карьерной перспективы старших школьников. Объектом исследования выступает карьерная перспектива, предметом - когнитивный, аффективный, мотивационный, ценностный, поведенческий компоненты карьерной перспективы старших школьников. Гипотеза исследования - в старшем школьном возрасте карьерная перспектива строится с опорой на единичные, важные для старшеклассников компоненты и не носит комплексный характер.
Результаты
Представления старшеклассников о карьерной перспективе сформировали следующий ассоциативный ряд понятий: «будущее», «важность», «возможность», «выбор», «должность», «жизнь», «ЗУНы», «изменение должности / карьерный рост», «интерес», «исход/результат», «карьера», «материальные ресурсы», «ожидания», «потенциал», «профессия», «рабочее место», «реализация», «рост/развитие/достижение», «социальное признание», «стремление», «успех», «цель».
50 % испытуемых задумываются о собственной карьерной перспективе каждый день, 26,9 %о - каждую неделю и 23,1 %о - несколько раз в месяц. При построении карьерной перспективы старшеклассники учитывают собственное мнение в 69,4 % случаев, мнение других людей учитывается в 8,3 %> случаев, и некая ситуация влияет на выбор учащихся в 22,3 %> случаев.
Продолжительность карьерной перспективы старшеклассников отражается в 3 этапах: этап ближней карьерной перспективы составляет от 3 месяцев до полугода, этап средней карьерной перспективы составляет от 3 до 5 лет, и этап дальней карьерной перспективы составляет от 5 до 10 лет.
Наиболее значимыми ценностями, указанными в анкете для старших школьников, стали: 1) «ценности развития» (развитие, познание, жизненная мудрость, продуктивная жизнь), «ценности межличностных отношений» (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других) (т = 8,96); 2) «индивидуальные ценности» (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) (т = 8,9); 3) «ценности профессиональной деятельности» (интересная работа, продуктивная деятельность, творчество, активная деятельная жизнь, общественное признание) (т = 8,8).
Специфические особенности компонентов карьерной перспективы старших школьников представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Особенности компонентов карьерной перспективы (КП) старших школьников (* ценностный компонент представлен результатами опросника С. С. Бубнова)
Table 1.
The features of the components of career prospects in senior schoolchildren (* the value component is represented by the results of S. S. Bubnov's questionnaire)
Когнитивный Мотива- Ценностный Аффективный Поведенчес-
компонент КП ционный ком- компонент компонент КП кий компо-
понент КП КП* нент КП
1) «карье- 1) мотивация 1) «признание 1) интерес 1) «на
ра», «рост/ достижения и уважение лю- (т = 8,69); себя» - 45 %;
развитие/ успеха дей и влияние 2) радость 2) «на
достижение»; (т = 16,75) - на окружаю- (т = 8); дело» - 55 %;
2) «возмож- умеренно щих»; 3) страх 3) «на
ность», «со- высокий 2) «помощь (т = 6,26); общение» - 0 %
циальное уровень; и милосер- 4) удивление
признание», 2) мотивация дие к другим (т = 4,61);
«реализация»; избегания людям»; 5) печаль
3) «изменение неудач 3) «приятное (т = 3,57)
должности/ка- (т = 15,1) - времяпре-
рьерный рост» средний провождение,
уровень отдых»;
4) «любовь»
Карьерная перспектива в выборке старшеклассников сформирована в 16 % случаев, 20 % - частично сформирована, 50 % - недостаточно сформирована и 14 % - не сформирована.
В ходе корреляционного анализа выявлено, что мотивация достижения успеха коррелирует с ценностью «высокое материальное благосостояние» (г5 = 0,331, при р < 0,05). Мотивация избегания отрицательно соотносится со шкалой «направленность на себя» (г5 = -0,336, при р < 0,05), ценностью «поиск и наслаждение прекрасным» (г5 = -0,291, при р < 0,05), временными шкалами «гедонистическое настоящее» (г5 = -0,402, при р < 0,01) и «фаталистическое настоящее» (г5 = -0,294, при р < 0,05); положительно - с ценностью «признание и уважение людей и влияние на окружающих» (г5 = 0,279, при р < 0,05) и направленностью на общение (г5 = 0,365, при р < 0,01).
Направленность на себя (Я) связана положительной корреляционной связью с ценностью «высокое материальное благосостояние» (г5 = 0,442, при р < 0,01) и временной шкалой «негативное настоящее» (г5 = 0,370, при р < 0,01); отрицательной корреляционной связью - с ценностями «приятное
Ви$Б!АЫ РБУСНОХОСА!. JOURNAL• 2016 У01_. 13 # 4
времяпрепровождение, отдых» (г5 = -0,329, при р < 0,05) и «общение» (г5 = -0,331, при р < 0,05). Направленность на общение (О) положительно коррелирует с ценностью «помощь и милосердие к другим людям» (г5 = 0,382, при р < 0,01) и отрицательно - с ценностью «поиск и наслаждение прекрасным» (г5 = -0,312, при р < 0,05). Направленность на дело (Д) положительно связана с ценностями «приятное времяпрепровождение, отдых» (г5 = 0,352, при р < 0,05), «любовь» (г5 = 0,372, при р < 0,01) и временными шкалами «гедонистическое настоящее» (г5 = 0,287, при р < 0,05), «фаталистическое настоящее» (г5 = 0,289, при р < 0,05).
Временная шкала «гедонистическое настоящее» положительно коррелирует с ценностями «приятное времяпрепровождение, отдых» (г5 = 0,408, при р < 0,01), «помощь и милосердие к другим людям» (г5 = 0,304, при р < 0,05), «любовь» (г5 = 0,337, при р < 0,05), «познание нового в мире, природе, человеке» (г5 = 0,329, при р < 0,05), «общение» (г5 = 0,283, при р < 0,05), «здоровье» (г5 = 0,449, при р < 0,01). Шкала «фаталистическое настоящее» коррелирует с ценностями «высокое материальное благосостояние» (г5 = 0,352, при р < 0,05), «любовь» (г5 = 0,352, при р < 0,05), «признание и уважение людей и влияние на окружающих» (г5 = 0,352, при р < 0,05), «общение» (г5 = 0,352, при р < 0,05).В ходе проведенного факторного анализа в группе старшеклассников были выделены ведущие факторы карьерной перспективы: «конкретные жизненные ценности», «социальная активность к достижению статуса», «альтруизм», «потребность в коммуникации». Результаты факторного анализа в группе старших школьников представлены в таблице 2.
В выборке старших школьников представления об образе будущей карьеры выступают нечеткими в силу того, что школьники слабо представляют себе особенности данного вида деятельности. Карьерные перспективы на этапе окончания средней школы размыты и имеют свою специфику. Они связаны с профессиональным самоопределением, выбором дальнейшего профиля образования и вуза. Ментальные представления школьников относительно личных карьерных перспектив связаны с категориями роста и развития, достижения и реализации, карьерным ростом и изменением должности. По мнению представителей юношеского возраста, будущая карьера будет строиться наиболее успешно в том случае, когда будут реализованы ценностные ориентации власти и управления, через признание и уважение. Среди ведущих компонентов карьерной перспективы старших школьников преобладают мотивационный и поведенческий компоненты, что отражается в выраженной мотивации к достижению успеха (в силу того, что карьера всегда подразумевает развитие и движение субъекта вперед), а также личностной ориентацией «на дело». Когнитивный компонент выражен в представлениях о продолжительности планирования карьерной
РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2016 ТОМ 13 № 4
перспективы сроком до 5-10 лет, о том, что карьерная перспектива связана с ростом/развитием/достижением в карьере. Выявленные ценности не связаны с планированием карьеры, в этой связи ценностный компонент карьерной перспективы не выражен. Аффективный компонент представлен выраженной эмоцией «радость».
Таблица 2.
Результаты факторного анализа в группе старших школьников (метод главных компонент (varymax-вращение) с нормализацией
Кайзера)
Table 2.
The results of factor analysis in the group of senior schoolchildren (principal component analysis (varymax rotation) with Kaiser normalization)
Наименование фактора Переменная фактора Значение переменной Нагрузка фактора
«Конкретные жизненные ценности» Ориентация «На дело» (Д) r = 0,66 3,542
Ценность «Приятное времяпрепровождение, отдых» r = 0,50
Временная шкала «Позитивное прошлое» r = 0,61
Ценность «Любовь» r = 0,51
Ценность «Общение» r = 0,47
Ценность «Здоровье» r = 027
«Социальная активность к достижению статуса» Ценность «Высокий социальный статус и управление людьми» r = 0,63 2,969
Ценность «Высокое материальное благосостояние» r = 0,52
Ценность «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» r = 0,38
Мотивация достижения успеха r = 0,46
Ценность «Познание нового в мире, природе, человеке» r = 0,59
«Альтруизм» Ценность «Любовь» r = 0,33 2,522
Ценность «Здоровье» r = 0,36
Ценность «Помощь и милосердие к другим людям» r = 0,76
Ориентация «На общение» (О) r = 0,29
«Потребность в коммуникации» Ценность «Общение» r = 0,45 2,024
Ориентация «На общение» (О) r = 0,66
Таким образом, карьерная перспектива старших школьников на этапе окончания общеобразовательной школы не является полностью сформированной, при ее построении старшеклассники опираются на свои сиюминутные интересы и потребности, а, следовательно, наша гипотеза подтверждается. Однако можно предположить, что имеющиеся ценности и личностная ориентация «на дело» выступят своего рода рычагом к действию, развитием в карьере.
Выводы
В группе старших школьников преобладает мотивация достижения успеха, напрямую связанная с достижением материального благополучия, статуса. В представлениях старших школьников профессиональная активность в дальнейшем сулит вознаграждение в виде приятного отдыха. Удовольствие представители данного возраста получают непосредственно от отдыха, помощи другим, любви и всестороннего развития. Они живут сегодняшним днем, не задумываясь о насущных проблемах планирования будущей карьеры. На данном этапе старшие школьники полностью удовлетворены прожитой жизнью, ведь живут для себя, удовлетворяя лишь собственные потребности. Они не верят в собственные силы, могут пользоваться ресурсами других, при этом ничего не производя и не делая «саморучно».
Юноши и девушки на стадии окончания школы с выраженной мотивацией избегания неудач в построении собственной карьерной перспективы будут стараться избегать чрезмерного риска. Таких представителей сложно назвать «прожекторами жизни» и, в целом, такие представители уверены в правильности принимаемых решений, т. к., возможно, весьма скрупулезно подходят к ним.
Старшеклассники с выраженной направленностью личности «на себя» (по Б. Бассу) в планировании карьерной перспективы будут учитывать негативные ситуации, которые уже случались в прошлом. При построении карьерной перспективы для старшеклассников с такой направленностью характерны ориентация на прямое вознаграждение, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
Представители старшего школьного возраста с выраженной ориентацией «на дело» при построении карьерной перспективы будут ориентированы на деловое сотрудничество. Они способны эффективно выстраивать диалог, отстаивать собственную точку зрения и доводить начатое дело до логического конца. Характерна эмоциональная стабильность в принятии решений различного уровня.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов-психологов, профессиональных
консультантов службы занятости РФ, классных руководителей, социальных педагогов и т. д.
Перспектива дальнейшего изучения видится в исследованиях карьерной перспективы других категорий граждан, а также разработке и внедрении психологических программ, ориентированных на целеполагание и планирование карьерной перспективы.
Литература
1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001.
2. Белановская О. В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве // Проблемы социальной психологии личности // Межвузовский сборник научных статей. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - Вып. 1. -С. 78-88.
3. Бубнова И. С. К проблеме профессионального самоопределения воспитанников детских домов // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Под общ. ред. М. В. Темлянцева. - Новокузнецк, 2014. - С. 29-31.
4. Васильев В. Я. Целевая направленность и временная перспектива личности // Психология личности и время жизни человека. - Черновцы, 1991.
5. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-52.
6. Головаха Е. И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2001.
7. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - М.: Смысл, 2008.
8. Гурова О. С., Середина Т. С. Особенности семейных перспектив юношей // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6 (108). - С. 147-150.
9. Демидова И. Ф., Курилова А. В. Представления студентов о карьерных перспективах // Вестник Таганрогского института управления и экономики. Научно-теоретический и информационно-методический журнал. - 2014. - 1 (19). - С. 109-111.
10. Демина Л. Д., Ральникова И. А. Функциональные взаимосвязи социального и эмоционального интеллекта: контекст самоорганизации жизненных перспектив личности // Сиб. психол. ж. - 2010. - № 38. - С. 60-62.
11. Джанерьян С. Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. -Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2004. - 480 с.
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2016 VOL. 13 # 4
12. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Сфера, 2001.
13. Леонтьев Д. А. К типологии жизненных миров // 2-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. -С. 114-116.
14. Ловпаче Ф. Г. Жизненные перспективы как основной показатель личностного развития в юношеском возрасте // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. -2011. - № 3. - С. 40-45.
15. Мандрикова Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 4.
16. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996.
17. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. - М.: Академия, 2005. - 496 с.
18. РальниковаИ. А. Перестройка системы жизненных перспектив человека на этапе переломных событий: монография. - Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2012.
19. Серенкова В. Ф. Личностная организация времени как средство реализации жизненных планов // Применение концепции С. Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. - М., 1989.
20. СырцоваА. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - 3. - С. 101-109.
21. ТолстыхН. Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 79-86.
22. Трубникова Н. И. Временная перспектива как важнейший компонент жизненного самоопределения // Мир науки, культуры, образования. -2010. - № 5.
23. Трубникова Н. И. Смысложизненные ориентации как важнейший компонент жизненного самоопределения // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 2.
24. Щербакова Е. Л. Жизненная перспектива и личностное самоопределение как компоненты профориентирования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 6. - С. 216-224.
25. Cottle T. J., Klineberg S. L. The Present of Things Future: Exploration of Time in Human Experience. - N. Y., 1974.
26. Little B. R. Personal projects: A rationale and method for investigations // Environment and Behavior. - 1983. - no. 15 (3). - pp. 237-309.
27. Markus H., Fryberg S. On Being American Indian: Current and Possible Selves // Self and Identity. - 2003. - no. 2. - pp. 325-344.
28. Nuttin J., Lens W. Future Time Perspective and Motivations: Theory and Research Method. - N. J., 1985.
29. ZaleskiZ. Personal Future in Hope and Anxiety Perspective // Psychology of Future Orientation / Z. Zaleski (Ed.). - Lublin, 1994.
30. Zimbardo P G. & BoniwellI. Balancing One's Time Perspective in Pursuit of Optimal Functioning // Positive Psychology in Practice. - Hoboken, NJ: Wiley, 2004.
31. Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable, Individual-Differences Metric // Journal of Personality and Social Psychology. - 1999. - 77. - no. 6. - pp. 1271-1288.
References
1. Abul'khanova K. A., Berezina T. N. Vremyalichnostiivremyazhizni [The time of personality and the time of life]. St. Petersburg, Aleteiya Publ., 2001.
2. Belanovskaya O. V. Vremennayaperspektivazhiznennykhplanovvyunoshestve: Problemy sotsial'noi psikhologii lichnosti [Time perspective of life plans in adolescence: Problems of the social psychology of personality]. Saratov, Saratov University Publ., 2004, V. 1, pp. 78-88.
3. Bubnova I. S. K probleme professional'nogo samoopredeleniya vospitan-nikov detskikh domov [On the issue of professional self-determination in inmates of a children's home]. Trudy vserossiiskoi nauchnoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh "Nauka i molodezh': problemy, poiski, resheniya" [Proc. the All-Russian Scientific Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists "Science and youth: problems, search, and decisions]. Novokuznetsk, 2014, pp. 29-31.
4. Vasil'ev V. Ya. Tselevaya napravlennost' i vremennaya perspektiva lichnosti: Psikhologiya lichnosti i vremya zhizni cheloveka [Goal orientation and time perspective of the person: Personality psychology and the life time of the person]. Chernivtsi, 1991.
5. Ginzburg M. R. Psikhologicheskoe soderzhanie lichnostnogo samoopredeleniya [The psychological content of personal self-determination]. Voprosy psikhologii - Approaches to Psychology, 1994, no. 3, pp. 43-52.
6. Golovakha E. I. Zhiznennye perspektivy i tsennostnye orientatsii lichnosti: Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov [Life prospects and value guidelines personality: Personality psychology in works of Russian psychologists]. St. Petersburg, 2001.
7. Golovakha E. I., Kronik A. A. Psikhologicheskoe vremya lichnosti [The psychological time of personality]. Moscow, Smysl Publ., 2008.
8. Gurova O. S., Seredina T. S. Osobennosti semeinykh perspektiv yunoshei [Features of family prospects in young men]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2016 VOL. 13 # 4
pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 6 (108), pp. 147-150.
9. Demidova I. F., Kurilova A. V. Predstavleniya studentov o kar'ernykh perspekti-vakh [Students' representations of career prospects]. Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i ekonomiki. Nauchno-teoreticheskii i informatsionno-metodicheskii zhurnal - Bulletin of Taganrog Institute of Management and Economics. Theoretical and Information-Methodological Journal, 2014, no. 1 (19), pp. 109-111.
10. Demina L. D., Ral'nikova I. A. Funktsional'nye vzaimosvyazi sotsial'nogo i emotsional'nogo intellekta: kontekst samoorganizatsii zhiznennykh per-spektiv lichnosti [Functional relationship between social and emotional intelligence: the context of self-organization of life prospects of the person]. Sib. psikhol. zh. - Siberian Psychological Journal, 2010, no. 38, pp. 60-62.
11. Dzhaner'yan S. T. Professional'naya Ya-kontseptsiya: sistemnyi analiz [Professional self-concept: a system analysis]. Rostov-on-Don, Rostov University Publ., 2004. 480 p.
12. Kulagina I. Yu., Kolyutskii V. N. Vozrastnaya psikhologiya: Polnyi zhiznennyi tsikl razvitiya cheloveka [Age psychology: the full life cycle of human development]. Moscow, Sfera Publ., 2001.
13. Leont'ev D. A. K tipologii zhiznennykh mirov [The typology of life worlds]. 2-ya Vserossiiskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya po ekzistentsial'noi psikhologii: Materialy soobshchenii [Proc. the 2nd All-Russian Scientific-Practical Conference on Existential Psychology: Reports]. Moscow, Smysl Publ., 2004, pp. 114-116.
14. Lovpache F. G. Zhiznennye perspektivy kak osnovnoi pokazatel' lichnostnogo razvitiya v yunosheskom vozraste [Life prospects as the basic characteristic of personal development adolescence]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya - Bulletin of Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2011, no. 3, pp. 40-45.
15. Mandrikova E. Yu. Sovremennye podkhody k izucheniyu vremennoi perspektivy lichnosti [Modern approaches to the study of the time perspective of personality]. Psikhologicheskii zhurnal - Psychological Journal, 2008, V. 29, no. 4.
16. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma [The psychology of professionalism]. Moscow, Znanie Publ., 1996.
17. Pryazhnikova E. Yu., Pryazhnikov N. S. Proforientatsiya [Vocational guidance]. Moscow, Akademiya Publ., 2005. 496 p.
18. Ral'nikova I. A. Perestroika sistemy zhiznennykh perspektiv cheloveka na etape perelomnykh sobytii: monografiya [The reorientation of life prospects of the person at the stage of critical events]. Barnaul, Altai State University Publ., 2012.
POCCMI/ICKMI/I nCI/IXOTOn/IMECKI/ll/l «yPHAfl • 2016 TOM 13 № 4
19. Serenkova V. F. Lichnostnaya organizatsiya vremeni kak sredstvo realizatsii zhiznennykh planov: Primenenie kontseptsii S. L. Rubinshteina v razrabotke voprosov obshcheipsikhologii [Personal time management as a means of realizing life plans: Applying the concept of S. L. Rubinstein in the development of general psychology]. Moscow, 1989.
20. Syrtsova A. Adaptatsiya oprosnika vremennoi perspektivy lichnosti F. Zim-bardo [The adaptation of the Zimbardo Time Perspective Inventory]. Psik-hologicheskii zhurnal - Psychological Journal, 2008, V. 29, 3, pp. 101-109.
21. Tolstykh N. N. Zhiznennye plany podrostkov i yunoshei [Life plans of teenagers and adolescents]. Voprosy psikhologii - Approaches to Psychology, 1984, no. 3, pp. 79-86.
22. Trubnikova N. I. Vremennaya perspektiva kak vazhneishii komponent zhiznennogo samoopredeleniya [Time perspective as the important component of self-determination]. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya - The World of Science, Culture, and Education, 2010, no. 5.
23. Trubnikova N. I. Smyslozhiznennye orientatsii kak vazhneishii komponent zhiznennogo samoopredeleniya [Life-sense orientations as the important component of self-determination]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The World of Science, Culture, and Education, 2011, no. 2.
24. Shcherbakova E. L. Zhiznennaya perspektiva i lichnostnoe samoopredelenie kak komponenty proforientirovaniya [Life prospects and personal self-determination as component of professional orientation]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2010, no. 6, pp. 216-224.
25. Cottle T. J., Klineberg S. L. The Present ofThings Future: Exploration ofTime in Human Experience. N. Y., 1974.
26. Little B. R. Personal projects: A rationale and method for investigations. Environment and Behavior, 1983, no. 15 (3), pp. 237-309.
27. Markus H., Fryberg S. On Being American Indian: Current and Possible Selves. Self and Identity, 2003, no. 2, pp. 325-344.
28. Nuttin J., Lens W. Future Time Perspective and Motivations: Theory and Research Method. N. J., 1985.
29. Zaleski Z. Personal Future in Hope and Anxiety Perspective. Psychology of Future Orientation. Z. Zaleski (Ed.). Lublin, 1994.
30. Zimbardo P. G. & Boniwell I. Balancing One's Time Perspective in Pursuit of Optimal Functioning. Positive Psychology in Practice. Hoboken, NJ, Wiley, 2004.
31. Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable, Individual-Differences Metric. Journal of Personality and Social Psychology, 1999, 77, no. 6, pp. 1271-1288.