стников фокус-групп по созданию социальной рекламы. В ней представлены: 1. Описание оптимальной стратегии поведения модератора - (а) фасилитация процесса решения групповой задачи, которая подразумевает четкую постановку целей и задач, описание процедур и правил, и ненавязчивую корректировку хода работы, если она выходит за их рамки; (б) при возникновении конфликта следует способствовать его конструктивному разрешению, если участники не справляются самостоятельно; (в) для предотвращения неконструктивных конфликтных ситуаций, перед началом проведения фокус-группы следует четко обозначить правила поведения для участников, и в случае возникновения вопросов - дать понятные и исчерпывающие ответы. 2. Набор эвристических методов, отвечающих требованиям эффективности. 3. Батарея оценочных процедур для уточнения творческой ценности и убедительности разработанного рекламного продукта.
Исследование проведено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Мероприятие 1.2.2.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белановский, С. А. Метод фокус-групп / С. А. Белановский. - М. : Никколо-Медиа, 2001. - 280 с.
2. Крюгер, Р.А. Фокус-группы : практическое руководство / Р.А. Крюгер, М.Э. Кейси. - М. : Вильямс, 2003. - 256 с.
3. Мельникова, О.Т. Фокус-группы: методы, методология, модерирование / О.Т. Мельникова. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 320 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.9.62
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
Эмилия Николаевна Ломакина, старший преподаватель, соискатель, Дальневосточный технический университет (ДВПИ им. В.В. Куйбышева),
г. Владивосток
Аннотация
Рассматривается содержательная сторона профессиональной направленности. Представлены результаты исследования карьерных ориентаций студентов инженерных специальностей как ценностного компонента профессиональной направленности. Выявлена структура карьерных ориентаций студентов с направленностью на различные виды инженерной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная направленность, ценностные ориентации, карьерные ориентации.
CAREER ORIENTATIONS AS AN INTEGRAL COMPONENT OF VOCATIONAL GUIDANCE OF FUTURE ENGINEER Emiliya Nikolaevna Lomakina, the senior lecturer, competitor, The Far Eastern Technical University, Vladivostok
Annotation
Herein a substantial part of vocational guidance is viewed, research results of engineering specialty students' career orientations as an integral component of vocational guidance have been shown. The structure of career orientations of students aimed at various kinds of engineering activity has been exposed.
Keywords: vocational guidance, integral orientation, career orientation.
Вопросы формирования профессиональной направленности студентов являются важными в деятельности современного высшего учебного заведения. Именно в процессе обучения в вузе определяются не только жизненные и мировоззренческие позиции будущего специалиста, закладываются основы будущей профессиональной деятельности, но и происходит начальное «освоение» профессией. Профессиональная направленность понимается как одна из четырех подструктур индивидуальных качеств профессионала [9] и определяет отношение человека к профессии, придает трудовой деятельности субъекта труда личностный смысл, повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений и навыков. Рассматривая содержательную сторону профессиональной направленности, Э.Ф. Зеер выделяет в структуре профессиональной направленности такие компоненты, как ценностные ориентации, мотивы, профессиональную позицию и социально-профессиональный статус. Одно из ведущих мест отводится системе ценностных ориентаций, связанных с профессиональными устремлениями человека, это - смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др. [2]. Структура ценностных ориентаций личности выступает в роли системы, определяющей мотивацию поведения личности в профессиональной сфере, служит своеобразным «каркасом» соответствующей деятельности [1]. По мнению Е.А. Климова, для каждой определенной профессиональной группы характерна своя система ценностей [3]. Ценностные ориентации детерминируют профессиональное поведение, тем самым обеспечивая содержание и направленность деятельности, и придают смысл профессиональным действиям [5]. Результаты исследований ценностных ориентаций студентов до начала 90-х годов прошлого века и ценностных ориентаций современных студентов, отражают значительную разницу в их структуре. Так, например, исследования Т.А. Кухаре-вой дают представление о ценностных ориентациях молодых специалистов-инженеров, иерархия ценностей которых представлена таким образом: главное место занимает семья, затем - успехи в работе, далее - хорошая заработная плата, полезность труда для общества и возможность творчества [7]. Е.П. Кораблина, изучив наиболее привлекательные аспекты в будущей профессиональной деятельности студентов, показала, что привлекательность профессии, независимо от курса, связана с такими ценностями как достижение успеха в деятельности, возможность быть полезным обществу и людям, получение конкретных, практических результатов деятельности, приобретение престижа, признания, одобрения. Ценности, связанные с удовлетворением личных интересов и приобретением личных благ, занимают последнее место [4]. Результаты исследований ценностных ориентаций различных социальных групп В. А. Хащенко показывают, что в иерархии ценностей-целей у молодежи доминируют такие ценности как семья, материальная обеспеченность, любовь, свобода, здоровье, уверенность в себе, друзья. Автор приходит к выводу о формировании нового типа направленности личности, для которой характерна индивидуализированная ориентация на личные, в том числе и экономические ценности [10]. Такие выводы созвучны и с более поздними результатами исследования ценностных ориен-таций. В исследовании В.И. Крюковой показано, что наиболее значимыми для студентов технических специальностей являются экзистенциональные ценности (счастье, любовь, дружба), семья, работа, материальное благополучие, здоровье [6]. Обобщая результаты исследований ценностных ориентаций молодых людей в разные периоды истории страны, мы видим, что в социалистический период ведущее место в структуре ценностей занимает трудовая деятельность, полезность обществу. На современном этапе, начало 2000-х годов, доминируют индивидуальные ценности. Н.М. Лебедева считает, что ценности индивидуалистической направленности служат личностному росту и развитию [8]. В нашем исследовании сделана попытка рассмотреть карьерные ориентации как ценностные ориентации профессиональной направленности. Так как именно процесс построения и развития профессиональной карьеры дает возможность человеку реализовать свои способности и свой потенциал и рассматривается как результат, отражающий представления
человека о себе в сфере трудовой деятельности, о собственном пути личностного и профессионального развития. Траекторию профессионального движения человек строит в соответствии со своими ценностями, опытом и выбор карьеры предполагает неоднозначное видение одной предметной области разными людьми. Целью нашего исследования является изучение карьерных ориентаций студентов инженерных специальностей в вузе как ценностного компонента профессиональной направленности. В качестве испытуемых выступили студенты Дальневосточного государственного технического университета горного института и института механики, автоматики и передовых технологий, в количестве 125 человек. Для изучения профессиональной направленности применялась методика О.Б. Годлиник и методика Э. Шейна «Якоря карьеры» адаптированная В.А. Чикер, В.И. Винокуровой, предназначенная для определения ведущей карьерной ориентации: профессиональной компетентности, менеджмента, автономии, стабильности места работы и стабильности места жительства, служения, вызова, интеграции стилей жизни и предпринимательства. С помощью методики О.Б. Годлиник определялась направленность на вид инженерной деятельности. В результате выделились следующие группы: студенты с выраженной направленностью на проектно-конструкторский вид инженерной деятельности (группа 1); студенты с выраженной направленностью на производственный вид инженерной деятельности (группа 2); студенты с выраженной направленностью на организаторский вид инженерной деятельности (группа 3); студенты, у которых нет единой выраженной направленности на определенный вид инженерной деятельности (группа 4) и студенты не ориентированные на инженерную деятельность, их профессиональные намерения находятся вне инженерной сферы деятельности группа 5). С помощью методики Э. Шейна «Якоря карьеры» определялись карьерные ориентации респондентов, как некоторый смысл, который человек хочет реализовать при выборе и осуществлении своей карьеры, в каждой группе. Согласно результатам исследования, в каждой из пяти групп с различной направленностью на вид инженерной деятельности в структуре карьерных ориентаций сложилась своя определенная иерархия карьерных ориентаций, своя структура карьеры будущей профессиональной деятельности, что позволило выделить ведущие, значимые карьерные ориентации и менее значимые. Это отражено на графике обобщенного профиля карьерных ориентаций (рис. 1). Исключение составляют карьерные ориентации «стабильность работы» и «стабильность места жительства». Ориентация «стабильность работы» занимает 1 ранг во всех группах. По нашему мнению это логично, так как данная карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности своего профессионального будущего, желанием предсказуемости в планировании и построении собственной карьеры. Для будущих выпускников большое значение имеет трудоустройство, что предполагает и финансовую стабильность, так как современные социально-экономические условия не дают ощущения стабильности и уверенности в будущем. Карьерная ориентация «стабильность места жительства» во всех группах является наименее предпочтительной и занимает последнее или одно из последних мест. Вероятно, низкая степень выраженности данной карьерной ориентации обусловлена сниженной потребностью выпускников в стабильности пребывания в определенном месте жительства или регионе. Наиболее важными для нашей работы являются ведущие (ориентации, занявшие в результате ранжирования первые три ранга) и значимые карьерные ориентации (ориентации, занявшие в результате ранжирования 4 - 6 ранги). Полученные данные показывают, что карьерная ориентация «стабильность места работы» является ведущей и очень важной карьерной ориентацией для всех групп испытуемых и занимает первый ранг во всех группах. В группе с выраженной направленностью на проектно-конструкторский вид инженерной деятельности (группа 1) ведущей карьерной ориентацией также является «служение» и «профессиональная компетентность», а значимыми ориентациями - «интеграция стилей жизни», «вызов» и «автономность». Содержание ориентации «служение» соответствует системе терминальных цен-
ностей и возможно такое предпочтение данной карьерной ориентации свидетельствует об идеализированном представлении профессии. Карьерная ориентация «профессиональная компетентность» отражает стремление реализовать свои способности в профессиональной деятельности, стать мастером своего дела, причем профессиональная деятельность должна гармонично сочетаться с различными сторонами жизни - самореализацией, отдыхом, т.е. важна ориентация на интеграцию различных сторон образа жизни.
10
-•-1 группа
-Ш-2 группа
-А-3 группа
—В—4 группа
-в-5 группа
4 5 6 7
номер карьерной ориентации
9
8
7
6
5
4
3
Рис. 1. Обобщенный профиль карьерных ориентаций по группам (1 - профессиональная компетентность; 2 - менеджмент; 3 - автономия; 4 - стабильность работы; 5 - стабильность места жительства; 6 - служение; 7 - вызов; 8 - интеграция стилей жизни; 9 - предпринимательство)
В профессиональной деятельности важно уметь преодолевать препятствия, решать трудные задачи, «бросать вызов», т.е. доказать свою состоятельность и как профессионала в том числе, не только окружающим, но возможно скорее всего себе самому. Важно в профессиональной деятельности не ограничивать себя организационными правилами, предписаниями, а иметь возможность самому решать когда, над чем и сколько работать, т.е. это яркое выражение ориентации «автономия». В группе с выраженной направленностью на производственный вид инженерной деятельности (группа 2) ведущими ориента-циями являются «интеграция стилей жизни» и «менеджмент», а значимыми ориентация-ми - «автономия», «профессиональная компетентность» и «вызов». Предпочтение данных карьерных ориентаций свидетельствует о стремлении испытуемых к стабильности и безопасности своего будущего, ориентации на гармоничное сочетание и развитие различных сторон своей личности, а не только к профессиональному развитию. Деятельность инженера-производственника включает в себя не только исполнительскую деятельность. Инженер отвечает также за внедрение и контроль технологических процессов в производство, осуществляет руководство персоналом, контролирует обеспечение безопасных условий труда, т.е. его деятельность ориентирована на интеграцию усилий других людей для выполнения конкретных технологических процессов участником и испол-
нителем, которого непосредственно является и он сам. В производственной деятельности инженера важно иметь возможность самому решать когда, над чем и сколько работать, т.е. принимать производственные решения, когда это необходимо. Профессиональная компетентность отражает стремление реализовать свои способности в профессиональной деятельности, стать мастером своего дела; важно уметь преодолевать препятствия, решать трудные задачи, «бросать вызов», т.е. доказать свою состоятельность и как профессионала в том числе, не только окружающим, но возможно скорее всего себе самому. В группе с выраженной направленностью на организаторский вид инженерной деятельности (группа 3) ведущие карьерные ориентации - это «стабильность работы», «менеджмент» и «профессиональная компетентность», а значимые карьерные ориентации - «автономия», «интеграция стилей жизни» и «вызов». Стабильность работы обеспечит материальное благополучие, даст возможность адаптироваться в профессиональной деятельности. Предпочтение карьерной ориентации «менеджмент» свидетельствует о стремлении занять управленческие должности практически сразу после трудоустройства, что позволило бы им закрепиться в организации. Их главная цель - должность, на которой можно будет управлять различными сторонами деятельности предприятия. На практике это маловероятно в силу различных организационных особенностей производства, а также необходимости пройти определенные ступени карьеры. «Профессиональная компетентность» - еще одна ведущая карьерная ориентация студентов данной группы, они считают, что важно реализовать свои способности в профессиональной деятельности, стать мастером своего дела и таким образом достичь определенного профессионального статуса. Они стремятся к «автономии», самостоятельности, независимости, освобождению от предписаний и ограничений, стремятся делать все по-своему, готовы к риску, конкуренции, преодолению препятствий доказать свою состоятельность и как профессионала в том числе. Значимой карьерной ориентацией для студентов данной группы является и ориентация «интеграция стилей жизни». Человек с такой карьерной ориентацией не хочет, чтобы в его жизни доминировала только карьера, или только саморазвитие или семья, он ориентирован на интеграцию, гармоничное сочетание различных сторон образа жизни. В группе, где у студентов нет выраженной направленности на определенный вид инженерной деятельности (группа 4), карьерные ориентации «стабильность работы», «профессиональная компетентность» и «менеджмент» являются ведущими, а «автономия», «служение» и «интеграция стилей жизни» - значимыми карьерными ориентациями. Студенты считают, что важно реализовать свои способности в профессиональной деятельности, стать мастером своего дела и, таким образом, достичь должности, на которой можно будет интегрировать усилия других людей и управлять различными сторонами деятельности предприятия, достичь определенного профессионального статуса. Значимыми карьерными ориентациями являются «автономия», «служение» и «интеграция стилей жизни». Такой выбор карьерных ориентаций свидетельствует о стремлении к независимости и самостоятельности, гармоничному сочетанию различных сторон образа жизни, а также о стремлении помочь людям. В группе, где студенты не ориентированы на инженерную деятельность и профессиональные намерения, которых находятся вне инженерной сферы деятельности (группа 5), ведущими в планировании будущей профессиональной деятельности являются ориентации «стабильность работы», «автономия» и «интеграция стилей жизни», а значимыми - «служение», «вызов» и «профессиональная компетентность». Такая иерархия карьерных ориентаций свидетельствует о том, что человеку важна не только стабильность работы, обеспечивающая определенную уверенность в будущем и финансовую независимость, но и ему важно работать в такой организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, и он готов даже отказаться от продвижения по службе ради сохранения своей независимости. Для него важно гармоничное сочетание различных сторон образа жизни, стремление к развитию всех сторон своей личности даже больше, чем к профессиональному развитию (ориентация «профессио-
нальная компетентность» стоит на последнем месте в списке значимых карьерных ориен-таций). Основными ценностями при ориентации служение являются «работа с людьми», «помощь людям». На наш взгляд, что данная ценностная ориентация является значимой, объясняется тем, что в эту группу входят студенты с ярко выраженной или преобладающей склонностью к профессиям типа «человек - человек». В любой профессиональной деятельности важно уметь преодолевать препятствия, решать трудные задачи, доказать свою состоятельность и как профессионала в том числе. Таким образом, мы видим, что для каждой группы определился свой профиль карьерных ориентаций, хотя можно отметить некоторые совпадения, но при этом сохраняется и определенная специфика, т. е. задачи и цели профессиональной деятельности накладывают отпечаток на иерархию карьерных ориентаций. В группах с направленностью на инженерную деятельность (1, 3 и 4, кроме группы 2) сочетание ведущих карьерных ориентаций отражает стремление человека к реализации своих способностей в профессиональной деятельности. Стремление стать мастером своего дела, стремление к реализации своих целей и решению задач профессиональной деятельности, т.е. преобладает направленность на дело, на задачу, и они, скорее всего, будут более продуктивны в профессиональной деятельности. В группе с направленностью на производственный вид инженерной деятельности (группа 2), такое сочетание ведущих карьерных ориентации свидетельствуют об интеграции направленности на себя и на дело, на задачу. В группе, где у студентов профессиональные намерения находятся вне инженерной сферы деятельности (группа 5), ведущие карьерные ориентации свидетельствуют о стремлении человека к удовлетворению своих желаний, личному благополучию, т.е. направленности на себя и выраженности эгоцентрических тенденций. Полученные в ходе изучения карьерных ориентаций данные свидетельствуют о целесообразности дальнейших исследований, посвященных вопросам взаимосвязи карьерных ориентаций с другими компонентами профессиональной направленности, что позволило бы психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности инженерного образования. А это не только правильное осуществление отбора и профессиональная подготовка, но это также и планирование профессиональной карьеры будущего инженера, как показатель активного личностно-профессионального развития на этапе обучения в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булынин, А.М. Формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов педагогического вуза : метод. рекомендации / А.М. Булынин. - Комсомольск-на-Амуре : [б.и.], 1995. - 17 с.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования : учебное пособие / Э.Ф. Зеер. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
3. Климов, Е.А. Психология профессионала : избранные психологические труды / Е.А. Климов. - Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 456 с.
4. Кораблина, Е. П. Становление психологической готовности к инженерной деятельности у студентов технического вуза : дис. ... канд. психол. наук / Кораблина Е.П. -Л., 1990. - 199 с.
5. Краснорядцева, О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психол. журн. - 1998. - № 7. - С. 25-29.
6. Крюкова, В. И. Психологические факторы выбора технических профессий в современных условиях : дис. ... канд. психол. наук / Крюкова В.И. - СПб., 2004. - 228 с.
7. Кухарева, Т.А. Адаптация молодых специалистов-инженеров : дис. ... канд. психол. наук / Кухарева Т.А. - Л., 1980. - 225 с.
8. Лебедева, Н.М. Базовые ценности русских на рубеже ХХ1 века // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21, № 3. - С. 73-87.
9. Поваренков, Ю.П. Психология становления профессионала / Ю.П. Поварен-ков. - Ярославль : Изд-во Ярославский гос. пед. ун-т, 2000. - 98 с.
10. Хащенко, В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности. // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / ред. Журавлев А. Д., Шорохова Е.В. - М., 1998. - С. 107-122.
Контактная информация: [email protected]
УДК 37.015.3
ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Елена Петровна Лухменёва, аспирант, Оренбургский государственный педагогический университет
Аннотация
В статье представлена модель формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса. Военно-спортивная подготовка рассматривается как средство формирования маскулинного стиля лидерства. Отмечается влияние занятий легкой атлетикой, стрельбой, парашютным спортом на процесс формирования лидерских качеств.
Ключевые слова: лидерские качества, маскулинность, военно-спортивная подготовка, кадетский корпус.
MILITARY-SPORTS TRAINING AS A MEAN OF FORMING THE LEADERSHIP QUALITIES AMONG THE PUPILS OF CADET CORPS
Elena Petrovna Luhmenyova, the post-graduate student, Orenburg State Pedagogical University
Annotation
The article presents a model of leadership qualities of Cadet Corps' pupils. Military-sports training is seen as a form of masculine leadership style. There have been observed the influence of athletics, shooting, parachuting on the formation of leadership skills.
Keywords: leadership, masculinity, military-sports training, cadet corps.
Достаточно актуальной проблемой для исследователей в области психологии, социологии, философии является «кризис маскулинности». Кон И.С. отмечает, что последствия этого кризиса в наибольшей степени отражаются на системе социализации мальчиков. Во многом это связано с феминизацией всей образовательной системы [3]. Исключения составляют учреждения кадетского образования, которые в большинстве своем представляют продукт гендерной социализации, где у воспитанников появляется возможность стать настоящим мужчиной с ярко выраженными лидерскими качествами. Главной особенностью кадетского образования является ранняя профессионализация -формирование у воспитанников духовно - нравственного стержня, лидерских качеств; формирование качеств военного профессионала, готового к обеспечению национальной безопасности на гражданском и военном поприще. Выпускник кадетского корпуса должен быть носителем порядочности, патриотизма, гражданственности, а также уметь оказывать влияние на людей, которые не получили кадетского образования. Добиться этого можно благодаря формированию у воспитанников лидерских качеств.
Цель нашего исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование психолого-педагогических условий, способствующих эффективному формированию лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса. Разработана и экспериментально апробирована структурная модель формирования лидерских качеств (рис.1).