Научная статья на тему 'Связь направленности личности с карьерными ориентациями студентов'

Связь направленности личности с карьерными ориентациями студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1446
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Халудорова Арюна Викторовна

Проведен анализ различных подходов к проблеме карьерных ориентаций в аспекте направленности личности. Результаты эмпирического исследования доказывают тесную связь направленности личности с типами её карьерных ориентаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь направленности личности с карьерными ориентациями студентов»

РАЗДЕЛ XII ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316.477

Халудорова Аргона Викторовна

Аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета, Aryuna80@mail.ru, Республика Бурятия, Улан-Удэ

СВЯЗЬ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ С КАРЬЕРНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ СТУДЕНТОВ

Khaludorova Aryuna Victorovna

Postgraduate student, chambcr of age and pedagogic psychology Buryat State Universiti, Aryuna80@mail.ru, Buryatia Republic, Ulan-Ude city

RELATIONSHIP OF PERSONAL DIRECTIVITY WITH CAREER ORIENTATIONS OF STUDENTS

В условиях постоянных социально-экономических изменений актуальным является рассмотрение проблемы направленности личности как одного из показателей целостности природы человека, определяющего его целеустремленность, способность намечать и достигать определенных целей.

По мнению С. Л. Рубинштейна, направленность личности представляет собой динамические тенденции, которые в качестве мотивов поведения определяют деятельность человека. Составляющими направленности личности являются: смысловой компонент, характеризующий ее предметное содержание, и динамический компонент, (так называемое «напряжение», связанное с источником направленности) [6]. Ученый рассматривал направленность как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей и устремлений человека.

По А. Н. Леонтьеву, направленность личности характеризуется посредством иерархии ее мотивов, среди которых выделяется главный смыслообразующий мотив - жизненная цель [2].

Б. Ф. Ломов рассматривает направленность личности как системообразующее свойство, которое определяет весь психический склад личности [3].

По мнению К. К. Платонова, направленность личности - это одна из подструктур личности человека, которая характеризуется такими качествами, как уровень, широта, интенсивность, устойчивость и имеет ряд форм: желания, склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения [5].

Понимание сущности человека, по мнению В. Н. Мясищева, это «доминирующее отношение или его интеграл» с позиции теории отношений и выражает направленность личности [4].

Исследование мотивационной сферы растущей личности привело Л. И. Божович к пониманию иерархии составляющих эту сферу мотивов как основы направленности [1]. Были установлены три вида направленности: коллективистическая, деловая и личная.

Таким образом, направленность личности как система устойчивых доминирующих мотивов, определяющих ее побуждение, стратегические и тактические цели, детерминирует поведение и деятельность человека, ориентирует его активность. В этих условиях интересным является изучение мотивации человека к тому или иному виду профессиональной деятельности. Учет интересов, опыта, особенностей, возможностей и, главное, формирования постоянной готовности к самореализации собственного потенциала в какой-либо деятельности мы рассматриваем через построение и осуществление профессиональной карьеры.

В настоящее время понятия «карьера» и «карьерные ориентации» имеют междисциплинарный характер, т. е. рассматриваются в социальной, организационной психологии, в психологии управления, психологии труда, акмео-логии, а также в исследованиях по педагогике, социологии, менеджменту, организационной культуре. Такое многомерное изучение особенностей карьеры связано с позитивным отношением общества к карьерным устремлениям индивида, становлению человека как профессионала, реализации личностного потенциала в трудовой деятельности, усилению конкуренции в секторах рынка, связанных с наиболее востребованными и престижными профессиями.

Карьера понимается как осознанная последовательность изменений во взглядах, в позиции и поведении человека как субъекта трудовой деятельности, в системе общественных, экономических, деловых и других отношений, складывающихся в конкретный период жизненного пути. Карьера осуществляется во взаимодействии двух процессов: внутреннего развития человека (профессиональный и личностный рост, самоопределение, саморазвитие и т. п.) и внешнего движения субъекта деятельности в освоении социального и карьерного пространства.

Детерминанты приоритетных профессиональных потребностей в структуре личности основываются на личностных целях и социальных установках, которые определяют оценочное отношение к выбору карьеры. Одним из регулятивных механизмов профессионального развития выступают карьерные ориентации, которые включены в целевой компонент структуры индивидуальной карьеры. Данное понятие основано на концепции «Якорей карьеры» Э. Шейна, где центральным конструктом является понятие карьерного якоря (карьерного ключевого момента) - «интерес или ценность, от которых работник ни за что не откажется, если придется делать выбор карьеры» [7].

В современных условиях требования рыночной экономики вносят изменения в понятие «профессиональная подготовленность» будущего специалиста, которое должно включать и способность к самопознанию, мобилизации внутренних ресурсов личности, принятию обоснованных решений. На первый план выдвигаются такие личностные качества, как деловитость, компетентность, и основой успеха в построении карьеры являются целеустремленность, воля, умение и желание эффективно работать, уверен-

ность в себе, оптимизм, активность. Таким образом, изучение карьерных ориентаций, как важнейшего элемента профессиональной Я-концепции, определяемой в своей основе направленностью личности, предполагает: сосредоточение на общих моделях поведения индивида в жизни; осознание возможности его социализации в процессе карьеры; готовность к выбору стиля жизни; возможности объективного анализа поведения, которое индивид желает рассматривать и выбирать, позволяет в новых условиях воспринимать жизнь более полно, интегрированно.

Эмпирическую базу исследования составили студенты I—IV курсов различных вузов Бурятии в количестве - 260 человек. Средний возраст испытуемых составил 19,5 лет. Согласно поставленным задачам, общая выборка была дифференцирована в зависимости от курса обучения, фактора гендера и этнической принадлежности испытуемых. В соответствии с целями и задачами исследования взаимосвязи направленности личности и ее карьерных ориентаций были применены следующие методы исследования:

1. Опросник Э. Шейна «Якоря карьеры», адаптированный JI. Г. Почебут, В. А. Чикер; 2. Ориентационная анкета В. Смекала и М. Кучеры. Для статистической обработки полученных эмпирических данных использовался программный продукт Microsoft Excel 2007; вычислялась значимость различий на уровне исследуемого признака с помощью t-критерия Стьюдента и коэффициента линейной корреляции Пирсона.

Результаты исследования

Результаты проведенного исследования по методике В. Смекала и М. Кучеры показали, что для многих студентов характерно преобладание делового вида направленности (38,9%). Полученные данные позволяют утверждать о том, что испытуемые в целом увлечены процессом деятельности: они руководствуются мотивами, которые порождает сама деятельность, стремятся к познанию, овладению новыми знаниями, умениями, способами действия; пытаются достигать поставленных целей в отстаивании своих прав, точки зрения, если это необходимо. Выявлено почти равное соотношение результатов сугубо личной (31,7%) и просоциальной направленности (29,3%) (рис. 1). Это свидетельствует о том, что студентам не чужды мотивы собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу, присущи потребность в общении, поддержка хороших отношений с другими людьми.

сугубо личная просоциальиая деловая

направленность направленность направленность

Рисунок I - Общая характеристика направленности личности по всей выборке (в %)

При сравнении результатов исследования в зависимости от курса обучения испытуемых выявлен высокий показатель ориентации на деловой вид направленности. Для студентов младших курсов после делового вида направленности значима просоциальная направленность, а для старшекурсников - сугубо личная. Зафиксировано достоверное различие в показателе просоциальной направленности (р<0,05) между студентами младших и старших курсов. На наш взгляд, такое расхождение говорит о том, что на начальном этапе профессиональной подготовки происходит процесс активного вхождения в широкий социум, в различные социальные группы, принятие новых социальных ролей, и, как следствие, ориентация на взаимодействие с людьми имеет большее значение для студентов младших курсов. Что касается несколько более высоких показателей сугубо личной направленности у старшекурсников, то мы это связываем с приобретением конкретных представлений о своем будущем в профессиональном и лично стном отношении.

Дальнейшей задачей исследования было рассмотрение особенностей направленности личности студентов в зависимости от влияния фактора гендера. Преобладание сугубо личной направленности после деловой направленности у девушек позволяет считать, что у них в отличие от юношей выражено определенное стремление к эгоистическому самоутверждению, престижу и собственной выгоде. Мы связываем данные результаты с существующими в отношении женщин ряда полоролевых и межролевых исторически сложившихся стереотипов, согласно которым женщине отводится подчиненная и обслуживающая роль. Иными словами, на наш взгляд, при прочих равных условиях женщинам в процессе осуществления какой-либо деятельности в современном обществе приходится преодолевать больше препятствий в социально-экономическом пространстве и выдерживать более сильные психологические и физиологические нагрузки, чем мужчинам, что способствует развитию определенных личностных качеств: самостоятельности, автономности и настроенности на решение личностных и деловых задач; они не особо склонны общаться без результата для себя и дела.

Было выявлено, что у студентов-бурят в большей степени выражены показатели просоциальной направленности. Возможно, это объясняется исторически сложившимся поведением бурят, где определенные условия жизни и древние традиции «общинного коллективизма» способствовали стремлению действовать в интересах других людей, своего коллектива (группы) или общества в целом, действовать вместе с другими. Кроме того, получено достоверно значимое различие между русским и бурятским этносом в показателях деловой направленности (р<0,01).

Таким образом, согласно результатам исследования, современные студенты больше ориентированы на деловой мотив, что отражает интенсивность, с которой респонденты выполняют задания, заинтересованность выполнять свою работу как можно лучше; они охотнее будут сотрудничать с коллективом, если это повысит продуктивность его работы. В группе такие

студенты будут стремиться отстаивать свое мнение, которое считают правильным и полезным для выполнения задания.

Следующим этапом исследования был анализ результатов, полученных по методике «Якоря карьеры». Анализ распределения средних значений испытуемых позволил выделить влияние основных карьерных ориентаций как устойчивые образования на этапе профессионального самоопределения. Так, для большинства студентов ведущей карьерной ориентацией является «стабильность работы» - (7,96), второй по значимости карьерной ориентацией - «интеграция стилей жизни» (7,19), затем - «менеджмент» (7,12), далее - «служение» (7,11), «предпринимательство» (6,76), «автономия» (6,76), «вызов» (6,3), «профессиональная компетентность» (5,76), и на последнем месте - «стабильность места жительства» (4,67).

О 2 4 б 3 10

Рисунок 2 - Общая характеристика средних значений показателей карьерных ориентаций студентов

Обозначения: 1. Профессиональная компетентность; 2. Менеджмент; 3. Автономия;

4. Стабильность работы; 5. Стабильность места жительства; 6. Служение; 7. Вызов;

8. Интеграция стилей жизни; 9. Предпринимательство.

Как видно из диаграммы (рис. 2), среди респондентов высокое значение занимает карьерная ориентация - «стабильность работы». На наш взгляд, это может быть связано с несколько прагматическим отношением студентов к учебному процессу, что говорит о формировании определенной социально-статусной составляющей мотивации получения высшего образования и её превалировании над профессиональным компонентом. При этом, возможно, что студенты рассматривают образование как средство для определения будущего социального положения.

Сопоставляя выборы карьерных ориентаций между студентами младших и старших курсов, мы исходили из общепринятых представлений, что на ранних этапах получения профессионального образования студенты младших курсов больше ориентированы на максимальную удовлетворенность будущей профессией, поэтому для них имеет значение развитие определенных профессиональных качеств. Это подтверждено достоверными значимыми различиями по показателю «профессиональная компетентность»

(р<0,05) и в желании продолжать обучение в выбранном направлении по показателю «служение» (р<0,01), тогда как на последних ступенях профессионального обучения наблюдается тенденция к снижению удовлетворенности выбранной профессией, которое, может быть, связано как с системой подготовки, так и с современными обстоятельствами, противоречиво сказывающимися на студенчестве.

Исследование гендерных особенностей показало, что девушки, в отличие от юношей, больше ориентированы на «стабильность работы» (р<0,01), на «интеграцию стилей жизни» (т. е. на интеграцию различных сторон образа жизни) и не хотят, чтобы в жизни доминировала только семья, или только карьера, или только саморазвитие, а стремятся к тому, чтобы все было сбалансировано. Они больше ценят жизнь в целом - то, где живут, как совершенствуются, нежели конкретную работу, карьеру или организацию. Что касается результатов исследования карьерных ориентаций студентов различной этнической принадлежности, то выявлены высокие значимые различия в таких карьерных ориентациях, как «профессиональная компетентность», «менеджмент», «стабильность работы», «стабильность места жительства», «служение», «интеграция стилей жизни», «вызов», - (р<0,01; р<0,001), при этом, данные карьерные установки более выражены у русских студентов.

Таким образом, как показало наше исследование, формирование карьерных ориентаций на этапе первичной профессиональной подготовки зависит от изменений социально-общественной среды и имеет свою специфику в зависимости от профессионализации, фактора гендера и этнической принадлежности.

В целом, полученные результаты подтверждают существование отрицательных связей между сугубо личной направленностью и такими карьерными ориентациями, как «служение» и «профессиональная компетентность», позволяющими говорить о том, что эгоистическое самоутверждение, желание собственной выгоды и престижа, в какой-то мере «мешают» развитию глубоких профессиональных способностей, процессу независимости и социализации.

Анализ корреляционных связей показал, что стремление действовать в интересах других людей, характерное для просоциальной направленности, утратило свое значение в современных условиях. Об этом свидетельствует лишь одна отрицательная связь между просоциальной направленностью и карьерной установкой - «интеграция стилей жизни», хотя казалось, что, интеграция различных сторон образа жизни непосредственно происходит через взаимодействие с людьми. Полученные результаты мы связываем с преобладанием сугубо личной и деловой направленности, развитие которых в целом отражает социальные характеристики, свойственные образу жизни современных студентов.

Деловая направленность как одна из актуальных личностных устремлений положительно коррелирует с такими карьерными ориентациями, как

«вызов», «предпринимательство». Поскольку деловой мотив в направленности личности отражает интенсивность с которой человек выполняет то или иное задание, проявляет заинтересованность выполнить работу наилучшим способом, то, возможно, что для человека с такой направленностью личности будут характерны такие ценности как конкуренция, победа над другими, решение трудных задач, стремление создавать что-то новое, преодоление препятствий, готовность к риску.

Как показало исследование, получены отрицательные корреляционные связи между сугубо личной направленностью и такими карьерными ориентациями, как «профессиональная компетентность» и «служение», и положительная связь между деловой направленностью и «предпринимательством» (р <0,05; р<0,01). В группе респондентов, обучающихся на младших курсах, показатели карьерных ориентаций образуют отрицательные корреляционные плеяды со «служением» и сугубо личной направленностью, имеют положительную связь между «предпринимательством» и деловой направленностью. Отрицательные корреляционные связи в группе старшекурсников получены между сугубо личной направленностью и такими карьерными ориентациями, как «профессиональная компетентность», «служение» (р<0,01). В совокупности эти данные позволяют говорить о том, что такая карьерная ориентация как «служение», основной ценностью которой является «работа с людьми» и стремление к развитию способностей, присущее карьерной установке «профессиональная компетентность» не характерны для людей с сугубо личной направленностью, поскольку основной целью данной направленности является ориентация к эгоистическому самоутверждению, престижу, собственному благополучию и выгоде. Корреляционная связь между деловой направленностью и «предпринимательством» позволяет предположить, что человек, ориентированный на деловую направленность, стремится создавать что-то новое, открыть свое дело, готов к определенным рискам, и, как правило, такой человек ориентирован на задачу, конкретную цель.

Анализ связей между карьерными ориентациями и направленностью личности среди студентов-юношей показал, что значимые корреляции прослеживаются в показателях «вызов» и «предпринимательство». У девушек выявлены отрицательные корреляционные связи с сугубо личной направленностью и карьерными ориентациями, как «профессиональная компетентность», «служение» (р<0,05; р<0,01). В целом, по сравнению с девушками, юноши не боятся конкуренции, нацелены на решение деловых задач, не боятся препятствий и готовы к риску. Анализ корреляционных связей в выборках русского и бурятского этноса показал отрицательные связи между сугубо личной направленностью и такими карьерными ориентациями, как «служение» и «профессиональная компетентность»; а так же между просо-циальной направленностью и карьерной ориентацией «интеграция стилей жизни» (р<0,05; р<0,01).

Таким образом, на основе полученных данных выявлены различия в особенностях направленности личности и типами карьерных ориентации

253

студентов, связанные с особенностями курса обучения и социально-демог-рафическими характеристиками (гендер, национальность). Выявлены взаимосвязи между особенностями направленности личности студентов и их карьерными ориентациями.

Выводы

1. Выявлено, что для большинства современных студентов характерно преобладание деловой направленности, заключающейся в определенном стремлении выполнения задания наилучшим способом, в отстаивании своего мнения, ориентации на деловое сотрудничество.

2. Существуют различия в показателях направленности личности студентов и их карьерных ориентаций, связанных с особенностями курса обучения и социально-демографическими характеристиками (факторы гендера, национальности). Для студентов, обучающихся на младших курсах, свойственна просоциальная направленность в отличие от студентов-старшекур-сников, для которых характерно преобладание сугубо личной направленности. Девушки, в отличие от юношей, больше стремятся к самоутверждению, престижу и собственной выгоде. Для студентов-бурят характерно преобладание показателей просоциальной направленности, для русских студентов - преобладание сугубо личной направленности.

3. Выявлена взаимосвязь между особенностями направленности личности студентов и их карьерными ориентациями: деловая направленность имеет связь с такими карьерными ориентациями, как «вызов», «предпринимательство»; сугубо личная направленность имеет значимые связи с такими карьерными ориентациями, как «служение» и «профессиональная компетентность»; просоциальная направленность связана с карьерной ориентацией «интеграция стилей жизни».

Библиографический список

1. Божович, JL И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ JI. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.

2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]/ А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977.

3. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст]/ Б. Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 444 с.

4. Мясищев, В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности [Текст]/ В. Н. Мясищев // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гипенрейтер, А. А. Пузыря. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

5. Платонов, К. К. Структура и развитие личности [Текст]/ К. К. Платонов. -М.: Просвещение, 1986. - 254 с.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. В 2-хт.-М., 1946.-Т. 1.

7. Schein, Е. Н. The individual, the organization, and the career: A conceptual scheme // J. Appl. Behav. Sci. 1971. V. 7. P. 401-426.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.