Научная статья на тему 'Карьерные ориентации и жизненные принципы личности'

Карьерные ориентации и жизненные принципы личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4805
549
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ / САМОРАЗВИТИЕ / CAREER / CAREER ORIENTATION / LIFE PRINCIPLES / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Низовских Нина Аркадьевна, Ронжин Евгений Андреевич

В исследовании рассматривается взаимосвязь между карьерными ориентациями и жизненными принципами личности. Основой для исследования выступили «якорная модель профессионального развития» Э. Шейна и концепция имплицитных жизненных принципов как средства личностного саморазвития человека Н. А. Низовских. Результаты эмпирического исследования, полученные на выборке госслужащих (N = 61), показали, что между карьерными ориентациями и жизненными принципами личности имеются положительные и отрицательные корреляции. Обсуждается возможность применения полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal career orientations and life principles

The study examined the relationship between career orientations and life principles of personality. The basis for the study were «anchor model of professional development»E. Schein and the conception of implicit principles of life as a means of personal self-development rights N. A. Nizovskikh. The results of empirical study, obtained on a sample of civil servants (N = 61), showed that there are correlations between career orientations and life princi ples of personality. Implications are discussed.

Текст научной работы на тему «Карьерные ориентации и жизненные принципы личности»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 316.477

Н. А. Низовских, Е. А. Ронжин

КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТИ

В исследовании рассматривается взаимосвязь между карьерными ориентациями и жизненными принципами личности. Основой для исследования выступили «якорная модель профессионального развития» Э. Шейна и концепция имплицитных жизненных принципов как средства личностного саморазвития человека Н. А. Низовских. Результаты эмпирического исследования, полученные на выборке госслужащих (N = 61), показали, что между карьерными ориентациями и жизненными принципами личности имеются положительные и отрицательные корреляции. Обсуждается возможность применения полученных результатов.

The study examined the relationship between career orientations and life principles of personality. The basis for the study were «anchor model of professional development»E. Schein and the conception of implicit principles of life as a means of personal self-development rights N. A. Nizovskikh. The results of empirical study, obtained on a sample of civil servants (N = 61), showed that there are correlations between career orientations and life princi ples of personality. Implications are discussed.

Ключевые слова: карьера, карьерные ориентации, жизненные принципы, саморазвитие.

Keywords: career, career orientation, life principles, self-development.

В последнее время в обществе растет интерес к проблемам профессиональной карьеры человека. Усиливается понимание того, что успех организации, учреждения, предприятия в значительной степени зависит от того, имеются ли возможности для профессионального и личностного развития работников, учитываются ли их карьерные интересы.

Слово «карьера» происходит от латинского «каррус», что означает «боевые колесницы, выстроенные в определенном порядке» [1]. В русский язык данное слово вошло в первой половине XIX в. из французского, где "carrière" означало «самый быстрый ход лошади», и из итальянского языка "сатега", производного от "сагго" -«повозка» [2].

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля определяет слово карьера как

© Низовских Н. А., Ронжин Е. А., 2010

«путь, ход, поприще жизни, службы, успехов и достижения чего-либо» [3]. Словарь Д. Н. Ушакова [4] раскрывает значение данного слова несколько иначе. Карьера определяется, во-первых, как «движение, путь кого-нибудь к внешним успехам, славе, выгодам, почету, сопровождающее деятельность на каком-нибудь общественном поприще», а во-вторых, как «профессия, род занятия» с пометкой, что данное слово является разговорным. О выражении «сделать карьеру» в данном словаре говорится, что оно также относится к разряду разговорных и имеет значение «добиться внешних успехов, высокого положения, выгод на избранном поприще» [5]. В словаре С. И. Ожегова карьера определяется в первом значении как «род занятий, профессия» с пометкой «устаревшее», а во втором значении раскрывается как «путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения» [6].

Изменение значения слова карьера отражает историю социально-экономической жизни России. В советский период отношение к карьере имело явно выраженный негативный оттенок. Для отрицательной характеристики человека широко использовалось понятие «карьерист». Карьеристом называли того, кто «проникнут карьеризмом», кому свойственна «погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах» [7]. Безусловно, карьеризм как ориентация на продвижение по службе только ради получения выгод, внешних атрибутов власти, материальных и других привилегий, причем иногда любой ценой, вплоть до нарушения морально-нравственных норм, имеет место и сегодня. Но все же в последние годы понятие «карьера» приобретает в нашей стране все более позитивный смысл, построение карьеры «входит в моду», управление карьерой осознается как жизненно важная необходимость и для человека, и для организации, в которой он работает. Успешное построение карьеры позволяет человеку реализовать свои способности и возможности, удовлетворить важнейшие потребности. Управление карьерой дает ясное видение жизненных перспектив, повышает конкурентную способность на рынке труда, позволяет планировать собственное развитие. Если построение карьеры не удается или карьера, к примеру, внезапно разрушается под влиянием

внешних причин, без учета интересов работающего, карьерные процессы могут деструктивно влиять как на человека, так и на организацию. В современном менеджменте планированию карьеры персонала уделяется много внимания, поскольку, как указывается в специальной литературе, управление карьерой позволяет максимально точно соотносить интересы сотрудника и организации, повышать у персонала удовлетворенность трудом, формировать резерв кадров, обеспечивать построение «групповой карьеры».

В психологии понятие «карьера» рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле карьера трактуется как профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы движения человека от выбора профессии к овладению ею, достижению мастерства. Результатом карьеры в таком ее понимании является высокий профессионализм, достижение признанного профессионального статуса. В более узком смысле карьера понимается как должностное продвижение. Здесь на первый план выступает достижение того или иного статуса в служебной иерархии [8]. Помимо традиционной вертикальной карьеры, когда карьера понимается только как движение вверх по карьерной лестнице, рассматриваются горизонтальная карьера, когда упор делается на развитие профессиональной и личностной компетентности сотрудников, и диагональная карьера как соединение двух предыдущих вариантов.

Карьера, таким образом, рассматривается, с одной стороны, как модель социального продвижения и, с другой стороны, как процесс реализации личностного потенциала человека в его профессиональной деятельности, причем эти процессы взаимосвязаны. Реализация личностного потенциала человека и его социальное продвижение хоть и не совпадают полностью, но, часто идут рядом, обусловливая друг друга. Личностное развитие ведет к тому, что человек оказывается способным занимать более высокие должности и успешно функционировать в них, а повышение в должности может стимулировать личностное и профессиональное саморазвитие.

Пространство изучения карьеры включает многочисленные исследования различных аспектов: созданы модели и стратегии развития карьеры (Д. Сьюпер, Э. Шейн, А. П. Егоршин, Е. А. Могилевкин); активно разрабатываются вопросы мотивации/демотивации труда и карьеры (Дж. Бахубер, Д. МакКлелланд, Р. Ноэ, Э. Ноэ); исследуются проблемы управления карьерой персонала в организации (Э. Шейн, А. Д. Кибанов, И. Д. Ладанов). Карьера изучается в рамках проблем лидерства, власти, достижения статусов (Д. МакКлелланд). Особое внимание уделяется становлению и развитию личности в ходе карь-

ерного роста (Д. Сьюпер, А. А. Деркач, А. К. Маркова). Изучаются ценностные ориентации, установки, интересы и другие социально обусловленные побуждения к деятельности, которые трактуются в зарубежной социальной психологии как «карьерные ориентации» [9].

В нашем исследовании изучались связи карьерных ориентаций и жизненных принципов личности. Проблема исследования заключается в разрешении вопроса о том, влияют ли, и если да, то каким образом, жизненные принципы человека на его карьерные ориентации, и наоборот. Мы исходили из того, что человек, осуществляя в молодости карьерные выборы, уже имеет определенный набор личностных качеств, мотивов и ценностей. Прошлый жизненный опыт и сопряженная с ним философия жизни влияют на отношение человека к профессиональному труду и карьере.

В соответствии с нашим предположением жизненные принципы человека могут как положительно, так и отрицательно коррелировать с его карьерными ориентациями. Предположение о характере этих связей заранее было сделать трудно, поскольку проводимое нами исследование было первым в своем роде. (Заметим, что ранее было проведено исследование связей жизненных принципов с волевыми качествами личности [10].)

В изучении «карьерных ориентаций» наиболее известна концепция американского исследователя Эдгара Шейна, получившая название «якорная модель профессионального развития». Данная концепция была сформулирована в середине семидесятых годов прошлого века на основе организованного Э. Шейном масштабного эмпирического исследования менеджеров [11]. Согласно концепции Э. Шейна, в любой профессиональной деятельности существует несколько направлений продвижения личности, соответствующих ее карьерным ориентациям, причем эти карьерные ориентации («якоря карьеры») связаны с реализацией человеком представлений о себе. Проведенное Э. Шейном исследование показало, что личностные характеристики человека, демонстрируемые во время профессионального обучения, не являются определяющими факторами его будущей карьеры. Это связано с тем, что в начале карьеры человек открывает для себя неожиданные соответствия и расхождения собственных потребностей, ценностей, способностей с требованиями организационной среды, в которой он работает. Более того, сам опыт работы имеет решающее значение в прояснении для человека собственных интересов, ценностей и талантов. Постепенное прояснение образа «Я», сопряженного с собственными потребностями, мотивами, талантами и ценностями в професси-

ональной сфере, было названо процессом нахождения «якоря карьеры», который, стабилизируясь, начинает действовать в карьере как ведущая сила. «Якорь карьеры» - это группа потребностей, ценностей и талантов, реализация которых в наибольшей степени значима для человека при осуществлении профессиональных выборов. Первоначально Э. Шейном было выделено «пять якорей» карьеры: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия/независимость, стабильность, предпринимательство. Последующие исследования, проведенные в 80-х гг. прошлого века, позволили выделить дополнительно еще три карьерных якоря: служение, вызов, интеграция стилей жизни [12].

В основе концептуальной модели имплицитных жизненных принципов как средства личностного саморазвития [13] лежит утверждение о том, что жизненные принципы феноменологически представляют собой речевые высказывания, ценностные суждения, идеи, избранные человеком в качестве руководящих, определяющих характер его действий и поступков. По своей сути они являются внутренней позицией человека, системой его ценностных отношений к себе, другим людям, вещам, природе, миру в целом. Посредством жизненных принципов человек выступает как творящий себя. Роль принципов в жизнедеятельности индивида весьма значительна. Совершенно не случайным выглядит то обстоятельство, что в последнее время жизненные принципы человека учитываются в менеджменте, в социологии, в бизнесе. Успешность человека в профессиональном и личностном плане часто ставится в зависимость от эффективности принципов и правил, которыми он руководствуется (см., например, [14]).

Методика

Эмпирическое исследование связи карьерных ориентаций и жизненных принципов проводилось в 2009-2010 гг. как часть выпускной квалификационной работы Е. А. Ронжина, выполненной по

запросу одной из государственных организаций г. Кирова [15]. В исследовании приняли участие служащие (К = 61); в их числе 55 женщин и 6 мужчин в возрасте от 20 до 42 лет.

В исследовании были использованы методика Э. Шейна «Якоря карьеры», нацеленная на выявление преобладающих карьерных ориентаций у респондентов, и ретроспективная анкета принципов Н. А. Низовских, в которой опрашиваемым предлагалось сформулировать свои жизненные принципы, указать возраст и источник их получения, а также оценить следование этим принципам в реальной жизни по десятибалльной шкале. Исследование проводилось в групповой форме. Для обработки данных был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты и их обсуждение

Выраженность карьерных ориентаций служащих, выявленная в ходе исследования, представлена в табл. 1.

Наиболее выраженной карьерной ориентацией респондентов, как показало исследование, является «стабильность места работы». Такой результат можно объяснить высокой значимостью для респондентов своего места работы, вызванной, вероятно, не только экономической ситуацией в стране и регионе, но также престижностью работы в государственной организации с хорошей репутацией.

Показательно, что среди служащих значительно представленной оказалась карьерная ориентация «служение». Данная карьерная ориентация отличается направленностью человека на помощь людям, служение обществу, человечеству. В соответствии с представлениям Э. Шейна, человек с «якорем» служения будет стремиться продолжать работать в данном направлении, даже если ему придется сменить место работы; он не будет работать в организации, которая не соответствует его целям и ценностям, откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит ему реализовать данную

Карьерные ориентации служащих (%)

Таблица 1

Карьерные ориентации Уровни карьерных ориентаций

низкий средний высокий

Профессиональная компетентность 8 64 28

Менеджмент 7 57 36

Автономия 13 67 20

Стабильность места работы - 10 90

Стабильность места жительства 46 41 14

Служение - 29 71

Вызов 6 52 42

Интеграция стилей жизни 2 47 51

Предпринимательство 16 70 14

ценность. Приоритетность карьерной ориентации «служение» в данной выборке, по всей вероятности, объясняется характером деятельности респондентов: они на государственной службе. Как полагает В. К. Егоров, именно «услуга от имени государства» должна быть в сознании человека, который связывает свою судьбу с поприщем государственного служащего [16]. При этом, с точки зрения В. К. Егорова, необходимо сделать так, чтобы человек внутренне чувствовал себя комфортно, психологически стабильно и уверенно [17].

Следующий карьерный «якорь» - «интеграция стилей жизни» - имеет высокую значимость для половины персонала исследуемой организации. Это означает, что опрашиваемые нацелены на интеграцию различных сторон жизни, они не хотят, чтобы в их жизни доминировала только карьера, или только семья, или только собственное развитие, а стремятся к тому, чтобы все перечисленное было в их жизни сбалансировано.

Достаточно «представительно» у участников исследования выражены карьерные ориентации «вызов», «менеджмент» и «профессиональная компетентность». Значительная часть сотрудников (более 40%) ориентирована на конкуренцию, преодоление препятствий и решение трудных задач. Каждый третий значимо мотивирован возможностями менеджмента, что предполагает направленность на интеграцию усилий других людей, принятие на себя ответственности за конечный результат. Следует иметь в виду, что работник с карьерной ориентацией «менеджмент» будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой сможет управлять какими-либо сторонами деятельности в организации. Высокая ориентация на «профессиональную компетентность» свойственна также примерно третьей части служащих. Ценность «профессиональной компетентности» означает, что человек хочет быть мастером своего дела, особенно счастлив, когда достигает успеха в профессиональной сфере и быстро теряет интерес к работе, которая не позволяет ему развивать свои способности, профессионально совершенствоваться. Работодатели должны обратить внимание на то, что сотрудник с такой карьерной ориентацией ищет признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем его мастерству. Как отмечает Э. Шейн, в большинстве организаций персонал с ориентацией на «профессиональную компетентность» обычно самая многочисленная группа.

Для большинства в данной выборке направленность в карьере не связана с высокими притязаниями на автономию, предполагающую отстаивание независимости от организации и от накладываемых ею ограничений. Стремление к

предпринимательству также неявно выражено среди участников исследования. Заметим, что, поскольку большинство респондентов женщины, это могло сказаться на результатах. Как показало исследование О. П. Терновской, приоритетные карьерные ориентации зависят от гендерных характеристик личности [18].

Обобщенный «психологический портрет» карьерных ориентаций участников исследования может быть представлен следующим образом: служащие движимы более всего желанием стабильно работать в своей организации; большинство из них руководствуется в карьере ценностями служения обществу; интерес к профессиональной деятельности совмещается с интересом к семье и собственному развитию; многие служащие готовы преодолевать трудности, решать сложные задачи, ориентированы на ценности профессиональной компетентности и менеджмента. Не давая оценок выявленным иерархиям, отметим, что, на наш взгляд, это достаточно хорошо согласуется с содержанием деятельности исследуемой организации.

Для изучения жизненных принципов респондентов применялась ретроспективная анкета жизненных принципов. Всего респондентами было сформулировано 574 жизненных принципа, затрагивающих следующие сферы: отношение к себе, отношение к другим людям, отношение к труду и др. Анализ и интерпретация содержания ценностных суждений, отражающих жизненные принципы служащих, позволили выделить обобщенные конструкты (см. табл. 2).

Корреляционный анализ данных, полученных по двум методикам с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена, подтвердил гипотезу исследования: карьерные ориентации явно связаны с жизненными принципами респондентов (см. табл. 3).

Взаимосвязь карьерной ориентации «стабильность места работы» и принципов, выражающих «позитивное отношение к труду» (г = 0,382 при р < 0,01), позволяет судить о том, что чем больше в жизненных принципах человека выражено позитивно-ценностное отношение к труду, тем в большей степени для него значима стабильная работа. В свою очередь, потребность в стабильном месте работы соединяется в сознании респондентов с необходимостью неустанно работать, не лениться, «в поте лица» добывая свой хлеб. Стабильность места работы позволяет человеку быть уверенным в завтрашнем дне, дает ощущение устойчивости и постоянства. Но обратной стороной «любви к стабильности» может стать стагнация, отсутствие значимых новых целей, что получило отражение в слабой отрицательной связи карьерной ориентации «стабильность места работы» с принципом целеустремленности (г = -0,260 при р < 0,05).

Можно сделать предположение о том, что у людей, которые следуют принципам типа «Есть цель -нужно ее добиться и не лениться», «Всегда добиваться поставленных целей», «Можно всего добиться, если очень захотеть» и т. д., карьерная ориентация «стабильность места работы» выражена в меньшей степени, чем у тех, кто не отличается целеустремленностью. Это можно интерпретировать следующим образом: человек, стремясь к стабильности в профессиональной сфере как сверхценности, может избегать осуществления других значимых для себя целей, возможно, не относящихся к работе и связанных с теми или иными рисками, например с необходимостью перехода из одной сферы деятельности в другую и т. п.

Карьерная ориентация «служение» умеренно коррелирует с принципами положительного отношения к труду (г = 0,413 при р < 0,01), имеет слабые по тесноте связи с интенциями к самосо-

вершенствованию (г = 0,384 при р < 0,01) и с жизненными принципами любви, доброты, помощи и заботы (г = 0,261 при р < 0,05). «Якорь» служения в профессиональной деятельности, таким образом, связан для служащих с реализацией в своей жизни ценностей трудолюбия, самосовершенствования и помощи другим людям.

Заслуживает внимания выявленная слабая отрицательная связь карьерной ориентации «служение» с отношением к деньгам (г = -0,286 при р < 0,05) [19]. Это может трактоваться следующим образом: чем в большей степени человек ориентирован на служение в профессиональной деятельности, тем менее «ценными» для него являются деньги, и наоборот, чем позитивнее оцениваются деньги, тем менее выражена ориентация на «служение». Этот факт, на наш взгляд, может отражать и особенности российской мен-тальности, и сложности перехода к мышлению

Таблица 2

Обобщенные конструкты жизненных принципов респондентов (фрагмент)

№ п/п Конструкт Содержание конструкта

Раздел I. Отношение к себе

1 Целеустремленность Быть целеустремленным; не останавливаться на достигнутом; добиваться своих целей; всегда стремиться к большему; двигаться только вперед и никогда назад (20)*

2 Самостоятельность Быть самостоятельным; думать своей головой; полагаться только на свои силы; всего добиваться самому; отстаивать свою позицию (10)

3 Самосовершенствование Постоянно саморазвиваться, самоактуализироваться, совершенствоваться, работать над собой (7)

4 Самоконтроль Быть терпеливым; не расстраиваться из-за пустяков; не раздражаться; не принимать все близко к сердцу; никогда не плакать на людях; не показывать свои эмоции (5)

5 Забота о здоровье Беречь свое здоровье; быть в хорошей физической форме; вести здоровый образ жизни; соблюдать личную гигиену (11)

Раздел II. Отношение к другим

6 Уважение к другим людям К окружающим людям относиться с уважением; уважай чувства других людей; не думать плохо о людях (6)

7 Любовь, доброта, помощь, забота Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе; если можешь помочь - помоги; возлюби ближнего как самого себя; будь внимателен к окружающим (30)

8 Доверие к людям Доверяй, но проверяй; нельзя всем доверять; доверять можно всем, а верить никому (7)

9 Честность, правдивость Быть честным; говорить правду; не врать, не обманывать; лгать нехорошо (22)

10 «Любить и быть любимым» Ценить любимого человека, быть любимым (2)

11 Ценность семьи Ценить и уважать свою семью; семейная жизнь - череда компромиссов, терпения и понимания (4)

Раздел III. Отношение к учению, труду, деньгам

12 Учение, образованность, ум Необходимо получить высшее образование; старайся учиться, учись хорошо; ученье - свет, а неученье - тьма (26)

13 Позитивное отношение к труду Быть трудолюбивым, уважать труд; не лениться, всего добиваться своим трудом; труд украшает человека; терпение и труд все перетрут; без труда не выловишь и рыбку из пруда (18)

14 Ответственное отношение к работе Добросовестно выполнять свою работу, всякое дело выполнять ответственно, начатое доводить до конца (8)

15 Отношение к деньгам Деньги всего лишь средство к существованию, в деньгах - сила, деньги - не главное (3)

* Цифры в скобках показывают количество всех суждений в конструкте.

нового типа. Объем выборки и незначительное количество принципов, связанных с отношением к деньгам, не позволяют делать далеко идущих выводов. Проблема соотношения ценности «дела, которому ты служишь», и ценности зарабатываемых этим делом денег, на наш взгляд, весьма актуальна и заслуживает дальнейшего исследования.

Карьерная ориентация «интеграция стилей жизни» у служащих, участвующих в исследовании, положительно взаимосвязана с жизненными принципами честности и правдивости (г = 0,356 при р < 0,01). Интерпретация данной связи не очевидна, так же, как трудна для понимания и отрицательная связь данной ориентации с принципами уважения к другому человеку (г = -0,260 при р < 0,05). Исследования на более широкой выборке или других выборках, вероятно, позволили бы пролить свет на данный факт.

Отметим наличие еще одной из выявленных связей. Как показало исследование, чем в большей степени у субъекта выражена карьерная ориентация вызов, тем чаще в его жизненных принципах встречается «стремление к самосовершенствованию» (0,358**) и «положительное отношение к труду» (356**). Это можно интерпретировать как желание человека работать и реализо-вывать себя в избранной области, несмотря на возникающие трудности или даже вопреки им.

Корреляции карьерных ориентаций и

Таким образом, анализ взаимосвязей карьерных ориентаций с жизненными принципами личности (на примере служащих) показал, что карьерные ориентации человека сущностно связаны с его жизненными принципами. Так, в нашем исследовании было выявлено, что четыре карьерные ориентации из девяти («служение», «стабильность места работы», «вызов», «профессиональная компетентность») имеют значимые взаимосвязи с жизненными принципами, выражающими позитивное отношение к труду, а другие пять карьерных «якорей» («менеджмент», «автономия», «стабильность места жительства», «интеграция стилей жизни», «предпринимательство») таких связей не имеют. Мы можем предположительно утверждать, что жизненные принципы трудолюбия, уважения к труду, терпения в труде в значительной степени обусловливают установки и ценности человека в сфере профессиональной деятельности. Этот вывод мог бы показаться просто соответствующим здравому смыслу, даже тривиальным, но неоднозначный характер выявленных связей свидетельствует о необходимости проведения дальнейших исследований. Карьерные ориентации, как показало проведенное исследование, имеют взаимосвязи не только с принципами трудолюбия, но и с другими жизненными принципами личности. По всей видимости, можно говорить о том, что жизненные принципы личности обус-

Таблица 3

жизненных принципов респондентов

Жизненные принципы (обобщенные конструкты) Карьерные ориентации

Профессиональная компетентность Менеджмент Автономия Стабильность Служение Вызов Интеграция стилей жизни Предпринимательство

места работы места жительства

Целеустремленность -0,260*

Самостоятельность 0,259*

Самосовершенствование 0,384** 0,358** 0,319*

Самоконтроль -0,310* -0,260*

Забота о здоровье 0,296*

Уважение к другим людям -0,260*

Любовь, доброта, помощь, забота 0,261*

Доверие к людям -0,250*

Честность, правдивость 0,356**

«Любить и быть любимым» -0,288**

Ценность семьи 0,312*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Забота о близких 0,270* -0,314*

Учение, образованность, ум 0,289*

Позитивное отношение к труду 0,287* 0,382** 0,413** 0,356**

Ответственное отношение к работе -0,373**

Отношение к деньгам -0,286*

* - взаимосвязь на уровне значимости 0,05.

** - взаимосвязь на уровне значимости 0,0.

ловливают содержательную сторону карьерных ориентаций, и наоборот, карьерные ориентации значимо влияют на внутреннюю личностную позицию, представленную в жизненных принципах человека. На наш взгляд, исследования этих связей на репрезентативных выборках весьма перспективно для исследовательской работы. Полученные нами результаты могут быть применены в психологической практике, в частности в проф-ориентационном консультировании. Выбирая будущую специальность, молодые люди должны ориентироваться не только на моду, престиж и другие «соблазняющие» факторы, но иметь в виду и построение собственного «Я», и осмысление собственных жизненных ценностей, и необходимость осознания своей жизни как главного «дела».

Примечания

1. Берг В. Карьера - суперигра. Нетривиальные советы на каждый день. М.: АО Интерэксперт, 1998.

2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / пер. с нем. 3-е изд.: в 4 т. Т. 2 (Е - муж). СПб.: Терра-Азбука, 1996. С. 205.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 2 (И - О). М.: Рус. яз., 1998. С. 95.

4. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка / Г. О. Винокур, Б. А. Лар ин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков. Т. 1 (А - кюрины). М.: Полиграфкнига, 1935. С. 1328.

5. Там же.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. С. 231.

7. Там же.

8. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Фонд «Знание», 1996. С. 123.

9. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2003.

10. Низовских Н. А., Шкурихина В. М. Взаимосвязь жизненных принципов и волевых качеств студентов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2007. № 4(19). С. 113-116.

11. Schein E. H. Career Dynamics: Matching Individual and Organization Needs. Reading MA., Addison - Wesley, 1978.

12. Schein E. H. Career anchors revisited: Implications for career development in the 21st century // Academy of Management Executive. 1996. Vol. 10. № 4. P. 80-89.

13. Низовских Н. А. Человек как автор самого себя: психосемантический анализ жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. М.: Смысл, 2007.

14. Кови С. Главное внимание - главным вещам: Жить, любить, учиться, оставить наследие; пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008; Кэнфилд Дж, Свитцер Дж. Правила. М.: Эксмо, 2009.

15. Ронжин Е. А. Взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных качеств служащих: выпускная квалификационная работа. Киров, 2010.

16. Егоров В. К. Психология карьеры - совершенствование себя. URL: http://www.region86.ugrariu.ru/

arhive/1_5_mart_2008/psihologiya_kareri__

sovershenstvovanie_sebya/psihologiya_kareri__

sovershenstvovanie_sebya/

17. Там же.

18. Терновская О. П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: дис. ... канд. психол. наук. Оренбург, 2006.

19. При занесении данных в матрицу было учтено направление знаков (оценок респондентов следования данным принципам в реальной жизни по десятибалльной шкале).

УДК 159

Н. А. Росина

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБУЧАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Статья посвящена описанию результатов экспериментального исследования профессиональной обучаемости студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе. Раскрывается сущность, структура этой способности, выделяются ее основные компоненты: мотивационный, интеллектуальный, регулятивный, рефлексивный.

The article describes the results of an experimental research of professional self-education of students at psychological faculties on different stages of higher educational training. It also picks out the essence, structure of this phenomenon and basic components, such as: motivational, intellectual, regulation and reflexive.

Ключевые слова: профессиональная обучаемость, мотивация, самоуправление, рефлексивность.

Keywords: professional self-education, motivation, self-management, reflexivity.

Существующая в настоящее время практика подготовки психологов приводит к созданию широкой вариативности образовательной среды. В каждом вузе складывается специфическое образовательное пространство, при этом позитивный прогноз формирования в этих условиях студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности отнюдь не очевиден. Тревогу вызывает факт, что доля студентов, занимающих конформно-пассивные позиции в учебно-профессиональной деятельности, значительно превосходит количество студентов, характеризующихся творческим, активным отношением к своей профессиональной судьбе [1]. Одна из причин подобного явления, на наш взгляд, недостаточная теоретическая и экспериментальная разработанность проблемы формирования профессиональной обучаемости студентов психологов, вследствие чего организация психолого-педагогических условий в вузе не отвечает современным целям образования и потребностям практики.

На рубеже школьного и студенческого возраста происходит существенная перестройка в сфе-

© Росина Н. Л., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.