Научная статья на тему 'Карьерные ориентации студентов вуза'

Карьерные ориентации студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1403
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / КАРЬЕРА / CAREER / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / CAREER ORIENTATIONS / "ЯКОРЯ КАРЬЕРЫ" Э. ШЕЙНА / EDGAR SCHEIN'S "CAREER ANCHORS"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баинова Оюна Александровна

В статье представлены результаты опросов, проведенных с целью определения ведущих карьерных ориентаций студентов Института экономики и управления Бурятского госуниверситета. Основное внимание уделено анализу иерархии карьерных ориентаций. В качестве инструментов используется анкета известного американского профессора Э. Шейна «Якоря карьеры», выявляющая ведущие карьерные мотивы, а также модифицированная анкета для студентов, предложенная авторами Е. А. Могилевкиным, А. С. Новгородовым. Полученные результаты могут быть востребованы вузом для целенаправленной работы со студентами старших курсов в плане их успешного трудоустройства. Дальнейшие исследования в этой области возможны с целью наблюдения динамики ведущих карьерных ориентаций в процессе подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баинова Оюна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER ORIENTATIONS OF UNIVERSITY STUDENTS

The article presents the results of the survey carried out in order to determine the most popular careers among the students of the Institute of Economics and Management at Buryat State University. The attention is mainly focused on the analysis of the hierarchy of career preferences. The methods used include “Career anchors” developed by a famous American professor Edgar Schein, which helps to identify the main career motives, and the questionnaire version, modified for students and proposed by E. A. Mogilevkin and A. S. Novgorodov. The obtained results can be used by the university for the purposeful activities with senior students for their successful employment. The further research in this area can be done to monitor the dynamics of the most popular career orientations in the process of training experts demaned at the labor market.

Текст научной работы на тему «Карьерные ориентации студентов вуза»

УДК 331.108:378.4 (571.54)

КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

© Баинова Оюна Александровна, кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры управления персоналом Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а Е-mail: [email protected]

В статье представлены результаты опросов, проведенных с целью определения ведущих карьерных ори-ентаций студентов Института экономики и управления Бурятского госуниверситета. Основное внимание уделено анализу иерархии карьерных ориентаций. В качестве инструментов используется анкета известного американского профессора Э. Шейна «Якоря карьеры», выявляющая ведущие карьерные мотивы, а также модифицированная анкета для студентов, предложенная авторами Е. А. Могилевкиным, А. С. Нов-городовым.

Полученные результаты могут быть востребованы вузом для целенаправленной работы со студентами старших курсов в плане их успешного трудоустройства. Дальнейшие исследования в этой области возможны с целью наблюдения динамики ведущих карьерных ориентаций в процессе подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.

Ключевые слова: трудоустройство, карьера, карьерные ориентации, «Якоря карьеры» Э. Шейна. CAREER ORIENTATIONS OF UNIVERSITY STUDENTS

Oyuna A. Bainova, PhD in Culture studies, Senior Lecturer of the Department of Personnel Management,

Buryat State University

24a Smolirn St., Ulan-Ude, 670000 Russia

The article presents the results of the survey carried out in order to determine the most popular careers among the students of the Institute of Economics and Management at Buryat State University. The attention is mainly focused on the analysis of the hierarchy of career preferences. The methods used include "Career anchors" developed by a famous American professor Edgar Schein, which helps to identify the main career motives, and the questionnaire version, modified for students and proposed by E. A. Mogilevkin and A. S. Novgorodov. The obtained results can be used by the university for the purposeful activities with senior students for their successful employment. The further research in this area can be done to monitor the dynamics of the most popular career orientations in the process of training experts demaned at the labor market. Keywords: employment, career, career orientations, Edgar Schein's "Career anchors".

В условиях динамичного развития современного рынка труда, социально-экономической нестабильности проблему трудоустройства выпускников вузов представляется необходимым решать в рамках изучения их карьерных компетенций еще в процессе обучения, а на ранних этапах трудовой деятельности осуществлять сопровождение профессиональной карьеры: «Молодые специалисты еще в период обучения в вузе должны быть убеждены, что их интеллектуальный и творческий потенциал будет востребован. У них должны быть сформированы не только профессиональные знания и умения, но и развито стремление к самореализации в труде и личностная готовность действовать в условиях рыночной экономики» [1]. Тем самым одним из направлений работы вуза должно быть создание определенных условий для развития карьерных компетенций студентов уже с первого года обучения, формирования соответствующей мотивации и т. д.

Наиболее острый кризис карьерной и профессиональной идентификации в рамках обучения в вузе испытывает большинство студентов старших курсов: «значительная часть выпускников высших учебных заведений (особенно экономического и управленческого профиля) в дальнейшем не работают по специальности и уже, будучи студентами старших курсов, понимают ошибочность собственного профессионального и карьерного выбора. Соответственно у этих студентов не сформированы навыки карьерного целеполагания и планирования и снижена мотивация к обучению, но прежде всего у многих этих студентов нет понимания и осмысленности будущей профессии и карьерного пути в целом» [Там же]. Поэтому изучение карьерных ориентаций, лежащих в основе построения профессиональной карьеры, необходимо для комплексного анализа соответствующих компетенций, формируемых на этапе планирования карьеры. С этой целью в Институте экономики и управления Бурятского госуниверситета весной 2015 г. был проведен выборочный опрос студентов 3-4 курсов по реализуе-

мым направлениям бакалавриата («Менеджмент организации», «Управление персоналом» «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Бизнес-информатика»).

Общее количество респондентов составило 54 человека. Цель опроса — определение ведущих карьерных ориентаций («якорей карьеры», по терминологии Э. Шейна) как основных ценностей, которыми руководствуются молодые люди при выборе карьерного пути.

Опрос проводился по двум методикам: 1) «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн); 2) модифицированная методика «Якоря карьеры для студентов» (авторы Е. А. Могилевкин, А. С. Новгородов). В 20092010 гг. подобный опрос проводился во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС).

Известная методика американского психолога Эдгара Шейна определяет ведущие карьерные мотивы («Якоря карьеры») из выделенных им восьми типов:

- «Профессиональная компетентность» — нацеленность человека на профессиональный успех;

- «Менеджмент»: интеграция усилий других людей. С возрастом и опытом работы эта карьерная ориентация проявляется сильнее;

- «Автономия»: свобода, самостоятельность, независимость от организационных правил, предписаний и ограничений;

- «Стабильность»: стабильность места работы и стабильность места жительства;

- «Служение»: «желание сделать мир лучше», «помощь людям», «работа с людьми». Человек с такой ориентацией имеет возможность продолжать работать в этом направлении, даже если ему придется сменить место работы;

- «Вызов»: основные ценности — конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач;

- «Интеграция стилей жизни»: стремление сбалансировать различные стороны жизни. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом, чем конкретную работу, организацию;

- «Предпринимательство»: ценится готовность к риску, нежелание работать на других, преодоление препятствий.

Как отмечает сам автор методики, карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

Второй опросник представляет собой модифицированную Е. Могилевкиным и А. Новгородовым методику Э. Шейна. Как утверждают сами авторы, необходимость разработки модификации обусловлена тем, что оригинальная методика Э. Шейна в случае ее применения на студентах хотя и позволяет выявить карьерные установки на будущее, но не в полной мере отражает актуальную ситуацию карьерного самоопределения студента в вузе. Модифицированная методика, в основу которой также положена идея о восьми базовых карьерных «якорях», определяет карьерную ориентацию студентов на момент исследования: вопросы-утверждения подобраны по реальным ситуациям из повседневной студенческой жизни [2]. Вопросы касаются и учебного процесса, и взаимоотношений с сокурсниками, преподавателями, и свободного времяпрепровождения и т. д.

Таким образом, интерес могут вызывать показатели, сравниваемые по результатам двух методик: представления студентов о текущей и будущей карьере. При анализе результатов и в первом, и во втором случаях использовано среднее значение по каждой карьерной ориентации в баллах. Полученные данные распределены по трем группам в зависимости от уровня выраженности мотивов: высокий, средний, низкий.

По первой методике («Якоря карьеры» Э. Шейна) результаты представлены в диаграмме 1.

В иерархии основных представлений студентов ИЭУ БГУ о желаемой карьере высокий уровень предпочтений (выше 7 баллов) имеют следующие карьерные ориентации: менеджмент — 7,85 балла; ИСЖ (интеграция стилей жизни) — 7,47; предпринимательство — 7,46; служение — 7,45; автономия — 7,2. Именно эти «якоря» составляют ценностное ядро в структуре будущей карьеры опрошенных;

- средний: вызов — 6,53 балла, стабильность — 6,39;

- низкий: профессиональная компетентность — 4,89.

8 /.

7 /

6 /

5

4 7

3 /

2

1

0 /

,85

,47

,46

,45

7,2

6,53

,39

4,8

У

* $ ^ / 0о<° ^

•<У

Диаграмма 1. Результаты опроса 1 по методике Э. Шейна «Якоря карьеры»

Похожие данные были получены в результате упомянутого ранее опроса студентов ВГУЭС: приоритетными «якорями» так же, как и в нашем случае, стали «Менеджмент», «Предпринимательство», «Интеграция стилей жизни», «Автономия» (7,59, 7,47, 7,28, 7,19 балла, соответственно), за исключением «якоря» «Служение» (средний уровень — 6,19 балла): именно предпринимательство, управление и независимость ассоциируются с успехом, достижениями и престижностью [2]1.

Показателен существенный разрыв между наибольшим и наименьшим значениями, наблюдаемый между управленческой ориентацией (7,85) и профессиональной (4,89)2. Полученный результат можно объяснить спецификой подготовки менеджеров, тем не менее напрашивается вывод, что большинство респондентов не уделяет достаточно серьезного внимания формированию и развитию соответствующих компетенций по выбранной профессии.

По модифицированной методике (текущие представления) результаты представлены в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Результаты опроса 2 по методике Е. Могилевкина

В данном случае иерархия карьерных ориентаций выглядит несколько другой. Почти все приоритетные ориентации, выделенные предыдущей методикой и отнесенные к высокому уровню, утратили свои позиции и перешли на средний уровень, кроме «Интеграции стилей жизни». Теперь только эта карьерная установка, показатель которой практически не изменился (7,48), по-прежнему относится к

1 С совершенно другими результатами, полученными при помощи этого же опросника с участием старшеклассников, первокурсников и выпускников педагогического вуза, можно ознакомиться в работе [3].

2 То же наблюдаем и в результатах опроса студентов ВГУЭС: карьерный якорь «Профессиональная компетентность» имеет самый низкий показатель (4,13) и отстает от ведущего («Менеджмент») более чем на 3 балла.

высокому уровню; «Предпринимательство» (6,22), «Автономия» (6,09), «Профессиональная компетентность» (5,91), «Стабильность» (5,86), «Служение» (5,27) — среднему; «Вызов» (4,4) и «Менеджмент» (4,31) — низкому.

Таким образом, наиболее устойчивой является карьерная ориентация «Интеграция стилей жизни», предполагающая достижение баланса между учебой и свободным временем, карьерой и семьей. Устойчивым оказалось также желание иметь стабильную работу, место жительства. Все же другие ориентации, отражающие текущие представления студентов о карьере, в большей или меньшей степени претерпели изменения (таблица 1).

Таблица 1

Результаты по обеим методикам

«Якоря карьеры» Показатели (баллы)

Опрос 1 Опрос 2

1. Менеджмент Уровень 7,85 4,31

высокий низкий

2. Интеграция стилей жизни (ИСЖ) Уровень 7,47 7,48

высокий высокий

3. Предпринимательство Уровень 7,46 6,22

высокий средний

4. Служение Уровень 7,45 5,27

высокий средний

5. Автономия Уровень 7,2 6,09

высокий средний

6. Вызов Уровень 6,53 4,4

средний низкий

7. Стабильность Уровень 6,39 5,86

средний средний

8. Профессиональная компетентность Уровень 4,89 5.91

низкий средний

Существенные расхождения в представлениях о карьере наблюдаются по таким ориентациям, как «Менеджмент», «Служение», «Вызов». Так, наибольший разрыв отмечается по «Менеджменту»: если представления большинства опрошенных о будущей карьере были связаны с менеджментом, то представления о текущей ситуации именно по этой ориентации отличаются самым низким показателем. Аналогичный результат интерпретирован в работе Е. Могилевкина: «в будущем большинство хотят вертикальную управленческую карьеру («Менеджмент»-7,59 балла), но в данный момент не выбирают данный якорь как ведущий и не развивают необходимые компетенции (4,63 балла). Формируется некое приукрашенное, нереалистичное, оторванное от действительности представление о будущей карьере, то есть большинство хочет быть начальниками, обладать высоким статусом, совмещать различные стороны жизни и иметь гарантии стабильной и надежной работы. При этом студенты, обучаясь в вузе, не готовы развивать необходимые для реализации этих карьерных якорей компетенции, и уровень мотивации по этим карьерным ориентациям ниже» [2].

По ориентации «Служение», демонстрирующей понимание общественно значимой пользы выбранной профессии, показатель также уменьшился (более чем на 2 балла — с 7,45 до 5,27). То есть в понимании о текущей карьере установка на прагматизм и личную выгоду является более выраженной, чем в представлениях о будущей трудовой деятельности. Отметим также, что по сравнению с данными других исследований [2,3] рассматриваемая карьерная ориентация по результатам нашего опроса имеет более высокий показатель.

«Вызов» так же, как и «Менеджмент», опустился на нижний уровень (4,4), что может свидетельствовать о нежелании и/или неготовности работать на преодоление, брать на себя решение трудных задач, хотя ответы по первому опросу указывали на неплохие амбиции опрошенных (6,53) при реализации будущей карьеры в условиях острой конкуренции. Таким образом, по словам Е. Могилевкина, в настоящем они не готовы отвечать на текущие «вызовы» внутренней образовательной и внешней профессиональной среды..., студенты руководствуются принципом: «Вот вырасту, встану на ноги, тогда и буду стремиться к карьерным высотам, а сейчас можно спокойно пожить, не напрягаясь» [2].

По карьерной установке «Профессиональная компетентность» ситуация противоположная: имевшая самый низкий показатель по первому опросу, она стала единственной, которая показала небольшую (в 1 балл) положительную динамику. То есть в процессе учебной деятельности отдается должное развитию профессиональных компетенций, нежели, к примеру, ориентации на менеджмент, однако в дальнейшем, как отмечалось ранее, студенты больше ориентированы на построение вертикальной карьеры. Характерно, что по данному «якорю» в исследовании [2] были получены аналогичные результаты, позволившие автору прийти к следующему выводу: «большинство студентов не планируют в будущем углублять профессиональные навыки и развивать горизонтальную (профессиональную) карьеру, однако в настоящий момент многие готовы развивать профессиональную компетентность в ущерб, например, таким якорям, как «Менеджмент», «Вызов» и «Служение», но в будущем не видят себя в выбранной профессии и не готовы совершенствоваться в конкретной профессиональной области».

График 1. Сравнение результатов опросов по обеим методикам

Таким образом, выявленные в результате опросов ведущие карьерные ориентации указывают на имеющееся расхождение между карьерным целеполаганием (методика Э. Шейна «Якоря карьеры») и мотивацией карьеры (модифицированная для студентов методика Э. Шейна — автор Е. Могилевкин). Рассмотренные отличия в иерархии «якорей» свидетельствуют о различных представлениях студентов о будущей и текущей карьерной ситуации.

В заключение отметим, что с внедрением в вузах системы менеджмента качества вопрос удовлетворения потребностей обучаемых необходимо рассматривать в тесной связи с их карьерным самоопределением, дальнейшим успешным трудоустройством и продвижением. Причем показатели по исходной подготовке студентов, их изначальной мотивации к карьерному росту (или отсутствие последней) должны учитываться в оценке качества образования как факторы, непосредственно влияющие на этот показатель [4]. Проведенный опрос можно считать первой попыткой изучения карьерных установок студентов Института экономики и управления БГУ. Необходимы дальнейшие исследования с целью выявления динамики ведущих карьерных мотивов и шире — в рамках выявления ценностных ориентаций студенческой молодежи как особой социальной группы, определяющей потенциал общественного развития.

Литература

1. Могилевкин Е. А., Щербина М. В., Кленина А. В., Бажин А. С. Карьера молодого специалиста: теория и практика управления [Электронный ресурс]. URL:abc.wsu.m

2. Могилевкин Е. А., Новгородов А. С. Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза // Вестник ВГУЭС. 2011. № 1. С. 59-76.

3. Цариценцева О. П. Карьерные ориентации в старшем школьном и студенческом возрасте // Образовательные технологии. 2014. № 3. С. 58-68.

4. Цыренов Д. Д., Цырендоржиева Б. Д. Концептуальные основы формирования системы менеджмента качества в университете // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. Вып. 2. Экономика. Право. С. 100-104.

References

1. Mogilevkin E. A., Shcherbina M. V., Klenina A. V., Bazhin A. S. Kar'era molodogo spetsialista: teoriya i praktika upravleniya [Career of a young specialist: theory and practice of management]. Available at: abc.vvsu.ru

2. Mogilevkin E. A., Novgorodov A. S. Issledovanie vedushchikh motivov kar'ernogo samoopredeleniya u stu-dentov vuza [Research of leading motives for high school students' career self-determination]. Vestnik Vladivostok-skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa — Bulletin of Vladivostok State University of Economics and Service. 2011. No. 1. Pp. 59-76

3. Tsaritsentseva O. P. Kar'ernye orientatsii v starshem shkol'nom i studencheskom vozraste [Career orientations in secondary and high school age]. Obrazovatel'nye tekhnologii — Educational technologies. 2014. No. 3. Pp. 58-68.

4. Tsyrenov D. D., Tsyrendorzhieva B. D. Kontseptual'nye osnovy formirovaniya sistemy menedzhmenta ka-chestva v universitete [Conceptual bases of formation quality management system in high school]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Ekonomika. Pravo — Bulletin of Buryat State University. Ser. Economy. Law. 2013. V. 2. P. 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.