Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 175-180. УДК 159.9.07
И. Н. Ефремкина
Исследование динамики карьерных ориентации, учебной мотивации, их взаимосвязи у студентов-бакалавров как условия формирования готовности к профессиональной мобильности
В данной статье рассматривается проблема формирования готовности студентов вуза к профессиональной мобильности, которая, по мнению автора, связана с учебной мотивацией и карьерными ориентациями студентов. В работе представлены результаты исследования динамики карьерных ориентаций, учебной мотивации и их взаимосвязи у студентов, обучающихся на 1-4 курсах направления подготовки «СервисЯ Обнаружено, что при сходстве степени выраженности определённых учебных мотивов и карьерных ориентаций существуют различия в корреляционной связи между ними у студентов, обучающихся на разных курсах. Отмечается, что проблема формирования профессиональной мобильности рассматривается с позиции компетентностного подхода, который требует применения новых методов и технологий обучения. Делается вывод о том, что применение интерактивных методов и технологий, технологии контекстного обучения способствует повышению учебной мотивации, интереса к будущей профессиональной деятельности, формированию и развитию метапредметных компетенций, что, в свою очередь, предлагается рассматривать как условие формирования готовности к профессиональной мобильности.
Ключевые слова: якоря карьеры, карьерные ориентации, учебная мотивация, профессиональная мобильность, готовность к профессиональной мобильности
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 175-180.
I. N. Efremkina
The study of the dynamics of career orientations, educational motivation, their interrelations among bachelor students as the conditions for forming readiness for professional mobility
In this paper deals with the problem of forming students' readiness for professional mobility, which, in the author's opinion, is related to the educational motivation and career orientations of students. The paper presents the results of research on the dynamics of career orientations, educational motivation and their interrelationships among students studying in the 1-4 courses in the direction of training «Service». It was found that, with the similarity of the degree of expression of certain educational motives and career orientations, there are differences in the correlation between them among students studying at different courses. It is noted that the problem of the formation of professional mobility is considered from the position of a competence approach, which requires the application of new methods and technologies of education. It is concluded that the use of interactive methods and technologies, the technology of contextual learning contributes to the increase of educational motivation, interest in future professional activity, the formation and development of meta-subject competencies, which in turn is proposed to be considered as a condition for forming readiness for professional mobility.
Keywords: anchor career, career orientation, learning motivation, professional mobility, readiness for professional mobility
настоящее время в нашем обществе карьера рассматривается как один из существенных показателей успешности человека, достижения им определённого статуса и во многом связывается с реализацией его личностного потенциала.
Исследователями отмечается, что модернизация высшего образования «требует подготовки специалиста с высоким уровнем компетентности в избранной профессиональной деятельности, с высокой субъектной активностью, способностью конструировать индивидуальную карьерную траекторию» [7, с. 4].
В то же время одной из тенденций мирового развития, обусловливающей существенные изменения в системе образования, называется «развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности» [7, с. 6].
Профессиональная мобильность рассматривается одними авторами как «интегральное качество личности, выражающее готовность и способность индивида к изменениям свой профессиональной позиции, статуса и к перемещениям в профессиональной сфере на основе определённых мировоззренческих представлений и ценностных ориентаций, личностных качеств, знаний и в соответствии с личными потребностями» [12, с. 148], как «оптимальный стиль деятельности в процессе профессионального самоопределения и профессиональной самореализации в социально-экономических условиях информационного общества» [10].
Другие исследователи рассматривают профессиональную мобильность как один из важнейших компонентов профессиональной компетентности [1, с. 15].
Третьи анализируют проблему профессиональной мобильности в контексте её профессиональной карьеры [5, 6].
На наш взгляд, существенным аспектом проблемы профессиональной мобильности является готовность к ней, которая в значительной мере формируется в период обучения в вузе или образовательной организации СПО.
С.В. Нужновой предложено определение готовности к профессиональной мобильности, рассматриваемой как «качество личности, обеспечивающее оптимальный стиль её деятельности в процессе профессионального самоопределения и профессиональной самореализации в социально-экономических условиях информационного общества» [10].
Диссертационное исследование Неделько Е.Г. посвящено изучению формирования мотиваци-онной готовности к профессиональной мобильности студентов вуза [8].
Исследователями отмечается, что готовность к профессиональной мобильности во многом определяется качествами личности, которые формируются и совершенствуются на протяжении всей профессиональной деятельности человека. При этом именно на этапе высшего образования закладываются предпосылки данной готовности, когда обучающийся «не только овладевает знаниями, обеспечивающими ему мобильное поведение на рынке труда, но и приобретает компетенции, позволяющие выработать индивидуальную стратегию своей профессиональной деятельности, успешно адаптироваться и реализовать свой потенциал в условиях современного общества» [9, с. 153].
Таким образом, актуальность темы исследования обусловливается потребностью в современных социально-экономических условиях общества и государства в специалистах, обладающих в своей профессиональной области знаниями, умениями, навыками и компетенциями, способствующими повышению их адаптивности и конкурентоспособности, т.е. профессионально мобильных.
Профессиональное самоопределение и профессиональная самореализация, на наш взгляд, тесно связаны с процессом раскрытия личностного потенциала, раскрывающегося через карьерные ориентации.
Наиболее часто при изучении карьерных ори-ентаций исследователями используется теория Эдгара Шейна, который рассматривает карьеру как внутренний процесс раскрытия личностного потенциала, «карьерные якоря» - это ряд представлений человека о себе, ключевые ценности, мотивы, навыки, определяющие выбор карьеры и способ жизни.
Однако отечественными исследователями отмечается также и то, что существует проблема осмысления будущей профессиональной деятельности у студентов высших учебных заведений, которая может выражаться в размытости представлений о будущей профессии и о карьерном пути в целом, следствием чего становится «полная или частичная несформированность навыков карьерного целеполагания и планирования, а также снижение мотивации к обучению» [5, с. 61].
Теоретический анализ показал, что карьерные ориентации связываются как с личностными, так и с социально-психологическими особенностями [13, 14, 16]. Однако, на наш взгляд, недостаточно исследована динамика наличных карьерных ориентаций студентов, учебная мотивация и их взаимосвязь от младших курсов к старшим, как одно из условий формирования готовности к профессиональной мобильности.
Данное обстоятельство и предопределило цель нашего исследования - выявление динамики карьерных ориентаций, учебной мотивации и их взаимосвязи от младших курсов к старшим
как условия формирования готовности к профессиональной мобильности на примере студентов направления подготовки бакалавров «Сервис».
Объектом данного исследования выступают карьерные ориентации и учебная мотивация студентов.
Предметом - динамика карьерных ориен-таций, учебной мотивации, их взаимосвязь у студентов - будущих бакалавров сервиса как условие формирования готовности к профессиональной мобильности.
В основу исследования было положено предположение об особенностях карьерных ориен-таций, учебной мотивации и их взаимосвязи на разных курсах обучения, которые необходимо учитывать при построении учебного процесса.
Базой исследования явились студенты Пензенского государственного технологического университета направления подготовки бакалавров 43.03.01 «Сервис» 1-4 курсов в количестве 60 человек.
В исследовании использовались тест «Якоря карьеры» (в адаптации А.С. Новгородова, Е.А. Могилёвкина для студентов), а также методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бад-маевой). Для статистической обработки применялся коэффициент корреляции Пирсона в пакете Excel.
Как отмечают авторы модификации методики Э. Шейна «Якоря карьеры» А.С. Новгородови и Е.А. Могилёвкин, данная модификация «позволяет выявить карьерную ориентацию студентов на момент исследования в отличие от методики Э.Шейна, вопросы которой, в большей степени, относятся к уже работающим продолжительное время людям» [5, с. 63].
Обратимся к результатам диагностики.
Анализ результатов диагностики учебной мотивации студентов показал, что для студентов, обучающихся на первом курсе, среди мотивов учебной деятельности ведущими являются коммуникативные мотивы, мотивы творческого саморазвития, а также профессиональные мотивы. Следовательно, можно предполагать, что для первокурсников важна возможность общения, взаимодействия, сотрудничества; они руководствуются стремлением развиваться личностно и профессионально.
Среди карьерных ориентаций первое ранговое место занимает «стабильность работы». Это может свидетельствовать о потребности в безопасности, возможности прогнозирования, что, на наш взгляд, связано с общей нестабильной, кризисной ситуацией в экономике.
Другой значимой карьерной ориентацией для первокурсников является «менеджмент», что может выражаться в ориентации на управление (людьми, процессами и т.д.), на интеграцию усилий других людей, на осознание ответственности за результат.
Третье ранговое место разделили «предпринимательство» и «автономия». Можно предполагать, что первокурсники рассматривают в качестве цели своей карьеры создание чего-то нового, организацию своего дела. Они стремятся получить возможность работать самостоятельно, без организационных рамок.
Применение для анализа результатов диагностики коэффициента корреляции г Пирсона выявило наиболее тесную взаимосвязь между мотивами престижа, учебно-познавательными мотивами и ориентацией «профессиональная компетентность» (г>0,66 и г>0,72 соответственно); между учебно-познавательными мотивами и ориентацией «менеджмент» (г>0,63); между мотивами творческого саморазвития и карьерной ориентацией «автономия» (г>0,67).
Наличие такой взаимосвязи дополнительно указывает на осознанный профессиональный выбор, на ориентацию на профессию, а также понимание первокурсниками необходимости и важности учебно-профессиональной подготовки.
Для студентов-второкурсников среди учебных мотивов ведущими являются прежде всего профессиональные, коммуникативные и социальные мотивы. Это может означать, что второкурсники осознают важность коммуникативных умений и навыков прежде всего для профессиональной деятельности, а также социальную значимость учения.
Среди карьерных ориентаций первое ранговое место заняла карьерная ориентация «менеджмент». Можно предполагать, что второкурсники, также как и студенты первого курса, ориентированы на управление людьми, процессами, на интеграцию усилий других людей, на осознание ответственности за результат.
Второй по значимости карьерной ориентаций для второкурсников стала «стабильность работы», что также можно связать с потребностью в безопасности, которая возрастает в нестабильные периоды.
Третье ранговое место получила ориентация «автономия», что может говорить о том, что студенты второго курса более склонны строить независимую карьеру собственным путем.
Применение для анализа результатов диагностики коэффициента корреляции г Пирсона выявило наиболее тесную взаимосвязь между практически всеми учебными мотивами, (кроме мотива избегания) и карьерной ориентацией «служение» (от г>0,60 до г>0,71); а также между профессиональными мотивами и карьерной ориентаций «предпринимательство» (г>0,72); между мотивами творческого саморазвития и ориентациями «профессиональная компетентность» и «предпринимательство» (г>0,75 и г>0,69 соответственно); между учебно-познавательными мотивами и ориентацией «профессиональная компетентность» (г>0,67).
Выявленные показатели взаимосвязи также, на наш взгляд, свидетельствуют об осознанном профессиональном выборе и отношении к своей будущей профессии - стремлении приносить пользу обществу, конкретным людям, использовать свои способности для достижения общественно важной цели.
Анализ результатов диагностики на третьем курсе показал, что для третьекурсников в целом наиболее значимыми учебными мотивами являются профессиональные, социальные и мотивы творческого саморазвития. Можно говорить о том, что третьекурсники направлены на овладение профессией, на получение профессиональных знаний и умений, на развитие профессионально-значимых качеств, осознают социальную значимость учения, а также стремятся развиваться личностно и профессионально.
Среди карьерных ориентаций третьекурсников первое ранговое место занимает «стабильность работы», что также мы связываем с потребностью в безопасности в нестабильный период. Второе ранговое место принадлежит ориентации «автономия». Скорее всего, студенты третьего курса предпочтут делать независимую карьеру собственным путем и деятельность, где они будут свободны от организационных правил, предписаний и ограничений.
Третье ранговое место получила карьерная ориентация «служение», что может свидетельствовать о том, что третьекурсники ориентированы на возможность приносить пользу людям, обществу.
Однако, применение коэффициента корреляции г Пирсона обнаружило либо отсутствие значимой связи, либо отрицательную взаимосвязь между практически всеми учебными мотивами и карьерными ориентациями. Выявлена значимая взаимосвязь между профессиональными мотивами учения и карьерной ориентацией «предпринимательство» (г>0,68).
Такие результаты, на наш взгляд, можно объяснить, во-первых, возможно, ошибочным профессиональным выбором; во-вторых, так называемой «ревизией профессионального выбора», которая, по мнению исследователей, как раз может проявиться в середине профессионального обучения. В частности, Э.Ф. Зеер пишет о «кризисе ревизии и коррекции профессионального выбора» [4, с. 218]. Поэтому студенты могут по-прежнему старательно учиться (в силу привычки, личностных особенностей), получать профессиональные знания, умения и навыки, думать о будущем, но не согласовывать одно с другим.
Анализ результатов диагностики на четвёртом курсе обнаружил, что для студентов среди учебных мотивов ведущими являются профессиональные мотивы. Второе ранговое место разделили коммуникативные и учебно-познавательные мотивы. Третьими по значимости являются социальные мотивы. Это даёт основание пред-
полагать значимость для студентов профессиональной подготовки, коммуникативных умений, в том числе и для будущей профессиональной деятельности.
Исследователями отмечается, что «познавательные и профессиональные мотивы - это положительные, ведущие мотивы учения, причем профессиональные мотивы рассматриваются как производные от познавательных» [11, с. 90].
Среди карьерных ориентаций у четверокурсников ведущей является «автономия». Второй по значимости стала «стабильность работы», третьей - «интеграция стилей жизни».
Вероятно, для студентов выпускного курса на первом месте стоит свобода в принятии решений, в определении целей, задач, содержания и способов выполнения своей работы. Однако, также как и для студентов других курсов, значимой является стабильность работы, что, скорее всего, связано с потребностью в безопасности, стабильности, предсказуемости.
В то же время студенты-четверокурсники ориентированы на интеграцию стилей жизни, что выражается в потребности баланса между работой, карьерой, семьёй, саморазвитием. Как отмечают авторы, человек с такой карьерной ориентацией «больше ценит свою жизнь в целом - где живет, как совершенствуется, - чем конкретную работу, карьеру или организацию» [13, с. 124]. Мы полагаем, что это можно объяснить возрастными особенностями и, в частности, позицией взрослого (и часто уже работающего) человека, который пытается сбалансировать различные сферы своей жизни.
Применение для анализа результатов диагностики коэффициента корреляции г Пирсона выявило достаточно тесную взаимосвязь между учебными мотивами престижа и карьерными ориентациями «профессиональная компетентность» (г>0,52), «служение» (г>0,55), «вызов» (г>0,60); между коммуникативными мотивами и карьерными ориентациями «вызов» (г>0,51), «предпринимательство» (г>0,53); между профессиональными мотивами и ориентацией «автономия» (г>0,59); между учебно-познавательными мотивами и ориентацией «профессиональная компетентность» (г>0,58).
Указанные значения позволяют предполагать осознанное отношение студентов выпускного курса к своей уже близкой профессии, осознание необходимости учебно-профессиональной подготовки к ней. Этому, на наш взгляд, способствует преобладание в учебном плане специальных профессиональных дисциплин.
Таким образом, проведённый анализ позволил сделать следующие выводы.
1. Для студентов, обучающихся на первом курсе, ведущими являются коммуникативные мотивы, мотивы творческого саморазвития, а также профессиональные мотивы. Среди карьерных ориентаций ведущими являются «стабильность
работы», «менеджмент», «предпринимательство» и «автономия».
2. Для студентов-второкурсников среди учебных мотивов ведущими являются профессиональные, коммуникативные и социальные мотивы. Среди карьерных ориентаций - «менеджмент», «стабильность работы», «автономия».
3. Для третьекурсников в целом наиболее значимыми учебными мотивами являются профессиональные, социальные и мотивы творческого саморазвития. Среди карьерных ориентаций третьекурсников - «стабильность работы», «автономия», «служение».
4. Для студентов четвёртого курса среди учебных мотивов ведущими являются профессиональные мотивы, коммуникативные и учебно-познавательные, а также социальные мотивы. Среди карьерных ориентаций у четверокурсников ведущей является «автономия», «стабильность работы», «интеграция стилей жизни».
5. Корреляционный анализ результатов проведённого исследования показал, что при сходстве степени выраженности определённых учебных мотивов и карьерных ориентаций существуют различия в корреляционной связи между ними у студентов, обучающихся на разных курсах.
Поскольку в настоящее время проблема формирования профессиональной мобильности рассматривается многими исследователями с позиции компетентностного подхода, основой для её формирования могут стать те общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые «имеют широкий радиус действия и позволяют выходить за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к освоению новых профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности» [12, с. 149].
В свою очередь, комптентностный подход, на котором основываются современные Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения и поколения 3+, предъявляет иные требования к подготовке выпускника вуза, поскольку формирование компетенций не-
возможно без применения новых методов и технологий обучения, задачей которых становится не только активизация учебной деятельности, но и нивелирование разрыва между теорией и практикой. Такими новыми методами и технологиями признаются интерактивные.
Нами уже отмечалось, что применение интерактивных методов и технологий обучения способствует формированию и развитию у обучающихся «метапредметных компетенций» [15]: «критического мышления, взаимодействия в группах, планирования и осуществления исследовательской деятельности, аргументирование своей позиции т.д.
Ещё одним важным результатом применения интерактивных технологий является развитие способности организовывать совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества, что способствует развитию таких личностных качеств, как толерантность, ответственность за результаты совместной работы, умение вести деловое обсуждение, диалог» [2, с. 30].
Кроме того, опыт применения технологии контекстного обучения в рамках дисциплины «Конфликтология» позволяет сделать вывод о том, что «построение преподавания учебной дисциплины на основе технологии контекстного обучения даёт возможность максимально приблизить содержание и процесс учебной деятельности студентов к их дальнейшей профессиональной деятельности. В разнообразных формах построения занятий шаг за шагом как бы проступает содержание будущей профессиональной деятельности, что, в свою очередь, обусловливает эффективное личностное и профессиональное развитие будущих выпускников - специалистов предприятий сферы сервиса» [3, С. 170].
Таким образом, обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что карьерные ориентации в их взаимосвязи с учебной мотивацией при применении новых методов и технологий обучения можно рассматривать как условие готовности к профессиональной мобильности студентов вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. ДегтеревВ.А.Профессиональнаямобильность,компетентность,конкурентоспособностьиконкурентоориентированность: теоретический аспект [Электронный ресурс] // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. №1. С. 110-116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21367247 (дата обращения 10.01.2018)
2. Ефремкина И.Н. Организационно-педагогические условия формирования психологической компетентности студентов направления подготовки «Сервис» // Карельский научный журнал. 2015. №2 (11). С. 28-31.
3. Ефремкина И.Н. Применение элементов технологии контекстного обучения для формирования конфликтологической компетентности студентов направления подготовки «Сервис» // Актуальные проблемы непрерывного образования и пути их решения на современном этапе: материалы междунар. науч.-прак. конф., 22 ноября 2016 г., Пенза, ПензГТУ.-Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2016. С. 165-170.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический проект, 2003. 336 с.
5. Могилёвкин Е.А., Новгородов А.С. Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2011. №1 (10). С. 61-78.
6. Могилёвкин Е.А. Технология формирования и развития профессиональных и карьерных компетенций выпускника вуза по направлению «Менеджмент» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2012. №6. С.166-170.
7. Мусина-Мазнова Г.Х. Формирование карьерных ориентаций будущих социальных работников в процессе двухуровневой подготовки: монография / Г.Х. Мусина-Мазнова. М.: КНОРУС; Астрахань: АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016. 108 с.
8. Неделько Е.Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности студентов вуза: дисс... канд. пед. н. Магнитогорск, 2007. 176 с.
9. Нужнова С.В. Формирование готовности к профессиональной мобильности [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 152-156. URL: http://www.vovr.ru/arhiv2009.html (дата обращения 12.01.2018)
10. Нужнова С.В. Концепция развития готовности студентов к профессиональной мобильности в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/44587537-Koncepciya-razvitiya-gotovnosti-studentov-k-professionalnoy-mobilnosti-v-obrazovatelnom-processe-vuza.html (дата обращения 12.01.2018).
11. Осиповская А.В. К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов // Экономический журнал, 2013. № 2. С. 89-93.
12. Степанова И.А. Конкурентоспособность и профессиональная мобильность выпускника как важные показатели качества образования [Электронный ресурс] // Альманах современной науки и образования. 2009. № 4 (23). Ч.2. С. 147-150. URL: http://www.gramota.net/materials/1/2009/4-2/51.html (дата обращения 10.02.2018).
13. Терехова Т.А. Проявления карьерных ориентаций у студентов-психологов // Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25). С. 120-126.
14. Ткач Д.А. Профессиональная карьера современной молодежи: автореф. дис... канд. социол. наук. Саратов, 2004. 152 с.
15. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm (дата обращения 10.02.2018).
16. Цариценцева О.П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2010. № 6. С. 73-75.
17. Цариценцева О.П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг: монография. Оренбург: РИО ОУНБ им. Н.К. Крупской, 2009. 186 с.
REFERENCES
1. Degterev V.A. Professional mobility, competence, competitiveness and competitiveness: theoretical aspect [Electronic resource]. Bulletin of Social and Humanitarian Education and Science. 2014. no. 1. pp. 110-116. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=21367247 (accessed 10/01/2018). (in Russian)
2. Efremkina I.N. Organizational and pedagogical conditions for the formation of psychological competence of students in the direction of training "Service". Karelian scientific journal. 2015. no. 2 (11). pp. 28-31. (in Russian)
3. Efremkina I.N. Application of the elements of contextual learning technology for the formation of conflictological competence of the students in the direction of training «Service» // Actual problems of continuing education and the ways of their solution at the present stage: materials of the international scientific and practical conference, November 22, 2016, Penza, PenzSTU. -Prague: Vedecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2016. pp. 165-170. (in Russian)
4. Zeer E.F. Psychology of professions: Textbook. manual for university students. Moscow, Academic project; Ekaterinburg: the Business book, 2003. 336 p. (in Russian)
5. Mogilevkin E.A., Novgorodov A.S. Investigation of the leading motives of career self-determination among university students. Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service. 2011. no. 1 (10). pp. 61-78. (in Russian)
6. Mogilevkin E.A. Technology of formation and development of professional and career competencies of the graduate of the university in the direction of «Management». Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov, no. 6, 2012. pp. 166-170. (in Russian)
7. Musina-Maznova G.Kh. Formation of career orientations of future social workers in the process of two-level training: monograph / G.Kh. Musina-Maznova. Moscow: Knorus; Astrakhan: ASU, Publishing House «Astrakhan University», 2016. 108 p. (in Russian)
8. Nedelko E.G. Formation of motivational readiness for professional mobility of university students: Diss ... PhD in Ped. Sci. Magnitogorsk, 2007. 176 p. (in Russian)
9. Nuzhnova S.V. Formation of readiness for professional mobility [Electronic resource]. Higher education in Russia. 2009. no. 6. pp. 152-156. URL: http://www.vovr.ru/arhiv2009.html (accessed 12/01/2018). (in Russian)
10. Nuzhnova S.V. The concept of development of readiness of students for professional mobility in the educational process of the university [Electronic resource]. URL: http://docplayer.ru/44587537-Koncepciya-razvitiya-gotovnosti-studentov-k-professionalnoy-mobilnosti-v-obrazovatelnom-processe-vuza.html (accessed 12.01.2018). (in Russian)
11. Osipovskaya A.V. To the question of the motivation of students' educational activity. Economic Journal, 2013. No. 2. pp. 89-93. (in Russian)
12. Stepanova I.A. Competitiveness and professional mobility of the graduate as important indicators of the quality of education [Electronic resource]. Almanac of modern science and education. 2009. no. 4 (23). Part 2. pp. 147-150. URL: http://www. gramota.net/materials/1/2009/4-2/51.html (accessed 10.02.2018). (in Russian)
13. Terekhova Т.А. Manifestations of career orientations among students-psychologists. Humanitarian vector. 2011. no. 1 (25). pp. 120-126. (in Russian)
14. Tkach D.A. Professional career of modern youth: avtoref. Diss ... PhD in Sociol. Sciences. Saratov, 2004. 152 p. (in Russian)
15. Khutorskoy A.V. The meta-subject content and results of education: how to implement federal state educational standards [Electronic resource]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm (accessed 10.02.2018). (in Russian)
16. Tsaritsentseva O.P. Career orientations of modern youth: theory, experiment, training. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2010. no. 6. pp. 73-75. (in Russian)
17. Tsaritsentseva O.P. Career orientations of modern youth: theory, experiment, training: monograph. Orenburg: RIO OUNB named after N.K. Krupskaya, 2009. 186 p. (in Russian)
Информация об авторе Ефремкина Ирина Николаевна
(Россия, Пенза) Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Пензенский государственный технологический университет E-mail: [email protected]
Information about the author
Efremkina Irina Nikolaevna
(Russia, Penza) PhD in Psychological Sciences Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department Penza State Technological University E-mail: [email protected]