Научная статья на тему 'Ведущие карьерные ориентации сотрудников МЧС России'

Ведущие карьерные ориентации сотрудников МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
662
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / КАРЬЕРНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КАРЬЕРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / CAREER ORIENTATION / МЧС / СAREER / MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Артемова Светлана Федоровна

Рассматриваются понятия «карьера», «карьерная направленность»; анализируется карьерная ориентация сотрудников МЧС. Целью данного исследования является изучение ведущей карьерной ориентации сотрудников МЧС. В исследовании использовались: методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна и методы описательной и математической статистики. Установлено, что в группе сотрудников МЧС ведущей является мотивация «служения» (обществу и государству) и «менеджмент». Были установлены значимые различия по сравнению с контрольной группой в отношении карьерных ориентаций «вызов» и «менеджмент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ведущие карьерные ориентации сотрудников МЧС России»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЕДУЩИЕ КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОТРУДНИКОВ

МЧС РОССИИ Артемова С.Ф. Email: Artemova17106@scientifictext.ru

Артемова Светлана Федоровна - магистрант, кафедра защиты в чрезвычайных ситуациях, Пензенский казачий институт технологий (филиал) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского Первый казачий университет, г. Пенза

Аннотация: рассматриваются понятия «карьера», «карьерная направленность»; анализируется карьерная ориентация сотрудников МЧС. Целью данного исследования является изучение ведущей карьерной ориентации сотрудников МЧС. В исследовании использовались: методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна и методы описательной и математической статистики. Установлено, что в группе сотрудников МЧС ведущей является мотивация «служения» (обществу и государству) и «менеджмент». Были установлены значимые различия по сравнению с контрольной группой в отношении карьерных ориентаций «вызов» и «менеджмент».

Ключевые слова: карьера, карьерная направленность, карьерная ориентация, МЧС.

LEADING CAREER ORIENTATIONS OF EMPLOYEES OF EMERCOM OF RUSSIA Artemova S.F.

Artemova Svetlana Fedorovna - Student of Magistracy, PROTECTION IN EMERGENCY SITUATIONS " DEPARTMENT, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION K.G. RAZUMOVSKY MOSCOW STATE UNIVERSITY OF TECHNOLOGIES AND MANAGEMENT THE FIRST COSSACK UNIVERSITY, PENZA

Abstract: rnncepts of "career", "career orientation"; œreer orientation of employees of the Ministry of Emergency Situations is analyzed. The purpose of this study is to study the leading career orientation of employees of Emercom. The study used: the methodology of studying the motivation of E. Sheyn professional career and the methods of descriptive and mathematical statistics. It is established that the motivation of "service" (to society and the state) and "management" is leading in the group of employees of the Ministry of Emergencies. Significant differences were found in comparison with the control group regarding career orientations "challenge" and "management". Keywords: сareer, career orientation, Ministry of Emergency Situations.

УДК 159.9

Карьерная тематика приобрела широкую популярность в отечественной психологии лишь в последние десятилетия. То, что раньше считалось «отклонением от нормы», порождением буржуазного общества и связывалось с карьеризмом, сегодня возводится в ранг важного показателя развития человека, его направленность на развитие личностного и профессионального потенциала.

А.А. Бодалев рассматривает карьеру как продвижение в какой-то конкретной области деятельности человека как личности и как субъекта деятельности. Причем

успешность этого продвижения оценивается и сопоставляется с некоторым эталоном успешности, сложившимся общественным мнением [3].

Л. Почебут и В.А. Чикер рассматривают карьеру как «один из показателей индивидуальной и профессиональной жизни человека». Авторы выделяют две стороны карьерного процесса:

1. Объективную - внешняя сторона (последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций).

2. Субъективная - внутренняя сторона (восприятие человеком своей карьеры, образа профессиональной жизни и своей роли в нем) [5].

Если в отечественной психологии исследования, связанные с карьерой, приходятся на последние десятилетия, то за рубежом период зрелости подобных работ приходится на 1970-е годы. Особой популярностью пользуется концепция возрастных стадий карьеры американского психолога Дональда Сьюпера. Он выделил пять стадий профессионального развития: рост, исследование, завоевание положения, поддержание стабильности, спад.

Д. Сьюпер, Д. Холланд выдвинули предположение, что профессиональный рост специалиста определяется, прежде всего, его карьерной направленностью. Согласно якорной модели профессионального развития, карьерная направленность является элементом Я-концепции, отражающей выбранное субъектом направление профессионального продвижения, основанное на его потребностях, мотивах, интересах, способностях.

А.А. Жданович рассматривает карьерную направленность как элемент структуры профессиональной Я-концепции субъекта, «смысловой диспозиции, что отражает приоритетное направление профессионального продвижения. Имея для субъекта устойчивый жизненный смысл, она сказывается на эффектах смысловой регуляции, не связанной с мотивом актуальной деятельности» [1]. В соответствии с мнением автора основными видами карьерной направленности является направленность на вертикальную карьеру (стремление к продвижению в социально-профессиональной иерархии) и направленность на горизонтальную карьеру (стремление к профессионально-личностному росту, росту мастерства) [1; 2].

Исследовал карьерную направленность также Д. Осгуд, который выделил семь этапов их трансформации: идеализация действительности, крах надежд, вызов всем и неповиновение, уход от дел, осознание, решимость, уверенность.

Д. Холланд, рассматривая соотношение «карьера-личность», выделил комплексные ориентации личности: личностная ориентация, интеллектуальная ориентация, социальная ориентация, конвенциональная ориентация, предпринимательская ориентация, ориентация на искусство [6].

Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одну, выбранную в начале профессионального пути траекторию) или транспрофессионализации (овладение другими специальностями, связанное с расширением инструментария и областей деятельности) - это горизонтальный тип карьеры. Вертикальную карьеру понимают, прежде всего, как карьеру менеджера -имеется в виду должностное продвижение работника по службе.

3. Шейн выделил восемь карьерных ориентаций - «якорей»: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность места работы, стабильность места жительства, служба, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство [4].

В структуре карьерной направленности Э.Г. Шейн выделяет:

- представление о своих способностях и талантах;

- представление о своих потребностях и мотивах;

- представление о своих отношениях и ценностях.

Итак, в научной литературе понятие «карьера», «карьерная направленность» рассматриваются через комплексные ориентации личности, через стадии профессионального развития, этапы развития.

В исследовании карьерной направленности приняли участие сотрудники МЧС, а качестве группы сравнения (контрольной группы), работающие в различных коммерческих структурах, не связанных с МЧС.

В исследовании использовали методику изучения мотивации профессиональной карьеры («Якоря карьеры») Э. Шейна и методы описательной и математической статистики. Методика разработаная Э. Шейном (перевод и адаптация на русский язык осуществлены В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер) представляет собой опросник, направленный на диагностику ценностной составляющей профессиональной деятельности.

Результаты исследования карьерной ориентации сотрудников МЧС приведены в таблице 1.

Таблица 1. Средние значения баллов и значимые различия по методике «Якоря карьеры»

Э. Шейна

Шкалы Группа Контрольная ^критерий

опросника «Якоря карьеры» сотрудников МЧС группа Стьюдента

Про фессиональная компетентность 4,79 5,63 1,539

Менеджмент 7,62 6,03 3,682**

Автономия 5,90 6,18 0,436

Стабильность работы 6,66 6,29 0,718

Стабильность места жительства 4,20 5,29 1,643

Служение 7,67 6,16 3,539**

Вызов 6,24 4,69 3,069**

Интеграция 6,25 5,78 0,892

Предпринимательство 5,83 6,12 0,548

* - различия достоверны на уровне p<0,05 ** - различия достоверны на уровне p<0,01

Как следует из таблицы № 1, наиболее серьезной мотивацией группы сотрудников МЧС является мотивация служения (обществу и государству). Этой мотивацией группа сотрудников МЧС статистически значимо отличается от контрольной группы, причем нами были выявлены значимые различия по критерию Стьюдента. Это неудивительно, если учесть, что служба в МЧС предоставляет немалые возможности для карьеры госслужащего, в силовых структурах, органах местного самоуправления.

Описанные различия хорошо заметны на рис. 1.

■ Группа сотрудников МЧС ■ Контрольная группа

Рис. 1. Средние значения по опроснику «Якоря карьеры» Э. Шейна в группах испытуемых

Также значимые различия были установлены в отношении таких карьерных ориентаций как вызов, что связано с высокой сложностью и опасностью для жизни службы в МЧС России, и менеджмент, что связано с коллективным характером деятельности и социальным лифтом, который предоставляет работа в МЧС.

Что касается остальных карьерных ориентаций, то значимых различий между группами обнаружено не было. В целом, служба в МЧС привлекает кандидатов возможностью карьеры в государственных структурах.

Подводя итоги, можно сказать, что карьера - это индивидуальный жизненный проект, а в более общем смысле - деловая составляющая биографического проекта личности. В этом ракурсе ее можно определить как направленный в будущее, известный из опыта других, путь развертывания трудовой жизни, который позволяет человеку предвидеть перспективу собственного профессионального развития.

Список литературы /References

1. Жданович А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: Дисс. ... канд. психол. Наук. М., 2008. 277 с.

2. Лотова И.П. Развитие профессиональной карьеры кадров государственной службы: Дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2004.

3. Марищук В.Л.Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дисс. ... д-ра психол. наук. Ленинград, 1982. 351 с.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: ЭКСМО-Пресс, 2006. 308 с.

5. Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. № 6. Т. 26, 2006. С. 35-43.

6. Holland Y.L. Explorations of a theory оf vocational choice / Y.L. Holland // J. Appl. Psychol., 1968. V. 52. № 1. Р. 20-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.