Научная статья на тему 'Профессиональные ценностные ориентации студентов и особенности их становления в процессе обучения в медицинском колледже'

Профессиональные ценностные ориентации студентов и особенности их становления в процессе обучения в медицинском колледже Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1093
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТИ / СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ / СТУДЕНТ / PERSONALITY / VALUE GUIDELINES / VALUES / NURSE BUSINESS / NURSE / LABOR ACTIVITY / PROFESSION / FORMATION / MEDICAL COLLEGE / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комолкина О. И., Чернецкая Н. И.

Введение. Статья посвящена исследованию профессиональных ценностных ориентаций студентов и особенностей их становления в процессе обучения в медицинском колледже. Проведен анализ профессиональных ценностных ориентаций медицинского работника в работах отечественных исследователей. Теоретический анализ литературы позволил авторам определить ведущий компонент системы профессиональных ценностных ориентаций медицинских работников принятие принципов гуманизма и справедливости как высших ценностей. Методы и материалы исследования. Количественный и качественный анализ структуры профессиональных ценностных ориентаций проведен по группам терминальных и инструментальных ценностей, которые позволяет выделить методика М. Рокича «Ценностные ориентации». Выборку исследования составили студенты 1-4 курсов медицинского колледжа в количестве 148 человек. Результаты. При анализе иерархии ценностей внимание обращено на их группировку студентами в содержательные блоки на тех или иных основаниях. Определены ведущие ценности в структуре ценностных ориентаций студентов разных курсов обучения колледжа, доказаны качественные различия в ценностных ориентациях студентов различных курсов. Сравнение структуры профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа позволило определить уровень значимости выявленных различий. Авторы делают вывод, что наибольшая динамика иерархии терминальных ценностей прослеживается от первого ко второму курсу обучения. Значимые изменения структуры инструментальных ценностей не отмечены. Наибольшая динамика иерархии инструментальных ценностей прослеживается от третьего к четвертому курсу обучения. При анализе иерархии ценностей внимание также обращено на их группировку испытуемыми в содержательные блоки на тех или иных основаниях. Рассмотрены конкретные, абстрактные, этические, индивидуалистические, альтруистические и другие ценности. Обсуждение результатов. Определены организационно-педагогические условия, которые способствуют становлению профессиональных ценностных ориентаций в медицинском колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students'' professional value guidelines and their formation when studying at a medical college

Introduction. The paper provides an overview of domestic studies on professional value guidelines in health professionals. The results of a theoretical analysis revealed the leading component of professional value guidelines in health professionals the adoption of the principles of humanism and justice as the highest values. Materials and methods. This was quantitative and qualitative analysis of the structure of professional value guidelines by the groups of ultimate and instrumental values revealed by M. Rokeach "Value orientation" technique. The participants comprised 148 students of the medical college. Results. The analysis of the hierarchy of values revealed that students grouped them in units on certain grounds. The study revealed the leading values in the structure of the medical college students' value guidelines, as well as qualitative differences in value guidelines in students of different years of education. The comparison of students' professional value guidelines determined the significance level of the differences. The period between the first and the second year of education is characterized by the highest level of dynamics of the hierarchy of ultimate values. The period between the third and the fourth year of education is characterized by the highest level of dynamics of the hierarchy of instrumental values. The study revealed concrete, abstract, ethical, individualistic, altruistic, and other values. Discussion. Organizational pedagogical conditions contribute to the formation of professional values at the medical college.

Текст научной работы на тему «Профессиональные ценностные ориентации студентов и особенности их становления в процессе обучения в медицинском колледже»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

УДК 159.9.072 DOI: 10.21702/rpj.2017.2.6

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ СТАНОВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Оксана И. Комолкина1*, Надежда И. Чернецкая2

1 Саянский медицинский колледж, г. Саянск, Российская Федерация

2 Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская

Федерация

* E-mail: kmlkina@rambler.ru

Введение. Статья посвящена исследованию профессиональных ценностных ориентаций студентов и особенностей их становления в процессе обучения в медицинском колледже. Проведен анализ профессиональных ценностных ориентаций медицинского работника в работах отечественных исследователей. Теоретический анализ литературы позволил авторам определить ведущий компонент системы профессиональных ценностных ориентаций медицинских работников - принятие принципов гуманизма и справедливости как высших ценностей.

Методы и материалы исследования. Количественный и качественный анализ структуры профессиональных ценностных ориентаций проведен по группам терминальных и инструментальных ценностей, которые позволяет выделить методика М. Рокича «Ценностные ориентации». Выборку исследования составили студенты 1-4 курсов медицинского колледжа в количестве 148 человек.

Результаты. При анализе иерархии ценностей внимание обращено на их группировку студентами в содержательные блоки на тех или иных основаниях. Определены ведущие ценности в структуре ценностных ориентаций студентов разных курсов обучения колледжа, доказаны качественные различия в ценностных ориентациях студентов различных курсов. Сравнение структуры профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа позволило определить уровень значимости выявленных различий. Авторы делают вывод, что наибольшая динамика иерархии терминальных ценностей прослеживается от первого ко второму курсу обучения. Значимые изменения структуры инструментальных ценностей

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2

яй$$1дм'р$усноГоб1сдГ1ойямдГ^1о1ТуоГ'^

не отмечены. Наибольшая динамика иерархии инструментальных ценностей прослеживается от третьего к четвертому курсу обучения. При анализе иерархии ценностей внимание также обращено на их группировку испытуемыми в содержательные блоки на тех или иных основаниях. Рассмотрены конкретные, абстрактные, этические, индивидуалистические, альтруистические и другие ценности.

Обсуждение результатов. Определены организационно-педагогические условия, которые способствуют становлению профессиональных ценностных ориентаций в медицинском колледже.

Ключевые слова: личность, ценностные ориентации, ценности, сестринское дело, медицинская сестра, трудовая деятельность, профессия, становление, медицинский колледж, студент

Основные положения:

> ведущим компонентом системы профессионально-ценностных ориентаций медицинских работников является принятие принципов гуманизма и справедливости как высших ценностей;

> в течение обучения значимые изменения структуры как терминальных, так и инструментальных ценностей не выявлены;

> ценностные ориентации студентов различных курсов имеют качественные различия;

> становлению профессиональных ценностных ориентаций в медицинском колледже может способствовать ряд организационно-педагогических условий.

Для цитирования: Комолкина О. И., Чернецкая Н. И. Профессиональные ценностные ориентации студентов и особенности их становления в процессе обучения в медицинском колледже // Российский психологический журнал. - 2017. - Т. 14, № 2. - С. 105-117.

Материалы статьи получены 10.10.2016

POCCI/IIÏICKI/IIÏI nCI/IXOnon/IMECKI/ll/l «yPHAfl • 2017 TOM 14 № 2

UDC 159.9.072

DOI: 10.21702/rpj.2017.2.6

STUDENTS' PROFESSIONAL VALUE GUIDELINES AND THEIR FORMATION WHEN STUDYING AT A MEDICAL COLLEGE

Oksana I. Komolkina1*, Nadezhda I. Chernetskaya2

1 Sayan Medical School, Sayansk, Russian Federation

2 Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

* Correspondence author. E-mail: kmlkina@rambler.ru

Introduction. The paper provides an overview of domestic studies on professional value guidelines in health professionals. The results of a theoretical analysis revealed the leading component of professional value guidelines in health professionals - the adoption of the principles of humanism and justice as the highest values.

Materials and methods. This was quantitative and qualitative analysis of the structure of professional value guidelines by the groups of ultimate and instrumental values revealed by M. Rokeach "Value orientation" technique. The participants comprised 148 students of the medical college.

Results. The analysis of the hierarchy of values revealed that students grouped them in units on certain grounds. The study revealed the leading values in the structure of the medical college students' value guidelines, as well as qualitative differences in value guidelines in students of different years of education. The comparison of students' professional value guidelines determined the significance level of the differences. The period between the first and the second year of education is characterized by the highest level of dynamics of the hierarchy of ultimate values. The period between the third and the fourth year of education is characterized by the highest level of dynamics of the hierarchy of instrumental values. The study revealed concrete, abstract, ethical, individualistic, altruistic, and other values.

Discussion. Organizational pedagogical conditions contribute to the formation of professional values at the medical college.

Keywords: personality, value guidelines, values, nurse business, nurse, labor activity, profession, formation, medical college, student

Highlights

> The adoption of the principles of humanism and justice as the highest values is the leading component of professional value guidelines in health professionals.

> The structure of ultimate and instrumental values didn't change during the training process.

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2 RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2017 VOL. 14 # 2

ä Value guidelines of students of different stages of studying differed.

ä A number of organizational pedagogical conditions contribute to the formation of professional values at the medical college.

For citation: Komolkina O. I., Chernetskaya N. I. Students' professional value guidelines and their formation when studying at a medical college. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal - Russian Psychological Journal, 2017, V. 14, no. 2, pp. 105-117 (in Russian).

Original manuscript received 10.10.2016

Введение

Актуальность исследования

Вопросы поддержания здоровья населения на высоком уровне актуальны в связи с социально-экономическими изменениями в России. В настоящее время ведется реформирование системы здравоохранения, в частности, совершенствование подготовки специалистов среднего звена медицинского профиля. Деятельность медицинской сестры определяет в существенной степени качество медицинского обслуживания населения.

Значительно возрастают требования к качеству подготовки специалистов сестринского дела. Актуальной становится проблема профессионального становления студентов средних медицинских учебных заведений, профессионального самосовершенствования, развития общих и профессиональных компетенций, формирования личностных качеств и ценностных ориентаций.

Теоретическая значимость исследования

Ценностные ориентации определяют общее отношение человека к миру, к человеку, к себе, тем самым придавая смысл и направление личности [1, 2, 3, 4]. Они также влияют на выбор способов поведения человека, как в повседневной жизнедеятельности, так и в стрессовых ситуациях. Таким образом, ценностные ориентации могут определять копинг-стратегии [5, 6, 7].

Основную форму активности человека образует профессионально-трудовая деятельность [8]. Успешность трудовой деятельности, в том числе и медицинского работника, зависит от уровня сформированности профессиональной системы ценностей личности.

Ряд авторов отмечает, что профессиональные ценностные ориентации являются интегративным личностным образованием и отражают его отношение к профессии [9, 10].

Вопросы становления профессиональных ценностных ориентаций у студентов нашли отражение в работах М. А. Арвисто, Т. Н. Бозриковой,

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2

В. С. Волкова и др. Эти ученые отмечают, что профессиональная направленность личности возникает как непосредственная форма осознания объективных ценностей профессии, собственных потребностей и интересов [11, 12].

Профессиональные ценностные ориентации студентов медицинского колледжа направляют их на выполнение своей будущей профессиональной деятельности, соблюдение определенных профессиональных обязанностей.

Рассмотрим профессиональные ценностные ориентации медицинских работников, которые чаще всего выделяются авторами в исследованиях (таблица 1) [13, 14, 15, 16, 17].

Таблица 1.

Анализ профессиональных ценностных ориентаций медицинского работника в работах исследователей

Table 1.

Studying professional value guidelines in health professionals

Автор Author Профессиональные ценностные ориентации медицинского работника Professional value guidelines in a health professional

П. Я. Циткилов P. Ya. Tsitkilov Гуманизм и альтруизм, которые характеризуют отношение к пациентам и готовность человека пожертвовать своими интересами ради блага других людей Humanism and altruism towards patients, willingness to sacrifice their own interests for the good of others

Н. Б. Шмелева N. B. Shmeleva Ведущая потребность - служить своей профессией на благо окружающих The leading need is a dedication to the profession for the benefit of others

А. В. Кирьякова A. V. Kir'yakova Истина, добро, познание, творчество и др. Truth, good, knowledge, creativity, etc.

Г. М. Перфильева, А. Я. Иванюшкин, А. К. Хетагурова, А. Н. Бартко G. M. Perfil'eva, A. Ya. Ivanyushkin, A. K. Khetagurova, A. N. Bartko Милосердие, сострадание, духовность Mercy, compassion, spirituality

Е. А. Бобер E. A. Bober Гибкость, ценностное отношение к жизни, достоинству и правам пациента, гуманность, милосердие, сдержанность, тактичность в общении с пациентом и др. Flexibility, value relation to the patient's life, dignity, and rights; humanity, mercy, restraint, tact in dealing with the patient

Таким образом, профессионально-медицинские ценностные ориентации имеют определенную структуру, формирование которой начинается еще в период обучения будущих медицинских работников в среднем профессиональном учебном заведении. Ведущим компонентом системы профессионально-ценностных ориентаций медицинских работников является, на наш взгляд, принятие принципов гуманизма и справедливости как высших ценностей.

Методы и материалы исследования

Для выявления профессиональных ценностных ориентаций было проведено обследование студентов Саянского медицинского колледжа. Опрошено 148 студентов в возрасте от 15 до 24 лет (средний возраст - 18,5 лет). Из них 58 человек - студенты первого курса, 34 человека - студенты второго курса, 26 человек - студенты третьего курса, и 30 студентов обучаются на четвертом курсе. Все студенты, вошедшие в выборку, обучаются по специальности «Сестринское дело», квалификация - медицинская сестра.

Методика изучения ценностных ориентаций разработана М. Рокичем и основана на приеме прямого ранжирования списков ценностей [18, 19]. М. Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях [18]. Стимульным материалом в методике М. Рокича служат два списка по 18 ценностей - терминальных и инструментальных - с краткой расшифровкой содержания каждой [20].

Результаты

Данные, полученные при исследовании, были усреднены по всем студентам отдельно по каждому из курсов обучения и в целом, и средние проранжированы.

Из терминальных ценностей в иерархии преобладающее положение занимают здоровье, любовь и счастливая семейная жизнь. На последних местах оказались развлечения, счастье других, творчество. Из инструментальных ценностей студенты отдают предпочтение воспитанности, честности и аккуратности. Последние места из инструментальных ценностей студенты оставляют непримиримости к недостаткам в себе и в других, высоким требованиям к жизни и высоким запросам.

Проследим динамику ценностных ориентаций от первого к четвертому курсу обучения в медицинском колледже. Корреляция между иерархиями

терминальных ценностей студентов первого и четвертого курсов статистически значима и является положительной (г5 эмп = 0,83, р < 0,01). Следовательно, в течение обучения значимые изменения структуры терминальных ценностей не выявлены. Максимальные изменения иерархии терминальных ценностей выявлены от первого ко второму курсу (г5 эмп = 0,86, р < 0,01). На протяжении первого курса складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается отношение к избранной профессии, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей студентов первого и четвертого курсов также статистически значима и является положительной (г5 эмп = 0,65, р < 0,01). Следовательно, в течение обучения значимая динамика структуры инструментальных ценностей также не отмечена. Самые большие изменения иерархии инструментальных ценностей наблюдаются при сравнении данных у студентов третьего и четвертого курсов обучения (г5 эмп = 0,78, р < 0,01). В соответствии с учебным планом колледжа можно проследить увеличение часов, отводимых на производственную практику. Производственную практику студенты проходят в лечебных учреждениях города, осваивая виды профессиональной деятельности медицинской сестры по изучаемым профессиональным модулям. Производственная практика ориентирует студентов на профессиональное выполнение своей будущей профессиональной деятельности, соблюдение определенных обязанностей, формируя при этом профессиональные ценностные ориентации будущего специалиста.

При анализе иерархии ценностей внимание также обращено на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях [20]. Так, по основанию конкретности-абстрактности в структуре терминальных ценностей основное предпочтение студентами отдается конкретным ценностям (58 %). Следовательно, такие ценности, как активная деятельная жизнь, здоровье, интересная работа и т. д. для студентов более значимы, по сравнению с ценностями абстрактного характера.

Среди конкретных ценностей ведущее место занимают следующие ценности: здоровье, счастливая семейная жизнь и материально обеспеченная жизнь. Такая ценность, как интересная работа, занимает четвертое ранговое место.

Из абстрактных ценностей на первые места студенты выбирают ценности любви, уверенности в себе и жизненную мудрость. На последнее место студенты ставят творчество. Между тем, как отмечает Н. И. Чернецкая, полноценное развитие личности в профессиональной среде возможно

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2 ВиББ^Ы РБУСНОШ&СА!. .ЮШНА!.• 2017 У01_. 14 # 2

только в случае творческого подхода. Особенно это применимо к людям, работающим в системе «человек - человек», т. к. по роду своей деятельности они неизбежно сталкиваются с непрогнозируемыми ситуациями [21].

Динамика конкретных ценностей от первого к четвертому курсу показывает стабильно высокие предпочтения при выборе ценности здоровья. Среди абстрактных ценностей такая же стабильность отмечена в отношении любви.

Ценности профессиональной самореализации представлены группой из пяти параметров: активная деятельная жизнь, интересная работа, общественное признание, продуктивная жизнь и развитие. Среди данных ценностей ведущее ранговое место занимает интересная работа, и для студентов первого курса отмечена высокая значимость развития. В целом, для всех опрошенных студентов последнее ранговое место занимает продуктивная жизнь, однако значимость ее несколько возрастает от первого к четвертому курсу обучения в колледже.

Ценности личной жизни включают в себя любовь, наличие хороших и верных друзей, свободу, счастливую семейную жизнь и удовольствия. Из данных ценностей студенты на первое место ставят счастливую семейную жизнь и любовь. Если сравнить, какие ценности имеют более высокие ранговые места: ценности профессиональной самореализации или ценности личной жизни, то личная жизнь занимает ведущее место.

Согласно приказу Министерства образования и науки России от 30.12.2013 № 1422 «Об утверждении Перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств» по специальностям «Лечебное дело» и «Сестринское дело», обязательным является вступительное испытание, требующее наличие определенных психологических качеств. В связи с этим, группа инструментальных ценностей позволяет определить, какой образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации, в том числе профессиональной.

Среди этических ценностей ведущие ранговые места занимают такие ценности, как ответственность и независимость. Ценности общения представлены воспитанностью и честностью. Терпимость и чуткость занимают средние показатели. Положительным моментом является то, что непримиримость к недостаткам других студентами отнесена на последнее место в группе этических ценностей.

Среди ценностей дела предпочтительными являются аккуратность и образованность. В динамике к четвертому курсу становится значимой эффективность в делах, исполнительность же, наоборот, занимает последние позиции.

В группе ценностей по данному основанию (этические ценности, ценности общения, ценности дела) предпочтительными для студентов являются ценности общения, они занимают более высокие ранговые места.

Среди индивидуалистических ценностей ведущее место занимает независимость. Причем значимость независимости возрастает от первого к четвертому курсу обучения. Студенты находятся в юношеском возрасте, а юность - это возраст, с которым связано становление личности. Юноши и девушки формируют свои моральные идеалы и гражданскую позицию, а также учатся быть самостоятельными и не зависеть от родителей. Независимость подразумевает принятие собственных оценок и регулирование своего поведения. Многие студенты учатся именно этому. Они заново переоценивают правила, ценности и ограничения, с которыми имели дело дома и в колледже.

В группе конформистских ценностей на первое место студенты ставят воспитанность. И значимость данной ценности остается стабильной во все время обучения студентов в колледже.

Альтруистические ценности занимают промежуточное положение и не занимают ведущие места. Следовательно, такие качества, как терпимость и чуткость, оцениваются студентами как малозначимые. Однако положительным моментом является то, что значимость данных качеств возрастает в течение обучения. Так, если на первом курсе терпимость занимала восьмое место, то к четвертому курсу она уже имеет четвертую позицию среди всех инструментальных ценностей.

Ценности самоутверждения представлены двумя преобладающими качествами - это независимость и образованность. К третьему курсу появляется и к четвертому утверждается высокая значимость эффективности в делах. Последнюю позицию занимает непримиримость к недостаткам в себе и других.

Ценности принятия других связаны с самоконтролем, терпимостью, чуткостью, широтой взглядов и честностью. Среди данных ценностей ведущее положение в выборе студентов медицинского колледжа занимает честность, причем ее значимость возрастает от первого к последнему курсу обучения.

Становлению профессиональных ценностных ориентаций в Саянском медицинском колледже способствуют:

- вовлечение студентов в соразмышление о сущности избранной профессии через активное участие в конкурсах профессионального мастерства, в мероприятиях, проводимых на лечебной базе;

- гуманистический личностно-ориентированный подход при изучении дисциплин профессионального цикла;

- планирование на каждом практическом занятии рефлексивно-оценочного

этапа по схеме: были ли достигнуты цели занятия, все ли участники занятия чувствовали себя свободно, где могут пригодиться полученные знания, удовлетворяет ли вас собственная работа и деятельность сокурсников;

- применение активных методов обучения;

- организация воспитательного воздействия на занятиях путем создания условий для самореализации студентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оказание студентам помощи в профессиональном самоопределении;

- гуманистическая направленность внеаудиторных мероприятий и досуга студентов;

- вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу по актуальным медицинским проблемам.

Обсуждение результатов

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов. В течение обучения значимые изменения структуры терминальных ценностей не выявлены. Наиболее значимые изменения иерархии терминальных ценностей выражены от первого ко второму курсу обучения. Осознается отношение к избранной профессии, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Выраженные изменения структуры инструментальных ценностей в течение обучения в медицинском колледже также отсутствуют. Наибольшая динамика иерархии инструментальных ценностей выявлена при сравнительном анализе показателей студентов третьего и четвертого курсов обучения. Происходит ориентирование студентов на профессиональное выполнение своей будущей профессиональной деятельности.

Среди ценностей профессиональной самореализации ведущее ранговое место занимает интересная работа, и для студентов первого курса отмечена высокая значимость развития. Среди этических ценностей ведущие ранговые места занимают такие ценности, как ответственность и независимость. Ценности общения представлены воспитанностью и честностью. Альтруистические ценности занимают промежуточное положение и не занимают ведущие места.

Таким образом, профессиональные ценностные ориентации студентов медицинского колледжа получают в процессе обучения стимул для своего развития, как личностного, так и профессионального. При этом важность многих профессионально-значимых ценностей постепенно повышается в процессе обучения.

Литература

1. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М. : Смысл, 1992. - 17 с.

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2017 ТОМ 14 № 2

2. МаслоуА. Г. Мотивация и личность. - СПб. : Евразия, 1999. - 478 с.

3. Устав Всемирной организации здравоохранения // Сайт Здоровья. - URL: http://www.doctorate.ru/ustav-vsemirnoj-organizacii-zdravooxraneniya/ (дата обращения: 10.05.2017).

4. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

5. FraserK. P. & TuckerC. M. Individuation, stress, and problem-solving abilities of college students // Journal of College Student Development. - 1997. -Vol. 38, № 5. - P. 461-467.

6. Nelson N. G., Dell'Oliver C., Koch C., & Buckler R. Stress, coping, and success among graduate students in clinical psychology // Psychological Reports. -2001. - Vol. 88, № 3. - P. 759-767.

7. Russel L. A. Comparisons of cognitive, music, and imagery techniques on anxiety reduction with university students // Journal for College Student Development. - 1992. - Vol. 33, № 6. - P. 516-523.

8. Юпитов А. В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе // Вопросы психологии. - 1995. - № 4. - С. 50-56.

9. ВишневскаяН. В. Формирование профессионально значимых ценностей медицинского работника среднего звена в условиях дополнительного образования : дисс____канд. пед. наук. - Брянск, 2011. - 210 с.

10. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М. : Просвещение, 1996. - 308 с.

11. Корниенко С. Г. Личностно-ориентированный подход в педагогике // Среднее профессиональное образование. - 2000. - № 10. - С. 28-58.

12. Ядов В. А. и др. Соотношение ценностных ориентаций и реального (явного) поведения личности в сферах труда и досуга. Личность и ее ценностные ориентации // Информационный бюллетень ИКСИ. - 1969. -№ 19. - С. 49-66.

13. Бобер Е. А. Становление профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе : дисс. ... канд. пед. наук. - Омск, 2014. - 227 с.

14. Иванюшкин А. Я. Этика сестринского дела. - М. : ГРАНТ, 2003. - 168 с.

15. Иванюшкин А. Я., Хетагурова А. К. История и этика сестринского дела. -М. : Изд-во ГОУ ВУНМЦ РФ, 2003. - 320 с.

16. Кирьякова А. В. Теория ориентаций личности в мире ценностей. -Оренбург : Изд-во Оренбургского государственного педагогического института, 1996. - 188 с.

17. Хохолуш М. С. Развитие социально-профессиональных ценностных ориентаций студентов колледжа : дисс____канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005. - 216 с.

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2017 VOL. 14 # 2

18. Rokeach М. Beliefs, attitudes and values: A theory of organization and change. - San Francisco : Jossey-Bass, 1968. - 214 p.

19. Rokeach М. The nature of human values. - N. Y. : Free Press, 1973. - 597 р.

20. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. - М. : Владос, 2000. -Т. 1. - 312 с.

21. Чернецкая Н. И. Особенности ценностно-смысловых ориентаций личности у представителей профессий системы «человек - человек» // Известия Иркутского государственного университета. - 2016. - Т. 16. - Серия «Психология». - С. 57-66.

References

1. Leont'ev D. A. Metodika izucheniya tsennostnykh orientatsii [The technique for studying value guidelines]. Moscow, Sense Publ., 1992. 17 p.

2. Maslow A. Motivation and personality. N. Y.: Harper & Row, 1970 (Russ. ed.: MaslouA. G. Motivatsiya ilichnost'. St. Petersburg, Evraziya Publ., 1999. 478 p.).

3. The charter of the world health organization. [Online]. Available at: http://www. doctorate.ru/ustav-vsemirnoj-organizacii-zdravooxraneniya/ (Accessed 10 May 2017).

4. Yanitskii M. S. Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema [Personal value guidelines as a dynamic system]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat Publ., 2000. 204 p.

5. Fraser K. P. & Tucker C. M. Individuation, stress, and problem-solving abilities of college students. Journal of College Student Development, 1997, V. 38, no. 5, pp. 461-467.

6. Nelson N. G., Dell'Oliver C., Koch C., & Buckler R. Stress, coping, and success among graduate students in clinical psychology. Psychological Reports, 2001, V. 88, no. 3, pp. 759-767.

7. Russel L. A. Comparisons of cognitive, music and imagery techniques on anxiety reduction with university students. Journal for College Student Development, 1992, V. 33, no. 6, pp. 516-523.

8. Yupitov A. V. Problems and features of psychological counseling at the university. Voprosy psikhologii - Approaches to Psychology, 1995, no. 4, pp. 50-56 (in Russian).

9. Vishnevskaya N. V. Formirovanie professional'no znachimykh tsennostei meditsinskogo rabotnika srednego zvena v usloviyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya [Professionally significant values of a mid-level health professional in additional education]. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Bryansk, 2011. 210 p.

10. Markova A. K. Psikhologiyaprofessionalizma [The psychology of professionalism]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1996. 308 p.

11. Kornienko S. G. A personality-focused approach in education. Srednee professional'noe obrazovanie, 2000, no. 10, pp. 28-58 (in Russian).

12. Yadov V. A. The relationship between value guidelines and real (obvious) behavior of in labor and leisure: A person and his/her value guidelines. Informatsionnyi byulleten' IKSI - Information Bulletin of the Institute for Complex Strategic Studies, 1969, no. 19, pp. 49-66 (in Russian).

13. Bober E. A. Stanovlenieprofessional'nykh tsennostnykh orientatsiistudentov meditsinskogo kolledzha v obrazovatel'nom protsesse [Formation of medical college students' professional value guidelines in the educational process]. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Omsk, 2014. 227 p.

14. Ivanyushkin A. Ya. Etika sestrinskogo dela [The ethics of nurse business]. Moscow, GRANT Publ., 2003. 168 p.

15. Ivanyushkin A. Ya., Khetagurova A. K. Istoriya i etika sestrinskogo dela [The history and ethics of nurse business]. Moscow, GOU VUNMTs RF Publ., 2003. 320 p.

16. Kir'yakova A. V. Teoriya orientatsii lichnosti v mire tsennostei [The theory of the person's orientation in the world of values]. Orenburg, Orenburg State Pedagogical Institute Publ., 1996. 188 p.

17. Khokholush M. S. Razvitiesotsial'no-professional'nykh tsennostnykh orientatsii studentov kolledzha [The development of socio-professional value guidelines in college students]. Diss. Cand. Sci. (Ped). Ekaterinburg, 2005. 216 p.

18. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values: A theory of organization and change. San Francisco, OEU-Bass, 1968. 214 p.

19. Rokeach M. The nature of human values. N. Y., Free Press, 1973. 597 p.

20. Karelin A. A. Psikhologicheskie testy [Psychological tests]. Moscow, Vlados Publ., 2000, V. 1. 312 p.

21. Chernetskaya N. I. Features of value-sense orientations in representatives of the "person - person" professions. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin ofIrkutskState University, 2016, V. 16, Series"Psychology", pp. 57-66 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.