Социология. Психология. Философия Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 2 (1), с. 383-390 383
УДК 37.015.3
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
© 2011 г. Е.С. Красилова
Центр лицензирования и мониторинга образования Нижегородской области
Поступила в редакцию 01.03.2011
В связи с актуальностью повышения уровня профессионализма педагогов выделены уровни профессионально значимых ценностных ориентаций. Эмпирическое исследование профессионально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций у будущих педагогов позволило определить уровень профессионально значимых ценностных ориентаций и наметить направления его повышения.
Ключевые слова: уровни профессионально значимых ценностных ориентаций, профессионально
значимые личностные качества будущих педагогов.
В настоящий момент назрела необходимость в пересмотре сложившихся ценностных ориентаций студенческой молодежи и, в частности, профессионально значимых ценностных ориентаций студентов - будущих педагогов. В этой связи целью нашего исследования явилось изучение профессионально значимых ценностных ориентаций у будущих учителей. Реализация этой цели осуществлялась посредством решения следующих задач:
1) разработка структуры, критериев и уровней профессионально значимых ценностных ориентаций у будущих учителей;
2) исследование структуры профессионально значимых ценностных ориентаций у будущих учителей; изучение их профессиональной направленности и профессионально значимых личностных качеств, а также представлений студентов об идеальном учителе;
3) отслеживание динамики развития профессионально значимых ценностных ориентаций у студентов разных курсов.
В соответствии с целью и задачами констатирующей части работы нами была разработана экспериментальная программа исследования.
Ценностные ориентации будущих педагогов изучались с помощью методики М. Рокича. Кроме того, используя метод экспертных оценок, мы выделили из 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей, представленных в этой методике, по 5 профессионально значимых ценностей для учителей-профессионалов.
Список А (терминальные ценности учителя-профессионала): жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); познание (возможность рас-
ширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); творчество (возможность творческой деятельности); счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).
Список Б (инструментальные ценности учителя-профессионала): жизнерадостность
(чувство юмора); образованность (широта знаний, высокая общая культура); чуткость (заботливость); честность (правдивость, искренность); терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения).
Подобное сокращение списка ценностей позволило нам более детально проанализировать наличие/отсутствие у студентов разных курсов именно профессионально значимых ценностных ориентаций.
Распределение терминальных ценностей (ценностей-целей) у студентов разных курсов представлено в табл. 1 .
Из таблицы видно, что у студентов, независимо от возраста и длительности обучения в университете, на первых двух по значимости местах стоят такие общечеловеческие ценности, как «здоровье (физическое и психическое)» и «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)». На третьем месте у первокурсников и третьекурсников стоит «наличие хороших и верных друзей». На пятом курсе эта ценность сменяется другой - «счастливая семейная жизнь» (на первом и третьем курсах она находится на четвертом месте). Такие результаты относительно ведущих терминальных цен-
Таблица 1
Терминальные ценности будущих учителей (п = 226)
Ранг I курс III курс V курс
1 Здоровье Здоровье Здоровье
2 Любовь Любовь Любовь
3 Наличие хороших и верных друзей Наличие хороших и верных друзей Счастливая семейная жизнь
4 Счастливая семейная жизнь Счастливая семейная жизнь Интересная работа
5 Уверенность в себе Свобода Наличие хороших и верных друзей
6 Свобода Уверенность в себе Уверенность в себе
7 Активная деятельная жизнь Развитие Материально обеспеченная жизнь
8 Жизненная мудрость Активная деятельная жизнь Активная деятельная жизнь
9 Развитие Интересная работа Развитие
10 Интересная работа Материально обеспеченная жизнь Жизненная мудрость
11 Материально обеспеченная жизнь Продуктивная жизнь Свобода
12 Продуктивная жизнь Жизненная мудрость Продуктивная жизнь
13 Познание Познание Общественное признание
14 Творчество Общественное признание Творчество
15 Общественное признание Развлечения Познание
16 Счастье других Творчество Развлечения
17 Развлечения Счастье других Счастье других
18 Красота природы и искусства Красота природы и искусства Красота природы и искусства
ностей студентов можно объяснить тем, что большую часть наших испытуемых составили девушки, а с точки зрения традиционного распределения гендерных ролей именно роли подруги и хранительницы домашнего очага являются главными для женщины, тогда как романтические отношения («любовь») - традиционно всегда очень важны для девушек.
Далее обратим внимание на наименее значимые ценности-цели студентов - будущих педагогов. «Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)» единогласно студентами всех трех изучаемых нами курсов считается наименее значимой, однако данная ценность не относится ни к общечеловеческим, ни к профессионально значимым для педагога.
К негативным моментам распределения ценностей можно отнести то, что, несмотря на гуманистическую направленность нашего образования и профессионально значимую ценность Человека, «счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)» первокурсники ставят на 16-е место, а третьекурсники и пятикурсники даже на 17-е. Таким
образом, можно говорить об антиальтруисти-ческой направленности современных будущих педагогов.
Что касается экспертных оценок профессионально значимых для педагогов ценностей-целей (жизненная мудрость, познание, развитие, творчество, счастье других), то для наглядности мы выделили их положение в таблице 1. Все, на наш взгляд, профессионально значимые для педагога-профессионала ценности у студентов разных курсов находятся во второй по значимости половине рангового списка.
Обратим внимание на возрастную динамику. Ценность «жизненной мудрости» от первого к пятому курсу падает на 2 пункта. «Развитие» занимает 9-ю строчку рейтинга ценностей у первокурсников и пятикурсников и 7-ю - у третьекурсников. Такая ценность, как «познание», у студентов первого и третьего курса находится на 15-м месте, а у пятикурсников - лишь на 17-м. «Творчество» студенты первого и пятого курсов расположили на 14-е место, а студенты третьего - на 16-е. О профессионально значимой ценности «счастье других» мы говорили выше.
Таблица 2
Инструментальные ценности будущих учителей (п = 226)
Ранг I курс III курс V курс
1 Честность Воспитанность Независимость
2 Жизнерадостность Жизнерадостность Воспитанность
3 Воспитанность Независимость Образованность
4 Образованность Честность Честность
5 Независимость Образованность Жизнерадостность
6 Ответственность Ответственность Аккуратность
7 Твердая воля Твердая воля Ответственность
8 Самоконтроль Самоконтроль Смелость в отстаивании своего мнения
9 Терпимость Аккуратность Твердая воля
10 Смелость в отстаивании своего мнения Терпимость Самоконтроль
11 Широта взглядов Смелость в отстаивании своего мнения Широта взглядов
12 Аккуратность Широта взглядов Эффективность в делах
13 Чуткость, заботливость Чуткость, заботливость Терпимость
14 Исполнительность Эффективность в делах Рационализм
15 Рационализм Рационализм Исполнительность
16 Эффективность в делах Исполнительность Чуткость, заботливость
17 Высокие запросы Непримиримость к недостаткам Высокие запросы
18 Непримиримость к недостаткам Высокие запросы Непримиримость к недостаткам
Таким образом, можно отметить, что существенной возрастной динамики в развитии ценностных ориентаций у студентов не наблюдается.
Инструментальные ценности (ценности-средства) представляют собой скорее список наиболее значимых для человека качеств, что, в связи с задачами нашего исследования, является наиболее интересным.
Как можно видеть из таблицы 2, первокурсники считают самым ценным качеством «честность (правдивость, искренность)». На втором месте по значимости для них находится «жизнерадостность (чувство юмора)», на третьем -«воспитанность (хорошие манеры)», а на четвертом - «образованность (широта знаний, высокая общая культура)». Все эти качества составляют психологический портрет современных юношей и девушек.
У третьекурсников «честность» перемещается на четвертое место, а первое занимает «воспитанность (хорошие манеры)». На втором месте у студентов третьего курса, как и у перво-
курсников, находится «жизнерадостность (чувство юмора)». На третьем месте - «независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)».
Для пятикурсников наиболее значима «независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)», что связано с ближайшей перспективой окончания вуза и началом самостоятельной жизни. Так же, как и для студентов других курсов, для пятикурсников важна «воспитанность (хорошие манеры)». На третьем месте по значимости для студентов выпускного курса находится такое качество, как «образованность (широта знаний, высокая общая культура)», - заканчивая вуз, студенты ценят и гордятся своим новым приобретенным качеством.
В целом, анализ инструментальных ценностей, предложенных М. Рокичем, с точки зрения профессионально значимых качеств учителя показывает следующее.
«Жизнерадостность (чувство юмора)» находится на втором месте у первокурсников и третьекурсников, а у пятикурсников - лишь на пя-
Таблица 3
Характеристика профессиональной направленности будущего учителя (п = 226, тах - 10 баллов)
V курс III курс I курс
Общительность 5.0 4.9 5.1
Организованность 5.8 5.6 5.2
Направленность на предмет 3.2 3.2 3.4
Интеллигентность 4.9 5.6 5.5
Мотивация одобрения 4.6 5.1 5.3
том, что можно объяснить возникшими к этому возрасту разочарованиями в различных сферах жизни.
«Образованность (широта знаний, высокая общая культура)» как профессионально значимое качество учителя (с точки зрения экспертов) находится в верхней части списка ценностей у студентов, обучающихся на всех курсах, что связано с осознанностью и собственноличным выбором именно высшего учебного заведения как первой ступени профессионального роста и развития.
«Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)» занимает по значимости 9-е место у первокурсников, 10-е - у третьекурсников и лишь 13-е - у выпускников вуза. Следовательно, данное важное для педагога качество к концу обучения в вузе практически теряет свою значимость для студентов. И это, на наш взгляд, не может не вызывать определенного беспокойства, поскольку терпимость, толерантность особенно важны именно сегодня, в эпоху модернизаций.
«Чуткость (заботливость)», по мнению экспертной группы, также относится к профессионально значимым для педагога. Однако первокурсники и третьекурсники при ранжировании инструментальных ценностей располагают данное качество на 13-е место, а пятикурсники -на 16-е.
Гуманистический психолог Карл Роджерс рассматривает проблему ценностей учителя как конституирующее образование его личности, совпадающее в этом смысле с педагогической направленностью. Профессиональная направленность личности будущего учителя изучалась нами с помощью методики Е.И. Рогова. Результаты данного исследования представлены в таблице 3.
Во-первых, надо отметить достаточно большие значения по шкале «мотивация одобрения», хотя они находятся в пределах нормы. Данный факт можно объяснить тем, что, не-
смотря на анонимность исследования, студенты стремятся выглядеть «лучше», что является скорее положительной тенденцией.
Каждый личностный параметр находится в зоне нормы (3-7 баллов), но не превышает 5.8 балла («Организованность»).
Структуру личности типа «Организатор» составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. В процессе обучения в вузе данные качества развиваются, хоть и незначительно (на I курсе 5.2 балла, на II - 5.6 балла, на III - 5.8). Однако вышеуказанные качества относятся не только к профессионально значимым для учителя, но и к необходимым в современном обществе, поэтому их уровень у студентов должен превышать наличный с целью более успешной самореализации во взрослой самостоятельной жизни.
На втором месте находится такой личностный параметр, как интеллигентность. Тип «Интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. Данные качества являются, несомненно, важнейшими для образованного человека вообще и для педагога в частности, поэтому мы считаем целесообразным их дополнительное развитие у студентов - будущих педагогов.
В зоне нормы находится и такой параметр, как «общительность». Структуру личности типа «Коммуникатор» составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами. Однако не было бы лишним развитие данного важного качества до верхней границы «нормы». Данный параметр коррелирует с теми личностными качествами, которые изучаются с помощью составленной нами анкеты, результаты этой составляющей нашего исследования представлены ниже.
Наконец, наименее развитый личностный параметр профессиональной направленности
будущих учителей - это «направленность на предмет». Для «Предметника» характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Достаточно низкие результаты по этому параметру можно объяснить отсутствием или слишком малым опытом работы в сфере педагогики.
Также с целью изучения профессионально значимых качеств будущих педагогов с опорой на исследования М.И. Лукьяновой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и других отечественных психологов нами была составлена анкета. Студентам предлагалось оценить по десятибалльной шкале уровень развития некоторых качеств у большинства их одногруппников. При этом мы основывались на феномене идентификации себя со своим коллективом, группой. В качестве профессионально значимых нами были выделены некоторые качества, определена их психологическая характеристика. К ним относятся:
1. Интерес к другому человеку, гуманистическая позиция в будущей профессии, мотивация на развитие личности ученика, оптимизм в представлении о возможностях ученика.
2. Эмпатия как понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности, эмоциональное сопереживание другому человеку, стремление помогать другому человеку.
3. Общительность, стремление быть среди людей, открытость в общении.
4. Рефлексивность - стремление к анализу своих переживаний, поступков, деятельности.
5. Стремление к саморазвитию, самообразованию.
6. Гибкость личности - умение взглянуть на ситуацию и поведение человека с разных точек зрения.
7. Креативность - умение решать учебные и профессиональные задачи нестандартным способом.
8. Умение сотрудничать, работать в группе.
9. Эмоциональная привлекательность - способность расположить к себе манерой поведения, внешним видом.
Далее обработка результатов происходила следующим образом. Все оценки подразделялись на высокие (8-10 баллов), средние (4-7 баллов) и низкие (1-3 балла). Таким образом мы выявили, какие из профессионально значимых личностных качеств у студентов развиты высоко, какие - средне, а какие - слабо развиты и нуждаются в дополнительном развитии.
Качество «интерес к другому человеку» по оценке одногруппников у студентов развито в основном на среднем уровне, то есть оценено на 4-7 баллов по 10-тибалльной шкале. Причем от
I курса к V курсу «интерес к другому человеку» снижается (на I и III курсах на высокий уровень поставили это качество 35% студентов, а на V курсе - лишь 25%). Данную негативную тенденцию можно предположительно объяснить повышением к V курсу самодостаточности студентов.
Второе выделенное нами как профессионально значимое качество педагога - эмпатия -также развито в основном на среднем уровне. Причем, по нашим данным, наблюдается устойчивое снижение уровня развития этого качества от I курса к V курсу (на I курсе 40% студентов оценивают своих одногруппников как высоко-эмпатичных, на III курсе - 26%, а на V - 30%; однако 21% пятикурсников считают, что их одногруппники обладают низким уровнем эмпатии). Мы связываем данный факт с желанием студентов старших курсов видеть больше проявлений этого качества своими товарищами по учебной деятельности.
Третье рассматриваемое нами профессионально значимое качество - общительность. По мнению студентов, оно развито у их одногруппников наиболее высоко, в основном оценено на 8-10 баллов по 10-тибалльной шкале (на I курсе
- 74.5%, на III курсе - 72%, а на V - 55%).
Рефлексивность у студентов всех курсов развита в основном на среднем уровне, но, в отличие от ранее описанных качеств, наименее проявляется у третьекурсников (на I курсе высокий уровень рефлексивности у 38.5% студентов, на III курсе - у 28%, на V курсе - у 36%). Данный факт можно объяснить кризисом профессии, который наблюдается на третьем курсе, при котором студенты наименее озабочены анализом учебной и профессиональной деятельности.
Следующим профессионально значимым качеством учителя является «стремление к саморазвитию, самообразованию», которое имеет очевидную тенденцию к уменьшению от I курса к V курсу (на I курсе высокий уровень стремления к саморазвитию у 52% студентов, на III курсе - у 40%, на V курсе - у 30%). Данный факт является наиболее негативным, так как к окончанию вуза особенно важна сформи-рованность этого качества, поскольку организованное преподавателем образование для студентов заканчивается.
Г ибкость личности - также крайне важное качество для педагога. Однако только 32% первокурсников, 21% третьекурсников и 32% пятикурсников считают, что у их одногруппников гибкость личности развита на 8-10 баллов из 10 возможных (высокий уровень). Основная масса
Таблица 4
Уровень развития профессионально значимых личностных качеств у студентов заочного отделения (п=16), %
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Интерес к другому человеку 0 44 56
Эмпатия 0 12 88
Общительность 0 0 100
Рефлексивность 0 25 75
Стремление к саморазвитию 0 38 63
Гибкость личности 0 38 63
Креативность 0 13 88
Умение сотрудничать 0 6 94
Эмоциональная Привлекательность 0 19 81
студентов (59% первокурсников, 70% третьекурсников и 51% пятикурсников) оценивают уровень развития данного качества как средний. Наиболее развита гибкость личности у студентов I курса, а наименее - у студентов V курса (так как 17% из них оценили это качество как низкоразвитое - 1-3 балла). Выпускники вуза уже имеют свою точку зрения, свое мнение на события, явления и, к сожалению, считают ее наиболее верной.
Следующее выделенное нами как профессионально значимое качество личности учителя -это креативность. Наиболее «креативны» первокурсники (на высоком уровне данное качество у 52% студентов), студенты III и V курсов оценивают своих одногруппников по данному параметру относительно одинаково, с небольшим преимуществом у пятикурсников (III курс
- высокий уровень - 30%, средний - 61%, низкий - 9%; V курс - высокий уровень - 36%, средний - 57%, низкий - 7%).
Умение сотрудничать, работать в группе как профессионально значимое качество учителя во время обучения в вузе ухудшается, хотя и на I курсе оно развито не особо высоко (высокий уровень у 60% студентов, средний - у 34%, низкий - у 6%). Надо отметить, что это второе недостаточно развитое (после эмпатии) важное с профессиональной точки зрения качество у пятикурсников - будущих педагогов (низкий уровень у 21%, средний - у 30%, высокий - у 49%), то есть половина выпускников вуза нуждаются в дополнительных навыках сотрудничества.
И последнее, но не по значимости, профессионально важное качество учителя - эмоциональная привлекательность. Оценивая своих одногруппников по уровню эмоциональной привлекательности, студенты всех изучаемых нами курсов практически солидарны - половина студентов считают, что их одногруппники очень способны (высокий уровень) располо-
жить к себе манерой поведения и внешним видом, вторая половина - что данная способность развита средне. Поэтому можно заключить, что данное качество не зависит ни от возраста, ни от уровня образования и развито вполне достаточно для работы педагогом.
Обобщая результаты анкетирования, можно отметить некоторую идеализацию своих одногруппников и себя как части своей группы у первокурсников, а также необходимость дополнительного развития почти всех профессионально значимых качеств, особенно на этапе окончания вуза.
Для сравнения мы провели подобное исследование с помощью нашей анкеты студентов -пятикурсников заочного отделения, которые в своем большинстве работают учителями начальных классов. В итоге мы получили результаты, представленные в таблице 4.
Во-первых, отметим, что ни одно из профессионально значимых качеств не было оценено как слаборазвитое у одногруппников.
«Общительность» оценена всеми студентами как высокоразвитая.
Почти так же высоко развито, по мнению студентов заочного отделения, «умение сотрудничать» (94% студентов оценили данное качество на 8-10 баллов, 6% - на 4-7 баллов).
На третьем месте находятся «эмпатия» (88% студентов оценили одногруппников как высо-коэмпатичных, у 12% студентов это качество развито на среднем уровне) и «креативность» (процентное распределение оценок такое же, как и при оценивании эмпатии).
Остальные профессионально значимые качества оценены студентами-заочниками как высоко- или среднеразвитые.
Таким образом, очевидно различие в уровне развития профессионально значимых качеств педагогов у студентов очного и заоч-
Таблица 5
Образ идеального учителя глазами будущих педагогов (п = 226), % студентов, упомянувших данные качества в своих описаниях
V курс III курс I курс
Нравственные качества 40 29 28
Социальные качества 77 88 77
Интеллектуальные качества 85 86 82
Психологическая компетентность 23 23 20
Отсутствие идеала 8 2 6
ного отделения. Можно предположить, что вышеназванные качества могут развиваться в практической работе педагога, приходить с опытом. В то же время, вероятно, учителями могут работать и работают только специалисты с развитыми на достаточном уровне профессионально значимыми качествами. Следовательно, дополнительное развитие изучаемых нами характеристик необходимо для того, чтобы студенты смогли работать по выбранной специальности.
Решая задачу изучения представления об идеальном учителе, мы смогли понять, насколько у студентов сформирован образ учителя, из каких категорий он состоит. Для получения данных мы предложили студентам написать эссе «Идеальный учитель - это...». Собранные данные обрабатывались методом контент-анализа. Нами были выделены следующие категории, которые, на наш взгляд, необходимы при описании идеального учителя: нравственные качества личности, социальные качества, интеллектуальные качества, психологическая компетентность.
Далее рассмотрим результаты изучения сформировавшегося у студентов I, III и V курсов образа учителя, такого учителя, каким он, в представлении студентов педагогического вуза, должен быть. Полученные с помощью контент-анализа результаты представлены в таблице 5.
В целом можно отметить, что студенты всех изучаемых курсов не дают полноценного описания идеального учителя, поскольку будущие учителя не отмечают у идеального учителя всех необходимых качеств - нравственных, социальных, интеллектуальных, психологической компетентности.
Есть студенты, у которых отсутствует идеал учителя, то есть отсутствует тот образ, к которому им необходимо стремиться (6% первокурсников, 2% третьекурсников и 8% пятикурсников).
Наибольшее число студентов (82% первокурсников, 86% третьекурсников и 85% пятикурсников) признают необходимость наличия у идеального учителя интеллектуальных качеств. Например, самосовершенствование, саморазвитие, образованность, компетентность, высокий интеллект, широкий кругозор, знание методики преподавания и другие подобные качества.
Также многие будущие учителя (77% первокурсников, 88% третьекурсников и 77% пятикурсников) описывают в эссе «Идеальный учитель - это...» очень коммуникабельного педагога, с развитыми социальными качествами. По мнению этих студентов, идеальный педагог чуткий, эмпатичный, помогает другим, понимает детей, любит их, воспитывает, жизнерадостный, с активной жизненной позицией, объективный в оценке, не имеет любимчиков.
Отметим, что недостаточно представлены в описаниях идеального учителя нравственные качества (лишь 28% первокурсников, 29% третьекурсников и 40% пятикурсников упомянули в сочинениях о том, что учитель должен быть честным, примером ученикам для подражания, добрым, высоконравственным, высокоморальным и т.д.). Однако явная тенденция увеличения количества упоминаний данной категории с возрастанием курса позволяет предположить, что с возрастом и под влиянием учебных курсов осознание значимости нравственных качеств студентами произойдет в полной мере.
Наименее представлена в описаниях идеального учителя психологическая составляющая его труда, то есть его психологическая компетентность (в эссе 20% первокурсников, 23% третьекурсников и 23% пятикурсников). Данный факт говорит о том, что было бы целесообразно обратить внимание при подготовке будущих педагогов на формирование у них психологически наполненного портрета идеального учителя и его труда.
С целью создания общей картины сформиро-ванности профессионально значимых ценностных
Таблица 6
Уровень развития профессионально значимых ценностных ориентаций будущего педагога
Низкий Средний Высокий
Знания Разрозненные, недифференцированные знания Наличие систематизированных знаний по отдельным проблемам Система интегрированного знания
Отношение к профессии Слабая мотивация к работе Учителем. Преобладание незрелых мотивов педагогической деятельности: мотив власти, мотив получения льгот и привилегий и т.д. Положительное отношение к профессии учителя. Желание работать по специальности. Многие мотивы не осознаваемы, существуют бессистемно Сложившаяся система мотивов будущей профессиональной деятельности. Мотивы самореализации в профессии. Желание помогать людям. Призвание - Учитель
Деятельностный компонент Отсутствие навыков управления процессом детского развития в обучении Наличие ориентировочной основы профессиональных действий. Успешное осуществление управления процессом детского развития во внутреннем плане. Некоторый опыт профессиональной деятельности с использованием определенных форм поведения Возможность осуществления гибкого психоло-го-педагогического управления процессом детского развития в обучении
ориентаций у студентов - будущих педагогов были разработаны уровни развития профессионально значимых ценностных ориентаций.
Структура ценностных ориентаций включает: знания (по профессии учителя); отношение к профессии - мотивы будущей профессиональной деятельности; деятельностный компонент — готовность будущих специалистов к определенному профессиональному поведению (учебно-профессиональному).
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно отметить, что уровень развития профессионально значимых ценностных ориентаций - низкий. Ему соответствуют: разрозненные, недифференцированные знания по профессии учителя; слабая мотивация к работе Учителем, преобладание незрелых мотивов педагогической деятельности: мотив власти, мотив получения льгот и при-
вилегий и т.д.; отсутствие навыков управления процессом детского развития в обучении.
Следовательно, крайне важно организовать учебное пространство с целью повышения уровня развития профессионально значимых ценностных ориентаций будущих педагогов.
Список литературы
1. Лукьянова М.Л. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 144.
2. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 192.
3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004. С. 320.
4. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы. Н. Новгород, 2002. С. 168.
ANALYSIS OF FUTURE TEACHERS’ PROFESSIONALLY SIGNIFICANT VALUE ORIENTATIONS
E.S. Krasilova
In the context of the importance to increase the professionalism of teachers, levels of professionally significant value orientations were identified. An empirical study of the professionally significant value orientations of future teachers allowed us to determine the level of professionally significant value orientations and to draw up the guidance for its increase.
Keywords: levels of professionally significant value orientations, professionally significant personal qualities of future teachers.