К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. Н. Богданов, Г. П. Иванов, Е. А. Шишкина
Аннотация: в статье рассматривается теоретическое и практическое исследование ценностных ориентаций студентов различных курсов и их взаимосвязи с процессом профессионального становления.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, личность, молодежь, общество, профессиональное становление.
Abstract: The article presents theoretical and practical study of value orientations of students of different courses and their relationship to the process of professional formation.
Key words: values, personality, youth, community, professional development.
Среди специалистов стал общепризнанным тот факт, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, культуры, нации, для человечества в целом (Д. Леонтьев).
Изучение ценностей берет свое начало в философском учении — аксиологии (Дж. Дьюи, Э. Дюркгейм, Н. Сорокин, Г. Олпорт, Р. Роджерс, С. Рубинштейн и др.). Однако несмотря на ее проработанность в различных философских школах степень ее актуальности не уменьшилась.
Ей посвящен ряд известных исследований: шесть всероссийских и четыре европейских, несколько диссертационных исследований кандидатско-
го и докторского уровня (А. Сыркина, А. Шаров, В. Луков, Вл. Луков, Н. Захаров, М. Рогов). Специалисты практически всех сфер общественной жизни отмечают необходимость существования определенной, стабильной системы ценностей у человека (А. Антонов, В. Хомяков, О. Крыштановская, В. Соловей, Н. Лапин, А. Пелипенко и др.).
Серьезные изменения в структуре российского общества, переход российской экономики к рыночным отношениям, процессы, связанные с всемирной глобализацией, делают проблему ценностей вновь актуальной.
Наше исследование посвящено динамике изменения ценностей и ценностных ориентаций в процессе обучения студентов в гуманитарном вузе. Интерес представляет взаимосвязь ценностей с личностными особенностями, а также проявление ценностей в формировании профессиональной мотивации на этапе получения высшего профессионального образования.
Психологическая диагностика базируется на использовании психодиагностических инструментов и методов, позволяющих осуществлять применение современного статистического аппарата, обеспечивающего надежность и достоверность полученных данных.
Цель проведения данного исследования заключалась в теоретическом и практическом исследовании ценностных ориентаций студентов различных курсов и их взаимосвязи с процессом
профессионального становления, под которым, вслед за А. Бодолевым, Н. Кузьминой, А. Дергачом и др., мы понимаем как деятельностные, так и личностные аспекты.
Экспериментальной базой явились студенты 1, 3 и 5-го курсов экономического, психологического и юридического факультетов.
Таким образом, общее количество выборки составило 200 респондентов, из которых 80—представители женского пола и 120 — представители мужского пола. Возраст обследуемых респондентов от 17 до 23 лет, возрастная категория — молодежь.
Формирование выборки испытуемых осуществлялось согласно научнометодическим критериям. Отбор психодиагностических методик осуществлялся на основе научно-методических требований. Были выбраны следующие методики: Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС — методика исследования самоотношения); 16-факторный личностный опросник Рэймонда Бернарда Кеттелла в адаптации А.Г. Шмелева; Тест Рокича «Ценностные ориентации»; Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна; Многофакторный личностный опросник FPI. Форма В (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел).
Становление будущего специалиста как высококвалифицированного работника, по мнению В. Якунина и Н. Нестеровой, возможно лишь при сформированном мотивационно-ценностном отношении к его профессиональному становлению. Анализируя психологические особенности развития учебнопознавательной деятельности студентов и результаты исследования, мы поддерживая В. Якунина и Н. Нестерову, разде-
ляем весь период обучения на три этапа:
I этап (1-й курс) — характеризуется высокими уровневыми показателями профессиональных и учебных мотивов, управляющих учебной деятельностью. Вместе с тем они идеализированы, так как обусловлены пониманием их общественного, а не личностного смысла.
II этап (2, 3-й курс) — отличается общим снижением интенсивности всех мотивационных компонентов. Познавательные и профессиональные мотивы перестают управлять учебной деятельностью.
III этап (4, 5-й курс) — характеризуется ростом степени осознания и интеграции различных форм мотивов обучения.
Нами были выделены уровни развития мотивации учебно-трудовой деятельности:
I уровень (низкий): характеризуется малочисленными положительными мотивами учебной и трудовой деятельности. В основном это мотивы избегания неудобств, дискомфорта или узколичные. Познавательные интересы аморфны, ситуативны (результаты по 1 -му курсу).
II уровень: проявляется интерес к учебному материалу, все положительные мотивы связаны лишь с результативной стороной, ориентированы на успех, достижение результата, учение выступает в качестве средства достижения цели (результаты по 3-му курсу).
III уровень: наблюдается сформиро-ванность всех компонентов, мотивация четкая, направленность познавательных мотивов устойчивая (результаты по 5-му курсу).
IV уровень: отличает глубокое осознание мотивов, общая целеустремленность (результаты по 5-му курсу).
Такое выделение уровней, по нашему мнению, важно для организации обучающего процесса для учащихся с разным уровнем мотивации.
По итогам проведения мониторинга личности студентов факультета экономики были построены ориентировочные профили личности студентов 1, 3 и 5-го курсов соответственно. На их основе были выделены усредненные показатели, дающие возможность построения обобщающего профиля личности. Сопоставление данных позволило создать усредненный портрет студента факультета экономики и проследить вариационные изменения показателей профиля по курсам.
Определение степени общительности человека в группе позволило сделать вывод о том, что в целом этот показатель выражен слабо. Следует иметь в виду, что на 1-м курсе выявился высокий показатель общительности, это отличает его от результатов 3 и 5-х курсов и усредненного показателя соответственно. Беспечность, открытость, непринужденность, небрежность, неуступчивость, самоуверенность, вплоть до бунтарства, имеющиеся на 1-м курсе, сменяются обособленностью, скептичностью, тактичностью, дипломатичностью на 3, 5-х курсах. Данная закономерность свидетельствует о том, что в период знакомства, установления отношений и борьбы за лидерство в группе ее члены более общительны, открыты и в то же время неуступчивы. По мере формирования внутри курса микрогрупп показатель общительности снижается. Проявляются черты обособленности и дипломатичности. В связи с этим изменяется и такая характеристика, как эмоциональная устойчивость. Переменчи-
вые, легко расстраивающиеся и теряющие равновесие духа, неустойчивые в интересах, уклоняющиеся от ответственности первокурсники в период обучения в вузе приобретают следующие качества: выдержанность, эмоциональная зрелость, постоянство интересов. Студенты 3, 5-х курсов трезво смотрят на вещи, реально оценивают обстановку. Характеризуются умением управлять ситуацией и избегать трудностей. Невнимательность, небрежность, импульсивность, являющиеся отличительными характеристиками студентов 1, 3-го курсов, трансформируются в благоразумие, рассудительность, беспокойство о будущем, стремление к самоанализу пятикурсника.
Смелые, авантюристичные, склонные к риску, беззаботные первокурсники, к 3-му курсу характеризуются сдержанностью, выполнением правил, повышенной чувствительностью к угрозе. К 5-му курсу имеет место возвращение к тенденциям авантюризма.
Практичн ость, пр изем л енно сть стремлений, некоторая ограниченность, стремление следовать общепринятым нормам, выраженные у первокурсников в связи с недавними испытаниями: выпускные и вступительные экзамены — у студентов 5-го курса приобретают тенденцию к поглощенности своими идеями, увлечению внутренними иллюзиями, что можно легко объяснить мечтательностью пятикурсника по поводу его трудоустройства и профессионального становления как человека с высшим образованием. К 5-му курсу снижается подозрительность, догматичность. Стремление потребовать от окружающих нести ответственность за собственные ошибки к 5-му курсу сменяется тенденцией
соглашаться с условиями, легко забывать трудности.
На 5-м курсе прослеживается явное усиление суровости, неверия в иллюзии, рассудительности, практичности, в некоторой степени жестокости. Пятикурсник берет на себя ответственность, действует практично и логично, часто не обращая внимания на физические недомогания.
Таким образом, прослеживается четкая динамика в преодолении чувства вины, тревоги, страха, неуверенности в себе, легкоранимости. Такие качества, как несамостоятельность, нужда в поддержке группы, ориентация на социальное одобрение, развиваются в направлении групповой независимости, самостоятельности в принятии решений.
Интеллектуальные особенности личности студентов выражают тенденцию к повышению общих умственных способностей, абстрактности мышления, интеллектуальной приспосабливаемости, что в свою очередь ведет к повышению уровня вербальной культуры и эрудиции.
Также прослеживается динамика в качественном изменении эмоционально-волевых особенностей и межличностного взаимодействия, коммуникативных свойств.
Анализ результатов мониторинга личности студентов юридического факультета дал основания для описания динамики психологических и личностных особенностей структуры личности студентов-юристов на 1, 3 и 5-м курсах.
При отслеживании динамики изменений по показателю «общительность в группе» была установлена следующая закономерность: на фоне общего снижения таких параметров, как беспечность, мягкосердечность, небрежность,
доверчивость, тенденция идти на поводу, импульсивность, экспрессивность, к 3, 5-му курсам доминируют критичность, объективность и точность.
Студентов 3-го, и в большей степени 5-го, курсов отличает высокая нормативность, добросовестность, ответственность, настойчивость.
Усредненный портрет студента-пятикурсника: упорный, стойкий, решительный, эмоционально дисциплинированный моралист, имеющий чувство долга, соблюдающий моральные стандарты и правила, настойчив в достижении цели. На этом фоне легко проследить контраст с описанием студента 1 -го курса: непостоянный, потворствующий своим желаниям, игнорирующий обязанности, подверженный чувствам, влиянию случая и обстоятельств, неорганизованный и безответственный, навязчивый, ищет помощи и симпатии.
Интеллектуальные особенности личности студентов выражают тенденцию к повышению общих умственных способностей, абстрактности мышления, интеллектуальной приспосабливаемости, что в свою очередь ведет к повышению уровня вербальной культуры и эрудиции.
В целом можно отметить, что безынициативные, нуждающиеся в групповой поддержке, принимающие решения вместе с другими, следующие за общественным мнением и ориентирующиеся на социальное одобрение первокурсники к концу обучения на юридическом факультете проявляют себя как проницательные по отношению к окружающим, разумные, эмоционально выдержанные специалисты. Они быстро решают практические вопросы, следуют общепринятым нормам, руководствуются объективной реальностью, надежны в практиче-
ском суждении. Им свойственна излишняя внимательность к мелочам. Они могут подчинить себе, действуют по осознанному плану, принимают социальные нормы, контролируют свои эмоции и поведение, доводят дело до конца, проявляя тем самым целенаправленность и упорство.
Проведя анализ результатов тестирования студентов 1, 3 и 5-го курсов факультета психологии, мы сделали вывод
о том, что в структуре личности данных студентов также прослеживается динамика изменений. Беспечность, непринужденность, небрежность и доверчивость, выраженные у них на 1-м курсе, затем переходят в такие качества, как критичность, умение отстаивать свои идеи, объективность, в некоторой степени недоверчивость (что также может помочь психологу в работе, так как не всегда рассказ клиента о проблеме и есть сама проблема).
Интеллектуальные особенности личности студентов выражают тенденцию к повышению общих умственных способностей, абстрактности мышления, интеллектуальной приспосабливаемости, что в свою очередь ведет к повышению уровня вербальной культуры и эрудиции.
К 5-му курсу снижаются такие показатели, как толстокожесть, импульсивность, беззаботность, склонность к риску (которые имели ярко выраженный характер на 1, 3-м курсах), при одновременном сохранении в доминанте активности, общительности, отзывчивости, социальной смелости.
На 1-м курсе студентов характеризует мягкосердечие, зависимость, стремление к покровительству, суетливость. К 5-му курсу картина меняется. Студент 5-го курса факультета психологии рас-
судителен и реалистичен, несентиментален. Он умеет брать на себя ответственность, действует практично и логично. В нем ярко выражены способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, пониманию. Ярким подтверждением динамики в структуре личности является изменение в следующих факторах: первокурсник принимает только испытанное временем, он подозрителен к новым людям, с сомнением относится к новым идеям. Студент 5-го курса — экспериментатор. Он свободомыслящий аналитик, хорошо информирован и терпим к неудобствам. Характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления. Не доверяет авторитетам. На веру ничего не принимает.
Сводятся на нет такие факторы, как несамостоятельность, нужда в групповой поддержке, следование за общественным мнением и ориентация на социальное одобрение. И, наоборот, происходит значительное усиление факторов: самоконтроль, точность, воля, умение действовать по осознанному плану, контроль своих эмоций и поведения, целенаправленность.
При сопоставлении полученных данных с профессиограммами, описывающими идеальные модели специалистов в выбранных областях, явно прослеживается динамика психологических особенностей в структуре личности студентов от курса к курсу. Она изменяется в зависимости от специфики профессиональной подготовки. Личность как субъект-деятель формируется и меняется, включаясь в социальную группу, которая предъявляет к ней свои требования относительно основных жизненных ценностей, а
профессиональная подготовка способствует реализации как собственных, так и групповых целей.
Изменение условий существования неизбежно влечет за собой эволюцию и соответствующую переоценку ценностей, переструктурирование всей системы ценностей, что усиливает шансы группы успешно адаптироваться к данной среде.
В ценностно-мотивационной сфере обучающихся выявлены ценности, имеющие одинаковое значение для них вне зависимости от этапа профессионализации и выбранной специальности. К ним в первую очередь относятся здоровье, любовь, воспитанность и образованность. В то же время в рамках блоков ценностей происходит смещение на ценности, имеющие откровенно выраженное узколичностное значение.
Путем экспериментального исследования было также установлено, что максимальная удовлетворенность избранной профессией наблюдается у студентов 1 -го курса. В дальнейшем этот показатель неуклонно снижался, вплоть до 5-го курса. Однако несмотря на то что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии становится положительным. Причем в некоторых случаях снижение удовлетворенности логично было бы связать с уровнем преподавания в конкретном вузе.
У большинства учащихся интерес к содержательной стороне профессии как ведущий мотив выбора представлен в значительно меньшем числе случаев, нежели побочные основания поскорее стать материально состоятельным, за компанию с друзьями и т. д.
Студенты, не имеющие достаточно полного и правильного представления
0 будущей профессии, к концу обучения реже демонстрируют намерение работать в дальнейшем по изучаемой специальности.
Однако наиболее интересными, на наш взгляд, являются факты, касающиеся ситуации профессионального самоопределения студентов. Исходя из данных именно студенты 1 и 2-го курса испытывают тревогу по поводу новой непривычной для учащихся среды и более свободного характера организации занятий. Основная причина обращений первокурсников за помощью — смысложизненные связи «Правильно ли я поступил?», «Ту ли профессию я выбрал?». Как видно из изложенного, у студентов
1 -х курсов наблюдается неустойчивость мотивации и преобладание мотивации боязни неудачи.
При сопоставлении данных, позволяющих найти ответ на вопрос «Какую работу Вы хотели бы получить после окончания вуза?», были выявлены следующие результаты: свою специфическую деятельность больше всего выбирают студенты 1-го курса — 53 % и 5-го курса — 44, 6 %, и менее всего студенты 3-го курса — 25,5 %. При этом прослеживается определенная динамика значимости мотивов для студентов при выборе предстоящей деятельности. При переходе от младших курсов к старшим стабильно снижается доля студентов, руководствующихся мотивом познания, одновременно возрастает доля тех, кто намерен строить свои отношения на основе престижности будущей профессии.
Литература
1. Бакшеева Н.А., Вербицкий А А. Психология мотивации студентов. — М., 2006.
2. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов // Вопр. психологии. — 1999. — № 2.
3. Иванова Е.М. Психологическая системная про-фессиография. — М., 2003.
4. Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие. — СПб.: СПбГУП, 2000.
5. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в
экспериментальную психологию личности: учеб. по-соб. для пед. ин-тов. — М., 1985. 319 с.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (из опыта работы)
Т. В. Мальцева, И. Е. Реуцкая
Аннотация: статья посвящена проблеме использования обучающих технологий при подготовке юристов в системе высшего профессионального образования. В частности, оптимизации обучения студентов юридических факультетов вузов дисциплине «юридическая психология».
Ключевые слова: юридическая психология, обучающие технологии, студенты, практические задания, рабочая тетрадь.
The summary: article is devoted a problem of use of training technologies by preparation of lawyers in system of the higher vocational training. In particular optimization of training of students of faculties of law of high schools to discipline «legal psychology».
Key words: the legal psychology, training technologies, students, practical tasks, a working writing-book.
На современном этапе одна из центральных задач профессионального образования в вузах — подготовка высо-
копрофессиональных специалистов [4, с. 7-8]. В данном контексте приоритетной становится проблема обновления модели и содержания образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями общества и государства.
Профессиональное образование характеризуется как процесс приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, развития профессионально значимых качеств личности и формирования профессионального сознания будущего специалиста. Сложившаяся ситуация переосмысления ориентиров профессионального образования отводит психологической науке особую роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Сегодня все более четко осознается то, что психология не отвлеченная наука, а важное звено в профессиональной подготовке любого специалиста, в том числе юридического профиля.
Современное состояние развития обучающих психотехнологий позволя-