УДК 159.9
КАНАЕВА Надежда Анатольевна, аспирант кафедры психологии факультета социальной работы, педагогики и психологии Вологодского государственного педагогического университета, педагог-психолог Няндомского железнодорожного техникума. Автор 28 научных публикаций.
ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕХНИКУМА
В современной психологии одной из актуальных проблем является проблема становления профессиональной идентичности, которая обеспечивает успешность будущей профессиональной деятельности. Большинство исследователей отмечает, что профессиональная идентичность - продукт длительного личностного и профессионального развития, зависящего от многих условий. Профессиональная идентичность в то же время рассматривается как интегральное понятие, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий и позволяющих более полно реализовать личностный потенциал в профессиональной деятельности. Одними из важнейших характеристик являются ценностные. Система ценностей определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений, жизненной концепции и смысла жизни. Формирование ценностных ориентаций определяет общий подход человека к себе и окружающему миру, побуждает его к активности, определяет поведение и выбор деятельности. В статье определены основные ценностные ориентации студентов железнодорожного техникума. На данном этапе жизни ценностные установки оформляются в определенную систему ценностей, и каждый студент техникума начинает руководствоваться этой системой для построения своего поведения, что в свою очередь способствует становлению его как профессионала. Показано, что студенты высоко ставят такие ценности, как «здоровье», «общение с другими людьми», «материально обеспеченная жизнь», «любовь». Автор делает вывод о том, что студенты всех курсов выделяют общечеловеческие ценности, на 1 и 2 курсе наиболее ярко проявляются ценности, обусловленные спецификой юношеского возраста. На 3 курсе студенты становятся более самостоятельными, ответственными, способными решать как профессиональные, так и жизненные задачи. Поэтому у третьекурсников ценности первых мест связаны с реализацией себя в жизни - не только в профессии.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, ценностные ориентации, личностный потенциал, студенты железнодорожного техникума, методика «Ценностные ориентации», методика «Опросник терминальных ценностей», методика «Нестандартизированное интервью».
© Канаева Н.А., 2014
В современном обществе проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большое значение. Современное общество предъявляет выпускникам особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность и творчество. Неслучайно одной из актуальных проблем современной психологической теории и практики является проблема становления профессиональной идентичности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, что в основе профессионального развития лежит саморазвитие как динамический и непрерывный процесс само-проектирования личности. Под саморазвитием в психологии понимается активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира. «Профессиональное развитие человека в реальном трудовом процессе возможно лишь в том случае, если меняется самовоспри-ятие и осознание им себя самого, происходит формирование ценностей, присущих самоакту-ализирующейся личности» [4, с. 4].
Теоретической основой концепции профессионального становления личности послужили исследования личности и деятельности Б.Г Ананьева, А.Г Асмолова [1]. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы Т.В. Кудрявцева, Л.М. Митиной [6, 7].
Существенный вклад в развитие психологической концепции профессионализации как процесса формирования личности и деятельности профессионала внесли исследования Ю.П. Поваренкова. В его работах личность профессионала рассматривается как интегральное системное качество, закономерно проявляющееся на определенном этапе профессионального развития индивида. Одним из ведущих критериев становления профессионала Ю.П. Пова-ренков называет профессиональную идентичность. Автор определяет профессиональную идентичность как особое, определенное состояние личности, которое человек сам себе задает и к которому стремится. Принимая во внимание тот факт, что именно активность самого
человека способствует формированию профессиональной идентичности, человек сам решает, в какой степени нужно принимать данный способ профессионального взаимодействия [8].
На основании работ Т.В. Мищенко и Н.Л. Ивановой [5] мы можем акцентировать внимание на проблемах самого специалиста, обусловленных профессиональной средой, а точнее - необходимостью принимать самостоятельные решения. Процесс становления профессиональной идентичности, как отмечает Т.В. Мищенко, осуществляется поэтапно и ведущим механизмом развития идентичности является идентификация. Также автор особое внимание уделяет личностным характеристикам, которые обеспечивают ориентацию человека в мире профессий.
Анализ работ Н.Л. Ивановой, УС. Родыги-ной, Е.Е. Трандиной [5, 11, 13] показал, что профессиональная идентичность рассматривается как интегральное понятие, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий и позволяющих более полно реализовать личностный потенциал в профессиональной деятельности.
В своей работе мы рассматриваем один из компонентов профессиональной идентичности, а именно - ценностный компонент. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Среди таких факторов важную роль играют ценностные ориентации. По мнению И.Р Рамазанова [10], ценностные ориентации в мотивационном процессе могут выполнять побуждающую и смыслообразующую функции.
Обратимся к рассмотрению понятия «ценности». «Понятие ценностей раскрывает особый аспект отношений человека к миру. Оно позволяет глубже понять специфику человеческой деятельности, общества и культуры» [3, с. 286].
Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только
в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей.
Осознавая собственные ценностные ориентации, человек занимает свое особое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности [2].
Сказанное ранее дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельность включена личность.
Областью нашего исследования стало изучение ценностного компонента и его влияния на становление профессиональной идентичности студентов железнодорожного техникума. В исследовании принимали участие учащиеся железнодорожного техникума. Выборка составила 300 человек: 1 курс - 100 человек, 2 курс -100 человек, 3 курс - 100 человек. Мы не случайно обратились к данной проблематике. На наш взгляд, именно ценностные ориентации как важнейший компонент мировоззрения личности определяют общий смысл и выражают предпочтения и стремления личности на протяжении всей жизни, особенно в юношеском возрасте. Именно на этом возрастном этапе осуществляется переход к истинной самостоятельности, это период осознания личностью собственного потенциала и возможности его развития, это период выбора профессии и своего жизненного пути.
Проанализируем полученные результаты по данному компоненту профессиональной идентичности. Как было установлено, ценности носят социальный характер и прививаются обществом. Поэтому в формировании ценностных ориентаций важную роль играют ценности, которые присущи социальному окружению подростка. В своей работе мы использовали три методики: методику М. Рокича «Ценностные ориентации» [9], методику И.Г Сенина «Опросник терминальных ценностей» [12] и методику М. Рокича и Г. Олпорта «Нестандартизирован-ное интервью» [13].
Рассмотрим данные, полученные по методике М. Рокича «Ценностные ориентации». Среди терминальных ценностей высокие показатели имеют такие ценности, как «здоровье» (на всех курсах обучения). На 1 курсе преобладают такие ценности: «здоровье» х = 14,09), «счастливая семейная жизнь» х = 13,71), «наличие хороших и верных друзей» х = 13,56), «уверенность в себе» (х = 12,94). Низкие показатели - «свобода» (X = 6,2), «продуктивная жизнь» х = 5,99), «развлечения» (х = 4,23). На
2 курсе высокие результаты имеют следующие ценности: «здоровье» ( х = 11,21), «развитие х = 10,7), «активная деятельность жизни» х = 10,38), «интересная работа» х = 10,32), «уверенность в себе» х = 10,27), «наличие хороших и верных друзей» х = 10,21), «любовь» (х = 10,0). Низкие показатели у ценностей «творчество» (х = 8,47) и «развлечения» х = = 8,1). На 3 курсе высокие показатели у ценностей «здоровье» (х = 13,42), «любовь» х = = 12,56), «уверенность в себе» х = 12,19), «активная деятельность жизни» х = 12,16), «наличие хороших и верных друзей» х = 12,04), «материально обеспеченная жизнь» х = 10,9), «интересная работа» (х = 10,64). Низкие показатели - «развлечения» х = 6,55) и «счастье других» х = 3,87).
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на то, что уже на 2 курсе высокие результаты имеют ценности профессиональной самореализации и личной жизни. А на 3 курсе ценности первых мест связаны с реализацией себя в жизни, не только в профессии. Также, судя по результатам, такая ценность, как «познание», имеет невысокие значения.
Рассмотрим иерархию инструментальных ценностей. На 1 курсе высокие показатели имеют ценности «воспитанность», «аккуратность», «жизнерадостность», «терпимость», «независимость». Низкие показатели - «эффективность в делах», «непримиримость к недостаткам в себе и других». На 2 курсе высокие показатели у ценностей «аккуратность», «воспитанность», «исполнительность», «жизнерадостность», «независимость», «терпимость».
Низкие показатели - «честность», «чуткость». На 3 курсе высокие показатели у ценностей «воспитанность», «аккуратность», «образованность», «жизнерадостность», «исполнительность», «независимость». Низкие показатели - «высокие запросы» и «непримиримость к недостаткам в себе и других».
Анализ результатов показывает, что доминируют этические ценности на всех курсах обучения, на 3 курсе высокие результаты имеют ценности самоутверждения. Важно отметить, что высоко ценятся такие ценности, как «образование», «исполнительность», «ответственность», что важно как в жизни, так и в будущей профессии.
Судя по результатам, полученным по методике М. Рокича, студенты техникума ценят здоровье, общение с другими людьми, материально обеспеченную жизнь, любовь.
Рассмотрим полученные результаты по методике И.Г. Сенина «Опросник терминальных ценностей» (рис.1).
Следует отметить, что почти все показатели имеют равные значения. Наиболее высокие показатели на 1 курсе у ценностей «достижения», «высокое материальное положение», «духовные удовлетворения», «развитие себя». На 2 курсе - «достижения», «развитие себя», «высокое материальное положение», «духовные удовлетворения». На 3 курсе первое место занимают «достижения», второе - «высокое материальное положение», третье - «развитие себя». Низкие результаты у «креативности». Такие данные свидетельствуют о наличии ценностно-ориентационного единства студентов железнодорожного техникума.
Рассмотрим показатели по жизненным сферам (рис.2).
На 1 курсе высокие значения имеет «сфера обучения и образования», что говорит о мотиве поступления в техникум - получить образование. Динамика жизненных сфер выглядит следующим образом. После «сферы обучения и образования» следует «сфера профессиональ-
Рис. 1. Динамика выраженности терминальных ценностей на разных курсах обучения
Рис. 2. Динамика выраженности жизненных сфер на разных курсах обучения
ной жизни», что опять же указывает на профессиональную установку первокурсников. Сфера профессиональной жизни имеет схожую динамику развития на 2 и 3 курсах. Третье место занимает «сфера семейной жизни», затем идет «сфера увлечений» и на последнем месте -«сфера общественной жизни». Рассматривая полученные результаты 2 курса, мы видим, что первое место - у «сферы обучения и образования», хотя по сравнению с 1 курсом ее показатели значительно снижены. Далее - «сфера профессиональной жизни», «сфера семейной жизни», «сфера увлечений» и «сфера общественной жизни». На 3 курсе мы наблюдаем похожую динамику: на первом месте также «сфера обучения и образования», на последнем -«сфера общественной жизни». Отметим, что самые высокие средние показатели по сферам наблюдаются у первокурсников, далее происходит резкий спад на втором курсе и некоторая стабилизация результатов на третьем. Получен-
ные результаты говорят о наличии кризиса на 2 курсе обучения, что связано со столкновением идеальных представлений первокурсников
0 своей будущей специальности и реальных на
2 курсе обучения. Можно выделить динамику «сферы увлечений»: ее высокие показатели отмечены на 1 курсе, на 2 курсе снижены, а на
3 курсе снова приобретают актуальность. «Сфера семейной жизни» более значима на
1 курсе, наблюдается тенденция к снижению на 2 курсе и далее на 3 курсе. Менее актуальна в сравнении с другими сферами по курсам «сфера общественной жизни».
Рассматривая иерархию терминальных ценностей, мы выявили следующее. Иерархии терминальных ценностей между 1 и 2 курсом,
2 и 3 курсом, 1 и 3 курсом имеют положительную и статистически значимую корреляционную связь при Р < 0,01: ценности, занимающие высокое место в иерархии на одном курсе, оцениваются как высоко значимые на другом и наоборот.
Анализ полученных результатов позволил констатировать следующее:
- для групп 1 курса наиболее значимой является терминальная ценность - «достижения», а наиболее значимой жизненной сферой -«сфера обучения и образования».
- для групп 2 курса наиболее значимой является терминальная ценность - «достижения», а жизненная сфера - «сфера обучения и образования».
- для групп 3 курса наиболее значимой является терминальная ценность - «достижения», а наиболее значимой жизненной сферой -«сфера профессиональной жизни».
Таким образом мы видим, что для многих студентов техникума получение образования имеет важное значение. Наряду с ценностью «достижения» находятся такие ценности, как «высокое материальное положение» и «духовное удовлетворение». Именно получение ди-пломаиденежный заработоку многих студентов являются приоритетными мотивами учебной деятельности. Формирование профессиональной идентичности происходит уже на 1 курсе. При последующем обучении в техникуме у многих студентов происходит переосмысление ценностей, что, как было замечено, проявляется в кризисе 2 курса. Только на 3 курсе происходит становление профессиональной идентичности, когда студенты осознают, что стоят на пороге новой жизни, и рассматривают знания не как самоценность, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить профессию, обеспечить себе большой доход и высокий уровень жизни. Об этом говорит и жизненная сфера - сфера профессиональной жизни, которая имеет высокие значения на
3 курсе.
Проанализируем результаты, полученные по методике М. Рокича и Г. Олпорта «Нестан-дартизированное интервью», и рассмотрим динамику принятия школьных, студенческих и профессиональных ценностей, на выявление которых данная методика направлена. При рассмотрении данных можно отметить следующие тенденции.
На первом курсе в большей степени представлены школьные ценности, затем располагаются студенческие и далее профессиональные ценности. На втором курсе школьные ценности снова на первом месте, затем идут профессиональные, студенческие отмечены меньше. Расхождения между профессиональными и студенческими ценностями незначительны. На третьем курсе по-прежнему первое место занимают школьные ценности, незначительно им уступают профессиональные, на третьем месте - студенческие.
Учащиеся не ощущают себя в полной мере профессионалами и студентами, особенно на
1 курсе. Многим еще близки школьные ценности. На 2 курсе они начинают получать больше информации о своей будущей профессии, что способствует формированию реальных представлений о ней. Также на 2 курсе появляется больше специальных дисциплин, а прохождение производственной практики на 3 курсе помогает осознать свою принадлежность к данной профессии или, наоборот, разочароваться в своем выборе.
Рассматривая ценности по курсам, можно отметить наиболее актуальные для студентов. Для первокурсников по частоте встречаемости актуальны такие ценности, как «дружба», «физическое здоровье», «активная деятельная жизнь», «воспитанность». На 2 курсе чаще встречаются такие ценности, как «дружба», «физическое здоровье», «активная деятельная жизнь», «физическая любовь». У третьекурсников лидирующее положение занимают ценности «дружба», «физическое здоровье», «активная деятельная жизнь», «воспитанность», «уверенность в себе», «развлечения», «образованность».
Результаты, полученные по данной методике, подтверждают результаты, полученные по методике М. Рокича «Ценностные ориентации». Это помогает сформировать ценностно-ориентационный портрет студента железнодорожного техникума. В портрете приоритетными являются такие ценности, как «здоровье», «активная деятельная жизнь»,
КанаеваН.А.Ц|енностныйкомпонентиеговл2я22———————^р£ф2й——ч2———уд———
«достижения», «уверенность в себе», «образованность», «исполнительность», «жизнерадостность», «интересная работа», «любовь».
Сопоставим полученные данные с теми профессионально-важными качествами, которые указаны в профессиограммах железнодорожников.
Основные качества: внимательность, наблюдательность, ответственность, терпеливость, выносливость, ловкость, аккуратность, бдительность. Следует подчеркнуть такие способности, как высокая концентрация и объем внимания; высокий уровень устойчивости, переключения и распределения внимания; хороший слух (навыки различения сигналов); хорошее здоровье и физическая устойчивость.
Особо можно выделить профессию проводника на железнодорожном транспорте. Современный вагон - достаточно сложная техническая система, требующая грамотной эксплуатации. Проводник должен знать устройство и работу электрооборудования, вентиляции, водоснабжения и правила их использования. Он наблюдает за работой тормозов, ударно-тяговых устройств вагона. Предметом внимания проводника является и поведение пассажиров. От представителя этой профессии требуются хорошее здоровье (нерегулярность нагрузки, «ломаный» режим сна), ровное
положительное отношение к разным людям, «отстройка» от чисто личного плана общения и фиксация на деловой его стороне.
Все вышесказанное позволяет подчеркнуть серьезность подготовки учащихся для работы по этой специальности.
Таким образом, ценности выступают одним из важных элементов структуры профидентич-ности и играют ведущую роль в формировании личности, возникновении жизненных планов, личного и профессионального самоопределения, т. к. на их основе создается образ будущего.
Использованные методики дополняют друг друга и позволяют собрать достаточный материал, характеризующий ценностный компонент. Данные методики определяют направленность личности, понимаемую как значимость для человека определенных ценностных ориентаций и жизненных целей, которыми он руководствуется в жизни. Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что на каждом этапе обучения у студентов преобладают определенные ценности. У студентов ценностные установки оформляются в определенную систему ценностей, и каждый студент техникума начинает руководствоваться этой системой для построения своего поведения, что в свою очередь способствует становлению его как профессионала.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учеб. М., 1990. 367 с.
2. БатаршевА.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб. пособие. М., 2009.
3. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки: учеб. пособие. М., 2010.
4. Голерова О. На кризисном перекрестке // Школ. психолог. 2007. № 2. С. 2-8.
5. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях // Вопр. психологии. 2008. № 1. С. 89-96.
6. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. психологии. 1983. № 2. С. 51-60.
7. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психологии. 1997. № 4. С. 28-39.
8. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибир. психол. журн. 2006. № 24. С. 53-58.
9. Прикладная социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М.; Воронеж, 1998. 688 с.
10. Рамазанов И.Р. Активизация функций ценностных ориентаций как фактор развития учебной мотивации старших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2006.
11. Родыгина У.С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов - будущих психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2007.
12. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль, 1991. 19 с.
13. Трандина Е.Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2006.
References
1. Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti. Printsipy obshchepsikhologicheskogo analiza [Personality Psychology. The Principles of General Psychological Analysis]. Moscow, 1990. 367 p.
2. Batarshev A.V. Uchebno-professional’naya motivatsiya molodezhi [Academic and Professional Motivation of Young People]. Moscow, 2009.
3. Buchilo N.F., Isaev I.A. Istoriya ifilosofiya nauki [The History and Philosophy of Science]. Moscow, 2010.
4. Golerova O. Na krizisnom perekrestke [At the Crossroads of Crisis]. Shkol’nyypsikholog, 2007, no. 2, pp. 2-8.
5. Ivanova N.L. Professional’naya identichnost’ v sotsial’no-psikhologicheskikh issledovaniyakh [Professional Identity in Current Research]. Voprosypsikhologii, 2008, no. 1, pp. 89-96.
6. Kudryavtsev T.V., Shegurova VYu. Psikhologicheskiy analiz dinamiki professional’nogo samoopredeleniya lichnosti [Psychological Analysis of the Dynamics of a Person’s Professional Identity]. Voprosy psikhologii, 1983, no. 2, pp. 51-60.
7. Mitina L.M. Lichnostnoe i professional’noe razvitie cheloveka v novykh sotsial’no-ekonomicheskikh usloviyakh [Personal and Professional Development of an Individual Under New Socioeconomic Conditions]. Voprosy psikhologii, 1997, no. 4, pp. 28-39.
8. Povarenkov Yu.P. Psikhologicheskoe soderzhanie professional’noy identichnosti [Psychological Component of Professional Identity]. Sibirskiypsikhologicheskiy zhurnal, 2006, no. 24, pp. 53-58.
9. Prikladnaya sotsial’nayapsikhologiya [Applied Social Psychology]. Ed. by Sukhov A.N., Derkach A.A. Moscow, Voronezh, 1998. 688 p.
10. Ramazanov I.R. Aktivizatsiyafunktsiy tsennostnykh orientatsiy kakfaktor razvitiya uchebnoy motivatsii starshikh shkol’nikov: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Activating the Functions of Value System as a Factor in Developing the Academic Motivation of Senior Pupils: Cand. Psychol. Sci. Diss. Abs.]. Samara, 2006.
11. Rodygina U.S. Psikhologicheskie osobennosti razvitiya professional’noy identichnosti studentov - budushchikh psikhologov: avtoref. dis. . kand. psikhol. nauk [Psychological Features of Professional Identity Development in Students - Psychologists-to-Be: Cand. Psychol. Sci. Diss. Abs.]. Kursk, 2007.
12. Senin I.G. Oprosnikterminal’nykh tsennostey [Terminal Values Questionnaire]. Yaroslavl, 1991. 19 p.
13. Trandina E.E. Stanovlenie professional’noy identichnosti u studentov yuridicheskogo vuza: dis. ... kand. psikhol. nauk [Professional Identity Development in Law Students: Cand. Psychol. Sci. Diss. Abs.]. Yaroslavl’, 2006.
Kanaeva Nadezhda Anatolyevna
Postgraduate Student, Faculty of Social Work, Pedagogy and Psychology, Vologda State Pedagogical University (Vologda, Russia);
Nyandoma Railway Technical School
VALUE COMPONENT AND ITS IMPACT ON PROFESSIONAL IDENTITY FORMATION IN STUDENTS OF A RAILWAY TECHNICAL SCHOOL
One of the most important issues in psychology today is professional identity, underlying the future success of one’s professional activity. Most researchers agree that professional identity is a product of personal and professional development over a long period of time depending on a number of conditions. At the same time, professional identity is seen as an integral concept conveying the relationship between cognitive, motivational and value characteristics which help to choose a profession and realize one’s personal potential in his/her work to the fullest extent. One of the most important characteristics are the value ones. The value system
Канаева_н.А._Ц|енн2£—ый^2—2не~—ео^л22н2е^2.сі2н2£лен2е.^Е2фи2£ніичн2£їЦ.сту2£ніо£і
determines a person’s orientation and forms the basis for his/her relationships, principles, and meaning of life. The development of a person’s value orientations determines his/her attitude to him/herself and the world around, urges the person to be more active as well as determines his/her behaviour and the choice of activity. This paper lists key value orientations of railway technical school students. At this stage of life, one’s value paradigms form a certain system of values used by each student in choosing his/her behaviour, which, in its turn, contributes to the student’s professional development. The respondents highly appreciate the following values: health, communication with others, financial security, and love. The author found that students of all years of study mention universal values, while first- and second-year students name the values typical of young age. Third-year students are more self-reliant, responsible and able to achieve both professional and personal goals, that is why on top of their list we find fulfilment in life - not only in their work.
Keywords: professional identity, value orientations, personal potential, railway technical school students, value orientations methodology, terminal values questionnaire, unstructured interview.
Контактная информация: адрес: 160035, г. Вологда, ул. С. Орлова, д. 6;
e-mail: [email protected]
Рецензент - Дружинина М.В., доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой профессиональной лингводидактики института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова