Практическая реализация предлагаемой модели показала намику сформированной уровня профессиональной компетент-
её эффективность, о чем свидетельствуют результаты педаго- ности будущих бакалавров с использованием образовательных
гического эксперимента, которые показали положительную ди- интернет-порталов.
Библиографический список
1. Романов, Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства: монография. - Магнитогорск, 2001.
2. Гузуева, Э.Р Программа курса по выбору «Портальные технологии в образовании». - Грозный, 2013.
Bibliography
1. Romanov, E.V. Teoriya i praktika professionaljnoyj podgotovki uchitelya tekhnologii i predprinimateljstva: monografiya. - Magnitogorsk, 2001.
2. Guzueva, Eh.R. Programma kursa po vihboru «Portaljnihe tekhnologii v obrazovanii». - Groznihyj, 2013.
Статья поступила в редакцию 30.01.14
УДК 378.1
Ivasyuk O.A. PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF A PERSONALITY OF A STUDENT OF PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION INFLUENCED BY THE NEW FSES. This paper considers professionally significant qualities of an educational psychologist within the new federal state educational standards for the higher professional education in the specialization of «psycho-pedagogical education». The variative classification of professionally-significant qualities of educational psychologist is offered. The author performs a comparative analysis of opinions of students, whose major is psycho-pedagogical education, about the set of professionally significant qualities of a personality of an educational psychologist and about the self-rating of their growth level.
Key words: federal state educational standards of general education (FSUS GE), federal state educational standards of higher professional education (FSUS HPE), competence, professional competence, personal qualities, professionally significant personal qualities (PSPQ).
О.А. Ивасюк, аспирант Югорского гос. университета, г. Ханты-Мансийск,
E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ФГОС
В статье рассмотрены вопросы профессионально-значимых качеств педагога-психолога, их классификации в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в направлении «Психолого-педагогическое образование». Предложена вариативная классификация профессионально-значимых качеств педагога-психолога и проведен сравнительный анализ мнений студентов психолого-педагогического образования о наборе профессионально-значимых качеств личности педагога-психолога и самооценки их уровня развития.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО), Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), компетенции, профессиональная компетентность, личностные качества, профессионально-значимые личностные качества (ПЗЛК).
Стремительное развитие современного общества и, как следствие, необходимость непрерывного образования человека в течение жизни, обуславливают актуальность модернизации всей системы образования в России, которая в настоящее время направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности обладающей целостной картиной мира. Приоритеты современного образования смещаются с получаемых в процессе обучения знаний, на саму личность, которая получает знания, на ее формирование, становление и развитие, что законодательно закреплено в новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). В государственных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) главными целевыми установками (результатом образования) становятся компетенции (способность применять знания, умения, навыки и личностные качества), полученные учащимися в ходе обучения, для того, что бы студент не только воспроизводил информацию, но и мог применять ее в реальных профессиональных ситуациях.
Сегодня, когда приоритетным направлением новых государственных стандартов общего образования (ФГОС ОО) является обеспечение развития у учащихся универсальных учебных действий (познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных), представляющих собой собственно психологическую составляющую ядра образования, именно профессионально компетентный в психологии и педагогике специалист становится
необходимым для организации и сопровождения образовательного процесса общего образования.
Таким образом, в совершенствовании общего образования в настоящее время особые требования выдвигаются именно к результату профессионального психолого-педагогического образования - к профессиональной компетентности настоящих и будущих педагогов-психологов.
По мнению Э.Р. Хакимова основным показателем уровня компетентности является качество нахождения решения отдельной профессиональной проблемы или целого класса проблем [1]. Однако известно, что при решении психолого-педагогичес-ких проблем важную роль играет личность педагога-психолога. Сталкиваясь с одной и той же проблемой и используя одинаковые профессиональные психолого-педагогические знания, умения, навыки специалисты вырабатывают разные по качеству решения. Это может быть связано, как с особенностью самой проблемы, так и с личностными качествами специалиста.
По мнению С.А. Дружилова, компетентный - обладающий основательными знаниями, хорошо осведомленный в какой либо области; сведущий [2]. Профессионально компетентный педагог-психолог, согласно новым ФГОС, - это специалист, обладающий основательными психолого-педагогическими знаниями, умениями, навыками, а так же профессионально-значимыми личностными качествами (ПЗЛК) необходимыми для осуществления успешной психолого-педагогической деятельности в об-
е
разовании. Однако, при анализе ФГОС ВПО направления «пси-холого-педагогическое образования», а так же психолого-педа-гогической литературы, выяснилось, что в настоящее время нет единого определения понятия профессионально значимых личностных качеств педагога-психолога и нет единого подхода к определению классификации ПЗЛК педагогов-психологов.
Таким образом, с целью совершенствования психолого-пе-дагогического профессионального образования, возникает необходимость определения понятия ПЗКЛ педагога-психолога и составления классификации его ПЗКЛ в соответствии с новыми ФГОС ВПО в направлении «психолого-педагогическое образование». Настоящая статья посвящена описанию предлагаемой нами вариативной классификации ПЗКЛ педагога-психоло-га и, на основе опроса студентов - обоснованию ее применимости в профессиональной подготовке.
За основу определения понятия ПЗКЛ мы возьмем содержание понятия ПЗКЛ педагога-психолога Е.Г. Ромициной, т.к. в ее работах проблема ПЗЛК педагога-психолога раскрыта наиболее полно. По ее мнению, профессионально значимые личностные качества педагога-психолога представляют собой совокупность общечеловеческих, профессионально-отраслевых и профессионально-специфических качеств, оказывающих влияние на эффективность осуществления его профессиональной деятельности и выступающие в роли внутренних условий формирования компетентности [3].
Если, ПЗЛК педагога-психолога - это внутренние условия для развития профессиональных компетенций педагога-психо-лога, то, наличие их у настоящих и будущих студентов повышает вероятность достижения результатов образования по данному направлению и, как следствие, достижения эффективности профессиональной деятельности в дальнейшем. Таким образом, встает вопрос о том, какой набор ПЗКЛ педагога-психолога является внутренним условием формирования его профессиональных компетенций.
Е.Г. Ромицина, опираясь на результаты исследований ученых по данной проблеме и полученные в ходе проведенного опроса слушателей курсовой подготовки, считает, что вариативный набор ПЗЛК педагога-психолога может выглядеть следующим образом:
- общечеловеческие качества: гражданственность, нравственность, интеллигентность, трудолюбие, человеколюбие, высокоразвитый интеллект;
- профессионально-отраслевые качества: коммуникативные, организаторские, диагностические, ценностно-этические, рефлексивные, творческие;
- профессионально-специфические качества: социабель-ность, эмпатийность, тактичность, стрессоустойчивость, толерантность, эмоциональная привлекательность [3].
В.Б. Успенский, А.П. Чернявская в учебном пособии «Введение в психолого-педагогическую деятельность» выделяют следующие личностные качества педагога-психолога как специалиста:
• стремление к максимальной гибкости;
• способность к эмпатии, внимание к потребностям учащихся;
• умение придать личностную окраску преподаванию;
• установка на создание положительного подкрепления для учащихся;
• владение стилем легкого, неформального, теплого общения с учащимися;
• предпочтение устных контактов на уроке письменным;
• эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность [4].
Проанализировав, представленные наборы ПЗКЛ педаго-га-психолога, мы видим, что в обоих наборах присутствуют нравственные, коммуникативные, организаторские качества. Вариативный набор Е.Г. Ромициной более полно и систематизировано представляет ПЗКЛ педагога-психолога, однако в нем не представлена связь ПЗКЛ педагога-психолога с профессиональными компетенциями, внутренними условиями формирования которых они являются.
В 2013 году впервые в российском образовании был разработан проект профессионального стандарта педагога, педагога-психолога в том числе. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на
работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Полномасштабное введение профессионального стандарта педагога планируется к сентябрю 2014 года.
По мнению разработчиков этого проекта, педагог - ключевая фигура реформирования образования [5]. В третьей части проекта (развитие) выделены личностные качества и профессиональные компетенции необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности согласно новым ФГОС. На основе анализа выделенных личностных качеств и профессиональных компетенций можно определить следующие личностные качества педагога по блокам:
• Образованность (теоретическая и практическая профессиональная компетентность, общий кругозор).
• Личностные качества (толерантность, эмпатия, социальная перцепция, коммуникабельность).
• Организаторские качества.
Учитывая имеющиеся классификации ПЗКЛ педагога психолога, проект профессионального стандарта педагога, ориентируясь на профессиональные компетенции, сформулированные в ФГОС вПо в направлении «Психолого-педагогическое образование» и видах профессиональной деятельности педа-гога-психолога, мы попытались составить вариативную классификацию ПЗКЛ педагога-психолога. Для этого мы проанализировали и сопоставили результаты профессионального обучения (общекультурные, профессиональные компетенции) и виды профессиональной деятельности (в области психолого-педагогичес-кого сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования), согласно ФГОС ВПО направления «Психолого-педагогического образования», составили набор ПЗКЛ педагога психолога в рамках новых ФГОС ВПО (таблица 1) и соотнесли их с качествами личности. Качества личности были выбраны из списка первичных и вторичных личностных факторов, которые составляют содержание личностных факторов, выделенных Рэймондом Кетеллом. Эти факторы представлены в теории личностных черт, а так же в одной из наиболее известных многофакторных методик «16 факторный личностный опросник Р. Кетелла». Согласно теории Р Кетелла, личность состоит из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих её внутреннюю сущность и поведение [6]. В рамках данной статьи мы определи черты личности, которые являются внутренним условием формирования профессиональных компетенций педагогов-психоло-гов в процессе профессионального обучения.
Данный набор личностных качеств педагога-психолога, определенный в соответствии с его профессиональными компетентностями в рамках ФГОС ВПО можно обобщить и систематизировать в следующую классификацию.
Классификация ПЗКЛ педагога-психолога в рамках новых ФГОС ВПО:
1. Личностные общекультурные качества
• нравственные и моральные качества;
• интеллектуальная приспосабливаемость, абстрактное мышление, эрудиция, вербальная культура;
• гибкость, мобильность, энергичность, активность, сообразительность проницаемость;
• эмоциональная зрелость, эмоциональная устойчивость;
• доброжелательность, дипломатичность, терпимость тактичность аккуратность, искренность, чувствительность.
2. Личностные профессиональные качества
• доброжелательность, открытость, искренность, чувствительность, эмоциональная устойчивость;
• вербальная культура, эрудиция, интеллектуальная при-спосабливаемость, абстрактное мышление, сообразительность, проницательность, наблюдательность, гибкость;
• лидерские качества, уверенность, энергичность, эмоциональность, общительность, артистизм.
Составленная классификация ПЗКЛ педагога-психолога согласно новым ФГОС включает в себя две группы качеств личности - личностные общекультурные и личностные профессиональные качества. Некоторые качества личности, входящие в состав группы, повторяются в другой группе. Однако, по нашему мнению, именно такой набор личностных качеств (среднего или высокого уровня развития) определенный в каждой группе в совокупности будет являться внутренним условием формирования соответствующих группе компетенций, обеспечивая эф-
Таблица 1
Профессионально-значимые качества личности педагога-психолога в рамках новых ФГОС ВПО
Качества личности как внутренние условия формирования компетентностей (описаны в соответствии с факторами личности Р. Кетелла) Результаты профессионального обучения (компетенции) Расшифровка сокращений компетенций приведена в ФГОС ВПО по направлению 050400 Психологопедагогическое образование.
Личностные общекультурные качества: Общекультурные компетенции (ОК):
гибкость, мобильность, сообразительность, адаптивность ОК-1
сообразительность, интеллектуальная приспосабливаемость, наблюдательность, проницательность ОК-2
нравственные, моральные качества сообразительность, интеллектуальная приспосабливаемость, наблюдательность, проницательность, абстрактное мышление ОК-3 ОК-4
вербальная культура, эрудиция ОК-5
вербальная культура, эрудиция ОК-6
интеллектуальная приспосабливаемость, абстрактное мышление, эрудиция ОК-7
тактичность, дипломатичность, терпимость, доброжелательность, искренность, чувствительность ОК-8
сообразительность, интеллектуальная приспосабливаемость, наблюдательность, проницательность, абстрактное мышление, эрудиция ОК-9
энергичность, активность ОК-10
аккуратность, сообразительность, проницаемость, доброжелательность, дипломатичность, терпимость, эмоциональная устойчивость, эмоциональная зрелость ОК-11
Личностные профессиональные качества Профессиональные компетенции (ПК) - в частности профессиональные компетенции в деятельности по психологопедагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):
доброжелательность, открытость, вербальная культура, эрудиция, лидерские качества, артистизм, эмоциональность, общительность ПКПП-1
сообразительность, проницательность, интеллектуальная приспосабливаемость ПКПП-2
наблюдательность, сообразительность, проницательность, интеллектуальная приспосабливаемость, вербальная культура, эрудиция, доброжелательность, открытость, искренность, эмоциональная устойчивость, чувствительность ПКПП-3
наблюдательность, проницательность, доброжелательность, открытость, искренность,чувствительность ПКПП-4
доброжелательность, открытость, вербальная культура, эрудиция, интеллектуальная приспосабливаемость, лидерские качества, энергичность, артистизм, эмоциональная устойчивость, гибкость, уверенность ПКПП-5
доброжелательность, открытость, вербальная культура, эрудиция, интеллектуальная приспосабливаемость, эмоциональная устойчивость, гибкость, уверенность ПКПП-6
доброжелательность, открытость, вербальная культура, эрудиция, интеллектуальная приспосабливаемость, лидерские качества, артистизм, энергичность, эмоциональная устойчивость, общительность ПКПП-7
доброжелательность, открытость, вербальная культура, эрудиция, интеллектуальная приспосабливаемость ПКПП-8
доброжелательность, открытость, вербальная культура, эрудиция, интеллектуальная приспосабливаемость, проницательность, чувствительность, лидерские качества, артистизм, энергичность, эмоциональная устойчивость, общительность ПКПП-9
эрудиция, интеллектуальная приспосабливаемость, сообразительность, абстрактное мышление ПКПП-10
доброжелательность, открытость, вербальная культура, эрудиция, интеллектуальная приспосабливаемость, лидерские качества, артистизм, энергичность, эмоциональная устойчивость, общительность, гибкость, чувствительность, проницательность, ПКПП-11
фективную реализацию профессиональной деятельности педа-гога-психолога в дальнейшем.
Мы считаем, что предложенная нами вариативная классификация ПЗКЛ педагогов-психологов может служить ориентиром при подготовке и оценивании профессиональной готовности. В качестве первоначального изучения практической значимости предложенной нами классификации мы в 2013 году
мы провели опрос мнения среди студентов специальности «Педагогика и психология» Югорского государственного университета, с целью определения информационной компетентности студентов о ПЗКЛ современного педагога-психолога, а так же определения самооценки уровня сформированности ПЗКЛ. Были опрошены две группы студентов 2 и 4 курсов по 20 человек в каждой группе.
Таблица 2
Результаты опроса студентов о мнениях о наборе ПЗЛК педагога-психолога и самооценки их уровня развития
набор ПЗКЛ педагога-психолога (4 курс, число выборов в %) набор ПЗКЛ педагога-психолога (2 курс, число выборов в %) Самооценка уровня развития выбранных качеств (4 курс, средний балл) Самооценка уровня развития выбранных качеств (2 курс, средний балл)
эмпатия (7е%), коммуникативность, самоконтроль (по 71%) толерантность, образованность (по 57%), доброжелательность (50%), внимательность, целеустре мленность, организованность (по 36%) объективность, проницательность, саморазвитие (по 2е%), ответственность (21 %), тактичность, открытость, мобильность, активность, чувство юмора, креативность, эмоциональная стабильность, самостоятельность (по 14%), уверенность, сообразительность, выносливость, увлеченность, сила воли, гибкость, искренность, стрессоусто йчивость, аккуратность, порядочность, скромность (по 7%). коммуникативность (56%), пунктуальность, доброта (по 4е%), ответственность (44%), честность (36%), компетентность, понимание (по 32%) конфиденциальность (2е%), терпеливость (24%), креативность, внимательность (по 20%), отзывчивость, гуманность, грамотная речь (по 16%),общительность, порядочность, вежливость, спокойствие, эмоциональность (по 12%), уверенность, профессионализм, уважение, доверчивость. трудолюбие, самодостаточность, разговорчивость, активность, ум, требовательность (по е%), знания, грамотность, умение прислушиваться к другим, позитивность, аккуратность, твердость характера, предусмотрительность, интуиция, инициативность, добросовестность, конкурентоспособность, правильность, гостеприимность (по 4%). понимание - 9,3 балла, доброта - 8 баллов, честность - 8 баллов, ответственность - 7,2 баллов.
коммуникативность - 6,5 балла; доброжелательность - 6,5 баллов; эмпатия - 6,3 балла; толерантность - 5,8 баллов; внимательность -4 балла. пунктуальность - 5,4 балла, коммуникативность - 4,1 балла.
целеустремленность - 3 балла; организованность -3 балла; образованность -3,3 балла; самоконтроль - 2 балла. компетентность - 3 балла.
Всего - 32 качества Всего - 42 качества Всего - 9 качеств Всего - 7 качеств
На первом этапе исследования каждому студенту необходимо было составить, по своему усмотрению, набор из 10 ПЗКЛ педагога-психолога как современного специалиста.
На втором этапе исследования каждому студенту необходимо было провести самооценку уровня развития составленного набора ПЗКЛ педагога-психолога у самого себя как специалиста. Самооценку предлагалось провести по 10-бальной шкале, по схеме - от 1 до 4 низкий уровень развития личностного качества, от 4 до 7 - средний; от 7 до 10 баллов - высокий.
Результаты исследования представлены в таблице 2. Составить набор из 10 ПЗКЛ педагога-психолога получилось у 2е% студентов 4 курса и 40% студентов 2 курса. Не составили набор 7% студентов 4 курса. Все студенты 2 курса в разной степени справились с первым заданием.
Сравнительный анализ полученных результатов показал следующее. Всего студентами 4 курса было выделено 32, студентами 2 курса - 42 ПЗКЛ современного педагога-психолога. Самооценка же уровня развития качеств у студентов 4 курса была проведена только 9 качеств (2е% из числа выделенных качеств), у студентов 2 курса 7 качеств (17% из числа выделенных качеств). Остальные выделенные ими же ПЗКЛ педагога-психолога, по их мнению, у них не развиты.
Набор ПЗКЛ педагога-психолога, по мнению студентов 4 курса следующий, (число выборов студентов в %):
Эмпатия (7е%), коммуникативность, самоконтроль (по 71%), толерантность, образованность (по 57%), доброжелательность (50%), внимательность, целеустремленность, организованность (по 36%), объективность, проницательность, саморазвитие (по 2е%), ответственность (21 %), тактичность, открытость, мобильность, активность, чувство юмора, креативность, эмоциональная стабильность, самостоятельность (по 14%), уверенность, сообразительность, выносливость, увлеченность, сила воли, гибкость, искренность, стрессоустойчивость, аккуратность, порядочность, скромность (по 7%).
Набор ПЗКЛ педагога-психолога, по мнению студентов 2 курса следующий (число выборов студентов в %):
Коммуникативность (56%), пунктуальность, доброта (по 4е%), ответственность (44%), честность (36%), компетентность, понимание (по 32%), конфиденциальность (2е%), терпеливость
(24%), креативность, внимательность (по 20%), отзывчивость, гуманность, грамотная речь (по 16%),общительность, порядочность, вежливость, спокойствие, эмоциональность (по 12%), уверенность, профессионализм, уважение, доверчивость. трудолюбие, самодостаточность, разговорчивость, активность, ум, требовательность (по е%), знания, грамотность, умение прислушиваться к другим, позитивность, аккуратность, твердость характера, предусмотрительность, интуиция, инициативность, добросовестность, конкурентоспособность, правильность, гостеприимность (по 4%).
Из приведенных наборов ПЗКЛ педагога-психолога можно выделить важные ПЗКЛ педагога-психолога, по мнению студентов (качества, которые выбрали более 30% студентов). У студентов 4 курса важный набор ПЗКЛ педагога-психолога следующий - эмпатия, коммуникативность, самоконтроль, толерантность, образованность, доброжелательность, внимательность, целеустремленность, организованность. Набор важных ПЗКЛ педагога-психолога у студентов 2 курса качественно и количественно отличается от набора студентов 4 курса - коммуникативность, пунктуальность, доброта, ответственность, честность, компетентность, понимание.
Анализ результатов второго этапа исследования показал, что студенты 4 курса отрицают наличие у себя следующих качеств из составленного ими, набора важных ПЗКЛ педагога-пси-холога: образованность (отрицают - 21% студентов), эмпатия (14% студентов), коммуникативность, толерантность, целеустремленность, порядочность, скромность (отрицают по 7% студентов). Студенты 2 курса отрицают наличие у себя следующих качеств из составленного ими, набора важных ПЗКЛ педагога-психолога, компетентность (20% студентов), коммуникматив-ность (12% студентов), пунктуальность (е% студентов).
У студентов 4 курса ПЗКЛ по результатам самооценивания уровня их развития находятся на среднем и низком уровне. У студентов 2 курса - на всех трех уровнях развития, большинство качеств на высоком и среднем уровнях развития. Данные результаты свидетельствует о самокритичности студентов 4 курса, или о неудовлетворенности уровнем развития своих ПЗКЛ педагога-психолога как современного специалиста.
Таким образом, на основе проведенного сравнительного анализа мнения о ПЗКЛ современного педагога-психолога студентов 2 и 4 курсов можно сделать следующие выводы:
• Меньше половины опрошенных студентов в обеих группах информированы о ПЗКЛ современного педагога-психолога как специалиста.
• Набор важных ПЗКЛ педагога-психолога студентов 4 курса более полный по качеству и объему, выделенных личностных качеств, чем набор важных ПЗКЛ педагога-психолога, составленный студентами 2 курса. Однако, самооценка уровня развития, выделенных ПЗКЛ педагога-психолога у студентов 2 курса выше, чем у студентов 4 курса.
• У большинства опрошенных студентов в обеих группах личностные качества из составленных наборов ПЗКЛ педагога-психолога не развиты вообще, по их же самооценке.
• Большинство личностных качеств из наборов ПЗКЛ пе-дагога-психолога, выделенных студентами обеих групп входят в состав разработанной нами классификации ПЗКЛ педагога-психолога согласно новым ФГОС, однако их выделяют менее половины студентов обеих групп.
Таким образом, выводы по данному исследованию свидетельствуют о недостаточном уровне представления студентов 4, 2 курсов психолого-педагогического образования ЮГУ о профессионально значимых качествах личности современного пе-дагога-психолога, а так же их недостаточном уровне развития по самооценке самих же студентов.
Данное исследование показало, что необходимо актуализировать в учебном процессе ПЗКЛ педагога-психолога согласно новым ФГОС. Мы предлагаем начать осуществлять актуализацию ПЗКЛ педагога-психолога в профессиональном обучении в следующих направлениях:
1. Формирование у студентов психолого-педагогического образования информационной компетентности о ПЗКЛ педаго-га-психолога согласно новым ФГОС.
2. Создание условий для формирования потребности в саморазвитии ПЗКЛ педагога-психолога согласно новым ФГОС для профессионального совершенствования.
Таким образом, актуализации профессионально значимых личностных качеств современного педагога-психолога направлена на изменение самой личности будущего специалиста -мотивационные изменения, информационные и, как следствие, действенные изменения по саморазвитию своих ПЗКЛ как педа-гога-психолога. Так, как, согласно новым ФГОС ВПО, результатом профессионального образования становится профессионально компетентный специалист, т.е. специалист, обладающий личностными и профессиональными компетенциями, способный на практике решать конкретные профессиональные задачи.
В нашей дальнейшей научной работе по теме ПЗКЛ педаго-га-психолога согласно новым ФГОС мы планируем протестировать составленную нами классификацию ПЗКЛ для уточнения, конкретизации набора личностных качеств и информирования о них будущих педагогов-психологов, с целью их диагностики, саморазвития и профессионального самосовершенствования.
Библиографический список
1. Хакимов, Э.Р Профессиональная компетентность педагогов-психологов в области межэтнических отношений и ее формирование у студентов // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1.
2. Дружилов, С.А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2012. - № 1(21).
3. Ромицына, Е.Г. Развитие профессионально-значимых качеств педагога-психолога в системе повышения квалификации: автореф. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2007.
4. Успенский, В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учеб. пособ. / В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. - М., 2008.
5. Официальный сайт министерства образования и науки Российской Федерации [Э/р]. - Р/д: www.минобрнауки.рф
6. Мади Сальваторе Теории личности. Сравнительный анализ / перевод И. Авидон, А. Батустин и П. Румянцева. - СПб., 2002.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») от 22 марта 2010 года.
Bibliography
1. Khakimov, Eh.R. Professionaljnaya kompetentnostj pedagogov-psikhologov v oblasti mezhehtnicheskikh otnosheniyj i ee formirovanie u studentov II Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 200е. - № 1.
2. Druzhilov, S.A. Obobthennihyj (integraljnihyj) podkhod k obespecheniyu stanovleniya professionalizma cheloveka II Psikhologicheskie issledovaniya: ehlektron. nauch. zhurn. - 2012. - № 1(21).
3. Romicihna, E.G. Razvitie professionaljno-znachimihkh kachestv pedagoga-psikhologa v sisteme povihsheniya kvalifikacii: avtoref. ... kand. ped. nauk. - Mayjkop, 2007.
4. Uspenskiyj, V.B. Vvedenie v psikhologo-pedagogicheskuyu deyateljnostj: ucheb. posob. I V.B. Uspenskiyj, A.P. Chernyavskaya. - M., 200е.
5. Oficialjnihyj sayjt ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii [EhIr]. - RId: www.minobrnauki.rf
6. Madi Saljvatore Teorii lichnosti. Sravniteljnihyj analiz I perevod I. Avidon, A. Batustin i P. Rumyanceva. - SPb., 2002.
7. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050400 «Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie» (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr») ot 22 marta 2010 goda.
Статья поступила в редакцию 21.01.14
УДК 37.013 Kulchitskаyа I. Yu. THE ROLE OF ART PEDAGOGY IN MODERN EDUCATION. The article provides the justification of perspectives of introduction of a new pedagogical branch - art pedagogy. The main feature of this branch is that it operates with means of arts and creative activity that also possess the developing and up-bringing potential.
Key words: art pedagogy, humanization, creativity, integration, reflexivity.
И.Ю. Кульчицкая, канд. пед. наук, доц. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
(СКФУ), г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
РОЛЬ АРТПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В данной статье дается обоснование перспективности внедрения новой отрасли педагогики - артпедагоги-ки. Её особенностью является то, что она оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом.
Ключевые слова: артпедагогика, гуманизация, креативность, интегративность, рефлексивность.
Современное образование находится на переломном эта- янно находится в поиске новых путей и технологий способных пе развития. Оно является зеркалом общества и поэтому посто- активизировать помощь педагогу в достижении образователь-