УДК 796.01:378.1
ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ
А.М. Кузьмин, И.В. Тарасевич
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск, Россия Для связи с авторами: e-mail: [email protected]
Аннотация:
Целью представленной в статье проблемы является изучение ценностных ориентаций студентов-спортсменов, обучающихся в вузе, от курса к курсу. Затронута ценностно-мотивационная сфера спорта, являющаяся важным условием для личностного развития студентов-спортсменов. Методология работы основывалась на принципе системного детерминизма и заключалась в теоретическом и практическом обосновании проблемы ценностей и ценностных ориентаций студентов-спортсменов, обусловливающих их отношение к будущей профессиональной деятельности.
Полученные результаты, отражающие изменения в ценностно-мотивационной сфере студентов-спортсменов, могут быть учтены в процессе построения эффективной модели педагогической деятельности в вузе физкультурно-спортивного профиля. Анализ рассматриваемой проблематики позволяет констатировать, что формирование ценностных ориентаций будет более успешным в случае создания в образовательном пространстве вуза специальных психолого-педагогических условий. Ключевые слова: ценностные ориентации, ценности, студенты-спортсмены.
THE STUDY OF THE VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS-SPORTSMENS A. M. Kuzmin, I.V. Tarasevich
Ural state university of physical culture, Chelyabinsk, Russia Abstract:
The aim of the given problem was to investigate the value orientations of students-sportsmens, studing in the university from course to course.Considers to the value-motivational sphere of sports, which is important condition for personal development of the student-sportsmens. The methodology of this research was based on the principle of the system's determinism and was in the theoretical and practical justification of the problem of values and value orientations of students-sportsmens, conditioning their relations to the future professional activity.
The obtained results showed changing in the value-motivational sphere of student-sportsmens, may be taken into account in the process of building the effective model of pedagogical activity in the university of sports profile. Analysis of the issue allows us to state that the formation of values orientations will be more successful in case of creation in the educational space of the university the special psychological and pedagogical conditions.
Key words: value orientations, values, students-sportsmens.
Спорт представляет собой одну из важнейших сфер деятельности, где человек может проявить свое совершенство, используя физические возможности для достижения определенных результатов. Благодаря большой конкуренции эта деятельность обладает высочайшей мотивацией, четкими критериями оценки результатов, требует от человека высокой активности. Спецификой спортивной деятельности является социальный характер, который постоянно объективизируется спортивными результатами, координирующими
цели субъекта и объекта этой деятельности. Рассмотрение социально-ценностной структуры на личностном уровне в контексте спортивной деятельности предполагает анализ спорта как социально значимой, ценностной системы. Ценности, которые можно выделить в структуре личности, - это спорт и здоровый образ жизни: они выступают как личностные ценности и определяют целенаправленную деятельность личности, ориентированной на эти ценности. Мотивация спортивной деятельности исходит не от абстрактных социаль-
ных ценностей, а от личностных ценностей индивидов: лишь приняв форму личностной ценности, ценностный идеал может отыскать путь к предметному воплощению. Ценности как социальная категория тесно связаны с общественными и личными потребностями. Общество и личность могут удовлетворить свои потребности только посредством практической деятельности, через социальную активность, в основе которой лежат определенные интересы, мотивы, цели, достижение которых и есть удовлетворение потребностей.
Формирование социальных потребностей и интересов — процесс очень длительный и сложный. Интенсивность формирования интересов к спорту среди широких слоев населения, масштабы их охвата, формирование потребности в физических упражнениях — все это осуществляется в различных условиях по-разному. В городе, где развита инфраструктура, это происходит более динамично, чем, например, в сельской местности [10]. Отечественная наука рассматривает ценности жизни с точки зрения значимости объективной действительности для жизнедеятельности человека. Чем благоприятнее условия, создаваемые обществом для развития личности, тем больше возможности у личности проявить свои способности в социальной сфере, одной из которых и является спорт. Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к организации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физ-культурно-спортивной деятельностью [2]. В спорте раскрываются сущностные силы во всем многообразии их связей на предельных или субпредельных уровнях, благодаря чему накапливается опыт о резервных способностях человека. Установление рекорда есть не что иное, как конкретное и вместе с тем интегративное проявление сущностных сил не только одного человека, но и команды, а в известном смысле — общества и даже человечества. Чемпион или рекордсмен как бы «пер-
сонифицирует» в себе общество, поскольку рекорд есть плод объединенного творчества многих людей и интеграции этого творчества в действиях личности. Через какое-то время этот мировой рекорд становится достоянием других спортсменов. Значит, появится новый рекорд, который будет аккумулировать знания и опыт многих сотен и тысяч людей, и за которым вновь будут стоять многие годы борьбы, поисков, проб и ошибок. Результаты творчества в сфере физической культуры и спорта материализуются не только в установлении рекорда, но и в разработке новой техники, тактики спортивной борьбы, в создании новых спортивных снарядов. В спорте выделяются следующие группы ценностей:
- ценности, связанные с функциональным содержанием спорта, самой деятельности, ее эмоциональными моментами;
- коммуникативные ценности (общение);
- красота (наслаждение красотой зрелищ, спортивной борьбой, тактическими комбинациями, виртуозными композициями и т.д.);
- физическое «Я» (здоровье, телосложение, физические качества);
- материальные ценности (заработная плата, призовые, заключение выгодных контрактов, участие в рекламе и т.д.);
- досуг;
- знание;
- социальное признание и авторитет;
- волевые качества;
- самоактуализация (испытание своих сил, стремление использовать свои способности);
- полезность другим (чувство необходимости для других).
Перечисленные ценности, формируемые в процессе физкультурно-спортивной деятельности, играют различные роли. Так, по мнению некоторых исследователей, к высоко значимым ценностям относятся: функциональное содержание спорта, физическое «Я», волевые качества, общение. Определение специфики спорта как социально-ценностной системы наряду с перечислением его функций предполагает и методику, направленную на выявление более заметных признаков спорта. Специфические характе-
ристики спорта позволяют выделить шесть таких признаков: обращенность к миру, то есть светский характер спорта; равенство шансов и возможностей для всех занимающихся спортом; ролевая специализация; бюрократизация; ориентация на количественные показатели и критерии; стремление к рекордам [3].
Другой характеристикой спорта как социально-ценностной системы является социально-философская интерпретация, которая, опираясь на процессы дифференциации, выделяет четыре «модели спорта». Критериями разграничения здесь выступают различные сочетания переменных величин, определяющих структуру этих моделей, влияющих на процесс их формирования.
1. Первой составляющей является экспрессивная модель спорта как социально-ценностной системы, для которой характерны такие нормативные показатели, как «удовольствие», «радость», «коллективные действия» и т. д.
2. Следующей является модель спорта, ориентированная на соревнование, — «соревновательная модель», для которой наивысшими ценностями выступают соревнование, достижение, победа и т. д. Если «экспрессивная модель» до известной степени развивается как противовес повседневной действительности, противостоя ей, то в модели, ориентированной на соревнование, отражаются ценностные нормы, определяющие повседневный быт людей.
3. Наряду с названными выделяется и «коммерческая модель» спорта, согласно которой спорт представляет собой своего рода шоу, зрелище. Спортивные зрелищные мероприятия за последние десятилетия претерпели бурное развитие и настолько глубоко вошли в общественную жизнь, что социально-ценностная система спорта уже не мыслится без них. Большой спорт, умело рекламируемый средствами массовой информации, для большинства людей стал постоянным ценностно-значимым спутником жизни.
4. Все ценности выводятся людьми из реальных условий их жизни. Функциональные свойства предметов раскрываются и назначаются субъектом в процессе практического использования предмета. В этом контексте
существует функциональная модель спорта, подчеркивающая инструментальный характер спорта и спортивной деятельности. Понимание ценности спорта в качестве элемента структуры личности, фактора детерминации и регулирования мотивации к действию связывает их с возможностью реализации сущностного потенциала человека, направленного на нравственное совершенствование.
Освоение спортивной деятельности сопряжено с педагогическим процессом подготовки кадров, с реализацией научно-технического потенциала и достижений наук о человеке. Сложность этого процесса бесспорна, особенно если он предполагает активность самого человека, его избирательность по отношению к средствам и условиям освоения спортивной деятельности [7]. Наиболее общая социальная ценность спорта заключается в том, что он является одним из важных средств формирования, воспитания нового человека, созидателя общественных благ и общества в целом. Спорт как область социальной деятельности способствует созданию материально-технических ценностей. В то же время, будучи явлением многофункциональным, он создает значительные духовные ценности, выраженные в научных положениях и теориях. В общей системе подготовки кадров спорт и физическая культура занимают особое место. Специалистов по спорту готовят сотни учебных заведений. Говоря о качестве подготовки студентов-спортсменов, необходимо обратиться к ценностной составляющей спортивной деятельности в структуре подготовки специалиста, так как сквозь призму ценностных ориентаций можно понять, интересно ли студенту заниматься учебно-тренировочной деятельностью, какими мотивами он руководствуется [8]. Ценностные ориентации — это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт,
накопленный в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразование личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определении, на наш взгляд, наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности. Изучение влияния ценностных ориентаций личности на различные сферы ее деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломляясь в сознании, по-разному проявляются в реальном поведении [6]. Причина существенных отличий в поведении одного лица от другого — в субъективном восприятии данных условий, а также различиях в их ценностных ориентациях, в структуре жизненных ценностей различных людей. Проблема формирования ценностных ориен-таций, мировоззрения как основ спортивной культуры личности особенно актуальна для высших учебных заведений, которые готовят специалистов для работы в области образования, в том числе и физкультурно-спортивного (тренеров-преподавателей, инструкторов по видам спорта, учителей физической культуры). В своей профессионально-педагогической деятельности тренеру необходимо следовать принципам гуманизма и владеть комплексом нравственных качеств: честностью, требовательностью, оптимизмом, так как нравственное воспитание учеников должно базироваться не
только на словесной форме воздействия на них, но прежде всего на личном примере [9]. Поэтому, на наш взгляд, изучение ценностных ориентаций студентов факультета физической культуры является весьма важной задачей.
В исследовании принимали участие студенты 1-4-го курсов факультета физической культуры Екатеринбургского филиала Уральского государственного университета физической культуры в возрасте 17-23 лет (65 чел.) Для изучения ценностных ориентаций студентов применялся метод анкетирования. Наша выборка включала студентов первого и выпускного курсов названного факультета. Всем студентам, включенным в исследование, было предложено ответить на вопросы методики ОТеЦ (80 вопросов). Нас интересовали только высокие оценки по всем изучаемым шкалам (7 - 10), так как они дают представление о доминировании той или иной ценности. Поэтому нами не использовались средние арифметические значения для сравнения отдельных групп студентов между собой. Мы считаем более целесообразным использовать процентное отношение высоких оценок по каждой шкале к общему числу студентов этой группы.
Для анализа динамики ценностных ориента-ций студентов мы проранжировали все ценности и жизненные сферы по их значимости для студентов каждого курса. Ранговые места (от 1 до 8 - для ценностных ориентаций и от 1 до 5 - для жизненных сфер, где 1 - наиболее значимая ценность) представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Ранговые места значимости для студентов отдельных ценностных ориентаций и жизненных сфер (в %, в числителе - данные студентов 1- го курса, в знаменателе - 4-го курса)
Ценности
Ценностные ориентации:
1. Престиж
2. Материальное положение
3. Креативность
4. Активные социальные контакты
5. Развитие себя
6. Достижения
7. Духовное удовлетворение
8. Сохранение собственной индивидуальности
Жизненные сферы:
1. Сфера профессиональной жизни
2. Сфера обучения и образования
3. Сфера семейной жизни
4. Сфера общественной жизни
5. Сфера увлечений_
Студенты факультета физической культуры 1\4 курс
7 - 4 2 - 1 6 - 6 6 - 6
4 - 4 1 - 3
5 - 7
3 - 2
7 - 3 3 - 2 5 - 2
1 - 3
2 - 1
Проанализировав результаты, представленные в таблице 1, мы пришли к следующим выводам о динамике ценностных ориентаций студентов вуза от первого курса к выпускному.
1. Стремление к высокому материальному положению у всех студентов имеет тенденцию к повышению и к старшим курсам переходит со 2 — 3-го места на 1-е. Первокурсники, вчерашние школьники, гораздо терпимее относятся к материальной зависимости от родителей. Студенты же старших курсов имеют более высокие потребности, стремятся быть независимыми от родителей, заводят собственную семью.
2. Наиболее значимая ценность для всех первокурсников — потребность в достижениях (на 1-м месте). Эта потребность имеет тенденцию к снижению (на 2 — 3-е место), оставаясь, однако, одной из наиболее значимых в структуре ценностных ориентаций студентов.
3. На третьем по значимости месте для первокурсников стоит потребность в сохранении собственной индивидуальности, которая к 4-му курсу занимает уже второе место в структуре ценностей студентов, т.е. стремление к неповторимости и индивидуальности имеет тенденцию к увеличению в процессе обучения и взросления студентов.
4. Стремление к саморазвитию. У большинства студентов значимость потребности к самоактуализации к 4-му курсу возрастает и выходит на 3-е место.
5. На протяжении обучения в университете увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. Эта потребность выходит к 4-му курсу на 4-е место и объясняется процессом изменения социального статуса выпускников по сравнению со статусом первокурсников (кроме того, многие старшекурсники начинают работать, заводят собственную семью).
6. Стремление к активным социальным контактам, креативность и духовное удовлетворение имеют небольшое значение для большинства студентов.
7. Так же заметно повышение значимости сферы профессиональной жизни для всех студентов от первого курса к четвертому. Однако, несмотря на эту тенденцию, профессиональная жизнь все еще не в должной мере
имеет приоритет для большинства студентов.
8. Сфера обучения. На факультете физической культуры происходит снижение значимости обучения к выпускному курсу.
9. Интерес к семейной жизни, не являясь преобладающим, имеет тенденцию к росту с первого курса к старшим, что, на наш взгляд, совершенно естественно и связано со стремлением к образованию собственной семьи.
10. Интерес к общественной жизни, в свою очередь, имеет тенденцию к снижению. Это объясняется тем, что на первых курсах студенты стремятся найти свое место в коллективе сверстников, занять определенное место в группе, расширить круг своих знакомств. К старшим курсам эта потребность у большинства студентов уже удовлетворена: сложился определенный круг общения, определилось положение студента в референтной группе, поэтому интерес к общественным мероприятиям к старшим курсам значительно падает.
11. Сфера увлечений занимает одно из важнейших мест в жизни студентов (1 — 2-е) на протяжении всего периода обучения. Результаты, полученные в ходе нашего исследования на ограниченной выборке, тем не менее обнаруживают некоторые общие закономерности динамики ценностных ориентаций студентов-спортсменов.
Основная трудность в формировании и развитии ценностей в обществе заключается в том, что это гораздо более сложный и противоречивый процесс, чем, например, формирование и развитие знаний, умений и способностей. Эта сложность обусловливается следующими основными обстоятельствами:
1) общественные науки не разработали пока достаточно эффективной системы формирования ценностей, и этот процесс в отличие от формирования знаний в значительной степени пущен на самотек, совершается стихийно;
2) существует определенное противоречие между неизбежной медлительностью культурно-аксиологического аспекта развития общества и личности и все убыстряющимися темпами научно-технического прогресса, обусловливающего динамику сфер производства и потребления;
3) процесс формирования ценностей — дли-
тельный органический процесс, не поддающийся такой достаточно однозначной внешней регуляции, как процесс формирования знаний и умений; требуется исторически длительное время, чтобы в первичных социальных группах сформировалась атмосфера, благоприятная для созревания новых ценностей [4]. Освоение личностью социальных ценностей и превращение их в личные ценности осуществляется на основе активной деятельности самой личности. Формы этой активности многогранны и находят свое проявление в различных сферах жизнедеятельности личности. Решающее значение имеет трудовая активность, в процессе которой наиболее интенсивно идет обмен социальным опытом, осваивается вся система данного общества. Огромна нравственная ценность труда. Однако социологические исследования последних лет показали, что было бы упрощением считать показателем превращения труда в первую жизненную потребность удовлетворенность человека работой [5]. Такая удовлетворенность может наблюдаться и у человека, который видит в труде лишь средство удовлетворения других, более значимых для него потребностей. Человек может быть удовлетворен высоким уровнем заработной платы, дополнительными льготами и преимуществами, получаемыми в силу его принадлежности к определенному трудовому коллективу. Лишь когда среди показателей удовлетворенности трудом ведущее место занимает его содержательность, сам характер трудового процесса, социальный и нравственный смысл труда, тогда можно говорить, что труд становится первой жизненной потребностью человека.
Для студента-спортсмена трудовая деятель-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бадмаева, Ц.А. Этнокультурные ценности в формировании жизненных смыслов студентов вуза: моногр. / Бадмаева Ц.А., Манджиева Е.В., Шагаева Н.А. - Элиста : Калмыц. гос. ун-т, 2009. - 125 с.
2. Бальсевич, В. К.Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. -М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 112 с.
3. Волков, Б.С.Основы профессиональной ориентации / Б.С.Волков.- М.: Академический проект, 2007. - 352 с.
ность реализуется в практическом образовании как умение отвлечься от самого себя, дистанцироваться от непосредственных личных влечений, частных интересов, увидеть и понять то общее, которым в этом случае определяется особенное [1].
Спорт, если к нему подходить как к фактору формирования культуры, предпосылке формирования творческой личности, как к элементу культуры, изменяет всю сферу чувственного познания индивида в целом, что в конечном счете приводит к новому смысло-полаганию и пониманию действительности. Таким образом, формирование ценностных ориентаций студентов-спортсменов в учебном процессе вуза будет успешным, более плодотворным и достигнет своих целей, если будут соблюдены следующие условия:
- осознана и принята к выполнению парадигма ценностно-ориентированного подхода к высшему образованию студента как субъекта личностного и профессионального развития;
- будут определены хотя бы в общем виде вектор, формат, идея, границы, смысл, стратегические цели, задачи и мотивы этого подхода;
- определены и обозначены те основные дисциплины и разделы учебного процесса, которые несут в себе наибольшие возможности и ответственность за формирование ценностных ориентаций личности специалиста высшей квалификации;
- в основу всей работы по формированию ценностных ориентаций студента будет положена гуманистическая концепция развития личности, одним из главных смыслов которой является признание приоритета интересов личности в их социальной обусловленности и единстве без противопоставления одного другому.
4. Коновалов, И.Е. Особенности физического воспитания студентов / И.Е. Коновалов // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 3. - С. 26.
5. Кустов, Л.М. Педагогическая диагностика как фактор целевого управления профессиональной компетентностью педагога / Л.М. Кусстов // Социальный педагог: подготовка и деятельность. - Челябинск, 1994. - С. 42-43.
6. Лубышева, Л.И. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога / Л.И. Лубышева, В.А. Магин. - М. : Теория и практика
физической культуры, 2005. - 191 с.
7. Панова, Е.О. Повышение уровня физической подготовленности студентов как фактор приобщения к ценностям физической культуры и спорта / Е.О. Панова // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 2. - С. 69.
8. Поварницын, А.П. Ценностные ориентации специалистов физической культуры и спорта в процессе учебы в вузе : монография / А.П. Поварницын. -
Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. - 300 с.
9. Стегний, В.Н. Социальный портрет студенчества в условиях трансформации российского общества : монография / В.Н. Стегний, Л.Н. Курбатова. - Пермь : Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. - 384 с.
10. Фазылянова, ПИ. Формирование духовно-нравственного потенциала современного студенчества в контексте аксиологического подхода / ПИ. Фазылянова, А.Н.Погорелова.- Казань : Отечество, 2009. - 196 с.
BIBLIOGRAPHY
1. Badmaeva, C.A. Ethnic and cultural values in the formation of life expectations of university students : monograph / C. A. Badmaeva, E. V. Mandzhieva, N. A. Schagaeva. - Elista : Kalmyk state university, 2009. -125 p.
2. Balsevich, V.K. Sports vector of physical education in Russian school / V. K. Balsevich. - M. : SRC "Theory and practice of physical culture and sports", 2006. - 112 p.
3. Volkov, B.S. The basics of professional orientation / B. S. Volkov. - M. : Academic street, 2007. - 352 p.
4. Konovalov, I.E. Features ofphysical educationstudents / I.E. Konovalov// Theory andpracticephysicalculture. -2011. -No 3. -P.26.
5. Kustov, L.M. Pedagogical diagnostic as the factor of venture management of professional competence of the teacher / L. M. Kustov // Social pedagogue: preparation and activities : Chelyabinsk, 1994. - P. 2443.
6. Lubysheva, L.I. Innovative technologies in the
professional training of sport teacher / L. I. Lubysheva, V. A. Magin. - M. : Theory and practice of physical culture, 2005. - 191 p.
7. Panova, E.O. Improvedphysical fitnessof studentsas a factor ininitiationto the values ofphysical education and sport/ E.O.Panova //Theory and practice ofphysicalculture. -2011. - No 2. -P.69.
8. Povaricyn, A.P. The value orientations of specialists of physical culture and sports in the process of studying : monograph / A. P. Povaricyn. - Kurgan :publishing house of the Kurgan state university, 2004. - 300 p.
9. Stegny, V.N. Social portrait of the student body in the conditions of the transformation of Russian society : monograph / V. N. Stegny, L. N. Kurbatova. -Perm : publishing house of the Perm state technical university, 2009. - 384 p.
10. Fazylyanova, G.I. The formation of spiritual-moral potential of modern students in the context of the axiological approach / G. I. Fazylyanova, A. N. Pogorelova. - Kazan : Fatherland, 2009. - 196 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Кузьмин Андрей Михайлович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Уральского государственного университета физической культуры
Тарасевич Игорь Владимирович - преподаватель кафедры теоретических дисциплин Екатеринбургского филиала Уральского государственного университета физической культуры