Научная статья на тему 'Исследование ценностных ориентаций студентов в условиях профессионально-образовательного пространства вуза'

Исследование ценностных ориентаций студентов в условиях профессионально-образовательного пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1701
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА / VALUE SPHERE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / VOCATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жданова Наталья Евгеньевна

Цель работы исследование сложной, развивающейся системы ценностных ориентаций на этапе социально-профессионального становления личности в условиях образовательного процесса высшего учебного заведения. Методы. Диагностика ценностной сферы осуществлялась с помощью морфологического теста жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина) и методики диагностики реальной структуры ценностных ориентаций (С. С. Бубнова). Результаты. Показано, что профессиональное образовательное пространство обладает большим потенциалом для целенаправленного формирования подобных ценностей в силу наличия организованных процессов обучения, воспитания и развития; а также обусловливает проектирование психолого -педагогических технологий формирования ценностей в условиях образовательной среды. Обнаружена взаимосвязь между способностью жить в настоящем, гибкостью поведения, самопониманием и принятием агрессии и такими ценностями, как семья, материальное положение, достижения, социальные контакты, креативность. Научная новизна заключается в выявлении динамики развития ценностных ориентаций студентов на протяжении процесса обучения с учетом гендерных различий. Практическая значимость. Выявленные особенности развития ценностных ориентаций студентов могут быть использованы при планировании содержания внеучебных воспитательных мероприятий и учебных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigating the Students’ Value Orientation in the Learning Environment of the Higher School

The research objective is investigation of value orientation system and its development in the context of social and professional personality growth in the higher school. Methods: For diagnosing the value sphere, the author applies the morphological life value tests of V.F. Sopov and L.V. Karpushina, and C.S. Bubnov’s diagnostic method of the actual value orientation structure. Results: The research findings demonstrate a significant potential of vocational education environment for fostering the students’ life values due to the organized and structured educational processes, and involved psychological and pedagogical teaching techniques. Additionally, the author emphasizes the interrelation between a student’s capability of living in the present, flexible behavior, and self-awareness, on the one hand, and such values as a family, financial position, achievements, social contacts and creativity. Scientific novelty: The research identifies the development dynamics of students’ value orientation in the course of university studies with regard to the gender differences. Practical significance: The identified specificities of students’ value orientation dynamics can be used for planning the content of training sessions and extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностных ориентаций студентов в условиях профессионально-образовательного пространства вуза»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316/37

Жданова Наталья Евгеньевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург. Е-mail: zne1976@gmail.com

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА1

Аннотация. Цель работы - исследование сложной, развивающейся системы ценностных ориентаций на этапе социально-профессионального становления личности в условиях образовательного процесса высшего учебного заведения.

Методы. Диагностика ценностной сферы осуществлялась с помощью морфологического теста жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина) и методики диагностики реальной структуры ценностных ориентаций (С. С. Бубнова).

Результаты. Показано, что профессиональное образовательное пространство обладает большим потенциалом для целенаправленного формирования подобных ценностей в силу наличия организованных процессов обучения, воспитания и развития; а также обусловливает проектирование психолого-педагогических технологий формирования ценностей в условиях образовательной среды. Обнаружена взаимосвязь между способностью жить в настоящем, гибкостью поведения, самопониманием и принятием агрессии и такими ценностями, как семья, материальное положение, достижения, социальные контакты, креативность.

Научная новизна заключается в выявлении динамики развития ценностных ориентаций студентов на протяжении процесса обучения с учетом ген-дерных различий.

Практическая значимость. Выявленные особенности развития ценностных ориентаций студентов могут быть использованы при планировании содержания внеучебных воспитательных мероприятий и учебных занятий.

Ключевые слова: ценности, ценностная сфера, профессионально-образовательное пространство, студенчество.

1 Статья публикуется в авторской редакции.

Zhdanova Natalya Ye.

Associate Professor, Department of Vocational Pedagogy, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg Е-mail: zne1976@gmail.com

INVESTIGATING THE STUDENTS' VALUE ORIENTATIONS IN THE LEARNING ENVIRONMENT OF THE HIGHER SCHOOL

Abstract. The research objective is investigation of value orientation system and its development in the context of social and professional personality growth in the higher school.

Methods: For diagnosing the value sphere, the author applies the morphological life value tests of V.F. Sopov and L.V. Karpushina, and C.S. Bubnov's diagnostic method of the actual value orientation structure.

Results: The research findings demonstrate a significant potential of vocational education environment for fostering the students' life values due to the organized and structured educational processes, and involved psychological and pedagogical teaching techniques. Additionally, the author emphasizes the interrelation between a student's capability of living in the present, flexible behavior, and self-awareness, - on the one hand, and such values as a family, financial position, achievements, social contacts and creativity.

Scientific novelty: The research identifies the development dynamics of students' value orientation in the course of university studies with regard to the gender differences.

Practical significance: The identified specificities of students' value orientation dynamics can be used for planning the content of training sessions and extracurricular activities.

Keywords: values, value sphere, vocational educational environment, studentship.

В современных социально-экономических реалиях условием успешности человека становятся его конкурентоспособность и социально-профессиональная мобильность. Наиболее эффективно такие качества формируются, когда происходит активное личностно-професси-ональное становление, т. е. в юношеском возрасте. В период приобретения профессионального образования человек вступает в новые общественные отношения с другими людьми, пытается выстраивать определенные «взрослые» контакты в коллективе, что стимулирует развитие его ценностных ориентаций. Они, в свою очередь, влияют на межличностные взаимодействия и взаимоотношения. Присвоенные позитивные ценности позволяют молодым людям конструктивно преодолевать кризисы, способствуют карьерному и личностному росту.

В процессе выполнения профессиональной деятельности при положительной мотивации формируется профессиональная компетентность, накладывающая заметный отпечаток на весь облик человека, на образование у него стереотипов речи и мышления, установок и ценностных ориентаций [2, с. 98].

Если избранная профессия, реализуемый жизненный опыт и достигаемая жизненная ценность составляют ценностно-смысловое единство для субъекта, то профессиональная деятельность приобретает сущностный, смысложизненный характер. Однако если основные индивидуальные ценности субъекта лежат вне профессии, то она превращается лишь в средство реализации этих ценностей [2, с. 42].

Актуальность нашего исследования ценностных ориентаций в студенческом возрасте обусловлена тем, что студенты - одна из наиболее активных групп населения, которая в перспективе и будет определять развитие общества.

Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, составляющие иерархическую систему, где каждый из элементов не существует изолированно - он связан с другими различными отношениями и смыслами. Ценности и смыслы непостоянны: они меняются, как меняются в течение жизни сами люди. По мере накопления опыта то, что ранее было для индивида центральной ценностью, может превратиться в периферийную или даже полярную ей. Одним из факторов перемен выступают социально-исторические условия, на фоне которых развивается личность. Общественные, экономические, политические, идеологические преобразования неизбежно деформируют ценности социума, его групп и отдельных членов. Отсутствие статики субъективных смысловых предпочтений связано с объективным, никогда не прекращающимся процессом развития общества и индивида, к которому он принадлежит [3].

Аксиологические аспекты развития личности - предмет пристального внимания специалистов в области человекознания. Проблема ценностных ориентаций носит междисциплинарный характер - она неоднократно рассматривалась в философии, социологии, психологии, педагогике. В исследованиях философов С. Ф. Анисимова, А. Г. Здраво-мыслова, Л. П. Буевой, Ю. А. Замошкина, М. С. Кагана, Л. П. Фомина, В. Момова, В. Н. Сагатовского, И. Т. Фролова, В. П. Тугаринова и др. оформился категориальный аппарат данной проблемы: «ценность», «ценностные отношения», «ценностные ориентации». В зарубежной соци-

альной психологии понятие «ценностные ориентации» связано с именами Т. Парсона, М. Рокича, К. Роджерса, В. Франкла и др. В отечественной психологии данная проблема раскрывается в трудах Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. Ф. Лазурского, А. Г. Ковалева, В. С. Мясищева, Л. И. Божович, К. С. Абульхановой-Славской.

Методологическую основу нашего исследования составили работы психологов Е. Н. Беловой, Г. Е. Залесского, А. Г. Здравомыслова, В. Б. Ольшанского, Е. Л. Рудневой, Т. Н. Семенковой, Л. Л. Шпак, В. А. Ядо-ва, М. С. Яницкого и др.

Мы поставили общую цель - установить взаимосвязь между особенностями личности и ее ценностями, а также найти способы формирования ценностных ориентаций при осуществлении учебного процесса в высшем учебном заведении.

В начале работы были сформулированы следующие гипотезы:

1) ценностные ориентации взаимосвязаны с такими личностными особенностями, как развитое мышление, креативность, самопонимание, способность жить в настоящем;

2) ценности студентов различаются в зависимости от курса обучения в вузе;

3) у студентов мужского и женского пола ценности различны.

В опытно-поисковом исследовании были задействованы 150 студентов 1-ГУ^ курсов очной формы обучения в возрасте от 17 до 24 лет, среди них 131 девушка и 29 юношей. Экспериментальной площадкой выступил Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург). Испытуемым предъявлялись четыре диагностические методики:

1) морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В. Ф. Со-пова и Л. В. Карпушина;

2) методика диагностики реальной структуры ценностных ори-ентаций С. С. Бубновой;

3) опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера;

4) адаптированный опросник личностных ориентаций Э. Шост-рома «Самоактуализационный тест» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. За-гик, М. В. Кроз).

При помощи морфологического теста и диагностики реальной структуры ценностных ориентаций изучалась реализация ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности и определялась степень выраженности социальных и личностных ценностей.

По результатам диагностики в качестве ценностей 93% испытуемых назвали «активные социальные контакты», 76% - «признание и уважение людей и влияние на окружающих», 60% - «приятное времяпрепровождение, отдых», 51% - «помощь и милосердие к другим людям». Эти ценности, безусловно, просоциальны и способствуют успешной адаптации индивида в обществе. Перечисленные данные позволяют сделать вывод о том, что для студентов важно налаживать благоприятные отношения в различных сферах социального взаимодействия, расширять свои межличностные связи, реализовывать собственную социальную роль. Это говорит, с одной стороны, о наличии амбициозности у большинства молодых людей, их стремлении добиваться чего-то значимого и обрести признание, с другой стороны, о желании получать удовольствие от активного общения, что обусловлено и особенностями студенчества как социальной среды, и возрастным периодом, и довольно большим количеством свободного времени в связи с отсутствием у многих серьезных семейных, бытовых и профессиональных обязанностей.

Низкие значения были зафиксированы по показателям «креативность» - 69%, «материальное благосостояние» - 67%, «собственный престиж» - 66% испытуемых. Если последние два значения были довольно предсказуемы, то недооценка креативности стала неожиданностью. Казалось бы, в современном профессиональном образовании (особенно в высшей школе) развитие творческой составляющей деятельности декларируется как приоритетное, и логично было бы предположить, что креативность должна быть значима для студентов; тем не менее обнаружилась прямо противоположная тенденция.

Опросник УСК позволил определить уровень внешнего (экстерналь-ного) и внутреннего (интернального) субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами - выявить представления студентов о степени ответственности за свои поступки и свою жизнь.

Экстернальность субъективного контроля подразумевает, что человек объясняет происходящее с ним только внешними причинами. Такое отсутствие ответственности за свои поступки, решения и их последствия было обнаружено у 37% респондентов. При интернальности субъективного контроля человеку свойственно связывать происходящее с ним с собственными усилиями и и способностями. Такую позицию заняли 58% опрошенных. Можно констатировать наличие активности, независимости, самостоятельности, положительной самооценки, уверенности в себе у большинства студентов.

Исследование самоактуализации как естественной потребности любого индивида к наиболее полному раскрытию собственных способностей и возможностей показало следующее: высокий уровень «самоуважения» продемонстрировали 95% опрошенных, «самопринятия» - 82% студентов. Низкие результаты были получены снова по шкале «креативность» (68%), а также по шкале «гибкость поведения» (57%). Остальные ответы оказались на уровне средних результатов. Таким образом, современные студенты ценят свои достоинства, положительные свойства характера, уважают себя, принимают себя такими, как есть, вне зависимости от оценки личных достоинств и недостатков. Однако такие качества, как креативность и гибкость поведения, не относятся к числу приоритетов для студентов, и, соответственно, они не стремятся их совершенствовать.

При изучении гендерных различий ценностных ориентаций сравнивались мужская и женская подвыборки с помощью критерия Манна-Уитни. в таблице показаны ценностные особенности испытуемых по наиболее значимым различиям.

Значимые различия между мужской и женской подгруппами

общей выборки

Методика Шкала Значение критерия

Морфологический тест жизненных ценностей Развитие себя 786,0**

Методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубнова Помощь и милосердие к другим людям 891,0*

Любовь 877,0*

Признание и уважение людей и влияние на окружающих 789,5*

Здоровье 862,0*

* критерий значимости при р ^ 0,05; ** критерий значимости при р ^ 0,01.

Как демонстрируют данные таблицы, в выборке девушек преобладает стремление к саморазвитию (ср. значение = 79), желание помогать другим (ср. значение = 78,2), ценность любви (ср. значение = 78,31), уважение окружающих (ср. значение = 78,97), а также здоровье (ср. значение = 78,42). Все перечисленные ценности, помимо стремления добиться признания и иметь влияние на окружающих, гармонично вписываются в традиционное представление о женской роли в обществе,

в стереотип о «должном» женском поведении. Однако тот факт, что девушки демонстрируют большее, чем юноши, желание занять высокое положение и, по сути, стремление к власти, может служить иллюстрацией смещения гендерных стереотипов в современном обществе. Также девушки склонны к большей открытости, эмоциональной чувствительности, спонтанности поведения и имеют более развитое воображение и способность к творчеству.

Рассмотрим различия ценностных ориентаций студентов в зависимости от курса обучения. Результаты сравнения подгрупп по курсу обучения выявили постепенное увеличение значимости креативности, значимости материального положения, профессиональной жизни, семьи и сферы увлечений. Данный факт подтверждает нашу гипотезу о наличии различий в ценностных ориентациях между курсами обучения и может объясняться постепенным завершением формирования системы ценностей в периоде юности.

Относительно личностных качеств также были выявлены определенные различия между курсами обучения. Например, с каждым годом снижается склонность к беззаботному, импульсивному поведению, склонность к риску; соответственно, увеличивается практичность, приземленность, реалистическое отношение к жизни. Возрастают уверенность в себе, настойчивость, целеустремленность, самоконтроль и дисциплина.

Возрастает большая часть показателей самоактуализации (ориентация во времени, гибкость поведения, сензитивность, самопринятие и др.) и интернальность: высшее учебное заведение предоставляет условия для активного личностного и профессионального развития, самореализации (в том числе в творческой деятельности), а также для формирования ответственности за собственные успехи, и это ощутимо сказывается на личностном уровне.

Для того чтобы дополнительно проверить данный результат и получить возможность проследить влияние процесса обучения на развитие личности, было осуществлено сравнение студентов разных специальностей в рамках каждого отдельно взятого года обучения.

На первом курсе обучения студенты характеризуются идеалистическими представлениями о профессии, а также высокими ожиданиями от процесса обучения и вуза. Соответственно, в ценностной сфере прослеживается ориентация на идеалы профессии: так, у студентов-психологов это саморазвитие, активные социальные контакты,

сохранение индивидуальности, помощь другим и т. п. У студентов-лингвистов выражена ориентация на материальную обеспеченность, что связано с объективно большим уровнем оплаты труда по их специальности.

Различия в личностных качествах студентов первого курса заключаются в большей эмоциональной стабильности, независимости и чувствительности студентов-психологов; у них же более выраженным является чувство вины.

Относительно показателей самоактуализации и интернальности полностью сохраняются закономерности, выявленные в общей выборке: и то, и другое скорее свойственно студентам-психологам.

На втором курсе ситуация принципиально меняется. Проявляется разница по всем характеристикам, так или иначе связанным с профессиональной сферой и самоутверждением в роли профессионала: активные социальные контакты, достижения, материальное положение на уровне ценностей; решительность, целеустремленность, критичность мышления, познавательные потребности. Здесь студенты-лингвисты значительно опережают психологов: они сильнее ориентированы на то, чтобы стать высококвалифицированным и уважаемым профессионалом в своей области, более амбициозны и целеустремленны.

Если у студентов-лингвистов происходит интенсивное развитие деловых качеств, то у психологов - скорее личностных, связанных с самостоятельностью, самоконтролем, независимостью. По-прежнему именно у них показатели самоактуализации более высоки. Несмотря на это, ценностные различия по саморазвитию, духовной удовлетворенности, креативности, значимости обучения нивелируются, так же как и по показателям интернальности. В целом у студентов-лингвистов происходит резкий скачок в развитии деловых и профессиональных качеств и ценностей, тогда как у психологов ситуация существенно не меняется.

Больше всего различий между группами по специальности было выявлено на третьем году обучения. Структура различий повторяет ситуацию на первом курсе, с одним существенным отличием: если у недавних абитуриентов выбор приоритетов был обусловлен идеализированными представлениями о профессии, то к третьему курсу студент уже достаточно знаком с профессией, чтобы интериоризировать реальные профессиональные ценности и реализовать их в деятельности.

Выраженность у студентов-лингвистов ценностей профессиональной жизни, отдыха и здоровья по-прежнему говорит об интенсивном становлении их как специалистов, сопровождающемся значительными учебными нагрузками. Они более самостоятельны и контактны, чем студенты-психологи, и это тоже отчасти объясняется спецификой учебной деятельности.

Студенты-психологи, в свою очередь, демонстрируют дальнейшее усиление процесса самоактуализации и становление профессиональных ценностей (развитие себя, креативность, социальные контакты, познание нового, значимость семьи и общественной жизни, помощи окружающим).

На четвертом курсе ситуация сохраняется без каких-либо существенных изменений. Просоциальные ценности и качества в большинстве своем сильнее выражены у студентов-психологов, у них же более высоки показатели самоактуализации и интернальности. Различия в личностных качествах, отмеченные на первом курсе, остаются неизменными на протяжении всего периода обучения.

Большая учебная нагрузка у студентов-лингвистов порождает повышенную потребность и, соответственно, ценность отдыха и поддержания собственного здоровья. Обучение у них сопровождается большим уровнем эмоционального напряжения.

Корреляционный анализ выявил большое число взаимосвязей, в связи с чем было решено рассматривать только высокозначимые. В частности, выявлена взаимосвязь курса обучения с ценностью креативности, достижений, материального положения, семьи, а также ценностью сферы увлечений и поиска и наслаждения прекрасным. Предположительно, цели обучения в современных учреждениях профессионального образования неразрывно связаны с развитием ряда качеств будущего специалиста, в частности креативности. Следовательно, в процессе обучения студенты должны принимать это качество как ценность, и именно этим обусловлены выявленные в сравнительном и корреляционном анализе закономерности.

Выявлена взаимосвязь курса обучения со следующими показателями: ценность креативности, ценность достижений, материального положения, семьи, а также ценность сферы увлечений и поиска и наслаждения прекрасным. Следует отметить, что с этими же показателями коррелирует и возраст испытуемых. Таким образом, невозможно установить однозначную взаимосвязь между влиянием образователь-

ной среды высшего учебного заведения и изменениями, происходящими с вышеперечисленными ценностями. Мы предполагаем, что цели обучения в современных учреждениях профессионального образования неразрывно связаны с развитием ряда качеств будущего специалиста, в частности креативности. Следовательно, в процессе обучения студенты должны принимать это качество как ценность, и именно этим обусловлены выявленные в сравнительном и корреляционном анализе закономерности; но однозначно подтвердить данный вывод можно, только продолжив исследование и расширив его границы.

С учетом того, что названные показатели имеют тесную взаимосвязь, указанные выше личностные качества должны учитываться при создании целенаправленных мероприятий по формированию определенных ценностей, а также в процессе обучения. Так, например, при развитии креативности студентов представляется целесообразным развивать мышление в целом, способствовать формированию независимой точки зрения, нонконформизма - это должно сделать процесс более эффективным.

Подводя итог, следует отметить, что первая гипотеза нашего исследования - о взаимосвязи ценностных ориентаций с личностными особенностями - нашла свое подтверждение. Были выявлены личностные качества, которые наиболее широко взаимосвязаны со структурой ценностной сферы. Это развитое мышление, независимость, самоконтроль. Самоактуализация личности также оказывает значительное влияние на структуру ценностей. Обнаружена взаимосвязь между способностью жить в настоящем, гибкостью поведения, самопониманием и принятием агрессии и такими ценностями, как семья, материальное положение, достижения, социальные контакты, креативность.

Результаты сравнения подгрупп по курсу обучения выявили постепенное увеличение значимости креативности, значимости материального положения, профессиональной жизни, семьи и сферы увлечений. Данный факт подтверждает нашу вторую гипотезу - о наличии различий в ценностных ориентациях между курсами обучения и может объясняться постепенным завершением формирования системы ценностей в периоде юности.

Третья гипотеза - о наличии различий ценностных ориентаций у студентов мужского и женского пола также нашла свое подтверждение. Девушки демонстрируют большее стремление к саморазвитию, желание помогать другим, больше ценят любовь и уважение ок-

ружающих, а также здоровье. Интересно, что у них же более выражено желание занять высокое положение и, по сути, стремление к власти, что может служить иллюстрацией смещения гендерных стереотипов в современном обществе.

Обобщение результатов исследования позволило нам определить следующие направления деятельности по развитию ценностных ори-ентаций студентов.

1. Создание условий для активного и деятельного включения студентов в различные инновационные внеучебные воспитательные мероприятия - проведение конкурсов инициативных грантов; выделение грантов для реализации идей и задумок; стимулирование креативного подхода к проведению традиционных мероприятий; освоение проектного подхода в организации внеучебных мероприятий.

2. Организация интерактивных интернет-ресурсов, реализуемых администрацией учебного заведения, ведущими психологами, деятелями культуры и искусства, успешными бизнесменами и общественными лидерами. Это позволит, с одной стороны, обеспечить передачу жизненных ценностей, ценностных ориентаций и опыта общения от поколения к поколению, а с другой - развитие творческой составляющей профессиональной деятельности, конструктивное преодоление кризисов оптимизацией процесса обучения с учетом выявленных особенностей ценностных ориентаций студентов разных курсов.

3. В рамках учебных занятий проведение психологических тренингов на развитие навыков креативности, гибкости мышления, преодоления стереотипного поведения, а также осознание и развитие своего опыта. Очевидно, что некоторая часть студентов нуждается в индивидуальном сопровождении в период профессионального обучения: психологической поддержке и коррекции тех психологических особенностей и качеств, которые бы способствовали конкурентоспособности и социально-профессиональной мобильности. Помощь психологов откроет студентам новые грани общения, взаимодействия с другими людьми и построения жизненного и профессионального пути.

Статья рекомендована к печати член-кор. РАО, д-ром психолог. наук, проф. Э. Ф. Зеером

Литература

1. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. Москва, 2003. 186 с.

2. Ихсанова Д. Т. Развитие ценностных ориентаций студентов в процессе адаптации к обучению в высшем учебном заведении: дис. ... канд. психолог. наук. Алматы, 2010. 298 с.

3. Каширский Д. В. Влияние отдельных факторов на становление системы ценностей в юношеском возрасте / / Психология XXI века. Петербург, 2001.

4. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие для студентов вузов. С.-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. С.-Петербург, 2000. 508 с.

5. Мерзлякова С. В. Ценностные ориентации современных студентов // Психология образования: проблемы и перспективы: материалы 1-й Международной научно-практической конференции. Москва, 2004. 456 с.

6. Молчанова Е. В. Проблема ценностных ориентаций личности в структуре самосознания: дис. ... канд. философ. наук. Чебоксары, 2011. 314 с.

7. Чижо Н. Ю. Ценностно-смысловая сфера личности студентов вузов с разным типом отношения к профессии: дис. ... канд. психолог. наук. Саратов, 2011. 255 с.

References

1. Alekseev V. G. Cennostnye orientacii lichnosti i problema ih formiro-vanija. [The personality' values and the problem of their formation]. Moscow: Nauka, 2003. 186 p. (In Russian)

2. Ihsanova D. T. Razvitie cennostnyh orientacij studentov v processe adap-tacii k obucheniju v vysshem uchebnom zavedenii. [Development of students' values orientations during the process of training adaptation in the higher educational institution]. Cand. dis. Almaty, 2010. 298 p. (In Russian)

3. Kashirskaja A. I. Vlijanie otdel'nyh faktorov na stanovlenie sistemy cen-nostej v junosheskom vozraste. [The Influence of individual factors to the formation of the system of values in adolescence]. Psihologija XXI veka. [Psychology of the XXI century]. St. Petersburg, 2001. 230 p. (In Russian)

4. Lisovskij V. T. Duhovnyj mir i cennostnye orientacii molodezhi Rossii. [Spiritual world and the young people's valuable orientations in Russia]. St. Petersburg: Humanitarian University of Trade Union, 2000. 508 p. (In Russian)

5. Merzljakova S. V. Values orientations of modern students. Materialy Per-voj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Psihologija obrazovanija: problemy i perspektivy». [Materials of the First international scientific-practical conference «Psychology of education: problems and prospects»]. Moscow, 2004. 456 p. (In Russian)

6. Molchanova E. V. Problema cennostnyh orientacij lichnosti v strukture samosoznanija. [Problem of the person's values orientations in the structure of consciousness]. Cand. dis. Cheboksary, 2011. 314 p. (In Russian)

7. Chizho N. Ju. Cennostno-smyslovaja sfera lichnosti studentov VUZov s raznym tipom otnoshenija k professii. [The students' personality value-semantic sphere with different type of attitude to the profession]. Cand. Dis. Saratov, 2011. 255 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.