Нзв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)
show the results of empirical research performed on the sample group of professors (n = 51, age 31-71, professors of Saratov universities: Saratov State University, and Saratov State Agricultural University named after N. I. Vavilova) with the use of diagnostic tools: expert questionnaire and method «Personality factors of making decisions» by the author (Personality factors of making decisions-25, T. V. Kornilova), «Diagnostics of personal creativity» (E. Tunik), «Diagnostics of motivation to success» (T. Ehlers). The authors have found factors included in the system of professors' ideas of acmeological competence depending on the age (life length). The article analyses dynamic changes in the structure of psychological readiness to risk depending on acmeological competence. The applied aspect of the problem under research may be put to practice in the programs of personal and professional development for professors in the system of their advanced training.
Key words: acmeological competence of personality, life path, top (acme) and bottom (katabole) in the process of personality development and psychological readiness to risk, university teacher.
References
1. Angelovskiy A. A. Professional'naya kompetentnost' kak neobkhodimoe uslovieprofessionalizma (psikhologo-akme-ologicheskiy analiz) (Professional competence as necessary condition of professionalism {psychological and acmeological analysis}). Aktual'nye voprosy sovremennoypeda-gogiki: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, iyun' 2011 g.). (Topical issue of modern pedagogy: materials of international scientific conference, {Ufa, 2011 June}). Ufa, 2011, рр. 7-13 (in Russian).
2. Abul'hanova-Slavskaya K. A. Subekt- simvol rossiyskogo samosoznaniya. Soznanie lichnosti v krizisnom obshchestve (Subject - symbol of Russian self-consciousness). Soznanie lichnosti v krizisnom obschestve (Personality's consciousness in crisis society). Moscow, 1995, рр. 10-28 (in Russian).
3. Markova A. K. Akmeologicheskoe soderzhanie profes-sional'nogo stanovleniyapsikhologa v sfere obrazovaniya (Acmeological substance of psychologist's professional formation in educational sphere). Akmeologiya (Acmeo-logy), 2003, no. 3, pp. 47-50 (in Russian).
4. Pozharskiy S. D. Akmeologiya i katabologiya: teoriya sov-ershenstvovaniya cheloveka (Akmeology and katabology: theory of human improving). St.-Petersburg, 2013. 266 рp. (in Russian).
5. Klenova M. A. Lichnostnaya kreativnost' i motivatsiya dostizheniya kak komponenty gotovnosti k risku (Personal creativity and achievement motivation as components of risk readiness). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2011. Vol. 4, iss. 2 (14), pp. 69-72 (in Russian).
6. Bocharova E. E. Gotovnost'k risku v sootnesenii s kharak-teristikami osoznannoy samoregulyatsii i sub "ektivnogo blagopoluchiya lichnosti (Readiness for risk in correlation with characteristics ofthe realized self-control and subjective well-being of the person). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2011. Vol. 11, iss. 4, pp. 58-63 (in Russian).
7. Arendachuk I. V. Sistemnyypsikhologicheskiy analiz riskov professional'noy deyatel'nosti (System psychological analysis of risks at professional activity). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2011. Vol. 4, iss. 2 (14), pp. 23-27 (in Russian).
8. Arendachuk I. V. Sub'ektnye usloviyaprofessionalizma i uspeshnosti prepodavatelya vuza v kontekste vedushchikh teoriy lichnosti (Subject conditions of higher school teacher's professionalism and success in context of leading personality theories) Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2010. Vol. 10. iss. 3, pp. 61-67 (in Russian).
Белых Татьяна Викторовна - доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой консультативной психологии, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]
Изложены данные эмпирического исследования, демонстрирующие особенности динамики комплекса субъектных свойств личности студентов в процессе обучения в вузе. Обнаружены существенные различия в структуре субъектной организации у студентов начального и завершающего этапов обучения. Выявлено, что к завершающему этапу обучения у студентов проявляются свойства созидательной субъектности, определяющей не только высокий уровень стремления к самореализации, но и наличие сформированной системы гуманистических ценностей. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке из 50 студентов первого и пятого
курсов с применением диагностического инструментария: «Са-моактуализационного теста» (САТ), разработанного на основе «Опросника межличностных ориентаций Э. Шострома, в адаптации Ю. Я. Алешиной, А. Я. Гозмана, М. В. Кроза; опросник «Диагностика волевого самоконтроля» (ВСК) (А. Г. Зверкова, Е. В. Эйдмана); «Теста смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д. Крамбо, П. Махолик (в адаптации Д. А. Леонтьева); «Опросник уровня субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажина с со-авт.; статистический метод - факторный анализ. Полученные данные могут быть использованы для организации и проведения консультативной деятельности студентов начального этапа обучения с целью развития способности к целеполаганию и гармонизации Я-концепции.
Ключевые слова: созидательная субъектность, стремление к самоактуализации, принятие ответственности, смысложизненные ориентации, волевой самоконтроль.
© Белых Т. В., 2015
Т. В. Белых. Динамика субъектных свойств личности в процессе обучения в вузе
Введение
Проблема изучения динамики субъектных свойств в условиях освоения учебно-профессиональной деятельности является важной как для для социальной, так и педагогической психологии. Становление субъектности как интегративного качества индивидуальности человека зависит и от особенностей социальной среды, в которой происходит развитие личности будущего профессионала, и от совокупности индивидных и личностных свойств, определяющих уровень проявления личностью самостоятельности в принятии решений, осмысленности собственных планов и целей, настойчивости в их достижении, обретении чувства «самоидентичности» и возможности саморазвития.
Теоретический анализ проблемы
Методологическая основа изучения субъектности заложена в концепции С. Л. Рубинштейна и разработана К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинским. В этой концепции определена субъектная специфика человеческого бытия, обозначен общеметодологический принцип изучения субъектности - изучение человека во всех существенных для него связях и отношениях, в каждом из которых он выступает в новом качестве. Названы условия и механизмы функционирования субъектности - внутренние условия, сформировавшиеся у человека на данном этапе его развития, не только детерминированные внешними причинами, но и сами являющиеся источниками следующего изменения.
По мнению А. В. Брушинского, субъект -активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей человек или социальная группа [1]. Определяя теоретические положения концепции субъекта, К. А. Абульханова-Славская выделяет два принципиальных аспекта, которые значимы в контексте нашего исследования. По её мнению, остается открытым вопрос о том, всегда ли субъект демонстрирует более совершенные способы взаимодействия с окружающей действительностью. Активность субъекта, которую лишь постулирует философия, психологически развертывается в определенном пространстве - восходя от наличного, реального (или даже совершенно деструктивного, пессимального), по ее мнению, способа организации к идеальному, оптимальному. Принципиальным является положение, которое хотелось бы подчеркнуть: «Не сам субъект есть совершенство, а он постоянно решает задачу совершенствования, и в этом его человеческая специфика и постоянно возобновляющаяся задача» [2, с. 38]. При этом сущность субъекта, и это подчеркивает К. А. Абульханова-Славская, связана не только с гармонией, упорядоченностью, целостностью, но и с разрешением противоречия между той организацией, которую представляет
личность, включая ее цели, мотивы, притязания, и внешними условиями и требованиями. Субъект активен не потому, что потребности движут его активностью, а потому, что он разрешает противоречие между своими потребностями и возможностями, условиями их удовлетворения. В порядке разрешения этого противоречия субъект и вырабатывает способ организации, систему своей деятельности, в которой преобразуется и в новом качестве выступает личность.
Этот процесс можно проследить, изучая динамику субъектных свойств в процессе обучения в вузе. Проблеме изучения динамики таких субъектных свойств, как выраженность познавательной активности, стремление к самореализации, особенность восприятия экзистенциальных границ «Я» были посвящены исследования, проведенные автором в 2003-2011 гг. [3-5]. Предметом настоящего исследования является изучение динамики структурных компонентов субъектности в процессе обучения в вузе: локуса контроля личности, уровней волевого самоконтроля и стремления к самоактуализации, смысложизненных ориентаций.
Выборка и методики исследования
В эмпирическом исследовании в качестве испытуемых принимало участие 50 человек -студенты психологического факультета Саратовского государственного университета, были сформированы 2 группы испытуемых: в первую входили студенты-психологи первого курса СГУ в возрасте от 17 до 18 лет (25 человек), во вторую - студенты-психологи пятого курса в возрасте от 21 до 22 лет (25 человек).
Для выявления динамики субъектных свойств в процессе освоения будущей профессии в качестве инструментария использовались следующие методики: «Самоактуализационный тест» (САТ), разработанный на основе «Опросника межличностных ориентаций» Э. Шострома, в адаптации Ю. Я. Алешиной, А. Я. Гозмана, М. В. Кроза; опросник «Диагностика волевого самоконтроля» (ВСК) (А. Г. Зверкова, Е. В . Эйдмана); «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д. Крамбо, П. Махолик (в адаптации Д. А. Леонтьева); «Опросник уровня субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажина с соавт. В исследовании при обработке результатов был использован факторный анализ: он позволяет оценить, существуют ли значимые различия не только на уровне отдельных свойств, но и в целостной структуре субъектных свойств личности.
результаты исследования и их обсуждение
С помощью факторного анализа были выделены четыре значимых фактора в группах испытуемых на начальном и завершающем этапах обучения.
Акмеология образования
111
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)
В группе испытуемых начального этапа обучения первый фактор был назван «стремление к самоактуализации». В нем самый высокий факторный вес имеет показатель «поддержки» (0,81), отражающий высокий уровень стремления к самоактуализации у студентов первого курса, также значимый факторный вес наблюдается у показателей: «принятие агрессии» (0,76), «самоуважение» (0,72), «сензитивность» (0,66), «спонтанность» (0,59), «ценностные ориентации» (0,56), «самопринятие» (0,51).
Первокурсники характеризуются тем, что они ценят свои положительные свойства характера и уважают себя за это, принимают раздражение, агрессивность как естественное проявление человеческой природы, принимают себя со всеми достоинствами и недостатками, очень небезразличны к происходящему, а также им свойственно разделять ценности, которые присущи самоактуализирующей личности.
Второй фактор определен нами как «принятие ответственности». Самый высокий факторный вес имеет показатель «общая интернальность» (0,87), кроме того, «настойчивость» (0,76), «ин-тернальность в области достижений» (0,71), «интернальность в области производственных отношений» (0,69), «интернальность в области межличностных отношений» (0,61), «интерналь-ность в отношении здоровья и болезни» (0,59), «волевой самоконтроль» (0,55), «интернальность в области семейных отношений» (0,54).
Это говорит о том, что первокурсники демонстрируют желание нести ответственность за все важнейшие сферы жизни; им свойственны такие личностные качества, как решительность, выдержка, самостоятельность; они демонстрируют возможность самостоятельного инициирования деятельности.
Третий фактор - «смысложизненные ориентации»; самый высокий факторный вес имеет показатель «осмысленность жизни» (0,94), кроме того, «процесс жизни» (0,82), «результативность жизни» (0,70), «локус контроля - жизнь» (0,44).
Это свидетельствует о том, что у первокурсников имеются определенные цели в будущем, которые придают жизни яркую окраску и осмысленность, они воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Они обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, свободно принимают решения и контролируют свои жизненные позиции.
Четвертый фактор - «прожектерство»; наибольший факторный вес с положительным значением имеют показатели: «цели в жизни» (0,67), «приобретение знаний» (0,66), с отрицательным - показатели: «гибкость поведения» (-0,71), «компетентность во времени» (-0,69), «синергич-ность» (-0,61), «самопринятие» (-0,51).
Таким образом, на начальном этапе обучения у первокурсников ярко выраженной является
шкала «цели в жизни», высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Это подтверждается показателями, имеющими отрицательные значения, а именно -слабо выраженными оказываются:
«гибкость поведения», что проявляется в отсутствии гибкости при реализации своих ценностей, низко выраженной способности к быстрому реагированию на изменяющиеся аспекты ситуации;
«компетентность во времени», что говорит о преобладании ориентации человека лишь на одном отрезке временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее), дискретное восприятие своего жизненного пути, снижающее адаптивные возможности первокурсников;
«синергичность», определяющее наличие у первокурсников жестких стереотипов при восприятии происходящего, являющихся следствием сохраняющегося юношеского максимализма при оценке себя и других людей;
«самопринятие»: у студентов-первокурс-ников обнаруживается низкий уровень самопринятия, что свидетельствует об отсутствии выработанных критериев оценки собственных достижений или о признании их недостаточной значимости.
В группе испытуемых завершающего этапа обучения были выделены четыре значимых фактора; первый фактор - «самоидентичность». В нем самый высокий факторный вес имеет показатель «спонтанность» (0,68), также - «принятие агрессии» (0,59), «контактность» (0,56), «креативность» (0,52).
Следует отметить, что студенты завершающего этапа обучения способны спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, они не боятся вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, характеризуются умением быстро устанавливать межличностные контакты, проявляют способность к неординарным решениям, что говорит о сформированном чувстве «Я», достижении достаточного для зрелой личности уровня самотождественности.
Второй фактор - «самоконтроль»; самый высокий факторный вес имеет показатель «ин-тернальность в области неудач» (0,75), значимый факторный вес - «волевой самоконтроль» (0,63), «интернальность в области семейных отношений» (0,58), «настойчивость» (0,56).
К концу обучения в вузе у студентов развито чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что непосредственно проявляется в склонности брать на себя ответственность в ситуациях неудач. При сложившихся неприятных обстоятельствах они не останавливаются, а идут дальше к намеченной цели, но при этом поэтапно планируют свою
112
Научный отдел
Т. В. Белых. Динамика субъектных свойств личности в процессе обучения в вузе
деятельность. Важно, что у студентов к концу обучения сформировано чувство ответственности за события, которые происходят в их семейной жизни, и высокий уровень волевой регуляции деятельности.
Третий фактор - «компетентность во времени», в нём самый высокий факторный вес имеет показатель «компетентность во времени» (0,74) и, кроме того, «настойчивость» (0,60), «ценностные ориентации» (0,51).
Итак, студенты на завершающем этапе обучения живут «настоящим», т. е. переживают настоящий момент своей жизни во всей его полноте, ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т. е. видят свою жизнь целостной. Студенты также разделяют ценности самоактуализирующейся личности, осознают значимость духовных ценностей, обеспечивая соответствующие условия для продолжения самообразования и саморазвития.
Четвертый фактор - «созидательная субъ-ектность», здесь самый высокий факторный вес имеет показатель «интернальность в области достижений» (0,80) и значимый факторный вес -«самоуважение» (0,78), «цели в жизни» (0,54), «самопринятие» (0,50), «локус контроля - Я» (0,50).
Это свидетельствует о том, что студенты на завершающем этапе обучения считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом реализовывать свои цели в будущем; они испытывают симпатию и уважение к себе, что говорит о гармонизации Я-концепции. Студенты независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, свободны в выборе, не подвержены внешнему социальному влиянию, способны ценить и уважать себя за свои достоинства.
Сравнивая две группы испытуемых на начальном и завершающем этапах обучения, можно сделать вывод, что студенты-первокурсники имеют выраженный личностный потенциал для успешного освоения учебно-профессиональной деятельности: стремление к самоактуализации, желание принимать ответственность за значимые события своей жизни на себя и определять важные цели в будущем. При этом им свойственно, скорее, прожектерство, нежели осмысленность в целепо-лагании, наличие стереотипности в восприятии происходящего, дисгармоничность Я-концепции. Студенты на завершающем этапе обучения характеризуются набором развитых субъектных свойств, которые они смогли сформировать в процессе учебной деятельности и личностного роста. Им свойственны креативность, выдержанность, терпеливость, спонтанное выражение своих эмоций и чувств, легкость установления межличностных контактов, они руководствуются в жизни собственными убеждениями, установками, принципами, ценят себя и уважают других людей.
Заключение
Полученные данные позволяют говорить о том, что обучение в вузе, имеющее ярко выраженный гуманитарный характер (психологическое образование), формирует не только профессионально значимые субъектные свойства личности и компетенции, но способствует гармонизации Я-концепции, позволяет развивать осмысленность в выборе целей деятельности и принятии ответственности за решения в значимых жизненных сферах, что отражается в проявлении у студентов свойств личности, характерных для созидательной субъектности, определяющей не только высокий уровень стремления к самореализации, но и наличие сформированной системы гуманистических ценностей.
Библиографический список
1. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 2002. 368 с.
2. Субъект действия, взаимодействия, познания (психологические, философские, социокультурные аспекты). М. ; Воронеж, 2001. 288 с.
3. Белых Т. В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности. М. ; Ставрополь, 2003. 328 с.
4. Белых Т. В., Шершнева А. С. Психологические условия становления интегральной индивидуальности в процессе обучения в вузе // Вестн. Университета (государственный университет управления). 2011. № 23. С. 21-34.
5. Белых Т. В. Влияние доминирующих ценностных ориентаций на структуру интегральной индивидуальности в студенческом возрасте // Вестн. Университета (государственный университет управления). 2011. № 22. С. 12-18.
Dynamics of subjective Characteristics of Personality in the Process of studying at the university
Tatyana V. Belykh
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The article suggests the data of empirical research showing the peculiarities of dynamics of the complex of subject personality characteristics with the students in the process of education. The research has found significant differences in the structure of subject organization in the students of the first and the last years. It has been discovered that by the last year students show characteristics of creational subjectness that not only defines she high level of aspiration and selffulfillment, but also complete system of humanistic values. The article presents the results of empirical research on the sample group of 50 students of the first and the fifth years of studies. The following diagnostic tools have been used: self-fulfillment test; questionnaire
Акмеология
образования
113
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)
for volitional self-control; test for life-meaning orientation; method for diagnostics of subjective control level; statistical method - factor analysis. The results obtained allow using them for organization and running counselling activities for the first year students in order to develop their goal setting skill and harmonize their I-concept.
Key words: creational subjectness, aspiration to self-fulfullment, taking responsibility, life-meaning orientations, volitional self-control.
References
1. Psikhologiya individual'nogo i gruppovogo sub»ekta. (Psychology of individual and group subject). Eds. A. V. Brushlinskiy, M. I. Volovikova. Moscow, 2002. 368 p. (in Russian).
2. SuVekt deystviya, vzaimodeystviya, poznaniya (Psikholo-gicheskie, filosofskie, sotsiokul'turnye aspekty). (Subject of action, interaction, knowledge {psychological, philosophical, socio-cultural aspects}). Moscow; Voronezh, 2001. 288 p. (in Russian).
3. Belykh T. V. Psikhologicheskie zakonomernosti dinamiki sub»ektnykh svoystv v strukture individual'nosti (Psychological regularities of dynamic of subject properties in individuality's structure). Moscow; Stavropol', 2003. 328 p. (in Russian).
4. Belykh T. V., Shershneva A. S. Psikhologicheskie usloviya stanovleniya integral'noy individual'nosti v protsesse obucheniya v vuze (Psychological conditions of integral individuality's improvement in process of learning at university). Vestnik universiteta (GUU) (University Bulletin (MSU)), 2011, no. 23, pp. 21-34 (in Russian).
5. Belykh T. V. Vliyanie dominiruyushchikh tsennostnykh orientatsiy na strukturu integral'noy individual'nosti v studencheskom vozraste (Influence of dominate values on integral individuality's structure in student age). Vestnik universiteta (GUU) (University Bulletin (MSU)), 2011, no. 22, pp. 12-18 (in Russian).
114
Научный отдел