Научная статья на тему 'Инструментальные ценности старшеклассников с различными поведенческими типами'

Инструментальные ценности старшеклассников с различными поведенческими типами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ТИПЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / VALUE ORIENTATIONS OF THE INDIVIDUAL / THE SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS / INSTRUMENTAL VALUE / HIGH SCHOOL STUDENTS / THE TYPES OF THE BEHAVIOURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иерусалимцева Ольга Васильевна

В статье рассмотрены основные характеристики понятий: поведенческий тип А и тип Б, ценности, инструментальные ценности, ценностные ориентации. Проведен сравнительный анализ инструментальных ценностей школьников с поведенческими типами А и Б, а также выявлены различия инструментальных ценностей между учащимися с поведением типа А и типа В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Instrumental Values of High School Students with Various Behavioural Types

The article describes the main characteristics of the concepts: behavioural type A and type B, values, instrumental values, value orientations. A comparative analysis of the instrumental values of students with behavioural types A and B was done, and also differences between the instrumental values of students with behaviour of type A and type B were revealed.

Текст научной работы на тему «Инструментальные ценности старшеклассников с различными поведенческими типами»

УДК 159.9

О. В. Иерусалимцева

Инструментальные ценности старшеклассников с различными поведенческими типами

В статье рассмотрены основные характеристики понятий: поведенческий тип А и тип Б, ценности, инструментальные ценности, ценностные ориентации. Проведен сравнительный анализ инструментальных ценностей школьников с поведенческими типами А и Б, а также выявлены различия инструментальных ценностей между учащимися с поведением типа А и типа В.

Ключевые слова: ценностные ориентации личности, система ценностных ориентаций, инструментальные ценности, старшеклассники, типы поведенческой активности.

О. V. Ierusalimtseva

Instrumental Values of High School Students with Various Behavioural Types

The article describes the main characteristics of the concepts: behavioural type A and type B, values, instrumental values, value orientations. A comparative analysis of the instrumental values of students with behavioural types A and B was done, and also differences between the instrumental values of students with behaviour of type A and type B were revealed .

Key words: value orientations of the individual, the system of value orientations, instrumental value, high school students, the types of the behavioural activity.

В последние десятилетия большое количество зарубежных и отечественных исследований посвящено изучению поведения типа А. Человеку с поведенческим типом А свойственны следующие психологические особенности: высокий темп жизни; стремление к соревнованию и конкуренции; настойчивый поиск признания; активное участие в разных видах деятельности; дефицит времени; нетерпеливость; отсутствие ощущения безопасности; неспособность к релаксации. Противоположный тип поведения (тип Б) описывается значительно менее подробно. Люди, которым присуще это поведение, чередуют работу и отдых, они расслаблены, неторопливы, взвешенность и рациональность в работе и других сферах жизнедеятельности. Скупость в движениях и проявлениях эмоциональных реакций и чувств, в том числе при общении с близкими; обстоятельность и обязательность (И. Б. Ганелина, С. Д. Положенцев, Р. Розенман, Д. А. Руднев, М. Фридман и др.) [2, 3].

Поведение типа А все чаще начинают включать в факторы риска сердечно - сосудистых заболеваний (ССЗ). Кроме того, при исследовании большинство авторов сходится на мнение, что поведение типа А формируется при жизни, под воздействием средовых факторов, а

не наследственно предопределено. При этом считается, что корни этого поведения кроются в раннем детстве. Уже в возрасте 6-11 лет дети, как и более старшего возраста, проявляют черты, характерные для поведения типа А. Вопрос о системе ценностей старшеклассников приобретает все большее значение, так как ценностная ориентация является ядром личности и влияет на профессиональную направленность, которая формируется в старшем школьном возрасте. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ори-ентаций личности, их роль в механизме регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с особенностями личности [3, 6].

Характерной особенностью формирования ценностных ориентаций личности учащихся старших классов, выступает содержательная сторона иерархической структуры ценностных ориентаций. М. Рокич провел большую и тщательную работу по анализу различных наборов ценностей самых разных этнических и политических групп людей и на этой основе создал шкалу ценностей, которая в обобщенном виде отражает наиболее актуальные ценности человека, живущего и работающего в современном развитом мире. Базовым понятием его теории

© Иерусалимцева О. В., 2012

является ценность, под которой он подразумевает убеждение индивида в преимуществах каких - либо целей, определенного смысла существования по сравнению с другими целями. С другой стороны, ценность - это убеждение индивида в преимуществах определенных способов поведения, то есть для достижения этих целей. Исходя из того, М. Рокич сформулировал два вида человеческих ценностей [5]:

- Ценностях - целях (терминальные ценности) - это потенциальные элементы смысла жизни, к достижению которых человек должен стремиться;

- Ценностях - средствах (инструментальные ценности), которые характеризуют приоритетность для индивида определенных способов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей. В поведении эти ценности проявляются как динамические свойства личности, то есть как черты характера.

Актуальность нашего исследования связано с тем, что специфика поведенческого типа А у взрослых изучена достаточно хорошо, и менее исследовано в подростковом возрасте. В связи с этим представляется интерес данной работы, в которой прослеживается взаимосвязь особенностей влияния поведения типа А и типа Б на систему ценностей.

Для проведения исследования по выявлению особенностей представлений о системе значимых ценностей учащихся поведения типа А и типа Б, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности использовались следующие методики:

- опросник для выявления учащихся, склонных к поведению типа А и Б, разработанный Л.П. Урванцевым, Н.А. Митрушиной, применение которого позволило отсеять учащихся, относящихся к смешанному типу поведения [3]. Выборка состояла из 1048 человек (172 учащихся с поведенческим типом А, 130 - с поведенческим типом Б), от 15 до 17 лет;

- методика М. Рокича с целью изучения индивидуальных представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности старших школьников поведения типа А и Б [4]. Опреде-

лялись средние показатели рангов отдельно для каждой группы испытуемых. Полученные данные свели в таблицу № 1.

Учитывая, выше сказанное, мы рассмотрим, какие же инструментальные ценности наиболее значимы для старшеклассников поведенческого типа А и типа Б?

Анализируя рисунок 1, можно сделать вывод о том, что «жизнерадостность» у школьников с поведенческим типом А на первом месте, а у старшеклассников типа Б - на девятом месте. Следовательно, для школьников с поведенческим типом А особое значение имеет ориентация на личностное общение, поэтому в становлении системы ценностных ориентаций важную роль играет общение со сверстниками. У испытуемых типа Б на первом месте «самоконтроль», можно предположить, что для них наиболее значимы сдержанность, самодисциплина. На втором месте у типа А занимает «воспитанность», а у школьников типа Б - «аккуратность», вероятно, у учащихся типа Б присутствует порядок в делах и умеют содержать в порядке свои вещи. Интересно, что на третьем месте у учеников поведенческого типа А - «честность», а у типа Б эта ценность на пятнадцатом, можно предположить, людям с поведением типа А присущи такие качества, как правдивость и искренность. У школьников типа Б на третьем месте - эффективность в делах, следовательно, школьники типа Б трудолюбивы и продуктивность в работе, а у типа А - на пятом месте.

Так же более высокие места занимают следующие инструментальные ценности:

- для старшеклассников поведенческого типа А - «независимость» занимает четвертое место, следовательно, они способны действовать самостоятельно и решительно; «исполнительность» - шестое место, «образованность» -седьмое, а «твердая воля» - восьмое место;

-для старшеклассников поведенческого типа Б - «исполнительность» на четвертом месте, «воспитанность» на пятом месте, «независимость» занимает шестое место, «образованность» - седьмое, а «ответственность» на восьмом месте.

Инструментальные ценности старшеклассников с различными поведенческими типами 267

эо -во

1 3 5 7 Э 11 13 15 17

| птип А ■ "Тип Б | Инструваентагьные ценности

Рис. 1. Структура жизненно важных ценностей школьников с поведенческим типом А (п=172) и типом Б(п=130)

Примечание: Инструментальные ценности, соответствуют следующим цифрам: 1-аккуратность, 2-воспитанность, 3-высокие запросы, 4-жизнерадостность, 5-исполнительность, 6-независимость, 7-непримиримость к недостаткам в себе и других, 8-образованность, 9-ответственность, 10-рационализм, 11-самоконтроль, 12-смелость в отстаиваниях своего мнения, 13-твердая воля, 14-терпимость, 15-широта взглядов, 16-честность, 17-эффективность в делах, 18-чуткость.

Значимость различий определялась с помощью и-критерия Манна-Уитни. Выявлены различия между старшеклассниками поведенческих типов А и Б по следующим инструментальным ценностям на уровне значимости для р < 0,01:

- «жизнерадостность» (Иэм= 253,5; для р < 0,01), среднее значение по старшеклассникам поведения типа А - 3,81, а по типу Б - 6,77;

- «самоконтроль» (Иэм= 253,5; для р < 0,01), среднее значение по старшеклассникам поведения типа А - 3,81, а по типу Б - 6,77;

- «воспитанность» (Иэм= 253,5; для р < 0,01), среднее значение по старшеклассникам поведения типа А - 3,81, а по типу Б - 6,77;

- «аккуратность» (Иэм= 129,0; для р < 0,01), среднее значение по старшеклассникам поведения типа А - 10,88, а по типу Б - 4,88;

- «честность» (Иэм= 259,5; для р < 0,01), среднее значение по старшеклассникам поведения типа А - 6,23, а по типу Б - 11,65;

- «эффективность в делах» (Иэм= 308,0; для р < 0,01), среднее значение по старшеклассникам поведения типа А - 6,67, а по типу Б - 5,15.

Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что старшеклассники поведенческого типа А значимо отличаются от типа Б большей общительностью, открытостью и непринужденностью в общении, активностью, самостоятельностью, решимостью, независимостью в суждениях и поступках, более высокой эмоциональной чувствительностью к неудачам в предметной деятельности.

В процессе нашего проведенного эмпирического исследования было установлено, что:

Старшие школьники поведенческого типа А характеризуются рядом особенностей инструментальных ценностей: «жизнерадостность», «воспитанность», «честность», «независимость», «эффективность в делах»; соответственно для школьников поведенческого типа Б наиболее значимы следующие инструментальные ценности: «самоконтроль», «аккуратность», «эффективность в делах», «исполнительность», «воспитанность».

Библиографический список:

1. Абульханова, К. А. Психология и сознание личности [Текст] / К. А. Абульханова // Психология отечества / Избранные психологические труды. - М. : МПСИ, Воронеж. НПО «МОДЭК», 1999. - С. 324.

2. Маклаков, А. Г., Положенцев, С. Д., Руднев, Д. А. Психологические механизмы поведения типа А у молодых людей в период адаптации к длительным психоэмоциональным нагрузкам [Текст] / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. -№ 6.

3. Митрушина, Н. А. Социально-перцептивные и личностные корреляты поведенческих типов А и Б [Текст] : дис. на соиск. учен. ст. канд. псих. Наук / Н. А. Митрушина. - Ярославль, 2007. - С. 198.

4. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб. : Питер, 2007. - С. 240.

5. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 2006. - с. 225.

6. Урванцев, Л. П. Психология в соматической клинике. - Ярославль : ЯрГУ, 1998. - С. 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.