Научная статья на тему 'Особенности ценностных ориентации студентов технического и гуманитарного вузов'

Особенности ценностных ориентации студентов технического и гуманитарного вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2410
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / РАНЖИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" М. РОКИЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балданова Е. А.

В статье рассмотрены особенности ценностных ориентации студентов железнодорожного и педагогического вузов по методике М. Рокича. Ранжирование списков ценностей по Т-критерию для независимых выборок показало слабые различия в системе терминальных ценностей, но существенные различия по степени иерархии инструментальных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of value orientations among students of railway and pedagogical higher educational institutions are considered in the article by means of the Rokeach Value Survey. Ranking of values according to the T-criterion has shown subtle differences in the terminal values system, but significant ones in the degrees of instrumental values.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных ориентации студентов технического и гуманитарного вузов»

Е. А. Балданова

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО И ГУМАНИТАРНОГО ВУЗОВ

Работа представлена кафедрой педагогики Бурятского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Г. Ц. Молонов

В статье рассмотрены особенности ценностных ориентаций студентов железнодорожного и педагогического вузов по методике М. Рокича. Ранжирование списков ценностей по Т-критерию для независимых выборок показало слабые различия в системе терминальных ценностей, но существенные различия по степени иерархии инструментальных ценностей.

Peculiarities of value orientations among students of railway and pedagogical higher educational institutions are considered in the article by means of the Rokeach Value Survey. Ranking of values according to the T-criterion has shown subtle differences in the terminal values system, but significant ones in the degrees of instrumental values.

Современная ситуация в мире, характеризующаяся возникновением и чрезвычайным обострением глобальных проблем, показывает, что если человечество продол -жит руководствоваться потребительскими, прагматическими и технократическими принципами, то его история близится к печальному завершению. Абсолютно необходима переориентация деятельности мирового сообщества с конфронтации и соперничества на диалог и сотрудничество друг с другом.

Сегодняшняя ситуация в нашей стране характеризуется глубочайшим мировоззренческим кризисом. Перед российским обществом стоит проблема сохранения духовности и нравственности, приобщения подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям.

В этой связи формирующаяся парадигма образования должна стать концептуальной и инструментальной основой оптимального соотношения общекультурного и специального знания в компетентности специалистов . Поэтому задача высшей школы заключается прежде всего в формировании у студентов внутренней гуманитарной культуры, истинной иерархии ценностей, под-

готовки к жизни и деятельности в поликультурном пространстве России.

Обучение в вузе - это один из первых этапов вхождения в деятельность и оно, безусловно, оказывает влияние на иерархическую структуру ценностных ориентаций, так же как и возрастные особенности респондентов (юность).

Ценностные ориентации личности -одна из общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, социальном, педагогическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях. Ее значимость определяется тем, что ценностные ориентации, занимая место на пересечении двух больших предметных областей мотивационной и мировоззренческой структур сознания, выполняют функции регуляторов человеческого поведения и всех видов человеческой деятельности.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой общечеловеческие принципы, в соответствии с которыми строится поведение индивида в различных жизненных ситуациях. Ценностные ориентации можно обозначить как фундамент, определяющий качество жизни человека.

Определение ценностных ориентаций позволяет выявить индивидуальную и групповую направленность на те или иные общечеловеческие ценности, цели и средства жизнедеятельности, выявить степень их значимости для человека и общую установку на определенный тип поведения.

Следовательно, особую значимость в образовательном процессе приобретает решение вопросов о том, какой должна быть фундаментальная подготовка будущих специалистов, какую роль играют предметы гуманитарного цикла в становлении выпускников вузов как высококвалифицированных специалистов, способных выходить за рамки решения только узкопрофессиональных задач. Претворение идей гуманизации и гуманитаризации окажет благотворное влияние на развитие творческого и духов -ного потенциала молодых людей, обеспечит формирование ценностных установок, убеждений, мотивации к непрерывному образованию.

В исследованиях ценностных ориентаций К. В. Рубчевского1, И. П. Селезнёвой2, А. В. Соколова, И. А. Щербаковой3 и др. убедительно показано, что профессиональная деятельность влияет на иерархическую структуру ценностных ориентаций.

В рамках нашего исследования с целью выявления уровня сформированное™ ценностных ориентаций студентов общетехнического факультета Забайкальского инсти-тута железнодорожного транспорта, нами проведен сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов общетехнического факультета Забайкальского института железнодорожного транспорта, (всего 87 человек) и студентов факультета иностранных языков Забайкальского государ-

ственного гуманитар но-педагогического университета (всего 79 человек).

Данные исследования носят пилотажный характер, цель их - постановка проблемы, определение общей задачи и выявление особенностей ценностных ориентаций студентов ЗабИЖТа. Исследования проводились на идентичном методическом аппарате, списки ценностей, предлагаемых для ранжирования респондентам, возраст и социальный статус обеих исследуемых групп также идентичны.

В работе была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, которая основана на прямом ранжировании двух списков ценностей - терминальных и инструментальных. Терминальные ценности - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Эта методика является техникой, направленной на изучение индивидуальных представлений о системе значимых ценностей, которые определяют наиболее общие ориентиры жизнедеятельности человека. Списки ценностей с краткой расшифровкой их содержания были отпечатаны на отдельных листах бумаги, испытуемому предлагалось напротив каждой ценности проставить соответствующее ранговое число от 1 до 18 (согласно личным предпочтениям). Предполагается, что получаемые данные отражают реальное соотношение субъективной значимости различных ценностей.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемыми в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. инструмен-

тальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д.

Анализ результатов носит качественный характер и заключается в определении доминирующей направленности ценностных ориентаций людей, их жизненной позиции по критериям уровня вовлеченности, с одной стороны, в сферу труда, а с другой - в семейно-бытовую и досуговую активность. Устанавливается превалирующая ориентация на семью, работу, общение, материальную обеспеченность, быт, на здоровье, комфорт, удовольствия, стремление к самовыражению, на духовные ценности, сферу физического, эстетического, познавательного развития, на профессиональную и творческую деятельность.

Для обработки данных, полученных в ходе исследования, мы использовали Т-критерий для независимых выборок, программа расчета которого входит в пакет 8ТЛТ18Т1СЛ 6.0. Для нас являлся диагностически значимым уровень достоверности (р < 0,05), который свидетельствовал о существенной содержательной разнице между сравниваемыми иерархиями ценностей.

Анализ иерархической структуры ценностных ориентаций студентов Забайкальского института железнодорожного транспорта (ЗабИЖТ) и Забайкальского государственного гуманитар но-педагогического университета (ЗабГГПУ) показал следующие различия. На первое место студенты ЗабГГПУ выдвинули «здоровье» - это можно объяснить тем, что современный выпускник, получив высшее образование, при трудоустройстве и в организации дальнейшей жизнедеятельности, может рассчитывать только на собственные силы. Здоровье в этом случае является составляющей конкурентоспособности личности на рынке труда.

У студентов ЗабИЖТа ценность «здоровье» имеет один из самых низких рангов, т. е.

является отвергаемой или незначимой на данный момент, ценностью. Достоверно значимые различия по ценности «здоровье» (р < 0,0099253) у студентов железнодорожного института (ср. знач. = 5,29577), педагогического института (ср. знач. = 3,55556).

На наш взгляд, одной из причин таких полярных ценностных приоритетов является специфика обучения и особенности будущей професси респондентов. В организации процесса обучения на факультете иностранных языков ЗабГГПУ в очень маленьких по численности студентов группах - до 10 человек, не существует жесткой регла-ментации деятельности.

В ЗабИЖТ обучение, как и сама деятельность, жестко регламентированы, что обусловливает становление такого интегрального качества, как ответственность. Каждый отвечает за определенный участок ра-боты, имеет четкие должностные инструкции. Общий результат зависит от компетентности, ответственности, профессионализма конкретного специалиста. Необходимо добавить, что ЗабИЖТ - ведомственный вуз, выпускник которого в большей степени может рассчитывать на трудоустройство, чем любой другой молодой специалист. Возможно, поэтому у студентов ЗабИЖТа существует некоторая уверенность в конкурен-тоспособности для своей отрасли.

В число предпочитаемых ценностей у студентов ЗабГГПУ входят свобода, независимость, интересная работа, активная жизнь, ответственность, аккуратность, жизнерадостность, воспитанность, терпимость к взглядам других и умение прощать другим их ошибки и заблуждения, широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки, что тоже объясняется спецификой деятельности будущих выпускников, владеющих знанием иностранного языка).

У студентов же ЗабИЖТа предпочитаемыми являются богатство и власть - материальная и статусная составляющие деятельности, ее внешние признаки, а также

34 1

непримиримость к недостаткам в себе и других. Это является и результатом выраженных честолюбивых устремлений. За-6ИЖТ в большей степени мужской вуз, а честолюбие - качество, традиционно относящееся к мужественным, присущее мужской половине человечества.

Оптимизм, жизнерадостность, терпимость, широта взглядов являются отвергаемыми, или малозначимыми ценностями для студентов ЗабИЖТа по вышеназванным причинам.

Студенты ЗабГГПУ отвергают богатство и власть, т. е. в деятельности они в большей степени ориентированы на процесс, а студенты ЗабИЖТа - на результат. Эта видимая альтруистическая направленность является одной из форм психических защит от состояния современного российского общества, которое больше ориентировано на выживание.

Сравнение инструментальных ценностей выявило достоверно значимые различия по ценностям: высокие запросы (высокие требования к жизни и притязания) (р < 0,005203) - ЗабИЖТ (ср.знач. = 14,71429), ЗабГГПУ (ср.знач. = 11,30769), т. е. для студентов железнодорожного института высокие запросы имеют меньшую ценность, чем для студентов педагогического вуза. Для студентов факультета иностранных языков педагогического вуза жизнерадостность и чувство юмора имеет большее значение (р < 0,043954) - ЗабИЖТ (ср.знач. =8,91429), ЗабГГПУ (ср.знач. = 6,19231). Студенты педагогического вуза в силу их профессиональной направленности более терпимы к недостаткам в себе и в других (р < 0,022917) -ЗабИЖТ (ср.знач. = 14,05714), ЗабГГПУ (ср. знач. = 16,57692). Твердая воля, умение не отступать перед трудностями имеют важное значение для студентов железнодорожного вуза (р < 0,041557) - ЗабИЖТ (ср. знач. = 8,08571), ЗабГГПУ (ср.знач. = 11,76923).

Студенты железнодорожного вуза ха-рактеризуются большей исполнительностью и дисциплинированностью, неприми-

римостью к недостаткам в себе и других. Но студенты факультета иностранных языков отличаются большей широтой взглядов и умением уважать иные вкусы.

Но существует достаточно много общего в ценностных выборах у респондентов обеих групп, что объясняется возрастными особенностями современного юношества.

Среди терминальных ценностей сходство наблюдается по следующим значениям: активная деятельная жизнь (р < 0,751294) -ЗабИЖТ (ср. знач. =7,77143), ЗабГГПУ (ср. знач. = 8,15385); интересная работа (р < 0,833896) - ЗабИЖТ (ср.знач. = 8,17143), ЗабГГПУ (ср. знач. = 7,96154); красота природы и искусства (р < 0,835346) - ЗабИЖТ (ср. знач. = 13,84444), ЗабГГПУ (ср. знач. = 13,70423); общественное признание (уважение окружающих, коллектива) (р < 0,713703) -ЗабИЖТ (ср. знач. = 10,51111), ЗабГГПУ (ср. знач. = 10,74648); познание (возможность расширения своего образования) (р < 0,909844) - ЗабИЖТ (ср. знач. = 11,17778), ЗабГГПУ (ср.знач. = 11,25352); развитие (работа над собой, постоянное самосовершенствование) (р < 0,978565) - ЗабИЖТ (ср. знач. = 9,87778), ЗабГГПУ (ср. знач. = 9,85915); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях) (р < 0,739610) -ЗабИЖТ (ср.знач. = 7,75556), ЗабГГПУ (ср. знач. = 7,97183); развлечения, приятное времяпрепровождение без обязанностей (р < 0,827796) - ЗабИЖТ (ср.знач. = 13,74286), ЗабГГПУ (ср.знач. = 13,96154).

По инструментальным ценностям выявлены сходства по значениям: образованность (широта знаний, высокая общая культура) (р < 0,779657) - ЗабИЖТ (ср.знач. = 6,34444), ЗабГГПУ (ср.знач. = 6,14085); честность (правдивость, искренность) (р < 0,789367) -ЗабИЖТ (ср. знач. = 7,75556), ЗабГГПУ (ср. знач. = 7,97183). Также дружно они отвергают такие ценности, как «счастье других» и «семья».

Все респонденты ощущают необходи-мость в поддержке, эмоциональной защите, в том, что дает наличие близкого чело-

века. При этом незначимость такой ценности как «семья» говорит о том, что испытуемые еще не ориентированы на формирование долгосрочных отношений. Для них сейчас важнее эмоциональное удовлетворение, которое дает любовь, чем дальнейшие перспективы, которые приносит семья. Семья также влечет за собой финансовые трудности, поэтому современная молодежь предпочитает «встать на ноги», а потом создавать семьи. Причем это характерно для всех, независимо от половой принадлежности. Направленность на себя в данный возрастной период, на необходимость состояться в профессиональном плане, личностном объясняет и отрицание такой ценности, как «счастье других».

Итак, в иерархии инструментальных ценностей студенты железнодорожного вуза на первые по значимости места ставят: ответственность, образованность, честность, аккуратность, воспитанность, самоконтроль, независимость, твердую волю, жизнерадостность. А студенты педагогического вуза: образованность, жизнерадостность, ответственность, воспитанность, честность, независимость, широта взглядов, аккуратность, рационализм; в целом первые позиции в выборках занимают: образованность, ответственность, воспитанность, честность.

Студенты ЗабИЖТа ставят на последние места в иерархии инструментальных ценностей широту взглядов, терпимость, чуткость, высокие запросы; студенты ЗабГГПУ: твердую волю, исполнительность, непримиримость к недостаткам в себе и в других - здесь расстановка ценностей иная.

Таким образом, у студентов технического и гуманитарного вузов существуют слабые отличия в системе терминальных ценностей, что объясняется возрастными особенностями студенчества, но существуют различия по степени иерархии инструментальных ценностей, возможно, объясняемые спецификой вузов.

Мы полагаем, что приведенные данные являются достаточным основанием для ра-боты по формированию у студентов техни-ческого вуза, в данном случае железнодорожного, таких нравственных и моральных качеств личности, как терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения, широту взглядов, умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки, чуткость, толерантность.

Полученные в исследовании данные позволяют увидеть некоторые проблемные моменты, коррегирование которых будет способствовать повышению уровня толерантности. Толерантность - это не только уважение чужих ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами. Формирование толерантности - это, безусловно, социальный заказ общества системе образования.

Система высшего образования может стать благоприятной средой для формирования толерантности, поскольку она предполагает не только вооружение будущего специалиста профессиональными знаниями, но и процесс социализации личности, привитие общечеловеческих ценностей: уважение к другому человеку, к правам, свободам и равноправию, и других ценностей демократического общества. Многие компоненты толерантности могут быть сформированы путем специального обучения, социально-психологических тренингов. Если толерантность понимать не как простую сумму знаний или поведенческих умений, а как личностную позицию, ценностное отношение, то наиболее адекватной психолого-педагогической тактикой развития толерантности является создание условий, наиболее благоприятных для выработки каждым собственной, самостоятельной и независимой позиции, для естественного, рефлексивного и индивидуального становления толерантности во всех основных сферах жизни

студенчества. Для этого важно развить гуманитарную среду технического вуза.

Гуманитарное образование обеспечит духовное развитие человека в самом широком смысле. Цель его определяется, в конечном счете, тем, что выпускник вуза - это не просто носитель определенных знаний и навыков, а человек, обладающий совершенно особыми человеческим качествами и явля -ется включенным в разветвленные цепочки многообразных взаимодействий с другими.

Дипломированный специалист должен отвечать следующим критериям: следовать этическим нормам, принятым в обществе; проявлять интерес к людям и жизни; обладать такими качествами, как способность эффективно решать профессиональные за -дачи, выступать организатором производства , быть всесторонне развитым человеком как в культурном, так и в физическом

отношении; обладать творческим гуманистическим мышлением, духовностью, толерантностью ит. д.

Естественнонаучные, технические, социально-научные гуманитарные знания в железнодорожном вузе должны быть взаимосвязанными, дополнять друг друга, нацелены на воспитание чутких и ответственных граждан, открытых к восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Именно поиск оптимальной меры согласия, толерантности становится одной из ключевых задач государственной политики, направленной на достижение социального доверия и толерантности как факторов экономического роста, социальной стабильности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Рубчевский К. В. Социализация, образование и ценностные ориентации // Образование и социализация личности в современном обществе: Материалы республиканской научно-практической конференции. Красноярск: КГПУ, 1997. С. 12-15.

2 Селезнёва И. П. Ориентация студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кроасноярск, 2000.

3 Соколов А. В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации пост-советского гуманитарного студенчества // Социс. 2003. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.