Территория науки. 2015. № 1
Чернушкина Н.В.
РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ЛИЧНОСТНОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ
Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, г. Кемерово, Россия
Ключевые слова: ценностные ориентации, профессиональное самоопределение, жизненная перспектива.
Key words: value orientations, professional self-determination, life perspective.
Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы формирования ценностей и их влияние на профессиональное и личностное самоопределение обучающихся из числа детей- сирот.
Проанализированы характерные особенности структуры ценностной ориентации.
Abstract: this article deals with the problems of formation of values and their impact on professional and personal self-determination of students from among children - orphans. Analyzed the characteristic features of the structure of value orientations.
Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сфере нашего общества повлекли за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современных обучающихся из числа детей-сирот. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка системы ценностей, содержательной стороны жизненной перспективы, ее кризис, более всего проявляются в сознании именно этой социальной группы. Выражая личностную значимость тех или иных областей жизни, и раскрывая мотивационно-потребностную сферу личности, ценностные ориентации определяют основные мотивы устремлений поведения индивида, оказывая влияние на все сферы его жизнедеятельности.
Анализируя результаты многочисленных исследований социологов, психологов, по ранжированию ценностей и степени их достижения в будущем следует отметить, что многие дети-сироты, обладая большой ценностью к какой-либо жизненной сфере, оценивают ее как недоступную для себя, либо оценивает ценность как доступную, но при этом она не является очень значимой. Все эти
48
Территория науки. 2015. № 1
нюансы ведут к внутриличностному конфликту. Идет отрыв от реальности значимых ценностей и тех перспектив, которые они перед собой ставят: «Я хочу быть директором, но не знаю, что для этого надо, и вряд ли я могу им стать в силу различных причин». Если оценка важности той или иной сферы жизни не совпадает с его представлением о доступности этой сферы для себя, то можно говорить о наличии у него психологических проблем в этой области, трудности социальной адаптации, профессиональном и личностном самоопределении. Более того, имеет место проблема несформированности таких ценностей, как активная, деятельная жизнь, познание и творчество. Недооценка собственной активности свидетельствует о недостаточной ответственности и нежелании брать на себя эту ответственность, отвержение ценности творчества усиливает стереотипность реакций и неумение видеть разнообразные выходы из сложившихся ситуаций [1].
Построение жизненной и профессиональной перспективы непосредственно связано с его представлениями о доступности тех или иных ценностей в обозримом будущем. Ценностные ориентации являются, по своей сути, важнейшей составляющей структуры личности, которая содержит в себе мотивационный, когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты. Они представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор, а, следовательно, всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей человека, связь между личностью и обществом, его институтами, культурой, ценностями.
Роль ценностных ориентаций состоит в том, что они сообщают направленность профессиональной деятельности, придают ей ценности, содержащие смысл, позволяют занять определенную позицию, регулируют поведение, формируют способы самоактуализации.
В отечественной и зарубежной психологии существует несколько подходов к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности. В отечественной психологии ценностные ориентации рассматривались, в основном, внутри личностных образований -личностных смыслов (Зейгарник Б.В., Асмолов А.Г., Братусь Б.С.). В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации, как основная характеристика личности, исследовались Э.Шпрангером, Дж. Холандом, М. Рокичем, В. и др.
Одной из основных особенностей формирования системы ценностей обучающихся из числа детей-сирот является возрастной период, определяемый в возрастной психологии как юношеский. В
49
Территория науки. 2015. № 1
этом возрасте продолжают формироваться жизненные планы и профессиональные устремления личности. Поэтому возникновение, формирование, а затем и реализация профессиональной программы личности как сознательного процесса, имеет большое практическое значение [2].
В рамках изучения ценностной сферы было проведено исследование системы ценностей обучающихся из числа детей-сирот ГОУ НПО ПУ №32 города Прокопьевска.
Цель исследования: выявление особенностей ценностных
ориентаций и их значения в профессиональном самоопределении обучающихся из числа детей-сирот.
Основными задачами являлись определение подструктур значимых и незначимых ценностей, статистической зависимости уровней сформированности терминальных и инструментальных ориентаций.
Гипотеза исследования: наиболее сформированной является
структура ценностных ориентаций с компонентами практического, материального, профессионально-карьерного аспекта
жизнедеятельности личности.
Для изучения ценностно-ориентационной системы личности использовалась методика М. Рокича. Методика исследования включает в себя два списка наиболее актуальных жизненных ценностей: терминальные ценности (ценности-цели),
инструментальные ценности (ценности-средства); в каждом списке по 18 наименований. Испытуемым предлагалось проранжировать ценности в обоих списках по степени их значимости на данный момент и их важности для достижения успеха в жизни и профессии.
Данные исследования были подвергнуты корреляционному и факторному анализу. В данном случае факторный анализ обработки данных является наиболее информативным. С помощью этого метода получена четырехфакторная модель, отражающая личностную направленность обучающихся из числа детей-сирот.
В результате анализа выявлены следующие наиболее сформированные значимые ценности:
• Терминальные: познание; счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей); творчество (возможность творческой деятельности); развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); наличие хороших и верных друзей; красота природы и искусства, продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей и способностей) (см. табл.1).
50
Территория науки. 2015. № 1
Таблица 1 - Факторные нагрузки наиболее значимых терминальных _______________________ценностей_________________________
1. познание 0,58
2. счастье других 0,58
3. творчество 0,62
4. развитие 0,50
5. наличие хороших и верных друзей 0,50
6. красота природы 0,34
7. продуктивная жизнь 0,3
• Инструментальные: высокие запросы (высокие требования к жизни, высокие притязания); эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе); широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, традиции); терпимость ко взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки (см. табл.2).
Таблица 2 - Факторные нагрузки наиболее значимых __________инструментальных ценностей_________
1. высокие запросы 0,63
2. эффективность в делах 0,50
3. широта взглядов 0,45
4. терпимость 0,4
Выделенные ценности выражают общую возрастную ориентацию на развитие и самосовершенствование, личностное и профессиональное самоутверждение. Но высокие запросы как ценность - средство, кроме возрастных предпосылок, имеет объективные причины нестабильного, кризисного характера социально-экономического развития в стране и регионе. Ситуация нестабильности, как уже отмечалось нами выше, отражается также «нестабильностью» в сознании детей-сирот, желанием получить от жизни все и быстро, без больших и длительных усилий. Высокий уровень притязаний проявляется не только в повышенных требованиях к себе и к обществу, но и в стремлении ко взрослости, самостоятельности собственных мнений, что нередко сопровождается негативизмом, пренебрежением, сверхкритическим отношением к одним нравственным ценностям, и в то же время, нереалистическим, преувеличенным значением других ценностей.
51
Территория науки. 2015. № 1
Терпимость как ценность - средство, обусловлено также этноцентризмом, проявляемое в межличностных отношениях как уступчивость, конформность, незлопамятность и т.д.
Наиболее сформированными отвергаемыми оказались ценности:
• Терминальные: развлечения, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий и сомнений); свобода (самостоятельность и независимость в суждениях и поступках); здоровье, материально обеспеченная жизнь, любовь (см. табл.3).
Таблица 3 - Факторные нагрузки наиболее сформированных ________отвергаемых терминальных ценностей________
1. развлечения -0,50
2. счастливая семейная жизнь -0,50
3. уверенность в себе -0,45
4. свобода -0,45
5. здоровье -0,40
6. материально обеспеченная жизнь -0,40
7. любовь -0,38
• Инструментальные ценности: честность; образованность
(широкие знания, высокая общая культура); чуткость, твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); смелость в отстаивании своего мнения (см. табл.4).
Таблица 4 - Факторные нагрузки наиболее сформированных ______отвергаемых инструментальных ценностей________
1. честность -0,50
2. образованность -0,40
3. чуткость -0,40
4. твердая воля -0,38
5. смелость в отстаивании своего мнения -0,40
Отвержение этих ценностей объясняется, во-первых, возрастными особенностями, в силу их малой актуальной потребности личностного выражения по сравнению с другими ценностями (счастливая семейная
52
Территория науки. 2015. № 1
жизнь, здоровье, материально обеспеченная жизнь, любовь), а также с непопулярностью средств достижения жизненных целей в обществе (честность, чуткость, твердая воля, смелость). Отвержение такой ценности как развлечения можно соотнести также с фактором социальной благожелательности.
Незначимыми для данной выборки испытуемых оказались ценности: жизненная мудрость, активная деятельная жизнь,
интересная работа, общественное признание, воспитанность,
жизнерадостность, аккуратность, ответственность, самоконтроль, исполнительность, рационализм, непримиримость к недостаткам в себе и других.
Несформированность вышеперечисленных факторов, объясняется возрастными особенностями, неразвитостью самосознания личности, а также отсутствием коллективистического самоопределения личности, с неэффективностью современных методов социального воспитания, с выражением известного конформного поведения в ситуациях чаще всего авторитарного образования.
В процессе анализа проведенного исследования были выделены наиболее значимые корреляционные связи (коэффициенты Пирсона) для 36 признаков с высокой вероятностью связи (0,95%). Результаты указывают на несформированность таких понятий, как познание, развитие, творчество, продуктивная жизнь, наглядно демонстрирующих трудности профессионального самоопределения обучающихся из числа детей-сирот.
Таким образом, на основе анализа данных, выявляется четыре типа формирования личности исследуемой выборки респондентов, различающихся структурой ценностных ориентаций:
профессиональный - результативный, познавательный -целеустремленный, эстетический - гуманитарный, социальный -дипломатичный [3].
Профессиональный - результативный тип испытуемых в плане самореализации ориентирован на практический аспект жизнедеятельности, на формирование профессионализма и карьерного роста в будущей профессиональной деятельности, что подтверждает гипотезу. Для группы познавательно - целеустремленного личностного типа характерна направленность на возможность расширения своего образования и кругозора, общей культуры, интеллектуального развития, на постоянное физическое и духовное самосовершенствование. Такой тип развития личности основывается на познавательных потребностях, составляющих в данном случае, психологическую основу мотивации достижения. Доминирующая,
53
Территория науки. 2015. № 1
познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах к новизне стимула. Данная группа обучающихся из числа детей-сирот требует к себе особого внимания, так как в процессе профессионального самоопределения таких респондентов превалируют внутренние значимые профессиональные мотивы творческого развития, самовыражения, самораскрытия, что является серьезным снованием успешного овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками в будущей профессиональной деятельности.
Эстетический - гуманитарный тип ориентирован на переживание прекрасного в природе и в искусстве, на развитие и совершенствование человечества, на возможность творческой деятельности. Характерны для данной группы такие качества, как терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать ошибки и заблуждения. Отвергаемыми оказываются такие ценности как: любовь, образованность, твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов. Гуманность личностной позиции и человеколюбие, но, с другой стороны, некоторая нереалистичность, уход в мир фантазий, особенно в случаях сложных, проблемных ситуациях, неопытность в оценке мотивов поведения других людей могут создавать реальные трудности в процессе овладения будущей профессией. И наконец, обучающиеся из числа детей-сирот, социального - дипломатичного типа более всего ценят личностные качества, способствующие социальной адаптации: наличие хороших и верных друзей, умение понять чужую точку зрения, уважение иных вкусов, обычаев, жизнерадостность. Отвергаются такие терминальные ценности как: здоровье, уверенность в себе.
Выделенные типы формирования ценностных ориентаций личности обучающихся из числа детей-сирот, указывают на различие и разнообразие формирующихся отношений к различным сферам жизнедеятельности, а в частности, к будущей профессиональной деятельности. Более того, выявляют психологическую направленность профессионального развития будущих специалистов, профессиональные потребности и затруднения молодого поколения. Это позволяет более объективно планировать воспитательные и образовательные процессы, ответственно подходить к формированию и коррекции отношения обучающихся из числа детей-сирот к профессиональному и жизненному самоопределению.
54
Территория науки. 2015. № 1
Список литературы
1. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социологические исследования.- 2000. № 12. - С.104-109
2. Живага, А.Ю. Теоретико-методологические особенности исследования системы профессиональной ориентации молодежи [Текст] / А.Ю. Живага// Социология власти. - 2007. - № 2. - С. 78-80
3. Леонтьев, Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и
групповом сознании [электронный ресурс] // Педсовет.о^.2011. -Режим доступа: http://old.poItalopeam/to_texts/id_Ш/,свободный.-
Загл. с экрана.- яз. рус.
55