Научная статья на тему 'Исследование профессиональной направленности студентов-специалистов по социальной работе'

Исследование профессиональной направленности студентов-специалистов по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
289
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ СВЯЗИ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / МОТИВЫ И ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / PROFESSIONAL ORIENTATION / FORMING EXPERIMENT / CORRELATION LINKS / FACTOR ANALYSIS / MOTIVES AND VALUES OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шагдурова Лариса Дагбаевна

В статье рассмотрены результаты эмпирического исследования по формированию профессиональной направленности студентов на этапе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS-SPECIALISTS IN SOCIAL SPHERE

The article deals with the results of empirical research on forming of students' professional orientation while studying at the university.

Текст научной работы на тему «Исследование профессиональной направленности студентов-специалистов по социальной работе»

УДК 37 .015.3 Л.Д. Шагдурова

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

В статье рассмотрены результаты эмпирического исследования по формированию профессиональной направленности студентов на этапе обучения в вузе.

Ключевые слова: профессиональная направленность, формирующий эксперимент, корреляционные связи, факторный анализ, мотивы и ценности профессиональной самореализации.

L.D. Shagdurova

RESEARCH OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS-SPECIALISTS IN SOCIAL SPHERE

The article deals with the results of empirical research on forming of students ’ professional orientation while studying at the university.

Keywords: professional orientation, forming experiment, correlation links, factor analysis, motives and values of professional self-realization.

Исследование профессиональной направленности студента актуализировано качеством подготовки будущего специалиста, способного к постоянному профессиональному совершенствованию. Большинство исследователей трактуют профессиональную направленность как совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих на выбор профессии, стремление работать по ней и получать удовлетворение от своей профессии. Среди исследователей не существует единого определения и общепринятой структуры изучаемого явления. Данное обстоятельство создает трудности при определении психологических мероприятий для формирования профессиональной направленности студентов в период обучения в вузе. Поскольку личность студента развивается неравномерно, логично предположить, что формирование профессиональной направленности в вузе может изменяться по мере знакомства с профессией как в положительную, так и отрицательную сторону. Вот почему целесообразно управлять этим процессом. Разработка конкретных мероприятий в рамках формирующего эксперимента в дополнение к другим средствам учебно-воспитательного процесса помогает процессу становления психологической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности.

Целью исследования явилось формирование профессиональной направленности у будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе. Объектом исследования выступила профессиональная направленность как один из важнейших факторов эффективности профессиональной деятельности.

В исследовании приняли участие студенты третьего курса СПФ Бурятского государственного университета в количестве 80 человек. Основными в исследовании являются следующие психодиагностические методики: «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Направленность личности» В. Смекала и М. Кучера, тест юмористических фраз (ТЮФ) А.Г. Шмелева.

Ценностные ориентации являются важнейшей характеристикой личности, поскольку определяют отношения и особенности взаимодействия человека с окружающими людьми, детерминируют и регулируют его поведение. По М. Рокичу, ценности могут быть разделены на две основные группы: терминальные ценности, которые являются мотивирующими в функциональном отношении, поскольку представляют собой конечные сверхцели, и инструментальные ценности, которые представляют собой принципы действия человека, модели и способы его поведения, необходимые для функционирования терминальных ценностей. Назначение методики «Направленность личности» - определение доминирующей направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие). Личностная направленность связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия. Коллективистскую направленность характеризует ситуация, когда поступки человека определяются потребностью в общении. Деловая направленность отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью. Все три вида направленности обычно сочетаются. Методика ТЮФ позволяет выявлять степень выраженности различных потребностей человека: в само-

сохранении, сексуальном удовлетворении, алкоголе, деньгах, престиже, карьере, семейном благополучии, эстетических переживаниях и познании.

Формирующий эксперимент осуществлялся методом параллельных групп - экспериментальной и контрольной. В каждой группе было по 40 человек, имеющих эквивалентные нерелевантные характеристики (пол, возраст, уровень образования). Для студентов экспериментальной группы были созданы условия для психологического воздействия, в то время как субъекты контрольной группы не подвергались данному воздействию.

Цель группового тренинга состояла в повышении эффективности профессиональной подготовки, которая была конкретизирована в следующих задачах:

• формирование интереса к собственной личности и установки на осознание личностных проблем, своих коммуникативных и интеллектуальных способностей;

• совершенствование навыков личностного и профессионального взаимодействия в ситуации решения практических задач;

• формирование основных компонентов профессиональной направленности и рефлексивных возможностей студентов.

Программа формирующего эксперимента, на основе которой проводились занятия со студентами, обеспечивала целенаправленное развитие основных компонентов профессиональной направленности. Выбранный нами метод рассматривается также как возможность обмена опытом и создание психологической поддержки студентам при анализе трудных случаев из их учебно-профессиональной практики.

Она состояла из трех частей, каждая из которых имела свое метафорическое название, отражающее суть ее содержания. Задания и упражнения были ориентированы на формирующуюся личность студента, в сферу интересов которой входят налаживание конструктивного межличностного и профессионального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, расширение интеллектуальных возможностей и рефлексивных способностей, формирование интенсивной профессиональной направленности, готовности к самопознанию и саморегуляции. Работоспособность группы и эмоциональная поддержка друг друга обеспечивалась самими участниками эксперимента. Доброжелательная атмосфера в группе способствовала открытости и свободному выражению мнений и различных точек зрения.

В первой части программы упражнения носили в основном психодиагностический характер. Участники группы анализировали личностные и профессиональные трудности в процессе взаимодействия, активно работали над вербализацией собственных эмоциональных состояний во время выполнения упражнений.

Во второй части были рассмотрены основные способы индивидуального совладания с собственными неконструктивными эмоциональными и поведенческими проявлениями, осознание ценностей профессии и профессионального самосовершенствования. Разбирались практические ситуации при работе с клиентами.

В третьей части программы были рассмотрены такие проблемы, как роль и функции специалиста по социальной работе, творческой характер профессии, закреплен опыт позитивного переживания межличностного и делового взаимодействия.

После окончания формирующего эксперимента проводилось психодиагностическое исследование с использованием вышеназванных методик, целью которого было установить степень влияния психологического воздействия на формирование профессиональной направленности в экспериментальной группе и выявить присутствие или отсутствие аналогичных изменений в контрольной группе.

Полученные результаты были обработаны с помощью корреляционного и факторного анализа. Обработка данных при помощи факторного анализа проводилась методом главных компонент (Уагішах - вращение).

В экспериментальной группе значимые корреляционные связи наблюдаются между показателями шкал: агрессия-самозащита и карьера (г=-0,31; р<0,05), социальные проблемы и ответственность (г=0,44; р<0,05), социальные проблемы и самоконтроль (г=0,31; р<0,05), человеческая глупость и развитие (г=0,36; р<0,05), направленность на взаимодействие и направленность на задачу (г=-0,48; р<0,05), направленность на взаимодействие и счастье других (г=-0,33; р<0,05), здоровье и материально обеспеченная жизнь (г=0,38; р<0,05), здоровье и творчество (г=-0,37; р<0,05), здоровье и высокие запросы (г=-0,44; р<0,05), аккуратность и воспитанность (г=0,60; р<0,05), аккуратность и чуткость (г=0,32; р<0,05), аккуратность и смелость (г= -056 р<), аккуратность и твердая воля (г=-050р<), обще-

ственное признание и рационализм (г=0,42; р<0,05), общественное признание и высокие запросы (г=0,30; р<0,05), жизненная мудрость и свобода (г=0,33; р<0,05), жизненная мудрость и широта взглядов (г=0,47; р<0,05).

Таким образом, можно сказать, что студенты экспериментальной группы ориентированы на карьеру, готовы к конкурентной борьбе. В учебно-профессиональной деятельности значимой для них является ориентация на связи ценностей аккуратности и воспитанности, аккуратности и чуткости, что обусловливает возможность установления положительного контакта с окружением. Приоритетное место в решении социальных проблем занимает ответственность, которая выражается в осуществлении контроля процесса деятельности, состояния клиента и его ситуации с целью обеспечения своевременного корригирующего вмешательства. Не менее важным фактором при решении социальных проблем является ориентация на ценности самоконтроля, который обязывает специалиста сдерживать свою эмоциональную реакцию при работе с клиентом. В межличностных контактах преобладают ценности счастья других. В контексте профессиональной деятельности данную ценность возможно рассматривать как качественное выполнение профессиональных обязанностей. Также в межличностных контактах преобладает направленность на дело, которая отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, стремление к познанию. О ценностных приоритетах дела говорят смелость в отстаивании своего мнения и проявление твердой воли. Познание ведет к постоянному развитию. Также приоритеты творческого отношения к делу преобладают над ценностями здоровья. Здоровье, которое отражает субъективное благополучие личности, способствует материально обеспеченной жизни. При общественном признании для студентов характерна ориентация на высокие запросы и ценности рационализма, то есть умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения. В перспективе жизненная мудрость нацелена на обладание свободой и широтой взглядов.

Итак, приоритетными во взаимосвязях, детерминирующими процесс профессионального развития, являются ориентации на мотивы и ценности профессиональной самореализации, а именно на карьеру, аккуратность, чуткость, ответственность, самоконтроль, счастье других, деловую направленность, смелость, твердую волю, развитие, творчество, материально обеспеченную жизнь, высокие запросы, рационализм, познание, жизненную мудрость.

Результаты корреляционного исследования в контрольной группе показывают, что приоритетными во взаимосвязях, обусловливающими профессиональное развитие, являются следующие показатели шкал: деньги и карьера (г=-0,36; р<0,05), деньги и развитие (г=0,35; р<0,05), деньги и ответственность (г=0,34; р<0,05), направленность на взаимодействие и направленность на задачу (г=-0,54; р<0,05), познание и образованность (г=0,50; р<0,05), познание и исполнительность (г=0,33; р<0,05), познание и развитие (г=0,30; р<0,05), счастье других и терпимость (г=0,52; р<0,05).

Следовательно, в контрольной группе в межличностных контактах предпочитаемой является ориентация на деловую направленность. В свою очередь, деловая направленность и ориентация на карьеру преобладают над мотивом материального благополучия, который сопутствует ответственности. В познании для студентов важна направленность на образованность, исполнительность и развитие. Важным фактором будущей профессиональной деятельности является ориентация на ценности терпимости и счастья других.

Итак, приоритетными во взаимосвязях, детерминирующими профессиональное развитие являются деловая направленность, карьера, ответственность, познание, образованность, исполнительность, развитие, терпимость, счастье других.

В показателях профессиональной направленности в экспериментальной группе проявляется большая структурированность взаимоотношений между установками и средствами их достижения, в связи с этим появляется большая степень приспособления к процессу профессионализации. Отсюда следует, что уровень сформированное™ профессиональной направленности у студентов экспериментальной группы выше, чем у студентов контрольной группы.

Следующий этап обработки результатов включает в себя факторный анализ данных с вращением Уайтах и нормализацией Кайзера.

На выборке экспериментальной группы было выделено пять значимых факторов. Наиболее мощный из них «Фактор I» объединяет в себе несколько переменных, что подтверждает высокую степень интегрированности структуры. К числу переменных относятся мода (0,63), направленность на взаимодействие (-0,65), направленность на задачу (0,42), продуктивная жизнь (-0,41), аккуратность (0,70), воспитанность (0,51), независимость (-0,54), смелость (-0,67), твердая воля (-0,58), честность (0,41),

чуткость (0,41). Анализ показателей первого фактора позволяет интерпретировать его как «Готовность к деятельности» в профессиональном и личностном плане. Полученные показатели говорят о том, что для студентов важно проявлять заботу и внимание к людям, быть искренним и правдивым, вежливым, уметь наводить порядок в делах, руководствоваться приоритетами дела, уметь подавать себя. В целом данные показатели указывают на стремление добиваться положительного результата во взаимодействии и решении деловых задач.

В результате анализа пунктов второго фактора его можно обозначить как «самоутверждение». В состав данного фактора входят пагубные привычки (0,47), социальные проблемы (-0,44), человеческая глупость (-0,65), независимость (0,42), ответственность (-0,74), самоконтроль (-0,57), смелость (0,44). В выборе способов времяпрепровождения и круге общения проявляется стремление личности к независимости, способности действовать самостоятельно и решительно, смело отстаивать свое мнение и свои взгляды. Также в определенной степени потеря самоконтроля или снижение ответственности может привести к социальному неблагополучию, напряженности во взаимоотношениях.

Третий фактор мы интерпретировали как «Устремленность в будущее». Данный фактор представлен следующими показателями: межполовые отношения (-0,42), карьера (-0,63), активная деятельная жизнь (0,55), здоровье (0,63), красота природы и искусства (-0,69), высокие запросы (-0,45). Здесь приоритетной является ценность здоровья, которая является залогом субъективного благополучия в жизни. В рамках профессиональной деятельности здоровье призвано обеспечить надежность и качество труда. В реализации жизненных планов значимы также полнота и эмоциональная насыщенность жизни. При этом студентам свойственно быть адекватными, не завышать свои притязания. Возможно, в стремлении студентов самоутвердиться в жизни проявляется их прагматичное желание быть конкурентоспособными за счет собственных умений и возможностей при хорошей физической и психологической форме.

Следующий фактор был интерпретирован как «реализация жизненных планов». В состав данного фактора входят бездарность в искусстве (-0,45), любовь (-0,54), материально обеспеченная жизнь (0,74), свобода (0,45), творчество (0,66), уверенность в себе (0,57). В юности свобода подразумевает возможность реализовать себя, духовный рост, гармонию с самим собой, ощущение своей индивидуальности. Выбор испытуемыми свободы означает желание быть хозяином своей судьбы, ориентацию на свободный выбор и право принимать решение. Уверенность в себе говорит о планах на будущее, помогает принимать решения, укрепляет волю. Творчество также способствует достижению свободы и говорит о стремлении к творческой самореализации.

Последний фактор проинтерпретирован нами как «Удовлетворенность жизнью». Данный фактор объединяет направленность на себя (-0,42), жизненную мудрость (-0,47), наличие хороших и верных друзей (0,48), познание (-0,51), развитие (-0,49), жизнерадостность (0,41), исполнительность (0,43), широту взглядов (-0,50). Жизненный период проходит в исполнении обязанностей и общении с друзьями. Стремление к исполнительности характеризует студентов, готовых соблюдать трудовую дисциплину на работе, в учебе, ладить в семье, быть ответственными в учебе и профессии, избирательными в общении. Юмор, жизнерадостность облегчают налаживание контактов, несет в себе мироощущение положительного начала и добра, что способствует в целом удовлетворенности жизнью.

На выборке испытуемых из контрольной группы нами были выделены также пять факторов. Анализ показателей первого фактора позволяет интерпретировать его как «рациональную перспективу». В состав данного фактора входят направленность на задачу (-0,49), жизненная мудрость (0,43), любовь (-0,62), наличие друзей (-0,54), познание (0,65), развитие (0,63), развлечения (-0,74), жизнерадостность (-0,70), образованность (0,45), рационализм (0,42), чуткость (-0,45). Рациональность действий и здравый смысл проявляются в том, что сейчас свою главную задачу студенты видят в получении образования и постоянной работе над собой с целью расширить свой кругозор, быть интеллектуально развитыми.

В результате анализа показателей второго фактора мы проинтерпретировали его как «Способ достижения социального благополучия». В состав данного фактора входят агрессия-самозащита (0,68), мода (-0,48), социальные проблемы (0,72), бездарность в искусстве (-0,52), счастье других (-0,48), аккуратность (0,47), образованность (0,41), самоконтроль (-0,65), твердая воля (-0,40). Испытуемые ориентированы на мотивы самосохранения, которые, в свою очередь, обусловливают формирование аккуратности в делах, стремление получить образование с целью создания социального благополучия.

Третий фактор «в поисках удовлетворения личных потребностей» объединяет направленность на себя (0,40), направленность на взаимодействие (-0,68), активную деятельную жизнь (0,60), интересную работу (-0,50), красоту природы и искусства (0,73), свободу (0,50), непримиримость к недостаткам в себе и других (-0,56). Личностная направленность студентов говорит о том, что они активно ищут возможности удовлетворить свои личные притязания. Они активно заняты собой, своими чувствами и переживаниями. Это проявляется в стремлении к самостоятельности, независимости в суждениях и поступках, в предпочтении ценностей красоты природы и искусства.

Следующий фактор мы интерпретировали как «способ достижения материального благополучия». В его состав входят материально обеспеченная жизнь (0,74), общественное признание (0,61), продуктивная жизнь (-0,55), уверенность в себе (-0,43), воспитанность (-0,57), твердая воля (0,48). Фактор отражает стремление испытуемых к общественному признанию с целью достижения материального благополучия. Этому должно способствовать наличие твердой воли, то есть умение не отступать перед трудностями.

В состав последнего фактора «стремление к личному престижу» входят карьера (-0,64), направленность на себя (0,48), направленность на задачу (-0,41), интересная работа (0,43), счастье других (0,55), высокие запросы (0,58), терпимость (-0,45), честность (-0,48). Для личностной направленности студентов характерно преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству, престижу. В интересной работе они видят возможность удовлетворить свои высокие личные притязания.

Итак, материалы исследования позволяют сделать следующие выводы. В результате факторного анализа на выборке экспериментальной группы было выделено пять значимых факторов: готовность к деятельности, самоутверждение, устремленность в будущее, реализация жизненных планов, удовлетворенность жизнью. На выборке контрольной группы также выделено пять факторов: рациональная перспектива, способ достижения социального благополучия, в поисках удовлетворения личных потребностей, способ достижения материального благополучия, стремление к личному престижу.

По результатам факторного анализа можно сказать, что в структуре профессиональной направленности испытуемых из экспериментальной группы выделяется фактор «готовность к саморазвитию». В контрольной группе наиболее значимым является фактор «рациональная перспектива». Выделенные на выборке экспериментальной группы факторы говорят о профессиональном становлении студентов в период вузовского обучения. В частности, личностное и профессиональное развитие связано у них с развитием таких качеств, как аккуратность, воспитанность, честность, чуткость, творчество, умение взаимодействовать с окружением, быть нацеленными на выполнение деловых задач, исполнять свои обязанности на должном уровне, быть ответственными в учебе и профессии. Выделенные на выборке контрольной группы факторы характеризуют студентов как рационально мыслящих молодых людей, нацеленных на максимальное использование своих возможностей и способностей, интеллектуальное развитие. Для них характерно преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству, престижу. При осуществлении своих жизненных планов они стремятся быть образованными, чтобы добиться общественного признания с целью обеспечить материальное и социальное благополучие, удовлетворить свои высокие притязания.

Применение факторного анализа позволило уточнить структуру профессионально важных качеств, личностных свойств, являющихся значимыми для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности - социальной работы.

Шагдурова Лариса Дагбаевна - соискатель кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: kafedra_osp_bsu@mail.ru

Shagdurova Larisa Dagbaevna - competitor of general and social psychology department of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: kafedra_osp_bsu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.