гуляции состояний педагогов, может стать полезным инструментом в мониторинге и анализе различных вопросов профессиональной деятельности педагогов, нахождении проблемных зон, требующих соответствующей коррекции.
Литература
1. Ахмерова С.Г. Здоровье педагога, профессиональные факторы риска. - Уфа, 2001.
2. Моросанова В. И. Регуляторные предпосылки выбора новой профессии // Психологические аспекты социальной нестабильности. - М., 1999. - C. 142-147.
3. Прохоров А. О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний // Психологический журнал. - 2005. - Т.26, №2. - С. 68-80.
4. Савостьянов А. О. Саморегуляция эмоциональных состояний в деятельности учителя // Народное образование. -2001. - № 7. - С. 213-229.
5. Психология профессионального здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2006.
Гунзунова Бальжима Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета, докторант Восточно-Сибирской государственной академии образования (г. Иркутск). E-mail: balzhimag@mail.ru
Gunzunova Bal'zhima Anatolievna - candidate of psychology, associate professor of general and social psychology department of Buryat State University (Ulan-Ude), doctorant of East-Siberian State Academy of Education (Irkutsk). E-mail: balzhimag@mail.ru.
УДК 159.923.072 Л.Г. Комиссарова, Т.Л. Миронова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА
Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ в рамках выполнения исследовательского проекта
№ 09-06-62601 а/Т
В статье исследуются особенности ценностных ориентаций, самоотношения, дается анализ структуры личностных характеристик студентов.
Ключевые слова: личность, личностные свойства, самоотношение, ценностные ориентации, факторный анализ.
L.G. Komissarova, T.L. Mironova PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF COLLEGE STUDENT PERSONALITY
The article studies the peculiarities of value orientations, self-attitude, and the analysis of the structure of students’ personal characteristics is given.
Keywords:personality, personal characteristics, self-attitude, values, factor analysis.
Реформирование общественно-экономической жизни российского общества в XXI в. выдвигает перед многими науками, в том числе и перед психологией, как одну из актуальных проблему развития и формирования личности. В настоящее время остро ощущается необходимость формирования и развития личности, обладающей следующими качествами: целостным мировоззрением [1, с. 48-61]; ориентацией на общечеловеческие нравственные ценности; поисковой активностью; потребностью к самоактуализации и стремлением к непрерывному нравственно-духовному совершенствованию; гражданственностью; хорошим уровнем интеллектуальных и специальных способностей, интеллектуальной гибкостью; нравственно-психологическими качествами; волевыми качествами - целеустремленностью, настойчивостью, самостоятельностью, инициативностью; самосознанием, в частности, осознанием своего места и роли в обществе, целей и смыслов социальной и личной ответственности за свои поступки; ответственностью за нравственно ценный выбор средств, необходимых для достижения цели; готовой к интеграции с обществом, а именно способной воздействовать на среду, изменяя ее или изменяясь самой; компетентностью; творческим потенциалом; радикализмом; этнической толерантностью и т.д. Решение данной задачи - формирование и развитие личности, отвечающей запросам времени - требует от психологической науки выяснения общих закономерностей формирования психики человека, становления психологической организации личности, «раскрытия детерминации функционирования, обогащения и перехода на новые уровни развития психологической органи-
зации личности, нахождения условий взаимной согласованности (гармоничности) ее динамических характеристик, обнаружения психологических механизмов социально детерминированной жизнедеятельности личности» [1, с. 3].
Успешность решения данных проблем связана с тщательным изучением психологических особенностей личности подрастающего поколения, учащейся молодежи - студентов колледжей и вузов, а также и внешних условий их жизни, созданием условий для развития в каждом человеке неповторимой индивидуальности и одновременно ориентации его на общечеловеческие нравственные ценности, активную гражданственность и социальное творчество. «Только свободная личность, воспитанная в условиях «демократии разума» (О. Тоффлер), способна в нынешних условиях принимать ответственные решения. Становление такой личности невозможно в условиях социально-педагогической ортодоксии - господства коллективистской «умственной и нравственной» педагогической установки, явившейся продуктом «валового» подхода в воспитании. Человек, личность в этих условиях становится жертвой коллективистски-обобщенных, стандартизированных, нацеленных на среднюю, серую личность моделей воспитания» [2, с. 56].
Эффективность образовательного процесса в сфере среднего профессионального образования в настоящее время невозможна без учета личностных особенностей студентов. Воспитание будущих специалистов требует учета их возрастно-групповых, социально-психологических, личностных характеристик.
Целью данной работы является изучение психологических особенностей студентов средних специальных учебных заведений. Исследование проводилось в 2010 г. в Бурятском лесопромышленном колледже (г. Улан-Удэ). В нем приняло участие 77 студентов колледжа дневного отделения, из них девушек - 38 (49%), юношей - 39 (51%). Средний возраст испытуемых - 17,5 лет, диапазон их возрастной вариации определяется интервалом в 3 года - от 16 до 19 лет.
Нами были использованы следующие методики: 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла [4, с. 126], методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева «МИС» [7], методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [9].
Рассмотрим структуру ценностных ориентаций студентов колледжа, она представлена на рис. 1,
2.
Рис.1. Структура терминальных ценностей студентов
Примечание: 1. Активная деятельная жизнь. 2. Жизненная мудрость. 3. Здоровье. 4. Интересная работа. 5. Красота и искусство. 6. Любовь. 7. Материально обеспеченная жизнь. 8. Наличие хороших и верных друзей. 9. Мир в стране. 10. Общественное признание. 11. Познание. 12. Равенство. 13. Самостоятельность. 14. Свобода. 15. Счастливая семейная жизнь. 16. Творчество. 17. Уверенность в себе. 18. Удовольствие.
Рис.2. Структура инструментальных ценностей студентов
Примечание: 1. Аккуратность. 2. Воспитанность. 3. Высокие запросы. 4. Жизнерадостность. 5. Исполнительность. 6. Независимость. 7. Непримиримость. 8. Образованность. 9. Ответственность. 10. Рационализм. 11. Самоконтроль. 12. Смелость. 13. Твердая воля. 14. Терпимость. 15. Широта взглядов. 16. Честность. 17. Эффективность в делах. 18. Чуткость.
Результаты исследования ценностей в выборке студентов свидетельствует о том, что для них приоритетными оказались среди терминальных ценностей такие ценности, как хорошее психическое и физическое здоровье, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, жизненная мудрость, активная деятельная жизнь, материально обеспеченная жизнь. Высший доминирующий уровень инструментальных ценностей у данных студентов составили аккуратность, воспитанность, честность, независимость, образованность, жизнерадостность. На среднем предпочитаемом уровне иерархии по ранговым показателям терминальные ценности в выборке респондентов распределились следующим образом: любовь, интересная работа, уверенность в себе, познание, удовольствие, свобода. Средний уровень инструментальных ценностей составили ответственность, смелость в отстаивании своего мнения, терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения, исполнительность, чуткость, широта взглядов. На низшем уровне иерархии оказались такие терминальные ценности, как красота природы и искусство, общественное призвание, равенство, творчество, самостоятельность, мир в стране, и такие инструментальные ценности, как самоконтроль, эффективность в делах, твердая воля, рационализм, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других.
Таким образом, для студентов более предпочтительными являются семейные ценности, ценности здорового образа жизни. Также предпочтение студенты отдают ценности «наличие хороших и верных друзей», которая в какой-то мере отражает естественный процесс личностного развития, так как студентам свойственно ориентироваться на общение со сверстниками. Значимой является ценность активной деятельности, которая наполняет жизнь интересными событиями и эмоциональными переживаниями, в ходе которой они получают определенный жизненный опыт. Для студентов значима материальная ценность, отсутствие материальных затруднений. Анализ структуры инструментальных ценностей показал, что значимыми для студентов являются аккуратность, умение содержать в порядке вещи, воспитанность, способность действовать самостоятельно. Значимыми также являются образованность, широта знаний, оптимизм.
Для студентов не значима ценность «красота природы и искусства», они не стремятся увидеть прекрасное в природе и искусстве, не стремятся к творческой деятельности. Для респондентов не значимо мнение окружающих людей, они безразлично относятся к своим недостаткам и недостаткам других. Не актуальны для них патриотические ценности, а также ценности равенства и братства. В воспитательной работе в колледже следует обращать внимание на патриотическое воспитание, формирование патриотических чувств, а также на формирование нравственной сферы личности, в частности, на формирование гуманистических качеств и мотивов.
Результаты исследования по методике МИС представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние значения факторов самоотношения у студентов колледжа
№ шкалы Название шкалы Показатели (в стенах)
1 Открытость 6
2 Самоуверенность 6,4
3 Саморуководство 6,2
4 Отраженное самоотношение 6,1
5 Самоценность 6,8
6 Самопринятие 6,3
7 Самопривязанность 5,9
8 Внутренняя конфликтность 5,1
9 Самообвинение 4,6
Наиболее высокую оценку студенты колледжа показали по шкале «Самоценность». Для них характерна заинтересованность в собственном «Я», любовь к себе, ощущение ценности своей личности, на фоне которой «возникает ощущение ценности собственной личности и для окружающих» [6, с.67]. Средняя оценка по шкале «Открытость» характеризует респондентов как личностей открытых, способных не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость. Студенты обладают критичностью и навыками рефлексии. Средняя оценка по шкалам «Самоуверенность», «Саморуководство» свидетельствует, что студенты характеризуют себя как самостоятельных, энергичных, волевых и надежных людей, они уверены в собственных силах и считают, что их судьба находится в их руках. Средние оценки по шкалам «Самопринятие», «Самопривязанность» свидетельствуют о положительном фоне отношения студентов к себе, согласии с самим собой. Дружеское отношение к себе проявляется в одобрении планов и желаний, эмоциональном, безусловном принятии себя. Средние оценки по шкалам «Внутренняя конфликтность» и «Самообвинение» подтверждают то обстоятельство, что исследуемые нами студенты не склонны испытывать чувство конфликтности и амбивалентности по отношению к собственному «Я», не имеют тенденции к чрезмерному самокопанию и рефлексии.
Нами был составлен обобщенный личностный профиль студентов колледжа в целом по опроснику Р. Кеттелла (рис. 3). Для интерпретации результатов эмпирических данных использовалось стандартное описание факторов [4; 9].
04
\ 7'67 /К
\ / >^6.36 0,Л>у6.45 / \
\ / >*5,56 ^ч/5 36 \
\ / \426
V 3,51
авсерсн і і. м N о си 02 оз 04
Рис. 3. Личностный профиль студентов колледжа (в стенах)
Примечание: А - общительность - замкнутость. В - развитое мышление - ограниченное мышление. С - эмоциональная стабильность - эмоциональная неустойчивость. Е - независимость - податливость. Б - беспечность - озабоченность. О -сознательность -безответственность. Н - смелость - застенчивость. I - чувственность - твердость. Ь - подозрительность -доверчивость. М - мечтательность - практичность. N - дипломатичность - прямолинейность. О - тревожность - спокойствие. Q1 - радикализм - консерватизм. Q2 - нонконформизм - конформизм. Q3 - высокий самоконтроль - низкий самоконтроль. д4- напряженность - расслабленность.
На уровне совокупного субъекта выявлена тенденция к высоким оценкам по факторам регуляторных свойств личности «высокий самоконтроль - низкий самоконтроль» (03=7,97) и «сознательность
- безответственность» (0=8,04). Студенты обладают выше среднего уровнем развития таких качеств, как ответственность, организованность, целенаправленность, настойчивость, дисциплинированность, умение контролировать свои эмоции.
Достаточно хорошо у студентов развиты коммуникативные свойства личности. Сочетание высоких значений по факторам «общительность - замкнутость» (А=7,67) и «смелость - застенчивость» (Н=7,57) означает, что респонденты стремятся к общению, им свойственны естественность и непринужденность в поведении, они выражают свои эмоции в общении, живо откликаются на события, предпочитают совместную работу в группе, нежели индивидуальную.
Выявлены средние значения по фактору «независимость - податливость» (Е=6,93). Это свидетельствует о том, что для них характерны уверенность в себе, оптимальное отношение к авторитетам.
У них средний уровень эмоциональной устойчивости (С=6,78) и чувствительности (1=6,36), что характеризует их как людей спокойных, не раздражительных, обладающих средней толерантностью к эмоциогенным факторам.
Средний показатель по фактору «беспечность - озабоченность» (Б=5,56) свидетельствует о том, что респонденты не отличаются большой беспечностью, они достаточно активны и жизнерадостны, и в то же время сдержанны.
Получены средние оценки по факторам «подозрительность - доверчивость» (Ь=5,16), «мечтательность - практичность» (М=5,16) «дипломатичность - прямолинейность» (N=6,05), «тревожность
- спокойствие» (0=6,39). Следовательно, студентам свойственны следующие черты: направленность интересов на других людей; они могут неплохо взаимодействовать в коллективе, устанавливать хорошие взаимоотношения, они не проявляют циничности и грубости по отношению к другим людям; неплохо могут ориентироваться в практических делах; для них не свойственна излишняя тревожность и сентиментальность.
Средние значения по фактору «радикализм - консерватизм» (01=6,45) свидетельствуют о том, что у них склонность к экспериментированию и нововведениям находится на среднем уровне. В процессе профессионального обучения следует развивать у учащихся склонность к новаторству, так как данное качество соответствует веяниям времени.
Средние значения получены по фактору «нонконформизм - конформизм» (02=5,36). Следовательно, для респондентов не свойственна выраженная внушаемость, они способны к самостоятельному принятию решений и действий.
Тенденция к низкому показателю по фактору «напряженность - расслабленность» (04=4,26) показывает, что у респондентов в большей степени выражена пассивность, релаксированность и недостаточная мотивированность.
По фактору «развитое мышление - ограниченное мышление» (В=3,51) получены достаточно низкие значения. Следовательно, у студентов преобладает образное мышление, у них в недостаточной мере развито абстрактно-логическое мышление, что, в свою очередь, ведет к затруднениям при усвоении учебного материала.
Педагогам необходимо развивать интеллектуальные способности у учащихся. Если преподаватель их не развивает, то студент может быть ориентирован на запоминание учебного материала без его достаточного осмысления, что ведет к формальному усвоению знаний, а в последующем неумению осуществлять «перенос» знаний, когда возникает проблемная ситуация.
Проводились исследования студентов вуза под руководством Б.Г. Ананьева. Установлено, что у большинства студентов вуза уровень развития таких интеллектуальных операций, как сравнение, классификация, определение, весьма невысок [5]. Было отмечено, что педагог зачастую прилагает большие усилия, направленные на преодоление школярского отношения учащихся к учебе: ориентация только на результат интеллектуальной деятельности, равнодушие к процессу мыслительной деятельности. Исследователи пришли к выводу, что лишь более половины студентов повышает показатели интеллектуального развития от первого к пятому курсу, причем повышение наблюдается у слабых и средних студентов, а лучшие студенты остаются на том же уровне развития интеллектуальных способностей.
Для студента колледжа важным является овладение способностью учиться, так как процесс непрерывного образования будет длиться всю жизнь и позитивно скажется на его профессиональном
становлении, трудовой карьере. Педагоги колледжа должны создать условия для развития вышеуказанной способности.
Для выявления структуры личностных характеристик студентов нами был осуществлен факторный анализ с помощью метода главных компонент (уагушах - вращение). Результаты отражены в табл. 2.
Таблица 2
Факторное отображение структуры личностных характеристик студентов колледжа
Показатели Факторы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Самопринятие 0,61
Самоуверенность 0,57
Интересная работа 0,55
Самоценность 0,54
Здоровье 0,54 -0,38
Смелость 0,58
Самоконтроль 0,57 0,45 0,44
Мир в стране -0,54
Рационализм 0,65
Широта взглядов 0,53
Аккуратность -0,78
Воспитанность -0,49
Честность 0,71
Ответственность 0,53
Высокие запросы -0,63 0,42
Удовольствия 0,47
Образованность 0,42 -0,42
Познание -0,45
Общественное признание 0,46
Чуткость -0,53
Интересная работа -0,53
Мудрость -0,45
Чувственность 0,47
Деньги 0,43
Активная жизнь -0,42 0,34
Открытость 0,35
Красота природы и искусства 0,34 -0,41
Любовь 0,33
04 напряженность - расслабленность 0,33
Друзья 0,32
Творчество 0,49
Эффективность в делах 0,47
Жизнерадостность -0,46
Семья -0,4
Равенство -0,47
Свобода -0,38
Доля объяснимой дисперсии, % 8,1 6,8 6,5 5,6 5,5 5 4,6 4,3 3,7 3,6 3,5 3
В результате факторного анализа было выделено 12 наиболее значимых факторов. Первый, выделенный в пространстве психологических характеристик студентов колледжа, содержит 5 следующих в порядке убывания переменных: самопринятие (г=0,611), самоуверенность (г=0,567), интересная работа (г=0,549), самоценность (г=0,547), здоровье (г=0,541). Его, судя по факторным нагрузкам, можно с определенной долей условности назвать фактором успешности жизненной самореализации. Для значительной группы студентов колледжа очень важно ощущение ценности собственной личности, чувство симпатии и уважения к себе. Это чувство, по их мнению, невозможно без наличия интересной работы, что свидетельствует о высокой потребности в творческой деятельности в структуре их личностной иерархии. Этот фактор определяет энергетику самоощущения студента, его самочувст-
вие, он наиболее значим (факторный вес=8,07) в данной студенческой среде и в наибольшей степени определяет процессы социальной дифференциации, происходящие в ней.
Второй фактор личностных характеристик образуют 3 следующих показателя: смелость (г=0,576), самоконтроль (г=0,566), мир в стране (г= -0,537). Эти нагрузки переменных позволяют его интерпретировать как фактор самоконтроля. Этот фактор свидетельствует о том, что для респондентов характерна социальная смелость, способность к саморегуляции, что предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, свое поведение и деятельность. Для них не является ценностной благоприятная, спокойная обстановка в стране, в обществе, а также сохранение мира между народами.
Третий выделенный фактор определяют четыре психологических показателя. На его положительном полюсе имеют высокую нагрузку показатели рационализма (г=0,645), широты взглядов (г=0,533), а на отрицательном - аккуратности (г=-0,78) и воспитанности (г=-0,49). Эта взаимосвязь внешне отдаленных психических явлений отражает такой их общий признак, который мы назвали фактором защитного механизма рационализации. Части студентов свойственно бессознательное стремление к данному защитному механизму, к рациональному обоснованию и объяснению своих идей, особенностей поведения. Приписывание своему поведению неправильных, но удобных причин, псевдоразум-ное объяснение своих желаний или поступков, на самом деле обусловленных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения, вызвано высокой активностью защитного механизма рационализации поведения. Для них не значимы такие ценности, как воспитанность и аккуратность.
Четвертый фактор в пространстве психологических переменных был назван нами фактором «благородной бедности». Этот фактор представлен связями с тремя следующими показателями: ответственностью (г=0,708), честностью (г=0,53), высокими запросами (г= -0,625). Значительная часть студентов, для которых не значимы высокие запросы, но ценностным является нравственно-психическое качество - честность, обладает чувством долга, ответственности.
Пятый фактор определяют четыре следующих психологических показателя: на положительном полюсе - удовольствие (г=0,466), образованность (г=0,424), высокие запросы (г=0,424), на отрицательном - познание (г=-0,45). Этот фактор условно мы назвали фактором формальной образованности. Респонденты данной группы предъявляют высокие запросы к жизни, желают, чтобы их потребности были удовлетворены и исполнены. Они хотят получить образование, диплом, но не проявляют стремления к упорной учебе, не желают напрягаться в процессе приобретения новых знаний, не хотят постигать сложные закономерности явлений, процессов и т.д.
Шестой фактор образуют один признак на положительном полюсе - общественное признание (г=0,456) и три признака на отрицательном - интересная работа (г=-0,53), чуткость (г=-0,53), мудрость (г= -0,45). Именно потому, что максимальные нагрузки по фактору имеют показатели отрицательного полюса, мы этот фактор определили как фактор гипертрофированного честолюбия. У испытуемых выражены мотивы достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, почетному положению в общественной жизни, но при этом они тщеславны, высокомерны по отношению к другим, а также для них не является ценностной интересная работа.
Седьмой фактор личностных характеристик назван нами фактором иждивенчества. Он образован следующими признаками. На положительном полюсе - деньги (г=0,433), чувствительность (г=0,465), на отрицательном полюсе - активная жизненная позиция (г= -0,42). Для испытуемых важно наличие материального благополучия. Они зависимы от других, требуют внимания к себе, ищут помощи со стороны, но ведут пассивный образ жизни, для них не свойственна активная жизненная позиция.
Восьмой фактор содержит семь переменных на положительном полюсе: самоконтроль (г=0,453), открытость (г=0,346), активную жизнь (г=0,342), красоту природы и искусства (г=0,377), любовь (г=0,333), напряженность (г=0,326), друзья (г=0,325). Его можно определить как фактор стремления к красоте и гармонии в жизни, эти личности направлены на активную жизнь, для них важны эстетические ценности и ценности личной жизни (любовь), открытость в общении, они обладают самоконтролем, но при этом испытывают состояние напряженности.
Девятый фактор образован двумя признаками на положительном полюсе: творчеством (г=0,49) и эффективностью в делах (г=0,465). Этот фактор мы интерпретируем как фактор успешности, зависящий в данной выборке от наличия творческого потенциала и эффективности учебной и практической деятельности.
Десятый фактор образован тремя переменными на отрицательном полюсе: жизнерадостностью (г=-0,46), ориентацией на семью (г=-0,4) и здоровьем (г=0,38), назван нами как фактор пессимизма.
Респонденты данной группы не стремятся сохранить свое здоровье, пренебрегают семейными ценностями, для них характерна пессимистическая направленность. Эта группа студентов входит в группу риска и требует психокоррекционных мероприятий. Отмечается, что «брожения в подростковом возрасте и отголоски «бурь» иногда дают о себе знать, особенно если у студентов наблюдается задержка личностного развития (инфантилизм). Может наблюдаться гипертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворенность жизнью, собой и другими людьми, что приводит к деструктивным тенденциям в поведении» [3, с. 120]. При неадекватном педагогическом воздействии такие состояния могут быть причиной вышеуказанных тенденций в поведении молодого человека. «Если преподаватель обращается к студентам без достаточной теплоты, то эффективность его работы будет снижаться. Важно найти верный тон в общении со студентами» [8, с. 143].
В одиннадцатом факторе довольно высокую нагрузку имеют два показателя: самоконтроль (г=0,435) на положительном полюсе и образованность (г= -0,42) на отрицательном полюсе, что позволяет назвать его фактором внеучебного самоконтроля, проявляющегося не в процессе обучения, просвещения, получения какой-либо совокупности знаний, а в других видах деятельности. Для студентов данной группы не значимой является образованность.
Двенадцатый фактор говорит о взаимозависимости ценностей свободы (г= -0,38, р=0,01), равенства (г= -0,47, р=0,01) и красоты природы и искусства (г= -0,41, р=0,01) в отрицательной их трактовке. Там, где неравенство, не может быть ни свободы, ни красоты. Поэтому этот фактор можно назвать фактором дисгармонии мира.
Итак, подведем итоги. Анализ структуры ценностных ориентаций показал, что среди студентов колледжа доминируют терминальные ценности физического и психического здоровья, семейные ценности. А также для них значимой является самореализация личности в общении со сверстниками, друзьями.
Среди инструментальных ценностей наиболее актуальны для студентов следующие: отношение к вещам - аккуратность; обобщенная черта личности - воспитанность; нравственно-психологическое свойство - честность; волевое свойство - самостоятельность; компетентность - образованность, широта знаний.
Исследование эмоционально-ценностного компонента самосознания студента колледжа показало, что в аспекте самоотношения студенты отчетливо демонстрируют интерес к своему внутреннему миру, уважение к себе, ощущение ценности своей личности, независимость и уверенность в себе, положительный тон самоотношения. Они переживают собственное «Я» как своего рода стержень, интегрирующий, организовывающий не только личность, поведение, общение, но и различные виды деятельности.
На уровне совокупного субъекта группа студентов колледжа характеризуется следующими личностными свойствами: средним уровнем развития волевых, коммуникативных свойств, ответственности, внушаемости, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости, склонности к экспериментированию и нововведениям. Они могут неплохо взаимодействовать в коллективе и ориентироваться в практических делах. У них в недостаточной степени развито абстрактно-логическое мышление. В процессе обучения педагогам колледжа следует обращать внимание на развитие интеллектуального уровня учащихся, в частности, на развитие абстрактно-логического мышления, эрудированности и кругозора.
Факторы, полученные непосредственно из эмпирических данных, позволили нам выявить ряд интересных психологических особенностей личности студентов, определяющих процессы социальной и психологической дифференциации, происходящие в среде учащихся колледжа.
Изучение личностных особенностей студентов колледжа может и должно стать вкладом психологии в оптимизацию учебно-воспитательной работы при подготовке будущих профессионалов.
Литература
1. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. С. 3-19.
2. Балханов В.А. Мировоззренческие основы воспитания личности в XXI веке // Проблемы личности на рубеже третьего тысячелетия: в 2 ч. / под ред. Т.Л. Мироновой, Т.Ц. Дугаровой. - Ч. 1. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2002. - С. 4861.
3. Басхаева П.П. К вопросу о личности студента // Проблемы личности на рубеже третьего тысячелетия: в 2 ч. / под ред. Т.Л. Мироновой, Т.Ц. Дугаровой. - Ч. 1. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2002. - С.118-120.
4. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
5. Комплексные исследования проблемы обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. - Л., 1980.
6. Миронова Т.Л. Самосознание, профессиональное самосознание и его эмоционально-оценочный аспект// Актуальные проблемы современной психологии / под ред. Т.Л. Мироновой. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005. - С.39-71.
7. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М., 1993.
8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Академия, 2001. С. 137-144.
9. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Владос, 1995.
Комиссарова Любовь Гомбоевна - аспирант кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: Luba-Komissarova@mail.ru
Миронова Татьяна Львовна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (г.Улан-Удэ). E-mail: kafedra_osp_bsu@mail.ru
Komissarova Lyubov' Gomboevna - postgraduate student of general and social psychology department of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: Luba-Komissarova@mail.ru
Mironova Tatyana L'vovna - doctor of psychology, professor, head of common and social psychology department of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: kafedra_osp_bsu@mail.ru
УДК 159.923.2 Я.О. Жебрун
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ САМООТНОШЕНИЯ У ЛИЦ С Я-ОРИЕНТИРОВАННЫМ ПЕРФЕКЦИОНИЗМОМ
Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ в рамках выполнения исследовательского проекта
№ 09-06-62601 а/Т
В данной статье предпринята экспериментальная попытка разработки, внедрения и анализа эффективности методов преодоления барьеров, препятствующих успешной адаптации личности студента, склонного к перфекционизму.
Ключевые слова: личность, самоотношение, Я-ориентированный перфекционизм, социально-
психологичес-кая адаптация.
Ya.O. Zhebrun FEATURES OF SELF-ATTITUDE CORRECTION OF PERSONS WITH I-ORIENTED PERFECTIONISM
In the article an experimental attempt to design, implement and analyze the methods of overcome barriers impeding the successful adaptation ofpersonality of student inclined to perfectionism is made.
Keywords: personality, self-attitude, I-oriented perfectionism, social and psychological adaptation.
Я-ориентированный перфекционизм как склонность предъявлять высокий уровень требований к себе проявляется в повышенной самокритичности и концентрации внимания на собственных недостатках и возможных ошибках. Чрезмерное стремление соответствовать ожиданиям значимых лиц приводит к снижению адаптационных возможностей данной категории молодых людей. Перфекционисту свойственна обращенность интересов на самого себя, подозрительность, депрессивность, общая тревожность, напряженность и пессимистичность в восприятии действительности [1]. Личности перфекциониста свойствен феномен внутренней противоречивости, состоящий в том, что при наличии общей неуверенности в себе и внутренней зависимости от социальной оценки перфекционист склонен демонстрировать собственное внутриличностное благополучие.
С целью гармонизации личности студентов, склонных к Я-ориентированному перфекционизму, была составлена и реализована авторская программа коррекционно-развивающих занятий. Программа была направлена на создание условий и возможностей для формирования адекватных форм поведения, способствующих наиболее полноценному развитию личности перфекциониста.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) способствовать формированию позитивного образа «Я» у студентов, основанного на адекватном представлении о своих качествах, возможностях, самопринятии и самоценности;
2) гармонизировать уровень самооценки личности, повысить адаптационные возможности студен-тов-перфекционистов;