Научная статья на тему 'Социальные представления о молодежи у представителей разных поколений'

Социальные представления о молодежи у представителей разных поколений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
636
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ / КОГНИТИВНЫЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / SOCIAL REPRESENTATIONS / EMOTIONAL / INFORMATIVE / VALUABLE CHARACTERISTICS OF REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бочарова Елена Евгеньевна

Данная статья посвящена изучению социальных представлений о молодежи представителей разных поколений. Представлены результаты эмпирического исследования эмоциональных, когнитивных и ценностных характеристик представлений о молодежи. Показаны сходства и различия в представлениях в зависимости от социально-возрастных характеристик личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Representations About Youth of Representatives of Different Generations

This article is devoted to studying of social representations about youth of representatives of different generations. There are the results of empirical research emotional, cognitonal and valuable characteristics of representations about youth. Similarities and distinctions in representations are shown depending on social-age characteristics of the person.

Текст научной работы на тему «Социальные представления о молодежи у представителей разных поколений»

вовсе. Также не совпадают и негативные и амбивалентные характеристики гетеросте-реотипов татар и автостереотипов юношей. Это свидетельствует, на наш взгляд, об определенной степени отчужденности, различии культурных и ценностных установок.

Совпадение в гетеростереотипах азербайджанцев и автостереотипах учащейся молодежи свидетельствует в пользу позитивного восприятия данной национальности, возможно, говорит о частоте их взаимодействия, степени информированности об их культурных и ценностных предпочтениях.

Для рассмотрения социальных представлений учащейся молодежи нами проводилось сопоставление индивидуальных систем конструктов испытуемых. Для этого использовался критерий содержательной направленности ведущего конструкта. При анализе механизмов

формирования социальной идентичности в группах испытуемых мы выявили отождествление индивидом себя с другими, группой, образцом. Это свидетельствует об актуализации социальных и индивидуально-личностных выбора, идентификации и самоопределения.

Формирование социальной идентичности у учащихся заметно усложняется с расширением количества объектов идентификации (учителя, преподаватели, сверстники, депутаты, начальники и т.д.). Однако невысокие показатели по некоторым категориям также могут свидетельствовать о частичной идентификации, которая вызывает не столь заметные изменения. Таким образом, в зависимости от сложившейся системы социальных отношений в процессе социализации формирование идентичности можно рассматривать как эволюционный процесс.

УДК 316.37

Е.Е. БОЧАРОВА

Педагогический институт Саратовского государственного университета, кафедра психологии образования E-mail: bocharova2004@bk.ru

Социальные представления о молодежи у представителей разных поколений

Данная статья посвящена изучению социальных представлений о молодежи представителей разных поколений. Представлены результаты эмпирического исследования эмоциональных, когнитивных и ценностных характеристик представлений о молодежи. Показаны сходство и различия в представлениях в зависимости от социально-возрастных характеристик личности.

Ключевые слова: социальные представления; эмоциональные, когнитивные, ценностные характеристики представлений.

E.E. BocHARovA Social Representations About Youth of Representatives of Different Generations

This article is devoted to studying of social representations about youth of representatives of different generations. There are the results of empirical research emotional, cognitonal and valuable characteristics of representations about youth. Similarities and distinctions in representations are shown depending on social-age characteristics of the person. Key words: social representations; emotional, informative, valuable characteristics of representations.

Кризисные ситуации в различных сферах жизни общества и в обществе в целом приводят не только к трансформации базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и к заметной эволюции российской ментальности, массового сознания. Поэтому представляется особенно важным «зафиксировать» образ молоде-

жи в сознании личности, складывающийся в трансформационный период общественного развития, поскольку в представлении о молодежи не только проецируется нынешнее состояние общества, но и заложен прообраз российского будущего. В то же время сопоставление субъективных образов молодежи у представителей разных поколений, выявле-

© Е.Е. Бочарова, 2008

ние эмоциональных, когнитивных и ценностных характеристик образов позволит, на наш взгляд, выявить точки совпадения и расхождения во взглядах относительно ожидаемой активности молодежи в тех или иных сферах жизнедеятельности.

Следует отметить, что в социальных представлениях отражаются особенности разворачивающихся в обществе социальных отношений в форме когнитивных представлений обыденного сознания, которые являются компонентами духовной жизни общества и носителями которых являются все его члены. С точки зрения С. Московичи [1], к таким представлениям относятся любые формы убеждений, знаний, которые образуют общественное и индивидуальное сознания, и выражены они сетью гибко связанных друг с другом понятий, образов, характеризующихся той или иной степенью категоричности, четкости, ясности или смутности, неопределенности, что связано со способом репрезентации общественного в индивидуальном сознании. В то же время в работах отечественных исследователей (К.А. Абуль-хановой, Т. А. Никулиной, Н.Е. Харламенковой и др.) показано, что представления могут быть очень разнородными по своей модальности: одни ближе к образной, другие - к понятийной, одни - к абстрактно-умозрительной, другие - к ценностно-смысловой сферам. В целом представления могут являться одновременно когнитивными и ценностно-смысловыми образованиями. Кроме когнитивной и ценностной, представления имеют третью модальность, они связаны с чувствами, эмоциями, мотивами и другими динамическими особенностями личности [2,3,4].

С целью определения представлений о молодежи нами использовался психодиагностический комплекс: беседа, мини-сочинение на тему «Мое представление о современной молодежи», модифицированный вариант методики ценностных ориентаций М. Рокича. Модификация заключалась в изменении инструкции: респондентам предлагалось «про-ранжировать список ценностей как принципов, которыми, на ваш взгляд, современная молодежь руководствуется в своей жизни». Для обработки данных применялись методы математической статистики (нахождение среднего арифметического, корреляционный анализ Спирмена и Пирсона).

В исследовании принимали участие представители молодого поколения (студенты

социально-педагогического колледжа Саратова; л=100; 17-18 лет) и представители старшего поколения (л=100; 43-45 лет).

Анализ содержания сочинений «Мое представление о современной молодежи» позволил выявить эмоциональные, когнитивные характеристики представлений о молодежи в исследуемых выборках. Так, в выборке молодого поколения 64% испытуемых положительно относятся к современной молодежи, 36% выражают негативное отношение. В выборке старшего поколения 56% респондентов относятся к современной молодежи позитивно, 44% выражают негативное отношение. В целом в представлениях молодого и старшего поколений наблюдается позитивное отношение к молодежи.

Использование метода группировки когнитивных характеристик представлений о молодежи позволило выделить следующие смысловые группы: стремления молодежи, взаимоотношения поколений, проблемы, свойства личности, будущее молодежи.

Стремления молодежи представлены следующими характеристиками: «получить высшее образование» (98%) «хорошо оплачиваемая работа» (100%), «интересная работа» (78%), «материальное благополучие» (100%), «создание семьи» (23%), «развлечения» (22%) - у представителей молодого поколения. В выборке старшего поколения -«получить высшее образование» (100%), «хорошо оплачиваемая работа» (100%), «деньги» (100%), «развлечения» (78%), «карьера» (64%), «создание семьи» (53%). Полученные данные свидетельствуют о сходстве и различиях в представлениях о стремлениях молодежи. Так, по мнению представителей молодого и старшего поколений, стремления молодежи сосредоточены в сферах образования, материального благополучия и профессионально-деловой. В то же время наблюдаются различия: в выборке старшего поколения сферы развлечений, семьи имеют большую представленность нежели в выборке молодого поколения.

Взаимоотношения поколений в выборке молодого поколения представлены таки ми характеристиками, как «родительская помощь должна быть дозированной» (92%), «воспитывать надо лучше» (88%), «родители не обращают внимание на проблемы своих детей» (57%), «родители - это прошлый век» (34%). В выборке старшего поколения - «молодежь должна прислушиваться к старшим»

(87%), «проблемы молодежи связаны с дурным воспитанием» (65%), «мы в ответе за них» (76%), «кризис отношений» (47%). Эти данные свидетельствуют о том, что, по мнению юношества, молодежь стремится освободиться от родительской опеки, в то же время в адрес «отцов» «звучит» некоторый упрек относительно недостаточного внимания родителей к детям и к их проблемам, который принимается представителями старшего поколения.

Социальные проблемы молодежи, с точки зрения молодого поколения, представлены такими характеристиками, как «отсутствие работы» (98%), «алкоголизм» (87%), «наркомания» (72%). В выборке старшего поколения - «отсутствие работы» (86%), «невостребованность молодежи на рынке труда» (84%), «отсутствие жилья для молодых семей» (89%), «небрежное отношение к собственному здоровью» (85%), «наркомания» (83%), «алкоголизм» (76%), «преступность» (70%). Из приведенных данных следует, что в представлениях как молодого, так и старшего поколений присутствует обеспокоенность по поводу того, что молодежь может остаться без работы, и невозможности найти её после окончания учебных заведений, а следовательно, без средств к существованию. Кроме того, акцентируется внимание на распространенности различных негативных форм поведения. Необходимо отметить, что в представлениях старшего поколения проблемы молодежи переданы более широким набором характеристик (отсутствие жилья для молодых семей, небрежное отношение к собственному здоровью). Вероятно, это связано с более развитой способностью осознавать трудности и нужды молодежи.

В выборке молодого поколения свойства личности молодежи переданы таким набором, как «прагматизм» (100%), «общительность» (96%), «целеустремленность»(92%), «жизнерадостность» (84%), «самостоятельность» (86%), «ответственность» (76%), «поверхностность» (34%). В выборке старшего поколения - «эгоизм» (93%), «альтруизм» (42%), «расчет» (85%), «самостоятельность» (80%), «черствость» (75%) «работоспособность» (73%), «лень» (34%). Таким образом, в представлениях молодого поколения доминируют свойства, подчеркивающие целеустремленность, упорство, расчет на собственные силы, необходимые в достижении жизненных целей. По мнению пред-

ставителей старшего поколения, молодежи присущи не только свойства, необходимые в достижении жизненных целей (самостоятельность, работоспособность), но и свойства, свидетельствующие о чрезмерной рациональности.

В представлениях молодого поколения будущее молодежи представлено такими характеристиками, как «есть перспективы» (78%), «трудности преодолимы» (76%), «молодежь будет жить лучше, чем старшее поколение» (68%), «есть возможности для самореализации» (67%), «успешное» (54%). В представлениях старшего поколения будущее молодежи передано характеристиками «им будет тяжело» (86%), «бесперспективное» (77%), «с трудностями справятся» (73%), «будущего нет» (44%). Из представленных данных видно, что у молодого поколения доминирует более оптимистичный взгляд относительно будущего молодежи по сравнению с представлениями старшего поколения.

Обратимся к исследованию ценностных характеристик представлений о молодежи у представителей молодого и старшего поколений.

В представлениях молодого поколения предпочитаемыми терминальными ценностями являются такие, как «интересная работа» (ранг 1; М=3,5), «активная деятельная жизнь» (ранг 2; М=4,25), «материально обеспеченная жизнь» (ранг 3; М=4,97), «познание» (ранг 4; М=5,5), «свобода» (ранг 5; М=6,05), «общественное признание» (ранг 6; М=6,77). Наименее предпочитаемыми ценностями, по мнению представителей молодого поколения, являются «продуктивная жизнь» (ранг 13; М=11,46), «жизненная мудрость» (ранг 14; М=11,87), «красота природы и искусства» (ранг 15; М=12,67), «творчество» (ранг 16; М=12,92), «развлечения» (ранг 17; М=13,73), «счастье других» (ранг 18; М=14,62). Середину иерархического ряда составляют ценности «любовь» (ранг 7; М=7,67), «наличие хороших и верных друзей» (ранг 8; М=7,98), «семья» (ранг 9; М=8,6), «здоровье» (ранг 10; М=9,37), «уверенность в себе» (ранг 11; М=10,6), «развитие» (ранг 12; М=11).

Иначе говоря, по мнению молодого поколения, молодежь стремится к самореализации в профессионально-деловой сфере. Существенное значение в получении образования, трудоустройстве, достижении материального достатка имеют проявления

активности, инициативы и независимости. Вероятно, независимость, свобода тут проявляются не только как выбор возможностей, но и как возможность выбора, которая зависит и от объективных социальных условий, и от осознания этой возможности самим молодым человеком и его желания совершить определенный выбор. В стремлении к материальному благополучию молодежь, вероятно, придерживается принципов рыночных отношений, доминирующих в современном обществе: «инициатива, предприимчивость и поиск нового». Следует отметить, что развлечения, досуг отходят на второй план. Примечательно, что создание счастливой семьи, романтические отношения, поддержание дружеских связей не нашли отражения в представлениях о молодежи у представителей молодого поколения. Однако в большинстве экспериментальных исследований ценностных ориентаций многих авторов показано, что, наряду с признанием значимости профессионально-деловой сферы, сфера межличностных отношений (семья, любовь, дружба) для молодежи также является приоритетной. Полагаем, что разрыв между собственными ценностями и ценностями, приписываемыми своему поколению, свидетельствует о том, что представления о себе (как представителе молодого поколения) и своем поколении различаются и молодые люди не идентифицируют себя со своим поколением. Возможно, это связано с тем, что представления личности возникают не только в силу ее непосредственного контакта с действительностью, ближайшим окружением (семья, референтные группы, образовательные учреждения), но она черпает их из общественного сознания (например, средств массовой информации).

Представления старшего поколения о ценностных предпочтениях молодежи определяются такими понятиями, как «материально обеспеченная жизнь» (ранг 1; М=3,77), «интересная работа» (ранг 2; М=4,47), «развлечения» (ранг 3; М=4,73), «любовь» (ранг 4; М=5,23), «свобода» (ранг 5; М=5,65), «активная деятельная жизнь» (ранг 6; М=6,45). Наименее предпочитаемыми в иерархии терминальных ценностей молодежи, по мнению старшего поколения, являются «развитие» (ранг 13; М=11,39), «общественное признание» (ранг 14; М=11,67), «здоровье» (ранг 15; М=11,96), «красота природы и искусства» (ранг 16; М=12,67), «познание»

(ранг 17; М=13,65), «продуктивная жизнь» (ранг 18; М=14,5). Середину иерархического ряда составляют ценности «семья» (ранг 7; М=7,27), «наличие хороших и верных друзей» (ранг 8; М=7,68), «уверенность в себе» (ранг 9; М=7,88), «жизненная мудрость» (ранг 10; М=8,47), «счастье других» (ранг 11; М=9,75), «творчество» (ранг 12; М=11).

Иначе говоря, по мнению представителей старшего поколения, молодежь проявляет активность преимущественно в профессионально-деловой сфере. Следует отметить, что в представлениях старшего поколения стремления молодежи связываются с достижением максимальной автономии и независимости - как материальной, так и от ближайшего окружения. В то же время развлечения, досуг, возможность самореализации в сфере романтических отношений не исключаются. Самосовершенствование, здоровый образ жизни, по мнению старшего поколения, молодежью отвергаются.

Необходимо отметить, что в представлениях о предпочитаемых ценностях-целях молодежи представителей молодого и родительского поколений наблюдается сходство относительно таких ценностей, как «материально обеспеченная жизнь», «интересная работа», «свобода», «активная деятельная жизнь», а наибольшие расхождения касаются таких ценностей, как «развлечения» (ранги 17, 3 соответственно); «любовь» (ранги 7, 4 соответственно).

Корреляционный анализ (по Спирмену), проведенный между иерархиями ценностей, приписываемых молодежи представителями разных поколений, достоверно значимой связи не выявил, что свидетельствует о расхождении представлений о ценностях-целях молодежи представителей молодого и старшего поколений.

Корреляционный анализ (по Пирсону) позволил обнаружить ядерные элементы структуры приписываемых молодежи терминальных ценностей. Так, в корреляционной плеяде в выборке молодого поколения доминируют взаимосвязанные ценности «интересная работа» (число значимых корреляций - 6) и «материальное благополучие» (5) (г=0,384; р<0,01). В выборке «родительского» поколения в корреляционной плеяде доминируют взаимосвязанные ценности «любовь» (число значимых корреляций - 7) и «семья» (6) (г=0,358; р<0,01). Из этих данных следует, что в представлениях юношества активность

молодежи направлена на самореализацию в профессиональной сфере с последующим достижением материального благополучия, в то время как в представлениях старшего поколения эта активность связывается с самореализацией в сфере межличностных отношений.

Обратимся к представлениям молодого и старшего поколений о ценностях-средствах современной молодежи.

Приоритетными в иерархии инструментальных ценностей молодежи, по мнению молодого поколения, являются «образованность» (ранг 1; М=4,27), «самоконтроль» (ранг 2; М=5,53), «рационализм» (ранг 3; М=6,33), «независимость» (ранг 4; М=6,75), «жизнерадостность» (ранг 5; М=7,33), «высокие запросы» (ранг 6; М=7,87). Такие ценности как «непримиримость к недостаткам в себе и других» (ранг 13; М=11,36), «честность» (ранг 14; М=11,92), «смелость в отстаивании своих взглядов» (ранг 15; М=11,92), «аккуратность» (ранг 16; М=12,78), «чуткость» (ранг 17; М=13,67), «исполнительность» (ранг 18; М=14,38) составляют основание иерархии инструментальных ценностей. Середину иерархического ряда составляют ценности «воспитанность» (ранг 7; М=8), «ответственность» (ранг 8; М=8,6), «твердая воля» (ранг 9; М=8,9), «терпимость» (ранг 10; М=9,27), «широта взглядов» (ранг 11; М=10,4), «эффективность в делах» (ранг 12; М=10,8).

Другими словами, по мнению представителей молодого поколения, молодежь стремится к достижению поставленных целей через повышение образовательного уровня, проявляя при этом гибкость, расчет, умение взвешивать свои возможности. Очевидно, что для молодежи образование становится залогом, первой ступенью к достижению своих целей - возможности состояться профессионально, достичь материального благополучия.

Предпочитаемыми средствами достижения целей молодежи в представлении «родительского» поколения являются такие ценности, как «образованность» (ранг 1; М=4), «рационализм» (ранг 2; М=4,73), «высокие запросы» (ранг 3; М=5,33), «независимость» (ранг 4; М=5,85), «терпимость» (ранг 5; М=6,53), «жизнерадостность» (ранг 6; М=7,24). В основание иерархии инструментальных ценностей молодежи представителями старшего поколения помещены такие ценности, как «ответственность»

(ранг 13; М=11,25), «честность» (ранг 14; М=11,72), «чуткость» (ранг 15; М=12,02), «аккуратность» (ранг 16; М=12,56), «воспитанность» (ранг 17; М=13,27), «исполнительность» (ранг 18; М=14,25). Середину иерархического ряда составляют «непримиримость к недостаткам в себе и других» (ранг 7; М=7,85), «самоконтроль» (ранг 8; М=8,62), «смелость в отстаивании своих взглядов» (ранг 9; М=9), «твердая воля» (ранг 10; М=9,34), «широта взглядов» (ранг 11; М=9,55), «эффективность в делах» (ранг 12; М=10,6).

Иначе говоря, в представлении старшего поколения молодежь стремится к достижению поставленных целей через повышение образовательного уровня, проявляя при этом терпимость, оптимизм, умение адекватно оценивать ситуацию, желание самостоятельно принимать решения. Однако, как отмечается представителями старшего поколения, проявления ответственности, воспитанности, честности и исполнительности в достижении целей молодежью явно недооцениваются.

Необходимо отметить, что в представлениях о предпочитаемых ценностях-средствах молодежи представителей молодого и старшего поколений наблюдается сходство относительно таких ценностей, как «образованность», «рационализм», «высокие запросы», «независимость» «жизнерадостность», и различия, касающиеся таких, как «терпимость» (ранги 10, 5 соответственно), «самоконтроль» (ранги 2,8 соответственно).

Полученные данные были подвергнуты ранговому корреляционному анализу по Спирмену. Корреляционная связь между иерархиями инструментальных ценностей, приписываемых молодежи представителями разных поколений, оказалась достаточно выраженной ^=0,53; р<0,05), что свидетельствует о сходстве представлений о ценностях-средствах молодежи представителей молодого и старшего поколений.

Корреляционный анализ (по Пирсону) позволил обнаружить ядерные элементы структуры приписываемых молодежи инструментальных ценностей. Так, в корреляционной плеяде в выборке молодого поколения доминируют взаимосвязанные ценности «образованность» (число значимых корреляций - 7), «независимость» (г=0,372; р<0,01) (6), «ответственность» (6) (г=0,379; г=0,393 при р<0,01 соответствен-

но). В выборке старшего поколения доминируют взаимосвязанные ценности «рационализм» (число значимых корреляций - 6) и «независимость» (число значимых корреляций - 6) (г=0,380; р<0,01). Из этих данных следует, что в представлениях юношества в качестве средств достижения поставленных целей выступают образованность, независимость, ответственность, в то время как в представлениях старшего поколения активность молодежи связывается с проявлением рационализма и независимости. В целом наблюдаемое сходство в приписываемых ценностях-средствах представителями разных поколений позволяет говорить о том, что современная молодежь обладает свойствами личности, обеспечивающими успешность саморегуляции, умение действовать самостоятельно.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:

в социальных представлениях о молодежи у представителей разных поколений наблюдается больше сходства, нежели различий;

в представлениях молодого и старшего поколений наблюдается позитивное отношение к молодежи;

в представлениях юношества активность молодежи направлена на самореализацию в профессиональной сфере с последующим

достижением материального благополучия, в то время как в представлениях старшего поколения активность молодежи связывается с самореализацией не только в профессиональной сфере и сфере материального благополучия, но и сфере межличностных отношений;

наибольшее сходство наблюдается в приписываемых ценностях-средствах представителями разных поколений: современная молодежь обладает свойствами личности, обесп ечивающими успешность саморегуляции, умение действовать самостоятельно.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что социальные представления о молодежи в целом имеют одинаковую направленность, которая задает некоторый уровень взаимопонимания и обеспечивает социально-психологическую преемственность поколений. Выявленные расхождения в представлениях «детей» и «отцов» определяют содержание традиционно существующего конфликта поколений.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект 08-06-27-601 а/В «Социальные представления о современной молодежи и характер ожиданий в отношении сфер ее активности в Саратовском Поволжье как детерминанты взаимоотношений между поколениями».

Библиографический список

1. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психол. журн. 1995. Т. 16, № 1. С. 3-18.

2. Абульханова К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологические подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 7-37.

3. Абульханова К.А., Пуздрова О.М. Российская проблема свободы и смирения // Психология личности: новые исследования. М., 1998. С. 214-220.

4. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии // Вопр. психологии. 1984. №1. С. 17-21.

5. Никулина Т.А., Харламенкова Н.Е. Половозрастные различия в стремлении личности к утверждению и защите своего «я» // Российский менталитет... М., 1997. С. 314-320.

УДК 159.922

И.А. КРАСИЛЬНИКОВ

Саратовский государственный университет, кафедра психологии E-mail: igor.krasilnikov@mail.ru

Фрустрация ценностно-смысловой сферы личности при характерологических акцентуациях

В статье представлены результаты экспериментального исследования связей между фрустрациями жизненных ценностей личности и характерологическими акцентуациями. Выявлены закономерности этих связей в возрастном аспекте. Указывается, что фрустрация таких ценностей, как «интересная работа», «здоровье», «любовь» и «счастливая семейная жизнь», может затрагивать глубинный э моциональный компонент эндопсихики человека.

Ключевые слова: фрустрация, жизненные ценности (удовлетворенность), акцентуации характера, эндопси-хический уровень, внутриличностные конфликты.

© И.А. Красильников, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.