Е. Е. Бочарова. Ценностные предпочтения молодежи УДК 316.6
ценностные предпочтения молодежи в представлениях различных социальных групп
Е. Е. Бочарова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье анализируются результаты эмпирического исследования ценностных предпочтений молодежи в представлениях различных социальных групп: студенчества и учителей общеобразовательных школ.
Ключевые слова: личность, социализация, социальные представления, ценностные предпочтения молодежи.
Valuable Preferences of Youth in Representations of Various Social Groups
Е. E. Bocharova
The paper analyzes the results of an empirical research of value preferences of young people in the representation of different social groups: students and teachers in secondary schools. Key words: person, socialization, social representation, values, preferences of young people.
Формируясь в условиях динамично развивающегося общества, ценностная система личности, отражая особенности общественных изменений, является, с одной стороны, результатом изменения этих условий. С другой стороны, выполняя функцию регуляции социального поведения и, прежде всего, социальной активности субъекта, ценности личности выступают в качестве существенного фактора изменения этих условий. Являясь отражением представлений индивида о ближних и дальних целях, предпочитаемые ценности характеризуют субъектное отношение к той социальной реальности, в которой происходит его социализация.
Известно, что в процессе социализации индивидом усваиваются социальный опыт, определенная система знаний, норм и ценностей, позволяющих ему оптимально функционировать в системе социальных отношений (Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, Р. М. Шамионов и др.). Система ценностей, как отмечается большинством исследователей, не является абсолютно упорядоченной и неподвижной, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения, происходящие во взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, случайных жизненных ситуаций. Различная социальная среда, как показывают многочисленные труды, способна сформировать существенные различия в ценностной системе личности, обусловленные многообразием общественных условий развития и жизнедеятельности личности.
Между тем, обращаясь к изучению процессуальной стороны социализации, исследователи отмечают многоаспектность ее функционального проявления, в частности, инкультурацию, интер-нализацию, адаптацию. В то же время социализация как процесс активного воспроизводства усвоенных нормативных моделей социального поведения, иначе говоря, «моделей должного» выступает в качестве конструирования объяснения, интерпретаций происходящего. Эти ментальные интерпретации, или социальные представления, представляя собой любые формы убеждений, знаний, образуют общественное и индивидуальное сознания и выражены сетью гибко связанных друг с другом понятий, образов, «ментальных схем», стереотипов, установок, ценностей, отражающих особенности разворачивающихся в обществе социальных изменений. Вместе с тем социальные представления - это мыслительные конструкции, в которых отражаются осознание общественной практики и ее результаты с точки зрения некого долженствования («как должно быть»), говоря словами Д. А. Леонтьева, «идеальная модель должного», в которой проявляется экстраполяция (проекция) желаемого преобразования действи-тельности1.
Многочисленные исследования социальных представлений (Г. М. Андреевой, В. С. Агеева, А. И. Донцова, Т. П. Емельяновой, С. А. Липатова и др.) свидетельствуют о взаимосвязи социальных представлений и группы. Прежде всего, группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности как нечто рельефное, влияющее на их оценку, и использует далее свое представление о социальном явлении в выработке отношения к нему. Это видение «рельефности» обусловлено совокупностью факторов как внешних (например, социальный контекст, условия социализации), так и внутренних (предшествующего опыта, ценностно-смысловой направленности, социально-возрастных характеристик личности, ее групповой принадлежности и т.д.) и осуществляется через социальное сравнение и социальную категоризацию значимых, наиболее «рельефных» качеств и характеристик воспринимаемого явления. В целом отметим, что социальные представления - это не просто форма отражения изменяющейся реальности, но способ ее субъектной трансформации,
© ¡Бочарова Е. Е, 2012
интериоризации, интеграции и эстраполяции. В контексте сказанного обращение к изучению ценностных предпочтений, «моделей должного» современной молодежи в представлениях различных социальных групп является вполне обоснованным.
С целью выявления ценностных предпочтений современной млодежи в представлениях различных социальных групп нами использовался модифицированный вариант методики ценностных ориентаций М. Рокича. Модификация заключалась в изменении инструкции: респондентам предлагалась «проранжировать список ценностей как принципов, которыми, на ваш взгляд, современная молодежь руководствуется в своей жизни». Для обработки данных применялись методы математической статистики (нахождение среднего арифметического, корреляционный анализ Спирмена и Пирсона). В исследовании принимали участие представители различных социальных групп, в частности студенты Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (п = 100; 19-20 лет) и учителя общеобразовательных школ (п = 100; 43-45 лет).
Обратимся к рассмотрению данных исследования. Предпочитаемыми терминальными ценностями современной молодежи, по мнению студентов, являются: «интересная работа» (ранг-1; М=3,5), «активная деятельная жизнь» (ранг-2; М=4,25), «материально обеспеченная жизнь» (ранг-3; М=4,97), «познание» (ранг-4; М=5,5), «свобода» (ранг-5; М=6,05), «общественное признание» (ранг-6; М=6,77). Наименее предпочитаемыми ценностями являются: «продуктивная жизнь» (ранг-13; М=11,46), «жизненная мудрость» (ранг-14; М=11,87), «красота природы и искусства» (ранг-15; М= 12,67), «творчество» (ранг-16; М=12,92), «развлечение» (ранг-17; М=13,73), «счастье других» (ранг-18; М=14,62). Середину иерархического ряда составляют: «любовь» (ранг-7; М=7,67), «наличие хороших и верных друзей» (ранг-8; М=7,98), «семья» (ранг-9; М=8,6), «здоровье» (ранг-10; М=9,37), «уверенность в себе» (ранг-11; М=10,6), «развитие» (ранг-12; М=11).
Можно сказать, что, по мнению студентов, молодежь стремится к самореализации в профессионально-деловой сфере. Существенную роль в получении образования, трудоустройстве, достижении материального достатка играют проявления активности, инициативы и независимости. Вероятно, независимость, свобода в этом случае проявляются не только как выбор возможностей, но и как возможность выбора, которая зависит и от объективных социальных условий, и от осознания этой возможности самим молодым человеком и его желания совершить определенный выбор. В стремлении к материальному благополучию молодежь, ве-
роятно, придерживается принципов рыночных отношений, доминирующих в современном обществе: «инициатива, предприимчивость и поиск нового». Следует отметить, что развлечение, досуг имеют меньшее значение. Примечательно, что создание счастливой семьи, романтические отношения, поддержание дружеских связей не нашли отражения в ценностных предпочтениях молодежи, с точки зрения студентов. Между тем в большинстве эмпирических исследований ценностной сферы многих авторов показано, что наряду с признанием значимости профессионально-деловой сферы межличностные отношения (семья, любовь, дружба) для молодежи также приоритетны. Очевидно, что подобное противоречие, а именно разрыв между собственными ценностями и приписываемыми своему поколению свидетельствует о некоторой «дис-танцированности» студентов от представителей современной молодежи. Полагаем, это связано с тем, что представления личности возникают не только благодаря ее непосредственному контакту с действительностью, ближайшим окружением (семьей, референтными группами, образовательными учреждениями). Не менее существенным фактором в конструровании представлений о ценностных предпочтениях молодежи выступает общественное сознание.
Ценностные предпочтения молодежи в представлениях учителей определены как: «материально обеспеченная жизнь» (ранг-1; М=3,77), «интересная работа» (ранг-2; М=4,47), «развлечение» (ранг-3; М=4,73), «любовь» (ранг-4; М=5,23), «свобода» (ранг-5; М=5,65), «активная деятельная жизнь» (ранг-6; М=6,45). Наименее предпочитаемыми в иерархии терминальных ценностей молодежи, по мнению респондентов, являются: «развитие» (ранг-13; М=11,39), «общественное признание» (ранг-14; М=11,67), «здоровье» (ранг-15; М=11,96), «красота природы и искусства» (ранг-16; М=12,67), «познание» (ранг-17; М=13,65), «продуктивная жизнь» (ранг-18; М=14,5). Середину иерархического ряда составляют ценности: «семья» (ранг-7; М=7,27), «наличие хороших и верных друзей» (ранг-8; М=7,68), «уверенность в себе» (ранг-9; М=7,88), «жизненная мудрость» (ранг-10; М=8,47), «счастье других» (ранг-11; М=9,75), «творчество» (ранг-12; М=11).
По мнению учителей, предпочтения молодежи связаны преимущественно с профессионально-деловой сферой, с достижением максимальной автономии и независимости, как материальной, так и от ближайшего окружения. В то же время развлечения, досуг, возможность самореализации в сфере романтических отношений не исключаются. Самосовершенствование, здоровый образ жизни, как отмечает данная категория респондентов, молодежью отвергаются.
14
Научный отдел
Е. Е. Бочарова. Ценностные предпочтения молодежи
Необходимо отметить, что в представлениях представителей студенчества и учителей о предпочитаемых ценностях-целях молодежи наблюдаются сходства относительно «материально обеспеченной жизни», «интересной работы», «свободы», «активной деятельной жизни»; наибольшие расхождения касаются таких ценностей, как «развлечение» (ранги-17 и 3 соответственно); «любовь» (ранги-7 и 4 соответственно).
Корреляционный анализ (по Спирмену), выполненный между иерархиями ценностей, приписываемых молодежи представителями разных социальных групп, достоверно значимой связи не выявил, что свидетельствует о расхождении предпочитаемых ценностей-целей молодежи в представлениях респондентов.
Корреляционный анализ (по Пирсону) позволил обнаружить ядерные элементы структуры приписываемых молодежи терминальных ценностей. Так, в корреляционной плеяде в выборке студентов доминируют взаимосвязанные ценности «интересная работа» (число значимых корреляций - 6) и «материальное благополучие» (5; Г = 0,384; p < 0,01). В выборке учителей в корреляционной плеяде доминируют взаимосвязанные ценности «любовь» (число значимых корреляций - 7) и «семья» (6; Г = 0,358; p < 0,01). Из этих данных следует, что, по мнению студентов, предпочтения молодежи связаны с самореализацией в профессиональной сфере, с последующим достижением материального благополучия, в то время как в выборке учителей ценностные предпочтения молодежи связываются с самореализацией в сфере межличностных отношений.
Обратимся к данным исследования инструментальной системы ценностей (ценности-средства) современной молодежи в представлениях студенчества и учителей. Приоритетными в иерархии инструментальных ценностей молодежи, по мнению студентов, являются: «образованность» (ранг-1; М=4,27), «самоконтроль» (ранг-2; М=5,53), «рационализм» (ранг-3; М=6,33), «независимость» (ранг-4; М=6,75), «жизнерадостность» (ранг-5; М=7,33), «высокие запросы» (ранг-6; М=7,87). Такие ценности, как «непримиримость к недостаткам в себе и других» (ранг-13; М=11,36), «честность» (ранг-14; М=11,92), «смелость в отстаивании своих взглядов» (ранг-15; М=11,92), «аккуратность» (ранг-16; М=12,78), «чуткость» (ранг-17; М=13,67), «исполнительность» (ранг-18; М=14,38) составляют основание иерархии. В середине иерархического ряда: «воспитанность» (ранг-7; М=8), «ответственность» (ранг-8; М=8,6), «твердая воля» (ранг-9; М=8,9), «терпимость» (ранг-10; М=9,27), «широта взглядов» (ранг-11; М=10,4), «эффективность в делах» (ранг-12; М=10,8). Данный факт позволяет говорить о том, что молодежь, по мнению студентов, стремится к достижению поставленных целей
повышая образовательный уровень, проявляя при этом гибкость, расчет, умение взвешивать свои возможности.
Предпочитаемыми средствами достижения целей молодежи в представлении учителей являются: «образованность» (ранг-1; М=4), «рационализм» (ранг-2; М=4,73), «высокие запросы» (ранг-3; М=5,33), «независимость» (ранг-4; М=5,85), «терпимость» (ранг-5; М=6,53), «жизнерадостность» (ранг-6; М=7,24). В основании иерархии инструментальных ценностей молодежи, по мнению учителей, находятся: «ответственность» (ранг-13; М=11,25), «честность» (ранг-14; М=11,72), «чуткость» (ранг-15; М=12,02), «аккуратность» (ранг-16; М=12,56), «воспитанность» (ранг-17; М=13,27), «исполнительность» (ранг-18; М=14,25). В середине - «непримиримость к недостаткам в себе и других» (ранг-7; М=7,85), «самоконтроль» (ранг-8; М=8,62), «смелость в отстаивании своих взглядов» (ранг-9; М=9), «твердая воля» (ранг-10; М=9,34), «широта взглядов» (ранг-11; М=9,55), «эффективность в делах» (ранг-12; М=10,6).
Ценностные предпочтения молодежи в представлении учителей выражены стремлением к достижению поставленных целей через повышение образовательного уровня, проявлениями терпимости, оптимизма, умения адекватно оценивать ситуацию, желанием самостоятельно принимать решения. Однако, как отмечается респондентами, проявления ответственности, воспитанности, честности и исполнительности в достижении целей молодежью явно недооцениваются.
Необходимо отметить, что в представлениях о предпочитаемых ценностях-средствах молодежи в исследуемых выборках наблюдаются сходства относительно таких ценностей, как «образованность», «рационализм», «высокие запросы», «независимость», «жизнерадостность» и различия, касающиеся таких ценностей, как «терпимость» (ранги-10 и 5 соответственно); «самоконтроль» (ранги-2 и 8 соответственно).
Полученные данные были подвергнуты ранговому корреляционному анализу по Спирмену. Корреляционная связь между иерархиями инструментальных ценностей, приписываемых молодежи представителями разных социальных групп, оказалась достаточно выраженной (ЛУ = 0,53; p < 0,05), что свидетельствует о сходстве представлений о ценностях-средствах молодежи в исследуемых выборках.
Корреляционный анализ (по Пирсону) позволил обнаружить ядерные элементы структуры приписываемых молодежи инструментальных ценностей. Так, в корреляционной плеяде в выборке студентов доминируют взаимосвязанные ценности «образованность» (число значимых корреляций - 7), «независимость» (Г = 0,372; p < 0,01; 6), «ответственность» (6; Г = 0,379;
Психология социального развития
15
г = 0,393 прир < 0,01, соответственно). В выборке учителей доминируют взаимосвязанные ценности «рационализм» (число значимых корреляций - 6) и «независимость» (число значимых корреляций -6; г = 0,380;р < 0,01). Из этих данных следует, что в представлениях студенчества в качестве средств достижения поставленных целей выступают образованность, независимость, ответственность, в то время как в представлениях учителей активность молодежи связывается с проявлением рационализма и независимости. В целом наблюдаемые сходства в приписываемых ценностях-средствах представителями студенчества и учителей позволяют говорить о том, что современная молодежь обладает свойствами личности, обеспечивающими успешность саморегуляции активности, умение действовать самостоятельно.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:
в социальных представлениях о молодежи у представителей разных групп наблюдается больше сходства, нежели различий;
в представлениях студенчества ценностные предпочтения молодежи связаны с самореализацией в профессиональной сфере, с последующим
достижением материального благополучия, в то время как в представлениях учителей наиболее значимым для молодежи является самореализация не только в профессиональной и сфере материального благополучия, но и сфере межличностных отношений;
наибольшее сходство наблюдается в приписываемых ценностях-средствах представителями разных социальных групп: современная молодежь обладает свойствами личности, обеспечивающими успешность саморегуляции социальной активности, умение действовать самостоятельно.
Работа выполнена в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (2012-1.2.1-12-000-3005-012).
Примечания
1 См.: Леонтьев Д. А. Ценности и ценностные представления // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С.22-32.
УДК 316.6+159.942
«другой в художественной реальности»
как источник самопознания личности
Е. В. Рягузова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье представлен анализ психологического статуса Другого в художественной реальности. Утверждается, что с помощью искусства личность не только познает мир и Другого в нем, но и переопределяет внутреннюю ценностно-смысловую систему координат. Моделируется траектория движения Я субъекта в направлении самопонимания и самопознания. Приводятся результаты эмпирического исследования, устанавливающие связь между оценкой своих качеств, качеств Другого и динамикой процессов самопознания и самопонимания личности. Ключевые слова: социальная психология искусства, Другой в художественной реальности, встреча с искусством, траектория движения Я, самопонимание, самопознание личности.
«The Other» in Art Reality» as the Source of Self-Knowledge of the Person
Е. V. Ryaguzova
The article presents the analysis of the psychological status of the Other in art of reality. Alleged that, using the art of the person knows not only
the world and the Other in it, but also overrides the internal value-semantic system of coordinates. Simulated trajectory of movement the I of the subject in the direction of self-understanding and self-discovery. Presents the results of empirical research that establishes the connection between the assessment of own qualities and the qualities of the Other and dynamics of the processes of self-knowledge and self-understanding of the person.
Key words: social psychology of the art, the Other in art reality, meeting with art, trajectory of movement of the I, self-understanding, self-knowledge of person.
Жизнь человека связана с освоением, присвоением и осмыслением мира, в котором он живет, а цель любой интеракции личности с миром и Другими включает желание и попытку человека постичь себя, извлечь из самого себя пласты непознанного, воспользоваться имеющимися потенциалами и задействовать ресурсы. Соответственно, все сферы интеракций и коммуникаций
© Рягузова Е. В., 2G12