Научная статья на тему 'Ценностные ориентации личности в период перехода от детства к взрослости'

Ценностные ориентации личности в период перехода от детства к взрослости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
846
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Людмила Фоминична, Лукшина Виктория Владимировна

В статье представлены результаты анализа ценностных ориентации современной молодежи при направленности ее активности «на себя», «на других» и «на дело». Выявлены ценностные предпочтения современной учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF THE PERSONALITY IN THE PERIOD OF THE PASSAGE FROM THE CHILDHOOD TO ADULT

The article contains the analysis results of contemporary young people value orientation with the trend of their activity towards himself, others and work; revealed value preferences of contemporary students.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации личности в период перехода от детства к взрослости»

I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, психология личности

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ОТ ДЕТСТВА К ВЗРОСЛОСТИ

Л.Ф. Алексеева, В.В. Лукшина

В статье представлены результаты анализа ценностных ориентации современной молодежи при направленности ее активности «на себя», «на других» и «на дело». Выявлены ценностные предпочтения современной учащейся молодежи.

VALUE ORIENTATIONS OF THE PERSONALITY IN THE PERIOD OF THE PASSAGE FROM THE CHILDHOOD TO ADULT L.F. Alekseeva, V.V. Lukshina

The article contains the analysis results of contemporary young people value orientât ion with the trend of their activity towards himself others and work; revealed value preferences of contemporary students.

Ценностные ориентации являются мощным фактором, определяющим мотивацию и направленность активности личности. Ценностные ориентации человека, в свою очередь, определяются личностными предпочтениями, формирующимися под влиянием родителей, окружающих людей, культурно-исторических, политических, экономических условий в окружающем обществе. Россия переживает ломку морально-этических, личностных ценностей, крушения национальных идей, изменения норм и ценностей, выражающихся в отсутствии ясных и понятных ориентиров в области нравственности, этичности поведения в обществе у многих граждан страны.

В период перехода от детства к взрослости, т.е. в период нормативного кризиса взрослости, индивиды, принадлежащие к этому периоду развития, особенно чувствительны к влиянию ценностных ориентаций окружающих людей. Спецификой подросткового и юношеского возраста является его особая значимость в процессе онтогенетического развития (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, И.С.Кон. Д.Б.Эльконин). В этот период развития личности главным психическим новообразованием становится чувство взрослости, которое прежде всего проявляется в поведении ориентацией на ценности взрослых.

Таким образом, выявление ценностных предпочтений подростков и юношей становится весьма актуальным для определения направлений психологического воздействия и психологического сопровождения развития молодежи в современных условиях.

В ценностях выражаю гея обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающих в концентрированном виде исторический опыт и смыслы культуры отдельного этноса и всего человечества [ I ].

Понятие «ценностные ориентации» можно рассматривать как относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложиз-ненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от социальных ситуаций [2].

При изучении ценностных ориентаций в выделенной группе испытуемых, опираясь на анализ взглядов авторитетных отечественных и зарубежных психологов (К.А.Абульхановой-Славской, Г.М.Андреевой, Д.А.Леонтьева, Б.Ф.Ломова и др.), мы исходим из понимания сущности ценностных ориентаций как сложного социально-психологического феномена, характеризующего направленность личности, определяющего общий подход человека к миру, к себе, к другим, являющегося составной частью системы отношений личности, придающей смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

В современных условиях, в период с 1990-х гг., когда понятие воспитания исчезло из сферы образования и молодежной политики, исчезли понятия о трудовом, патриотическом, нравственном воспитании, государство перестало интересоваться становлением гражданственности человека, у молодых людей сильно изменились ценностные ориентации, определяющие направление проявления их активности. Кроме того, социальная ситуация как условие развития и быта в отрочестве принципи-

ально отличается от социальной ситуации в детстве - изменяются ценностные ориентации - подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество [3, с.413].

Исследование ценностных ориентаций личности в период перехода от детства к взрослости представляет собой реализацию методологического (аксиологического) подхода к выявлению направленности активности индивида. На современном этапе развития наук аксиологический подход является основой продуктивных исследований в различных научных отраслях.

В современной России, переживающей общенациональный духовный кризис, выражающийся в разрыве единого духовного пространства и моральной дезориентации общества, особенно трудно молодежи сделать правильный выбор своих ценностных ориентаций. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования ценностных ориентаций молодежи в последнее десятилетие, результаты которых подтверждаются экспериментальными данными, полученными в нашем исследовании. В то же время выявленные ценностные ориентации позволяют повысить достоверность определения направленности активности современной молодежи.

Результаты социально-психологического обследования жизненных ценностей молодых людей, проведенного в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Москве, Иванове и Перми в 2002-2006 гг. [4]. показывают, какие ценности для них стали предпочитаемыми в настоящее время. Результаты обследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Жизненные ценности молодежи (в % от числа опрошенных)

Ценности Все группы молодежи И Дольники (СПб, 2006) Студенты (2006)

СПб (2002) СПб (2003) Лен и игр. обл. (2005) СПб Москва Иваново Пермь Средние значения

Семья 70 78 | 84 85 83 77 89 85 /

Друзья 49 53 52 82 63 62 70 74 2.12

Здоровье 48 53 57 74 76 62 78 65 2.64

Интересная работа 43 41 29 54 41 55 44 53 4.75

Деньги 35 23 28 43 36 29 27 44 5.61

Справедливость 19 26 22 47 61 51 61 42 5.12

Вера 9 13 11 23 25 20 20 15 7

Выборка 639 | 857 834 705

Из таблицы 1 видно, что для большинства испытуемых в период обследования в 2002-2006 гг. «семья» остается предпочитаемой ценностью. Затем в порядке предпочтений называются «друзья», «здоровье» и только на четвертом месте - «интересная работа». Последнее указывает на то, что значимость труда обесценилась по сравнению с советским временем. В советское время труд всегда находился на первом месте предпочтений. У студентов на четвертом месте предпочтений, вытеснив «интересную работу», оказалась «справедливость». Такое отношение к справедливости, скорее всего, сложилось из-за понимания несправедливого распределения материальных ценностей в современном обществе и сохранения веры в принцип справедливости.

Другие опросы, анализ выбора будущих профессий, молодежи дали понять, что быть рабочим, техником, инженером стало непрестижным. Произошла замена «героев труда» «идеалами потребления» (поп-звездами, юмористами, пародистами, астрологами, модными журналистами, сексологами и т.п.). У значительной части молодежи отсутствует четкая связь между работой и деньгами, появилось мнение, что деньги можно приобрести без приложения особых трудовых усилий.

Сегодня, когда в России появилась тенденция вслед за так называемыми развитыми странами к превращению в общество потребления, потребительские аппетиты подростков несказанно возрастают. Современный подросток подпадает в большей мере под внушающее воздействие побуждающей рекламы, порабощающей вещные потребности [3]. Деньги, вещи становятся для многих основной ценностью, добываемой далеко не всегда честным трудом. Отсюда у части молодежи развивается тяга к игровым автоматам, приводящая к пагубной игромании.

Социальные установки молодежи Санкт-Петербурга характеризуются тем, что предпочтительными для них оказались профессиональная деятельность врача (65%), связанная с ориентацией на

Алексеева Л.Ф., Лукишиа В. В Ценностные ориентации личности в период перехода от детства к взрослости

здоровье; ученого (48%), объясняемая с ориентацией на науку, познание, учебу в вузе; предпринимателя (33%), обусловленная со стремлением к деньгам и престижу. Менее ценными оказались: творческая деятельность художественной интеллигенции (28%), основополагающие виды деятельности как труд инженера (19%) и рабочего (18%). Престижными считаются профессии экономиста (37%), юриста (36%). Склонность к приобретению профессий экономиста, юриста объясняется относительно высокой зарплатой этих специалистов. Престижность профессии учителя, рабочих профессий оценивается лишь одним процентом опрошенных. В то же время молодые люди понимают значимость профессий медицинских работников (45%) и учителей (36%). На отношение люлодежи к профессиям влияют осознание собственных интересов и склонное гей, а также существующие в современном обществе ценностные ориентации.

О приверженности преобладающего большинства молодежи к морально-нравственным принципам свидетельствует то, что в условиях аморализма, царящего в СМИ, 80% опрошенных выступают за контроль над содержанием телевизионных передач, 59% молодых людей считает, что современные российские СМИ не способствуют формированию качеств гражданина и патриота. На особенности развития активности индивида в период перехода к взрослости значительное влияние оказывают СМИ. Подростки много времени проводят у экрана телевизора и вовлечены в различные компьютерные игры. Содержание многих телепередач и компьютерных игр провоцирует агрессивное поведение, влияет на убеждения подростков. Тем не менее можно утверждать, что современная молодежь обладает известным позитивным духовно-нравственным потенциалом.

Отрочество при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание, на поиск новых, продуктивных форм общения со значимыми людьми. Стремление к созиданию проявляется в сфере осваиваемых идей и знаний.

Результаты опроса показывают, что наибольшее влияние на социализацию и воспитание молодых петербуржцев оказывают матери (58%), отцы (44%). Меньшее влияние имеют друзья (24%), книги (19% - молодые люди стали читать меньше), фильмы (15%), родственники (13%), учителя (12%).

Учитывая важность ценностных ориентаций в определении направленности активности молодых людей, приведем результаты еще одного исследования динамики ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений [2]. Исследование проведено в 1994-2003 гг. на выборке учащихся 10-11-х классов и студентов вузов г. Москвы, полученные результаты отражены в таблице 2.

Таблица 2

Динамика ценностных ориентаций молодежи

Г Ценностные ориентации | 1994 | 1997 1 1999 | 2001 | 2003 | Средние значения

Те, эминальные ценности

Здоровье 1 1 1 1 1 1

| Любовь 2 3 2 2 3 2.4

1 Семья 3 4 3 4 2 2.4

1 Друзья 4 2 4 3 4 3.2

I Материальная обеспеченность 7 7 5 6 5 6

Работа 6 8 6 8 7 7

Свобода 5 5 8 5 6 и_ 5.8

Уверенность в себе 9 5 7 7 8 7.1

Богатство 14 14 11 10 И 12

Мудрость 11 12 10 9 10 10.2

Активная жизнь 9 13 9 14 9 10.8

Красота 12 15 14 П 14 13.2

Познание 13 9 13 12 12 11.8

Творчество 8 10 12 13 15 11.6

Счастье других 15 17 15 15 16 17.6

Развлечения 17 10 16 16 13 14.4

Бессмертие 16 16 17 17 17 16.6

Собственность 18_ 18 18 38 18 18

Инст] у/менталыше ценности

Образованность 1 1 1 1 1 1

Твердая воля 2 10 3 3 3 4.2

Честность 3 3 4 11 4 5

Независимость 4 2 5 2 2 5

11редприимчивость 11 9 2 4 8 6.8

Ответственность 8 14 6 8 10 3.2

Самоконтроль 5 4 7 7 5 5.6

Терпимость 7 5 9 14 6 8.2

Жизнерадостность 15 7 10 6 9 9.4

Смелость в отстаивании взглядов 10 8 12 10 7 9.4

Эффективность в делах 13 13 8 5 11 10

Богатство 13 12 11 9 12 11.4

Воспитанность 6 6 14 18 13 11.4

Широта взглядов 9 11 13 13 13 11.8

Рационализм 12 14 15 14 16 14.2

Исполнительность 16 16 16 16 15 15.4

Чуткость 17 18 18 19 17 17.8

Собственность 18 18 17 ~1 12 18 16.6

Непримиримость к недостаткам в себе и других 19 19 19 18 19 18.8

Если в исследовании В.Е. Семенова безусловное предпочтение отдается семье как наиболее важной ценности, то в исследовании Н.А. Журавлевой это место занимает «здоровье», хотя здоровье как одна из важнейших ценностей в первом исследовании также ставится на второе-третье место в среднем. Далее предпочтительными терминальными ценностями молодежи оказались друзья, свобода, материальное обеспечение, работа, уверенность в себе. Относительно к наименее предпочитаемым ценностям были отнесены собственность, счастье других, бессмертие, развлечения. Активная жизнь, познание, творчество оказались на промежуточных позициях между предпочтениями и пренебрежениями. В исследовании В.Е.Семенова в числе предпочитаемых ценностей за «семьей» оказались друзья, интересная работа, справедливость, деньги, вера.

В качестве предпочитаемых инструмента!ьных ценностей, которые способствуют достижению успехов в жизни, были выделены образованность, твердая воля, честность, независимость, самокотроль, предприимчивость, терпимость, ответственность. Наименее значимыми инструментальными ценностями оказались: нетерпимость к недостаткам в себе и других, чуткость, собственность, исполнительность.

Данные, полученные при обследовании ценностных ориентаций молодежи, показывают направленность активности современной молодежи.

Основные психологические особенности личности проявляются в межличностных отношениях, отношениях к ведущей деятельности и к себе. В связи с этим исследования, проведенные ЕВ. Кондратьевой [5] с разделением испытуемых (юношей и девушек) на три группы по признакам направленности активности личности на других, на дело (деятельность), на себя и к вещам, позволили получить интересные сведения о психологических особенностях личности в период нормативного кризиса взрослости в современных условиях. Все испытуемые (599 человек) по признакам направленности активности довольно равномерно распределились по выделенным группам (табл.3). Как видно из таблицы, испытуемые почти равномерно распределились по признакам направленности личности, что подтверждает отсутствие особых отклонений от развития личности.

Таблица 3

Распределение испытуемым по признакам направленности личности

Признаки направленности Количество испытуемых Количество испытуемых в% от их общего числа

На людей 185 33

Надело 187 34

11а себя 147 26

К вещам 40 7

Итого 559 100

По данным самооценки направленности личности на других испытуемыми были выявлены личностные черты, необходимые в отношениях к людям, такие как внимательность, доброжелательность, отзывчивость, эмпатия, тактичность, вежливость, честность, порядочность, воспитанность, принципиальность. Однако, по признанию испытуемых, процент обладающих такими качествами оказался довольно низким: от I (воспитанность) до 5 8% (доброжелательность).

По признакам направленности на дело как необходимые личностные черты отмечались: ответственность, добросовестность, трудолюбие. При этом наличие таких качеств у себя отметили от 23 (трудолюбие) до 40% (ответственность).

АлексееваЛ.Ф., Лукшина В.В. Ценностные ориентации личности в период перехода от детства к взрослости

По признакам направленности на себя необходимыми личностными чертами отмечены: уверенность в себе, требовательность к себе, самокритичность, стеснительность, робость. Наличие таких качеств отмечено от 8% (стеснительность, робость) до 45% (уверенность в себе) испытуемых [5].

При обследовании студентов 3 курса Сибирского государственного медицинского университета (Томск) нами получены более оптимистичные оценки ценностей студентами и выявлены следующие показатели направленности активности личности, предопределяемые их ценностными предпочтениями (табл.4). (Содержание терминальных ценностей в методике М. Рокича немного изменено, приспособлено к реалиям жизни студентов)

Таблица 4

Ценностные ориентации испытуемых (в % от общего количества)

Ценности Группы, ориентированные:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«на себя» «на других» «на дело»

Желательность Доступность Желательность Доступность Желательность Доступность

Общение 60.80 34.00 75.98 60.76 78.85 82.53

Учеба 78.67 52.95 84.77 56,38 86.36 84.65

Безопасность 40.13 37.25 64.67 52.40 72.63 54.25

Честь 34.45 48.58 36.80 20.29 68.27 46.80

Уверенность 74.80 54.57 66,45 34.59 88.05 65.32

Бо1-атство 68.25 16.37 86.53 18.56 78.00 22.00

Справедливость 58.98 51.50 62.43 12.17 74.67 20.25

Развлечение 12.65 33.48 17.65 42.32 56.00 92.57

Красота 30.48 33.33 65.13 35.95 36.00 52.50

Свобода 60.80 52.33 35.25 48.59 68.38 42.33

Семья 84.48 48.67 86.68 52.80 94.50 84.67

Здоровье 90.32 38.33 88.80 36.03 86.08 56.22

Престиж 84.48 34.22 62.49 28.97 87.61 64.05

Любовь 62.43 37,21 78.32 32.75 68 00 66 36

Творчество 18.53 44,05 14.97 50.05 64.73 62.27

При сопоставлении желательности руководствоваться в повседневной жизни и поведении теми или иными ценностными ориентациями испытуемых и с их доступностью выявляется, что доступность или возможность реализовать свои ценностные ориентации по всем ценностям оказывается ниже, чем их желательность. Студенты трезво оценивают реальные условия и их влияние на возможности реализации своих ценностных ориентации.

Для наглядного сравнения ценностных ориентаций студентов, разделенных на три группы по направленности их активности, мы определили ранги значимых ценностей в разных группах.

Таблица 5

Рейтинг значимых ценностей

Ценности Группы, ориентированные:

«на себя» «на других» «на дело»

% Ранги % Ранги % Ранги

Здоровье 90.32 1 88.80 I 86.08 5

Семья 84.48 2.5 86.68 2 94.50 1

Престиж 84.48 2.5 62.49 10 87.61 3

Учеба 78.67 4 84.77 4 86.36 4

Уверенность 74.80 5 66.45 7 88.05 2

Богатство 68,25 6 86.53 3 78.00 7

Любовь 62.43 7 78.32 5 68.00 12

Общение 60.80 8.5 75.98 6 78.85 6

Свобода 60.80 8.5 35.25 13 68.38 10

Справедливость 58.98 10 62.43 11 74.67 8

Безопасность 40.13 11 64.67 9 72.63 9

Честь 34.45 12 36.80 12 68.27 11

Красота 30.48 13 65.13 8 36,00 15

Творчество 18.53 14 14.97 15 64.73 13

Развлечение | 12.65 15 17.65 14 56.00 14

Полученные в нашем обследовании данные в основном согласуются с данными обследований

H.A.Журавлевой и В.Е.Семенова по направленности активности современной молодежи, определяемой их ценностными ориентациями.

В числе самых предпочитаемых оказались такие ценности, как здоровье, семья. Однако обнаружилась и специфика ориентаций на ценности в разных группах.

В группе ориентированных «на себя» большинство студентов (более 50%) к числу предпочитаемых ценностей (в порядке предпочтений) за здоровьем и семьей выделили: престиж, учебу, уверенность, богатство, любовь, свободу, справедливость.

Направленность на учебу, уверенность, богатство указывает на стремление к самоутверждению у эгоистично настроенной части студентов.

В группе студентов с направленностью «на других» наиболее предпочитаемыми ценностями после здоровья и семьи оказались у большинства из них (более 50%): богатство, учеба, любовь, общение, уверенность, красота, безопасность, престиж, справедливость. Направленные «на других» отличаются неуверенностью, склонностью к конформизму. В связи с этим желательными для них ценностями являются любовь, общение, уверенность, внешний вид (красота), престиж, безопасность и справедливость.

В группе студентов с направленностью активности «на дело» специфика ценностных ориентаций проявляется наиболее заметно. Если на первом месте по предпочтениям остается «семья» как и в других группах, то здоровье оказалось на пятом месте. Это может означать лишь то, что в этой группе оказались индивиды, не имеющие явных проблем со здоровьем. Студенты этой группы выделили те ценности, реализация которых в жизни лучше всего могут способствовать к эффективности будущей профессиональной и настоящей учебной деятельности. Последовательность предпочтений за «здоровьем» в этой группе оказалась следующей: уверенность, престиж, учеба, здоровье, общение, богатство, справедливость, безопасность, свобода, честь. Данная группа отличается тем, что все оцениваемые ими ценности признаются важными большинством из них (более 50%).

Весьма ценным выявленным обследованием обстоятельством является то, что все студенты, независимо от направленности их активности, высоко оценивают учебу (4-е место). Это означает, что они очень серьезно относятся к основному виду своей деятельности - учебно-познавательной, к овладению знаниями и умениями, необходимыми в своей будущей профессиональной деятельности.

Обращаем внимание на то, что во всех группах ценность «богатство» входит в число первых 3-7 ценностей, подтверждая прагматическую направленность современной молодежи.

Вопреки установившемуся мнению среди взрослых направленность преобладающего большинства студентов на развлечения не находит подтверждения, Большинство студентов всех выделенных групп ценность развлечений ставит на последнее место.

Достойной оценки не получила важная ценность для современного мира «творчество». Возможно, что в этом отражается незавидное материальное положение научных работников в современных условиях российской действительности.

Литература

I. Буякас 'Г.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения человеческих ценностей // Вопросы психологии. - 1997. -■ № 5. - С.44-45.

2. Журавлева H.A. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений /7 Психологический журнал. - 2006. - Т.27. - № 1. - С.35-53.

3. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006.

4. Семенов B.Ii. Ценностные ориентации современной молодежи !! Социс. - № 4. - 2007. - С.37-43.

5. Кондратьева Е.В. Становление образа «Я» (на примере профессии социального работника): дис. ...канд. психол. наук. -Улан-Удэ. 2006.

ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПРОДУКТОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПСИХОЛОГИИ

Е.В. Некрасова

Рассматривается возможность использования продуктов литературного творчества в качестве источников психологической информации о жизненном мире человека, трансспектвный анализ как форма мышления, адекватная постнеклассическому идеалу рациональности; представлены результаты трансспективного анализа продуктов литературного творчества посредством логики нарратива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.