Научная статья на тему 'Психологические типы ценностных ориентаций личности в современном российском обществе'

Психологические типы ценностных ориентаций личности в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2210
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / VALUABLE ORIENTATIONS / THE PERSON / PSYCHOLOGICAL TYPES OF VALUABLE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журавлёва Н. А.

В статье анализируются наиболее распространенные в обществе типы ценностных ориентаций россиян, рассматривается их обусловленность психологическими характеристиками личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological types of value orientations of personality in modern russian society

The article is dedicated to the most frequent types of value orientations in Russian society. Their connecting with psychological peculiarities is presented.

Текст научной работы на тему «Психологические типы ценностных ориентаций личности в современном российском обществе»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Н.А. Журавлёва

Лаборатория психологии личности Институт психологии Российской академии наук Ул. Ярославская, 13, Москва, Россия, 129366

В статье анализируются наиболее распространенные в обществе типы ценностных ориентаций россиян, рассматривается их обусловленность психологическими характеристиками личности.

Ключевые слова: ценностные ориентации, личность, психологические типы ценностных ориентаций.

Каждому человеку присущ неповторимый комплекс потребностей, своя система взглядов на мир и пространство психологических отношений. Каждый имеет собственные нравственные принципы, жизненные смыслы и идеалы, поэтому разные люди по-разному относятся к одним и тем же ценностям, по-разному выстраивают их приоритеты в своем сознании, что, в свою очередь, влияет на особенности социальных представлений и социального поведения личности.

С одной стороны, ценностное сознание личности обнаруживает черты, присущие социальным группам, народу, обществу в целом. При этом большое значение имеют социально-экономические и социально-культурные условия социализации личности. Социальные и профессиональные характеристики личности (жизненный опыт, образ жизни, социальный статус, сфера профессиональной деятельности) также оказывают значимое влияние на формирование личностной системы ценностей. В то же время формирование ценностных ориентаций происходит во взаимосвязи с многочисленными личностными свойствами. Поэтому сформировавшийся тип ценностных ориентаций во многом зависит от индивидуальных особенностей личности.

Различие и сходство в структуре ценностных ориентаций личности могут выступать основанием для построения их типологии, позволяющей выделить достаточно устойчивые группы людей с близкой структурой ценностных ориентаций. Целью данного исследования было изучение психологических типов ценностных ориентаций личности в современном российском обществе.

Объектом исследования выступили жители Московского региона общая выборка составила 745 человек. Для изучения ценностных ориентаций личности применялся адаптированный В.А. Ядовым вариант методики М. Рокича «Ценностные ориентации». Для диагностики психологических свойств личности применялись шкалы 16-факторного опросника Кэттелла (форма С). Для выявления преобладающего типа отношения личности к людям была использована методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Наряду с первичной обработкой результатов использовались кластерный анализ для выделения типов ценностных

ориентаций личности и Г-критерий Стьюдента для выявления различий между этими типами. По результатам исследования выявленные сочетания ценностных приоритетов интегрируются в следующих типах ценностной направленности личности (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Распределение рангов терминальных ценностей у представителей разных психологических типов

Терминальные ценности Типы ценностных ориентаций

тип 1 тип 2 тип 3 тип 4 тип 5

Здоровье 1 1 1 1 1

Семья 2 2 2 2 11

Любовь 5 5 3 4 3

Работа 3 4 5 3 8

Материальная обеспеченность 6 3 4 5 5

Друзья 4 7 6 6 4

Уверенность в себе 7 6 9 7 6

Свобода 8 8 8 8 2

Мудрость 9 9 14 10 7

Активная жизнь 13 10 10 9 10

Богатство 12 12 7 17 14

Познание 10 11 18 15 9

Счастье других 11 13 17 12 16

Творчество 14 14 15 13 12

Красота 15 17 12 14 13

Собственность 16 15 16 11 17

Развлечения 18 16 11 16 15

Бессмертие 17 18 13 18 18

Таблица 2

Распределение рангов инструментальных ценностей у представителей разных психологических типов

Инструментальные ценности Типы ценностных ориентаций

тип 1 тип 2 тип 3 тип 4 тип 5

Образованность 2 2 2 3 2

Честность 1 12 11 13 9

Твердая воля 7 3 6 7 1

Предприимчивость 13 1 3 10 7

Ответственность 3 5 12 4 5

Терпимость 4 14 13 1 12

Эффективность в делах 12 4 5 11 4

Независимость 9 6 4 8 3

Самоконтроль 6 9 10 2 10

Смелость в отстаивании взглядов 11 7 9 5 6

Жизнерадостность 8 15 7 6 8

Богатство 15 18 1 18 16

Воспитанность 5 16 15 9 14

Широта взглядов 16 10 18 12 11

Рационализм 18 8 14 16 13

Исполнительность 10 11 17 17 19

Чуткость 14 19 16 14 15

Собственность 19 13 8 19 18

Непримиримость к недостаткам в себе и других 17 17 19 15 17

Тип 1. Социально ответственный тип, ориентированный на межличностные отношения. К этому типу относится наибольшее число — треть опрошенных (28%). Респонденты данного типа прежде всего характеризуются направленностью на семью, работу и общение с друзьями. Ведущее положение среди инструментальных ценностей занимают ориентации на ценности социальной ответственности и этические ценности: честность, ответственность, терпимость и воспитанность. В структуре жизненных ценностей направленность на профессиональную самореализацию (работу в ряду терминальных ценностей и исполнительность в ряду инструментальных ценностей) является максимально выраженной по выборке и преобладает над значимостью экономических ценностей (материальной обеспеченности в ряду ценностей-целей и собственности в ряду ценностей-средств). Таким образом, для представителей данного типа высокозначимой является направленность на межличностные отношения и социальную ответственность.

Относительно низкозначимыми выступают ценности активного проведения досуга и самоутверждения: развлечения (18-е место), смелость в отстаивании взглядов (11-е место), независимость (9-е место), свобода (8-е место) и твердая воля (7-е место). Значительно менее важными для представителей этого типа являются прагматические ценности: эффективность в делах (12-е место), предприимчивость (13-е место) и рационализм (18-е место). Опрошенные, принадлежащие к данному типу ценностной направленности, чаще других в своей деятельности характеризуются низко выраженным стремлением к соревнованию с другими людьми, а также высокой оценкой собственных возможностей (высокими значениями по фактору MD). Представителям этого типа чаще, чем другим, свойственны низкие значения по фактору Н, т.е. эмоциональная сдержанность, деликатность, внимание к другим людям.

Данный тип ценностной направленности одинаково часто представлен в выборке мужчин (26%) и женщин (29%). К нему принадлежат респонденты всех возрастных категорий (23—25%), но преобладают опрошенные старше 35 лет — 39— 43%, а в наименьшей степени он представлен молодежью 18—25 лет (16%). Среди представителей рассматриваемого личностного типа преобладают работники государственного сектора экономики: госпредприятий и военнослужащие (40%), а также работники открытых акционерных обществ (бывших крупных госпредприятий) — 36%. Этот тип ценностных ориентаций одинаково часто встречается и в других социальных группах (20—26%).

Тип 2, ориентированный на достижение материального благополучия семьи. Он выступает вторым по частоте встречаемости и охватывает четверть респондентов (25%). В качестве основных жизненных целей этого типа личности выступают ориентации на семью, материальную обеспеченность и работу. Ценностное сознание данного личностного типа в наибольшей степени по выборке характеризуется направленностью на счастливую семейную жизнь.

Среди инструментальных ценностей лидирующее положение занимают деловые качества и упорство в достижении целей: предприимчивость, твердая воля, эффективность в делах, ответственность и рационализм. В структуре инструмен-

тальных ценностей значимость прагматических ценностей преобладает над значимостью этических. Последние не входят в систему первых десяти жизненных ценностей: чуткость занимает последнюю 19-ю ранговую позицию, воспитанность — 16-ю, терпимость — 14-ю, честность — 12-ю. Сравнительно низкозначимыми для представителей этого типа являются ценности активного проведения досуга: общение с друзьями (7-е место), развлечения (16-е место) и жизнерадостность (15-е место).

К личностным особенностям опрошенных с данным типом ценностных ориентаций относится высоко выраженное стремление к соревнованию с другими людьми, а также высокие значения по фактору О, т.е. ответственность, уравновешенность, настойчивость в достижении целей, деловая направленность. Данная структура ценностных ориентаций одинаково часто характеризует мужчин (26%) и женщин (25%). Этот тип составляют опрошенные, относящиеся к разным возрастным категориям (24—25%), но несколько чаще к нему принадлежат респонденты в возрасте 26—35 лет (31%). Прежде всего к данному типу ценностной направленности относятся предприниматели (40%), военнослужащие (34%), безработные (30%) и работники закрытых акционерных обществ (27%). В 21—23% случаев он встречается в других социальных группах. Реже всего этот личностный тип характеризует представителей учащейся молодежи: студентов и старших школьников (16—17%).

Тип 3, ориентированный на достижение высокого уровня материального благосостояния. К нему относится наименьшее число (14%) опрошенных. Наиболее приоритетными жизненными целями респондентов, характеризующихся данным типом ценностных ориентаций, являются ориентации на семью, любовь и материальную обеспеченность. Первостепенное значение в иерархии инструментальных ценностей имеет достижение высокого уровня материального благосостояния (1-е место). В структуре терминальных ценностей также обнаруживается выраженная направленность на достижение богатства (7-е место). Большое значение для этого личностного типа имеют жизненные цели, требующие финансового обеспечения: собственность как инструментальная ценность (8-е место), развлечения (11-е место) и красота (12-е место). Таким образом, для представителей этого типа характерно выраженное стремление к богатой жизни, приобретению собственности. Ведущее положение в ряду инструментальных ценностей этого типа занимают ориентации на прагматические ценности: предприимчивость, независимость и эффективность в делах.

В отличие от первого этот личностный тип отличается низко выраженной направленностью на социальную ответственность. Опрошенные с данной структурой ценностных ориентаций сравнительно низко ранжируют этические ценности: честность (11-е место), терпимость (13-е место), воспитанность (15-е место) и чуткость (16-е место). Значительно менее важными для них являются ориентации на волевые ценности: твердость воли (6-е место), уверенность в себе (9-е место), самоконтроль (10-е место), ответственность (12-е место) и исполнительность (17-е место). В отличие от других личностных типов в ценностном сознании оп-

рошенных рассматриваемого типа чрезвычайно низкое положение занимают ценности духовного развития: мудрость ранжируется 14-й по значимости, познание и широта взглядов находятся на 18-м месте.

Личностные характеристики опрошенных этого типа отличают низкие значения по фактору MD, т.е. склонность занижать свои возможности, критичность по отношению к себе, а также низкие значения по фактору О, т.е. импульсивность, гибкость по отношению к социальным нормам. Для данного личностного типа характерны высокие значения по факторам Ь и Qъ т.е. подозрительность, эгоцентричность, а также нонконформизм, независимость, следование самостоятельно выбранному пути. Данный тип часто характеризуется выраженностью недоверчиво-скептического отношения к людям, т.е. неконформностью, недоверчивым отношением к окружающим, замкнутостью.

Этот тип ценностных ориентаций чаще характеризует мужчин (18%), чем женщин (11%), прежде всего молодых опрошенных в возрасте до 35 лет (15—18%), а также в 7% случаев он встречается в возрастной группе 36—45 лет и в 12% — у респондентов старше 45 лет. К данному личностному типу относятся чаще всего представители наименее социально защищенных социальных групп: старшие школьники и неработающие респонденты (19—20%), в других социальных группах он встречается в 12—16% случаев. Реже всего к нему относятся представители наиболее защищенных социальных групп: предприниматели (7%) и работники открытых акционерных обществ (9%).

Тип 4. Активный тип, ориентированный на ближайшее социальное окружение характеризует 17% респондентов. Наиболее приоритетными для представителей этого типа являются ориентации на семью, работу и любовь. Как и для респондентов, относящихся ко второму личностному типу, основные жизненные цели опрошенных этого типа связаны прежде всего с достижением семейного благополучия. Значимость ценности семьи для опрошенных второго и четвертого типов максимальна по выборке.

Первостепенное значение для этого личностного типа среди инструментальных ценностей имеют этические ценности и ценности социальной ответственности: терпимость, самоконтроль, ответственность, воспитанность. Обращает на себя внимание общая активность их жизненной позиции, основными чертами которой являются ориентации на активную жизнь (9-е место), смелость в отстаивании взглядов (5-е место) и непримиримость к недостаткам в себе и других (15-е место). Представителями этого типа низко ранжируется комплекс экономических ценностей: богатство как терминальная ценность является предпоследним, 17-м по значимости, собственность как инструментальная — последней, 19-й. Аналогично относительно низкозначимы для респондентов этого типа и прагматические ценности: предприимчивость занимает 10-й ранг, эффективность в делах — 11-й.

К личностным особенностям опрошенных данного типа ценностной направленности относятся низкие значения по факторам Ь и Qъ т.е. открытость, доброжелательность, терпимость, легкость в налаживании социальных контактов, а также предпочтение работать и принимать решения вместе с другими людьми, ори-

ентация на социальное одобрение. Данный тип часто характеризуется низкой выраженностью прямолинейно-агрессивного типа отношения к людям, т.е. настойчивостью в достижении цели и энергичностью.

Данная структура ценностных ориентаций чаще встречается среди женщин (21%), чем среди мужчин (11%). Этот тип составляют представители всех возрастных групп (15—18%), однако чаще опрошенные в возрасте 18—25 лет (21%) и реже — респонденты старше 45 лет (13%). К данному типу в 18—22% случаев принадлежат представители разных социальных групп, реже — работники государственных предприятий (15%) и неработающие респонденты (14%), еще реже — военнослужащие (5%).

Тип 5, ориентированный на самоутверждение. К нему относятся 16% опрошенных. Жизненная позиция людей этого типа связана с направленностью на свободу, любовь и общение с друзьями. Среди инструментальных ценностей большое значение имеет ориентация на самоутверждение: твердость воли, независимость, эффективность в делах, смелость в отстаивании взглядов. Этот личностный тип отличается выраженной направленностью на творческую самореализацию и духовные ценности: мудрость (7-е место), познание (9-е место), активную жизнь (10-е место), широту взглядов (11-е место), творчество (12-е место). Значительно менее важными для респондентов этого типа являются ориентации на профессиональную самореализацию: работу (8-е место) и исполнительность (19-е место). Относительно низкий ранг занимает ценность материальной обеспеченности (5-е место).

В большей степени, чем других опрошенных, представителей этого типа характеризует стремление к соревнованию с другими людьми в своей деятельности, высокие значения по фактору Н, т.е. смелость, предприимчивость, активность, готовность к риску, способность принимать неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств. Представителей данного типа часто отличают низкие значения по фактору О, т.е. импульсивность, гибкость по отношению к социальным нормам. Часто им свойственна выраженность власт-но-лидирующего и прямолинейно-агрессивного типов отношения к людям. Первый из этих типов отличается такими особенностями, как завышенная оценка собственных возможностей, нетерпимость к критике, потребность руководить другими, а другой тип характеризуется настойчивостью в достижении целей, строгостью в оценке окружающих, прямолинейностью, вспыльчивостью.

К этому типу несколько чаще принадлежат мужчины (19%), чем женщины (14%), чаще к нему относится молодые опрошенные в возрасте до 25 лет (23— 24%), чем представители возрастных категорий 26—45 лет (11—15%) и старше 45 лет (7%). Рассматриваемый тип ценностных ориентаций в основном характеризует учащуюся молодежь: старших школьников и студентов (25—26%), а также работников частного сектора экономики: индивидуальных частных предприятий и закрытых акционерных обществ (20—21%). Среди представителей других социальных групп он встречается в 11—13% случаев, а реже всего к нему принадлежат работники государственного сектора экономики: госпредприятий и военнослужащие (8%).

Выполненное исследование позволило выделить следующие пять наиболее распространенных психологических типов ценностной направленности личности:

1) социально ответственный тип, ориентированный на межличностные отношения. В первую очередь он характеризуется направленностью на семью, работу и общение с друзьями. Ведущее положение среди инструментальных ценностей занимают ориентации на этические ценности;

2) тип, ориентированный на достижение материального благополучия семьи. В качестве основных жизненных целей выступают ориентации на семью, материальную обеспеченность и работу. Среди инструментальных ценностей лидирующее положение занимают деловые качества и упорство в достижении целей;

3) тип, ориентированный на достижение высокого уровня материального благосостояния. Наиболее приоритетными жизненными целями этого типа являются ориентации на семью, любовь и материальную обеспеченность. Первостепенное значение имеет достижение богатства. Ведущее положение в ряду инструментальных ценностей занимают ориентации на прагматические ценности;

4) активный тип, ориентированный на ближайшее социальное окружение. Наиболее приоритетными являются ориентации на семью, работу и любовь. Первостепенное значение среди инструментальных ценностей имеют этические ценности и ценности социальной ответственности;

5) тип, ориентированный на самоутверждение. Жизненные цели связаны с направленностью на свободу, любовь и общение с друзьями. Он отличается выраженной направленностью на творческую самореализацию.

PSYCHOLOGICAL TYPES OF VALUE ORIENTATIONS OF PERSONALITY IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

N.A. Jouravleva

The Laboratory of Psychology of Personality Institute of Psychology Russian Academy of Sciences Yaroslavskaya str., 13, Moscow, Russia, 129366

The article is dedicated to the most frequent types of value orientations in Russian society. Their connecting with psychological peculiarities is presented.

Key words: valuable orientations, the person, psychological types of valuable orientations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.