Научная статья на тему 'Психологическая типология ценностных ориентации руководителей'

Психологическая типология ценностных ориентации руководителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
656
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Журавлёва Н. А.

В статье рассматриваются особенности и результаты изучения психологических типов ценностных ориентации руководителей с разными личностными характеристиками [1J.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TYPOLOGY OF VALUE ORIENTATIONS OF HEAD MANAGERS

The article considers the peculiarities and results of studying the psychological types of the value orientations of head managers with different personal characteristics.

Текст научной работы на тему «Психологическая типология ценностных ориентации руководителей»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Н.А. ЖУРАВЛЁВА

Лаборатория психологии личности Институт психологии Российской академии наук Ул. Ярославская, 13, Москва, Россия

В статье рассматриваются особенности и результаты изучения психологических типов ценностных ориентаций руководителей с разными личностными характеристиками [1J.

Различие и сходство в структуре ценностных ориентаций личности могут выступать основанием для построения их типологии, в результате чего могут быть выделены достаточно устойчивые группы людей с близкой структурой ценностных ориентаций. Целью исследования было изучение психологических типов ценностных ориентаций руководителей с разными личностными характеристиками. Основным объектом исследования, выполненного в 2003 г., выступили руководители низового и среднего звеньев управления московских государственных и негосударственных предприятий и организаций (выборка 108 человек), представленные в одинаковом соотношении по полу, возрасту, семейному и образовательному статусу.

Для изучения ценностных ориентаций личности применялся адаптированный В.А. Ядовым, А. Гоштаутасом и А.А. Семеновым вариант методики М. Рокича «Ценностные ориентации», модифицированный Д.А. Леонтьевым и В.А. Хащенко. Для диагностики психологических свойств личности применялись шкалы 16-факторного опросника Кэттелла (форма С): фактор MD «адекватность самооценки», фактор G «подверженность чувствам — высокая нормативность поведения», фактор Н «робость — смелость», фактор L «доверчивость — подозрительность», фактор М «практичность — мечтательность» и фактор Q2 «конформизм — нонконформизм». Для выявления преобладающего типа отношения личности к людям была использована методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Для оценки отношения личности к соревнованию (конкуренции) с другими людьми использовалась 5-позиционная текстовая шкала от утверждения «Мне абсолютно чуждо это чувство» до «Предпочитаю жить и работать в условиях конкуренции».

Состояние исследований. Влияние должностного статуса на структуру ценностных ориентаций личности анализировалось на примере рядовых работников и руководителей. В рамках данного направления исследований специально изучались взаимосвязи ценностных ориентаций личности с особенностями и эффективностью управленческой деятельности. В частности, Т.С. Кабаченко с помощью оригинальной методики «Ценностные регуляторы организационного поведения» на выборке кадрового резерва и руководи-

телей промышленных предприятий, относящихся к разным формам собственности и разным регионам страны, дана характеристика организационных противоречий, отражающихся в ценностных ориентациях представителей столь разнообразной выборки. Изучены ценностные стереотипы членов организации по таким значимым организационным факторам, как взаимоотношение между ее подсистемами, властные устремления членов коллектива, самоактуализация, достижения и реализация обязательств.

В работе С.П. Дырина зависимость системы ценностных ориентаций персонала от должностного статуса была показана на выборке рядовых работников и руководителей среднего звена ряда крупных торговых предприятий. На основе разработанного автором инструментария выявлено, что для руководителей среднего звена существенно выше значимость ценности хорошей заработной платы, а также таких ценностей, как возможность профессионального роста, реализация своих возможностей, моральное удовлетворение от результатов труда. Для руководителей оказалась существенно более значимой и такая ценность, как возможность работать в хорошем коллективе.

В исследовании ценностных ориентаций руководителей, выполненном В.И. Долговой, были выделены следующие личностные типы: «консерваторы» — ориентированные прежде всего на ценности общественного признания (уважение окружающих, членов коллектива) и ответственности (чувство долга, умение держать слово); «умеренные», в структуре ценностных ориентаций которых приоритетное положение занимают общественное признание и эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); «новаторы», для которых наиболее значимыми являются ценности творчества (возможность творческой деятельности) и смелости в отстаивании своего решения, своих взглядов.

Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций руководителей с эффективностью их деятельности, выполненное О.В. Кобелевой, показало, что в государственной сфере наибольшая эффективность характерна для руководителей, в большей степени ориентированных на инструментальные ценности, а в негосударственной сфере — на терминальные ценности. Специфической характеристикой, определяющей эффективность управленческой деятельности и ее стилевые особенности, выступает характер ориентаций руководителя в нормативно-ценностном пространстве. Наиболее эффективными в группе первых лиц управленческой иерархии являются руководители, имеющие преимущественную ориентацию на жизненные ценности, а среди вторых лиц — на организационные нормы.

Влияние ценностных ориентаций на эффективность совместной управленческой деятельности руководителей рассматривается в работе С.Ю. Фло-ровского. На выборке руководителей среднего и высшего управленческих звеньев производственно-коммерческих предприятий убедительно показано, что эффективность взаимодействия в системе «руководитель-руководитель» в большей мере зависит от характера инструментальных ценностей партнеров, определяющих способы целедостижения, чем от содержания терминальных ценностей, репрезентирующих жизненные цели управленцев. При

этом выявлено, что чем более высокое место в структуре самосознания руководителей занимают терминальные ценности саморазвития, креативности, удовлетворения духовных потребностей, тем в большей степени они квалифицируются другими членами управленческого коллектива как эффективные партнеры. Ориентация руководителей на исполнительность и дисциплинированность в качестве средства достижения жизненных целей также создает репутацию эффективного партнера по управленческому взаимодействию.

Психологические типы ценностных ориентаций руководителей. В результате кластерного анализа было выявлено три типа ценностных ориентаций руководителей. В наибольшей степени дифференцирующими выборку

г\хгооа гтттлг. г\тлтт^1иггатттлт тлл/т/отэ/лтгттпг«=»тт<=»тт тто 'т^пълхиаттт.ихт#» тт^гтхтг»г>,ттт па^птч тх

Ч/1\иОиЛ11%/и 1 ицихх иди 1 V Л VII ии X ^^_/1УХХХХХС*^ХХ,»ХХХЛ1.\»' ХД, ^ХХХХ КУ V х хх ричуиххл XX

материальной обеспеченности и инструментальные ценности предприимчивости, терпимости и твердой воли.

Тип 1. «Социально активный» тип руководителя (охватывающий 39% респондентов) ориентирован на ценности социальной активности и волевые качества: уверенность в себе, твердую волю, смелость в отстаивании взглядов, самоконтроль, ответственность, активную жизненную позицию, непримиримость к чужим и своим недостаткам. Высокозначимыми для представителей этого типа также выступают рационализм и альтруистические ценности: терпимость и чуткость. В то же время для руководителя данного типа характерна низкая значимость, с одной стороны, экономических ценностей (материальной обеспеченности, богатства), а с другой — ценностей духовного развития (познания, мудрости, образованности). Первостепенное значение для таких руководителей имеют такие традиционные ценности-цели, как здоровье, семья и работа, и такие ценности-средства, как терпимость, честность и твердая воля.

Таким образом, этот тип ценностных ориентаций можно охарактеризовать стремлением к гармоничной реализации производственных (деловых) и социальных интересов. Несколько чаще этот тип представлен руководителя-ми-женщинами, чем руководителями-мужчинами, а также возрастной группой руководителей до 30 лет (42%), чем двумя другими возрастными группами (37-38%).

Как правило, руководители типа 1 характеризуются высокими значениями по фактору £)2 опросника Кэттелла: предпочтением собственных решений, находчивостью, высокой степенью осознанности в выборе линии поведения, следованием самостоятельно выбранному пути, а также низкой соревновательностью и тем более невыраженным стремлением к конкуренции с другими людьми в своей деятельности. Для данного типа руководителей чаще, чем для других, характерен сотрудничающе-конвенциональный тип отношения к другим людям: стремление к тесному взаимодействию с референтной группой, к теплым и доброжелательным отношениям с окружающими, следование условностям, правилам, принципам хорошего тона в отношениях с людьми, склонность к гибкости и компромиссам при решении проблем и в конфликтных ситуациях, а также общительность.

Тип 2. Структура ценностных ориентаций руководителей второго типа, к которому относится примерно одна четвертая часть респондентов (26%), характеризуется более выраженной по сравнению с другими типами значимостью ценностей личной жизни (семьи, друзей, свободы, независимости, творческой самореализации, развлечений). В то же время для представителей этого типа менее значима, чем для других типов, профессиональная самореализация (работа, активная жизнь, исполнительность). Этот тип отличается выраженной ориентацией на прагматические ценности, направленностью на результат (предприимчивость, эффективность в делах) и высокими экономическими притязаниями (богатство и собственность). Для руководителей, относящихся к этому типу, в меньшей степени значимыми являются этические ценности (честность и терпимость). В качестве ведущих целей жизни у представителей данного типа выступают прежде всего здоровье, семья и общение с друзьями. В структуре ценностей-средств приоритетное положение занимают предприимчивость, образованность и эффективность в делах. Данный тип значительно чаще встречается среди руководителей среднего звена управления (33%), чем низового (7%). Одинаково часто (32%) характеризует две возрастные группы руководителей: до 30 лет и 30-45 лет, но значительно реже встречается среди руководителей более старшего возраста (12%).

Как правило, респонденты этого типа характеризуются высокими значениями по факторам Н и Ь опросника Кэттелла, т. е. социальной смелостью, активностью, упорством, социабельностью, готовностью иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, склонностью к проявлению лидерских качеств, к риску, в то же время подозрительностью и осторожностью в поступках. По-видимому, речь идет о смелости, основанной на разумной расчетливости.

Тип 3, к которому относятся 35% опрошенных, ориентирован прежде всего на профессиональную самореализацию (работу, исполнительность) и экономическое благополучие (материальную обеспеченность, собственность). Для представителей этого типа высоко значимы этические ценности (честность, воспитанность) и ценности, характеризующие социально зрелую личность (мудрость, ответственность, широта взглядов). В ценностном сознании представителей данного типа лидирующее положение занимают такие терминальные ценности, как здоровье, работа и материальная обеспеченность, и такие инструментальные ценности, как честность, образованность и ответственность. В старшем возрасте увеличивается частота его встречаемости: от 26% в возрастной группе до 30 лет и 31% в группе 30-45 лет до 50% — в самой старшей (46-60 лет).

Руководители этого типа, как правило, отличаются высокими значениями по фактору С опросника Кэттелла, т.е. осознанным соблюдением норм и правил поведения, настойчивостью в достижении цели, деловой направленностью, уравновешенностью, стабильностью. Данный тип часто характеризуется выраженностью прямолинейно-агрессивного и недоверчиво-скептического типов отношения к людям. Первый из них отличается такими особенностями, как настойчивость в достижении целей, строгость в

оценке окружающих, прямолинейность, а другой — характеризуется реалистичностью суждений и поступков, неконформностью, недоверчивым отношением к окружающим, критичностью по отношению к социальным явлениям и другим людям, замкнутостью.

Обобщая полученные результаты, следует отметить, что при разделении руководителей на три типа важным является возрастной фактор, а скорее, фактор социальной зрелости личности. Так, социально активный тип ценностных ориентаций руководителей несколько чаще характеризует представителей возрастной группы до 30 лет, чем других возрастных групп. Тип направленности руководителей, в большей степени ориентированных на ценности личной жизни, в основном отличает респондентов в возрасте до 30 лет и 30-45 лет. А третий тип ценностных ориентаций с преобладающей направленностью на профессиональную самореализацию и материальную обеспеченность значительно чаще характеризует респондентов старше 45 лет.

Выводы. С помощью кластерного анализа было выявлено три наиболее распространенных типа ценностных ориентаций руководителей.

Тип 1 условно назван «социально активный» тип руководителя, который ориентирован на ценности социальной активности и волевые качества. Его отличает низкая значимость, с одной стороны, экономических ценностей (материальной обеспеченности, богатства), а с другой — ценностей духовного развития (познания, мудрости, образованности). Этот тип ценностных ориентаций можно охарактеризовать стремлением к гармоничной реализации производственных (деловых) и социальных интересов.

Тип 2. Структура ценностных ориентаций руководителей второго типа характеризуется выраженной значимостью ценностей личной жизни (семьи, друзей, свободы, независимости, творческой самореализации, развлечений). В то же время для представителей этого типа менее значима, чем для других типов, профессиональная самореализация (работа, активная жизнь, исполнительность). Этот тип отличается выраженной ориентацией на прагматические ценности (предприимчивость, эффективность в делах) и высокими экономическими притязаниями (богатство и собственность).

Тип 3 ориентирован прежде всего на профессиональную самореализацию и материальное благополучие. Для представителей этого типа высоко значимы этические ценности (честность, воспитанность) и ценности, характеризующие социально зрелую личность (мудрость, ответственность, широта взглядов).

ПРИМЕЧАНИЕ

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 06-06-0023 7а.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голъников Р.В. Ценностные детерминанты формирования руководителем управленческой команды. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2000.

2. Гудиев A.A. Исследование ценностных ориентаций руководителя: теоретико-методо-логический и экспериментальный подход: Научно-методич. пособие. Владикавказ, 2003.

3. Долгова В.И. Проблемы формирования готовности к инновационной деятельности // Социально-психологические проблемы ментальности: Материалы III Международной научной конференции. Смоленск, 1998. С. 167-171.

4. Дырин С.П. Ценностно-мотивационные характеристики работников современных российских предприятий // Актуальные проблемы психологии на современном этапе общественного развития /’ Под ред М.Г. Рогова, В.Г. Иванова. Казань, 2003. С. 122-138.

5. Журавлёва H.A. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М., 2006.

6. Кабаченко Т.С. Методика «Ценностные регуляторы организационного поведения» персонала // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. М., 2002. Ч. 2. С. 280-299.

7. Кобелева О.В. Психолого-акмеологические факторы формирования жизненных ценностей руководителя. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1998.

8. Михайлов Г.С., Голъников Р.В. Акмеологические измерения ценностных детерминант формирования руководителем управленческой команды. М., 2000.

9. Серов А.П. Ценностные ориентации человека как субъекта производственной деятельности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 1994.

10. Флоровский С.Ю. Ценностно-ориентационная регуляция совместной управленческой деятельности руководителей: динамика в условиях переходного периода // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (краткосрочные и долговременные горизонты). М., 2003. Т. 2. С. 208-212.

11. Хакин М. В. Социокультурные предпосылки и ценностные ориентации в деятельности предпринимателя и в управлении персоналом фирмы. Автореф. дисс. ...канд. социол. наук. М., 1997.

12. Шакуров Р.Х., Дырин С.П., Чичаева И.И. Ценностные ориентации студентов вузов: на примере управленческих специальностей. Набережные Челны, 1998.

PSYCHOLOGICAL TYPOLOGY OF VALUE ORIENTATIONS

OF HEAD MANAGERS

N.A. ZHURAVLYOVA

The Laboratory for Psychology of the Personality Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences 13, Yaroslavskaya St., Moscow

The article considers the peculiarities and results of studying the psychological types of

the value orientations of head managers with different personal characteristics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.