НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
A.JTI. ЖУРАВЛЕВ, H.A. ЖУРАВЛЕВА
Институт психологии Российская академия наук Ул. Ярославская, 13, 129366 Москва, Россия
Статья посвящена проблеме изучения новых тенденций в ценностных ориентаци-ях личности в изменяющемся российском обществе.
Введение
Большой научный и практический интерес представляет изучение новых тенденций в ценностных ориентациях личности в изменяющемся российском обществе. В социально-психологической структуре как личности, так и социальной группы, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом.
Формирование различных подструктур сознания личности, в том числе и ценностной, в большой степени детерминировано теми социально-экономическими условиями, в которых личность осуществляет свою жизнедеятельность. Поэтому, когда преобразуется общество, ценностные ориентации личности и различных социальных групп в целом закономерно трансформируются. Так, сложившийся специфический комплекс социально-экономических, социально-политических, историко-культурных и других условий в России 90-х гг. XX в., во-первых, определил новую специфику в проявлении системы ценностей и идеалов, норм и стандартов поведения, а, во-вторых, на основе жизненного опыта личности, перестройки ее жизненных планов и взаимоотношений с окружающей социальной действительностью (прежде всего с другими людьми) стимулировал переоценку личностью системы ее ценностей.
Таким образом, социальная детерминация ценностных ориентации личности и социальных групп проявляется в том, что в условиях преобразования общества появляются новые социальные нормы и ценности, правила и образцы социального поведения, социальные представления, ожидания и идеалы, на которые личность и различные социальные группы в целом ориентируются, начинают по-другому их оценивать, стремятся им соответствовать и т. п. Нужно отметить, что когда трансформируются социально-экономические условия в обществе, то люди с разными личностными характеристиками по-разному адап-
тируются к новой социальной среде, изменяют свои приоритеты и ценностные ориентации.
Проблема проведенного нами исследования состоит в выявлении закономерностей динамики ценностных ориентации личности и различных социальных групп под влиянием радикальных трансформаций российской экономики. Исследование направлено на изучение конкретно исторической специфики в динамике ценностных ориентаций в условиях макросоциальных изменений, чтобы выявить, какие именно ценности и в какой степени изменяются, когда социально-экономические преобразования в обществе становятся радикальными. По степени выраженности социальных процессов, по темпам их изменений период социально-экономических трансформаций в 90-е гг. XX в. и начале XXI в. в России может выступать естественной моделью исследования этой динамики.
Таким образом, целью 10-летнего исследования является изучение динамики ценностных ориентаций личности и некоторых социальных групп в изменяющихся социально-экономических условиях России 90-х гг. XX в. и начала XXI в.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования.
1. На основе анализа литературных данных о структуре и механизмах детерминации ценностных ориентаций личности и социальной группы разработать концептуальные представления об их динамике в связи с социально-экономическими трансформациями в российском обществе.
2. Общая методическая задача заключается в разработке и апробации специальной методической программы исследования, включающей как характерный инструментарий, то есть психологические методики, приемы и технологии исследования, так и особенности организации исследования, позволяющей выявлять структуру и новые тенденции в ценностных ориентациях человека.
3. Выявить динамику ценностных ориентаций человека (личности и социальных групп) в конкретный исторический период развития российского общества.
Объектом исследования является население Московского региона общей выборкой 1872 чел., которые распределились по годам исследования следующим образом: 215 чел. в 1994 г., 314 чел. в 1997 г., 887 чел. в 1999 г., 456 чел. в 2001 г. и 745 чел. в 2003 г. Каждая из выборок примерно в равных частях распределялась по следующим социальным группам: работники государственных предприятий; работники предприятий без образования юридического лица (ПБОЮЛ, а в 90-е гг. - индивидуальных частных предприятий); работники открытых акционерных и закрытых акционерных обществ (последние являлись объектом исследования с 1997 г.); военнослужащие (только по ведомству МО РФ); предприниматели сферы малого бизнеса; безработные; студенты и старшие школьники.
Состояние исследований динамики ценностных ориентаций личности
и социальной группы
В настоящее время в центре внимания исследователей оказываются проблемы изменения мотивационно-ценностных характеристик личности в динамической социально-экономической среде. Говоря о состоянии исследований
динамики ценностных ориентаций личности в изменяющихся социально-экономических условиях, кратко остановимся лишь на некоторых из них. В первую очередь, необходимо отметить масштабное исследование динамики отношения россиян к базовым ценностям, выполненное под руководством Н.И. Лапина в 1990-1998 гг., которое выявило значительные изменения в структуре этих ценностей у населения [1]. Результаты данного исследования позволили зафиксировать две особенности в динамике ценностного пространства. Во-первых, устойчивость его ядра и периферии, т. е. наиболее и наименее распространенных ценностей. Во-вторых, подвижность промежуточных полей ценностного пространства. Так, в 90-е гг. существенно возросла значимость таких либеральных ценностей, как независимость и благополучие, а также значимость общения между людьми. Напротив, понизилась значимость традиционной ценности самопожертвования, кроме того, ценности содержательной работы и норм нравственности.
Исследования ценностных ориентаций выполнялись и продолжают выполняться также и на отдельных социальных категориях российского общества [2].
Сравнительный анализ результатов серии исследований ценностных ориентаций молодежи (1987-1992 гг.) показал активное перераспределение их структуры [3]. В иерархии жизненных ценностей молодежи возросла значимость материальной обеспеченности. Ценностное сознание характеризуется резким усилением «веса» индивидуальных ценностей. Доля молодых людей, назвавших среди высших ценностей духовность, ответственность, значительно сократилась. Отмечается тенденция ослабления ориентации молодежи на социальную справедливость и осуществление ее принципов как своих личных целей. Выявлено снижение значимости ценности служения надличностным, общественно значимым целям.
Изучению изменения в социальном времени ценностных представлений студентов 4-го курса факультета психологии МГУ посвящено исследование, проведенное в 1986 и 1997 гг. Д.А. Леонтьевым [4]. Полученные им результаты свидетельствуют о том, что групповые представления студентов о своей системе ценностей существенно не изменяются от поколения к поколению. Вместе с тем выявлены некоторые различия в структурах их ценностных ориентаций. Так, студенты стали выше оценивать материально обеспеченную жизнь, кроме того, женщины стали выше оценивать уверенность в себе, а мужчины - независимость. Существенно снизилась значимость (ранг) общей хорошей обстановки в стране. С позиций автора, это объясняется, с одной стороны, усложнением требований, предъявляемых социальными условиями к современной молодежи, а с другой - поворотом к так называемому общему «индивидуалистскому» типу ориентации, поощряемому массовой культурой и формируемым обществом потребления.
Качественные изменения в ценностных ориентациях студентов - будущих управленцев (менеджеров) - вузов г. Набережные Челны обнаружены в исследовании, выполненном в 1994 и 1997 гг. С.П. Дыриным и И.И. Чичаевой [5]. Анализ данных показал, что в иерархии ценностей студентов существенно возросла значимость ценностей «получения образования», «знаний и квалификации», «интересной работы», «достижения определенного профессионального
уровня», в значительной степени, по мнению авторов, определяющих будущий предпринимательский успех. Важным изменением в системе предпринимательских ценностей будущих специалистов по управлению можно считать также возросшее значение ценности «экономическая грамотность» и т. д.
Основные понятия и особенности организации исследования
Основные понятия
Изменяющееся общество понимается как постепенная трансформация социально-экономических условий жизнедеятельности российского общества в 90-е гг. XX в. и начале XXI в., характеризующаяся переходом к рыночной экономике и приобретающая общие характеристики с социально-экономическими условиями в странах с развитой рыночной экономикой. В этом смысле изменения в российском обществе могут быть обозначены как глобализирующиеся изменения условий его жизнедеятельности.
В современной социальной психологии нет единого толкования термина «ценностные ориентации». В определении данного понятия сложились пять основных точек зрения. «Ценностные ориентации» рассматриваются как:
1) отношение личности к жизненным ценностям [Бубнова, 1997; Демин, 1974; Лотар, 1990; Шакуров, 1995; Ядов, 1970];
2) стремление, интерес личности к жизненным ценностям [Здравомыслов, 1986; Ольшанский, 1966; Оппенгейм, 1966];
3) направленность личности на жизненные ценности [Ананьев, 1968; Ан-цыферова, 1989; Волчек, 1998; Яблокова, 1988; Ядов, 1970];
4) социальные представления личности о жизненных ценностях [Клакхон, 1951; Леонтьев, 1998; Оллпорт, 1961; Рокич, 1973];
5) социальная установка личности на жизненные ценности [Водзинская, 1968; Давыдова, 1975; Кон, 1967].
Ценностные ориентации понимаются нами как относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от социальных ситуаций.
В контексте данного исследования используется группирование ценностей на терминальные и инструментальные, предложенное М. Рокичем [6]. Терминальные ценности (ценности-цели) определяются как такие значимые объекты социальной действительности, на которые распространяются убеждения личности в том, что с личной, групповой или общественной точек зрения они стоят того, чтобы к ним стремиться, чтобы их добиваться. Инструментальные ценности (ценности-средства) - это такие качества и способы действий, на которые распространяются убеждения личности в том, что с личной, групповой или общественной точек зрения они являются более предпочтительными для личности в большинстве социальных ситуаций.
Гипотезы исследования
Общая гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в конкретные исторические периоды развития российского общества значимые изменения ценностных ориентаций личности и различных социальных групп происходят во взаимосвязи с трансформациями социально-экономических условий их жизнедеятельности.
Частными гипотезами исследования являются следующие:
1. В 10-летний период (1994-2003 гг.) имела место динамика ведущих ценностных ориентаций личности по следующим направлениям: возрастала значимость ценности здоровья, социальной ответственности (семьи, работы, ответственности), деловой активности и личного успеха (образованности, материальной обеспеченности, предприимчивости, эффективности в делах), а менее значимыми становились ценности самоутверждения личности (свободы, независимости, уверенности в себе).
2. После острых кризисных в социально-экономическом плане периодов (после 1992-1993 и 1998 гг.) развития российского общества изменения структуры ведущих ценностных ориентаций личности характеризуются некоторой спецификой: возрастанием значимости прагматических ценностей (эффективности в делах), волевых ценностей (твердой воли), ценности свободы и снижением значимости этических ценностей (честности), профессиональной самореализации (работы) и общения с друзьями.
3. У представителей различных социальных групп структура и динамика ценностных ориентаций различны. В изменяющихся социально-экономических условиях 90-х гг. XX в. наибольшей устойчивостью характеризуются структуры ценностных ориентаций работников акционерных обществ открытого типа (крупных предприятий) и предпринимателей. Наиболее динамичными являются структуры жизненных ценностей старших школьников и студентов, а также безработных и военнослужащих.
Методики и организация исследования
Методики исследования:
1) для изучения ценностных ориентаций личности применялся адаптированный В.А. Ддовым, А. Гоштаутасом и А.А. Семеновым вариант методики М. Рокича «Ценностные ориентации» [7] (модифицированный Д.А. Леонтьевым [8] и В.А. Хащенко), в списки ценностей которого были внесены некоторые изменения. В начале 90-х гг. очень выраженными среди ценностных приоритетов были ориентации на «богатство» и «собственность», поэтому они были включены в списки как терминальных, так и инструментальных ценностей. В конечном итоге, респондентам предъявлялись 18 терминальных и 19 инструментальных ценностей, среди которых им предлагалось проранжировать первые семь наиболее важных для них ценностей в каждой из двух групп;
2) для диагностики психологических характеристик личности использовались три шкалы 16-факторного опросника Кэттелла (форма С): фактор МБ -
адекватность самооценки, фактор 02 - конформизм - нонконформизм и фактор М - практичность - мечтательность;
3) для оценки отношения личности к соревнованию (конкуренции) с другими людьми использовалась 5-позиционная текстовая шкала от утверждения «Мне абсолютно чуждо это чувство» до - «Предпочитаю жить и работать в условиях конкуренции»;
4) для изучения экономико-психологических характеристик личности была разработана авторская программа стандартизированного опроса, которая включала следующие параметры:
- субъективно-экономический статус личности, который выявлялся через самооценку уровня материального благосостояния личности;
-уровень экономических притязаний, который оценивался показателем ежемесячного дохода, необходимого, по мнению личности, для того, чтобы чувствовать себя богатым человеком;
- уровень деловой активности личности (выраженность экономического поведения, направленного на повышение материальных доходов), который выявлялся через самооценку уровня своей деловой активности.
Организация исследования. Для данного исследования интерес представляют радикальные социально-экономические изменения, которые выступают факторами, в значительной степени определяющими жизнедеятельность личности и группы, то есть существенно изменяющими отношения между людьми, их социальные представления, ценностные ориентации и т. д. Поэтому при планировании эмпирического исследования учитывался фактор интенсивности изменений социально-экономических условий в российском обществе. Для периодов радикальных социально-экономических изменений характерны ухудшение показателей производства товаров и услуг, финансовая нестабильность, инфляция, снижение материального благосостояния большинства населения, резкие преобразования в экономике и т. д.
Как показано на схеме 1, состояние ценностных ориентаций личности впервые фиксировалось осенью 1994 г. после острого социально-экономического кризиса 1992-1993 гг., далее - в период, отличавшийся более высокой, по сравнению с первым периодом, экономической стабильностью, - осенью 1997 г. Третий исследовательский «срез» был сделан примерно через год после экономического дефолта августа 1998 г. - осенью 1999 г., когда, по мнению экономистов, лишь прямые последствия кризиса были относительно нейтрализованы. Четвертый и пятый исследовательские «срезы» были выполнены весной 2001 г. и осенью 2003 г. - в условиях относительной экономической стабилизации и даже наметившегося экономического роста.
Следовательно, для изучения динамики ценностных ориентаций личности и социальных групп использовался метод поперечных срезов, позволяющий фиксировать состояние ценностных ориентаций личности и группы в конкретный исторический период и через сравнение результатов различных «срезов» оценивать их изменение (динамику). Исследовательские «срезы», таким образом, осуществлялись через 2-3 года в относительно спокойные в социально-экономическом отношении периоды (в том числе не менее чем через 1 год после острых экономических кризисов). Необходимость в относительно коротких промежутках времени между «срезами» определялась прежде всего высокой
Схема 1
Характеристика основных этапов исследования (эмпирических «срезов»)
1лвякацст."
Запланированное радикальное реформирование экономики: с осени 1992 т. до июля 1994 г. Этап чековой приватизации. Исследовательский «срез»-осень 1994 г.
Относительная экономическая стабилизация: с июля 1994 г. до середины 1997 г. Этап денежной приватизации. Исследовательский «срез» - осень 1997 г.
а
Незапланированные радикальные трансформации экономики: с августа 1998 г. до середины 1999 г. Острый экономический кризис (дефолт). Исследовательский «срез» - осень 1999 г.
Относительная экономическая стабилизация: с конца 1999 г. до начала 2001 г.
Прямые последствия экономического кризиса нейтрализованы. Исследовательский «срез» - весна 2001 г.
а
Относительная экономическая стабилизация: с начала 2001 г. до конца 2003 г. Наметившийся экономический рост. Исследовательский «срез» - осень 2003 г.
интенсивностью трансформационных процессов, имевших место в 1990-е гг. в российском обществе. Чтобы выявить действительно устоявшиеся изменения ценностных ориентаций в тот или иной исторический период развития, исследовательские «срезы» выполнялись в периоды снижения экономической и в целом деловой активности в течение года и не проводились в периоды повышенной активности, например, в конце или в начале года (декабрь - январь), когда активно подводятся итоги и планируются новые виды работ.
Динамика ценностных ориентаций личности в изменяющемся обществе
Сравнительный анализ ранговых структур ценностных ориентаций личности в разные исследовательские «срезы» был выполнен с помощью Т-критерия Стьюдента, что позволило получить следующие результаты.
Если сравнивать ценностное сознание жителей московского региона 2003 г. и середины 90-х годов (1994 г. и 1997 г.), то в настоящее время оно характеризуется более выраженной ориентацией на ценность здоровья (1-е место, р <
< 0,05), на ценности социальной ответственности [9]: семью (2-е место, р <
< 0,00005), работу (с 8-го места она передвинулась на 4-е, р < 0,00000) и ответственность (с 9-го на 5-е место, р < 0,003) (табл. 1). Более значимыми стали терминальные и особенно инструментальные ценности деловой активности и личного успеха: образованность (передвинулась со 2-го на 1-е место, р < 0,00002), материальная обеспеченность (с 6-го на 5-е место, р < 0,06), предприимчивость (с 6-го на 4-е место, р < 0,37), эффективность в делах (с 13-го на 7-е место, р < 0,00002) и смелость в отстаивании взглядов (с 12-го на 10-е место, р < 0,02). А менее значимыми, по сравнению с серединой 90-х гг., стали ценности самореализации: творчество (переместилось с 10-го на 14-е место, р < 0,00000) и свобода (с 6-го на 8-е место, р < 0,01); ценности самоутверждения: независимость (переместилась с 4-го на 8-е место, р < 0,0001), уверенность в себе (сохранилось 7-е место, однако, разница между средними значениями достоверна на уровне р < 0,05), активная жизнь (с 9-го на 10-е место, р < 0,35), а также этические ценности: воспитанность (переместилась с 9-го на 13-е место, р < 0,002) и чуткость (с 16-го на 17-е место, р < 0,10).
Если говорить об общей динамике в целом структуры ценностных ориентаций личности на протяжении периода с 1994 г.. по 2003 г., то достоверные изменения состояли в том, что от «среза» к «срезу» все большую значимость для личности приобретали ориентации на ценности здоровья, социальной ответственности (семья и ответственность), на ценности экономической активности и личного успеха (образованность, материальная обеспеченность, эффективность в делах). При этом, однако, особое внимание привлекает тот факт, что в 2003 г., по сравнению с 2001 г., впервые зафиксировано существенное снижение значимости конкретных ценностей деловой активности: предприимчивости (перемещение с 3-го на 4-е место, р < 0,10) и активной жизни (с 9-го на 10-е место, р < 0,001), значимость которых для личности ранее постоянно возрастала на протяжении периода исследования, включая 2001 г.
Таблица 1
Ранговая структура ценностных ориентация личности в разные исследовательские «срезы»*
Терминальные ценности 1994 г. 1997 г. 1999 г. 2001 г. 2003 г. Инструментальные ценности 1994 г. 1997 г. 1999 г. 2001 г. 2003 г.
Здоровье 1 1 1 1 1 Образованность 1 2 1 1 1
Семья 2 2 2 2 2 Честность 3 1 2 4 2
Любовь 3 3 3 3 3 Твердая воля 2 3 3 2 3
Работа 8 4 4 5 4 Предприимчивость 6 4 4 3 4
Материальная обеспеченность 4 6 5 4 5 Ответственность 9 6 5 5 5
Друзья 5 5 6 6 6 Независимость 4 5 6 6 8
Свобода 6 8 7 7 8 Терпимость 7 7 7 8 6
Уверенность в себе 7 7 8 8 7 Самоконтроль 5 8 9 9 9
Мудрость 9 10 10 10 9 Эффективность в делах 11 13 8 7 7
Активная жизнь 11 9 9 9 10 Жизнерадостность 8 10 10 10 11
Творчество 10 13 11 И 14 Смелость в отстаивании взглядов 10 12 12 11 10
Познание 12 12 12 12 12 Богатство 13 11 11 12 12
Богатство 13 11 13 13 11 Воспитанность 12 9 13 14 13
Счастье других 14 14 15 15 13 Широта взглядов 16 14 14 15 14
Красота 15 17 14 14 15 Рационализм 14 17 15 13 15
Развлечения 18 15 17 16 17 Исполнительность 18 15 16 16 16
Собственность 17 18 18 17 16 Собственность 15 18 17 17 18
* В таблице приведены приписанные ранги, в основе которых лежат средние ранговые значения.
Продолджение табл. 1
Терминальные ценности 1994 г. 1997 г. 1999 г. 2001 г. 2003 г. Инструментальные ценности 1994 г. 1997 г. 1999 г. 2001 г. 2003 г.
Бессмертие 16 16 16 18 18 Чуткость 17 16 18 19 17
Непримиримость к недостаткам в себе и других 19 19 19 18 19
В свою очередь, в период от 1994 г. к 2003 г. респонденты в меньшей степени ориентировались на такие ценности самоутверждения, как независимость и уверенность в себе, В 2003 г. было зафиксировано возрастание значимости альтруистических ценностей, традиционных для российского сознания: терпимости (перемещение с 8-го на 6-е место, р < 0,07), счастья других (с 15-го на 13-е место, р < 0,24) и чуткости (с 19-го на 17-е место, р < 0,02), ранговый «вес» которых ранее достоверно снижался на протяжении периода исследования с 1994 г. по 2001 г.
Таким образом, обнаруженный в 2003 г. поворот в динамике ценностных ориентаций личности, имевшей место с первой половины 90-х гг. XX в. и в начале XXI в., свидетельствует о некоторой переоценке системы ценностей, существовавшей в российском обществе на протяжении как минимум 8 лет. В результатах эмпирического «среза» 2003 г. проявился процесс переосмысления (некоторого снижения) значимости ценностей деловой активности и возвращение к более выраженной ориентации личности на альтруистические ценности.
Сравнивая структуры жизненных ценностей личности середины 90-х гг. XX в. (1994, 1997 гг.) и 2003 г., следует отметить, что относительно стабильной является значимость следующих ценностей: любви (3-е место), богатства (12-е место), широты взглядов (14-е место) и непримиримости к недостаткам в себе и других (19-е место).
Структура ценностных ориентаций личности в периоды после острых социально-экономических кризисов
В табл. 2 показано, какими особенностями характеризуется структура ценностных ориентаций личности в периоды после острых социально-экономических кризисов (после 1992-1993 гг. - «срез» 1994 г. и после 1998 г. - «срезы» 1999 г. и 2001 г.), по сравнению с периодами относительной стабилизации социально-экономических условий жизнедеятельности (1997 г. и 2003 г.).
Следует специально отметить, что в табл. 2 не приведены данные эмпирического «среза» 1999 г., так как в 2001 г. преобладающая часть изучавшихся ценностей проявила ту же тенденцию изменения своей значимости (даже еще в более выраженной форме), как и в предыдущем посткризисном «срезе» 1999 г. Исключение составили лишь ценности мудрости, жизнерадостности и исполни-
тельности, значимость которых оставалась относительно устойчивой в 1999— 2001 гг., что и отмечено в соответствующих «клетках» табл. 2. Данный факт подтверждает долговременность и отсроченный характер выраженности последствий социально-экономических кризисов, проявляющихся в ценностном сознании людей.
Чтобы зафиксировать все заслуживающие внимание тенденции в структуре ценностных ориентаций личности в периоды после острых социально-экономических кризисов, здесь рассматриваются те ценностные ориентации личности, значимость которых изменялась не только в высоко достоверных границах, но и в более широких пределах, например: на уровне значимости р < 0,15 при сравнении одной из трех пар исследовательских «срезов» (1994—1997 гг., 1997-1999 (2001) гг. или 2001-2003 гг.), р < 0,35 при сравнении второй из оставшихся пар и р < 0,65 при сравнении последней из трех пар (табл. 2).
Итак, выявлена волнообразная динамика двух комплексов терминальных и инструментальных ценностей, происходившая в течение 90-х гг. XX в., причем наблюдалось, что когда в ценностном сознании личности возрастает значимость одного комплекса ценностей, тогда достоверно снижается значение другого, и наоборот.
В условиях после острого социально-экономического кризиса в структуре ценностных ориентаций личности возрастает значимость первого комплекса ценностей, в который входят прежде всего группа прагматических ценностей и личного успеха: эффективности в делах (передвижение с 13-го на 7-е место), рационализма (с 17-го на 13-е место) и собственности (с 18-го на 15-е место), а также группа волевых ценностей: твердой воли (с 3-го на 2-е место) и смелости в отстаивании взглядов (с 12-го на 10-е место).
Кроме того, в посткризисные периоды более значимыми становятся такие ценности (также относящиеся к первому комплексу), как самореализация и духовные ценности: свобода (передвижение с 8-го на 6-е место), творчество (с 14-го на 10-е место), познание (устойчивое 12-е место) и мудрость (с 10-го на 9-е место), а также ценность положительного социально-психологического самочувствия - жизнерадостность (с 10-го на 8-е место). Данный факт можно объяснить функционированием «защитного» психологического механизма в жизнедеятельности личности в условиях высокого общего темпа жизни и в целом усложнившихся условиях жизни людей.
С другой стороны, в периоды после острых социально-экономических кризисов в ценностном сознании личности формируется второй комплекс ценностей. Во-первых, снижается значимость ориентаций личности на профессиональную самореализацию: работу (с 4-го места она резко уходит на 8-е) и исполнительность (с 15-го на 18-е место). Полученные данные можно объяснить значительным смещением акцента с направленности на интересную работу и ее содержательные аспекты (профессиональную самореализацию) на ориентацию прежде всего на работу как средство материального самообеспечения (ее функциональную роль).
Во-вторых, в условиях экономического кризиса в обществе менее значимыми становятся этические ценности, также входящие во второй их комплекс: честность (перемещение с 1-го на 4-е место) и воспитанность (с 9-го на 14-е место).
Таблица 2
Динамика ценностных ориентации личности в периоды после острых социально-экономических кризисов в российском обществе (1994 г. и 1999 г.)
Ценности Приписанный ранг (среднее значение ранга) Уровень значимости различий между эмпирическими «срезами»
1994 г. 1997 г. 2001 г. 2003 г. 1994-1997 гг. 1997-2001 гг. 2001-2003 гг.
Ценности, значимость которых возрастает после острых экономических кризисов
Творчество 10 (6,95) 13 (7,48) И (7,14) 14 (7,59) 0,0002*** 0,003** 0,00000* **
Рационализм 14 (7,05) 17 (7,41) 13 (7,01) 15 (7,26) 0,02* 0,002** 0,02*
Свобода 6(6,11) 8 (6,46) 7 (6,09) 8 (6,56) 0,08 0,03* 0,001***
Эффективность в делах 11 (6,72) 13 (6,90) 7 (6,21) 7 (6,28) 0,31 0,00001*** 0,61
Познание 12(7,18) 12 (7,44) 12 (7,23) 12 (7,40) 0,06 0,07 0,07
Собственность^) 15(7,21) 18 (7,54) 17 (7,35) 18 (7,47) 0,008 0,07 0,17
Мудрость 9 (6,79) 10(7,18) 10 (7,06) (1999 г.) 9 (7,14) 0,01** 0,30 (1997-1999 гг.) 0,33 (1999-2003 гг.)
Твердая воля 2 (5,48) 3 (5,67) 2 (5,47) 3 (5,76) 0,44 0,31 0,06
Смелость в отстаивании взглядов 10 (6,69) 12 (6,89) 11(6,75) 10 (6,56) 0,26 0,35 0,12
Жизнерадостность 8 (6,39) 10 (6,75) 10 (6,60) (1999 г.) 11 (6,64) 0,08 0,32 (1997-1999 гг.) 0,65
Ценности, значимость которых снижается после острых экономических кризисов
Работа 8 (6,26) 4 (5,45) 5 (5,72) 4 (5,20) 0,00004*** 0,10 0,0002
Честность 3 (5,64) 1 (4,78) 4 (5,64) 2 (5,53) 0,001*** 0,0001*** 0,54
Друзья 5 (5,85) 5 (5,46) 6(5,91) 6 (5,77) 0,001*** 0,01" 0,30
Воспитанность 12 (6,75) 9(6,51) 14(7,14) 13 (6,91) 0,20 0,00001*** 0,03*
Развлечения 18 (7,73) 15 (7,59) 16 (7.77) 17 (7,68) 0,11 0,01** 0,11
Исполнительность 18(7,49) 15 (7,29) 16 (7,38) 1999 г. 16(7,31) 0,11 0,33 (1997-1999 гг.)) 0,31 (1999-2003 гг.
Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.
Возрастание значимости прагматических ценностей, о которых говорилось выше, и снижение значимости этических ценностей объясняется тем, что необходимость выживания в сложнейших социально-экономических условиях нередко сопрягается с нарушениями этических норм.
В посткризисные периоды менее значимыми становятся ориентации личности на активное проведение досуга: на общение с друзьями (перемещение с 5-го на 6-е место) и развлечения (с 15-го на 18-е место). Соответственно, в условиях относительной социально-экономической стабилизации ранговый «вес» данных ценностей возрастает, что, по-видимому, связано с возможностями увеличения времени, необходимого для досуга, общения с друзьями, для развлечений и т. п.
В условиях радикальных социально-экономических преобразований в обществе в структуре ведущих ценностей личности изменениям подвергается значимость как терминальных ценностей (работы, общения с друзьями, свободы), так и инструментальных (честности и твердой воли).
Подводя промежуточный итог, следует подчеркнуть, что невозможно пока говорить о наличии у жителей московского региона относительно устойчивой системы жизненных ценностей. И характер самого процесса усвоения новых социальных норм и ценностей, и содержание того, что будет усвоено (принято) или отвергнуто, обусловлены взаимодействием множества факторов, связанных не только с конкретными историческими обстоятельствами, экономическими и политическими условиями, но и с особенностями этнокультуры российского населения и многочисленными психологическими факторами. Следует отметить, что в 1990-е гг., безусловно, имели место качественные преобразования ценностного сознания личности, тенденции развития которого определялись как внешними, в частности, социально-экономическими и другими условиями, так и внутренней логикой психологических процессов переосмысления, переоценки ценностей.
Динамика ценностных ориентаций представителей различных социальных групп
В условиях социально-экономических преобразований в обществе изменение значимости ценностей в общественном сознании происходит постепенно и неравномерно в различных социальных группах людей. Динамика ценностных ориентаций опосредствуется тем, представителем какой социальной группы является конкретная личность. Существуют социальные группы, которые в большей степени устойчивы по отношению к социально-экономическим изменениям, что выражается в сохранении их ценностных приоритетов. Выявляются также и более динамичные социальные группы, которые в историческом времени быстрее изменяют свои ценностные ориентации.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что ценностное сознание некоторых социальных групп в наибольшей степени устойчиво в условиях трансформирующегося общества и в малой степени подвергается изменениям. В течение всего периода исследования наибольшей устойчивостью характеризовались структуры ценностных ориентаций работников открытых
акционерных обществ, а также предпринимателей (табл. 3). До 1999 г. (т. е. в периоды острых социально-экономических кризисов) относительно стабильными оставались и системы жизненных ценностей работников индивидуальных частных предприятий, с 1997 г. по 2001 г. - работников госпредприятий, а с 1999 г. по 2003 г. (т. е. в условиях относительной социально-экономической стабилизации) - ценностное сознание военнослужащих.
Таблт{а 3
Количество статистически значимых (р<0,05) изменений ценностных ориентации представителей различных социальных групп
Социальные группы Сравниваемые исследовательские «с резы»
1994-1997 гг. 1997-1999 гг. 1999-2001 гг. 2001-2003 гг.
Работники госпредприятий 7 = 2 == 2 ею
Военнослужащие Ф 8 6 « 1 = 1
Работники ОАО = 2 = 1 = 2 = 2
Работники ЗАО = 2 5 ~ 2
Работники частных предприятий = 2 3 6 5
Предприниматели 3 3 = 1 3
Безработные ©13 = 1 6 4
Студенты = 1 Ф8 7 5.
Старшие школьники 4 Ф8 5 -0
Примечание: © - динамичность; ~ - устойчивость.
В наибольшей степени динамичной оказалась система жизненных ценностей старших школьников, которая претерпевала значительные изменения от «среза» к «срезу». Как видно из табл. 3, с 1994 г. до 1997 г. на достоверном уровне р < 0,05 для них изменилась значимость 4 ценностей, от 1997 г. к 1999 г. -8, а от 1999 г. к 2001 г. - 5 ценностей. С 1997 г. по 2003 г. динамичным также являлось ценностное сознание студентов: с 1997 г. до 1999 г. для них изменилась значимость 8, с 1999 г. до 2001 г. - 7, а с 2001 г. до 2003 г. - 5 ценностей.
Значительные изменения претерпела структура ценностных ориентаций безработных. Так, в период с 1994 г. до 1997 г. зафиксировано достоверное изменение значимости 13 ценностей, от 1999 г. к 2001 г. - 6, а с 2001 г. до 2003 г. -4 ценностей. До 1999 г. (т. е. в периоды острых социально-экономических кризисов) чрезвычайно динамичной была и структура ценностных ориентаций военнослужащих (от 1994 г. к 1997 г. изменилась значимость 8 ценностей, от 1997 г. к 1999 г. - 6 ценностей).
Таким образом, в изменяющихся социально-экономических условиях наиболее динамичными являются структуры жизненных ценностей наименее социально защищенных групп: старших школьников, студентов, безработных и военнослужащих.
Интерпретационный анализ динамичности/устойчивости ценностных ори-ентаций представителей различных социальных групп в условиях радикальных социально-экономических трансформаций в российском обществе показал, что значительные изменения структур ценностных ориентаций социальных групп в тот или иной изучаемый период сопровождались резкими изменениями социально-экономических условий их жизнедеятельности. Вместе с радикальными изменениями экономического положения представителей той или иной социальной группы наблюдались значительные изменения в системе их жизненных ценностей, и, наоборот, относительная социально-экономическая стабилизация сопровождалась возрастанием устойчивости структур ценностных ориентаций соответствующих социальных групп.
Относительная устойчивость ценностных ориентаций студентов в период 1994-1997 гг. и значительные их изменения в период кризиса второй половины 90-х гг., по нашему мнению, могут объясняться следующим. Экономическое положение студентов, как низко материально обеспеченной, преимущественно неработающей социальной группы, в условиях относительной стабилизации социально-экономических условий в российском обществе (1997 г.), по сравнению с кризисными условиями начала 90-х гг., принципиально не изменилось, что и обусловило устойчивость их ценностных ориентаций. Однако кризисные социально-экономические условия второй половины 90-х гг. (1998 г.) оказали значительное влияние на материальный уровень жизни студентов в направлении резкого его снижения, что и сказалось на более интенсивной динамике системы их жизненных ценностей.
Аналогично, по нашему мнению, объясняется интенсивность изменений ценностных ориентаций у старших школьников, поскольку она во многом является сходной с интенсивностью изменений у студентов. Некоторое отличие составляет более высокая динамичность ценностных ориентаций старшеклассников даже в период относительной социально-экономической стабилизации в обществе (к 1997 г.). Это может объясняться улучшением к 1997 г. материального положения старших школьников, связанного с двумя причинами: сохранявшимся низким уровнем их материальных потребностей и большей материальной помощью старшеклассникам со стороны родителей.
Изменения социально-экономических условий жизнедеятельности в условиях кризиса в российском обществе в большой степени затронули военнослужащих и безработных, что и сказалось на значительных трансформациях структур их ценностных ориентаций как в начале 90-х гг., так и во второй их половине.
Относительная устойчивость в кризисных социально-экономических условиях 90-х гг. XX в. ценностных ориентаций работников открытых акционерных обществ, предпринимателей и работников индивидуальных частных предприятий предположительно связана со следующим.
И предприниматели как владельцы индивидуальных частных предприятий, и работники данных предприятий, будучи занятыми в сфере бизнеса, характеризуемой высокой степенью экономического риска, уже имели определенные жизненные планы и социальные представления об экономическом поведении в условиях экономического кризиса. Эти представления и планы реализовались, когда такие условия возникли в российском обществе. Вместе с тем немаловажное значение в данном случае имело более высокое материальное положе-
ние представителей этих социальных групп по сравнению с выше рассмотренными, что в некоторой степени страховало их от возникшей экономической нестабильности. В результате не произошло продолжительных резких изменений социально-экономических условий жизнедеятельности предпринимателей и работников их предприятий, а вследствие этого система жизненных ценностей этих групп населения оставалась относительно стабильной.
В свою очередь, организационно-экономические условия жизнедеятельности работников открытых акционерных обществ, наоборот, предполагали более высокую степень экономических гарантий. Так, в отличие от госпредприятий, работники которых характеризовались менее устойчивой системой жизненных ценностей, их «жизнеспособность» в условиях острого социально-экономического кризиса в российском обществе оказалась значительно выше потому, что ОАО - это прежде всего крупные предприятия, производящие востребованную продукцию. Поэтому в условиях социально-экономического кризиса экономическое положение работников открытых акционерных обществ оставалось относительно стабильным, в меньшей степени изменялось в массовых масштабах и, как следствие, структура их ценностных ориентаций оставалась более устойчивой.
Выводы
1. В условиях радикально изменяющегося российского общества обнаружена общая динамика возрастания значимости ценности здоровья, социальной ответственности (семьи, работы, ответственности), ценностей деловой активности и личного успеха (образованности, материальной обеспеченности, предприимчивости, эффективности в делах, смелости в отстаивании взглядов). Менее значимыми становятся ориентации на этические ценности (воспитанность, чуткость), ценности самореализации (творчество, свободу) и ценности самоутверждения (независимость, уверенность в себе).
2. В 2003 г. зафиксирован поворот в динамике ценностных ориентаций личности, имевшей место с первой половины 90-х гг. XX в. и в начале XXI в., который свидетельствует о некоторой переоценке системы ценностей, существовавшей и прогрессировавшей в российском обществе на протяжении как минимум 8 лет (1994-2001 гг.). В 2003 г. проявился процесс переосмысления (некоторого снижения) значимости ценностей деловой активности (предприимчивости и активной жизни) и возвращение к более выраженной ориентации личности на альтруистические ценности (терпимость, счастье других и чуткость).
3. В периоды после острых социально-экономических кризисов (после 1992-1993 гг. и 1998 г.) возрастала значимость одного из комплексов ценностей, в который входят группы прагматических ценностей и личного успеха (эффективности в делах, рационализма, собственности), волевых ценностей (твердой воли, смелости в отстаивании взглядов), ценностей самореализации (свободы, творчества, познания, мудрости) и ценности положительного социально-психологического самочувствия (жизнерадостности). В условиях экономического кризиса в обществе снижалась значимость второго комплекса ценностей, включающего этические ценности (честность, воспитанность), ценности
профессиональной самореализации (работа, исполнительность) и ориентации личности на «активное» проведение досуга (общение с друзьями, развлечения).
4. Следует отметить, что в 2001 г. по преобладающей части вышеперечисленных ценностей обнаружена продолжавшаяся тенденция изменения их значимости, как и в предыдущем посткризисном «срезе» 1999 г., что свидетельствует о долговременности и выраженности отсроченных последствий социально-экономических кризисов, проявляющихся в ценностном сознании людей.
5. У представителей разных социальных групп динамика ценностных ориентации различна и специфична для каждой группы. В условиях социально-экономических преобразований наибольшей устойчивостью характеризуются структуры ценностных ориентаций работников акционерных обществ открытого типа и предпринимателей. В течение всего 10-летнего периода исследования наиболее динамичными являются структуры жизненных ценностей старших школьников и студентов. Если анализировать результаты, полученные в отдельные исторические периоды, то до 1999 г. чрезвычайно изменчивой была структура ценностных ориентаций военнослужащих, а с 1997 г. по 2001 г. -ценностное сознание студентов. В периоды 1994—1997 гг. и 1999-2003 гг. значительные изменения претерпела структура ценностных ориентаций безработных. Таким образом, в наибольшей степени динамичными являются структуры жизненных ценностей наименее социально защищенных групп населения.
6. Интерпретационный анализ динамичности/устойчивости ценностных ориентации представителей различных социальных групп в условиях радикальных социально-экономических трансформаций в российском обществе показал, что значительные изменения в структурах их ценностных ориентаций в тот или иной изучавшийся период сопровождались значимыми преобразованиями социально-экономических условий их жизнедеятельности. Во взаимосвязи с существенным изменением экономического положения представителей той или иной социальной группы наблюдались соответствующие достоверные изменения в системе их жизненных ценностей, и, наоборот, относительная социально-экономическая стабилизация их жизнедеятельности сопровождалась возрастанием устойчивости структур ценностных ориентаций представителей социальных групп.
Заключение: некоторые перспективы исследования
Результаты данного исследования, во-первых, помогают продвинуться в понимании закономерностей взаимодействия макросоциальных изменений и психологических феноменов сознания личности и социальных групп, способствуют выявлению значимых тенденций в исторических изменениях ценностных ориентаций. Во-вторых, исследование их закономерной динамики способствует также пониманию направлений общего социального развития конкретных социально-демографических и социально-экономических групп, так как изменения именно ценностных ориентаций прежде всего характеризуют приоритеты социального развития. В-третьих, исследование ценностных ориентаций необходимо для того, чтобы понять, чем обусловливается социальное поведение личности и группы, причем не столько их отдельные поступки в конкретных
социальных ситуациях, сколько более длительные поведенческие программы, направленные на достижение отдаленных целей. В целом, изучение динамики ценностных ориентаций человека в связи с социально-экономическими трансформациями в обществе способствует построению более обоснованного прогноза социального развития личности и социальных групп.
В условиях преобразующегося российского общества обнаруживается характерная и достоверная динамика ценностных ориентаций личности. Выявлено, что у представителей разных социальных групп динамика ценностных ориентаций различна и специфична для каждой соответствующей группы. Когда радикально трансформируются социально-экономические условия в обществе, то люди с разными личностными характеристиками принципиально по-разному адаптируются в социальной среде, изменяют свои социальные приоритеты и ценностные ориентации.
По нашему мнению, выполненное исследование целесообразно было бы продолжить и в условиях относительной социально-экономической стабильности российского общества, наметившейся в последние годы. В таких условиях целесообразно дифференцированно подойти к анализу тех ценностных ориентаций личности и в целом социальных групп, которые изменяются независимо от интенсивности динамики трансформационных процессов в российском обществе, а, например, просто в результате изменений в историческом времени, и тех, которые динамичны только в условиях преобразующегося общества. Конечно, для решения этой задачи необходимо выполнить не один, а несколько «срезов» ценностных ориентаций в условиях социально-экономической стабильности. Можно также предположить, что в условиях выраженного социально-экономического роста будет иная динамика ценностных ориентаций личности и социальных групп, по сравнению с той, которая была обнаружена в данном многолетнем исследовании. И такую задачу необходимо ставить и решать в будущем.
Перспективным представляется продолжение исследования половых и возрастных различий в динамике ценностных ориентаций человека в изменяющемся мире, а также динамики отдельных блоков (или групп) ценностей в сознании личности (например, этических, альтруистических, познавательных, экономических ценностей, ценностей межличностных отношений и общения, профессиональной самореализации и самоутверждения личности и т. д.).
Ради глубины исследования, ограничиваясь анализом динамики ценностных ориентаций, структурный анализ в данной работе был лишь обозначен, а он содержит в себе большие исследовательские возможности, которые в дальнейшем тоже могут быть реализованы. В частности, речь идет об изучении структуры ценностных ориентаций представителей разных социально-демографических и социально-экономических групп, различающихся типом занятости, формой собственности их предприятий и т. д.
Большие перспективы имеет также исследование вопроса о влиянии личностных свойств на структуру и динамику ценностных ориентаций, что фактически только начали изучать социальные психологи. Развитие данного вопроса возможно, во-первых, через целесообразное увеличение исследуемой совокупности свойств личности, а во-вторых, через включение дополнительного типологического анализа результатов, полученных при исследовании этой проблемы, поскольку различные психологические типы личности могут принципиаль-
но по-разному реагировать на трансформационные процессы в российском обществе. Предположительно, одни психологические типы могут активно включаться в данные процессы, другие - наоборот, препятствовать им, третьи - находиться в психологически защищенном состоянии и относиться к ним нейтрально.
Дальнейшую и специальную разработку должен получить вопрос о критериях и показателях социально-экономических состояний в тот или иной кон-кретно-исторический период развития общества. И если его решение в условиях динамичных и тем более радикальных социально-экономических преобразований не представляло больших сложностей, то в условиях относительно стабильного развития значительно труднее квалифицировать наличие или отсутствие изменений в соответствующих социально-экономических состояниях. Решение данного вопроса и некоторых других возможно лишь совместно с экономистами, поэтому в будущем неизбежна постановка представленных выше задач прежде всего как междисциплинарных.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. М.: Эдиториал УРСС, 1996. - 224 е.; Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. - 1996. - № 5, с. 3-23; Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. - М., 2000. - 194 с.
2. Горяинов В.П. «Пилотаж» комплекса методик межстранового анализа ценностных ориентации // Российское общество: социологические перспективы. - М.: Эдиториал УРСС, 2000, с. 80-98.; Интеллигенция России в конце XX века: система духовных ценностей в исторической динамике. - Екатеринбург: Ин-т истории и археологии УрО РАН, 1998. - 80 е.; Модернизация в России и конфликт ценностей / Отв. ред. С.Я. Матвеева. - М.: ИФ РАН, 1994. - 248 с. и др.
3. Козлов А.А., Гришина Е.А., Ильинский ИМ. Ценностные ориентации молодежи // Молодежь России: тенденции, перспективы. - М.: Молодая гвардия, 1993, с. 167-189.
4. Леонтьев ДА. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. - 1998. -№ 1, с. 13-25.
Ъ.Дырин СЛ., Чичаева И.И. Проблемы формирования профессиональных ценностей у студентов управленческих специальностей // Социально-психологические проблемы образования: ценностно-мотивационный аспект / Под ред. М.Г. Рогова. - Казань, 1999, с. 65-74.
6. Rockeach М. Understanding Human Values. - N.Y., 1979.
7. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядо-ва. - Л.: Наука, 1979. - 264 с.
8. Леонтьев ДА. Методика изучения ценностных ориентаций, - М.: Смысл, 1992. - 17 с.
9. Здесь и далее группирование ценностей выполнено по результатам корреляционного анализа.
NEW TENDENCIES OF VALUE ORIENTATIONS OF PERSONALITY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY
A.L. ZHURAVLEV, N.A. ZHURAVLEVA
The Laboratory for Systematic Psychological Research Institute of Psychology Russian Academy of Sciences 13, Yaroslavskaya St., Moscow, Russia
The article is dedicated to the problem of studying new tendencies in the value orientations of individuality in the changing Russian society.