ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
ДИАГНОСТИКА ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
© Е. М. Бухвалова © Л. В. Карпушина
Бухвалова
Екатерина Михайловна
аспирант кафедры обшей и социальной психологии Самарская гуманитарная академия
trend86@yandex.ru
Карпушина
Людмила Валентиновна кандидат
психологических наук, доцент заведующая кафедрой обшей и социальной психологии Самарская гуманитарная академия
karpucha_63@mail.ru
Прелставлена новая метолика по изучению инструментальных ценностей личности. Привелены результаты проверки належности и валилности и текст метолики.
Ключевые слова: инструментальные ценности личности, психологическая диагностика.
Проблематика. Завершившийся XX век вывел проблему осмысления человеческих ценностей на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический этап развития науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания. Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. Несмотря на актуальность (как для отдельного индивида, так и для науки в целом), тема ценностей несет в себе еще многоженство загадок и противоречий, которые требуют срочного разрешения.
Существенной проблемой является недостаток эмпирического материала, методик, направленных на изучение личностных ценностей, в частности, методик по изучению инструментальных ценностей.
Теоретические основания изучения проблемы. Известно, что аксиологическая сфера оказывает влияние на поведение личности, со-
ответственно для прогнозирования поведения необходимо знание основных закономерностей изменений происходящих в аксиологической сфере личности, что невозможно без наличия соответствующего психологического инструментария.
Аксиологическая сфера в целом представляет собой сложный, состоящий из отдельных элементов психологический феномен и является многомерной, нелинейной системой [1]. Чтобы получить общее представление обо всей системе в целом, необходимо знание ее отдельных элементов. На современном этапе развития психодиагностики уже накоплен инструментарий, при помощи которого можно диагностировать терминальные ценности личности (ценности-цели). К числу таких методик относятся: опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина [8], морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной [7], его дальнейшая модификация — тест личностных ценностей (ТЛЦ) [6], методика соотношения «ценности»и «доступности»в различных жизненных сферах (УСЦЛ) Е. Б. Фанталовой [9]. Наиболее остро выражен недостаток методик, позволяющих изучить непосредственно инструментальные ценности личности (ценности-средства). Ниже рассмотрим подходы и методики, позволяющие выявить инструментальные ценности личности.
В последнее время все больше исследователей считают, что реальным регулятором поведения являются системы, состоящие из слабо осознаваемых ценностей, потребностей [3]. Поэтому начинают успешно развиваться психосемантические и проективные методы диагностики ценностей. Однако эти методы при более высокой достоверности получаемой информации от испытуемого имеют значительную погрешность, обусловленную неоднозначностью интерпретации результатов психологом [4].
Кроме того, необходимо отметить, что в психодиагностике ценностей наблюдается явно недостаток инструментария, служащего для измерения инструментальных ценностей. Как показывает практика, люди часто декларируют значимость для них социально одобряемых, гуманных целей, но инструмент для их достижения предпочитают жесткий, прагматичный, иногда даже циничный, игнорирующий цели и интересы других людей. На наш взгляд, реальную аксиологическую направленность личности, прогноз основных поведенческих проявления личности можно осуществить, диагностируя инструментальные ценности. Наиболее известная методика, позволяющая диагностировать инструментальные ценности, — методика М. Рокича и ее различные модификации, такие, например, как методика оценки основных ценностей жизнедеятельности обучающихся М. Г. Рогова [4].
Методика М. Рокича основана на приеме прямого ранжирования списков ценностей. Стимульным материалом служат два списка по 18 ценностей — терминальных и инструментальных — с краткой расшифровкой содержания каждой. Эти два списка получены путем исключения синонимичных форм из более объемных перечней, которые формировались в ходе анализа интервью и литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для инструментальных ценностей) [11].
Методика известна в нескольких формах. Наиболее разработанные формы Д и Е методики М. Рокича различаются тем, что в варианте Е списки ценностных категорий отпечатаны на листах бумаги в алфавитном порядке и испытуемым предлагается поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18. В варианте Д названия ценностей напечатаны на отдельных карточках. Считается, что форма Д дает более надежные результаты, чем форма Е, что вполне очевидно, исходя из мне-мических характеристик испытуемых. В отечественных адаптированных вариантах применяются обе формы предъявления.
Адаптация теста М. Рокича на русский язык была выполнена А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым, В. А. Ядовым. Культурная специфика обусловила необходимость изменения формулировки некоторых ценностей (в особенности терминальных).
К недостаткам методики можно отнести влияние фактора социальной желательности на результат тестирования, неоднозначность критериев ранжирования.
Несмотря на недостатки методики, достоинством методики является ее компактность, быстрота в проведении и обработке результатов. Методика М. Рокича универсальна — может применяться для самых различных групп испытуемых. Она послужила толчком для модификации и разработки новых методик.
Методика оценки основных ценностей жизнедеятельности обучающихся М. Г. Рогова [4] входит в группу методик изучения ценностей методом абсолютной оценки. Субъективное шкалирование методом абсолютной оценки, когда испытуемый дает оценку пункту теста в единицах предложенной шкалы, имеет ряд существенных преимуществ, начиная от независимости шкал в многошкальном опроснике и заканчивая возможностью широкого использования средств статистической обработки.
Автором в методике после многоступенчатого отбора из совокупности ценностей, разделяемых обучающимися средних специальных и высших учебных заведений, предлагается два списка (ценностей — целей и ценностей — средств), которые необходимо оценить по пятибалльной системе.
Ценности — цели: 1) активная жизнь, 2) интересная работа, 3) деньги, 4) общая хорошая обстановка в стране, 5) признание, 6) познание (возможность образования), 7) равенство (справедливость для всех), 8) самостоятельность, 9) свобода, 10) творчество, 11) уверенность в себе, 12) удовольствие, 13) власть над людьми, 14) руководящая работа, 15) успех, 16) продуктивность (максимальное использование своих сил), 17) развитие (самосовершенствование), 18) широкий круг общения, 19) труд, 20) конкурентоспособность.
Ценности — средства: 21) высокие запросы, 22) независимость, 23) образованность, 24) ответственность, 25) рационализм, 26) самоконтроль, 27) смелость в отстаивании своих взглядов, 28) твердая воля, 29) терпимость к взглядам и мнениям других, 30) широта взглядов, 31) честность, 32) эффективность в делах, 33) лидерство, 34) авторитаризм, 35) инициативность, 36) умение довести любое дело до успешного конца,
37) добрые отношения с людьми, 38) общение с людьми, 39) компетентность, 40) общественное одобрение.
Предложенные автором ценности сгруппированы в следующие блоки.
Для терминальных ценностей (в скобках указан номер ценности):
• Общечеловеческие (4, 7);
• Активная жизнь (1);
• Социально-статусные (5, 8, 13, 14);
• Материальные (3);
• Профессиональные (2, 15, 16);
• Познание (6);
• Внутренняя удовлетворенность (9, 11);
• Общение (18);
• Удовольствие (12);
• Конкурентоспособность (20);
• Развитие, самосовершенствование (10, 17);
• Труд (9).
Для инструментальных ценностей:
• Власть (33, 34);
• Независимость (22);
• Общение (29, 37, 38);
• Компетентность (39);
• Инициативность (35);
• Образованность (23);
• Высокие запросы (21);
• Личная ответственность (24, 26);
• Достижение результата (32, 36);
• Общественное одобрение (40);
• Личностные свойства (25, 26, 27, 31);
• Эрудиция (30).
Индивидуальная структура ценностей определяется подсчетом средних значений как по блокам, так и внутри блоков.
Несмотря на неоднозначность предложенной автором классификации ценностей и разделения их на блоки, достоинством методики является простота и низкая трудоемкость тестирования.
Таким образом, обзор научной литературы, посвященный описанию психодиагностического инструментария, применяемого для диагностики инструментальных ценностей, приводит к следующим выводам. В настоящее время существует достаточно методик для диагностики аксиологической сферы личности. По-нашему мнению, большинство из них не затрагивает изучение инструментальных ценностей, которые оказывают на поведение личности не меньшее влияние, чем терминальные ценности (ценности-цели).
Несомненно, проективные и психосемантические методы перспективны, но для широкого использования в практической деятельности психолога на сегодняшний день они не соответствуют психометрическим требованиям и требуют значительных усилий при обработке.
Разработка авторской методики, направленной на изучение инструментальных ценностей личности. Методика «Инструментальные ценности личности»(ИЦЛ) разработана на основе концепции исследования ценностей А. В. Капцова и Л. В. Карпушиной, согласно которой личностные ценности в жизненных сферах представляют группы, объединенные в совокупность латентных факторов, представляющих аксиологическую направленность личности.
Личностные инструментальные ценности в авторской методике ИЦЛ были разделены на три группы:
1. Гуманистические ценности
1.1. Образованность.
Под образованностью понимается склонность достигать цели с помощью высокого уровня образования, широты знаний, высокой общей культуры.
1.2. Воспитанность (эмпатия).
В данный конструкт входят тактичность, умение проявлять уважения к мнению окружающих.
1.3. Нравственность (честность).
В данном контексте имеется в виду правдивость, искренность.
1.4. Чуткость.
Под чуткостью понимается отзывчивость, заботливость, проявление сочувствия.
2. Прагматические ценности
2.1. Рациональность.
Под рациональностью понимается умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, просчитанные решения.
2.2. Независимость.
В данном случае имеется в виду способность принимать самостоятельные решения, действовать самостоятельно, независимость от мнения окружающих.
2.3. Исполнительность.
Под исполнительностью понимается выполнение обещанного, обязательность.
2.4. Активность (смелость).
В данный конструкт входят инициативность, смелость в словах и поступках.
3. Эмоционально-волевые ценности
3.1. Воля.
Под волей рассматривается умение настоять на своем, не отступать перед трудностями.
3.2. Жизнерадостность.
В жизнерадостность входят позитивный настрой, веселый нрав, чувство юмора.
4. Ценности активности
4.1. Психическая активность.
Направленность человека на рефлексию тех или иных фактов жизни, на объяснение происходящих событий, на сознательное планирование своей деятельности, поведения, всей жизни.
4.2. Физическая активность.
Направленность человека на поддержание контактов с окружающим его миром, поддержание здоровья с целью реализации базовой человеческой потребности в движении.
Инструментальные ценности диагностируются в следующих сферах жизнедеятельности: профессия, образование, семья, общественная жизнь и увлечения. Также в состав методики включена шкала лжи, используемая в тесте аксиологическая направленность личности [6], разработанная на основе шкалы социальной желательности Марлоу-Кроуна.
Опросник позволяет диагностировать не только инструментальные ценности, но и проследить их устойчивость в ценностной структуре личности (Приложение А).
Психометрические характеристики методики ИЦЛ
Выборка состояла из 45 человек (женщин 31, мужчин 14) в возрасте от 23-х до 58 лет, Образование — от среднеспециального до высшего. После обработки результаты были подвергнуты проверке по основным психометрическим показателям.
Для оценки гомогенности или внутренней согласованности пунктов методики были использованы коэффициенты тета-надежности, определяемые в результате проведения однофакторного анализа. Проверка проводилась на той же выборке. Данный метод также позволяет определить «сильные» и «слабые» вопросы, что поможет в дальнейшей доработке семантического содержания теста (Приложение Г). В таблице 1 приведены показатели тета-надежности по всем шкалам новой методики.
Таблица 1
Внутренняя согласованность шкал методики ИЦЛ
Название шкалы Т ета-надежность
СФЕРЫ Жен. Муж.
Сфера профессии 0,59 0,68
Сфера образования 0,63 0,77
Сфера семьи 0,78 0,75
Сфера общественной жизни 0,80 0,82
Сфера увлечений 0,66 0,62
ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ Жен. Муж.
Образованность 0,38 0,47
Воспитанность (эмпатия) 0,49 0,72
Нравственность 0,48 0,61
Чуткость 0,71 0,64
Рациональность 0,70 0,61
Независимость 0,62 0,60
Исполнительность 0,50 0,72
Активность (смелость) 0,63 0,79
Воля 0,46 0,48
Жизнерадостность 0,48 0,61
Из таблицы 1 следует, что большинство шкал методики имеет вполне удовлетворительную согласованность. Шкалы «воспитанность», «нравственность», «образованность»требуют дальнейшей проверки и доработки.
Для проверки конструктной валидности методики было осуществлено тестирование испытуемых тестом М.Рокича и коррелирование (коэффициента ранговой корреляции Спирмена) с результатами опросника инструментальных ценностей личности (таблица 2).
Таблица 2
Конструктная валидность методики ИЦЛ
Примечание. * отмечены статистически значимые результаты при р<0,05
Шкалы Кол-во пар испыт. Коэф. корреляции 1 — критерий Стьюдента Уровень достоверности
Образованность (ИЦЛ) и образованность (Рокич) 12 0,86* 5,40* 0,000*
Образованность (ИЦЛ) и воля(Рокич) 12 -0,82* -4,63* 0,001*
Воспитанность (ИЦЛ) и воспитанность (Рокич) 12 0,59* 2,35* 0,041*
Воспитанность (ИЦЛ) и жизнерадостность (Рокич) 12 0,62* 2,53* 0,030*
Нравственность (ИЦЛ) и нравственность (Рокич) 12 0,84* 4,91* 0,001*
Нравственность (ИЦЛ) и активность (Рокич) 12 -0,60* -2,40* 0,037*
Чуткость (ИЦЛ) и чуткость (Рокич) 12 0,51 1,89 0,088
Рациональность (ИЦЛ) и рациональность (Рокич) 12 0,72* 3,35* 0,007*
Независимость (ИЦЛ) и независимость (Рокич) 12 0,83* 4,69* 0,001*
Исполнительность (ИЦЛ) и исполнительность (Рокич) 12 0,58 2,17 0,058
Смелость (ИЦЛ) и смелость (Рокич) 12 0,31 1,03 0,326
Воля (ИЦЛ) и воля (Рокич) 12 0,63* 2,56* 0,028*
Жизнерадостность (ИЦЛ) и жизнерадостность (Рокич) 12 0,45 1,63 0,134
В основном можно считать, что конструктная валидность в большинстве шкал соответствует норме (6 шкал). В двух шкалах (чуткость, исполнительность) почти соответствует (р < 0,1). В шкалах «смелость», «жизнерадостность» конструктная валидность не соответствует норме и требует доработки. Также из таблицы 2 видно, что существует проблема низкой дискриминативной валидности в трех шкалах (корреляция между образованностью (ИЦЛ) и волей (Рокич), воспитанностью (ИЦЛ) и жизнерадостностью (Рокич), нравственностью (ИЦЛ) и активностью (Рокич)).
Таблица 3
Интеркорреляция шкал теста ИЦЛ
об-ть восп. нравст. чут. рац. нез. исп. актив. воля жизн.
об-ть 1,00 0,33* 0,53* 0,43* 0,25 0,46* 0,44* 0,59* 0,44* 0,26
восп. 0,33* 1,00 0,52* 0,53* 0,38* 0,23 0,24 0,60* 0,31* 0,47*
нравст 0,53* 0,52* 1,00 0,53* 0,16 0,28 0,33* 0,47* 0,43* 0,35*
чут. 0,43* 0,53* 0,53* 1,00 0,18 0,31* 0,27 0,39* 0,49* 0,30*
рац. 0,25 0,38* 0,16 0,18 1,00 0,20 0,22 0,49* 0,35* 0,27
нез. 0,46* 0,23 0,28 0,31* 0,20 1,00 0,43* 0,19 0,12 0,06
исп. 0,44* 0,24 0,33* 0,27 0,22 0,43* 1,00 0,29 0,40* 0,23
актив. 0,59* 0,60* 0,47* 0,39* 0,49* 0,19 0,29 1,00 0,34* 0,39*
воля 0,44* 0,31* 0,43* 0,49* 0,35* 0,12 0,40* 0,34* 1,00 0,40*
жизн. 0,26 0,47* 0,35* 0,30* 0,27 0,06 0,23 0,39 0,40* 1,00
Интеркорреляция шкал внутри опросника показала большое количество связей, что объясняет появление низкой дискриминативной валидности.
Выводы
Анализ теоретических и эмпирических работ позволяет сделать некоторые выводы:
1) Существующие подходы к изучению инструментальных ценностей и ценностных ориентаций в основном базируются на концепции М. Рокича.
2) Среди методов и методик, направленных на изучение инструментальных ценностей, практически нет таких, которые бы учитывали значимость инструментальных ценностей в сферах. Данный факт представляется нам существенным недостатком, поскольку в различных сферах люди, как правило, ценят и используют различные способы достижения своих целей.
3) Созданная методика «Инструментальные ценности личности» позволяет преодолеть названные ограничения предшествующих методик, однако требует доработки в плане улучшения основных психометрических показателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бубнова,С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. 1999. N2 5. С. 38—44.
2. БурлачукДГ. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб. : Питер, 2000. 528 с.
3. Дубов, И. Г. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения // Вопросы психологии. 2000. N2 5. С. 87—99.
4. Капцов,А. В. Диагностика личностных ценностей и структуры аксиологической сферы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2008. № 1. С. 135—156.
5. Капцов,А. В. Аксиологическая направленность личности: Руководство по применению теста / А. В. Капцов, JI. В. Карпушина. 2-е изд. Самара: ИПК «Содружество», 2006. 40 с.
6. Карпушина,JI. В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению теста / JI. В. Карпушина, А. В. Капцов. Самара : ИПК «Содружество», 2007. 60 с.
7. Сопов,В. Ф. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению теста / В. Ф. Сопов, JI. В. Карпушина. Самара : Изд-во СамИКП-СНЦ РАН, 2002. 56 с.
8. Сенин,И. Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль : НПЦ «Психодиагностика». Фонд гражданской инициативы «Содействие», 1991.
9. Фатпалова,Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара : Издательский дом «БАХРАХ», 2001. 128 с.
10. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность/ под ред. А. Карелина. М. : ACT, 1997. 300 с.
Приложение А
ОПРОСНИК ИЦЛ
Просим оценить важность содержания следующих суждений по 7-балльной шкале следующим образом:
• если утверждение КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ ПРИЕМЛЕМО, то поставьте в бланке цифру «1»;
• если НЕПРИЕМЛЕМО, то поставьте цифру «2»;
• если НЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО, то поставьте цифру «3»;
• если БЕЗРАЗЛИЧНО, то поставьте цифру «4»;
• если ПРИВЛЕКЕТЕЛЬНО, то поставьте цифру «5»;
• если ВАЖНО, то поставьте цифру «6»;
• если ОЧЕНЬ ВАЖНО, то поставьте цифру «7».
Просим Вас помнить, что здесь не может быть правильных и неправильных ответов и что самым правильным будет правдивый ответ. Старайтесь не использовать для оценки цифру «4».
Кроме этого, оцените частоту важности суждений двумя оценками: если суждение важно ПОЧТИ ВСЕГДА, то поставьте во второй строке бланка знак плюс «+», если суждение важно ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ, то поставьте знак минус «-».
Во время работы полезно к каждому утверждению проговаривать фразу «Для меня сейчас...(ваша оценка)»:
1...6ыть хорошо образованным в профессиональной деятельности;
2...в процессе обучения проявлять тактичность по отношению к товарищам по учебе;
3...6ыть справедливым в отношениях с членами моей семьи;
4...3анимаясь общественными поручениями проявлять отзывчивость, помогать нуждающимся;
5...тщательно продумывать все возможные решения проблем в хобби;
6...не чувствовать досады, когда высказывают мнение, противоположное моему;
7...6.ть самостоятельным на рабочем месте;
8...в процессе обучения выполнять все заданные мне упражнения;
9...проявлять инициативность в семейных делах;
10...3.нимаясь общественной жизнью управлять своими действиями и эмоциями;
11.. .чтобы хорошее настроение помогло мне заниматься любимым делом;
12...вместо того чтобы простить человека, отплатить ему тем же;
13...4.обы мои знания и умения помогали учиться;
14...проявление сочувствия и понимания к членам моей семьи;
15...3.нимаясь общественной деятельностью вести себя честно и порядочно;
16...0.кликаться на просьбы единомышленников в увлечениях;
17...никогда и никого не оставлять в беде;
18...выполнять всю заданную мне работу;
19...активно искать новую информацию по изучаемым вопросам;
20...сдерживать свои действия и эмоции во время семейных конфликтов;
21...4.обы мой позитивный настрой помогал мне заниматься общественными делами;
22...иногда позлословить об отсутствующих;
23...тактично выслушивать о проблемах моих коллег;
24...в обучении честно и открыто выражать свое мнение по изучаемым вопросам;
25... проявлять отзывчивость к членам моей семьи;
26...участвуя в общественных делах все разумно обосновывать;
27...в увлечениях делать все без чьей-либо помощи;
28...никогда не говорить людям неприятных слов;
29...смело решать сложные проблемы в своей профессии;
30...проявлять настойчивость и усидчивость в учебе;
31...4.обы мой веселый нрав сделал мою семейную жизнь счастливей;
32...3.ставлять кого-либо делать по-моему;
33...4.обы разносторонние знания помогали мне в решении семейных проблем;
34...участвуя в общественной жизни, проявлять лучшие человеческие качества;
35...4.обы мои увлечения не причиняли вред окружающим;
36...испытывать симпатию ко всем своим соседям;
37...находясь на работе, принимать только обоснованные, просчитанные решения;
38...всегда иметь свое личное мнение по изучаемым вопросам;
39...всегда выполнять свои семейные обязательства;
40...активно участвовать в общественной жизни (посещать и организовывать самому различные мероприятия: выставки, семинары и т. п.);
41...3.нимаясь своим хобби, проявлять настойчивость и усидчивость.
42...4.вствовать раздражение, когда мне задают слишком много вопросов;
43...4.обы мои знания помогали мне в общественно-политической жизни;
44...с пониманием относиться к людям, не разделяющим мои увлечения и интересы;
45...проявлять настойчивость и усидчивость в работе (в организации, в учреждении);
46...радостно учиться;
47...внимательно прочитывать каждый документ, прежде чем подписать его;
48...6.ть честным и порядочным с коллегами по работе;
49...в процессе обучения помогать отстающим;
50...решая семейные проблемы руководствоваться здравым смыслом, а не эмоциями;
51... участвуя в общественных делах выражать свою самостоятельность;
52...3.нимаясь своим хобби, всегда выполнять обещанное;
53...4.обы мои знания помогали в сфере увлечений;
54...4.обы хорошее настроение улучшало производительность моего труда;
55...если подвернется случай, воспользоваться оплошностью других;
56...0.кликаться на просьбы моих товарищей по работе;
57...в процессе обучения тщательно разрабатывать подробный план занятий;
58...принимать решения, не советуясь с членами семьи;
59...в общественных поручениях всегда выполнять данные мной обещания;
60... активно искать новую информацию в области своих увлечений и интересов.
Ключ к тесту ИЦЛ
Приложение Б
Личностные ценности СФЕРА
Профессии Образ ования Семь и Обществен ной жизни Увлече- ний Шкала достов.
Гуманис- Образованность 1 13 33 43 53
тические Воспитанность (эмпатия) 23 2 14 34 44 +6
Нравственность (честность) 48 24 3 15 35 -12
Чуткость 56 49 25 4 16 +17
Прагмати- Рациональность 37 57 50 26 5 -22
ческие Независимость 7 38 58 51 27 +28
Исполнительность 18 8 39 59 52 -32
Активность (смелость) 29 19 9 40 60 +36
Эмоциональ но-волевые Воля 45 30 20 10 41 -42 +47
Жизнерадостность 54 46 31 21 11 -55
Факторный вес пунктов теста для мужской и женской выборки в шкалах личностных ценностей и сферах жизнедеятельности*
№ пункта Ценности Сферы
Муж. Жен. Муж. Жен.
1 -0,50 0,17 -0,31 0,28
2 -0,62 -0,57 -0,50 -0,08
3 -0,69 -0,71 -0,04 -0,68
4 -0,75 -0,72 -0,82 -0,77
5 0,41 -0,69 -0,29 -0,62
7 -0,70 -0,03 -0,60 0,56
8 0,72 -0,86 -0,52 0,55
9 0,84 -0,36 -0,76 -0,80
10 -0,18 0,55 -0,68 -0,70
11 0,53 0,71 0,04 -0,26
13 0,55 0,64 -0,32 0.84
14 -0,88 -0,48 -0,62 -0,38
15 0,47 -0,73 -0,35 -0,57
16 -0,86 -0,79 0,11 -0,62
18 0,87 -0,71 0,79 -0,45
19 0,59 -0,67 -0,81 0,55
20 0,60 -0,17 -0,76 -0,65
21 -0,31 0,70 -0,93 -0,41
23 -0,62 -0,50 0,35 0,55
24 -0,33 -0,09 0,13 0,84
25 -0,56 0,19 -0,13 -0,58
26 -0,68 -0,83 -0,69 -0,56
27 -0,75 -0,79 -0,42 -0,41
29 0,85 -0,76 0,55 0,50
30 0,59 0,84 -0,30 0,16
31 0,92 0,57 -0,49 -0,62
33 -0,74 0,71 0,14 -0,59
34 -0,82 -0,72 0,07 -0,69
35 -0,80 -0,48 -0,82 -0,20
37 -0,42 -0,83 0,53 0,20
38 0.10 -0,74 0,54 0,20
39 -0,70 -0,14 0,75 -0,67
40 0,96 -0,63 0,30 -0,65
41 0,54 0,57 0,60 -0,60
43 0,60 0,66 0,65 -0,44
44 0,35 0,55 -0,12 -0,35
45 0,76 0,44 -0,05 -0,40
46 0,78 0,31 -0,75 0,39
48 -0,71 -0,58 -0,64 -0,02
49 -0,59 -0,79 -0,83 0,01
50 -0,94 0,16 -0,70 -0,37
51 -0,64 -0,70 -0,70 -0,31
52 -0,14 -0,30 -0,50 -0,59
53 0,35 0,18 -0,66 -0,43
54 0,30 0,46 0,01 0,64
56 -0,27 -0,69 -0,62 0,55
57 -0,50 -0,63 -0,54 -0,23
58 0,67 -0,58 -0,50 -0,26
59 -0,74 -0,55 -0,44 -0,74
60 0,04 -0,69 -0,49 -0,64
* без шкалы лжи
DIAGNOSTIC OF INSTRUMENTAL PERSONAL VALUES E. Buhvalova L. Karpushina
Produce new method for studying instrumental personal values. Adducing the results of verification reliability, valid and text of method.
Key words: instrumental personal values, psychological diagnostic.