Научная статья на тему 'Взаимосвязь между реализованностью ценностных ориентаций и уровнем толерантности'

Взаимосвязь между реализованностью ценностных ориентаций и уровнем толерантности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
595
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ / TOLERANCE AS A PERSON'S TRAIT / TOLERANCE / INTOLERANCE / SYSTEM OF VALUES / VALUABLE ORIENTATIONS / SOCIAL TOLERANCE / ETHNIC TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фадеева Т. Ю.

В статье показано, что система ценностей образует внутреннюю основу толерантного и интолерантного поведения. Автором представлены материалы экспериментального исследования по выявлению взаимосвязи между реализованностью ценностных ориентаций и уровнем толерантности личности студентов психолого-педагогической специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фадеева Т. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION BETWEEN VALUABLE ORIENTATIONS' REALIZATION AND TOLERANCE LEVEL

In article it is proved, that values system makes inner basis of tolerant and intolerant behavior. The author presents experimental research materials on interrelation revealing between valuable orientations' level of the students specializing in psychology and pedagogic.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между реализованностью ценностных ориентаций и уровнем толерантности»

лем, близким к низким значениям, является авторитарный тип межличностных отношений (4,6) у авторов граффити официальной культуры. Статистический анализ стилей поведения в конфликте показал, что между авторами граффити различных культур не существует различий в степени выраженности.

Таким образом, для авторов граффити смеховой культуры наиболее значимыми оказались инструментальные ценности «независимость» и «самоконтроль», терминальные ценности «красота природы и искусства», «активная деятельная жизнь», «творчество». У них в наименьшей степени выражен эгоистический тип межличностных отношений.

Для представителей официальной культуры значима инструментальная ценность «чуткость», терминальные ценности «здоровье» и «продуктивная жизнь».

Для авторов граффити информационной культуры значима инструментальная ценность «высокие запросы», менее значима терминальная ценность «продуктивная жизнь».

Подытоживая, можно сказать, что авторы граффити различных культур обладают своеобразием социально-психологических характеристик и отличаются друг от друга по выраженности соответствующих психологических характеристик.

Примечания

1 См.: ТойнбиА.Д. Постижение истории. М., 1994.

2 БахтинМ.М. Рабле и Гоголь // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.484-495.

3 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М., 1990. С. 23.

4 См.: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле...

5 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 384-385.

6 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле... С. 78.

7 Там же. С. 263.

8 Там же. С. 409.

9 Там же. С. 415-417.

10 См.: Шкуратов В.А. От Манхэтенна до «Норд-Оста». Психология масс-медиа, политика после 11 сентября 2001 года. Самара, 2002; БелкинА.И. Постмодернистская психология. Самара, 2005.

11 Андреева Г.М. Социальная психология. М, 1999. С. 363-364.

12 См.: ИнглхартР. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4. С. 23.

13 Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов н/Д, 1994. С. 186.

14 Бовоне Л. Глобальная коммуникация и культурные ниши // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000. С. 137.

УДК 316.6

Т.Ю. ФАДЕЕВА

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: fadej_TU@rambler.ru

Взаимосвязь между реализованностью ценностных ориентаций и уровнем толерантности

В статье показано, что система ценностей образует внутреннюю основу толерантного и интолерантного поведения. Автором представлены материалы экспериментального исследования по выявлению взаимосвязи между реализованностью ценностных ориентаций и уровнем толерантности личности студентов психолого-педагогической специальности.

Ключевые слова: толерантность, интолерантность, система ценностей, ценностные ориентации, социальная толерантность, этническая толерантность, толерантность как черта личности.

T.Y FADEYEVA Interrelation between Valuable Orientations' Realization and Tolerance Level

In article it is proved, that values system makes inner basis of tolerant and intolerant behavior. The author presents experimental research materials on interrelation revealing between valuable orientations' level of the students specializing in psychology and pedagogic.

Key words: tolerance, intolerance, system of values, valuable orientations, social tolerance, ethnic tolerance, tolerance as a person's trait.

© Т.Ю. Фадеева, 2009

ТЮ. Фадеева. Взаимосвязь между реализованностью ценностных ориентаций и толерантностью 37

В современной социальной ситуации

нестабильности и неопределенности особенно актуальным представляется вопрос о формировании толерантного поведения личности. В аксиологическом аспекте толерантность рассматривается в двух направлениях: как одна из ценностей гуманизма и как ценностное отношение к миру, другим и себе. А.А. Деркач, Е.В. Селезнева рассматривают толерантность как ценностное отношение к Другому (и на уровне другого человека, и на уровне другой культуры) и понимают ее не просто как одну из ценностей наряду с другими, а как правило обращения с ценностями вообще1. Также (при всем многообразии трактовок) толерантность представляет собой определенное социальное поведение, реализацию определенных поведенческих стратегии и тактики. Система ценностей образует внутреннюю основу отношения личности к действительности, является мотивацией для совершения того или иного действия, поступка. Отсюда можно заключить, что основу толерантного и инто-лерантного отношения к себе, другим, окружающему миру составляют личные ценности, соотнесенные с определенным уровнем нравственного сознания.

Ценности не принимаются извне, они созидаются и усваиваются в процессе переживаний в активной деятельности человека. Таким образом, эмпирическое исследование того, как отношение к ценностям жизни сказывается на уровне сформиро-ванности толерантности, поможет в решении проблемы, связанной с целенаправленным формированием толерантности в межличностном общении. Цель исследования - выявить взаимосвязь между реа-лизованностью ценностных ориентаций и уровнем толерантности личности. В исследовании участвовало 109 студентов I и II курсов факультета педагогики, психологии и начального образования Саратовского педагогического института.

Для выявления ценностных ориентаций нами была использована методика М. Роки-ча, который выделяет два класса ценностей -терминальные и инструментальные. Терминальные он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, инструментальные - как убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любых ситуациях.

Диагностика уровня толерантности была проведена с помощью экспресс-опросника «Индекс толерантности» (ГУ. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) по субшкалам «этническая толерантность», «социальная толерантность» и «толерантность как черта личности».

Субшкала «этническая толерантность» выявила отношение человека к представителям других этнических групп. Субшкала «социальная толерантность» позволила исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей). Субшкала «толерантность как черта личности» позволила определить отношение человека к окружающему миру. В результате данной диагностики по каждой из субшкал испытуемые были разделены на две группы: первая - студенты, у которых прослеживается тенденция к толерантности, вторая - студенты, склоняющиеся к интолерантности.

Данные исследования были подвергнуты корреляционному анализу.

Его результаты показали, что в данной выборке имеются как положительные, так и отрицательные корреляции. Социальная толерантность положительно коррелирует с такой терминальной ценностью, как «здоровье» (0,35) и отрицательно - с терминальными ценностями «активная деятельная жизнь» (- 0,25) и «творчество» (- 0,28). Социальная интолерантность положительно коррелирует с такой терминальной ценностью, как «красота природы и искусства» (0,20) и отрицательно - с терминальными ценностями «здоровье» (- 0,26), «материально обеспеченная жизнь» (- 0,20), «счастливая семейная жизнь» (- 0,26).

Этническая толерантность имеет положительную корреляцию с терминальной ценностью «уверенность в себе» (0,25), отрицательные корреляции - с ценностями «продуктивная жизнь» (- 0,21) и «творчество» (- 0,29). Этническая интолерантность имеет положительную корреляцию с такими терминальными ценностями, как «общественное признание» (0,22) и «продуктивная жизнь» (0,20), отрицательную корреляцию - с ценностью «счастливая семейная жизнь» (- 0,21).

Толерантность как черта личности положительно коррелирует с такой терминальной ценностью, как «счастье других» (0,24), и отрицательно с ценностью «развитие» (- 0,30). Интолерантность как черта личности имеет

отрицательную корреляцию с терминальной ценностью «свобода» (- 0,49).

Приведенные выше данные позволяют заключить, что тенденция к толерантности взаимосвязана с ценностями отношений и теми, которые характеризуют стремление к здоровью и стабильности состояния «я», а также обеспечению семейного благополучия. Наблюдаются и значимо отрицательные связи с ценностями-целями «активность», «развитие» и «творчество».

Можно предположить, что тенденция к ин-толерантности взаимосвязана с противоположными ей ценностями спокойной и размеренной жизни. Тенденция к интолерантности характеризуется стремлением к продуктивности, общественному признанию, красоте. Значимо отрицательную связь эта тенденция имеет с ценностью «свобода», следовательно, фактором интолерантности выступает не ценность свободы, а нечто противоположное, например регламентированность, шаблонность суждений и поступков. Исходя из этого, сделаем предположение, что студенты с тенденцией к интолерантности стремятся максимально полно использовать свои возможности, силы и способности, но действуя шаблонно и за-программированно, пытаясь вызвать уважение окружающих, товарищей и коллектива.

При проведении корреляционного анализа инструментальных ценностей и уровня толерантности были получены следующие результаты. Социальная толерантность положительно коррелирует с такой инструментальной ценностью как «широта взглядов» (0,24).

Этническая толерантность имеет положительные корреляции с инструментальными ценностями «воспитанность» (0,28), «образованность» (0,37), «широта взглядов» (0,22) и «ответственность» (0,25), отрицательные - с такими инструментальными ценностями, как «жизнерадостность» (- 0,22) и «честность» (- 0,24). Этническая интолерантность имеет положительную корреляцию с инструментальной ценностью «непримиримость к недостаткам в себе и других» (0,20) и отрицательные корреляции с ценностями «ответственность» (- 0,21), «терпимость» (- 0,24).

Толерантность как черта личности положительно коррелирует с такими инструментальными ценностями, как «аккуратность» (0,22), «жизнерадостность» (0,21) и «широта взглядов» (0,22), отрицательно - с инструментальными ценностями «высокие запросы» (- 0,19) и «исполнительность» (- 0,25).

Интолерантность как черта личности положительно коррелирует с инструментальной ценностью «непримиримость к недостаткам в себе и других» (0,31), отрицательно - с ценностями «независимость» (- 0,21) и «образованность» (- 0,23).

При анализе корреляции между тенденцией к толерантности и инструментальными ценностями в данной выборке были выявлены положительные связи с ценностями «аккуратность», «воспитанность», «образованность», «ответственность» и «широта взглядов», которые могут проявляться как хорошие манеры, широта знаний, высокая общая культура, чувство долга, умение понять чужую точку зрения, уважение к иным вкусам, обычаям, привычкам. Ценность «жизнерадостность» выступает в качестве значимой и в положительной, и в отрицательной связи. Положительно чувство юмора коррелирует с субшкалой «толерантность как черта личности», а отрицательно - с субшкалой «этническая толерантность», т.е. чувство юмора помогает человеку в отношениях с окружающим миром, но мешает во взаимодействии с представителями других этнических групп. Значимо отрицательные связи наблюдаются между тенденцией к толерантности и инструментальными ценностями «честность», «исполнительность», «высокие запросы», что можно расценивать как отсутствие высоких требований к жизни и высоких притязаний, неискренность суждений, отсутствие дисциплины и самоорганизации.

Тенденция к интолерантности коррелирует с непримиримостью к недостаткам в себе и других. Значимые отрицательные связи выявлены между тенденцией к интолеран-тности и инструментальными ценностями «образованность», «ответственность» и «терпимость», что свидетельствует о недостаточном уровне общей культуры, чувства долга, терпимости к взглядам и мнениям других, неумении прощать другим их ошибки и заблуждения.

В ходе исследования ценностных ориен-таций студенты выполняли два задания: во-первых, ранжировали ценности по степени их жизненной значимости; во-вторых, при ранжировании инструментальных ценностей было предложено выбрать из них те, которые значимы для толерантного педагога-психолога, и ранжировать их.

В ходе анализа итогов второго задания были получены следующие результаты. У

И.В. Малышев. Принципы построения коррекционной программы

39

студентов, имеющих тенденцию к толерантности, наиболее значимыми для профессиональной деятельности являются ценности «образованность», «терпимость», «широта взглядов», «воспитанность», наименее значимы «высокие запросы», «независимость», «аккуратность», «жизнерадостность». Такая ценность как «непримиримость к недостаткам в себе и других» вообще не была выбрана.

У студентов, имеющих тенденцию к ин-толерантности, значимы «образованность», «воспитанность», «ответственность», «самоконтроль». Низкий ранг получили ценности «непримиримость», «высокие запросы», «чуткость», «жизнерадостность».

Обобщив эти данные, можно сделать вывод, что в данной выборке для студен-

тов-психологов первых лет обучения, независимо от уровня толерантности, наиболее значимыми являются такие ценности, как «образованность» и «воспитанность», а незначимыми - «непримиримость» и «высокие жизненные запросы». Но студенты с тенденцией к толерантности к рангу наиболее значимых для профессиональной деятельности относят еще две ценности - «терпимость» и «широта взглядов», - что свидетельствует об осознании ими необходимости для педагога-психолога умения понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки и быть терпимым к взглядам и мнениям других.

Проведенное исследование позволило выявить взаимосвязь между реализованнос-тью ценностных ориентаций и уровнем толерантности личности.

Примечания

1 См.: Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Селезнева Е.В. и др. Толерантность как психологическая категория // Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования. М., 2003.

УДК 159.994.4:331

И.В. МАЛЫШЕВ

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: iv.999@list.ru

Принципы построения коррекционной программы, направленной на профилактику и преодоление

синдрома эмоционального выгорания у представителей экстремальных профессий

В статье рассматриваются ведущие принципы и задачи, лежащие в основе модели коррекционной программы «антивыгорания», особенности ее применения на практике для специалистов, чья деятельность связана с экстремальными условиями. Приводится краткий теоретический обзор проблематики и анализ наиболее известных методов профилактики синдрома выгорания. Описываются направления коррекционной работы, основанием для которой являются результаты ранее проведенных исследований эмоционального выгорания у милиционеров вневедомственной охраны и пожарных, а также наиболее приемлемые положения существующих коррекционных моделей.

Ключевые слова: модель «антивыгорания», принцип коррекционной программы, адаптационные возможности личности, когнитивное переструктурирование, ценностно-мотивационная сфера, психологический тренинг, личностная рефлексия.

I.V. MALYSHEV

Principles of Construction of the Correctional Program Directed on Preventive Maintenance and Overcoming of Syndrome of Emotional Burnout at Representatives of the Extremal Professions

In the present article the leading principles and the tasks lying in the ground of the model of a correctional program «anti-burnout», the peculiarities of its practice for the specialists whose activity is related to extremal conditions are considered. A short review of the problem and the analysis of the most known prophylactic methods of the burnout syndrome is given. An oriented correctional work whose ground is the result of the previous investigations of the burnout among the policemen of

© И.В. Малышев, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.