НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
СТАТУС И ДИНАМИКА ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Е. Мохаммад
Аннотация. Исследование направлено на изучение ценностных ориентаций студентов в контексте теории и метода изучения ценностей М. Рокича. На основе опроса студентов Иракского Курдистана выявлены ценностные ориентации и ген-дернъе особенности студентов разных университетов, факультетов и курсов.
Ключевые слова: инструментальные ценности, ценностные ориентации, педагогический вуз, личность.
Summary. The research is aimed at studying students' values using Rokeach method and included university students from Iraqi-Kurdistan region. As a result of the research, certain values and gender-based differences of students of different universities, departments and years were singled out.
Keywords: instrumental values, values, teacher training, personality.
70
Вопрос изучения ценностей является актуальным для ряда научно-практических проблем, связанных с социализацией, регуляцией поведения и психологическим становлением и здоровьем личности. Одной из важнейших характеристик личности является система ее ценностных ориента-ций. И эта проблема занимает одно из ведущих мест в философии, социологии, психологии и педагогике.
Интерес к исследованию системы ценностных ориентаций студентов связан с общими изменениями в районе Курдистана-Ирака и с малой изученностью указанной проблемы в педагогических вузах данного района.
К. Клакхон определяет их как желательный выбор доступных средств, способов и идей действия [1]. Советский энциклопедический словарь
Преподаватель XX
определяет их как «избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении» [2]. Российский подход к проблеме ценностных ориентаций основан на понимании зависимости ценностей от социально-исторических условий [3].
Основной вопрос эмпирического исследования формулируется следующим образом: через какие характеристики может быть описана система ценностных ориентаций, в том числе инструментальных ценностей у студентов педагогических вузов?
Задачей нашего исследования было выявление места ценностей в общей иерархии у студентов разных групп с точки зрения их значимости в той или иной совокупности (в том
-2 / 2010
ф
Содержание и технологии образования
или ином «блоке») ценностей. Анализ «блоковой» структуры инструментальных ценностей студентов позволит нам уточнить существующие между отдельными ценностями взаимосвязи, а также их место и роль в общей иерархии личностных ценностей для каждой группы. Следует отметить, что в этом случае все инструментальные ценности объединяются в «блоки» в зависимости от того или иного основания. Для ценностей-целей такими «блоками» у Д. А. Леонтьева являются четыре оппозиционные пары. В первый «блок» входят «этические ценности», «ценности межличностного общения» и «профессиональной самореализации». Во второй «блок» - «индивидуалистические», «конформистские» и «альтруистические» ценности. Третий «блок» представляют ценности «самоутверждения» и ценности «принятия других», а четвертый - «интеллектуальные» и «непосредственно-эмоционального мироощущения».
Для оценки значимости каждого «блока» ценностей для испытуемых мы ввели поня-тие его веса. Вес того или иного блока определяется величиной среднего ранга входящих в него ценностей (то есть вес равен среднему арифметическому средних рангов всех цен-ностей, входящих в данный «блок»). Иными словами, значимость той или иной группы ценностей в их общей иерархии тем выше, чем меньше вес, и наоборот, чем больше вес, тем ниже значимость данной группы ценностей. В этом случае полностью соблюдаются требования методики Рокича [4].
Всего в опросе приняли участие 252 студентов, из них 118 юношей и 134 девушки четырех факульте-
тов университета района Иракского Курдистана.
Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что среди «блоков» ценно-стей-целей первое место у юношей и девушек занимает «блок» «этические» (вес 6.68 и 6.55 соответственно) ценности. Но юноши на 2-ое место ставят ценности «конформистские» (вес 7.17), а девушки - «индивидуалистические» (вес 6.82). У юношей «индивидуалистические» ценности (вес 7.25) находятся на 3-м месте, а у девушек на 3-ем месте стоят ценности «интеллектуальные» (вес 7.34). Далее юноши на 4-е место ставят ценности «интеллектуальные» (вес 7.26), а девушки - «межличностного общения» (вес 7.55). 5-ое место у юношей занимают ценности «межличностного общения» (вес 7.99), а у девушек -«непосредственно-эмоционального мироощущения» (вес 7.76). Ценности «непосредственно-эмоционального мироощущения» (вес 8.15) и «конформистские» (вес 7.85) у юношей и девушек занимают 6-ое место. Ценности «самоутверждения» (вес 9.31 и 8.82), «альтруистические» (веса 10.10 и '' 9.91), «принятие других» (веса 10.10 и 9.91), «профессиональной самореализации» (веса 10.57 и 9.95) у юношей и девушек занимают соответственно 7-10-ое места. Статистически значимые различия «индивидуалистических ценностей» у юношей и девушек равны 0.018 при р < 0.05.
Результаты исследование показали, что среди «блоков» ценностей-средств ведущее место у студентов младших и старших курсов разных факультетов педагогических вузов занимает «блок» «этические» ценности (вес 6.29 и 6.75 соответственно). Но студенты младших курсов на 2-ое ме-
2 / 2010
Преподаватель XXI
Ф
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
72
сто ставят «индивидуалистические» ценности (вес 7.05), на 3-е место ценности «интеллектуальные» (вес 7.44), а студенты старших соответственно на 2-ое - ценности «интеллектуальные» (вес 6.99), а на 3-е - «индивидуалистические ценности» (вес 7.14). Далее, у студентов младших курсов 4-ое место занимают ценности «непосредственно-эмоционального мироощущения» (вес 7.50), а у студентов старших курсов - «межличностного общения» (вес 7.15). У обеих возрастных групп ценности «конформистские» (вес 7.51 и 7.40) находится на 5-ом месте, а ценности «межличностного общения» (вес 7.56) и «непосредственно-эмоционального мироощущения» (вес 8.09) занимают 6-ое место. На 7-ом месте у студентов младших курсов стоят ценности «самоутверждения» (вес 9.02), а ценности «альтруистические» и «принятие других» (вес 11.13) занимают соответственно 9-ое и 10-ое места. А вот у студентов старших курсов последние две ценности занимают 7-ое и 8-ое места, а на последнем десятом месте находятся ценности «профессиональной самореализации» (вес 9.59).
Данные статистического анализа подтверждают значимость различия в сторону боль-шей выраженности качеств у младших и старших курсов по следующим инструменталь-ным ценностям: «интеллектуальные» (0.023 при р < 0.05), «профессиональной самореали-зации» (0.019 при р < 0.05), «конформистские» (0.019 при р < 0.05), «этические» (0.007 при р < 0.05), «непосредственно-эмоционального мироощущения» (0.002 при р < 0.05) и «межличностного общения» (0.000 при р < 0.05).
Таким образом, результаты проведенного нами исследования корре-
спондируются с данными современной психологической науки в том, что ценностные ориентации представляют собой многоуровневую иерархическую, динамическую систему, характер и сила изменений которой обусловлены различными факторами. Система ценностей личности оказывает значительное влияние на выбор ими своей будущей профессии, а сам этот выбор вместе с дальнейшим процессом профессионализации обусловливает изменения системы ценности личности. В ходе исследования уставлено, что структура инструментальных ценностных ориентаций студентов педагогического вуза имеет в зависимости от пола и курса обучения характерные особенности. Выборка большинства студентов, без исключения, характеризуется направленностью на такой «блок» ценностей как «этические».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леденов Д. С. Ценности как факторы смысложизненных ориентаций современного Российского студенчества и их динамика: на примере технических вузов города Иркутска. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - 2007. - 182 с.
2. Хрустамва Р. Ю. Публичное выступление как средство формирования у студентов опыта ценностно-ориентацион-ной деятельности // Преподаватель-XXI век. - 2003. - № 2. - С. 64-67.
3. Степенец С. Г. Формирование ценностей ориентаций подростков в социокультурной деятельности образовательного оздоровительного учреждения. Автореф. дисс. . канд. психол. наук. - Кострома, 2007. - 25 с.
4. Яшин Ф. Б. Структура и динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. Дисс. ... канд. психол. наук. - Москва, 2006. - 189 с. ■
Преподаватель XX
2 / 2010
Ф