Научная статья на тему 'Проявление личностных особенностей студентов, принадлежащих к молодежным субкультурам, в зависимости от их ценностных ориентаций'

Проявление личностных особенностей студентов, принадлежащих к молодежным субкультурам, в зависимости от их ценностных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
779
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ СФЕРЫ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / YOUTH SUBCULTURES / VALUE ORIENTATIONS / TERMINAL VALUES / SPHERES OF LIFE / INDIVIDUALITY / CHARACTER ACCENTUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Варыханова Клара Викторовна, Никулина Евгения Викторовна

Исследованы проявления личностных особенностей студентов вузов, принадлежащих к молодежным субкультурам. Рассмотрены теоретические подходы к изучению феномена молодежных субкультур. Изложены теоретические положения, касающиеся проблемы ценностных ориентаций личности. Установлено, что студенты, принадлежащие к альтернативной рок-культуре, представляют собой достаточно неоднородную общность, так как демонстрируют разнообразные иерархии ценностей и психологические особенности личности. Выборочная совокупность составила 40 респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF PERSONAL FEATURES OF STUDENTS BELONGING TO YOUTH SUBCULTURES DEPENDING ON THEIR VALUE ORIENTATIONS

The article touches upon the issue of the manifestation of personal features of the university students belonging to youth subcultures. It discusses the theoretical approaches to the study of the phenomenon of youth subcultures by stating the theoretical provisions relating to the problem of personality value orientations. It is found that students belonging to an alternative rock culture represent by themselves quite a heterogeneous community, since they show variable hierarchies of values and psychological characteristics of personality. 40 people have been surveyed.

Текст научной работы на тему «Проявление личностных особенностей студентов, принадлежащих к молодежным субкультурам, в зависимости от их ценностных ориентаций»

- умение отыскать оригинальные решения;

- процессы самопознания, саморегуляции, саморазвития и самообучения.

- чувства пластического и пространственного моделирования.

Таким образом, рассмотрены методы, которые можно широко применять и использовать в программах курсов основ компьютерной графики и компьютерного проектирования для дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства:

- метод анализа и синтеза;

- метод агрегирования (художественного конструирования);

- метод ассоциаций;

- метод аналогов;

- метод случайностей.

Перечислены задания, позволяющие использовать эти методы и творчески развивать студентов.

Новым в развитии креативности студентов, по мнению автора, является более широкое использование заданий, показывающих объекты в динамичном и статичном движении, анимации в компьютерных программах, и развитие трехмерности мышления студента.

Статья поступила 19.03.2015 г.

Библиографический список

1. Анисимова Т.В., Грогуль Н.В. Компьютерное проектирование ювелирных изделий (трехмерная графика): учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. 140с .

2. Бычкова Н.В., Победаш Е.В. Изучение РИоЬБЬюр: методические указания к проведению практических занятий. Иркутск: ИрГТУ, 2002. 48 с.

3. Бычкова Н.В., Победаш Е.В. Компьютерное проектирование (трехмерная графика): практические задания по 3DS MAX и методические указания по их выполнению. Иркутск: ИрГТУ, 2004. 48 с.

4. Захарчук М.Г. Эргодизайн - инновационная технология проектирования. // Архитектон. 2013. № 41. С. 80-85.

УДК 316.37; 159.9

ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К МОЛОДЕЖНЫМ СУБКУЛЬТУРАМ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

1 9

© К.В. Варыханова1, Е.В. Никулина2

1Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2МОАУ СОШ № 11,

460055, Россия, г. Оренбург, ул. Авиационная, 8/3.

Исследованы проявления личностных особенностей студентов вузов, принадлежащих к молодежным субкультурам. Рассмотрены теоретические подходы к изучению феномена молодежных субкультур. Изложены теоретические положения, касающиеся проблемы ценностных ориентаций личности. Установлено, что студенты, принадлежащие к альтернативной рок-культуре, представляют собой достаточно неоднородную общность, так как демонстрируют разнообразные иерархии ценностей и психологические особенности личности. Выборочная совокупность составила 40 респондентов.

Ключевые слова: молодежные субкультуры; ценностные ориентации; терминальные ценности; жизненные сферы; индивидуальность; акцентуации характера.

MANIFESTATION OF PERSONAL FEATURES OF STUDENTS BELONGING TO YOUTH SUBCULTURES DEPENDING ON THEIR VALUE ORIENTATIONS ^V. Varykhanova, Е.V. Nikulina

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Municipal Educational Autonomous Institution Secondary School no. 11, 8/3 Aviatsionnaya St., Orenburg, 460055, Russia.

The article touches upon the issue of the manifestation of personal features of the university students belonging to youth subcultures. It discusses the theoretical approaches to the study of the phenomenon of youth subcultures by stating the theoretical provisions relating to the problem of personality value orientations. It is found that students belonging to an alternative rock culture represent by themselves quite a heterogeneous community, since they show variable hierarchies of values and psychological characteristics of personality. 40 people have been surveyed. Keywords: youth subcultures; value orientations; terminal values; spheres of life; individuality; character accentuation

1 Варыханова Клара Викторовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89148946933. Varykhanova Klara, Candidate of Biology, Associate Professor of the Psychology Department, tel.: 89148946933.

2Никулина Евгения Викторовна, педагог-психолог, тел.: 89643523677. Nikulina Evgenia, Psychologist Teacher, tel.: 89643523677.

Преобразования в политической, экономической и духовной сферах современного общества влекут за собой радикальные изменения в психологии и ценностных ориентациях людей. Особую остроту приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи, особенно студентов, принадлежащих к молодежным субкультурам.

Молодежная субкультура - новое и многогранное явление, затрагивающее множество аспектов: от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. Объединения молодых людей представлены в специальной литературе разными понятиями: неформальные молодежные объединения (НМО); уличные группировки; стихийные группы и т.п.

В последние годы существенно возрос научный интерес к изучению молодежной субкультуры, который ранее отсутствовал. Считалось, что в обществе, стремящемся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей. Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались как аномалия, социальное отклонение. Некоторые ученые представляли эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения», закрепившийся в научной литературе [5, 7, 9].

Л.А. Радзиховский определяет НМО как социально-психологическое явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются при вхождении в самостоятельную жизнь в современных конкретно-исторических условиях. Согласно Г.А. Лукс, НМО - это группа людей, осуществляющих общую деятельность, имеющих специфическую систему ценностей и связанную с ней модель поведения, выразительную систему атрибутов, стиль общения.

Нет единства и в толковании понятия «молодежная субкультура». Субкультура в широком смысле -это любая группа внутри более крупной системы, интересы которой отличаются от основного течения. Ученые определяют субкультуру как совокупность специфических социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей [2]. Это люди, имеющие ярко выраженный способ поведения, взаимодействия, внешний образ, эстетические пристрастия, жаргон, предпочитаемые источники информации, совокупность норм, статусную структуру, а также систему ценностей, убеждений, установок и жизненных стилей.

По мнению С.И. Левикова, НМО является лишь формой, внешней оболочкой молодежной субкультуры. Таким образом, молодежные субкультуры в деятельности представлены неформальными молодежными объединениями (НМО). Проблемы неформальных молодежных объединений затрагивались в работах таких зарубежных исследователей, как М. Брейк, С. Коэн, С. Фрит, У. Миллер, Т. Парсонс и др. Большинство исследователей рассматривали неформальные молодежные объединения только как форму де-

виантного поведения, криминогенного по своей сути [6].

И.С. Кон и Н.В. Кофырин считают, что проблема молодежных объединений характерна для всех стран и порождена, в первую очередь, глубоким кризисом существующих моделей социализации личности.

С.А. Беличева, А.Н. Островский, И.К. Полонский, Д.И. Фельдштейн акцентируют внимание на психолого-педагогических особенностях членов неформальных объединений. Молодежь привлекает в неформальных объединениях возможность самовыражения, реализации своих способностей в группе. Понятие молодежной субкультуры тщательно изучается. Согласно современной точке зрения, субкультура - суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. В рамках субкультуры ценности, нормы, представления, стереотипы традиционной культуры интерпретируются, оказываются скорректированными для конкретных сообществ, в том числе студенческой молодежи.

Молодежная субкультура - это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это «элитарная» культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. По мнению С.К. Бондыре-вой, современная молодежная субкультура имеет ряд особенностей: повышенная активность и реальная действенность молодежных групп; повышенная эмоциональность в поведении, отношениях, оценке действий и себя; показательная активная претензия на окружающих; оригинальная, порой вызывающая, форма поведения, в которой проявляется потребность быть замеченным и казаться значимым [5, 6]. К.Е. Игошев и Г.М. Миньковский рассматривают неформальные объединения как общность, состоящую из лиц молодого возраста, характеризуемую рядом неотъемлемых признаков: самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей; система мировоззрения, ценностных ориентаций, стереотипов поведения; атрибутика.

Понятие «неформальные молодежные объединения», по мнению И.С. Кона, связано с набором постоянных компонентов, к которым можно отнести специфический набор ценностей и норм поведения, определенные вкусы, форму одежды и внешний вид, чувство групповой общности и солидарности, характерную манеру поведения, ритуалы общения. Социально-психологическими характеристиками содержания деятельности молодежных групп, среди которых много студентов вузов, является смысловое пространство ценностей, установок, форм общения, осуществляемых в молодежных сообществах, формализованных структур нашей жизни, не вписывающихся в привычные правила поведения.

Г.А. Лукс, А.А. Кутьина, А.А. Матвеева, С.М. Копы-тин выделили ряд неотъемлемых признаков неформальных молодежных объединений (субкультур): самоорганизация и независимость от официальных (формальных) структур; обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка); особенности мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к конкретной группе.

Существует многообразие подходов к классификации неформальных групп. Выделяют: просоциаль-ные (социально-положительные); асоциальные - в стороне от основных социальных проблем, угрозы обществу не представляют, но общим нормам не подчиняются (панки, хиппи, рокеры); антисоциальные (социально-отрицательные), имеют агрессивный характер [8, 10].

И.П. Башкатов в качестве основы для типизации избрал совокупный асоциальный опыт и мотивы асоциальной деятельности (социально-нейтральные, асоциальные, неустойчивые криминальные, устойчивые криминальные) [1]. И.Ю. Сундиев выделяет разновидности неформальной самодеятельности: агрессивную, воспевающую культ силы; эпатажную - вызов сложившимся нормам, правилам; альтернативную -выработка отличающихся от общепринятых моделей поведения; социальную - на решение социальных задач; политическую - на изменение политической ситуации в соответствии с идеями группы.

Существует классификация молодежных субкультур по ведущим ценностям: романтико-эскапистские (хиппи, толкиенисты), направленные на расширение границ повседневного традиционного образа жизни; гедонистско-развлекательные (рейверы, рэпперы), направленные на получение удовольствий, поиск развлечений; полуделинквентные (люберы, гопники), стремящиеся к «красивой» жизни с помощью криминальных средств; радикально-деструктивные (анархисты, панки), направленные на переустройство общества, отрицание существующих норм.

Ценностные ориентации личности представляют собой сложную динамическую структуру, которая не только зависит от ценностей социума, но подвержена закономерным изменениям в процессе онтогенеза и несет на себе отпечаток индивидуальных и половых различий. Одновременно с этим, по единодушному мнению многих исследователей, система ценностных ориентаций во многом определяет формирование личности человека.

Представляют интерес исследования О.И. Жуковой, С.А. Пушненковой ценностных ориентаций во взаимосвязи с особенностями личности представителей молодежи [3].

Субкультура является относительно автономной внутрикультурной подсистемой, субъекты которой обладают самобытным образом и стилем жизни, набором ролей и системой ценностных ориентиров.

Одной из наиболее значимых и актуальных функций знаний о пространстве молодежной субкультуры является ценностно-смысловая. Поскольку в современном обществе идет изменение, ломка ценностных ориентаций и идеалов, господствовавших на протяжении длительного времени, возникают сложности с личностным и профессиональным ценностно-ориентационным определением, особенно это актуально для современной студенческой молодежи. Следует отметить, что в том или ином пространстве имеется смысловое ядро. Мы считаем, что таким ядром в пространстве молодежной субкультуры могут выступать именно ценностные ориентации.

Известно, что ценностные ориентации в психологии, по мнению Т.М. Андреевой, А.Г. Здравомыслова, Д.А. Леонтьева и др., связаны с потребностями как источниками активности человека и мотивами, ее побуждающими.

В отечественной психологии подходы к пониманию ценностей опираются на понятие личности, ее направленности. Согласно Б.Ф. Ломову, в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности.

Роль общественно-социальных отношений в формировании ценностных ориентаций указана в работах Б.Д. Парыгина, Г.М. Андреевой, А.И. Донцова, Л.И. Анцыферовой и др. Основываясь на концепции А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется значением и личностным смыслом, В работах Б.С. Братуся, Г.Е. За-лесского, Е.И. Головахи личностные ценности рассматриваются как сложная иерархическая система, которая занимает место на пересечении мотивацион-но-потребностной сферы личности и мировоззренческих структур сознания, выполняя функции регулятора активности человека [2, 4, 5].

Согласно М. Рокичу, истоки ценностей молодежи прослеживаются в культуре, обществе и личности. Ш. Шварц, У. Билски выделяют формальные признаки ценностей: это понятия или убеждения, которые имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению, они носят надситуативный характер, управляют выбором или оценкой поведения и событий.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему. Это в полной мере относится к молодежным субкультурам, включающим в себя студенческую молодежь.

Сложная и неоднородная структура ценностных ориентаций личности, двойственность источников их развития, разноплановость выполняемых ими функций определяют и наличие множества классификационных моделей ценностных образований, различаю-

щихся критериями, положенными в их основание. Объектом направленности личности могут выступать различные ценности. Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей: общественные идеалы, предметные ценности и личностные ценности. В.Ф. Сержантов сводит все ценности в две категории - материальные и духовные. Ш. Шварц и У. Билски выдвинули гипотезу о наличии ограниченного числа «универсальных мотивационных типов»-«доменов», различающихся между собой «типом цели» или доминирующей ценностью. Ими были выделены десять таких «доменов», фактически представляющих собой различные типы ценностных ориента-ций личности. Каждому «домену» соответствует та или иная ведущая терминальная ценность: саморегуляция, полнота ощущений, гедонизм, достижение успеха, власть, безопасность, конформность, поддержание традиций, благополучие группы, благополучие всех людей в целом. Данные ценности могут быть противоречащими друг другу. Исходя из этого, Ш. Шварц и У. Билски выделяют следующие дихотомии ценностей: ценности сохранения (безопасность, конформность, традиции) - ценности изменения (полнота ощущений, саморегуляция; ценности самоопределения (благополучие группы и человечества в целом) -ценности самовозвышения (власть, достижение, гедонизм).

М. Рокич разделяет ценности на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Он выделяет два класса ценностей:

- терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Д.А. Леонтьев приводит группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы.

Среди терминальных ценностей противопоставляются: конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) - абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество); ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) - ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь); индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) - ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других); активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) -пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

Среди инструментальных ценностей Д.А. Леонтьев выделяет следующие дихотомии:

- этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) - ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) - ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность);

- индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) - конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) - альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов);

- ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) - ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов);

- интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) - ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

Предпосылки молодежной субкультуры появляются в основном при сбое в «нормальном», привычном течении дел: в семье (излишний контроль или сверхсвобода); в формальной группе (организации, учебном заведении); в локальных войнах; среди людей безработных. Базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры, выступают указанные предпосылки. В неформальном молодежном объединении молодежь приобретает уверенность в себе, общность интересов, возможность самовыражения, моральные установки, ценности. Участие в той или иной молодежной субкультуре - результат осознанного выбора человека. Следовательно, этот выбор связан с определенными мотивами и побуждениями, могущими реализоваться лишь в субкультурном образе жизни.

Д.В. Ольшанский выделяет следующие особенности, характеризующие субкультурное поведение молодежи: стремление быть самим собой, что приводит к ревизии общезначимых норм и ценностей; заражение и подражание референтной группе; стадный инстинкт; нонконформистские тенденции в поведении; завышенные притязания. Ученый также выделяет особый тип молодежи - «психологически творческие неформалы». Это тип людей, живущих по непонятной и неудобной для массового сознания логике, отличной от привычной, обыденной. У лучших из представителей молодежных субкультур главная направленность их личности - стремление раскрыть, осуществить, реализовать себя и свои творческие потенции, мыслить необычно и раскованно. Поведение молодых людей отличается особой свободой и произвольностью, чаще всего проявляется в студенческой среде, в рамках различных молодежных субкультур.

М.В. Розин описал потребности, удовлетворяемые через демонстративное поведение в молодежных субкультурах. По его мнению, следует выделить потребности: в изживании конфликта со взрослыми - появляется окружение, которое несет в себе ценности, часто противоположные ценностям взрослых; потребность в событийности; потребность в принадлежности к группе; потребность в признании; потребность в смысле.

Таким образом, принадлежность молодежи, в том числе студенческой, к субкультуре обусловлена ценностными ориентациями, а также связана с индивидуально-психологическими особенностями личности. Изучение этого явления представляет научный и практический интерес.

В исследовании принимали участие 40 студентов вузов г. Иркутска, из них 23 юноши и 17 девушек в возрасте от 17 до 22 лет. Следует отметить тот факт, что испытуемые студенты мотивированы на обучение выбранной профессии, проявляют успешность в изучении некоторых предметов. Респонденты относят себя к альтернативной рок-культуре. Она представляет собой субкультуру, сформировавшуюся на основе музыкальных предпочтений и относящуюся к асоциальным группам, которые находятся в стороне от основных социальных проблем, угрозы обществу не представляют, но общим нормам не подчиняются. «Альтернативный рок» - термин в современной музыке, под которым понимают различные жанры рок-музыки, противопоставляющие себя традиционным. Внешний вид представителей этой субкультуры зависит от их возраста и среды общения. Наиболее часто встречающаяся на момент исследования комбинация - это черные волосы, закрывающие уши, лицо, черная одежда, кеды, пирсинг на лице, тоннели в ушах.

В работе использованы общепринятые в психологии методы исследования, проводилась статистическая обработка материала с помощью программы БТАИвТЮА 6.0. В качестве методик исследования использованы: «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина; методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности (в адаптации В.Н. Карандашева); опросник «Акцент 2-90» М.И. Вигдорчика (модифицированный вариант опросника Шмишека-Мюллера), направленный на изучение акцентуаций характера личности; Фрайбургский личностный опросник (РР!) Й. Фаренберга, Х. Зарга и Р. Гампела, направленный на выявление состояний и свойств личности; анкета, разработанная авторами.

Исследование было начато с анкетирования. По его результатам выявлено, что более половины испытуемых не просто слушают музыку, присущую субкультуре, но и исполняют, сочиняют ее сами. Этот признак в силу специфики группы представляется нам очень важным, так как несомненно связан с ценностными ориентациями и психологическими особенностями личности респондентов. На основании этого было решено разделить девушек и юношей на музыкантов и не музыкантов. Таким образом, мы получили четыре группы, условно названные нами: девушки-музыканты; девушки-не музыканты; юноши-музыканты и юноши-не музыканты.

Для исследования терминальных ценностей испытуемых был использован опросник И.Г. Сенина. По результатам его проведения было получено распределение показателей испытуемых по ведущим жизненным сферам. Для 25 испытуемых, из которых 13 юношей и 12 девушек, ведущей является сфера обучения и образования. Это отражает стремление респондентов к повышению уровня своей образованно-

сти, расширению кругозора. У 15 респондентов (9 юношей и 6 девушек) - ведущая сфера увлечений, хобби. Студенты считают, что без увлечения жизнь человека неполноценна. Установлено, что распределение жизненных сфер у испытуемых разных групп сходно. В группе девушек-музыкантов на первом месте стоит ценность духовного удовлетворения и ценность достижений. В группе девушек-не музыкантов преобладает сохранение собственной индивидуальности. Ведущими терминальными ценностями в группе юношей-музыкантов являются ценности достижений, духовного удовлетворения и сохранение собственной индивидуальности. У юношей-не музыкантов на первом месте среди ценностей стоит сохранение собственной индивидуальности и социальных контактов. Исполнение и создание собственной музыки приносит внутреннее удовлетворение музыкантам, что отвечает их ценностным ориентациям. Для слушателей особую значимость представляет сохранение собственной индивидуальности при прослушивании рок-музыки, эмоциональная насыщенность поведения, стремление к социальным контактам.

Использование методики Ш. Шварца позволило нам установить на уровне нормативных идеалов приоритет ценностей достижения, самостоятельности и универсализма у девушек-музыкантов. Для девушек-слушателей ведущими являются ценности достижения, гедонизма и универсализма. Юноши-музыканты предпочитают ценности достижения и самостоятельности, а у юношей-не музыкантов на высоком уровне присутствуют ценности: стимуляции, достижения, универсализма. Следует отметить, что на уровне нормативных идеалов практически все испытуемые отмечают ценность самостоятельности, доброты, полезности и дружбы. Терминальные ценности традиций и конформности не выделены ни одним из испытуемых в качестве ведущих. Испытуемые не придают большого значения обычаям и традициям, хотя для многих семейные ценности значимы. Вместе с тем практически для всех важным являются: свободолюбие, самоутверждение, независимость от чужого мнения. Некоторые юноши-музыканты выбирают ценность власти, посредством которой возрастает вероятность воздействия исполняемой ими музыки на слушателей.

Испытуемые всех групп на уровне убеждений признают важность проявления социальной компетентности для получения социального одобрения, хотя это может не всегда проявляться в их реальном поведении. На уровне убеждений приоритетными для всех групп являются ценности универсализма, безопасности. Юноши-слушатели отмечают значимыми ценности стимуляции, способствующие проявлению глубоких эмоциональных переживаний, сопричастности. На уровне индивидуальных приоритетов у них преобладают ценности самостоятельности, достижений и доброты. Практически все испытуемые предпочитают независимость и самостоятельность в принятии решений. По нашему мнению, необходимо отметить то, что ценность гедонизма преобладает у большинства респондентов, для которых важным представляется получение от жизни удовольствия и наслаждения, при-

чем немедленно. Эти приоритеты бесспорно оказывают большое влияние на формирование личности студентов, принадлежащих к молодежной рок-культуре.

Принадлежность к молодежной субкультуре несомненно отражается на психологических особенностях личности респондентов, которые пребывают в юношеском возрасте. Нами был использован опросник «Акцент 2-90» М.И. Вигдорчика. Установлено, что девушки, исполняющие музыку и сочиняющие ее, склонны к акцентуациям по шкалам циклотимности, демонстративности, возбудимости. Многие девушки экзальтированны. Девушки-слушатели имеют тенденцию к гипер-тимной и демонстративной акцентуациям. У юношей-музыкантов отмечена акцентуация по шкале демонстративности и тенденция к акцентуации по шкале интроверсии. Это свидетельствует о желании заявить о себе, с одной стороны, и о желании пребывать в своем внутреннем мире музыки, с другой. У юношей-слушателей выявлена акцентуация по гипертимному и демонстративному типам. Нами отмечено, что музыканты свою активность направляют на создание музыки, они более склонны к самовыражению. Девушки-музыканты очень эмоциональны, демонстративны. И девушки, и юноши, предпочитающие слушать музыку, более энергичны, активны, склонны к свободолюбию, у них высокая индивидуальность.

Для изучения состояний и свойств личности испытуемых нами был использован Фрайбургский личностный опросник. Установлено, что в группе девушек-музыкантов высокие значения выявлены по шкале маскулинности, что свидетельствует о наличии черт доминантности в проявлении творчества, о сильном желании воздействовать на окружающих посредством

музыкальных предпочтений. Показатели по всем остальным шкалам являются средними. Девушки-не музыканты готовы к сотрудничеству, склонны к риску, склонны вести себя по мужскому типу, любят чувственные удовольствия, экстровертированы. Юноши-музыканты направлены на мир собственных переживаний, хотя имеют высокие показатели по шкале открытости, им присуща мягкость, склонность к волнениям, рефлексии. По шкалам раздражительности, уравновешенности, реактивной агрессивности и застенчивости у них выявлены средние значения. Юно-ши-не музыканты склонны к раздражительности, спонтанной агрессивности, экстровертированности. Слушая музыку, они открыто выражают свое отношение к ней, могут вспылить. Юноши, входящие в субкультуру, но не исполняющие музыку, имеют сходство в своих личностных особенностях; напротив, юноши, исполняющие музыку, отличаются разнообразием личностных характеристик.

В настоящем исследовании мы изучили ценностные ориентации представителей альтернативной рок-культуры и выявили их личностные особенности. Результаты исследования позволяют судить о том, что студенты, принадлежащие к данной субкультуре, представляют собой достаточно неоднородную общность, демонстрируя разнообразные иерархии ценностей и психологические особенности личности. Нами были обнаружены взаимосвязи между ценностными ориентациями и личностными особенностями у испытуемых студентов, принадлежащих к альтернативной рок-культуре. Полагаем, что в силу недостаточной изученности проблемы необходимость подобных исследований представляется актуальной.

Статья поступила 17.03.2015 г.

Библиографический список

1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М.: Информпечать, 2000. 336 с.

2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 256-259.

3. Жукова О.И., Пушненкова С.А. Аксиологический кризис и поиск общечеловеческих ценностей в современном социокультурном пространстве // Вестник КемГУ. 2012. № 4 (52). Т. 1. С. 238-243.

4. Копытин С.М. Фактор межкультурных диффузий в формировании молодежных субкультур в современной России // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. № 2 (44). С. 70-77.

5. Кривцова Е.В. Исследование ценностного самоопределения личности // Вестник КемГУ. 2014. № 1 (57). Т. 2. С. 77-81.

6. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 608 с.

7. Лукс Г.А., Кутьина А.А., Матвеева А.А. Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячелетий. Самара: Изд-во СГУ, 2002. 104 с.

8. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. 399 с.

9. Ха Дон Джин. Процесс формирования молодежных музыкальных субкультур в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 7-1 (45). С. 182-184.

10. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.