Научная статья на тему 'Особенности жизненных ценностей студентов Курдистана (Ирак): экспериментальное исследование'

Особенности жизненных ценностей студентов Курдистана (Ирак): экспериментальное исследование Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ЛИЧНОСТЬ / VALUES / VALUES ORIENTATIONS / PEDAGOGICAL INSTITUTE / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мохаммад Насраддин Ебрагим

Анализируются результаты исследования 8-ми «блоков» ценностей по методике М. Рокича. В нем приняли участие 252 студента 4 факультетов педагогических вузов района Курдистана Ирака. Выявлена динамика ценностей студентов разных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Properetis life values of the students in Iraqi Kurdistan region: experimental research

The research data upon 8 «bloke» values obtained, using the method of M. Rokeach questionnaire. In the research took part 252 students from 4 colleges of the universities of Iraqi Kurdistan region. The dynamic of the values were distinguished.

Текст научной работы на тему «Особенности жизненных ценностей студентов Курдистана (Ирак): экспериментальное исследование»

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ОБЛАСТИ КУРДИСТАНА (ИРАК): ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Мохаммад Насраддин Ебрагим

Кафедра психологии Московский педагогический государственный университет пр. Вернадского, 88, корп. 1, Москва, Россия, 119571

Анализируются результаты исследования 8-ми «блоков» ценностей по методике М. Рокича. В нем приняли участие 252 студента 4 факультетов педагогических вузов района Курдистана Ирака. Выявлена динамика ценностей студентов разных курсов.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, педагогический вуз, личность.

Ценность — это специфическое образование в структуре индивидуального сознания, являющееся идеальным образцом и ориентиром деятельности личности и общества [1. С. 100].

Вопрос изучения ценностей, как социо-исторического процесса и явления является актуальным для ряда научно-практических проблем, связанных с социализацией, регуляцией поведения, формированием личности.

Значимость изучения системы ценностных ориентаций у студентов связан с изменением положения в области Курдистан Ирака и с малой изученностью указанной проблемы в педагогических вузах данной области, особенно после падения диктаторского режима Саддама Хусейна. В исследовании был использован опросник М. Рокича, переведенный с русского языка на курдский.

Основной вопрос эмпирического исследования: какая динамика характеризует систему ценностей, в том числе динамика терминальных ценностей, объединенных в блоки, у студентов педагогических вузов данной области?

Задачей нашего исследования было выявление места ценностей в общей иерархии у студентов разных курсов с точки зрения их значимости в той или иной совокупности. Для оценки значимости тех или иных ценностей для испытуемых мы ввели понятие их веса, т.е. значимости тех или иных ценностей в их общей иерархии: место тем выше, чем меньше вес, и, наоборот, чем больше вес, тем ниже значимость данной группы ценностей.

Анализ веса терминальных ценностей сведенных в блоки, показывает, что у студентов разных курсов, разных факультетов принимаемые терминальные ценности упорядочены в соответствии с их средними рангами следующим образом: у студентов всех курсов блок ценности «межличностные отношения» находится на 1-м месте (вес соответственно 27,62, 26,23, 27,93, 30,32); на 2-м месте у студентов 1-го, 3-го и 4-го курса блок ценности «абстрактные» (вес 35,57, 36,13, 37,22); у студентов 2-го курса на втором месте блок ценности «конкретная жизнь»; на 3-м месте у студентов 1-го и 2-го курса блок ценности «пассивные»

(вес 36,12, 35,62) и у студентов 3-го и 4-го курса блок ценности «активные» (вес 37,22, 38,00); на 4-м месте у студентов 1-го и 2-го курса блок ценности «активные» (вес 37,66, 36,42) и у студентов 3-го и 4-го курса блок ценности «пассивные» (вес 37,88, 38,70); на 5-м месте у студентов 2-го и 4-го курса блок ценности «профессиональная самореализация» (вес 38,82 и 45,79), у студентов 1-го и 3-го курса на 5-м месте находится блок ценности «конкретная жизнь» (вес 39,12 и 42,48); на 6-м месте у студентов 1-го и 3-го курса блок ценности «профессиональная самореализация» (вес 41,01 и 43,22), у студентов 2-го курса на 6-м месте находится блок ценности «абстрактные» (вес 39,72), у студентов 4-го курса на 6-м месте находится блок ценности «конкретная жизнь» (вес 46,13); на 7-м месте блок ценности «личная жизнь» (вес 47,46, 45,08, 48,20 и 49,16) и блок «индивидуальные ценности» (вес 67,90, 70,52, 64,85 и 62,57) занимают 8-е место. Данные статистического анализа подтверждают значимые различия в сторону большей выраженности качеств у студентов разных курсов по следующим терминиаль-ным ценностям: блок ценности «профессиональная самореализация» (0,007 при р < 0,05), блок «конкретные жизненные ценности» (0,002, 0,005, 0,004 при р < < 0,05), блок «ценности абстрактные» (0,046 при р < 0,05) и блок ценности «межличностные отношения» (0,049 при р < 0,05), блок ценности «личной жизни» (0,018 при р < 0,05), блок ценности «активные» (0,024 прир < 0,05).

Выводы. В выборках студентов данного района приоритетными оказались ценности «межличностные отношения». Хотя места некоторых ценностей (в том числе 1-е, 7-е и 8-е места) совпадают, все же места большинства ценностей при переходе во время обучения с одного курса на другой изменяются. Данные изменения считаются центром процесса динамики ценностей студентов указанного района, и главное здесь — направленность большинства студентов на блок ценности «межличностные отношения», т.е. на коллективные отношения. Этим объясняется то, что блок ценности «личная жизнь» и «индивидуальные» занимают самые последнее места среди всех ценностей. Таким образом, в соответствии с гипотезой в результате исследования мы обнаружили как относительную устойчивость ценностей, так и их динамичность. Именно динамичность системы ценностей студентов является основой развития ценностно-смыслового формирования и становления, определяющего успех в будущей профессиональной деятельности студентов — будущих учителей, данной области. Очевидно перспективы исследования ценностей в юношеском возрасте, особенно студентов педагогических вузов, как представителей курдского народа, связаны с выявлением социо-ис-торические условий и факторов, определяющих структуру системы ценностей, а также с установлением зависимости принятия решений и осуществления жизненных выборов личности от ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Сластенин В.А., Чижекова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2003.

PROPERETIS LIFE VALUES OF THE STUDENTS IN IRAQI KURDISTAN REGION: EXPERIMENTAL REASEARCH

Mohammad Nasraddin Ebrahim

The Chair of Psychology Moscow State Pedagogical University Vernadskovo str., 88, apart. 1, Moscow, Russia, 119571

The research data upon 8 «bloke» values obtained, using the method of M. Rokeach questionnaire. In the research took part 252 students from 4 colleges of the universities of Iraqi Kurdistan region. The dynamic of the values were distinguished.

Key words: values, values orientations, pedagogical institute, personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.