Научная статья на тему 'Позиция США в отношении становления автономии Иракского Курдистана: от вторжения до ухода'

Позиция США в отношении становления автономии Иракского Курдистана: от вторжения до ухода Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
383
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАКСКИЙ КУРДИСТАН / США / ИРАК / КУРДСКИЙ ВОПРОС / IRAQI KURDISTAN / USA / IRAQ / KURDISH ISSUE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тадтаев Георгий Христофорович

В статье рассматривается процесс выстраивания отношений между американской администрацией и властями Курдского автономного региона за десятилетие с 2003 по 2013 г. Особое внимание уделено фактору влияния на этот процесс официального Багдада и Турции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The US position toward the formation of autonomous Iraqi Kurdistan: from invasion to withdrawal

The paper analysis the process of building relations between USA authorities and a government of Kurdish autonomous region. The author considers most important factors of this process, such as influence of Turkey and Iraqi government.

Текст научной работы на тему «Позиция США в отношении становления автономии Иракского Курдистана: от вторжения до ухода»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2014. № 3/4

Г.Х. Тадтаев *

ПОЗИЦИЯ США В ОТНОШЕНИИ СТАНОВЛЕНИЯ АВТОНОМИИ ИРАКСКОГО КУРДИСТАНА: ОТ ВТОРЖЕНИЯ ДО УХОДА

G.K. Tadtaev

THE US POSITION TOWARD THE FORMATION OF AUTONOMOUS IRAQI KURDISTAN: FROM INVASION TO WITHDRAWAL

В статье рассматривается процесс выстраивания отношений между американской администрацией и властями Курдского автономного региона за десятилетие с 2003 по 2013 г. Особое внимание уделено фактору влияния на этот процесс официального Багдада и Турции.

Ключевые слова: Иракский Курдистан, США, Ирак, курдский вопрос.

The paper analysis the process of building relations between USA authorities and a government of Kurdish autonomous region. The author considers most important factors of this process, such as influence of Turkey and Iraqi government.

Key words: Iraqi Kurdistan, USA, Iraq, a Kurdish issue.

В настоящий момент, в связи с продолжающимся перераспределением баланса сил на Ближнем Востоке, конфликтом в Сирии, угрозой полной дестабилизации ситуации в Ираке, курдский вопрос вновь становится актуальным. Необходимо отметить, что перспектива курдского самоопределения в прошлом неоднократно использовалась великими державами как инструмент влияния на ситуацию в регионе1. Современный этап становления курдской автономии можно связать с укреплением Курдского автономного региона на севере Ирака после вторжения войск США и последующего переформатирования структуры государственного устройства этой страны.

Период 2003-2005 гг. в истории Ирака получил название «пурпурная революция», которое вошло в обиход после выступления президента Дж. Буша в Словакии 25 февраля 2005 г. В своей речи он упомянул «пурпурную революцию» в одном ряду с «революцией роз» в Грузии и «оранжевой революцией» в Украине2. За два года в Ираке были сформированы основы принципиально нового государственного строя, и эти преобразования действительно были революционными. Несмотря на

* Тадтаев Георгий Христофорович — магистрант 1 курса ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова.

1 См.: Мосаки Н.З. Курдистан и курдский вопрос в политике Запада и России (90-е годы XX века — начало XXI века). М.: Ин-т востоковедения РАН, 2011.

2 Matt Drudge Bush Coins Phrase — Calls Iraq "Purple Revolution" // Drudge Report. 24.02.2005. URL: http://www.freerepublic.com/focus/f-news/1350303/posts (дата обращения: 26.05.2014).

серьезные противоречия с другими силами внутри страны и противодействие со стороны дипломатического ведомства США, не желавшего излишнего усиления курдов, им удалось внести свой вклад в формирование системы государственного управления. Основные на тот момент задачи — федерализация Ирака, закрепление статуса Курдского автономного региона, встраивание в структуру государственной власти — были решены.

В то же время можно выделить основные проблемы того этапа. Во-первых, усиление роли курдов привело к резкому протесту других групп населения. Суннитское меньшинство, привыкшее за время правления Саддама Хусейна к роли гаранта государственности Ирака, выступило против федерализации, опасаясь раскола государства по этническому принципу. Наиболее наглядно это проявилось в процессе голосования за новую конституцию, который в суннитских регионах был проигнорирован.

Во-вторых, выборы, сформировавшие официальную политическую элиту Ирака, не смогли окончательно завершить этап государственного строительства. По их итогам Курдский автономный регион дистанцировался от центральной власти в Багдаде, сделав ставку на решение внутрирегиональных проблем. Суннитское меньшинство отказалось безоговорочно признать итоги «пурпурной революции». Шииты, вынужденные пойти на компромисс с остальными группами населения, также оказались не удовлетворены переменами в полной мере.

Период 2004-2005 гг. не стал завершающим этапом в распределении власти между основными игроками на политической арене Ирака. Основной причиной этого могло стать начало избирательного процесса до завершения этапа переговоров лидеров политических групп. Так, М. Оттауэй, научный сотрудник Фонда Кар-неги и специалист в области проблем демократизации, подчеркивает, что выборы стали лишь «инструментом для начала изменений в отношениях между США и Ираком»3, символом перехода власти от американской администрации к легитимным представителям иракского народа, однако они не смогли объединить Ирак.

Турция восприняла расширившуюся в итоге трансформации политической системы автономию Иракского Курдистана как угрозу. К 2007 г. на границе с Северным Ираком была сосредоточена готовая к вторжению 50-тысячная группировка войск. США выразили протест против действий турецкой стороны, однако уже в октябре начался новый виток противостояния. Турция стянула к границе новые войска и пригрозила Ираку экономической блокадой в случае дальнейшей активизации курдского движения.

Несмотря на общую поддержку США Курдской автономии, американская администрация показала свою неготовность идти на разрыв с Турцией. Во второй половине декабря 2007 г. в столицу автономии с незапланированным визитом прибыла госсекретарь США К. Райс с целью урегулирования сложившейся обстановки4. Однако курдские лидеры демонстративно отказались с ней встречаться, обвинив США в поддержке карательных акций Турции против курдского населения. Госсекретарь поспешила заверить партнеров по переговорам в том, что действия Турции были предприняты без ведома США.

3 Ottaway M. Iraq: Without Consensus, Democracy Is Not the Answer. URL: http://carnegieendow-ment.org/files/PB36.ottaway.FINAL.pdf (дата обращения: 28.05.2014).

4 Вавилов А.И. Захват Ирака: Причины, последствия, перспективы // Обозреватель — Observer. 2008. № 6. С. 99.

Однако миссию госсекретаря неожиданно осложнил телефонный разговор президента Дж. Буша с турецким премьером Р.Т. Эрдоганом, в котором глава США поддержал Анкару в борьбе против курдских сепаратистов5. Власти Курдистана были вынуждены пойти на ряд мер, направленных на сглаживание противоречий с турецкой стороной. В Эрбиле были закрыты представительства Рабочей партии Курдистана (РПК), ведущей повстанческую деятельность на территории Турции. Весьма резко на конфликт отреагировал официальный Багдад, пообещав бороться с повстанцами на своей территории и ужесточить пропускной режим на ирако-турецкой границе6.

Результатом событий конца 2007 — начала 2008 г. стала наглядная демонстрация того, что США были не готовы жертвовать интересами Турции ради укрепления своих позиций во взаимоотношениях с Эрбилем и поддержали борьбу властей Турции против боевиков РПК. В США эта партия по-прежнему внесена в список террористических организаций, несмотря на то что в Европейском союзе в 2008 г. было принято решение об ее исключении из списка таковых. Точно так же и во взаимоотношениях курдского руководства с официальным Багдадом США все чаще выступают с позиций, вызывающих недовольство в автономии. В отличие от курдов, готовых использовать радикальные методы для разрешения конфликтов с центральной властью, американцы предпочитают играть роль арбитра, не допуская дестабилизации ситуации. К примеру, в 2008 г., как заявило руководство курдского ополчения пешмерга, армия Ирака попыталась вытеснить их с занимаемых позиций в спорных регионах. В июле иракское правительство потребовало от отрядов пешмерга покинуть провинцию Диял, которая была занята ими после падения режима. Требования были озвучены, несмотря на то что в провинции преимущественно живут курды и большая часть населения желала сохранения присутствия курдских сил самообороны7. Отряды пешмерга приготовились к сопротивлению и обе стороны начали подтягивать к месту конфликта тяжелое вооружение8.

Арбитром в конфликте стали Соединенные Штаты. В полном соответствии с заявлением генерала М. Хертлинга, они выступили «в роли связующего звена между центральным правительством и регионами»9. В ходе конфликта генерал заявил о том, что он не собирается становиться ни на чью сторону в этом противостоянии. Хертлинг направил командиров американской армии в места столкновений для предотвращения разрастания конфликта10. В 2010 г. столкновения в провинции продолжились. И вновь американским военным пришлось обеспечивать разделение противоборствующих сторон. Накал противостояния достиг такой степени, что

5 Вавилов А.И. Политика США в мусульманском мире на примере арабских стран: Опыт критического анализа. М.: Библос Консалтинг, 2009. С. 57.

6 Under pressure, Maliki vows to help end Kurdish attacks on Turkey // The New York Times. 03.11.2007. URL: http://www.nytimes.com/2007/11/03/world/africa/03iht-turkey.1.8174084.html (дата обращения: 23.05.2014).

7Iraq: Iraqi army readies for showdown with Kurds // The Guardian. 03.09.2008. URL: http://www. theguardian.com/world/2008/sep/03/iraq.kurds (дата обращения: 27.05.2014).

8A Precarious Peace in Northern Iraq // Meadle East Research and Information Project. 01.10.2009. URL: http://www.merip.org/mero/mero100109 (дата обращения: 30.05.2014).

9 U.S. Bridging Gaps Between Baghdad, Provinces // NPR.org. 18.03.2008. URL: http://www. npr.org/2008/03/18/88431904/u-s-bridging-gaps-between-baghdad-provinces (дата обращения: 27.05.2014).

10A Precarious Peace in Northern Iraq // Meadle East Research and Information Project. 01.10.2009. URL: http://www.merip.org/mero/mero100109 (дата обращения: 29.05.2014).

командующий американскими войсками в Ираке генерал Р. Одьерно даже заявил о том, что после вывода американских солдат в регионе, возможно, потребуются миротворцы ООН11.

События «арабской весны» внесли дополнительный вклад в дестабилизацию обстановки. В феврале 2011 г. Ирак охватили волнения; начавшись в наиболее неблагополучных южных регионах, они достигли Багдада и лишь через две недели начались в Иракском Курдистане. Характерно, что события на севере Ирака проходили независимо от протестного движения во всей стране и были сконцентрированы вокруг политической борьбы на региональном уровне. Если в Багдаде на площади Тахрир протестующие требовали отставки премьер-министра аль-Малики, то в Курдской автономии более актуальной оказалась борьба со сложившейся на уровне региона политической системой.

В результате рост оппозиционных настроений в регионе привел к тому, что в разгар «арабской весны», в феврале-апреле 2011 г., в Иракском Курдистане начались протесты схожие с теми, что охватили на тот момент весь Ближний Восток. Протестующие, в числе которых было много сторонников оппозиционной партии «Горран» («Перемены»), требовали ухода правительства в отставку, ликвидации двухпартийной системы управления, отстранения военных и представителей сил безопасности от политической деятельности12.

Однако власти отказались пойти на соглашение с протестующими и начали силовой разгон демонстраций. Руководство США призвало обе стороны воздержаться от насилия. Пресс-секретарь посольства США заявил: «Позиция США ясна: люди в Иракском Курдистане, как и люди по всему Ираку и на всей территории региона, имеют полное право на проведение мирных демонстраций, право свободно собираться, добиваться возмещения от своего правительства и выражать свое мнение без страха давления или смерти»13.

Тем не менее реальные инструменты для давления на власти Иракского Курдистана не были применены. К. Поллак, эксперт по вопросам национальной безопасности Института Брукингс, заявил в интервью «Нью-Йорк Таймс», что американские власти боятся «раскачивать и без того уже нестабильную лодку», рискуя потерять своего долгосрочного партнера. В этом плане реакция на события в Иракском Курдистане оказалась схожей с позицией США по волнениям в Бахрейне, другом важном союзнике на Ближнем Востоке14.

После парламентских выборов 2013 г. доминирующую роль на политической арене региона продолжала удерживать Демократическая партия Курдистана. Однако влияние оппозиционных движений неуклонно росло, и партия «Горран» сенсационно заняла на выборах второе место, опередив Патриотический союз Курдистана (ПСК).

11 Odierno: Kurdish-Arab Fighting may Require UN Force in post-American Iraq // Informed comment. 07.07.2010. URL: http://www.juancole.com/2010/07/odierno-kurdish-arab-fighting-may-require-un-force-in-post-american-iraq.html (дата обращения: 30.05.2014).

12 Kurdish opposition Gorran party calls on Iraqi Kurdistan regional govt to resign // Kurd.net. 31.01.2011. URL: http://www.ekurd.net/mismas/articles/misc2011/1/state4580.htm (дата обращения: 30.05.2014).

13Anger Lingers in Iraqi Kurdistan After a Crackdown // The New York Times. 18.05.2011. URL: http://www.nytimes.com/2011/05/19/world/middleeast/19iraq.html (дата обращения: 27.05.2014).

14 Там же.

Это еще раз подтверждает то, что приоритетом американской политики в отношении Иракского Курдистана оставалось сохранение стабильности в регионе. Ряд международных неправительственных организаций, в том числе Human Right Watch и Amnesty International, заявляли о массовых нарушениях прав человека, введении цензуры, преследовании журналистов, насилии в отношении мирных демонстрантов и расстрелах протестных акций. Бюро по демократии, правам человека и труду Госдепартамента США в 2011 г. представило отчет, согласно которому власти Курдского автономного региона допускали ущемления прав религиозных меньшинств15. Однако Государственный департамент США, обычно весьма внимательный к вопросам соблюдения прав человека, отреагировал на действия властей региона довольно спокойно. Член оппозиционной партии «Горран» А. Осман заявил, что американцы «дали зеленый свет для ПСК и позволили им делать все, что вздумается в отношении протестующих»16.

Ключевым фактором, стимулировавшим американскую политику по «наведению мостов» между Багдадом и Эрбилем, можно назвать опасения начала полномасштабного конфликта между курдами и арабами в период вывода американских войск и после него. В то же время внутренние конфликты в автономии, как демонстрирует опыт событий 2011 г., также нельзя было исключать.

Заинтересованность в замораживании существующих конфликтов обоснована и экономическим фактором. Возможность разработки богатых нефтяных месторождений Иракского Курдистана, заинтересованность в которых выражает ряд американских нефтяных компаний, напрямую зависит от стабильности в регионе.

Подводя итоги послевоенного сотрудничества США и курдского национального движения в Ираке, можно констатировать, что возникшие противоречия по статусу Курдской автономии привели к заметному охлаждению в отношениях между сторонами. Несмотря на надежды лидеров Курдистана на поддержку США в становлении де-факто суверенного курдского региона, американцы были вынуждены занять компромиссную позицию, балансируя между интересами Эрбиля, федеральных властей Ирака и Турции. Основной задачей США стало поддержание стабильности в стране и сглаживание противоречий между властями Курдской автономии и официальным Багдадом. Несмотря на очевидную важность партнерских отношений между Соединенными Штатами и курдским движением, американские военные и дипломатические структуры предприняли шаги, ограничивающие чрезмерные, на их взгляд, амбиции курдов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вавилов А.И. Захват Ирака: Причины, последствия, перспективы // Обозреватель — Observer. 2008. № 6.

Вавилов А.И. Политика США в мусульманском мире на примере арабских стран: Опыт критического анализа. М.: Библос Консалтинг, 2009.

Мосаки Н.З. Курдистан и курдский вопрос в политике Запада и России (90-е годы XX века — начало XXI века). М.: Ин-т востоковедения РАН, 2011.

15 International Religious Freedom Report for 2011, United States Department of State, Bureau of Democracy, Human Rights and Labor. URL: http://www.state.gov/j/M/rls/irf/2011religiousfreedom/ index.htm#wrapper (дата обращения: 03.06.2014).

16Anger Lingers in Iraqi Kurdistan After a Crackdown // The New York Times. 18.05.2011. URL: http://www.nytimes.com/2011/05/19/world/middleeast/19iraq.html (дата обращения: 04.06.2014).

A Precarious Peace in Northern Iraq // Meadle East Research and Information Project. 01.10.2009. URL: http://www.merip.org/mero/mero100109

Anger Lingers in Iraqi Kurdistan After a Crackdown // The New York Times. 18.05.2011. URL: http://www.nytimes.com/2011/05/19/world/middleeast/19iraq.html

International Religious Freedom Report for 2011, United States Department of State, Bureau of Democracy, Human Rights and Labor. URL: http://www.state.gov/j/drl/rls/ irf/2011religiousfreedom/index.htm#wrapper

Iraq: Iraqi army readies for showdown with Kurds // The Guardian. 03.09.2008. URL: http://www.theguardian.com/world/2008/sep/03/iraq.kurds

Kurdish opposition Gorran party calls on Iraqi Kurdistan regional govt to resign // Kurd. net. 31.01.2011. URL: http://www.ekurd.net/mismas/articles/misc2011/1/state4580.htm

Matt Drudge Bush Coins Phrase — Calls Iraq "Purple Revolution" // Drudge Report. 24.02.2005. URL: http://www.freerepublic.com/focus/f-news/1350303/posts

Odierno: Kurdish-Arab Fighting may Require UN Force in post-American Iraq // Informed comment. 07.07. 2010. URL: http://www.juancole.com/2010/07/odierno-kurdish-arab-fighting-may-require-un-force-in-post-american-iraq.html

Ottaway M. Iraq: Without Consensus, Democracy Is Not the Answer. URL: http:// carnegieendowment.org/files/PB36.ottaway.FINAL.pdf

U.S. Bridging Gaps Between Baghdad, Provinces // NPR.org. 18.03.2008. URL: http:// www.npr.org/2008/03/18/88431904/u-s-bridging-gaps-between-baghdad-provinces

Under pressure, Maliki vows to help end Kurdish attacks on Turkey. The New York Times, 03.11.2007. URL: http://www.nytimes.com/2007/11/03/world/africa/03iht-turkey.1.8174084. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.